Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРЕЛЮДИЙ С. В. РАХМАНИНОВА'

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРЕЛЮДИЙ С. В. РАХМАНИНОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. В. Рахманинов / музыкально-исполнительская компетентность / фортепианные прелюдии / исполнительский анализ. / S. V. Rachmaninov / musical and performing competence / piano preludes / performance analysis.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Е. В.

В статье рассматриваются особенности работы со студентами-музыкантами в процессе изучения фортепианных прелюдий С. В. Рахманинова. На примере методикоисполнительского анализа фортепианных прелюдий показаны основные методы и способы развития музыкально-исполнительской компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND PERFORMING COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING RACHMANINOV'S PIANO PRELUDES

The article discusses the peculiarities of working with music students in the process of studying Rachmaninov's piano preludes. Using the example of the methodological and performing analysis of piano preludes, the main methods and ways of developing the musical and performing competence of students are shown.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРЕЛЮДИЙ С. В. РАХМАНИНОВА»

УДК 7:7.01+7.07:7.071+7.071.+7.071.5:7.08

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРЕЛЮДИЙ С. В. РАХМАНИНОВА

© 2024 Е. В. Медведева

старший преподаватель кафедры музыкального образования и исполнительства

е-mail: helen-medvedeva @yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются особенности работы со студентами-музыкантами в процессе изучения фортепианных прелюдий С. В. Рахманинова. На примере методико-исполнительского анализа фортепианных прелюдий показаны основные методы и способы развития музыкально-исполнительской компетентности обучающихся.

Ключевые слова: С. В. Рахманинов, музыкально-исполнительская компетентность, фортепианные прелюдии, исполнительский анализ.

THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND PERFORMING COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING RACHMANINOV'S PIANO PRELUDES

© 2024 E. V. Medvedeva

Senior Lecturer at the Department of Music Education and Performance e-mail: helen-medvedeva @yandex.ru

Kursk State University

The article discusses the peculiarities of working with music students in the process of studying Rachmaninov's piano preludes. Using the example of the methodological and performing analysis of piano preludes, the main methods and ways of developing the musical and performing competence of students are shown.

Keywords: S. V. Rachmaninov, musical and performing competence, piano preludes, performance analysis.

В результате модернизации системы музыкального образования обучение в высших образовательных организациях приобретает новое качество. Главной задачей вузов сегодня является установка на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями. Выпускник музыкального вуза должен обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Следовательно, за годы исполнительской подготовки в первую очередь студент должен развить «профессиональную компетентность».

Вопрос профессиональной компетентности, его значение и применение в практической деятельности рассмотрен в работах многих исследователей. Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли З. А. Алиева,

A. А Аметова, Д. К. Кирнарская, Е. Л. Кисаханова, М. А. Лашкул, Ю. Г. Татур,

B. А. Яковлев и др.

Толкование понятия «профессиональная компетентность» отличается в работах перечисленных авторов. М. А. Лашкул считает, что исполнительская компетентность -это «совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к профессионально-исполнительской деятельности и на ее основе к эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе» [4]. По мнению З. А. Алиевой и А. А Аметовой, понятие «компетентность» «позволяет рассматривать ее как меру осознания преподавателем смысла своей деятельности, совокупность познавательной, репродуктивной и творческой деятельности» [1].

На основе представленных мнений можно сделать вывод, что развитие комплекса музыкально-исполнительских компетенций студентов является основополагающей предпосылкой их самореализации в профессиональной деятельности.

Важнейшим условием формирования профессиональной компетенции студентов музыкального направления является музыкально-исполнительская подготовка. Этому направлению посвящены труды М. А. Золотарева, А. Д. Корто, К. А. Мартинсена, Г. Г. Нейгауза, Г. П. Прокофьева и других известных исследователей в области музыкальной педагогики и исполнительства. По мнению авторов, практическая сторона профессиональной компетентности будущих музыкантов является приоритетным видом работы в классе специального фортепиано. Сюда относится разучивание фортепианных произведений разных стилей, изучение особенностей фактуры и приемов игры, сольное и ансамблевое исполнение. Важным моментом исполнительской деятельности является теоретическая зрелость студента, позволяющая ему не только продуктивно организовать процесс своего обучения, но и находить время для самосовершенствования.

