© Дрожжина, М.Н., Овчинников, С.А., 2021 УДК 78.01
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-71-83
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ
ХАЗРАТА ИНАЙЯТ-ХАНА В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ЕГО СЫНА - ХИДАЙЯТА ИНАЙЯТ-ХАНА
М.Н. Дрожжина1, С.А. Овчинников1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. Настоящая статья представляет собой попытку выявить взаимосвязь музыкально-эстетических воззрений индийского суфия Хазрата Инайят-Хана (по благословению своего наставника с помощью музыки «соединявшего Восток и Запад», проповедуя суфизм жителям Европы) с композиторскими опусами его сына - Хидайята Инайят-Хана. В результате анализа основных положений, в книге Хазрата Инайят-Хана «Мистицизм звука», выделены и последовательно изложены два аспекта, ориентированных на проблематику данной статьи. Первый вытекает из предварительного вывода философа, о звуке как начале творения мира, второй посвящен проблеме гармонии. Закономерно, что стремление к объединению Востока и Запада философ не реализовал непосредственно в сочинениях, так как признавал различие в понимании музыкальной гармонии Западом и Востоком. Однако эту цель сумел воплотить его сын, получивший образование в Парижской консерватории. В статье подчеркивается: специфика музыкального языка композитора обусловлена закономерностями взаимодействия традиционной восточной монодии (в творчестве Хидайята Инайят-Хана представленной рагой) с европейской многоголосной жанровой системой. Обозначены уровни проявления связи с суфийской традицией, пребывание внутри которой обусловило уникальность его опусов. На примере «Монотонии» для струнных, посвященной героически погибшей в 1944 г. сестре композитора, показано обращение к теме, фокусирующей «вибрации» человека независимо от принадлежности к Востоку или Западу. Ключевые слова: Хазрат Инайят-Хан, Хидайят Инайят-Хан, Пирзади Нурунниса Инай-ят-Хан, суфизм, музыкально-мистические воззрения, синтез раги с европейским многоголосием, композитор, Восток-Запад, «Монотония»
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Дрожжина, М.Н., Овчинников, С.А. Развитие музыкально-эстетических воззрений Хазрата Инайят-Хана в композиторском творчестве его сына - Хидайята Инай-ят-Хана // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 71-83. DOI: 10.24412/23081031-2021-4-71-83.
THE DEVELOPMENT OF THE MUSICAL AND AESTHETIC VIEWS OF HAZRAT INAYAT KHAN IN THE COMPOSITIONAL WORK OF HIS SON - HIDAYAT INAYAT KHAN
M.N. Drozhzhina1, S.A. Ovchinnikov1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. This article is an attempt to identify the relationship of the musical and aesthetic views of the Indian Sufi Hazrat Inayat Khan (with the blessing of his mentor, who "connected East and West" with the help of music, preaching Sufism to the inhabitants of Europe) with the compositional opuses of his son, Hidayat Inayat Khan. As a result of the analysis of the
main provisions, in Hazrat Inayat Khan's book "Mysticism of Sound", two aspects focused on the problems of this article are highlighted and consistently stated. The first follows from the philosopher's preliminary conclusion about sound as the beginning of the creation of the world, the second is devoted to the problem of harmony. It is natural that the philosopher did not realize the desire to unite the East and the West directly in his compositions, since he recognized the difference in the understanding of musical harmony between the West and the East. However, his son, who was educated at the Paris Conservatory, managed to realize this goal. The article emphasizes: the specificity of the composer's musical language is due to the patterns of interaction of traditional Eastern monody (represented by raga in the works of Hidayat Inayat Khan) with the European polyphonic genre system. The levels of manifestation of the connection with the Sufi tradition, the stay inside of which caused the uniqueness of his opuses, are indicated. Using the example of the "Monotony" for strings, dedicated to the composer's sister who died heroically in 1944, an appeal to the theme focusing the "vibrations" of a person, regardless of belonging to the East or West, is shown.
