Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ'

РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСТВО / ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КУРСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ ЗЕМСТВО / УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗВУКОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамаева Татьяна Петровна

Цель - проанализировать процесс формирования и развития системы народного образования в России на рубеже XIX-XX вв. на примере Курской губернии, земские учреждения которой уделяли народному просвещению первостепенное внимание; показать результаты и значение земской работы в сфере народного образования. Метод или методология проведения работы. Автор использует исторический, сравнительный и проблемно-хронологический методы. Результаты. В ходе проведенного исследования установлено, что деятельность земских учреждений в России на рубеже XIX-XX вв. оказала положительное влияние на содержание и организацию учебного процесса и тем самым создала условия для ускоренного развития всей системы народного образования. Стабильная работа земских училищ привела к постоянному росту количества грамотных людей в России, что являлось необходимым фактором прогрессивного развития страны. Многообразные формы просветительной работы, применяемые земскими учреждениями, можно использовать в современном образовательном пространстве, особенно в сельской местности, где школа является важным центром интеллектуальной и культурной жизни села. Область применения результатов. Материалы данного исследования могут быть использованы в образовательном процессе в вузах, в краеведческой работе и в дальнейшей научно-исследовательской работе, связанной с изучением деятельности земских учреждений Курской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ELEMENTARY PUBLIC EDUCATION IN KURSK PROVINCE AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES: MAIN RESULTS AND VALUE OF ZEMSTVO ACTIVITIES IN THE FIELD OF EDUCATION

Purpose - to analyse the process of forming and development the system of public 33educationin Russiaat the turn of XIX-XXcenturies by the exampleof Kursk province where the institutions of zemstvo gave priority to people’s education; to show results and value of zemstvo work in the field of public education. Methodology. The basis of the research is the historical, comparative and problem-chronological methods. Results. In the course of the study it was found that the activities of the institutions of zemstvo in Russiaat the turn of XIX-XX centuries has had a positive impact on the content and organization of the educational process and thereby created conditions for rapid development of the entire system of public education. Stable work of zemstvo’s schools has led to a constant increase in the number of literate people in Russia, which was a necessary factor of progressive development of the country. Various forms of educational work applied by the institutions of zemstvo can also be used in modern educational space, especially in rural areas where the school is an important center of intellectual and cultural life of the village. Practical implications. The materials of this research can be used in educational process at universities, in study of local lore work and in the further research work related to the study of the activities of zemstvo institutions of Kursk province.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ»

DOI: 10.12731/2077-1770-2016-3-2-35-51 УДК 37.014.2(470) «18/19»

РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.:

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Мамаева Т.П.

Цель - проанализировать процесс формирования и развития системы народного образования в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. на примере Курской губернии, земские учреждения которой уделяли народному просвещению первостепенное внимание; показать результаты и значение земской работы в сфере народного образования.

Метод или методология проведения работы. Автор использует исторический, сравнительный и проблемно-хронологический методы.

Результаты. В ходе проведенного исследования установлено, что деятельность земских учреждений в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. оказала положительное влияние на содержание и организацию учебного процесса и тем самым создала условия для ускоренного развития всей системы народного образования. Стабильная работа земских училищ привела к постоянному росту количества грамотных людей в России, что являлось необходимым фактором прогрессивного развития страны. Многообразные формы просветительной работы, применяемые земскими учреждениями, можно использовать в современном образовательном пространстве, особенно в сельской местности, где

школа является важным центром интеллектуальной и культурной жизни села.

Область применения результатов. Материалы данного исследования могут быть использованы в образовательном процессе в вузах, в краеведческой работе и в дальнейшей научно-исследовательской работе, связанной с изучением деятельности земских учреждений Курской губернии.

Ключевые слова: начальное народное образование; земство; земские учреждения; Курское губернское земство; уровень грамотности населения; внешкольное образование; повторительные учебные курсы; звуковой метод обучения грамоте.

THE DEVELOPMENT OF ELEMENTARY PUBLIC EDUCATION IN KURSK PROVINCE AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES: MAIN RESULTS AND VALUE OF ZEMSTVO ACTIVITIES IN THE FIELD OF EDUCATION

Mamaeva T.P.

