Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ'

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
органическая химия / вещества / урок / обучение / ученики

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Умаров Саиданвар Абосович, Сироджов Фарход Зиёмухаммадович, Зарипова Махбубахон Азамходжаевна

В статье рассматриваются развитие мышления учащихся на занятиях по органической химии. В наше время развитие всех сфер жизнедеятельности человека, включая науку и культуру, производство требует, чтобы каждый преподаватель регулярно знакомил учеников с последними достижениями науки и культуры, вооружал их современными знаниями, укреплял творческие способности, чтобы подрастающее поколение могло идти со временем и учиться с энтузиазмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим наукам , автор научной работы — Умаров Саиданвар Абосович, Сироджов Фарход Зиёмухаммадович, Зарипова Махбубахон Азамходжаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»

УДК 372.8 (372.854)

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ

ХИМИИ

УМАРОВ САИДАНВАР АБОСОВИЧ

Ассистент кафедры общей химии и методика её преподавания, ГОУ "Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова", Худжанд, Таджикистан

СИРОДЖОВ ФАРХОД ЗИЁМУХАММАДОВИЧ

Ассистент кафедры общей химии и методика её преподавания, ГОУ "Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова", Худжанд, Таджикистан

ЗАРИПОВА МАХБУБАХОН АЗАМХОДЖАЕВНА

Магистрант второго курса, ГОУ "Худжандский государственный университет имени

академика Б.

Аннотация: В статье рассматриваются развитие мышления учащихся на занятиях по органической химии. В наше время развитие всех сфер жизнедеятельности человека, включая науку и культуру, производство требует, чтобы каждый преподаватель регулярно знакомил учеников с последними достижениями науки и культуры, вооружал их современными знаниями, укреплял творческие способности, чтобы подрастающее поколение могло идти со временем и учиться с энтузиазмом.

Ключевые слова: мышления, органическая химия, вещества, урок, обучение, ученики

Основоположник национального мира и единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон в своем очередном послании Парламенту страны от 21 декабря 2021 года, выразил мнение, что существуют две основные проблемы, которые необходимо решить в сфере образования. Во-первых, нехватка профессиональных педагогических кадров, во-вторых, повышение уровня и качества образования во всех учебных заведениях страны. Мы всегда ценим труд учителей и учителей и продолжаем заботиться о тех, кто внес достойные заслуги в этой области. Но прогресс общества, развитие науки, техники и техники требуют и от них регулярных усилий по повышению своего профессионального уровня. Если учитель не обладает высоким уровнем профессионализма, мы никогда не сможем улучшить качество образования никакими способами.

В связи с вышесказанным перед общеобразовательной школой и ВУЗами стоит важнейшая задача, такая как - формирование у учеников широкого мировоззрения, включающего в себя нравственное, эстетическое, научное и правовое воспитание. Поскольку химия XXI века - основа развития мировой цивилизации, без которой невозможно представить сегодняшнюю жизнь человека, его культуру, мировоззрения и образ жизни. Везде мы увидим чудотворную силу химии и химических технологий [2].

В наше время развитие всех сфер жизнедеятельности человека, включая науку и культуру, производство требует, чтобы каждый преподаватель регулярно знакомил учеников с последними достижениями науки и культуры, вооружал их современными знаниями, укреплял творческие способности, чтобы подрастающее поколение могло идти со временем и учиться с энтузиазмом. Очевидно, что интерес учащихся к учебе и творчеству делает их более активными в учебном процессе, что приводит к большей мотивации, проявлению своих талантов и достижению успехов в изучении науки [3, с. 17].

Актуальность учительского опыта сегодня состоит в умении прогнозировать, т.е. создавать условия, которые являются наиболее благоприятными и оптимальными для развития творческого мышления и познавательной активности ребёнка на уроках химии. Чтобы правильно решать образовательные задачи, а творческие, может быть, прежде всего,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

нужно четко для себя уяснить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась бы познавательная деятельность ученика, какой бы характер не носила, она всегда будет производной от деятельности учителя.

Согласно Вьетнамскому словарю, мышление - это «высшая форма когнитивного процесса, обеспечивающая глубокое проникновение сознания в сущность вещей и явлений и обнаруживающая закономерности функционирования и взаимосвязи вещей через символы, понятия, суждения и умозаключения». Таким образом, «мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций исследовательского, преобразовательного и познавательного характера».

Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ, психолог и педагог -опубликовал ряд исследований по психологии мышления и связанной с этим образовательной реформе. В книге «How wе think» он пределяет мышление как «...действие, при котором одни факты вызывают другие факты (или истины) таким образом, чтобы вывести уверенность в последних на основе или гарантии первых»

Изучение органических веществ в их взаимосвязи, развитии, причинной обусловленности формирует мировоззрения учащихся, вносит вклад в развитие мышления. В органической химии изучается многообразие веществ, но при этом ни одно из них не рассматривается изолированно, оно сравнивается с другими веществами класса, выясняются взаимоотношения его с веществами других классов. На этих фактах прослеживается взаимная связь веществ. Чтобы такой подход вырабатывался у учащихся как метод изучения, надо чтобы при переходе к ознакомлению с каждым последующим веществом, рядом или классом соединений они сами ставили задачу выяснения их многообразных связей с другими веществами и отыскивали эти связи.

По мнению [4] органическое соединение не может быть познано без рассмотрения происхождения его из других веществ и превращения в новые. Выяснение генетических связей между ними приучает подходить к изучению объектов химии с точки зрения их развития — устанавливать, из каких веществ оно может быть получено, в какие вещества оно может превращаться. Сочетая (тот подход с установлением все большей сложности структуры и химической функции веществ, учащиеся воспринимают весь курс органической химии как раскрывающий процесс развития веществ природы.

CI, Н,0 _ Вг, ^

1. Бензол-► Хлорбензол-► Фенол ——► Трнбромфенол

2. Метан пирол>°> Ацетилен Нд°> Ацетапьдегид ^ * Уксусная кислота

II II

ДиэтиловыЙ эфир <-Этанол ЭгилуксусныЙ эфир

3. Метан -> Ацетилен ■—» Винилацетилен -> Хлоропрен

Хлорвинил <г~

II

Этилен < * Полиэтилен

I

Хлоропреновый каучук

Дивинил Бутадиеновый каучук

Полихлорвинил

4. Метан-> Ацетилен-> Бензол-> Хлорбензол-► Анилин

U Фенол

Важное значение для развития мышления имеет проблема сущности и явления в органической химии. Все понимания химии строятся на переходе от непосредственно воспроизводимых явлений к их сущности, выражающейся во внутренних процессах микромира. Сталкиваясь с новыми явлениями учащиеся должны ставить вопрос о выяснении его сущности и решать его под руководством учителя.

В познавательном процессе важное значение имеют приемы анализа и синтеза. В процессе анализа предмет познания расчленяется на элементы и далее изучается поэлементно. В процессе последующего синтеза происходит объединение расчлененных знаний, устанавливаются взаимосвязи, взаимодействие частей, формируется общее знание о предмете. Аналитико-синтетический подход позволяет глубоко и всесторонне познавать предметы и явления. Класс углеводородов мы расчленяем на гомологические ряды, изучаем каждый из них в отдельности, а затем на основе их сравнения и установления взаимосвязи составляем общее понятие о классе. Например, гомологические ряд алканов:

Гомологический ряд алканов

Формула Название Формула Название

алкана алкана радикала радикала

сн4 Метан СН3- Метил

С2Н6 Этан С2Н5- Этил

С3Н8 Пропан С3Н г- Пропил

С4Н10 Бутан С4НУ— Бутил

С5Н12 Пентан С5Н11- Пентил (амил)

С6Н14 Гексан С6Н13- Гекеил

С7Н16 Гептан С7Н15- Гептил

Октан с8н17- Октил

С9Н20 Нонан С9Н,9 — Нонил

^10^22 Декан СюН21— Декил

В целях развития деятельности учащихся нужно постепенно усложнять познавательные задачи, чтобы они требовали все более глубокого анализа и синтеза, во-вторых, предоставлять учащимся возможность проводить эти мыслительные операции все более самостоятельно. Это может проявляться, например, в том, что учащиеся будут сами выдвигать познавательные проблемы и находить пути последовательного их разрешения, составлять план изучения веществ и осуществлять это изучение поэлементно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики». - Душанбе, 2021.

2. Меликов Б, Ф. Рахими. Инновационные педагогические методы и технологии в обучении химии. Вестник Таджикского национального университета, Душанбе 2020. №10

3. Зубайдов У.З., Холназаров С. Методика обучения химии. Учебное пособие для ВУЗ. -Душанбе-2011. 384 с.

4. Цветков Л.А. Преподавание органичекой химии в 10 классе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1970, 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.