Научная статья на тему 'Развитие младших подростков в классе клавишного синтезатора'

Развитие младших подростков в классе клавишного синтезатора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / THE TEENAGER / A KEYBOARD SYNTHESIZER / MENTAL PROCESSES / FUNCTIONALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коробейникова Е. Ю.

В статье рассматриваются особенности развития психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления в младшем подростковом возрасте в контексте освоения функциональных возможностей клавишного синтезатора в различных видах музыкальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescents development in keyed synthesizer class

The individualities of psychic processes of perception, concentration, remembering, imagination, cogitation in adolescence age are considered in the context of development the functional possibilities of keyed synthesizer in different kinds of musical practice

Текст научной работы на тему «Развитие младших подростков в классе клавишного синтезатора»

дискуссия

журнал научных публикаций

Е. Ю. Коробейникова, старший преподаватель, кафедра музыкально-компьютерных технологий, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В КЛАССЕ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА

Возрастные периоды психического развития представляют собой своеобразные ступени формирования личности. По классификации, принятой в отечественной психологической науке, к младшему подростковому возрасту относится период от 11 до 13 лет. В образовательном процессе детской школы искусств (ДШИ) к указанному возрасту относятся школьники, обучающиеся в пятых-седьмых классах включительно.

В последние годы в учреждениях дополнительного образования детей устойчивые позиции ведущего музыкального инструмента приобретает клавишный синтезатор. Десятилетний опыт работы автора статьи в ДШИ в качестве преподавателя по классу синтезатора и обмен мнениями с коллегами показал, что наиболее активной группой пользователей данного инструмента становятся именно младшие подростки, а также учащиеся более старшего возраста.

Способность к управлению разнообразными функциями синтезатора автор связывает с наличием у учащихся-музыкантов основ информационной компетенции, способствующей эффективному взаимодействию пользователя и компьютерной программы клавишного инструмента в процессе электронного музыкального творчества. Реализация этой компетенции в контексте освоения синтезатора способствует самоутверждению и самовыражению подростка в различных статусных положениях: в роли грамотного пользователя (овладение способами управления функциями синтезатора) и как личности, способной к творчеству и самостоятельной продуктивной деятельности

(создание электронных аранжировок, синтез звука, исполнение и сочинение музыки и др.).

Качество освоения младшими подростками функциональной палитры электронного клавишного инструмента в различных видах музыкальной деятельности зависит не только от их уровня информационной компетенции, но и от психофизиологических особенностей. Это послужило основанием для обращения автора данной статьи к изучению особенностей психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления в контексте их функционирования и развития в младшем подростковом возрасте при обучении в классе клавишного синтезатора. Рассмотрим это последовательно.

По мнению психологов, способность человека к восприятию в значительной степени зависит от его опыта, при этом восприятие как целостный образ формируется в процессе деятельности, объективируется, корректируется и проверяется в ходе практической деятельности. В. С. Мухина выделяет восприятие музыки среди приоритетов подросткового возраста и указывает на то, что в этом возрасте «происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное»1.

Восприятие подростков, обучающихся игре на синтезаторе, является основой всех видов деятельности, обозначенных И. М. Красильниковым: исполнительского, композиторского, звукорежиссерского, звукового синтеза2. Так, при создании электрон-

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций Ж

ной аранжировки музыкального произведения учащимся необходимо:

• выполнить анализ нотного текста оригинала;

• прослушать и проанализировать большое количество различных тембров, фактурных заготовок;

• выбрать соответствующую пространственную среду развертывания голосов;

• адекватно оценить выбранные комбинации режимов игры, наложения голосов, собственное исполнение, звучание фонограммы.

Функциональные возможности синтезатора позволяют учащимся при создании собственной аранжировки музыкального произведения оперировать запрограммированными в электронный инструмент фактурными заготовками, моделями стилей, тембрами музыкальных инструментов, т. е. теми элементами музыкального языка, знание которых необходимо для развития адекватного и осмысленного восприятия музыки вообще, и, в частности, для создания электронной аранжировки. Таким образом, использование функционального потенциала синтезатора способствует развитию —

осмысленного и адекватного восприятия музыки, поскольку позволяет подросткам фокусировать внимание на важнейших аспектах музыкальной содержательности. Обратимся к особенностям внимания в младшем подростковом возрасте.