Keywords: Hazrat Inayat Khan, Hidayat Inayat Khan, Pirzadi Nurunnisa Inayat Khan, Sufism, musical and mystical views, synthesis of raga with European polyphony, composer, East-West, "Monotony"
Conflict of interests. The authors declare the absence of conflict of interests. For citation: Drozhzhina, M.N., Ovchinnikov, S.A. (2021), "The development of the musical and aesthetic views of Hazrat Inayat Khan in the compositional work of his son - Hidayat Inayat Khan", Journal of Musical Science, vol. 9, no. 4, pp. 71-83. DOI: 10.24412/2308-10312021-4-71-83.
Имя выпускника Парижской консерватории1, композитора-суфия Хидайята Инайят-Хана (1917-2016) в большей степени известно российским востоковедам, религиоведам или последователям суфийской религиозной традиции, нежели музыкантам и любителям музыки. И еще более известно в этой среде имя его отца - выдающегося философа, суфийского Учителя, музыканта устной традиции Хазрата Инайят-Хана (1882-1927), деятельность которого открывает новую, особую страницу в истории развития суфийской религиозной философии и эстетики. Подкрепленная неустанной активной духовной и музыкальной практикой, эта деятельность послужила формированию ее западной ветви. Безусловно, интерес к суфизму на Западе возник гораздо раньше: научный - в первой половине XIX в., а «культурный» - еще до него. Однако «настоящий "всплеск" практического интереса к суфизму имел место после Первой мировой войны 72
и был связан, с одной стороны, с деятельностью Инаят Хана, а с другой -Рене Генона» (Ярош О., 2007, с. 691-692).
Открывая с помощью традиционной индийской музыки европейцам иные, отличные от христианской традиции духовные горизонты2, Хазрат Инайят-Хан, член тариката Чишти3, стремился следовать завещанию своего наставника (мюрше-да) - Сеида Абу Хашима Мадани: «Ступай, дитя мое, в мир, соедини Восток и Запад гармонией твоей музыки, распространяй мудрость суфизма, ибо ты одарен Богом Всемилостивейшим, Милосердным» (Загородникова Т., 2009, с. 260). Выполняя его, в 1910 г. ученик отправился сначала в США, а затем в Европу, где основал международный суфийский орден4. Успешность миссии Х. Инайят-Хана была обусловлена как высоким профессионализмом музыканта, так и его мировоззрением, основу которого составляло убеждение о наличии общей
основы у всех религий. Свойственная суфизму свобода толкования основ ислама соответствовала такой позиции5.
Устность музыкальной монодий-ной традиции, которой принадлежало искусство Инайят-Хана старшего, не обеспечивает возможности детального анализа его творчества, так как произведение в устной традиции существует только во время его исполнения, представляя собой импровизацию в рамках канона, в процессе которой автор-исполнитель (в трудах суфия обозначается просто как исполнитель) вдохновенно «конструирует». Напомним, что
суфизм - это мистическое направление в исламе, в котором музыка, в отличие от ортодоксального ислама, может играть ведущую роль (это не относится ко всем орденам, но в большинстве из них, таких так Чиштийя, Мавлавийя, Яссавийя музыкальный компонент является основой обрядов Зикр6 и Само7).
Сохранилась мелодия подлинного монодийного зикра, сочиненного отцом композитора. Он очень мелодичный, структура состоит из трижды повторенного элемента, основанного на раге и завершенного новым построением, содержащим кульминационную точку (пример 1).
Пример 1. Монодийный зикр
Зикр исполняется в согласовании с остинатной ритмической формулой, сопровождающей священные слова.
Однако о его музыке, являющейся отражением мистического опыта, формируют представление теоретические работы музыканта, создающие «последовательную монистическую метафизическую систему, целью которой является преодоление искусственной антитезы материи и духа и синтез науки и религии в духовном искусстве» (Хан Е., 2020, с. 126). Сюда включены учение о музыке, природе звука и гармонии. В своей концепции имя Бога Хазрат Инайят-Хан связывает с абстрактным звуком как первопричиной всего сущего, полагает наличие духовной музыки в религиозной
практике обоснованным и нацеленным на движение к Создателю.