Purpose - to analyse the process of forming and development the system of public 33educationin Russiaat the turn of XIX-XXcenturies by the exampleof Kursk province where the institutions ofzemstvo gave priority to people's education; to show results and value of zemstvo work in the field ofpublic education.

Methodology. The basis of the research is the historical, comparative and problem-chronological methods.

Results. In the course of the study it was found that the activities of the institutions of zemstvo in Russiaat the turn of XIX-XX centuries has had a positive impact on the content and organization of the educational process and thereby created conditions for rapid development of

the entire system of public education. Stable work of zemstvo's schools has led to a constant increase in the number of literate people in Russia, which was a necessary factor of progressive development of the country. Various forms of educational work applied by the institutions of zemstvo can also be used in modern educational space, especially in rural areas where the school is an important center of intellectual and cultural life of the village.

Practical implications. The materials of this research can be used in educational process at universities, in study of local lore work and in the further research work related to the study of the activities of zemstvo institutions of Kursk province.

Keywords: elementary public education; zemstvo; the institutions of zemstvo; the Kursk provincial zemstvo; literacy; after-school education; repeating courses; the sound method of teaching reading.

Начальная народная школа своим развитием полностью обязана инициативе местных органов управления, появившихся в России по Положению о земских учреждениях 1864 года. Именно земская активность обусловила жизнестойкость и результативность работы начальных училищ (по терминологии тех лет), и все это вопреки тому факту, что дело организации народного образования было отнесено к необязательным земским функциям.

Земская практика выработала многообразные формы культурно-просветительной работы, но, прежде всего, земская деятельность была направлена на создание системы всеобщего школьного образования.

В результате кропотливой работы земствам удалось создать новый тип школы. К февралю 1917 г. в России действовало около 65 тысяч земских начальных школ (всех начальных школ в стране имелось 124 тысяч). К 1 января 1915 г. в 43 земских губерниях в

народных школах обучалось 4346 тысяч учащихся,в неземских -1596 тысяч учащихся [8, с. 1Х-Х1, XIV, 77]. Громадное большинство школ имело собственные здания. В среднем в земских школах на одного учителя было 40,7 учеников при норме в 50 человек. С 1890 по 1914 г. земские расходы на народное образование выросли в 15 раз - с 7 до 104 млн. рублей в год (государственные расходы -в 6-7 раз) [7; 2, с. 42].

Рассмотрим процесс формирования системы народного образования в России на примере Курской губернии, где земство было среди тех общественных учреждений, которые уделяли народному просвещению первостепенное внимание. В первые годы существования земских органов шло накопление материальных средств и опыта практической работы по налаживанию местного хозяйства. На протяжении первого этапа своей деятельности (1865-1894) курское земство основное внимание сосредоточило на субсидировании средних учебных заведений и подготовке учительского персонала для начальных школ, а заботы по строительству и содержанию школ были возложены на уездные земства и сельские общества [6, с. 32]. Первым весомым результатом данного этапа было открытие в 1872 г. земской учительской школы, которая стала основным учебным заведением, ведущим подготовку педагогического персонала для народных училищ губернии.

Среди других мероприятий следует отметить выработку в 1875 г. особого пенсионного устава для народных учителей, организацию учительских съездов и кратковременных педагогических и общеобразовательных курсов (с 1872 г.). Губернское земство оказывало материальную помощь и средним учебным заведениям: Мариинской женской гимназии; частной женской гимназии Кра-совской, епархиальному училищу; реальному училищу [1, с. 4; 4,

с. 7]. По отношению к высшему образованию применялась практика назначения стипендий и пособий [5, с. 49; 6, с. 85-86].

Чаще всего по многим показателям состояния народного образования Курская губерния занимала срединное место среди других земских губерний, но по сравнению с соседними Воронежской и Харьковской губерниями в ряде случаев была немного впереди. Так, в 1894 г. Курская губерния по количеству земских школ вместе с министерскими занимала 6 место, а Воронежская и Харьковская губернии соответственно 10 и 13 места. По общему количеству начальных школ всех ведомств Курская губерния стояла на 11 месте, тогда как Воронежская и Харьковская занимали 15 и 17 места [1, с. 54]. Но количество школ нельзя рассматривать отдельно от таких показателей, как число жителей и пространство губернии. Так как Курская губерния была одной из самых густонаселенных, то школ в конце XIX в. было недостаточно: одна школа приходилась на 1955 жителей (26 место среди земских губерний), но даже в этом случае Воронежская и Харьковская губернии оказались позади (на 33 и 32 местах) [1, с. 54]. Что касается расходов на содержание учительского персонала, то по данному показателю в 1898 г. Курское земство находилось на 11 месте среди всех земств, тогда как Воронежское и Харьковское земства занимали соответственно 14 и 15 места [9, с. 25]. В 1900/1901 учебном году по количеству достаточно подготовленных учителей (56,2%) Курская губерния вышла на 4 место, уступив только Московской, Орловской и Саратовской губерниям [15, с. 21].

