Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОФШОРОВ'

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОФШОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЗКОНАЛОГОВЫЕ ЮРИСДИКЦИИ / ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ (КИК) / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / АНТИОФШОРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошкина Д.В.

Статья посвящена проблеме минимизации налогов в РФ с помощью низконалоговых юрисдикций, подробно рассмотрена одна из схем уклонения от налогообложения, меры предпринятые на высшем уровне с целью решения данной проблемы и слабые стороны принятых нормативно-правовых актов.The article is devoted to the problem of minimization of taxes in the Russian Federation with the help of low-tax jurisdictions, one of the schemes of tax evasion is considered in detail, the measures that are taken at the highest level to solve this problem and weaknesses adopted normative - legal acts are also reviewed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОФШОРОВ»

7. Дудник Т.А. «Безработица в молодежной среде: причины и пути решения», Экономика и социум , 2015 № 2 (15).

Ерошкина Д. В. студент 4 курса кредитно - экономический факультет Финансовый Университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОФШОРОВ

Статья посвящена проблеме минимизации налогов в РФ с помощью низконалоговых юрисдикций, подробно рассмотрена одна из схем уклонения от налогообложения, меры предпринятые на высшем уровне с целью решения данной проблемы и слабые стороны принятых нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: низконалоговые юрисдикции, офшорные зоны, контролируемые иностранные компании (КИК), система налогообложения, антиофшорное законодательство.

The article is devoted to the problem of minimization of taxes in the Russian Federation with the help of low-tax jurisdictions , one of the schemes of tax evasion is considered in detail, the measures that are taken at the highest level to solve this problem and weaknesses adopted normative - legal acts are also reviewed .

Keywords: low-tax jurisdictions, offshore zones, controlled foreign companies ( CFC ), the taxation system, Anti- offshore legislation .

Проблема борьбы с активным использованием различных инструментов международного налогообложения в целях законной и полузаконной минимизации налоговых обязательств является актуальным направлением налоговой политики Российской Федерации начиная с 2011г, когда этот вопрос начал обсуждаться на высшем политическом уровне. Вопрос деофшоризации стоит наиболее остро в настоящее время, так как введенные по отношению к России санкции ограничивают доступ к финансовым рынкам и вынуждают мобилизовать все имеющиеся в финансовом окружении ресурсы. Еще одной причиной актуальности данной задачи является тот факт, что до 2018 года основным вектором развития налоговой политики является недопущение увеличения налоговой нагрузки, а, значит, возрастает необходимость развития налогового администрирования в целях повышения эффективности действующей налоговой системы.

Схема уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций выглядит следующим образом:

1. В офшорной зоне российское предприятие регистрирует свою дочернюю компанию. Полный перечень офшорных юрисдикций: [1]

Ангилья

Княжество Андорра

Антигуа и Барбуда Аруба

Содружество Багамы

Королевство Бахрейн

Белиз

Бермуды

Бруней-Даруссалам

Республика Вануату

Британские Виргинские острова Гибралтар

Гренада

Содружество

Доминики

Китайская Народная

Республика:Специал

ьный

административный

район Гонконг

(Сянган);

Специальный

административный

район Макао

(Аомынь);

Союз Коморы: остров Анжуан;

Республика Либерия

Княжество Лихтенштейн

Мальдивская

Республика

Республика

Маршалловы

Острова

Княжество Монако Монтсеррат

Республика Науру

Республика Ниуэ

Объединенные Арабские Эмираты Острова Кайман

Республика Палау

Республика Панама;

Республика Самоа Республика Сан-Марино

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн; Нормандские острова(острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни)

и Сен-

Малайзия: остров Лабуан

Республика Острова Кука Кюрасао

Маврикий Мартен

(нидерландская часть)

Острова Теркс и Республика Кайкос Сейшельские

Острова

2. Российская компания продает фирме в офшорной зоне товар по заниженной цене, а значит выплачивает минимальные налоги, затем офшорная фирма продает товар в другое государство, но уже по мировым ценам. Таким образом, значительная доля выручки концентрируется в офшорной фирме, что наносит значительный ущерб бюджету РФ. Или другая схема: в случае импорта, дочерняя компания в офшоре покупает

продукцию по мировым ценам, но продает головной компании в России уже по заниженным, что также снижает налоговую нагрузку на российскую компанию.

По оценке замглавы Минфина Сергея Шаталова, около $20 трлн мировых активов контролируются из офшор, точная доля, приходящихся на Россию не известна, но она несомненно велика. В опубликованном в октябре 2015г. рейтинге РБК: Крупнейшие компании России, в которую вошли 500 российских компаний, выручка которых составила 77% российского ВВП был осуществлен анализ места регистрации компаний. Так, участники рейтинга поделились следующим образом: 239 компаний - российская юрисдикция (из них 87 - государственные, для которых вопрос выбора юрисдикции отпадает), 183 - зарегистрированные за рубежом и 38 -зарегистрированные в иностранных юрисдикциях через «компании-оболочки», то есть компании, которые не имеют существенных активов в стране регистрации и не ведут в ней операций, в качестве примера Yandex N. V. или United Company RUSAL. В рейтинге также участвовала 1 иностранная компания - это VimpelCom, а 40 компаний не раскрыли юрисдикцию. Таким образом, частный бизнес распределился в следующей пропорции: 152:222 не в пользу российской юрисдикции. Необходимо отметить, что наиболее популярной зарубежной юрисдикцией является Кипр, где зарегистрировано 136 компаний из списка, далее следуют Нидерланды (21 компания), Британские Виргинские острова (14 компаний), Люксембург (7 компаний) и т. д.

