Дарима БУТИТОВА
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА
В статье рассматривается политический аспект развития местного самоуправления. Автор указывает, что местное самоуправление сегодня ещё недостаточно эффективно лоббирует собственные интересы. В связи с этим необходимо расширение участия общественных институтов в отстаивании муниципальных интересов на политическом пространстве и развитие общественной активности в решении вопросов местного значения.
The article deals with political aspect of local self-government. The author admits that local self-government as a political actor fails to protect its interests efficiently. That is why nowadays we need to attract social institutes to defending municipal interests and develop civic involvement in local self-government.
Ключевые слова:
местное самоуправление, муниципальные интересы, концепция развития местных сообществ, информационная политика муниципальных образований; local self-government, municipal interests, local community development concept, information policy of local authorities.
БУТИТОВА Дарима
Цыреновна —
аспирант
Государственного
университета
управления
Необходимость научного осмысления и оценки реального состояния института местного самоуправления в современной России, его места и роли в системе взаимодействия власти и общества приобретает сегодня очевидную актуальность. На современном этапе развития российской государственности, когда система взаимоотношений между гражданами и государством ещё не устоялась, предстоит многое сделать для формирования системы жизнедеятельности общества, основанной на сбалансированном распределении прав, обязанностей и компетенции не только между уровнями публичной власти, но и между государством и обществом в целом.
Российское государство всегда играло ключевую роль в общественном развитии. В то же время становление России как демократического правового государства предполагает развитую систему местного самоуправления и общественных институтов, которые наряду с государством призваны обеспечивать регулирование общественных отношений.
Местное самоуправление — есть категория политическая, оно обеспечивает гражданам право на решение общезначимых для общества вопросов. Политическое значение местного самоуправления состоит также в том, что предоставление гражданам возможности участвовать в принятии общезначимых решений гарантирует его легитимность, обеспечивая стабильность и преемственность развития. Местное самоуправление является проводником групповых интересов жителей муниципальных образований, и с этой точки зрения, оно рассматривается как институт гражданского общества, политического опосредования, который примиряет государство и общество. Являясь институтом, обеспечивающим взаимодействие власти и общества, местное самоуправление сглаживает противоречивые общественные интересы, с одной стороны, и обеспечивает порядок в обществе при учёте интересов различных социальных групп — с другой. Между разрозненными и противоречивыми интересами в обществе и единым государственным интересом должно существовать промежуточное звено, которое обеспечивает их согла-
сование. Этим связующим звеном в современных условиях и является местное самоуправление.
Однако практическое воплощение муниципальной реформы в России пока не привело к росту политического влияния муниципальных образований. Существенное увеличение количества муниципальных образований, связанное с внедрением двухуровневой модели организации местного самоуправления, было призвано децентрализовать решение вопросов местного значения, приблизить местное самоуправление к населению. Однако на практике происходит обратное. В регионах, где до реформы местное самоуправление осуществлялось на уровне районов, начался процесс делегирования полномочий поселений органам власти муниципального района. Другими словами, громко объявленная децентрализация в системе местного самоуправления пока что остаётся благим пожеланием, так как полномочия по решению вопросов местного значения концентрируются не на поселенческом, а на районном уровне. Конкуренция между муниципальными районами и поселениями за ресурсы препятствует успешной реализации муниципальной реформы.
Муниципальные образования должны занять важное место в политической системе России, поэтому одной из первоочередных задач является не только развитие межмуниципального сотрудничества, но и участие общественных институтов в отстаивании собственно муниципальных интересов. Именно поэтому основные усилия в деятельности муниципальной власти должны быть направлены на создание эффективных механизмов взаимодействия между органами местного самоуправления и населением. Участие общества в лоббировании муниципальных интересов возможно только через развитие общественной активности в решении вопросов местного значения.
Местное самоуправление, являясь формой народовластия, предусматривает разнообразные формы прямой и представительной демократии. К сожалению, приходится констатировать, что среди многочисленных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления на практике реализуются лишь некоторые из них. Расширение перечня форм осуществления населением мест-
ного самоуправления, предусмотренных новой редакцией федерального закона, пока что не привело к их распространению на практике. Из всех форм волеизъявления граждан, как правило, используются только муниципальные выборы, без которых формирование органов местного самоуправления не представляется возможным. Проблема электоральной пассивности на выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований решается сегодня путём объединения этих выборов с региональными и федеральными. Отмена порога явки избирателей и отсутствие возможности проголосовать против всех существенно облегчили процесс проведения муниципальных выборов, однако породили проблему, связанную с легитимностью соответствующих выборных органов власти. С учётом принципиального значения института муниципальных выборов в системе местного самоуправления всё это приводит к выводу о необходимости его совершенствования.