К концу 1894 г. изменился в положительную сторону состав губернского земского собрания: в число гласных были избраны прогрессивные дворянские деятели - А.Н. фон-Рутцен, П.Д. Долгоруков, А.В. Евреинов, В.Е. Якушкин и другие. Инициатором и руководителем всех важнейших просветительных мероприятий

губернского земства стала специальная Комиссия по народному образованию при губернской земской управе, начавшая свою деятельность с 1894 г. Первоочередное внимание в 1895-1907 гг. уделялось развитию начальной школы (73,5% от всех образовательных ассигнований) [6, с. 62].

Наиболее значительными мероприятиями второго этапа были выделение из специально созданных фондов ссуд и пособий на школьное строительство (с 1895 г.), учреждение библиотек при земских школах (с 1895 г.), регулярное ведение школьной статистики (с 1896 г.), создание справочно-педагогического бюро (1897 г.), составление двух вариантов школьной сети по губернии (1896 и 1906 гг.), открытие музея наглядных пособий (1901 г.) и учреждение принем мастерской по изготовлению таких пособий (1902 г.), проведение губернских учительских курсов (1897-1903 гг.) и организация первой Общеземской выставки по народному образованию (1902 г.) [6, с. 182].

Именно с конца XIX века курское земство в своей практической деятельности первостепенное внимание уделяло мероприятиям по обеспечению населения доступной, эффективной, хорошо организованной и оснащенной школой. Наибольшая интенсивность открытия земских школ наблюдается в течение последнего этапа деятельности курского земства (1908 - начало 1918 года): было основано 513 народных школ (ежегодно - около 72) и к 1913/1914 учебному году их насчитывалось 1510 [6, с. 237]. В целом курское земство строго придерживалось выбранного им курса на скорейшее введение всеобщего начального образования в губернии, поэтому не прекращало выделять значительные суммы на школьное строительство.

Увеличение числа земских школ и обучающихся в них оказывало положительное воздействие на уровень грамотности населе-

ния. Уже к концу XIX в. были заметны существенные сдвиги: к 1897 г. среди населения Курской губернии грамотные составляли 16,3%, тогда как в начале 1880-х гг. их было всего 7,8% [12, с. XI; 13, с. 34]. При этом среди категории лиц в возрасте от 10 до 29 лет процент грамотных был наибольшим (около 40%) [1, с. 45].

По всей Российской империи к началу XX в. роль земств в содержании и развитии сети народных школ все еще была ведущей. Например, по данным однодневной переписи 1911 г., в общей сумме доходов земских школ доля земских поступлений составляла более 56%.

Следует отметить, что земские школы были составляющей частью целостной системы народного образования, поэтому картина развития начального образования в исследуемом регионе будет неполной, если не привести общие данные о начальных училищах Курской губернии всех ведомств. Для сравнительной характеристики можно взять 1894 и 1911 годы, по которым имеются полные и достоверные данные. Итак, в Курской губернии на рубеже XIX-XX вв. число училищ увеличилось с 1341 до 2244; количество учащихся с 70156 до 149843; процент учащихся девочек возрос с 18,5 до 30,1; один учащийся в 1894 году приходился на 37,2 жителей, в 1911 г. - на 20,5; одно училище располагалось на территории с населением 1948 человек в 1894 г. и 1370 человек в 1911 г. [1, с. 5363; 11, с. 66-68].

Таким образом, за 16-летний период количество земских школ в губернии возросло в 1,7 раза; а количество учащихся - более чем в 2 раза. Существенно сократилось и пространство «образовательной пустыни» вокруг школы, т.е. то количество квадратных верст, которое приходилось на одно училище: в 1911 г. каждая начальная школа обслуживала территорию площадью в 18,2 кв. верст, тогда как в 1894 г. это расстояние было 30,4 кв. верст [6, с. 185].

