Научная статья на тему 'Суфизм и музыка'

Суфизм и музыка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1334
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЗМ / SUFISM / СУФИЙСКАЯ МУЗЫКА / SUFI MUSIC / КОСМОС / COSMOS / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ГАРМОНИЯ / HARMONY / РИТМ / RHYTHM / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / MAN'S SELF-PERFECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Расулова Татьяна Салиховна

Статья посвящена важной проблеме, связанной с суфизмом, как наиболее духовной частью ислама, и способностью воздействия музыки на духовное развитие человека. Актуальность проблемы базируется на том, что современное человечество отходит от смысла и цели собственного существования на Земле, а потому воспринимает искусство вообще и музыку в частности как только и исключительно развлечение и отвлечение человека от серых будней его существования. В статье на примере работ Хазрат Инайят Хана дается объяснение смысла музыкального искусства на Земле, связи музыки с Мирозданием, сходства музыки и Космоса, в основе которых лежит гармония. Поэтому человек может гармонизировать собственные внутренние вибрации через музыкальное искусство, тем самым помогая себе и миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Суфизм и музыка»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

СУФИЗМ И МУЗЫКА Расулова Т.С. Email: [email protected]

Расулова Татьяна Салиховна - кандидат философских наук, и.о. профессора, кафедра социально-гуманитарных наук, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена важной проблеме, связанной с суфизмом, как наиболее духовной частью ислама, и способностью воздействия музыки на духовное развитие человека. Актуальность проблемы базируется на том, что современное человечество отходит от смысла и цели собственного существования на Земле, а потому воспринимает искусство вообще и музыку в частности как только и исключительно развлечение и отвлечение человека от серых будней его существования.

В статье на примере работ Хазрат Инайят Хана дается объяснение смысла музыкального искусства на Земле, связи музыки с Мирозданием, сходства музыки и Космоса, в основе которых лежит гармония. Поэтому человек может гармонизировать собственные внутренние вибрации через музыкальное искусство, тем самым помогая себе и миру.

Ключевые слова: суфизм, суфийская музыка, космос, духовность, гармония, ритм, самосовершенствование человека.

SUFISM AND MUSIC Rasulova T.S.

Rasulova Tatyana Salikhovna - Сandidate of Philosophical Science, Professor, DEPARTMENT OF THE SOCIALLY-HUMANITY SCIENCE, STATE mNSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is dedicated to one of the important problem connected with the Sufism, which was the most spiritual part of Islam and the music ability influences upon the man's spiritual development. Urgency of this problem is founded on that, that contemporary mankind steps aside from the meaning and purpose of his own being on the Earth, and that is why interprets the art and music only and exceptionally as entertainment and relaxation the man from the humdrum (colourless) existence.

In the article on the example of Khazrat Inaiat Khan's works is giving an explanation of music sense on the Earth, connection music and Universe, likeness music and Cosmos, in foundation of which there is harmony. Therefore the man can harmonize his own inside vibration by the use of music helping himself and the world.

Keywords: Sufism, Sufi music, cosmos, spirituality, harmony, rhythm, man's self-perfection.

УДК 078(075)

В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран, Внезапно ангел утешенья, Влетев, принес мне талисман.

(Пушкин А.С.)

Величье танца сфер и хороводов светлых Нам не постичь, пока укутаны мы пеплом Печали и разлук. И только Веры сладость Вернуть способна ту гармонию и радость (Дж. Руми. «Когда звенит тамбур»)

Суфизм, как явление философско-религиозной мысли, занимает важное место не только в истории восточных стран и народов, но и всего человеческого общества в целом, поскольку является выражением духовных устремлений человека. Так, известный индийский суфия Хазрат Инайят Хан (1882-1927) писал: «У суфизма нет и никогда не было начала, и он никогда не возникал как историческое явление, он существовал всегда, потому что свет всегда был внутренней сущностью человека. В высших своих проявлениях этот свет может быть назван знанием Бога, божественной мудростью - суфизмом» [1, 9].

Неудивительно, что высочайшая духовность суфизма, его внутренняя цельность и нравственная чистота, которые привлекали к себе внимание всех страждущих, облегчала и направляла их по пути поиска смысла человеческого существования. Поэтому суфии называют своим собратом любого человека, посвятившего свою жизнь поиску духовности, т.е. мудрости.