Интересно, что первая публикация книги суфия «Суфийское Послание о свободе духа» состоялась во время его семимесячного пребывания в России (1913-1914). В трудах «Учение суфиев», «Аки-бат, жизнь после смерти. Метафизика. Опыт души на разных уровнях существования», «Мистицизм звука» и др. философ-суфий формирует доктрину развиваемых им направлений в суфизме. Наиболее последовательно и полно его эстетика и музыкально-мистические воззрения представлены в работе «Мистицизм звука» (2004). Если попытаться лаконично и доступно сформулировать основные положения этой книги, ориентируясь на проблематику
настоящей статьи, можно выделить несколько аспектов.
Первый по значимости можно представить следующим образом: объединяя теоретические изыскания с мистическим опытом, Хазрат Инайят-Хан приходит к выводу, что началом творения является звук, в музыке представлена гармония Вселенной, и сам мир был создан музыкой. Он говорит о необходимости изучения обладающих универсальностью законов музыки, обеспечивающих равновесие, удерживающих целостность нашей Вселенной. Вместе с тем искусство музыки - это «миниатюра, которую наш интеллект выхватил из той музыки или гармонии всей вселенной, действующих позади всего, и которые суть источник и начало всего сущего» (Инайят-Хан Х., 2004, с. 111).
На обычном уровне нас привлекает музыка, поскольку она соответствует нашему ритму и тону, поддерживающим жизнь нашего существа и позволяющим пребывать нам в состоянии гармоничного настроя со всей окружающей нас жизнью. Инайят-Хан называл это со-настроенностью с Бесконечным, пребывание в состоянии гармонии со всей Вселенной. И основным средством в слышании музыки Вселенной он полагал меру открытости человека всему прекрасному и гармоничному, и насколько он воплощает это в своей жизни. При этом в основе как музыкальной теории, так и поэтического творчества лежит «знание фундаментальной психологии жизни, представляющее собой понимание того, какой эффект та или иная вибрация, то или иное композиционное сочетание, то или иное звучание мысли оказывает на слушате-
ля» (Хан Е., 2020, с. 130). Но для достижения ваджда (в суфизме -экстатического состояния присутствия Божества) требуется не только гармоничное воздействие звука, но и готовность самого человека.
Человек не только сформирован из вибраций, но он живет и движется в них. Его настроения, предпочтения, дела, успехи, неудачи - все условия жизни зависят от определенной активности вибраций, будь они мыслями, эмоциями или ощущениями: «Внутренняя, основная, часть каждого существа создана из тонких вибраций, а внешняя часть сформирована из более плотных. Более тонкую часть мы называем духом, а более плотную - материей, первая менее подвержена изменению и разрушению, а вторая более. Именно постоянно возрастающая активность вызывает материализацию вибраций, а постоянное ее уменьшение превращает их опять в дух. Все, что живет есть дух, а все, что умирает - материя» (Инай-ят-Хан Х., 2004, с. 215).
Второй аспект касается непосредственно гармонии. Здесь философ-музыкант, выполняющий наставление своего мюршеда - «соединять Восток и Запад своей музыкой» изначально отдает себе отчет в различиях понимания этого языкового элемента в европейской (мно-
о \ о о / о
гоголосной) и индийской (монодий-ной) музыке: «То, что называется гармонией на Западе, не очень при-ложимо к индийской музыке: поскольку она, в отличие от западной музыки, не нуждается в аккордах» (цит. по: (Хан Е., 2000, с. 133)).