Однако, несмотря на относительно быстрый рост начальных училищ, до полного охвата населения губернии элементарным образованием было еще далеко: процент учащихся к общему числу населения увеличился с 2,7% до 4,87%, что являлось свидетельством доступности начального образования лишь в минимальном размере. Но такое положение было характерно и для всей территории европейской части России, где аналогичный показатель в указанный период времени изменился с 3% до 4,5% [11, с. 67], и Курская губерния на этом фоне выглядела довольно неплохо.

Еще один важный показатель, характеризующий состояние начального образования, - это процент девочек среди учащихся. В Курской губернии с 1874 по 1913 г. имело место значительное увеличение числа учащихся девочек: только в земских училищах их количество возросло с 1149 до 28208 человек, т.е. почти в 25 раз, а увеличение их удельного веса в общей массе учащихся составило 22,6% [6, с. 186].

Отрицательной стороной всех начальных школ был небольшой процент учащихся, оканчивающих полный курс обучения. С такой проблемой столкнулись и земские школы Курской губернии, так как она была вызвана общей бедностью крестьян и востребованностью детей школьного возраста при проведении сельскохозяйственных работ и в домашнем хозяйстве.

Действительно не все обстояло блестяще в сфере народного образования на рубеже XIX-XX вв.: начальная школа так и не смогла решить ряд проблем, что было обусловлено и общей экономической ситуацией в стране.

Вместе с тем успехи в расширении сети народных школ и повышении уровня грамотности населения свидетельствовали о том, что земство от отдельных мероприятий по финансированию образовательных учреждений перешло к систематической и целена-

правленной работе по развитию народного образования. В результате были разработаны и частично реализованы планы введения всеобщего начального обучения, были заложены основы массового народного образования.

Кроме того, учителя земских школ в своей деятельности опирались на общеизвестные и до сих пор не потерявшие своей актуальности педагогические принципы, среди которых в качестве важнейших принципов обучения следует отметить такие как принцип единства обучения и воспитания, а также такие дидактические принципы как самодеятельность, наглядность, сознательность, систематичность, доступность, связь обучения с жизнью детей.

Рассмотрим на примере деятельности курского земства, как реализовывался на практике принцип наглядности обучения. Прежде всего, следует отметить, что вопросу наглядности обучения уделялось достаточно большое внимание и учителями народных училищ, и земскими учреждениями, так как наглядность обучения была признана одним из существеннейших условий продуктивности учебного процесса. Данному вопросу стали уделять значительное место и на лекциях во время педагогических курсов.

Не являлось исключением и курское земство. Улучшая различные стороны школьного дела, оно не могло не заметить отсутствие в земских школах наглядных пособий, от наличия которых в значительной степени зависел успех школьного обучения. В 1899 г. Курское губернское земство для решения проблемы обеспечения своих школ наглядными пособиями приняло решение снабдить за пять лет все школы губернии (по 130 школ в год) школьной коллекцией стоимостью в 12 рублей, составленной Петербургским Подвижным музеем при Императорским техническом обществе [3, с. 30]. В этих целях ежегодно на каждую школу выделялось по 6 рублей.

С августа 1901 г. был открыт музей наглядных пособий курского земства, который имел несколько отделов: по русскому языку, арифметике, священной истории, географии, этнографии, минералогии, зоологии, анатомии, ботанике и физике. Заведующий музеем должен был следить за выпуском новых наглядных пособий и приобретать наиболее подходящие для начальной школы в качестве образцов. В 1902 г. при музее была учреждена мастерская учебных пособий (подобную мастерскую имело тогда только Вятское земство). В ней изготавливались несложные физические приборы для проведения элементарных опытов, модели простейших машин и некоторые технические наглядные коллекции. До 1904 г. мастерской было изготовлено 65 видов пособий, например, арифметические ящики, классные циркули, электродвигатели, модели паровой машины, циферблаты, наглядные таблицы по сахарному производству и другие [10, с. 102]. Очевидно, что применение указанных пособий в земских школах преследовало цель осуществить принцип опоры на наглядные модели для развития речевых и мыслительных способностей учащихся. Кроме того, акцентировалось внимание и на таком важном моменте обучения как связь обучения детей с сельской жизнью: в земских школах в обучении крестьянских детей большую роль отводили практическому использованию полученных знаний в ежедневной деятельности. Вот почему в перечне наглядности имелись и электродвигатели, и таблицы по сахарному производству.

