Дата публикации: 01.09.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_22
УДК 796.011.1
РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТНОЙ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА ОМСКА
Н.А. Мальцева1, М.С. Расин1, Ф.В. Салугин2 1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск, Россия
2Омский государственный медицинский университет, г. Омск, Россия Ключевые слова: социальная сфера, здоровье населения, физическая культура и спорт, массовый спорт, плоскостная спортивная инфраструктура.
Аннотация. В статье рассмотрены критерии, методы анализа, позволяющие совершенствовать механизм управления плоскостной спортивной инфраструктурой в муниципальном образовании на примере города Омска. Детальный анализ механизма планирования и распределения плоскостных спортивных сооружений позволит решить ряд задач, среди которых можно выделить систематизирование информации по имеющимся объектам плоскостной спортивной инфраструктуры, повышение показателей реализации муниципальной программы, определение этапов планирования распределения финансовых ресурсов и их рациональное планирование и т.д.
THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FLATWORK SPORTS
INFRASTRUCTURE OF OMSK
N.A. Mal'tseva1, M.S. Rasin1, F.V. Salugin2 Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia
2Omsk State Medical University, Omsk, Russia Key words: social field, health of the population, physical culture and sports, mass sports, flatwork sports infrastructure.
Annotation. This article presents criteria and analysis methods, which allow improving a mechanism of managing the flatwork sports infrastructure in municipal district, using the example of Omsk. A detailed analysis of the mechanism of planning and distribution of flatwork sports facilities would allow solving such tasks as the creation of a system of information on present facilities of the flatwork sport infrastructure, an increase of indicators of implementing the municipal program, a definition of stages of planning the distribution of financial resources and their rational planning, etc.
Введение. Общегородская система плоскостных спортивных сооружений занимает одно из важнейших мест в социальной системе обслуживания населения [1]. Одна из основных проблем, которая сейчас стоит перед развитием плоскостной спортивной инфраструктуры и ее основных элементов на территории города - это ее рациональное размещение. Расположение этих объектов зачастую имеет хаотичный характер. Однако в последнее десятилетие эти объекты стали концентрировать в городских парках, использовать набережные рек и водоемов, неосвоенные свободные городские пространства.
В настоящее время полноценное развитие плоскостной спортивной инфраструктуры затрудняется отсутствием единой линии управления этими объектами на муниципальном уровне и применения современных инструментов и механизмов управления в системе физической культуры и спорта [2].
Необходимость совершенствования механизма управления плоскостной спортивной инфраструктурой вызвана следующими положениями:
1) нестабильное материально-техническое обеспечение плоскостных спортивных объектов;
2) отсутствие приоритетности строительства объектов, на основе потребностей населения;
3) дисбаланс в распределении плоскостных спортивных объектов на территории города.
Данные проблемы обостряется тем, что не сформирована единая концепция развития плоскостной спортивной инфраструктуры как в регионах, так и на уровне Российской Федерации [2]. Учитывая, что главенствующую роль отводят муниципалитетам, необходимо теоретическое и методическое обоснование, уточнение основных и специфических принципов, определение роли и значения, основных критерий и методов, позволяющих совершенствовать механизм управления и целенаправленно развивать плоскостную спортивную инфраструктуру в городе.
Цель исследования: совершенствовать механизм управления плоскостной спортивной инфраструктуры в городе Омске.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2019 году в виде анкетного опроса жителей города Омска, которые использовали спортивную набережную Иртыша в качестве места активного досуга. В анкетировании приняло участие 330 респондентов в возрасте от 14 до 54 лет. Исследование проводилось в летний период. Распределение респондентов по возрасту, полу представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение респондентов социологического исследования
Распределение респондентов по возрасту
14-23 лет 24-33 лет 34-43 лет 44-54 лет
Количество респондентов 153 88 58 31
Распределение респондентов по полу
Количество респондентов в возрастных диапазонах М Ж М Ж М Ж М Ж
84 69 31 57 27 31 9 23
Общее количество мужчин женщин
151 179
Для решения поставленной цели в исследовании применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ, аналогия и обобщение данных, полученных путем изучения литературы и документов в рамках исследования. Эти методы использовались в процессе работы на всех этапах исследования, при описании некоторых характеристик, критерий, условий, а также при выборе показателей для оценки и анализа, которые были применимы к спортивной инфраструктуре на федеральном уровне.