Но Хазрат в понимании гармонии ищет тот уровень, на котором данный элемент становится универ-
сальным, не разделенным на Восток и Запад. Он исходит из универсальной категории, имеющей три аспекта: вечный, вселенский и индивидуальный (Инайят-Хан Х., 2004, с. 208-209). Где вечная гармония есть сознание Бога, непрестанность бытия; вселенская явлена устройством сотворенного мира; индивидуальная гармония выражена двумя параметрами: гармонией души с телом и гармонией между людьми. При этом разлад души и тела порождается диссонансом. Соблюдение ритма способствует достижению гармонии, соблюдению равновесия между речью и действием, поскольку «тон - это мать природы, а ритм -ее отец» (Инайят-Хан Х., 2004, с. 234)). Музыка своего сердца может быть услышана при наличии усилий, это поможет быть в согласии и с самим собой, и с окружающими. Можно согласиться с Л.И. Манько, утверждающей, что «суфизм созвучен древним представлениям о гармонии как гармонии мира и мировой музыке как мировой гармонии, идущим от Пифагора к Боэцию и Кеплеру» (2010, с. 161) и усматривающей в музыкальной концепции Хазрата Инай-ят-Хана параллели с философией музыки А. Боэция, в которой человеческая музыка представляет собой музыку человеческой души, связанную с мировой душой (2010, с. 163).
Таким образом, мир предстает у Хазрата Инайят-Хана как вселенская симфония, звучащая в соответствии с законами гармонии и красоты: «...Есть одна единая музыка; и реальным духовным достижением является настройка самого себя на гармонию этой совершенной музыки» (Инайят-Хан Х., 2004,
с. 72). Л.И. Манько определяет этот резонанс с музыкой сфер как «восхождение к смыслам, к высшему духовному состоянию - переживанию причастности к полноте бытия» (2010, с. 72).
Если непосредственно в музыкальных творениях Хазрата Инай-ят-Хана установки на объединение Востока и Запада практически не получили реализации8, то в сочинениях сына - Хидайята - они реализованы в полной мере: «Здесь встречаются Восток и Запад: системы восточных раг и западных полифонических структур, симфонический цикл и пленительный аромат восточной раги» (Овчинников С., 2019, с. 110).
Однако подобная «встреча» Востока и Запада (с участием самых разнообразных традиционных восточных жанров) характерна для всех национальных композиторских школ Востока, сложившихся в условиях взаимодействия монодийных восточных традиций с европейской многоголосной жанровой систе-мой9. Специфика же многоголосных композиторских опусов Хидайята Инайят-Хана обусловлена дополнительным компонентом - тесной связью с музыкальной эстетикой суфизма. Необходимо отметить, что наличие связи сочинений композиторов с суфийской традицией также не является чем-то уникальным. В этом плане выделяется творчество таджикского композитора Толиба Шахиди (см., например: (Давла-това С., 2020)). И все же уникальность творений Хидайята Инай-ят-Хана заключается в его пребывании внутри традиции, образе жизни потомственного суфия и музыканта, в условиях новой системы музы-
кальной композиции подхватившего эстафету суфийской музыки.
Так сложилось, что в Новосибирске, в 2004 г.10, в Большом зале Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки состоялась российская премьера сочинений этого автора11. Позднее, в 2015 г., который стал годом Индийской культуры в России, в рамках фестиваля «Намасте, Россия!» (Поклон тебе, Россия!), помимо Новосибирска мероприятия в течение шести месяцев проходили в Санкт-Петербурге, Калининграде, Светлогорске, Ессентуках, Ростове-на-Дону, Кисловодске, Уфе, Астрахани12.
Ему принадлежит более 60 произведений в различных жанрах: симфонии, камерная вокально-инструментальная музыка, произведения для хора а саре11а. Стилистике этих сочинений присущ синтез техники традиционной музыки с современными музыкальными концепциями. Это выражено преобладанием горизонтального линеарного письма, использованием вертикальной интервальной краски - кварт, квинт, секунд и комбинаций этих интервалов, абстракции соединения ритмических моделей, различных ритмов, форм остинато13, ускорений темпа. Он стремится в европейских жанрах реализовать средства развития тематизма восточных раг, органически вытекающие из их характерных особенностей.
Они привлекают, как отмечалось выше, сочетанием классической индийской раги и европейских жанров и форм. В названиях его сочинений, помимо гимнов, присутствуют суфийские понятия: «Симфония Зикр» (ор. 26), «Симфония
Послания» (op. 30), кантата «Мы приглашаем вас к молитве» для сопрано, мужского хора и органа и др. В иных опусах подобная связь проявляется в содержательном плане. Так, «Экзотическая песня» (опус 19) создана под впечатлением раги, которой отец Хидайята начинал свои лекции во время своей миссии на Западе. «Призыв» (опус 39), вдохновлен мелодией молитвы великого деда Хидайята, Маула Бакша14, первая и последняя части основаны на пятизвучной раге, а средняя часть -на двенадцатизвучной.