Вопросы наглядности обучения остаются не менее актуальными и до сих пор. Современной наукой доказана эффективность использования наглядности при усвоении языка. Теоретическое обоснование повышения качества знаний в условиях использования схем и таблиц при изучении фонетики, орфографии и грам-

матики дано в научных исследованиях В.В. Давыдова, Д.Б. Эль-конина, Л.И. Айдарова, Л.М. Зельманова и других ученых.

Земские школы в свое время были не только учебными заведениями для детей, но и центрами, в которых проводились повторительные учебные курсы для взрослых с целью восполнения пробелов в полученном ранее образовании или повышения их образовательного уровня. В частности в Курской губернии повторительные занятия для взрослых были введены еще в 1890 г. (в селе Мелихове Белгородского уезда), но просуществовали недолго и возобновились только в 1894 г.; занятия проводились только в нескольких уездах: в 1894/95 уч. г. - при 23 школах, а к 1897/98 уч. г. их число возросло до 70 [10, с. 83]. Занятия велись учителями, занятыми в дневных школах, поэтому не удовлетворяли потребностям более взрослых слушателей. В 1898/99 уч. г. число школ с повторительными занятиями понизилось до 40, что заставило губернское земство подробнее исследовать вопрос об этих занятиях и о дальнейшей деятельности земства в этом направлении. Вот почему в 1900 г. Курское губернское земство одобрило предложения комиссии по народному образованию, которая предложила, чтобы занятия со взрослыми носили дополнительный характер и велись особыми учителями со специальным педагогическим или общим образованием. Был запланирован разъездной характер работы учителей, каждый из которых работал бы в трех школах. Программы занятий были подробно выработаны справочно-педагогическим бюро губернского земства, но учителям предоставлялось право сокращать и видоизменять их. Расходы по оплате жалованья учителям брали на себя губернское и уездные земства. Предложения комиссии приняли только пять уездных земств (Суджанское, Новооскольское, Фа-тежское, Корочанское и Курское), еще пять (Грайворонское, Дми-

триевское, Львовское, Рыльское и Щигровское) приняли проект губернского земства относительно устройства повторительных курсов с дневными школьными учителями. В последующие годы в уездах Дмитриевском, Щигровском, Тимском, Рыльском, Грай-воронском и Обоянском также были приняты постановления о приглашении разъездных учителей для ведения повторительных курсов на условиях, выработанных губернским земством. В соответствии с этим губернское собрание по смете 1901 г. ассигновало на устройство повторительных занятий с передвижными учителями 1480 рублей и на устройство занятий с постоянными учителями 1050 рублей; в 1903 г. губернским земством было ассигновано на этот предмет 4000 рублей [6, с. 88].

Земские учителя проводили также народные чтения, посвященные наиболее злободневным темам. Такие чтения пробуждали в слушателях интерес, открывали путь для других культурно-просветительских мероприятий земских учреждений и отчасти дополняли их. В 1890-е гг. проводились также и систематические циклы общеобразовательных чтений (лекций) и курсов по различным научным дисциплинам. Для организации подобных чтений земства приглашали штатных лекторов с высшим и средним специальным образованием. Устраивались также всевозможные чтения и курсы прикладного и специального характера, читаемые находившимися на земской службе агрономами, врачами, ветеринарами, инженерами, техниками. Действенной формой просветительской деятельности земств являлось и создание Народных домов - учреждений, объединявших, по сути, различные формы внешкольного образования (к 1917 году было открыто до 1200 таких домов, шло строительство еще 2050). Народный дом должен был стать центром всей культурной жизни отдельно взятого района, он мог согласовывать и усиливать работу всех просветитель-

ных учреждений и мероприятий, прививая дух общественности в населении и связывая его экономическую и духовную жизнь в единое целое.