Многие суфийские ордена используют музыку в целях служения Богу, поскольку в Священном Коране нет прямого запрета на нее. Однако только одно направление из них - Чишти - посвятило себя поиску Божественной Мудрости через исполнение музыки. Интересна суфийская легенда о происхождении самого термина «музыка». Рассказывают, что когда Моисей молился на Синайской горе, он услышал Божественное Повеление, выраженное словами Мшеке, т.е. Моисей, внемли. Откровение, которое снизошло на него, состояло из тона и ритма. Моисей не знал, как называется услышанное Божественное Звучание, и решил назвать его теми же словами, которыми Бог обратился к нему, т.е. Музыкой [2, 100].

Именно поэтому музыка стала занимать такое важное место в суфизме, что она пришла к людям из Божественного Источника. По мнению суфиев, люди потому так любят музыку, что она изображает то Сокровенное, что имеется в душе каждого человека, и что интуитивно прозревается людьми. Суфии считают, что все, что видят наши физические глаза, есть Красота, созданная Богом. А Красота, которую мы воспринимаем из окружающей природы, самого человека и творений его рук, это и есть музыка.

Иными словами, суфии были одними из первых, кто указал на то, что музыка звучит везде и всегда. В любом камне или движении морской волны, в порывах ветра и шуме дождя, в громе и молнии, в песнях птиц и рычании зверей, в поэтическом произведении человека и в нарисованной им картине, - везде звучит МУЗЫКА. Поэтому человек связан с окружающим нас Космосом именно благодаря музыке, ибо между музыкой и космосом имеются точки соприкосновения, которые позволяют нам рассматривать музыку как проявление Космического Закона. Среди этих точек соприкосновения можно назвать такие, как Ритм, Гармония, Интонация и Движение.

Все то, что мы видим, и все, чего мы не в состоянии воспринимать своим физическим зрением и слухом, есть проявление ритма, гармонии, интонации и движения, будь то смена суток или времен года, обращение планет вокруг своей оси, или прохождение кометы, распускание бутона или деление клеток. Как утверждают сами суфии, то, что не может выразить живопись, говорит поэзия, но то, что не может объяснить поэзия, звучит в музыке.

Не случайно все Великие Духовные Учителя человечества, религиозные реформаторы и пророки, так или иначе, были связаны с музыкой. Так, легендарный пророк Индии Нарада был также великим музыкантом. Бог Шива, по преданию, изобрел индийский музыкальный инструмент - вину. Бог Кришна всегда изображается играющим на флейте. Индуистская богиня красоты Сарасвати играет на вине. Греческий бог Солнца и покровитель искусств Аполлон в своих держит руках кифару. Мифический Орфей древних греков, благодаря тайному знанию тона и ритма, полученного при храмовом посвящении, своим музыкальным искусством мог повелевать скрытыми силами природы. Подобных примеров можно привести очень много...

Музыка проникает дальше, чем может проникнуть в человека любое другое впечатление окружающего нас внешнего мира. По мнению суфиев, красота музыки заключается в том, что она является как источником творения Вселенной, так и средством ее поглощения. Другими словами, суфии убеждены, что мир был создан музыкой, и с помощью музыки мир вновь и вновь возвращается к первоисточнику, создавшему его. В качестве доказательства сотворения Вселенной посредством музыки можно привести слова из Евангелия от Св. Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [3, Глава 1, 1]. Что такое слово? Слово - это звук, т.е. вибрация звучащего тела. А это и есть музыка.

Что же касается конца Творения, то Хазрат Инайят Хан приводит известное предание, согласно которому в «Судный День» будут звучать звуки труб, которые возвестят «конец света». Вот почему, по мнению суфиев, музыка связана как с началом творения видимого Космоса, так и с его концом.

Быть может, именно поэтому между Космосом как выражением Божественного Начала и музыкой имеется такое сходство, что мы можем считать музыку космосом в миниатюре. Как уже было отмечено, Космос обладает такими качествами, как гармония, ритм, интонация и движение, перемежающиеся покоем. Музыка олицетворяет собой гармонию, является ритмизованным и интонационным языком, и находится в движении, которое прерывается паузами. Кроме того, и в Космосе, и в музыке имеются такие особенности, как вибрация и тональность.