В том, самом первом концерте, состоявшемся в Новосибирске в 2004 г., прозвучали хоровые, вокальные, камерно-инструментальные, оркестровые и органные произведения, среди которых был 4-частный Концерт для струнных (опус 48). В его первой части представлен разнообразный по динамике, наполненный сложными тематическими элементами мелодический поток, постепенно образующий скрытую гармоническую структуру, основанную на классических принципах (сонатная форма с экспозицией, разработкой и репризой, завершающейся кодой), в то же время создающий экзотическую атмосферу. Вторая часть - скерцо-процессия, цель которой привести человека к порогу «Духовного Храма», где разворачивается третья часть.
Третья часть «Монотония» посвящается сестре Хидайята, Пирза-ди Нуруннисе Инайят-Хан (рис. 1), трагически погибшей во время Второй мировой войны (приложение). Она создана на основе классической песенной формы и передает различные эпизоды медитативного призыва, переходящего в фугато на тему раги. Кульминация (appassionato)
выражена акцентированными классическими гармониями. Хидайят называет эту часть музыкальной попыткой найти точку соприкосновения между восточной и западной концепциями гармонической структуры. Четвертая часть Концерта состоит из пяти танцев в индуистском стиле, время от времени сменяющихся вариациями тематических элементов, которые являются воспоминанием о мелодиях, услышанных в предыдущих частях. Кода, вдохновленная темой Монотонии, заканчивается безмятежностью и покоем.
Необходимо отметить, что третья часть этого концерта нередко исполняется отдельно. В русле проблематики настоящей статьи целесообразно выполнить ее более детальный анализ и обозначить контекстные обстоятельства, позволяющие глубже проникнуть в суть творческих
установок и мировоззрения композитора.
Более чем информативна вступительная статья Хидайята Инай-ят-Хана к партитуре Монотонии, где композитор написал идущие от сердца слова:
«Эта работа посвящена Пирзади Нуруииисе Инайят Хан ("Мадлен"), старшей дочери Пир-о-Муршида Хазрата Инайят Хана и Пирамины Бегум Инайят Хан.
Мадлен была награждена Английским Георгиевским крестом и Военным крестом Франции, но давайте добавим к этим наградам наше почтение и Это, и будем молиться, чтобы все страдания не были напрасными.
Пусть ноты этой музыки напомнят слушателям, что некоторые души пожертвовали своей жизнью, чтобы мы могли громко плакать:
"Да здравствует Свобода тела, сердца и духа"...
Монотония - это монотонное повторение Тональных элементов, которые призваны описать человеческое стремление к общению с "Божественным". Постоянно расширяющаяся потребность Сердца в интенсивности во всех аспектах, в противоположность ретроспективе Души в вечном покое, являются основными формулировками музыкальной попытки, которая является "точкой пересечения" между восточными и западными концепциями Гармонической структуры.
Шесть первых тактов Вступительного раздела представляют со-
бой графическую интерпретацию "Призыва к молитве", следующие десять тактов являются актуальной темой Молитвы.
В средней части прослеживаются воспоминания о тех эпизодах, которые представляют собой конфликт между Идеалами и Спокойствием, достигающий кульминации, которая проявляется в "Победе в загробной жизни".
Заключительный раздел является напоминанием о начальной теме, за которым следует короткая "Кода", слова которых призваны выразить всю смиренную благодарность памяти моей Сестры» (рис. 2).
Рис. 2. Нурунниса Инайят-Хан
В обозначенной самим автором 3-частной структуре, основанной на вариантно-вариационном развитии, указаны истоки тематизма: суфийская молитва. Небольшое вступление, в основе которого короткая однотактовая попевка («графическая интерпретация Призыва к молитве»), призвано показать момент формирования тематизма: из шестнадцатых по эолийскому тетрахорду от до вверх, заканчивается опевани-ем V ступени. В следующих тактах она имеет свой ладовый вариант с фа-диез, образуя ув.2, что далее обнажает большую связь с восточной музыкой. Излагается на фоне остинатного баса.