Иными словами, нам есть чему поучиться у истории, и как нам представляется, особенно полезным земский просветительный опыт может быть для сельской местности, где школа часто выступает стабилизирующим фактором сельской жизни и отражает все ее социальные и экономические проблемы. Поэтому требуются современные подходы по сохранению и развитию, эффективному использованию базы сельских образовательных учреждений, которые должны обеспечить потребности сельских жителей в образовательных услугах. Именно сельская школа поможет селу выжить, так как она чаще всего является центром интеллектуальной и культурной жизни села.

Таким образом, деятельность земских учреждений оказала положительное влияние на содержание и организацию учебного процесса в начальных народных школах, способствовала внедрению новых приемов и методов обучения и тем самым создала условия для ускоренного формирования всей системы народного образования. Земствами применялись многообразные формы работы, при этом им удавалось вовлечь в организацию и ведение просветительной деятельности широкие круги местного населения. Стабильная работа земских училищ привела к постоянному росту количества грамотных людей в России, что являлось необходимым фактором прогрессивного развития страны в условиях происходивших изменений в экономической и политической сферах жизни российского общества. В целом основательная и разнообразная земская практика в сфере школьного и внешкольного образования внесла весомый вклад в дело народного просвещения, продемонстрировав свою своевременность и результативность.

Список литературы

1. Белоконский И.П. Народное начальное образование в Курской губернии. 2-е изд., испр. и доп. Курск, 1897. 501 с.; 9 л. диагр.

2. Веселовский Б. Пособия на всеобщее обучение // Учитель и школа. 1915. № 5. С. 39-43.

3. Журналы заседаний XXXV очередного Курского губернского земского собрания со 2-го по 17-е декабря 1899 г. Курск, 1900. [2], 24, VI, 1332 с.

4. Краткий исторический очерк деятельности земства Курской губернии за XXXV-летний период. 1866-1901. Курск, 1902. 141 с.; 91 л. ил.

5. Мамаева Т.П. Земские субсидии учащимся средних и высших учебных заведений (по материалам Курского губернского земства) // Пушкаревские чтения: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Старый Оскол: Антиква, 2006. С. 46-51.

6. Мамаева Т.П. Курское губернское земство и народное образование в губернии во второй половине XIX - начале XX века. Старый Оскол: ТНТ, 2008. 240 с.

7. Медынский Е., Пфингстен Н. Бюджеты земских школ // Земское дело. 1914. № 21, 23.

8. Начальные училища ведомства Министерства народного просвещения. Пг., 1916. 115 с.

9. Обзор деятельности земств по народному образованию по данным за 1898 г. Издание Хозяйственного Департамента МВД (по III отделению). СПб., 1902. 66 с.

10. Обзор состояния начального народного образования в Курской губернии за 5 лет (1895/1896-1900/1901 уч. гг.) / Р.А. Благовещенская, В.С. Правдина, Н.Г. Ермолова, А.М. Ордынская, А.Я. Минаев [Об-

щее руководство сост. и ред. Е. Звягинцева]. Курск, 1902. 188 с.; 15 л. диагр.

11. Однодневная перепись начальных школ в Российской Империи 18 января 1911 г. Вып. XVI. Пг., 1916. IV, 150 с., 1 л. порт.

12. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. XX. Курская губерния [Под ред. Н.А. Тройницкого]. СПб.,1904. XVIII, 291 с.

13. Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX в. // Исторические записки АН СССР. 1951. № 37. С. 28-80.

14. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. Вып. 6. (Данные 1904 г.) [Ред. В.И. Фармаковского и А.А. Шапеллона]. Одесса: Тип. Е.И. Фесенко, 1907. 312 с.

15. Текущая школьная статистика Курского губернского земства: год 5-й, 1900/1901 учебный год. Курск, 1901. 177 с.

References

1. Belokonskiy I.P. Narodnoe nachal'noe obrazovanie v Kurskoy gubernii [People's primary education in the province of Kursk]. Kursk, 1897. 501 p., 9 l. diagr.

2. Veselovskiy B. Posobiya na vseobshchee obuchenie [Benefits on the general education].Uchitel'ishkola, no 5 (1915): 39-43.

3. Zhurnaly zasedaniy XXXVocherednogo Kurskogo gubernskogo zemsk-ogo sobraniya so 2-go po 17-e dekabrya 1899 g [Meetings Journals XXXV next Kursk provincial zemstvo assembly from the 2 nd to 17 th December 1899]. Kursk, 1900. [2], 24, VI, 1332 p.