Таким образом, развитие спектра музыкально-исполнительских компетенций студентов - достаточно сложный процесс, который осуществляется на протяжении всего периода обучения, а при грамотном подходе поможет добиться успеха в дальнейшей профессиональной деятельности. Опираясь на традиционные формы работы в существующих работах, выделим главные аспекты в развитии музыкально-исполнительских способностей студентов.

Во все времена русская музыкально-исполнительская культура являлась образцом для музыкантов разных фортепианных школ в преемственности многовекового исторического процесса формирования и развития музыкальных традиций. Тема, связанная с интерпретацией русской музыки, её духовными истоками, мировоззрением исполняемых авторов, во все времена волновала каждого вовлеченного в этот процесс музыканта, включающего произведения русских композиторов в свой репертуар. В наши дни тема музыкально-исполнительских традиций русской национальной музыкальной культуры становится особенно актуальной. Вопросы музыкально-исполнительской компетентности, возникающие при изучении русской музыки, требуют комплексного анализа.

В этой связи обратимся к творчеству величайшего композитора

C. В. Рахманинова и его фортепианным произведениям, работа над которыми способствует развитию музыкально-исполнительских компетенций. С. В. Рахманинов -ярчайший представитель русской музыкальной культуры. Опираясь на лучшие традиции русского пианизма Х1Х века, этот великий музыкант создал свой самобытный стиль, в котором соединились два его гения: композиторский и исполнительский.

В музыке С. В. Рахманинова сочетаются лирика и драматизм, образы пейзажных зарисовок и эпическая сила.

Творчество С. В. Рахманинова неразрывно связано с идеями русских композиторов-предшественников, которые повлияли на его художественное мышление. Главный элемент музыкально-духовной традиции русской национальной культуры «колокольность» - символ фортепианного стиля С. В. Рахманинова. Имитация колокольного звучания проходит сквозь многие произведения композитора. Самые известные музыкальные примеры: Второй фортепианный концерт, Рапсодия на тему Паганини, Прелюдия tis-moll ор. 3, Этюд-картина Es-Dur, ор. 33. По словам А. А. Кандинского-Рыбникова, «в главных произведениях Рахманинова тема Судьбы неотрывна от темы Родины. Таков был масштаб личности и глубоко национального дарования Рахманинова, в такой мере судьбу отечества он воспринимал как свою, что в его сочинениях личное сплошь и рядом имеет общенациональное значение» [5, с. 154].

Особое место в многогранном творчестве композитора занимает фортепианная музыка, составляющая самую значительную часть творческого наследия С. В. Рахманинова. Композитор писал для фортепиано произведения разных музыкальных жанров. Фортепианные миниатюры С. В. Рахманинов писал на протяжении всего творческого пути. По словам В. Н. Брянцевой, «вместе со своим современником А. Н. Скрябиным Рахманинов поднял русскую фортепианную миниатюру на новую замечательную высоту, утвердив за ней достойное место в мировой музыкальной литературе. Прелюдии, этюды и другие пьесы этих двух авторов входят в репертуар чуть ли не каждого современного пианиста» [2, с. 8].

Прелюдии являются лучшими фортепианными сочинениями композитора. Созданные С. В. Рахманиновым в разные периоды творчества, вместе они образуют цикл из 24 пьес, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. От наиболее распространённого типа романтических прелюдий XIX века, кратко фиксирующих единое душевное настроение, большинство этих пьес очень разнятся значительностью масштабов и интенсивностью образного развития [8, с. 3].

В формировании музыкально-исполнительских навыков у студентов в работе над прелюдиями С. В. Рахманинова важным этапом является понимание образного строения исполняемой пьесы, а также подробный анализ авторских обозначений. По словам М. А. Золотарева, «особое внимание стоит обратить на авторские исполнительские ремарки. Рахманинов очень подробно обозначает в нотах свои творческие намерения» [3, с. 35].