Методы эмпирического уровня:
- педагогическое наблюдение использовалось на всех этапах проведения исследования с целью анализа получения предварительного материала и расширения видения изучаемых явлений на плоскостных объектах на всех этапах исследования.
- анкетирование (опрос) применялось с целью изучения мнения и выявления предпочтений населения, на городских территориях и предполагаемых мест установки плоскостных спортивных объектов.
Методы статистики и обработки результатов исследования: использовались методы, реализованные в стандартных программах и пакетах. В автоматическом режиме использовался пакет «Анализ данных», и по полученным данным выстраивались диаграммы и таблицы.
Полученные материалы использовались для:
- определения и оценки состояния научной обоснованности проблемы исследования как на территории РФ, так и других государств;
- выявления аналитических данных об этапах развития плоскостной спортивной инфраструктуры на уровне муниципальных субъектов РФ;
- сравнительного изучения эффективности различных управленческих приемов и подходов к организации плоскостной спортивной инфраструктуры в муниципальных субъектах РФ.
Результаты исследования и их обсуждение. Социальная эффективность характеризуется количественными и качественными сторонами. Качественная сторона обозначается понятием «критерий», количественная - понятием «показатель эффективности» [4].
Если проанализировать плоскостные спортивные сооружения города на основании имеющихся градостроительных документов, и исходя из сложившегося исторического наследия градостроения, то можно выделить два типа [1]:
- плоскостные спортивные сооружения микрорайона, т.е. те, что находятся во дворах, придомовых территориях, возможно, расположены между двух, трех дворов, а также имеют небольшое разнообразие в спортивных элементах, отвечают требованиям безопасности;
- плоскостные спортивные сооружения вне микрорайона, т.е. те сооружения, которые находятся на общегородских территориях, в парках, скверах, набережных. Они являются предметом общего пользования, многофункциональны.
Рассматривая вопросы развития плоскостной спортивной инфраструктуры, необходимо уделять больше внимания ее качественному состоянию и готовности обеспечивать выполнение следующих основных функций:
- интеграционной - возможное соотношение между другими инфраструктурными объектами, между наукой и развитием сферы, и прочими социальными структурами;
- внедренческой - функциональное обеспечение физкультурно-спортивными услугами население, и применение различных современных методик, инструментов для совершенствования системы управления физической культуры и спорта на территории города.
Тем самым нами были систематизированы критерии:
1. Социальный критерий - предполагал изучение плоскостных спортивных объектов, а также физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг через потребности и мнение населения.
Анализ потребностей населения. Ранжируя ответы респондентов в период проведения социологического исследования, мы пришли к выводу, что потребность населения - это один из основополагающих факторов, который и должен являться ориентиром для выбора объекта. При этом важно определить тех, кто действительно будет посещать плоскостные спортивные объекты в
253
целях регулярных занятий физической культурой и спортом.
Таким образом, экспериментальная работа по выявлению структуры потребностей городского населения в физкультурно-спортивных услугах и спортивных объектах на определенной городской территории, на плоскостных спортивных объектах должна включать в себя анкетирование (опрос), педагогическое наблюдение.
Рассматривая рис. 1, 2 можно предположить о предпочтениях населения на конкретной городской территории и использовать для планирования и распределения плоскостных объектов по мере значимости.
Рис. 1. Распределение респондентов по предпочтениям в видах физкультурно-спортивной деятельности на объектах городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных
для занятий физической культурой
Рис. 2. Распределение респондентов по видам физкультурно-спортивной деятельности на
исследуемых спортивных объектах
Анализ существующей плоскостной спортивной инфраструктуры. Данный анализ необходим, прежде всего, для муниципальных органов управления физической культуры и спорта. В большинстве случаев работа выстраивается сезонно, при этом многие объекты используются круглогодично [4].