Сформированная тема (ц. 1. Piu andante) у альта основана на той же восходящей попевке, что и была во вступлении. Верхний голос образует остинатный подголосок - нисходящее движение по фригийскому тетрахорду + подголосок у виолончелей, периодически создающий с остинатными голосам терпкие полутоновые задержания. Тема складывается из вариантных двух тактовых фраз. В третьем повторении фразы у виолончелей появляется вариантная мажорная окраска лада (пример 2).
В ц. 2-3 первой вариационной фазы развития тема меняет модус на фа но высотно начинается со звука
Пример 2. Ц. 1. Piu andante
до, развивается канонически (3-го-лосный канон с элементами вертикально-подвижного контрапункта). Но он до конца не выдерживается и прерывается (вступление 4-го голоса иллюзорно, поскольку он дублирует первый в октаву). Далее каноническое развитие продолжается с использованием стретты и но-
вого варианта контрапунктического голоса.
С ц. 4-6 начинает развиваться вариант тетрахорда с ув.2. Голоса теснее взаимодействуют друг с другом. Появляется глиссандо и вспомогательная м.2 интонация.
Ц. 7-9 - кульминационная зона, преобладание двойного штриха.
Первый этап - контрапункт двух мелодических вариантов нисходящего и восходящего (со сменой минорного и мажорного вариантов). Второй этап -активизация гармонического развития, появляется хроматика, звучание УМ. VII7. В напряженном динамическом варианте отклонения к модусу
соль и через него возвращения к до дается повтор первого основного мотива сочинения (пример 3).
Ц. 10 - реприза темы резко прерывает процесс развития.
Ц. 11 - краткая кода на той же теме с подчеркиванием м.2 задержаний к остинатному басу (пример 4).
Пример 3. Ц. 7-9
Пример 4. Ц. 11
Перед нами своеобразные ости-натные вариации. Определенная скупость средств компенсируется измененными вариантами взаимоотношений элементов. Ладовая вариантность и в то же время ритмическая и мелодическая остинат-ность выливаются в варьирование в рамках одного модуса, одного состояния. Использование полифонических приемов вносит некоторую динамику, углубляющую трагичность концепции.
В данном сочинении отчетливо явлено обращение к теме, несомненно имеющей точку, фокусирующую «вибрации» человека независимо от принадлежности к Востоку или Западу. Трагедия минувшей войны находит отклик в сердцах слушателей, монотония медитативного состояния овладевает сознанием, открывая сердца и способствуя объединяющей гармонии музыки и слушателей, показывая взаимосвязь музыки чело-
века с музыкально-сущностным, духовным.
В заключение необходимо отметить: при фантастическом богатстве традиционной индийской музыки сложилась странная ситуация. Здесь фактически отсутствует композиторская школа, ориентированная на европейскую многоголосную жаровую систему. Объяснять это сложностью системы индийской музыки не приходится, поскольку имеющиеся примеры школ, в русле которых происходит взаимодействие композиторской музыки и таких сложных устно-профессиональных классических жанров, как макамат, демонстрируют высокий уровень достижений. Индийская же музыка в плане взаимодействия с западным музыкальным искусством избрала сферу киномузыки. И на этом фоне творчество Хидайята Инайят-Хана обретает особую значимость.
SONG TO THE MADZUB
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕСНЯ К МАДЗУБУ
"At Thy Feet, O Madzub, I come to seek for Rest, In the Fire of Thy Glance, may this yearning Soul be blessed. Thy Footprints of Crushed Thorns are strewn with Pearls Divine, And Lo! Their Glory unveils, these dazzled eyes of mine. Thro' Life's Test, may this heart,
0 Thou Living Shrine, As a Lotus once bloom. Bloom in these Rays of Thine. At Thy Feet, O Madzub,
1 come to seek for Rest, In the Fire of Thy Glance,
may this yearning Soul be blessed..."