Обратимся к раннему опусу композитора - Прелюдиям соч. 23, которые являются наиболее распространенными в работе со студентами музыкальных вузов. Это комплекс разнообразных по форме и содержанию музыкальных миниатюр, включающих богатство пианистических приемов, ритма и штрихов и раскрывающих главные символы творческого почерка С. В. Рахманинова. Одни прелюдии созвучны пейзажам русской природы, другие - сложнее по характеру и музыкальному содержанию, поэтому в жанровом отношении сопоставимы с поэмой или балладой. Прелюдии соч. 23 были созданы в 1903 г. и посвящены (как и Первый концерт для фортепиано с оркестром) двоюродному брату и учителю композитора - А. Зилоти [3, с. 33]. По словам С. В. Рахманинова, «приступая к изучению нового сочинения, чрезвычайно важно понять его общую концепцию, необходимо попытаться проникнуть в основной замысел композитора» [6, с. 232]. В прелюдиях с наибольшей полнотой воплощается круг образов и настроений, типичных для творчества С. В. Рахманинова: эмоциональность, ораторское звучание, ощущение непрерывного развития музыкального материала. Автор располагает отдельные пьесы в определенной последовательности, соблюдая логику тональных соотношений (мажор, минор),

образных соответствий и контрастов. Печальная прелюдия (fis-моП) граничит с ликующей (B-dur), суровая (d-moll) - с пасторальной (D-dur), воинственная (g-moll) -со светлой и нежной (Es-dur).

Одним из важнейших приемов, способствующих усилению внутреннего напряжения его музыки, является особый тип развития, в основу которого положено мотивное, ритмическое нагнетание, нередко сопровождающийся повторным возвращением к начальному тематическому звучанию, прорывом мелодической энергии, доводящим звучание до кульминации. В этом сказалась национальная природа его художественной натуры. Русская природа, русская психика, русская жизнь - вот что составляет основное содержание рахманиновской музыки [8, с. 4].

Прелюдия D-dur является одним из ярчайших образцов «пейзажной» лирики С. В. Рахманинова. В основе прелюдии лежит законченная по строению тема песенного склада (см. пример 1) [7, с. 15].

Пример 1

развертыванием мелодии, вариантным развитием тематического материала. Развиваясь сначала одноголосно, при повторном проведении тема проводится двухголосно. Исполняя подголоски, важно не заглушить ведущий мелодический голос. Мерное сопровождение левой руки не должно разрываться, а наоборот - как можно лучше сохранить цельность общего движения. В исполнительском плане прелюдия выдвигает ряд пианистических задач, главную среди которых можно сформулировать как поиск соответствующего звукоизвлечения, характеризующегося глубиной и насыщенностью тона, умением «по-рахманиновски» глубоко «вводить пальцы в клавиатуру, как в нечто упругое» [3, с. 41]. В пятом и девятом тактах композитор ставит 1епи110 (протяжно) над шестнадцатыми, подчеркивая неторопливый характер, состояние покоя и безмятежности в начале произведения. Для композиторского мышления С. В. Рахманинова мелодия была непререкаемой основой в музыке, поэтому выразительность фактуры, выявление кульминационных точек, к которым всё устремляется, регистровое наполнение и приближение их к декламации, инструментальному тембру, человеческому голосу представляют сложный взаимодополняющий процесс, требующий постоянного слухового, аналитического, мышечного контроля.

При втором проведении тема перемещается в средний голос в аккордовом изложении. Ее проведение дополняется легкими триольными фигурациями в верхнем голосе, создающими картину общего оживления (см. пример 2) [7, с. 15-16].

Пример 2

Интерпретация прелюдии осложняется тесным расположением всей фактуры, что требует длительной слуховой работы.

Средний раздел, выполняющий разработку и одновременно кульминацию всего произведения, вносит характер взволнованности и яркого контраста. Это подчеркивается частой сменой тональностей, секвенциями, укороченными длительностями. Исполняя данный раздел, необходимо следить за совпадающими в обеих руках вертикалями, которые не должны дробить тему, стремящуюся к кульминации (см. пример 3) [7, с. 16].