Анализ существующей инфраструктуры необходим для выявления востребованных и заброшенных объектов, оценки в целях реконструкции или восстановления объекта, закрепления за ним хозяйствующего субъекта [5].
В таблице 2 приведен пример обобщения данных из статистического отчета 1-ФК, в котором указано общее количество спортивных площадок и их распределение. На рис. 3 представлен детальный анализ, на примере хоккейных коробок в период подготовки к зимнему сезону. Необходимость в анализе востребованных объектов связана с дальнейшим их учетом при распределении, плановом строительстве и реконструкции.
Определение хозяйствующего субъекта (балансодержания) позволит рассчитывать содержание объекта, расходы по его эксплуатации.
Специалисты, занимающиеся вопросами развития плоскостных спортивных объектов как по месту жительства, так и входящих в состав общегородских пространств, должны ежесезонно проводить анализ востребованности при помощи наблюдения и социологического исследования.
Таблица 2
Анализ спортивных площадок на территории города Омска, 2019 год_
Общее количество согласно отчету 1-ФК Муниципальная собственность Востребованные Б алансодержатель
Плоскостные спортивные сооружения
974 519 310 117
Объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом
44 43 44 44
цэо кэо лао сэо оэо
■ востребованные 2 1 32 2 1 1S 1S
■ ( >. 1 /1.111 ( содержание 12 14 8 15
■ общее кол-во S3 36 62 34
Рис. 3. Распределение хоккейных коробок по округам города за зимний период 2018-2019
годов
Примечание: ЦАО - Центральный административный округ; КАО - Кировский административный округ; ЛАО - Ленинский административный округ; САО - Советский автономный округ; ОАО - Октябрьский автономный округ
2. Градостроительный критерий - предполагает анализ нормативных планировок, соответствие количества, типов, места расположения коммуникаций на предполагаемой городской территории для застройки или установки плоскостного спортивного объекта.
При планировании размещения нового плоскостного сооружения необходимо учитывать:
- функциональность территории;
- отсутствие коммуникационных узлов (наземные, подземные), а также отсутствие проектной документации для дальнейшего планирования их на этой территории;
- наличие долгосрочных планов по градостроению и застройке территорий города.
Использование данного критерия не совсем специфично для отрасли физической культуры и спорта, но учитывая, что плоскостные спортивные объекты входят в социальную городскую систему, необходимо сформировать дополнительный отраслевой документ в целях рационального градостроительного планирования.
Анализ функциональных зон города используется в целях исследования территорий, предполагаемых под места застройки на отсутствие различных коммуникационных сетей.
Анализ плотности заселения и застройки городских территорий необходим для прогноза планирования будущего строительства и размещение на городских территориях плоскостных спортивных объектов, с учетом количества предполагаемых жителей в будущем микрорайоне или территории. На основании этого анализа возможно распределение городских зон по типам: высокой, средней и низкой потребностью застройки плоскостными объектами.
На рис. 4 приведен пример прогноза распределения плоскостных спортивных объектов по административным округам города Омска, с учетом строительства новых жилых микрорайонов и предполагаемого количества жителей в административных округах до 2040 года. Расчет составлен в соответствии с нормативной потребностью населения в увеличении единовременной пропускной способности (ЕПС) спортивных сооружений.
плоскостные спортивные сооружения
объекты городской, рекреационной инфраструктуры
КАО ЛАО САО ЦАО ОАО
Рис. 4. Количество планируемых к размещению плоскостных спортивных сооружений в разрезе административных округов города Омска к 2040 году
Примечание: ЦАО - Центральный административный округ; КАО - Кировский административный округ; ЛАО - Ленинский административный округ; САО - Советский автономный округ; ОАО - Октябрьский автономный округ
3. Типологический критерий - предполагает анализ плоскостных спортивных сооружений с использованием специфики и параметров, принятых на основании соответствующих норм на федеральном уровне (нормативно-правовые документы, методические рекомендации, статистические отчеты).
При изучении документов необходимо использовать качественный, проблемный и контент-анализ.
