Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕМОКРАТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прибытков Юрий Борисович

В статье анализируется система развития муниципального пространства и политической культуры участия в РФ. Выявляются современные проблемы и перспективные направления развития муниципальных пространств и политического участия: социального прогресса, экономического развития и ответственности за окружающую среду. На примере города Волжского Волгоградской области предлагается двухэтапное введение форм общин и артелей в систему развития муниципального пространства. Цель: на основе анализа муниципального пространства в России, выработать вариант развития локальных муниципальных пространств и политической культуры участия в России. Метод: основой выполнения исследования является системный метод, при формировании варианта развития муниципального пространства также применялся структурно-функциональный метод. Результаты: разработан вариант развития локальных муниципальных пространств и политической культуры участия в РФ, позволяющий поддерживать демократический режим в стране и обеспечивать устойчивое развитие муниципальных пространств и России в целом. Область применения результатов: материалы проведенного исследования предназначены для использования при оптимизации работы органов государственного и муниципального управления, для развития муниципальных образований и институтов гражданского общества России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL SPACE AND POLITICAL CULTURE OF PARTICIPATION IN RUSSIA

The article analyzes the system of development of municipal space and the political culture of participation in Russia. Identifies current problems and perspective directions of development of municipal spaces and political participation: social progress, economic development and environmental responsibility. On example of the Volzhskiy city Volgograd region proposes a two-stage introduction of forms of communities and cooperatives in the development of municipal space. Objective: based on the analysis of municipal space in Russia, to develop a variant of development of the municipal spaces and political culture of participation in Russia. Method: the main research system is the IU-TOD, the formation of the variant of development of the municipal space used structural-functional method Results: a variant of the development of the municipal spaces of culture and political participation in Russia, allowing to support organic democratic regime in the country and sustainable development of public spaces and Russia. Area of application: materials of the conducted research are intended for use in optimization of work of bodies of state and municipal management, for the development of municipalities and civil society in Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ В РОССИИ»

DOI: 10.12731/2070-7568-2016-6-83-96 УДК 321

РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ В РОССИИ

Прибытков Ю.Б.

В статье анализируется система развития муниципального пространства и политической культуры участия в РФ. Выявляются современные проблемы и перспективные направления развития муниципальных пространств и политического участия: социального прогресса, экономического развития и ответственности за окружающую среду. На примере города Волжского Волгоградской области предлагается двух-этапное введение форм общин и артелей в систему развития муниципального пространства.

Цель: на основе анализа муниципального пространства в России, выработать вариант развития локальных муниципальных пространств и политической культуры участия в России.

Метод: основой выполнения исследования является системный метод, при формировании варианта развития муниципального пространства также применялся структурно-функциональный метод.

Результаты: разработан вариант развития локальных муниципальных пространств и политической культуры участия в РФ, позволяющий поддерживать демократический режим в стране и обеспечивать устойчивое развитие муниципальных пространств и России в целом.

Область применения результатов: материалы проведенного исследования предназначены для использования при оптимизации работы органов государственного и муниципального управления, для развития муниципальных образований и институтов гражданского общества России.

Ключевые слова: местное самоуправление; местное сообщество; гражданское общество; политическая культура; демократия; социальный прогресс.

THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL SPACE AND POLITICAL CULTURE OF PARTICIPATION IN RUSSIA

Pribytkov Y.B.

The article analyzes the system of development of municipal space and the political culture ofparticipation in Russia. Identifies current problems and perspective directions of development ofmunicipal spaces and political participation: social progress, economic development and environmental responsibility. On example of the Volzhskiy city Volgograd region proposes a two-stage introduction of forms of communities and cooperatives in the development of municipal space.

Objective: based on the analysis of municipal space in Russia, to develop a variant of development of the municipal spaces and political culture ofpar-ticipation in Russia.

Method: the main research system is the IU-TOD, the formation of the variant of development of the municipal space used structural-functional method

Results: a variant of the development of the municipal spaces of culture andpolitical participation in Russia, allowing to support organic democratic regime in the country and sustainable development of public spaces and Russia.