Поскольку человек живет в проявленной Вселенной, и он не только сам представляет собой вибрирующую систему, но и все его окружение тоже, будь то предметы, растения, животные, и другие люди, то музыка как вид искусства является важнейшей частью жизни человека на Земле, ибо помогает индивиду войти в гармонию с Космосом, который сам есть гармония.

Как писал Хазрат Инайят Хан в прекрасной книге «Мистицизм звука»: «Музыка является миниатюрой гармонии всей вселенной, потому что гармония вселенной есть сама жизнь, а человек, также будучи миниатюрой вселенной, демонстрирует гармоничные или негармоничные аккорды в своем пульсе, в ударах сердца, в своей вибрации, ритме и тоне». И далее: «Музыка помогает нам тренировать себя в гармонии, и именно в этом магия, или тайна, стоящая за музыкой. Когда вы слышите музыку, которая вам нравится, она настраивает и приводит вас в гармонию с жизнью» [2, 188].

Иными словами, человек, подобно любому предмету во Вселенной, является музыкой, ибо Дыхание человека - это музыка, пульс, слово, движение - это все музыка, которая звучит как внутри человека, так и вне его. Но человек сделал и нечто большее, чем все остальные живые существа на нашей планете, - человек создал и реализовал музыку как вид искусства.

Вместе с тем, из всех существ, населяющих нашу планету, только человек в основной своей массе не находится в гармонии с жизнью, не состоит в гармонических отношениях с одушевленной и неодушевленной Вселенной. Подтверждение этого являются продолжающиеся войны, мировой терроризм и экстремизм, а также экологические проблемы современности, которые все громче и громче заявляют о том, что мир находится на грани глобального катаклизма.

С чем же связано, что именно человек, будучи наиболее разумным существом на земле, не может жить в мире и гармонии с окружающей действительностью? Человек, в отличие от животных, создан со свободной волей, которая позволяет ему самостоятельно выбирать свой путь. Выбор может быть удачным, и тогда человек стремится к самосовершенствованию своего Духа, к самопознанию и гармонии с собой и с окружающим миром. Но выбор может быть и неудачным, и тогда человек стремится к материальным благам, ради которых он готов обманывать, убивать, грабить, не понимая того, что все материальные богатства -это только прах и иллюзия.

Такой человек находится в дисгармонии с жизнью, ибо собственный эгоизм не позволяет ему понять, что вся Вселенная едина в своем Духовном Начале, и, обманывая другого, человек обманывает себя, грабя другого, он грабит себя, наконец, убивая другого, человек убивает собственное Божественное Начало, из которого состоит весь проявленный и непроявленный Космос и без которого дальнейшее существование этого человека становится весьма затруднительным.

Многие, особенно в наше время, считают, что музыка дана нам для развлечения. Не случайно западноевропейская наука ввела понятие «человека играющего», чтобы показать, что главная задача человеческого пребывания на земле - это игра, развлечение, которое позволяет уйти от существующих проблем, не думать, не постигать мир, в котором мы живем. Однако суфии, как и вся эзотерическая философия, считают, что человек приходит на землю не для пустой траты времени, не для развлечения и хорошего времяпрепровождения, а для постижения Истины путем самосовершенствования Духа. Потому и музыка дана человеку как связь с Божественным Источником, позволяющая помнить о своем духовном первородстве.

Именно поэтому музыка выше всех видов искусства. В определенном смысле, музыка даже выше религии, т.к. музыка воздействует на такие глубинные сферы человеческого Духа, что она может поднять душу человека намного выше, чем любые внешние религиозные формы, обряды и традиции. Разумеется, это вовсе не значит, что нужно ликвидировать все религиозные верования и заставить всех людей слушать музыку для их скорейшего духовного развития. Все человеческие души не могут быть настроены на одинаковую высоту тона, и звучать в определенной тональности. Поэтому если один человек получает пользу от прослушивания музыки, ибо его душа воспаряет и продвигается к совершенству, то другой может почувствовать духовный подъем только под воздействием определенных религиозных норм и правил.