«К Твоим Стопам, О, Мадзуб, я припадаю в поисках Успокоения,
В пламени Твоего Взгляда, да будет благословлена эта томящаяся Душа.
Отпечатки Твоих Стоп на Смятых Шипах усыпаны Божественными Жемчужинами,
О Чудо! Их Величие снимает покров с моих ослепленных глаз.
Среди Испытаний Жизни да расцветет это сердце, О Ты, Живое Святилище,
Как лотос когда-то. В Твоих Лучах оно расцветет.
К Твоим Стопам, О, Мадзуб, я припадаю в поисках Успокоения,
В Пламени Твоего Взгляда, да будет благословлена эта томящаяся Душа...»
Song to the Madzub, by Pirzadi Noor-un-nisa Inayat Khan,G. C.
Песня к Мадзубу, Пирзади Нур-ун-Ниса Инайят Хан.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Учился композиторскому искусству у Нади Буланже.
2 Это не относится к тем европейским странам, где среди населения, традиционно исповедующего ислам, встречаются суфийские ордена-тарикаты (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония).
3 Следует отметить, что еще в юности Хазрат Инайят-Хан получил посвящение в четырех орденах (Чиштийя, Накшбан-дийя, Кадирийя и Сухравардийя), что было большой редкостью.
4 Штаб-квартира ордена располагалась в Лондоне, а отделения распространены по всему миру (США, Англия, Франция, Германия, Швейцария, Италия, Россия и др.).
5 Необходимо уточнить, что исследователи современного состояния данной ветви суфизма (западной), допускающей необязательность принадлежности к исламу, нередко определяют ее как нео- и даже квазисуфизм.
6 Зикр (араб. «упоминание») - медитативный обряд суфиев, цель которого прославление Бога многократным произнесением молитвенной формулы.
7 Само (сама) - ритуальное слушание музыки.
8 В задуманном балете «Сакунтала» (на древний сюжет одноименной поэмы Ка-лидасы) музыкант хотел изложить свои мелодии в сопровождении европейской гармонии, но сделать это самостоятельно не рискнул. Гармонизовать и оркестровать мелодии первоначально он предложил С.И. Танееву, который переадресовал просьбу А.Т. Гречанинову, также отказавшемуся. Затем Танеев предложил С.Л. Толстому, и тот в содружестве с В.И. Полем выполнил эту работу. Все пьесы имеют программные названия: «Танец с мечами», «Жертвоприношение», «Песня зари», «Молитва девушек», «Пляска пастухов», «Жалоба Шакунталы», «Танец с кинжалом», «Молитва йоги»,
«Милость Шивы», «Славословие Шивы», «Бракосочетание», «Тандоу», «Дума Шивы и процессия», «Песня освобождения», «Танцы», «Танец жизни».
9 Закономерности данного взаимодействия детально рассмотрены в диссертации М.Н. Дрожжиной (2005).
10 В последующие годы музыка Хидайят Инайят-Хана продолжала звучать в Новосибирске, где состоялись еще 18 концертов (в консерватории, Камерном зале и музыкальной гостиной Новосибирской филармонии, Краеведческом музее, Музее Солнца Академгородка, Картинной галерее, в Музыкальном колледже им. А. Мурова.
11 Среди исполнителей был и Новосибирский струнный квинтет Станислава Овчинникова в составе: Федор Кабельский (1-я скрипка), Светлана Андрианова (2-я скрипка), Екатерина Черемисова (альт), Станислав Овчинников (виолончель), Владимир Драница (контрабас).
12 В этих рамках в НГК им. М.И. Глинки состоялась российская премьера симфонии «Ганди», посвященной великому Махатме Ганди. Дирижеру А. Париману, под руководством которого симфонию исполнил Симфонический оркестр консерватории, 98-летний композитор прислал письмо, с благодарностью за исполнение. Композитор сообщил, что мечтает об исполнении его музыки в России. Так как «в его произведениях соединяются Восток и Запад и никто не может так хорошо, как русские играть эту музыку, ведь только у русских западный ум соединяется с восточной душой».