Area of application: materials of the conducted research are intended for use in optimization of work of bodies of state and municipal management, for the development of municipalities and civil society in Russia.

Keywords: local government; local community; civil society; political culture; democracy; social progress.

«Город - это люди, а не стены».

Фукинид, древнегреческий историк

Решение задачи модернизации страны возможно только с участием эффективно работающих институтов местной власти и местного сообщества, способной к сосредоточению местных ресурсов и созданию новых «точек роста».

Развитие местного самоуправления (МСУ) происходит в России согласно Федеральному закону № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который 1 января 2009 г. закончил переходный период своей реализации. Многие вопросы к настоящему времени так и не нашли своего практического решения, такие же вопросы поднимались и в 2013 и 2014 году. Одной из таких проблем является накопившиеся диспропорции в системе местного самоуправления, которые видны не вооруженным взглядом. На это указал Президент РФ В.В. Путин на заседании совета по развитию местного самоуправления: «Проблемы и разбалансировки в системе местной власти очевидны для всех. Смысл изменений, которые предлагаются, в том, чтобы убрать эти диспропорции, в целом повысить роль и самостоятельность местного самоуправления, максимально приблизить этот уровень власти к людям, которые проживают на конкретных территориях» [5].

Нахождение баланса полномочий между органами муниципальной власти и местным сообществом является одной из важнейших задач совершенствования местного самоуправления. Местное сообщество является частью цельного гражданского общества в масштабах муниципального образования. В свою очередь, развитие институтов гражданского общество в виде общественных организаций, общественных палат, создание и развитие общественного контроля и территориальных общественных самоуправлений - это стратегическое направление развития современного демократического общества.

Формирование и развитие гражданского общества занимало умы философов ещё с античных времен. В связи с особенностью жизнеустройства античного города-государства полиса, древнегреческие философы

понимали гражданское общество как синоним таких понятий как «политическое общество» и «государство». Данная философская традиция продолжилась и в средние века, когда понятием «политическое» обозначали все важнейшие сферы жизни общества [4, с. 35].

В Новое время размышления и исследования гражданского общества можно найти у таких просветителей как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Т. Пейн, Г. Гегель, Ж.-Ж. Руссо, и др. У одних гражданское общество - это союз граждан, созданный для обретения высших человеческих качеств, у других гражданское общество предстает коллективом людей конфликтующих между собой. Единодушно исследователи отделяли гражданское общество от государства и изучали эту дихотомию. Т. Гоббс отдает предпочтительную роль государству, а Ш. Монтескьё утверждает, что государство призвано устранить конфликт внутри общества. Т. Пейн указывает два возможных варианта, когда при совершенном гражданском общество нет необходимости в существовании государства и когда гражданское общество атомизировано и разобщено, в таком случае государство берет на себя функции управления и интеграции общества [4, с. 45].

Найти баланс между функциями и ролями государства и гражданского общества и развитие политической культуры участия возможно только при демократическом политическом режиме. В конституции РФ в статье 1 указано на демократичность нашего государства. Российский философ И.А. Ильин разделял демократии на формальную и органическую. Критикуя формальный подход к установлению и существованию демократии государства как утопизм, он указывал на имитационный характер такого режима. И напротив, говоря об органической демократии, выделял её истинный характер, неразрывную связь истинно декларируемых демократических прав и свобод и практики их применения.

Для воплощения органической демократии необходимы следующие условия:

1. Чувство государственной ответственности. Данное чувство связанно с общественно-политической культурой, патриотизмом и участи-

ем в общественной и политической жизни государственных, муниципальных и общественных сферах.

2. Искусство свободы. Оно заключается в умении пользоваться ею и отстаивать свои права.

3. Высокий уровень правосознания и законопослушания.

4. Широкий политический кругозор, глубокое понимание внутренней и внешней политики государства и её задач.

5. Политический опыт и демократические традиции.