Зачем же нам нужна эта гармония, гармонические отношения с окружающим нас миром? Суфии полагают, что каждое биологическое и небиологическое существо, находящееся в проявленной Вселенной, будь то камень, растение, животное или человек обладает собственным тоном, или высотой звука, который связан с частотой его вибраций, и который вносит свою лепту в единый оркестр под названием «Космическая Музыка». Именно частота вибраций позволяет конкретному существу вступить на ту или иную ступень эволюции единой Вселенской лестницы. Понятно, что если тот или иной человек не находится в гармонии с жизнью, он вносит низкочастотные, дисгармоничные вибрации в единый космический оркестр, что может привести его к деградации и саморазрушению. Поэтому суфии и использовали музыку для сознательного повышения частоты своих собственных внутренних вибраций в процессе исполнения музыкального произведения или его прослушивания.

При этом, когда суфии говорят о важности музыкального искусства для Духовного продвижения человека, разумеется, речь идет о подлинной музыке, которая рождается в разных странах, и у разных народов, и в разные исторические эпохи, как связь человека с окружающим космосом. Что же собой представляет подлинная музыка? Это музыка, в которой народные и профессиональные композиторы интуитивно или сознательно сумели запечатлеть гармонические законы Вселенной, будь то пентатоника Востока, или гамофонно-гармонический строй европейской музыкальной системы, монодия, или полифония. Однако в искусстве ХХ века вообще, и музыкальном искусстве, в частности, наметился сбой системы связи человека с окружающим космосом, и в искусстве проявились такие качества, которые с трудом поддаются рациональному объяснению. Более того, среди особенностей искусства ХХ века имеются такие проявления, которые крайне сложно отнести к искусству вообще. Прежде всего, это относится к тотальной пропаганде зла, насилия, агрессии и порнографии, которые буквально захватили искусство ХХ века и, за редким исключением, стали основополагающим «качеством» современной художественной

деятельности. В музыке эти особенности современного искусства стали проявляться в виде тотальной дисгармонии и какофонии, которые, несмотря на свое достаточно частое употребление, не стали для слушателей более гармоничными.

Неудивительно, что суфийские мистики очень трепетно относились как к музыке вообще, так и к звуку, в частности, усматривая в том и другом такое качество, которое может либо мгновенно излечить человека от физических или душевных болезней, либо привести к физической кончине. Как указывали сами суфийские мистики, Музыка Сфер, пронизывая собой весь Космос, помогает человеку не только осознать Великое Присутствие внутри себя, но и воздействует на все основные составляющие человека, т.е. физическое тело человека, его сознание, психику и духовность.

Таким образом, музыка способна сгармонизировать негармоничные вибрации человека, и тем самым помочь ему подняться на одну ступень выше на бесконечной эволюционной лестнице. Это особенно важно сейчас, когда происходит деградация многих этических и эстетических принципов, когда люди подчас забывают, что они носят гордое имя Человек, т.е. чело, идущее сквозь век, чело, идущее из века в век. В самом слове «человек» зашифрована бесконечная череда человеческих воплощений, которые не могут носить бессмысленного характера. Поэтому глубинный смысл существования музыки как вида искусства - это соединение человека с Абсолютом. Каждый приходит к пониманию единения разными путями и в разное время, однако когда бы и как бы человек не осознал это, музыка поможет ему.

Вот почему, зная все эти особенности музыки как вида искусства, суфии занимались сознательным утончением собственных внутренних вибраций через слушание и исполнение музыкальных произведений, исполнение определенных танцевальных движений (танцующие дервиши), с единственной целью - достижения состояния Космического Сознания, известного в Индии как состояние Самадхи, или Нирваны. Они мудро полагали, что даже если бы подобного состояния достиг всего один-единственный человек на Земле за всю историю ее существования, даже и тогда этим стоило бы заниматься. Но такого состояния достигали многие, подчас безвестные отшельники, странствующие йоги или дервиши, указывая этим Путь другим, таким же безвестным, искателям Истины.

Список литературы /References

1. Хазрат Инайят Хан. Учение Суфиев. М.: София, 1998.

2. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М.: Сфера, 1998.

3. Евангелие от Св. Иоанна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.