Младший подросток способен управлять и контролировать процесс внимания, при этом возрастает его способность к продолжительной и интенсивной работе. И. С. Кон и Д. И. Фельдштейн, отмечая способность подростка концентрировать внимание, указывают, что оно в этом возрасте отличается специфической избирательностью и может быть преднамеренным3.

Петрушин В. И. выделяет ряд преимуществ музыканта-исполнителя, имеющего

Внимание означает способность человека сосредоточиться на выполняемой

деятельности и умение отключиться от всех прочих побочных раздражителей.

развитое внимание и способного управлять им. Перечислим основные:

• техническая точность исполнения;

• четкость музыкально-слуховых представлений;

• большой объем внимания, позволяющий распределять его на несколько объектов при коллективном исполнении.

По мнению исследователя, «внимание означает способность человека сосредоточиться на выполняемой деятельности и

_ умение отключиться от

всех прочих побочных раздражителей», при этом оборотной стороной сосредоточенного внимания исследователь считает опережающее внимание, характеризующееся умением во время игры мыслить, забегая вперед и предвосхищать способы преодоления трудностей4.

Это высказывание ученого напрямую имеет отношение к проблематике данной статьи, так как игра на клавишном синтезаторе предполагает овладение действиями «опережающего» характера.

При освоении учебного материала в классе клавишного синтезатора подростку необходимо осуществить ряд необходимых функциональных настроек до исполнения музыкального произведения, а затем управлять ими в процессе исполнения. В этом случае правомерна опора на определенные свойства внимания, уже вполне сформированные у младшего подростка: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распре-

дискуссия

журнал научных публикаций

деление, объем. При формировании основ информационной компетенции учащегося в контексте обучения на синтезаторе, опора на указанные свойства заключается в том, что подростку необходимо контролировать свои действия, связанные непосредственно с игрой на клавиатуре электронного инструмента; последовательно переключать различные кнопки для управления звучанием исполняемой композиции.

Таким образом, рассмотренные автором

выше особенности вни- _

мания младшего подростка позволяют говорить о способности и готовности учащегося-подростка фиксировать и распределять внимание между клавиатурой музыкального инструмента, панелью управления, дисплеем синтезатора. Использование всего комплекса функций этого музыкального инструмента, в свою очередь, активизирует и развивает внимание подростка, одновременно направленное на контроль игровых движений на клавиатуре и переключение кнопок, изменяющих в процессе игры те или иные параметры звучания музыкального произведения, выразительность и эмоциональность исполнения. Особую значимость в контексте формирования основ информационной компетенции в классе клавишного синтезатора приобретают особенности памяти учащихся.

Если для младшего школьника преобладает отношение «мыслить - значит припоминать», то ближе к юношескому возрасту запоминание сводится к мышлению, т. е. запомнить или вспомнить -значит понять, осмыслить, сообразить.

По мнению Р. С. Немо-ва, к подростковому возрасту происходят изменения отношений между памятью и другими психологическими процессами. Если для младшего школьника преобладает отношение «мыслить - значит припоминать», то ближе к юношескому возрасту запоминание сводится к мышлению, т. е. «запомнить или вспомнить - значит понять, осмыслить, сообразить»5.

В процессе обучения музыкантов (в т. ч. и по классу синтезатора), важным видом деятельности является исполнение музыкального произведения наизусть. Т. Н. Вороновой выделены этапы работы над музыкальным произведением, необходимые для развития музыкальной памяти и запоминания нотного текста. К ним относятся: анализ структуры и композиционно-драматургического плана произведения; выявление общих интонационных особенностей; установление _ смысловых связей между структурой целого произведения и отдельными частями; определение особенностей и взаимосвязей основных

средств художественной выразительности6.

Указанные этапы

развития музыкальной памяти в классе фортепиано, актуальны и при обучении подростков игре на синтезаторе, в частности, для такого вида деятельности как исполнение музыки, поскольку связаны с анализом музыкальной ткани произведения для его осмысленного запоминания и воспроизведения.

