законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280.
3. Собрание законодательства РФ. 1999. № 23. Ст. 2807.
4. Собрание законодательства РФ. 1996. № 4. Ст. 224.
5. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. / Под ред. В. В. Лаптева и С. С. Занковского. М., 2006.
6. Реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gov.kaliningrad.ru
7. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. Б. Н. Топорнина, Г. А. Гаджиева, Р. Ф. Захаровой. М.: Юристъ, 2005.
8. Матинов А. С. Специальные налоговые режимы (правовые аспекты) / / Финансовое право. 2002. № 4.
9. Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3434.
Об авторе
К. Н. Нилов — канд. юр. наук, доц., РГУ им. И. Канта, e-mail: [email protected]
57
УДК 347.998
С. В. Лонская
РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (2000-2006 годы)
Анализируется развитие института мировой юстиции в Калининградской области в 2000-2006 годах (общая характеристика, проблемы, перспективы.)
The development of the Justice of the Peace in Kaliningrad region from 2000 to 2006 years is analised (in general view, problems, prospectives)
Мировая юстиция полностью сформирована и действует в Калининградской области с сентября 2000 года. Было образовано 42 судебных участка и, соответственно, создано такое же число должностей мировых судей (18 — в Калининграде, 24 — в области). Калининградская область стала одним из первых регионов России, где мировые судьи приступили к работе, более того, к лету 2002 года — единственной в Северо-Западном федеральном округе, где мировые судьи были назначены во все созданные участки.
Региональной правовой основой организации и деятельности мировых судей в Калининградской области являются законы Калининградской области от 19 мая 2000 года «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» [1] (с последующими изменениями и дополнениями) и от 19 июля 2000 года «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Калининградской области» [2] (с последующими изменениями и дополнениями).
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 9. Экономические и юридические науки. С. 57 — 65.
58
Мировые судьи в Калининградской области назначаются областной Думой. Срок полномочий впервые избранного судьи — три года, при повторном назначении — пять лет, а при последующих назначениях — десять лет. За прошедшие годы персональный состав мировых судей обновился более чем на 40 % (только в 2003 — 2006 годы были прекращены полномочия 18 судей, а на их должности назначены новые) [3]. Большая часть лиц, покинувших систему мировой юстиции, назначается на должности федеральных судей; работа в качестве мирового судьи рассматривается как трамплин для повышения (что было характерно, кстати, и для дореволюционной России). Однако некоторые уходят, не справившись с огромной нагрузкой, другими сложностями, возникающими в системе мировой юстиции.
Работу мировых судей обеспечивает небольшой аппарат, состоящий из секретаря суда и секретаря судебного заседания. Работники аппарата являются государственными гражданскими служащими Калининградской области. Штатное расписание аппарата устанавливается специально созданным государственным учреждением Калининградской области (Центр обеспечения судебных участков). В период с ноября 2005 по май 2006 года была законодательно закреплена норма, по которой в состав аппарата должен входить еще помощник мирового судьи. В 2005 году 19 участков были укомплектованы также секретарями-делопроизводителями [4, с. 12 — 13]. Но ограниченные возможности областного бюджета не позволили реализовать планы по укреплению аппарата мирового судьи. Первоначально предельная штатная численность аппарата по области в целом устанавливалась в количестве 126 единиц. Однако 30 декабря 2005 года эту цифру из постановления Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области» исключили [5]. Было проведено сокращение штатов. Такая ситуация привела к текучести кадров работников аппарата, увольнению квалифицированных специалистов, начавших работу в системе мировой юстиции с 2000 года. В итоге некоторые судебные участки вообще остались без секретарей судебного заседания.
За время действия закона Калининградской области «О порядке назначения и деятельности мировых судей...» в него было внесено около 20 поправок. Часть из них связана с приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным, часть — с проблемой определения органа материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в области и его полномочий. Более подробно остановимся на последних, поскольку они касаются региональных особенностей мировой юстиции.
В первоначальной редакции федерального закона от 17 декабря 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации» [6] материально-техническое обеспечение могли осуществлять согласно закону субъекта РФ органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации (п. 3 ст. 10). Однако с 2000 года органы юстиции из регионального подчинения были переведены в федеральное, и у субъектов РФ уже фактически не оставалось выбора: матери-
ально-техническое обеспечение сохранялось за органами исполнительной власти. Однако эта формула, существующая до сих пор в федеральном законе, сомнительна с точки зрения разделения властей. Органом материально-технического обеспечения судей должен быть, на наш взгляд, Судебный департамент при Верховном суде РФ, его управления в субъектах РФ. Однако этими функциями управления Судебного департамента наделены только по отношению к федеральным судам. Тем не менее к концу 2004 года в 32 субъектах РФ материальнотехническое обеспечение мировых судей осуществлялось соответствующими отделами управлений Судебного департамента, в 48 — подразделениями в структуре органов исполнительной власти, в 5 регионах — совместно органами юстиции и управлениями Судебного департамента, а в Рязанской области и Ненецком АО не было никаких органов материально-технического обеспечения вовсе [7, с. 29 — 30].
