УДК 372.8 (372.854)
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
ХИМИИ
УМАРОВ САИДАНВАР АБОСОВИЧ
Ассистент кафедры общей химии и методика её преподавания, ГОУ "Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова", Худжанд, Таджикистан
СИРОДЖОВ ФАРХОД ЗИЁМУХАММАДОВИЧ
Ассистент кафедры общей химии и методика её преподавания, ГОУ "Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова", Худжанд, Таджикистан
ЗАРИПОВА МАХБУБАХОН АЗАМХОДЖАЕВНА
Магистрант второго курса, ГОУ "Худжандский государственный университет имени
академика Б.
Аннотация: В статье рассматриваются развитие мышления учащихся на занятиях по органической химии. В наше время развитие всех сфер жизнедеятельности человека, включая науку и культуру, производство требует, чтобы каждый преподаватель регулярно знакомил учеников с последними достижениями науки и культуры, вооружал их современными знаниями, укреплял творческие способности, чтобы подрастающее поколение могло идти со временем и учиться с энтузиазмом.
Ключевые слова: мышления, органическая химия, вещества, урок, обучение, ученики
Основоположник национального мира и единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон в своем очередном послании Парламенту страны от 21 декабря 2021 года, выразил мнение, что существуют две основные проблемы, которые необходимо решить в сфере образования. Во-первых, нехватка профессиональных педагогических кадров, во-вторых, повышение уровня и качества образования во всех учебных заведениях страны. Мы всегда ценим труд учителей и учителей и продолжаем заботиться о тех, кто внес достойные заслуги в этой области. Но прогресс общества, развитие науки, техники и техники требуют и от них регулярных усилий по повышению своего профессионального уровня. Если учитель не обладает высоким уровнем профессионализма, мы никогда не сможем улучшить качество образования никакими способами.
В связи с вышесказанным перед общеобразовательной школой и ВУЗами стоит важнейшая задача, такая как - формирование у учеников широкого мировоззрения, включающего в себя нравственное, эстетическое, научное и правовое воспитание. Поскольку химия XXI века - основа развития мировой цивилизации, без которой невозможно представить сегодняшнюю жизнь человека, его культуру, мировоззрения и образ жизни. Везде мы увидим чудотворную силу химии и химических технологий [2].
В наше время развитие всех сфер жизнедеятельности человека, включая науку и культуру, производство требует, чтобы каждый преподаватель регулярно знакомил учеников с последними достижениями науки и культуры, вооружал их современными знаниями, укреплял творческие способности, чтобы подрастающее поколение могло идти со временем и учиться с энтузиазмом. Очевидно, что интерес учащихся к учебе и творчеству делает их более активными в учебном процессе, что приводит к большей мотивации, проявлению своих талантов и достижению успехов в изучении науки [3, с. 17].
Актуальность учительского опыта сегодня состоит в умении прогнозировать, т.е. создавать условия, которые являются наиболее благоприятными и оптимальными для развития творческого мышления и познавательной активности ребёнка на уроках химии. Чтобы правильно решать образовательные задачи, а творческие, может быть, прежде всего,
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
нужно четко для себя уяснить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась бы познавательная деятельность ученика, какой бы характер не носила, она всегда будет производной от деятельности учителя.
Согласно Вьетнамскому словарю, мышление - это «высшая форма когнитивного процесса, обеспечивающая глубокое проникновение сознания в сущность вещей и явлений и обнаруживающая закономерности функционирования и взаимосвязи вещей через символы, понятия, суждения и умозаключения». Таким образом, «мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций исследовательского, преобразовательного и познавательного характера».
Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ, психолог и педагог -опубликовал ряд исследований по психологии мышления и связанной с этим образовательной реформе. В книге «How wе think» он пределяет мышление как «...действие, при котором одни факты вызывают другие факты (или истины) таким образом, чтобы вывести уверенность в последних на основе или гарантии первых»
Изучение органических веществ в их взаимосвязи, развитии, причинной обусловленности формирует мировоззрения учащихся, вносит вклад в развитие мышления. В органической химии изучается многообразие веществ, но при этом ни одно из них не рассматривается изолированно, оно сравнивается с другими веществами класса, выясняются взаимоотношения его с веществами других классов. На этих фактах прослеживается взаимная связь веществ. Чтобы такой подход вырабатывался у учащихся как метод изучения, надо чтобы при переходе к ознакомлению с каждым последующим веществом, рядом или классом соединений они сами ставили задачу выяснения их многообразных связей с другими веществами и отыскивали эти связи.
По мнению [4] органическое соединение не может быть познано без рассмотрения происхождения его из других веществ и превращения в новые. Выяснение генетических связей между ними приучает подходить к изучению объектов химии с точки зрения их развития — устанавливать, из каких веществ оно может быть получено, в какие вещества оно может превращаться. Сочетая (тот подход с установлением все большей сложности структуры и химической функции веществ, учащиеся воспринимают весь курс органической химии как раскрывающий процесс развития веществ природы.
CI, Н,0 _ Вг, ^
1. Бензол-► Хлорбензол-► Фенол ——► Трнбромфенол
2. Метан пирол>°> Ацетилен Нд°> Ацетапьдегид ^ * Уксусная кислота
II II
ДиэтиловыЙ эфир <-Этанол ЭгилуксусныЙ эфир
3. Метан -> Ацетилен ■—» Винилацетилен -> Хлоропрен
Хлорвинил <г~
II
Этилен < * Полиэтилен
I
Хлоропреновый каучук
Дивинил Бутадиеновый каучук
Полихлорвинил
4. Метан-> Ацетилен-> Бензол-> Хлорбензол-► Анилин
U Фенол
Важное значение для развития мышления имеет проблема сущности и явления в органической химии. Все понимания химии строятся на переходе от непосредственно воспроизводимых явлений к их сущности, выражающейся во внутренних процессах микромира. Сталкиваясь с новыми явлениями учащиеся должны ставить вопрос о выяснении его сущности и решать его под руководством учителя.
В познавательном процессе важное значение имеют приемы анализа и синтеза. В процессе анализа предмет познания расчленяется на элементы и далее изучается поэлементно. В процессе последующего синтеза происходит объединение расчлененных знаний, устанавливаются взаимосвязи, взаимодействие частей, формируется общее знание о предмете. Аналитико-синтетический подход позволяет глубоко и всесторонне познавать предметы и явления. Класс углеводородов мы расчленяем на гомологические ряды, изучаем каждый из них в отдельности, а затем на основе их сравнения и установления взаимосвязи составляем общее понятие о классе. Например, гомологические ряд алканов:
Гомологический ряд алканов
Формула Название Формула Название
алкана алкана радикала радикала
сн4 Метан СН3- Метил
С2Н6 Этан С2Н5- Этил
С3Н8 Пропан С3Н г- Пропил
С4Н10 Бутан С4НУ— Бутил
С5Н12 Пентан С5Н11- Пентил (амил)
С6Н14 Гексан С6Н13- Гекеил
С7Н16 Гептан С7Н15- Гептил
Октан с8н17- Октил
С9Н20 Нонан С9Н,9 — Нонил
^10^22 Декан СюН21— Декил
В целях развития деятельности учащихся нужно постепенно усложнять познавательные задачи, чтобы они требовали все более глубокого анализа и синтеза, во-вторых, предоставлять учащимся возможность проводить эти мыслительные операции все более самостоятельно. Это может проявляться, например, в том, что учащиеся будут сами выдвигать познавательные проблемы и находить пути последовательного их разрешения, составлять план изучения веществ и осуществлять это изучение поэлементно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики». - Душанбе, 2021.
2. Меликов Б, Ф. Рахими. Инновационные педагогические методы и технологии в обучении химии. Вестник Таджикского национального университета, Душанбе 2020. №10
3. Зубайдов У.З., Холназаров С. Методика обучения химии. Учебное пособие для ВУЗ. -Душанбе-2011. 384 с.
4. Цветков Л.А. Преподавание органичекой химии в 10 классе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1970, 330 с.