13 Это обусловлено спецификой композиторского многоголосия, возникающего на основе традиционной монодии и характерно для национальных композиторских школ Востока (об этом см.: (Дрожжина М., 2005, с. 129-147)).
14 Знаменитый индийский музыкант Ма-ула Бакш (1833-1896) является основателем индийской системы нотной записи.
ЛИТЕРАТУРА
Давлатова С.Д. Суфийская традиция в творчестве таджикского композитора Т. Шахиди: Дис. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2020. 210 с.
Дрожжина М.Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века: Дис. ... д-ра искусствоведения. Новосибирск, 2005. 340 с.
REFERENCES
Davlatova, S.D. (2020), Sufiiskaya traditsiya v tvorchestve tadzhikskogo kompozitora T. Shakhidi [Sufi tradition in the works of Tajik composer T. Shahidi], Cand. Sc. Thesis, Novosibirsk, 210 p. (in Russ.)
Drozhizhina, M.N. (2005), Molodye natsional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal'nogo iskusstva XX
Загородникова Т. Серебряный век и Индия // Иностранная литература. 2009. № 11. С. 258-266.
Инайят-Хан Х. Мистицизм звука. М.: Сфера, 2004. 352 с.
Манько Л.И. Философско-эстетическая сущность музыки в суфизме (на материале музыкально-философских исследований суфия Хазрата Инайят Хана): Дис. . канд. филос. наук. М., 2010. 197 с.
Овчинников С.А. Суфийская музыка Хидайята Инайят-Хана в Новосибирске // Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 109-116.
Хан Е.И. Суфийская метафизика музыки Хазрата Инайят Хана // Восточный курьер. 2020. № 1-2. С. 126-136.
Ярош О.А. Исламский суфизм и «неосуфизм» в Западной Европе: Институциональный аспект // Четвертые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2007. С. 690-699.
veka [Young national composer schools of the East as a phenomenon of musical art of the twentieth century], D. Sc. Thesis, Novosibirsk, 340 p. (in Russ.)
Inaiyat-Khan Kh. (2004), Mistitsizm zvuka [Mysticism of sound], Sfera, Moscow, 352 p. (in Russ.)
Khan, E.I. (2020), "Sufi metaphysics of Hazrat Inayat Khan's music", Vostochnyi kur'er [Eastern Courier], no. 1-2, pp. 126136. (in Russ.)
Man'ko, L.I. (2010), Filosofsko-esteticheskaya sushchnost' muzyki v sufizme (na materiale muzykal'no-filosofskikh issledovanii sufiya Khazrata Inaiyat Khana) [Philosophical and aesthetic essence of music in Sufism (based on the material of musical and philosophical studies of Sufi Hazrat Inayat Khan)], Cand. Sc. Thesis, Moscow, 197 p. (in Russ.)
Ovchinnikov, S.A. (2019), "Sufi music of Hidayat Inayat Khan in Novosibirsk", Journal of Musical Science, no. 4, pp. 109-116. (in Russ.)
Yarosh, O.A. (2007), "Islamic sufism and «neo-sufism» in Western Europe: institutional aspect", Chetvertye Torchinovskie chteniya. Filosofiya, religiya i kul'tura stran Vostoka [The fourth Torchin readings. Philosophy, religion and culture of the countries of the East], S.-Peterb. un-t, Saint Petersburg, pp. 690-699. (in Russ.)
Zagorodnikova, T. (2009), "The Silver Age and India", Inostrannaya literature [Foreign literature], no. 11, pp. 258-266. (in Russ.)
Сведения об авторах
Дрожжина Марина Николаевна, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Овчинников Станислав Александрович, доцент кафедры струнных инструментов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Authors information
Marina N. Drozhzhina, D. Sc. (Art Criticism), Professor at the M.I. Glinka Novosibirsk State
Conservatoire
E-mail: [email protected]
Ovchinnikov Stanislav Aleksandrovich, associate professor of the String Instruments Department at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 14.10.2021 Received 14.10.2021
После доработки 19.11.2021 Revised 19.11.2021
Принята к публикации 22.11.2021 Accepted for publication 22.11.2021