6. Социальные основы государства: хозяйственная самостоятельность гражданина, уважение к труду и крепкая семья [6, с. 466-474].

Переход от формальной демократии к органической невозможен без участия местного сообщества. Участие местного сообщества в социальной, экономической и экологической сферах приводит их к активному участию и в политической сфере в органической демократии. Одним из ключевых вопросов развития гражданского общества является дефицит активности и неготовность местного сообщества участвовать в местном самоуправлении. Процесс перехода местного сообщества в субъект самоуправления происходит медленными темпами. В свою очередь, органы МСУ при такой позиции местного сообщества становятся представительствами государственной власти на местах, затрудняя развитие институтов гражданского общества и осуществление эффективного решения вопросов местным сообществом. Причинами могут быть как коллективная психологическая инерция русского народа и многовековая приверженность к абсолютизму и бюрократизму, так и политическая традиция дихотомического проведения модернизации: реформа - контрреформа, революция - контрреволюция.

Местное сообщество и муниципальные власти образуют общее муниципальное пространство. Муниципальное пространство включает в себя общественную, политическую, экономическую технико-технологическую сферы общества и власти. Рассмотрим муниципальное пространство как систему и выделим ключевые компоненты, предложенные ООН в целях устойчивого развития:

- социальный прогресс города;

- экономическое развитие территории;

- ответственность местного сообщества за окружающую среды [3, с. 147].

Социальный прогресс возможен в рамках муниципального пространства и заключается в развитии органов местного самоуправления, местных сообществ, их кооперации и активном взаимодействии в решении стратегических, тактических и оперативных задач.

Большинство исследователей рассматривают развитие муниципального пространства только как архитектурное и экономическое развитие территории. В таких индустриальных трактовках население выступает в качестве одного из ресурсов и придатков для производственной сферы. Для экономического развития необходимо муниципальное пространство оживить и создавать условия для развития человека, семьи, микрорайона, населенного пункта и т.д. Экономика муниципального пространства представляет собой связанную систему производства, распределения, обмена, потребления и объединяющих всю цепочку правил движения благ внутри и вовне пространства.

Развитие муниципального пространства в контексте охраны окружающей среды рассматривается в большей степени с утилизацией отходов и в меньшей с организацией экологически безопасной зоны. В частности, индустриальные города превратились в «машину», которая загрязняет окружающую среду и борется с этим загрязнением. За рубежом давно происходит «Зеленая революция» и вводятся в жизнедеятельность муниципальных территорий принцип «ноль отходов» и «ноль потерь», способствующий развитию индустрии вторичной переработки [9, с. 10].

Во всех направлениях необходимо привлекать молодежь и ее потенциал к построению нового муниципального пространства. Потенциальной опасностью для государства и гражданского общества является безучастность молодежи к общественной и политической сферах. Молодежь необходимо включать в систему общественного управления через институты молодежных парламентов, советов и администраций, в систему территориальных общественных самоуправлений через участие в проектах,

в общественную и коммерческую деятельность. Предложенная Р. Хартом «лестница участия» молодежи показывает, что наилучший результат достигается через участие в форме сопровождения состоявшихся и зрелых людей в реализации молодежных идей и проектов силами молодежи [10, с. 20]. Молодежные проекты должны быть направлены на профессиональный рост в нижеследующих перспективных профессиях в сфере развития муниципального пространства.

Во-первых - это работа с территориальным пространством: аналитик муниципального пространства, психолог-конфликтолог муниципального пространства, стратег развития муниципального пространства, генератор идей устойчивого развития, архитектурный куратор муниципального пространства, ресторатор муниципального пространства, эколог муниципального пространства, композитор муниципального пространства, аудитор муниципального пространства.

Во-вторых - это работа с общественным пространством: генератор событий, проектировщик общественных пространств, социолог общественных пространств, создатель местных сообществ, устроитель общественных пространств.