Таблица 3
Расчет необходимых показателей на примере разбивки по административным округам
города Омска
КАО САО ЦАО ЛАО ОАО
Плоскостные спортивные объекты (м2)
Необходимая 4564 4793 5017 3641 3093
площадь
Объекты городской и рекреационной инфраструктуры
Универсальная спортивная/игровая площадка (м2)
Необходимая 10 913 11460 11 995 8 704 7 396
площадь
Дистанция/велодорожка (м)
Необходимая 15 060 15 861 16 554 12 012 10 206
протяженность
Площадка с тренажерами (кол-во тренаже] )ов - шт)
Необходимое 251 000 263 600 275 900 200 200 170 100
кол-во
Сезонный каток (м2)
Необходимая 16 733 17 573 18 393 13 346 11 340
площадь
Примечание: ЦАО - Центральный административный округ; КАО - Кировский административный округ; ЛАО - Ленинский административный округ; САО - Советский автономный округ; ОАО - Октябрьский автономный округ
При расчете таблицы 3 использовались следующие данные: количество жителей в каждом административном округе, формула расчета для ЕПС.
4. Экономический критерий - используется в данном случае при планировании для эффективного функционирования плоскостных спортивных объектов при строительстве, эксплуатации, обслуживании и прочих материальных движений.
Анализ бюджетных проектов, программ. Распределение плоскостных спортивных сооружений по формам собственности, представленным на рис. 5, определяет то, что большая часть объектов находится в муниципальной собственности. Такая ситуация складывается не только в городе Омске, но и в других муниципальных субъектах. Поэтому следует учитывать, что содержание, эксплуатация и строительство возлагается на городской бюджет. Также из анализа Муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Омске», за последние 10 лет наблюдается снижение финансирования.
Таблица 4
Адресные инвестиционные программы, в рамках которых ведется строительство объектов в соответствии с бюджетом города Омска на 2020 год и плановый период 2021, 2022 год
Муниципальные Расходы на адресную инвестиционную программу (млн.
программы руб)
2020 2021 2022
Обеспечение населения 764299 559,31 2 956 032,66 10603680,00
доступным и комфортным жильем
Развитие дорожного 42 140 907,36 58 302 500,00 106 212 320,00
хозяйства и
транспортной системы
Развитие образования 591 292 423,10 241 083 828,51 138 322 820,52
Развитие культуры 0,00 0,00 0,00
Развитие физической 0,00 0,00 0,00
культуры, спорта и
молодежной политики
Формирование 43 839 479,95 25 984 000,00 0,00
комфортной городской
среды
В последнее время регионы имеют возможность участвовать в адресных инвестиционных программах (участие Омского региона в адресных программах представлено в таблице 4). Программа «Формирование комфортной городской среды» подразумевает установку объектов городской и рекреационной инфраструктуры, для занятий физической культурой и спортом [6].
К сожалению, использование дополнительных инвестиционных программ имеет небольшой процент. Механизм государственного-частного партнерства в строительстве плоскостных спортивных сооружений не распространен, либо имеет единичные случаи реализации.
Рис. 5. Распределение спортивных сооружений по формам собственности согласно данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» по состоянию на конец 2020 года в городе Омске
Заключение. На наш взгляд, детальный анализ механизма планирования и распределения плоскостных спортивных сооружений позволит:
1. Систематизировать информацию по имеющимся объектам плоскостной спортивной инфраструктуры и сформировать единое представление об обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями территорий города Омска;
2. Повысить показатели реализации муниципальной программы, обеспечить выполнение федеральных нормативов;
3. Определить этапы планирования распределения финансовых ресурсов и рационально их планировать;
4. Снизить дисбаланс в распределении плоскостных спортивных объектов на городских территориях;
5. Минимизировать управленческие риски.
Список литературы
1. Аристова Л.В. Физкультурно-спортивные сооружения / Л.В. Аристова // СпортАкадемПресс. - Москва. - 1999. - 536 с.
2. Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р // Гарант: справ-правовая система [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (Дата обращения: 10.06.2021).