Из всех существующих форм участия граждан в местном самоуправлении наиболее распространёнными являются публичные слушания и обращения граждан. Проведение публичных слушаний обязательно при принятии устава, бюджета и программ развития муниципального образования, однако общественный интерес к данной форме взаимодействия органов местного самоуправления и населения остаётся на низком уровне. Сегодня именно обращения граждан как традиционная форма обратной связи по-прежнему остаются наиболее популярными среди жителей муниципальных образований. В то же время такая перспективная форма участия граждан в решении вопросов местного значения, как территориальное общественное самоуправление (ТОС), пока не получила должного развития в большинстве муниципальных образований.
Низкий уровень непосредственного участия граждан в местном самоуправлении наглядно иллюстрирует проблему отчуждения между властью и обществом. Одной из причин отсутствия эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с населением является неразвитость институтов гражданского общества, органов территориального общественного самоуправления, призванных служить реальным каналом этого взаимодействия. С другой стороны, органы местного само-
управления не всегда проявляют заинтересованность в сотрудничестве с населением в решении вопросов местного значения. Низкий уровень информированности граждан о деятельности органов местного самоуправления лишний раз свидетельствует о том, что последние не руководствуются в своей деятельности декларируемыми принципами открытости и гласности.
Отмеченные проблемы реализации непосредственной демократии в системе местного самоуправления находят своё прямое продолжение в рецидивах реальной практики представительной демократии на местном уровне. Данные социологических опросов показывают, что основная функция представительного органа местного самоуправления как основного представителя интересов местного населения не реализуется в достаточной степени в большинстве муниципальных образований. Взаимодействие между депутатами и их избирателями не развито: не случайно именно представительные органы муниципальных образований лидируют в рейтинге недоверия к органам местного самоуправления. Формирование органов местного самоуправления в большинстве муниципальных образований происходит в соответствии с моделью «сильный мэр — слабый Совет», которая изначально предполагает низкий уровень контроля представительного органа за главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию. При сохраняющейся пассивности граждан в вопросах, касающихся местного самоуправления, контроль над конкретным исполнительным органом местного самоуправления практически не осуществляется. Однако «свято место пусто не бывает»: слабость гражданского контроля за деятельностью органов местного самоуправления неизбежно «компенсируется» многократным возрастанием соответствующего контроля со стороны государства.
Реальной альтернативой усилению государственного контроля над местным самоуправлением могла бы стать разработка и реализация концепции развития местных сообществ, предусматривающая деятельность профессиональных экспертов по формированию эффективных институтов гражданского общества и установлению продуктивных отношений с властью. В основу данной концепции должен быть по-
ложен учёт особенностей конкретных муниципальных образований и, главное, конкретные направления и механизмы развития активности представителей местного сообщества, организации эффективного сотрудничества общественных формирований и органов местного самоуправления в сфере решения вопросов местного значения. К финансированию данного проекта, который мог бы стать общенациональным, могут быть привлечены все заинтересованные стороны: государство, местное самоуправление, общественные объединения.
Другим важным направлением установления продуктивного диалога между органами местного самоуправления и населением должны стать разработка и реализация информационной политики муниципальных образований, направленной на повышение информированности граждан о деятельности органов местного самоуправления. Реальная практика жизни местных сообществ сегодня такова, что граждане зачастую имеют лучшее представление о деятельности федеральных органов власти, и необладают достаточной информированностью о работе местных органов власти. Во многих муниципальных образованиях основными источниками информации выступают федеральные телеканалы, радио, а также несколько местных газет. Жители многих сельских поселений практически изолированы от региональных и местных информационных потоков. Нередкой является ситуация, при которой жителю муниципального образования отказывают в возможности ознакомиться с уставом муниципального образования, ссылаясь на запрет со стороны начальства.
Граждане РФ зачастую продолжают рассматривать себя в качестве подданных государства Российского, призванных пассивно воспринимать властное воздействие, руководствуясь принципом: «Сиди и жди, что придумают вожди». Однако совершенно очевидно, что развитие в России правового демократического государства, местного самоуправления и гражданского общества невозможно без развития демократических ценностей, создания такого правового статуса личности, который бы предусматривал не только декларирование основных прав и свобод граждан в Конституции РФ, но и их реальное применение в повседневной жизни.