Иной вид деятельности, используемый в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе, - это игра по слуху. Для того чтобы подобрать соответствующую музыкальную фактуру и выстроить электронное звучание с помощью различных тембров и звукоре-жиссерских средств, учащемуся необходимо

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций Ж

опираться на хранящиеся в его памяти слуховые представления об оригинальном звучании произведения. Поэтому такие виды деятельности, как исполнение музыки (игра наизусть) и подбор по слуху являются необходимыми для развития памяти младшего подростка.

Помимо рассмотренных автором видов деятельности подростка, музицирующего на синтезаторе, необходимым для развития памяти учащихся является и такой вид музыкальной деятельности, как игра в ансамбле. Практика показывает, что ансамбль может включать в себя различный состав и количество участников, поскольку синтезатор прекрасно сочетается с различными музыкальными инструментами и его можно использовать не только в качестве сольного, но и ансамблевого инструмента благодаря наличию автоаккомпанемента, большого количества различных тембров, включая ударные инструменты и шумовые эффекты.

Возможны различные варианты использования синтезатора в ансамбле:

• с различными акустическими инструментами;

• с одним или несколькими электронными музыкальными инструментами;

• с солистом-вокалистом или вокальной группой.

Для достижения оптимального динамического баланса звучания, темповой, ритмической и интонационной слаженности исполнителей учащемуся необходимо запомнить ряд действий, связанных с управлением звучанием непосредственно во время исполнения.

Таким образом, применение функционального потенциала клавишного синтезатора в развитии памяти младшего подростка соотносится с возможностями его использования в качестве сольного и ансамблевого инструмента. Развитие памяти в этом случае связано с необходимостью исполнения музыкального произведения наизусть как

сольно, так и в ансамбле. При этом большое значение приобретает запоминание соответствующих настроек и последовательность их переключения во время исполнения. Помимо этого, важным моментом является опора на специфические особенности воображения младшего подростка.

Роль воображения трудно переоценить в осуществлении подростками различных видов музыкальной деятельности. Указанные О. А. Блох качественные характеристики музыкального воображения можно соотнести с деятельностью подростка, музицирующего на синтезаторе. К ним относятся: умение слышать произведение, работая с нотным текстом без инструмента; способность мысленного построения эмоциональной канвы сочинения для раскрытия образного содержания; возможность использовать воображение на уровне фантазий, помогающих осуществить индивидуальный подход к исполнительской трактовке произведения с учетом уже сложившихся традиций, аккумулируя в себе звучание группы, нескольких групп инструментов; последовательное прохождение учащимся разделов сочинения согласно логике музыкального развития, переход к целостному охвату частей и при необходимости обращение к отдельным интересующим деталям - эпизодам, элементам музыкальной формы7. В контексте обучения игре на клавишном синтезаторе эти компоненты воображения актуальны в следующих видах деятельности на электронном инструменте: в создании аранжировки и исполнения произведения; в работе над звукорежиссерской составляющей; в создании собственных тембров музыкальных инструментов, в сочинении собственных композиций и импровизации.

Функциональный потенциал синтезатора, в свою очередь, позволяет активизировать воображение подростка, направить его в определенное русло, связанное со специфическими особенностями деятельности

Функциональный потенциал синтезатора, в свою очередь, позволяет активизировать воображение подростка, направить его в определенное русло, связанное со специфическими особенностями деятельности композитора.

дискуссия

журнал научных публикаций

композитора. С одной стороны, в электронном инструменте содержатся различные звуковые средства -тембры, фактурные заготовки, пространственные эффекты и т. п. С другой стороны, композиционная форма связана с гармонией, фактурой и тембром, поэтому для яркости художественного результата, при выполнении аранжировки, пользователю электронного инструмента, как и композитору, необходимо уметь не только оперировать этими средствами, но и продумывать в своем воображении логику их развертывания. Это связано не только с воображением, но и с определенными свойствами мышления.

Рассмотрим особенности мышления младшего подростка. Содержание обучения

в классе клавишного -

синтезатора связано с различными областями знаний, поскольку подростку необходимо опираться на знания и опыт, полученные им при изучении сольфеджио и истории музыки; теоретические сведения

Музыкальное мышление как психический процесс сочетает в себе закономерности общего мышления, но при этом имеет особенности, связанные со спецификой музыкального искусства.