Создание и развитие экономических инициатив местного сообщества - это особый пункт, позволяющий повысить участие местного сообщества в социальной и политической сфере. Экономическое развитие территории населенного пункта всегда сопровождается с созданием локальной экономики. Что такое локальная экономика? Локальная экономика - это горизонтально организованная система муниципального пространства с многоукладной диверсифицированной экономикой, создаваемая местным сообществом для обеспечения устойчивого развития. Локальная экономика состоит из множества субъектов малого и среднего предпринимательства, потребительских обществ, общественных, муниципальных и государственных организаций, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Развитие локальной экономики позволяет муниципальным пространствам, в частности моногородам, перейти к независимости от крупных предприятий, от федеральных и региональных дотаций.

В отличие от России, где почти отсутствует дискуссия и практика развития локальных экономик, такой подход к развитию муниципальных пространств активно используется во всём мире. Развитие локальных экономик обеспечил экономический подъем таких крупных экономик мира как Китай и Индия. К примеру, в США малый и средний бизнес создает до 60% ВВП [7].

Основой локальной экономики является кооперация. В истории России существует многовековая традиция кооперативного движения, в основе которых лежат такие формы, как община и артель. Современной юридической формой общины в муниципальном пространстве является территориальное общественное самоуправление, а артели - форма потребительского общества. Традицию участия местного сообщества в развитии муниципального пространства покажем на примере характерных черт общинных и артельных форм. Приведем основные характерные черты артели:

1. Участия исключительно на добровольной основе.

2. Индивидуальный труд каждого участника является основой артели.

3. Согласованность действий.

4. Самоуправление в виде общего собрания участников, избираемость руководителя и иных органов управления, всесторонний контроль над ходом исполнения решений и реализации принципов артели.

5. Принцип круговой поруки, каждый отвечает за результативность другого участника артели.

6. Наличие устава или коллективного договора.

7. Элементы общего быта и стола, специальных артельных ритуалов и обрядов.

8. Пропорциональность распределения доходов поличному вкладу каждого участника в достижении результата.

9. Сочетание хозяйственно-экономических целей деятельности с целями нравственно-этическими [2, с. 456].

Предлагая систему развития муниципального пространства, также необходимо учесть структурно-функциональные особенности развития организаций. Исходя из структурно-функциональной методологии профессора

Адизеса, каждая организация проходит несколько этапов развития от «рождения» до «смерти», но при этом организации имеют возможность быть в состоянии «расцвета» неограниченное время [1, с. 343]. Каким образом это возможно? Необходимо поддержание составленных из штата организации и приглашенных извне людей, внеструктурных инициативных групп, способных генерировать новые идеи, «заражать» ими руководство и коллег и способных эффективно работать и реализовывать эти идеи. Местное самоуправление как организация тоже проходит этапы развития.

На примере г. Волжского Волгоградской области, предложим вариант развития муниципального пространства с помощью взаимодействия органов местного самоуправления с местным сообществом с помощью возрождения традиционных форм общины и артели.

Первый этап. Создание общественной организации социальных и технических инноваторов без регистрации юридического лица «Клуб развития территории г. Волжского». Схема приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Клуб развития территории г. Волжского Волгоградской области

Создание клуба развития территории, в который будут входить все активные граждане муниципального сообщества: молодежь, специалисты, ученые, люди старшего поколения. Важно объединение научно-практического потенциала муниципалитета на основе идеи конструирования будущего, а именно кафедр архитектуры, политологии и социологии,

менеджмента, управления и финансов, образования и юриспруденции местных вузов, технические и гуманитарные научно-исследовательские центры. По сути, клуб становиться общественно-значимой площадкой, объединяющей общественно-созидающие силы.

В настоящий момент, в г. Волжский функционирует МБУ «Современные городские технологии» и его функции ограничены внедрением новых технологий. Также в городе развивается общественное объединение «Школа социальной активности» объединяющей людей старшего возраста, но им несколько не хватает инициативности, «пассионарности» в их творчестве и действиях. В образовательной среде города работают 5 ВУЗов, но в научно-практическом плане во благо муниципального образования их потенциал раскрыт далеко не полностью и нуждается в активизации. Общественная палата г. Волжского функционирует как совет и наиболее авторитетный орган при администрации, но выборность и состав данной структуры не позволяет вовлекать «пассионарных» представителей местного сообщества. Все эти разрозненные организации возможно объединить на основе «Клуба развития территории г. Волжского».