3. Терзиев В.К. Социальная эффективность как мера деятельности в социуме / В.К. Терзиев, Е.Н. Стоянов // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 3 - С. 97-115.
4. Мальцева Н.А. Формирование физкультурно-спортивной среды в муниципальном образовании на примере города Омска / Н.А. Мальцева, М.С. Расин // Омск: СибГУФК. - 2020. - С. 230-239.
5. Мальцева Н.А. Перспектива развития плоскостной спортивной инфраструктуры на примере города Омска / Н.А. Мальцева, М.С. Расин // Материалы X Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма». Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета. - 2021. - С. 266-270.
6. Сайт Администрации города Омска [Электронный ресурс] Режим доступа: www.admomsk.ru (Дата обращения: 10.06.2021).
References
1. Aristova L.V. Physical culture and sports constructions / L.V. Aristova // SportAkademPress. - Moscow. - 1999. - 536 p.
2. Strategy of the development of Physical culture and sports in the Russian Federation for a period till 2030: decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r of November 24, 2020 // Garant: information and law system [Electronic resource] Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (Accessed on 10.06.2021).
3. Terziev V.K. Social effectiveness as a measure of activity in society / V.K. Terziev, E.N. Stoyanov // International scientific journal "Innovation Sciences". - 2016. - № 3 - P. 97-115.
4. Mal'tseva N.A. Forming a physical culture and sports environment in municipal district using the example of Omsk / N.A. Mal'tseva, M.S. Rasin // Omsk: SibSUPC. - 2020. - P. 230-239.
5. Mal'tseva N.A. Prospects of the development of the two-dimensional sports infrastructure using the example of Omsk / N.A. Mal'tseva, M.S. Rasin // Materials of the X All-Russian Scientific and Practical Conference "Prospective Directions in the Field of Physical Culture, Sports and Tourism". Nizhnevartovsk: the Publishing house of the Nizhnevartovsk State University. - 2021. - P. 266-270.
6. Website of the Omsk Administration [Electronic resource] Access mode: www.admomsk.ru (Accessed on 10.06.2021).
Spisok literatury
1. Aristova L.V. Fizkul'turno-sportivnye sooruzheniya / L.V. Aristova // SportAkademPress. - Moskva. - 1999. - 536 s.
260
2. Strategii razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 24 noyabrya 2020 g. № 3081-r // Garant: sprav-pravovaya sistema [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (Data obrashcheniya: 10.06.2021).
3. Terziev V.K. Sotsial'naya effektivnost' kak mera deyatel'nosti v sotsiume / V.K. Terziev, E.N. Stoyanov // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Innovatsionnaya nauka». - 2016. - № 3 - S. 97-115.
4. Mal'tseva N.A. Formirovanie fizkul'turno-sportivnoj sredy v munitsipal'nom obrazovanii na primere goroda Omska / N.A. Mal'tseva, M.S. Rasin // Omsk: SibGUFK. - 2020. - S. 230-239.
5. Mal'tseva N.A. Perspektiva razvitiya ploskostnoj sportivnoj infrastruktury na primere goroda Omska / N.A. Mal'tseva, M.S. Rasin // Materialy X Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma». Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. - S. 266-270.
6. Sajt Administratsii goroda Omska [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: www.admomsk.ru (Data obrashcheniya: 10.06.2021).
Сведения об авторах: Нэиля Анваровна Мальцева - преподаватель Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск, e-mail: [email protected]; Михаил Семенович Расин -заслуженный работник физической культуры России, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и рекреации Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск; Филипп Вадимович Салугин - заслуженный мастер спорта России, профессор кафедры физической культуры Омского государственного медицинского университета, Омск.
Information about the authors: Neilya Anvarovna Mal'tseva - Lecturer of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, e-mail: [email protected]; Mikhail Semenovich Rasin - Honored Physical Culture Worker of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theory and Methods of Tourism and Recreation of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Filipp Vadimovich Salugin - Honored Master of Sports of Russia, Professor of the Department of Physical Culture of the Omsk State Medical University, Omsk.