Совокупная выручка компаний с российской юрисдикцией в 2014г. составила - 32,47 трлн рублей, но большая доля (24,5 трлн рублей) принадлежит государственным компаниям, совокупная выручка компаний во всех прочих юрисдикциях - 23,57 трлн рублей. Сравнительный анализ представлен в таблице.[6]

Совокупная выручка, трлн руб.

10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

9054,1

685,8 551,7

2014 год стал переломным моментом в ходе процесса деофшоризации российской экономики: был принят Федеральный закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). С 1 января 2016г. если доля в такой компании больше 25%, а прибыль превышает 30 млн рублей, то налог для компании составит 20% с прибыли.

Также в 2015г. Госдума приняла ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", касающийся амнистии капитала, то есть программа представляет любым физическим лицам возможность раскрыть информацию о принадлежащем им имуществе и счетах в иностранных банках, освобождая от применения мер административной, налоговой и уголовной ответственности. Данная мера борьбы с уклонением от уплаты налогов успешно проводилась во многих странах, например, Ирландия (1988г.), Италия (2001-2002гг.). Что касается России возможная проблема состоит в неуверенности в стабильности и безопасности нахождения капитала в стране, поэтому необходимо убедить инвесторов в существовании условий для эффективного использования финансовых ресурсов на российском рынке. [3]

Еще одним шагом в рамках концепции деофшоризации российской экономики стало принятие 15 февраля 2016г. закона, запрещающего предоставление субсидий, бюджетных инвестиций и государственных гарантий иностранным компаниям. Запрет касается российских юридических лиц, доля офшорных компаний в которых превышает 50%, закон вынуждает раскрывать всех выгодоприобретателей, в случае, если хотя бы один из них является иностранным резидентом, компания государственной поддержки не получит. [5]

Кроме этого, была утверждена Конвенция о взаимной

административной помощи по налоговым делам, которая предполагает возможность обмена налоговой информацией между участницами Конвенции, а также взаимопомощь и согласованность по взиманию налогов.

Еще одним шагом к борьбе с уклонением от налогообложения является принятие Межправительственного соглашения об обмене налоговой информации в целях противодействия использования незаконных схем минимизации налогообложения.

Но необходимо отметить слабые стороны принятых правовых актов. Как только Федеральный закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК) был принят, сразу увеличились обращения клиентов в консалтинговые агентства с просьбами о поиске «оптимальных юрисдикцию» - сообщил Алексей Рябов, партнер Ernst&Young. Среди стран с наиболее благоприятными налоговыми условиями рассматривают: Великобританию, Швейцарию, Монако и Мальту.

Еще один способ обхода - это перерегистрация бизнеса в странах Евразийского экономического союза, так как по закону прибыль КИК из стран-членов ЕвроАзЭС освобождается от налогообложения. Например, в Казахстане антиофшорное законодательство мягче, чем в России, законодательство о КИК применяется в отношении Кипра, Люксембурга, но, например, Нидерланды, Швейцария и Сингапур в этот перечень не входят.

Таким образом, на текущий момент уже приняты ключевые правовые акты в области деофшоризации российской экономики. Но, по моему мнению, этого недостаточно. Кроме изменения действующего законодательства следовало бы обратить внимание на прозрачность при учреждении компаний, укрепление межгосударственных отношений в области раскрытия информации, а также развитию благоприятного инвестиционного климата. На основе данных Всемирного банка по уровню инвестиционного климата и легкости ведения бизнеса Россия занимает 51 место между Перу и Молдовой.

Сравнительная таблица стран по уровню развития инвестиционного

климата[8]

Страна Место в мировом рейтинге

Сингапур 1

Новая Зеландия 2

Дания 3

Республика Корея 4

САР, Гонконг, Китай 5

Великобритания 6

США 7

Россия 51

Что касается прогнозов, то несмотря на попытки решить проблему офшоров, колоссальных перемен не предвидится. Так, аналитики Boston Consulting Group(BCG) прогнозируют, что до 2019г. объем российских финансовых ресурсов в офшорных зонах будет расти примерно на 10,2%

ежегодно. Причиной такой тенденции является политическая и экономическая нестабильность, геополитические проблемы, а также историческая тенденция хранения финансовых активов в низконалоговых юрисдикциях.[5]

Использованные источники:

1. Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.10.2014) "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)"

2. Сазонов, В. Амнистия капиталов: мировой опыт// Forbes, 2014, №5

3. Ровинский М. Амнистия капитала: ожидания и реальность/ZForbes, 2015, №5

4. Воронина Ю. Гарантии только для своих// Российская газета, 2016, №2

5. Beardsley B. Global Wealth 2015: Winning The Growth Game// BCG. Boston MA 02108. 2015

6. http://www.rbc.ru/rbc500/

7. https://www.nalog.ru/

8. http://www.worldbank.org/

Ершова О.А. студент 4 курса ИСОиП (филиал) ДГТУ Россия, г. Шахты СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛИФТОВОГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЕРВИСА)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов и проблем организации сервисного обслуживания объектов недвижимости, а именно лифтового сервиса, представлены подходы по повышению качества обслуживания клиентов.

Ключевые слова. Лифт, сервис, организация обслуживания, объекты недвижимости.

В каждом городе жилые комплексы состоят из многоэтажных домов, лифт для каждого человека - обыденная и необходимая вещь. Количество используемых лифтов с каждым днем увеличивается, работа с ними становится все более трудоемкой и масштабной [2]. Рассмотрим данный процесс на примере лифтовой аварийной службы ЗАО «Союзлифтмонтаж-Юг».

Сервисная служба по обеспечению лифтов, в соответствии с функциональными обязанностями работников, состоит из следующих работников: электромеханик-дежурный; электромеханик-ремонтник; диспетчер, принимающий сигнал; мастер - ответственный за организацию аварийного обслуживания лифтов; снабженец запчастями, который

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.