Второй этап. Создание социальной и технологической инфраструктуры в масштабах города. Схема приведена на рисунке 2.

Создание системы территориальных общественных самоуправлений (ТОСов) происходит благодаря и в интересах местного сообщества, клуба развития территорий, администрации и городской думы. На территории каждого микрорайона, квартала и посёлка создаются ТОСы, а на всей территории города союз или ассоциация городских ТОСов. ТОСы создаются жителями определенной территории для благоустройства территории, создания комфортных жилищно-коммунальных условий, для обеспечения занятости молодежи. Для социальной и коммерческой кооперации местного сообщества создаются следующие отделы: отдел благоустройства и ЖКХ, отдел работы с молодежью и социальной взаимопомощи, волонтеры дружинники, отдел потребительской кооперации, взаимодействия с коммерческими и некоммерческими организациями. В дальнейшем на базе ТОСов из отдела благоустройства и ЖКХ создаётся товарищество собственников

жилья, а из отдела потребительской кооперации потребительское общество. Одной из главных проблем нежизнеспособности любых систем является отсутствие ресурсов. Для клуба развития территорий и ТОСов предлагается активное участие в грантовой деятельности, привлекая молодежь.

Рис. 2. Структурная модель социальной инфраструктуры

Открытие «Клуба развития территории» позволит местному сообществу строить своё будущее, которое они себе создадут. Будут применяться различные технологии создания образа будущего и проектов. Образуются коллективы по определённым направлениям и будут активно взаимодействовать через механизм ТОСов, ТСЖ, НКО, КО, ПО и органов местного и государственного управления. Уйдёт патерналистский подход к управлению, местное сообщество возьмёт на себя ответственность за свою жизнь, жизнь местного сообщества и природы.

Создание ТОСов позволит сплотить жителей конкретного района и постепенно обучить их участию в решении общественных задач. Создание на базе ТОС товариществ собственников жилья позволит объединить ресурсы и эффективнее решать задачи ЖКХ, таких как модернизация инфраструктуры и благоустройства территории, при этом уйдут вопросы, связанные с махинациями управляющих компаний. В процессе развития ТОСов могут возникнуть потребности у местных жителей, домов

и ТОСа, которые помогут удовлетворять коммерческие и некоммерческие организации местного сообщества.

Данный вариант также возможно применить и в городской и сельской местности. Произойдет трансформация муниципального пространства и позволит достичь устойчивого развития. Включенными в эти процессы будут местное сообщество и органы местного самоуправления. Развитие местного сообщества позволит убрать коррупционный порок власти через общественный контроль. Местное сообщество через институты локальной экономики и ТОСа позволят решать бытовые и обиходные дела, которые нужно решать «здесь и сейчас», налаживать определенный уклад жизни таким образом, чтобы было хорошо всему местному сообществу.

Развитие муниципального пространства поможет воспитать активное и живое чувство государственной ответственности, создаст условия для проявления гражданских свобод и прав, внесет вклад в профилактику распространения идеологий политического экстремизма [8, с. 148-155; 11, рр. 620-623]. Для участия в решении местных проблем, местное сообщество сталкивается с необходимостью повышению уровня политического и правового сознания. Взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти местное сообщество увеличивает политический кругозор, формирует политический опыт, воспитывает демократические традиции. Совместная кооперация в развитии локальной экономики позволяет увеличить численность хозяйственно самостоятельных граждан, готовых решать социальные и политические задачи.

Список литературы

1. Адезис И.К. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Кальде-рон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. 3-е изд. М.:Манн, Иванов и Фербер, 2016. 512 с.: ил.

2. Артель и артельный человек / Сост., введение В.В. Аверьянова / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 688 с.

