УДК-371.012
Иброхимзода Ш.И. студент магистратуры Научный руководитель: Алиева М.Н.
доцент
ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б.Гафурова»
КРУЖОК-ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОБУЖДЕНИЯ
ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ)
Аннотация. При использовании дидактических материалов в процессе урока технологии (трудовое обучение) игры приводят к тому, что повышается интерес к обучению, улучшаются творческие способности, что приводит к глубокому изучению предмета, как теоретического, так и практического. Таким образом, активные методы обучения на практических уроках технологии (трудовое обучение) во внеклассных мероприятиях должны использоваться во всех типах учебных процессов.
Ключевые слова: кружок, внеклассная работа, интерес, технология (трудовое обучение).
Ibrokhimzoda Sh.I. undergraduate student Scientific supervisor: Aliyeva M.N.
associate professor
GO "Khujand State University named after Academician B.Gafurov"
THE CIRCLE IS THE MAIN TOOL FOR AWAKENING STUDENTS'
INTEREST IN THE SUBJECT OF TECHNOLOGY (LABOR
TRAINING)
Annotation. When using didactic materials in the course of a technology lesson (labor training), games lead to an increased interest in learning, improved creativity, which leads to a deep study of the subject, both theoretical and practical. Thus, active teaching methods in practical technology lessons (labor training) in extracurricular activities should be used in all types of educational processes.
Keywords: circle, extracurricular activities, interest, technology (labor training).
Основатель мира и национального единства-Лидер нации, уважаемый Эмомали Рахмон в своих выступлениях, отметил: «Министерству
образования и науки Республики Таджикистан необходимо обеспечить введение внеклассных занятий по выбору профессии в средних школах и адаптировать нормативные акты, действующие в этом направлении, к современным требованиям» [4, С.1].
С целью претворения в жизнь высказываний Основателя мира и национального единства-Лидера нации, уважаемого Эмомали Рахмона Министерство образования и науки Республики Таджикистан совместно с Правительством Республики Таджикистан прилагает усилия для создания условий отвечающих современным требованиям.
Как отмечает Бободжонова Ш.У: «...искусство национальных ремесел является неисчерпаемым источником знаний и элегантности, и чем больше мы к нему относимся, тем более разносторонним и глубоким оно открывается нам. Знание национального искусства-это любовь, понимание, которое является основой художественной культуры всех народов» [2, С.93].
В этом контексте требуется, чтобы сегодняшние ученики с подросткового возраста были всесторонне подготовлены к воспитанию красоты и уважения к народной истории и традициям, культуре и великим национальным ценностям.
По мнению Л.П.Алексеевой: «...Учитель технологии (трудовое обучение) с целью развития эстетического состояния учащихся при обучении разъясняет характер красивых форм, полезность готовых изделий и способ украшения, а также знакомит с основными частями национального орнамента» [1, С.123].
Развитие творческих способностей и воспитание учащихся во внеклассной работе становится необходимым и важным. Общественные формы и виды внеклассной работы-это демонстрация творческих работ, олимпиад.
Кружок (по тадж. «махфил») -это арабское слово, означающее собрание, то есть также можно сказать собрание друзей. В кружке группа людей или учеников собирается в одном месте, чтобы заниматься ремеслом или занятиями в свободное время или в классе.
В общеобразовательных учреждениях функционируют предметные кружки, целью которых является создание предметных кружков, приближение этих учащихся к практической работе и жизни образовательного учреждения, оказание им помощи в усвоении знаний. Кружки также повышают навыки и знания учащихся и играют большую роль в их воспитании в духе гуманизма и самопознания. Кружок приучает учащихся к труду, воспитывает в них дружбу и товарищество, укрепляет их дисциплину.
Организация кружков в образовательных учреждениях является одним из важных направлений воспитательной работы, должна отличать
работу кружков от той, которая проводится в классе, и она не является повторением занятий, а дополняет в процессе усвоения учащимися уроков.
М.А.Мамаджанова в связи с работой кружка заявила: «кружок-это часть работы по обучению и воспитанию, которая проводится после занятий и является одним из способов получить глубокие политехнические, научные и специальные знания, будущую деятельность творчества и инноваций» [3, С. 118].
Опыт показывает, что одним из условий успеха работы кружка является пробуждение интереса учащихся и возможность конструктивно реагировать, а также самостоятельный выбор профессии, оказывая им практическую помощь. В проведении руководящей работы по выбору профессии в образовательных учреждениях важное место занимают внеклассные занятия с учащимися в зависимости от их интересов и интересов.
К сожалению, некоторые выпускники образовательных учреждений полагаются на родителей и друзей при выборе будущей профессии, что является большой ошибкой. Потому что в выборе профессии должны быть интересы, способности, талант. Любимая профессия требует терпения, усердия, стремления к новому. Кружок формирует характеристики трудолюбия, стойкости, терпения, завершает начатую работу и способствует художественному и назидательному настроению
В образовательных учреждениях трудовая деятельность учащихся оценивается на основе учебной программы по предмету технологии (трудовое обучение) для всех учащихся, но эта деятельность не удовлетворяет учащихся должным образом.
Внешкольная работа с целью решения подобных вопросов очень помогает волонтерским и местным организациям. В сегодняшних условиях в образовательных учреждениях целесообразно организовать такие мероприятия:
- добровольные принуждения или занятия народными мундирами: ткачество, вышивка, вышивка, вышивание, курток, вышивание и др.;
- технические умения: молодые дизайнеры, новаторы, конструкторы и другие.
Основной задачей внешкольной работы является правильное изучение законов решения и передачи общехнических знаний, формирование трудовых навыков и умений, определение и формирование творческих способностей учащихся.
Одним из важных вопросов науки современной педагогики является формирование познавательных, творческих способностей учащихся общеобразовательных учреждений, особенно учащихся старших классов, специальных профессиональных и высших учебных заведений. Решение этой проблемы во многом зависит от качественно иной формы и методов обучения переход на новую систему образования, т. е. отношение
компетентности путем самостоятельной познавательной деятельности зависит от усвоения учащимися знаний.
Таким образом, кружок играет главную роль и при проведении внеклассных мероприятий необходимо учитывать связь требований региона или района с рабочими профессиями. Вся внеклассная деятельность должна быть организована на основе принципа преподавания и обучения.
Использованные источники:
1.Алексеева Л.П., Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности [Текст]: /Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина// -М.: НИИВО, 1994. - 134 с.
2.Бободжонова Ш.У. Использование национальных ремесел при подготовке женской одежды/ Вопросов истории, теории и методики преподавания графических и технологических дисциплин (сборник статей). - Худжанд: Издатель-2017.-136.- С.93-94
3.Мамаджанова М.А.Организация и проведение кружка на уроке техники. / Вопросы истории, теории и методики преподавания графических и технологических дисциплин (сборник статей). - Худжанд: Издатель-2017. -136.- С118-122
4.Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - Душанбе, 2015.