4. Kratkiy istoricheskiy ocherk deyatel'nosti zemstva Kurskoy gubernii za XXXV-letniy period. 1866-1901 [A brief historical sketch of activity zemstvos Kursk province of the XXXV-year period. 1866-1901]. Kursk, 1902. 141 p.; 91 l. il.

5. Mamaeva T.P. Zemskie subsidii uchashchimsya srednikh i vysshikh uchebnykh zavedeniy (po materialam Kurskogo gubernskogo zemst-va) [Zemstvo's subsidies to students of secondary and higher education (on materials of Kursk province Zemstvo)]. Pushkarevskie chteniya: Sbornik materialov regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. StaryyOskol: Antikva Publ., 2006, pp. 46-51.

6. Mamaeva T.P. Kurskoe gubernskoe zemstvo i narodnoe obrazovanie v gubernii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [Kursk provincial district council and public education in the province in the second half of XIX - early XX century]. Staryy Oskol: TNT Publ., 2008. 240 p.

7. Medynskiy E., Pfingsten N. Byudzhety zemskikh shkol [The budgets of zemstvo's schools]. Zemskoe delo, no 21, 23 (1914).

8. Nachal'nye uchilishcha vedomstva Ministerstva narodnogo prosvesh-cheniya [Elementary School Office Ministry of Education]. Petrograd, 1916. 115 p.

9. Obzor deyatel'nosti zemstvpo narodnomu obrazovaniyupo dannym za 1898 g [Review of the Zemstvos on public education according to the 1898 edition of the Economic Department of the Ministry of Interior (in compartment III)]. Saint-Petersburg: Izdanie Khozyaystvennogo Departamenta MVD (po III otdeleniyu), 1902. 66 p.

10. Blagoveshchenskaya R.A., Pravdina V.S., Ermolova N.G., Ordynska-ya A.M., Minaev A.Ya. Obzor sostoyaniya nachal'nogo narodnogo obrazovaniya v Kurskoy gubernii za 5 let (1895/1896-1900/1901 uch. gg.) [Review of initial national education in Kursk province for 5 years (1895/1896-1900/1901)] / E. Zvyagintseva (ed.). Kursk,1902. 188 p.; 15 l. diagr.

11. Odnodnevnayaperepis'nachal'nykh shkol v Rossiyskoy Imperii 18 yan-varya 1911 g. Vyp. XVI [One-day census of primary schools in the Russian Empire, January 18, 1911 Vol. XVI]. Petrograd, 1916. IV, 150 p., 1l. port.

H.Pervaya vseobshchayaperepis 'naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. XX. Kurskaya guberniya [The first national census of the Russian Empire in 1897 XX. Kursk Province]/ N.A. Troynitsky (ed.). Saint-Peters-burg,1904. XVIII, 291 p.

13. Rashin A.G. Gramotnost' i narodnoe obrazovanie v Rossii v XIX i nachale XX v. [Literacy and public education in Russia in the XIX and early XX century]. Istoricheskie zapiski ANSSSR, no 37 (1951): 28-80.

14. Statisticheskie svedeniya po nachal'nomu obrazovaniyu v Rossiyskoy imperii.Vyp. 6. (Dannye 1904 g.) [Statistical data on primary education in the Russian Empire. Vol. 6. (data 1904)] / Red. V.I. Farmakovskogo i A.A. Shapellona. Odessa: Tip. E.I. Fesenko, 1907. 312 p.

15. Tekushchaya shkol'naya statistika Kurskogo gubernskogo zemstva: god 5-y, 1900/1901 uchebnyy god [Current school statistics Kursk Province Zemstvo: 5th year, academic year 1900/1901]. Kursk, 1901. 177 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Мамаева Татьяна Петровна, доцент кафедры менеджмента, кандидат исторических наук

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета Микрорайон Солнечный, 18, г. Старый Оскол, Белгородская область, 309502, Российская Федерация TatP703@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Mamaeva Tatiana Petrovna, Associate Professor, Department of Management, Ph. D. in History

Stary Oskol Branch of Belgorod State National Research University Solnechnyi microdistrict, 18, Stary Oskol, Belgorodskaya oblast, 309502, Russian Federation TatP703@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.