3. Бобылев С. Зубаревич Н. Соловьева С. Вызовы кризиса: как измерить устойчивость развития? // Вопросы экономики, 2015, №1. С. 147-160.

4. Гражданское общество: истоки и современность / И.И. Кальной, Г.В. Овчинникова, И.Н. Лопушанский и др. 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2006. 490 с.

5. Заседание Совета при Президенте по развитию местного самоуправления, 26 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/councils/21097 (дата обращения 18.11. 2016).

6. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг Том 1 / И.А. Ильин; составление, предисловие и комментарии Ю.Т. Лисицы. М.: Айрис-пресс, 2008. 528 с.

7. Малому бизнесу приготовили льготы [Электронный ресурс] // Газета «Ведомости» № 3930 от 02.10.2015. URL: http://www.vedomosti.ru/ manage-ment/articles/2015/10/02/611218-malomu-biznesu-prigotovili-lgoti (дата обращения 20.11.2016).

8. Морозов И.Л. Экстремистские политические идеологии в условиях глобализации - от концептуальной рациональности к религиозному экстремизму // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. № 1. С. 148-155.

9. Мюррей Р. Цель - ZeroWaste. (Перев. с англ.). М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2004. 232 с.

10. Hart, Roger A.: "Children's Participation: From tokenism to citizenship". UNICEF International Child Development Centre (now Innocenti Research Centre): Florence, 1992. 39 p.

11. Morozov I.L. Information and political security of the democratic state - world experience and Russia. Life Science Journal. 2014. T. 11. № 11, рр. 620-623.

References

1. Adezis I.K. Upravlenie zhiznennym tsiklom korporatsiy. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2016. 512 p.

2. Artel'iartel'nyychelovek[Artel and artel person] / V.V.Aver'yanova, O.A. Platonov. M.: Institut russkoy tsivilizatsii, 2014. 688 p.

3. Bobylev S., Zubarevich N., Solov'eva S. Voprosyekonomiki, 2015, №1,рр. 147-160.

4. Grazhdanskoe obshchestvo: istoki i sovremennost' [Civil society: the origins and the present] / I.I. Kal'noy, G.V. Ovchinnikova, I.N. Lopushanskiy et al. SPb., 2006. 490 p.

5. Zasedanie Soveta pri Prezidente po razvitiyu mestnogo samoupravleniya, 26 maya 2014g. [The meeting of the Presidential Council on Development of Local Government, May 26, 2014]. http://www.kremlin.ru/events/councils/21097 (accessed 18.11. 2016).

6. Il'in I.A. Nashi zadachi. Stat'i 1948-1954 gg. Tom 1 [Our Mission. Article 1948-1954 gg. Volume 1]. M.: Ayris-press, 2008. 528 p.

7. Malomu biznesu prigotovili l'goty [Small business benefits prepared]. Gazeta «Vedomosti». № 3930. 02.10.2015. URL: http://www.vedomosti.ru/ management/ articles/2015/10/02/611218-malomu-biznesu-prigotovili-lgoti (accessed 20.11.2016).

8. Morozov I.L. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2009. № 1, рр. 148-155.

9. Myurrey R. Tsel' - ZeroWaste. (Perev. s angl.). M.: OMNNO «Sovet Grinpis», 2004. 232 p.

10. Hart, Roger A.: "Children's Participation: From tokenism to citizenship". UNICEF International Child Development Centre (now Innocenti Research Centre): Florence, 1992. 39 p.

11. Morozov I.L. Information and political security of the democratic state - world experience and Russia. Life Science Journal. 2014. T. 11. № 11, рр. 620-623.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Прибытков Юрий Борисович, магистрант

Волгоградский институт управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ул. Гагарина 8, г. Волгоград, 400131, Российская Федерация [email protected]

DATAABOUT THE AUTHOR Pribytkov Yuri Borysovych, Master Student

Volgograd Institute of management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 8, Gagarin Str., Volgograd, 400131, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.