возможностей». Для достижения композиционной целостности, выразительности звучания музыкального произведения на электронном инструменте пользователю необходимо уметь выбирать, комбинировать и корректировать различные функциональ-— ные параметры: режимы игры, тембры инструментов, типы эффектов ит. п., что напрямую зависит от развития музыкального мышления подростка.

Музыкальное мышление как психический процесс сочетает в себе

об инструментальном облике того или ино- закономерности общего мышления, но при го жанра; знания особенностей электронной этом имеет особенности, связанные со специнструментовки. ификой музыкального искусства. Исследо-Особую значимость приобретает та- ватели различают особенные, характерные кая особенность мышления подростка, как черты в мышлении композитора, исполните-умение «подвергать переменные комбина- ля, слушателя. Так, Г. М. Цыпин полагает, торному анализу, методу, гарантирующему что в деятельности слушателя проявляется составление исчерпывающего перечня всех музыкально-образное мышление; в деятельности исполнителя - практически-действенное мышление; композитор в своей деятельности оперирует механизмами абстрактно-логического мышления8.

Красильников И. М. указывает на то, что исполнение музыкального произведения на цифровом инструменте ставит перед пользователем не только нацеленные на создание оригинальной интерпретации исполнительские задачи, но и задачи, относящиеся к смежным областям деятельности - компози-

дискуссия

журнал научных публикаций

торской, звукорежиссерской, и - связанные с созданием виртуального музыкального инструментария9. На основании этого утверждения автор предполагает, что наряду со специфическими чертами мышления композитора, исполнителя, слушателя, у подростка, - пользователя электронного музыкального инструмента, в процессе освоения его функциональных возможностей развиваются и новые виды мышления, связанные с деятельностью в сфере звукорежиссуры и звукового синтеза.

Основываясь на вышесказанном, автор делает вывод о том, что развитие всех указанных исследователями видов мышления, связанных с аранжировкой, исполнением и сочинением музыки становится актуальным именно при обучении подростков в классе синтезатора за счет опоры на функциональный потенциал электронного инструмента.

Функциональные возможности электронного инструмента позволяют учащемуся оперировать запрограммированными в синтезатор элементами музыкального языка, при этом фокусировать внимание на важнейших аспектах музыкальной содержательности, что взаимосвязано с развитием мышления, внимания, адекватного и осмысленного восприятия музыки. Взаимосвязь процессов мышления и памяти позволяет подростку выполнять такие виды деятельности, как подбор по слуху, исполнение произведения наизусть сольно и в ансамбле, управлять выбранными настройками в процессе исполнения музыкального произведения. Особенности воображения и мышления младшего подростка являются основой для выполнения в классе клавишного синтезатора творческих видов деятельности, таких как создание электронной аранжировки, сочинение музыки и импровизация, работа над звукорежиссерскими составляющими, синтезирование новых тембров, запись музыки в секвенсор.

Рассмотренные в данной статье особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления в младшем подростковом возрасте и специфика их функционирования в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе позволили сделать вывод, что специфика развития названных

процессов позволяет подросткам решать различные интеллектуальные и художественно-творческие задачи быстрее и эффективнее, чем младшему школьнику. Опора на возрастные и психофизиологические особенности младших подростков была необходима автору для разработки специальной методики, направленной на формирование основ информационной компетенции учащихся-подростков, обучающихся игре на клавишном синтезаторе. I

1. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. -М.: Академия, 1997.

2. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. -Дубна: Феникс +, 2007.

3. Кон И. С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста II Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. С. 363 - 370.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Академический проект: Трикста, 2008.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: Владос, 1998.

6. Воронова Т. Н. Музыкальная память II Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2001. С. 104-110.

7. Блох О. А. Активизация бессознательного в художественно-творческом развитии II Искусство и образование. 2002. № 3 (21). С. 45 - 58.

8. Цыпин Г. М. К вопросу об основных параметрах музыкального мышления II психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: академия, 2003. С.235 -241.

9. Красильников И. М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества.// Библиотечка журнала «Искусство в школе», 2004. Вып. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.