РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.С. Соломка, магистрант
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10971
Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы развития государственной молодежной политики в России. В ретроспективном ракурсе проанализированы меры, предпринятые российским правительством для формирования необходимых социальных условий для гармоничного развития молодежи. Аргументировано прогрессивное значение технологии и механизмов стимулирования творческой активности молодежи для социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: государственное регулирование, социальная сфера, социальное государство, молодежь, молодежная политика, Российская Федерация.
Государственная молодежная политика является неотъемлемой частью любого государства. Для решения задач инновационного развития используется комплекс мер, направленный на разрешение проблем социального воспроизводства, который конкретизирует государственную молодежную политику. «Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями» [1].
По результатам проведенного анализа нормативно-правовой базы и государственных регулирующих воздействий, выделим четыре этапа становления молодежной политики в нашей стране.
Первый этап можно охарактеризовать, как зарождение государственной молодежной политики, который проходил в период 1991 - 1993 гг. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики» был принят в мае 1991 года. Тем самым в структуре органов всех уровней власти, начали создаваться органы регулирующие вопросы по делам молодежи, в компетенции которых входило разработка целевых программ «Молодежь». Для решения проблем государственной моло-
дежной политики, нужно было выстроить комплекс целей и задач, которые раскрывают суть деятельности государства в отношении молодежи. Одной из самых устойчивых социальных функций института самоуправления независимых производителей представляется сохранение и передача технологий и производственного имущества из поколения в поколение [4, с. 6]. В современных условиях это требует не только профессионального обучения молодёжи, но и участия бизнеса в масштабных государственных программах.
Первый этап формирования государственной молодежной политики в современной Российской федерации, можно охарактеризовать как начало создания структуры органов по делам молодежи; недостаточным финансированием, сферы государственной молодежной политики, из бюджета. Правительство ориентировалось на формирующийся рыночный сектор экономики, где возрождались социальные механизмы обеспечения производственной деятельности.
Вторым этапом (1994 - 2000 гг.) - нестабильное развитие государственной молодежной политики. Он проходил, когда Россия была в условиях перехода к рыночной экономике.
Законы о молодежной политике, были приняты как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Это поспособствовало формированию сети органов государственного регулирования
молодежной политики на местах в регионах. В этот период создан механизм, способствующий реализации молодежной политики, это целевая программа «Молодежь России», утвержденная в 1994 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.09.1994 г. № 1922.
Федеральная программа «Молодежь России» является важным документом, он определяет основные мероприятия, которые будут реализованы в сфере молодежной политики, создает правовые и организационные условия для планирования действий органов исполнительной власти. Данный этап считается нестабильным развитием, по причине того, что появились проблемы институционального характера, такие как:
- недостаток взаимосвязи, и координации действий для реализации целей и задач государственной молодежной политики с другими сферами государственной политики;
- дефицит количества творческих, спортивных центров, которые учитывают интересы и потребности молодежи;
- невысокий уровень финансирования и профессионально-кадрового обеспечения государственной молодежной политики.
- отсутствие на федеральном и региональном уровне комплексного мониторинга состояния молодежной среды.
Третий этап 2000 - 2006 гг. можно считать периодом, в котором происходит стабилизация развития государственной молодежной политики. На этом этапе сфера государственной молодежной политики, получила межотраслевой характер. Исходя из этого, в работу по решению проблем молодежи были включены все федеральные органы исполнительной власти. Особо важными направлениями являлись вопросы, касающиеся образования, здравоохранения, занятости и другие направления которым следует уделить внимание и приложить усилия. Молодежь считается важнейшим стратегическим ресурсом общества так отображено в Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации [2].
Идеология программы «Молодежь России» основана на следующих принципах,
как социальное инвестирование и самореализация. Программа рассматривает реальные проблемы молодежи и пути к их решению.
Одна из проблем данного периода связана с активностью субъектов на высоком уровне, но нет согласованности, тексты законопроектов иногда противоречили действующему законодательству.
Четвертый этап начался с 2006 года и продолжается по настоящее время. В 2005 году, когда программа «Молодежь России» была реализована, но новый проект данной программы на дальнейший срок не был представлен, стратегия государственной молодежной политики с 2006 -2016 гг. была разработана группой специалистов Министерства образования и науки в участии, которого принимали представители общественных организаций. В проекте, который был предложен, были четко сформулированы приоритеты, цели и задачи государственной молодежной политики. Начало данного этапа стало особенным для создания стратегии воспитания молодых граждан страны.
Стратегия - это документ, в котором разработаны новые подходы к реализации государственной молодежной политики, целью которой является развитие и совершенствование потенциала молодого населения Российской Федерации [3]. В настоящее время стратегия государственной молодежной политики имеет несколько приоритетных задач такие как:
- формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы РФ;
- формирование здорового образа жизни среди молодежи, разработка и создание условий для развития физической инфраструктуры;
- создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта»;
- создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей;
- формирование информационного по- г., которая являлась «самой значительной ля, благоприятного для развития молоде- по масштабам материальных разрушений, жи, интенсификация механизмов обратной бедствий и лишений для русского народа, связи между государственными структу- известной российской военной истории до рами, общественными объединениями и 1914 г.» [5, с. 149] и представляет примеры молодежью, а также повышение эффек- патриотизма, мужества и стойкости рус-тивности использования информационной ских солдат, социальной отзывчивости инфраструктуры в интересах патриотиче- всего населения страны. ского и гражданского воспитания молоде- Таким образом, развитие в области мо-
жи. лодежной политики имеет положительную
Настоящий этап связан с возрождением динамику, это обусловливается тем, что лучших традиций России, выдвижением на разрабатываются новые механизмы и про-первый план патриотических традиций. граммы, которые реализуются на террито-В период юбилеев важнейших историче- рии страны, на всех уровнях власти, вклю-ских событий пропагандируются подвиги чают в себя задачи и цели, тем самым со-русского народа. Видное место в данном вершенствуют процесс развития молодежи ряду занимает Отечественная война 1812 Российской Федерации.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/8c06531 ad22712c2c23f6f27e6fa33 5c490c621c/ (дата обращения 25.05.2019)
2. Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации от 5.12.2001г. URL: https://pandia.ru/text/79/056/63584.php (дата обращения 25.05.2019)
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html/ (дата обращения 25.05.2019)
4. Шулимова А.А., Шулимова Е.А. Социальные механизмы в русском ремесленном производстве домонгольского периода (по исследовательским данным М.Н. Тихомирова) // Социально-гуманитарный вестник: Всероссийский сборник научных трудов. - Краснодар: ЦНТИ, 2011. - С. 5-8.
5. Шулимова А.А., Шулимова Е.А. Организация социального обеспечения русских войск в отечественной войне 1812 г. // Отечественная война 1812 года: патриотизм русского народа и современность: материалы научно-практической конференции. - Краснодар: КубГТУ, 2012. - С. 149-152.
THE DEVELOPMENT OF THE YOUTH POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
I.S. Solomka, graduate student Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article describes the main stages of development of the state youth policy in Russia. In retrospect, the measures taken by the Russian government to create the necessary social conditions for the harmonious development of young people are analyzed. The progressive importance of technology and mechanisms to stimulate the creative activity of young people for the socio-economic development of the country is argued.
Keywords: state regulation, social sphere, social state, youth, youth policy, Russian Federation.