Пример 3

Отдельная роль принадлежит рахманиновским басам, выполняющим функцию основы всего музыкального звучания. Необходимо умело превратить сопровождение в объемное звучание, помогающее создать картину необыкновенной поэтичности, но сохраняя при этом дифференциацию фактуры.

В репризе возвращается спокойный, созерцательный характер. Большую сложность для студентов представляет работа с педалью, которая в некоторых тактах приобретает полупрозрачную окраску. Соединяя в себе всю фортепианную фактуру, педаль сообщает определенную краску каждому разделу: теме в среднем голосе, верхнему подголоску и партии левой руки в триольном исполнении.

В заключительном разделе прелюдии педаль берется неглубоко, постепенно оставляя только звуки светлого ре мажора, как торжество гармонии и света

(см. пример 4) [7, с. 18].

Пример 4

Рахманиновская педаль теснейшим образом связана с характером прелюдии, фактурными особенностями, темпом, динамикой. От исполнителя потребуется большое техническое мастерство и определенная художественная зрелость в отношении грамотной педализации и внутреннего наполнения.

Работа над прелюдиями С. В. Рахманинова воспитывает у студентов постоянное внимание ко всем деталям музыкальной фактуры, развивает внутренний, тембровый, динамический слух, гармоническое мышление, необыкновенную волю, ритмическую организованность, пальцевую чуткость и звуковую культуру.

Таким образом, процесс изучения прелюдий С. В. Рахманинова обладает неисчерпаемым потенциалом для развития исполнительской компетентности студентов. Ведь постигая произведения С. В. Рахманинова, музыкант приближается к вершине музыкального искусства, достижение которой является признаком мастерства конкретного исполнителя.

Библиографический список

1. Аметова, А. А. Профессионально-педагогическая компетентность учителя музыки / А. А. Аметова, З. А. Алиева // Тенденции развития высшего образования: методологические и практические аспекты: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 года в г. Ялте. - Ялта: РИО ГПА. - ШЬ: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/3032/Сборник%20Тенденции%20развития%20высш его%20образования.рё1 (дата обращенияЛ 09.12.2023).

2. Брянцева, В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова / В. Н. Брянцева. -Москва: Музыка, 1966. - 206 с.

3. Золотарёв, М. А. С. В. Рахманинов. Прелюдии соч. 23 / М. А. Золотарёв // Как исполнять С. В. Рахманинова / составитель, автор вступительной статьи С. В. Грохотов. - Москва: Классика-ХХ1, 2007. - С. 33-47.

4. Лашкул, М. А. Исполнительская компетентность педагога-музыканта / М. А. Лашкул // Вестник Томского государственного университета. Педагогика

и психология. - 2008. - Выпуск 10 (66). - С. 243-249. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolnitelskaya-kompetentnost-pedagoga-muzykanta/viewer (дата обращения: 09.12.2023).

5. Кандинский-Рыбников, А. А. Проблема судьбы и автобиографичность в искусстве С. В. Рахманинова / А. А Кандинский-Рыбников // Как исполнять Рахманинова / составитель, автор вступительной статьи С. В. Грохотов. - Москва: Классика-XXI, 2007. - С. 141-161.

6. Рахманинов, С. В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры / С. В. Рахманинов // Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 томах. Том 3 / Сост.-ред., авт. вст. статьи, комментариев, указателей З. А. Апетян. - Москва.: Советский композитор, 1980. С. 232-240. - URL: https://senar.ru/articles/ten signs/?ysclid=lpydzcar9x760397573. (дата обращения: 09.12.2023).

7. Рахманинов, С. В. Прелюдии. Ор. 23 / С. В. Рахманинов. - Ленинград: Б. и., 1984. - С. 15-18.

8. Широкородюк, Н. К. Работа над кантиленой на примере прелюдии С. В. Рахманинова соч. 23 Ре мажор: методическая разработка для студентов исполнительского отделения специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду «Фортепиано» углубленного уровня подготовки / Н. К. Широкородюк. - Салават: Б. и., 2017. - 10 с. - URL: 11185.doc -Яндекс Документы (yandex.ru) (дата обращения: 09.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.