Передать Управлению Судебного департамента в Калининградской области свойственные ему функции стало одной из основных идей областного закона. В его первоначальной редакции (от 19 мая 2000 года) содержалась такая формулировка (п. 3 ст. 12): «Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется администрацией области через управление Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Калининградской области». Был заключен договор о делегировании соответствующих полномочий, в управлении создано специальное структурное подразделение. Роль Управления Судебного департамента была значительна и в организационном плане: по его представлению администрацией области устанавливались структура и штатное расписание аппарата мирового судьи (п. 1 ст. 10); начальник Управления совместно с председателем областного суда представлял кандидатуру для назначения на должность мирового судьи в областную Думу (п. 1 ст. 7).
В феврале 2004 года представление кандидатур мировых судей в областную Думу было возложено только на Управление Судебного департамента (было исключено упоминание управомоченных на то лиц: председателя областного суда и начальника Управления Судебного департамента), а статья 12 областного закона была дополнена пунктом 4, где делалась ссылка на соглашение между Судебным департаментом при Верховном суде РФ и администрацией области о передаче соответствующих полномочий [8]. Таким образом, сложившаяся практика нашла отражение в законе.
Однако период с февраля 2003 по декабрь 2004 года оказался лишь переходным: в декабре 2004 года в структуре администрации Калининградской области был образован Департамент (комитет) по обеспечению деятельности мировых судей [9], а в областной закон внесены изменения, исключающие упоминание об Управлении Судебного департамента из пункта 1 статьи 7, статьи 11 и пункта 3 статьи 12, а пункт 4 статьи 12 был вообще исключен [10]. Функции по организационному и материально-техническому обеспечению, указанные в этих статьях, стал осуществлять «соответствующий орган исполнительной власти области», т. е. вышеназванный Департамент, а с октября 2005 года —
59
60
Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области. Кроме того, с весны 2006 года материально-техническое и организационное обеспечение деятельности мировых судей параллельно с Агентством осуществляет и Калининградское областное государственное учреждение «Центр обеспечения судебных участков», образованное в январе того же года [11].
Что касается Управления Судебного департамента, оно оставляло за собой функции, определенные федеральным законом. При этом Агентство взаимодействовало с Управлением на основе соответствующего Соглашения о взаимодействии Правительства Калининградской области с Судебным департаментом при Верховном суде РФ. Однако эта ситуация продлилась недолго. Уже в мае 2006 года статья 12 закона Калининградской области «О порядке назначения и деятельности мировых судей...» была вновь дополнена пунктом 4, который допускает передачу по соответствующим соглашениям отдельных функций по материально-техническому обеспечению учреждениям, создаваемым Судебным департаментом и входящим в его систему [12]. В сущности — это возврат к прежней политике.
Кадровое, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Калининградской области и их аппарата, расходование денежных средств, выделенных для обеспечения деятельности мировых судей, и решение иных организационных вопросов осуществлялось до 2007 года Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, созданным на основе закона Калининградской области от 30 сентября 2005 года «О схеме и структуре органов исполнительной власти области, порядке их образования и полномочиях» [13], а также указа губернатора Калининградской области от 30 сентября 2005 года «О структуре органов исполнительной власти Калининградской области» [14]. Агентство действовало на основе постановления Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области» (с изменениями от 30 декабря 2005 года) и утвержденного этим постановлением Положения [5]. Агентство было подведомственно губернатору Калининградской области; координацию и контроль деятельности Агентства осуществляло Министерство по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Калининградской области.
Осенью 2006 года Правительством Калининградской области было принято решение о ликвидации Агентства. Его функции в будущем будут, очевидно, перераспределяться между Центром обеспечения судебных участков и Управлением Судебного департамента. Однако в настоящее время идет период реформы системы организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, поэтому на момент работы над настоящей статьей сказать что-либо определенное по этому поводу сложно.
Многие помещения судебных участков в Калининградской области не отвечают требованиям, предъявляемым к их размещению, требуют ремонта и перепланировки. В постоянных благоустроенных по-
мещениях к концу 2005 года находились 57 судебных участков (24 из 42). Участки все еще достаточно не обеспечены материально-техническими ресурсами, хотя уже в 2002 году ситуация в области по этим показателям была относительно благополучной: оргтехникой и мебелью располагали более 80 % судебных участков, компьютерами — 14 %. В конце 2005 года мировые судьи были оснащены компьютерами на 100 %, судебные участки — на 59,5 %; обеспеченность мебелью составляла 75 % [15, с. 36].
Остаются во многом нерешенными в Калининградской области проблемы методического обеспечения ведения судебного делопроизводства мирового судьи, организации его архива, своевременного получения бланков, регистрационных журналов и карточек учета, юридической литературы. Особо актуальным является внедрение в судопроизводство современных информационных технологий. Постепенно обеспечивается доступ к базам данных по действующему законодательству и судебной практике, вводится ГАС «Правосудие». Однако ограниченное количество средств компьютерной техники на судебных участках, причем нередко устаревших образцов, не дает возможности полноценно организовать оперативный обмен информацией, эффективно использовать возможности Интернета, электронной почты, локальных сетей.
Остро стоит проблема безопасности мировых судей и зданий судебных участков. В области отмечались случаи недостойного поведения граждан, в том числе с демонстрацией оружия, на приеме у судьи, во время судебного заседания. В 2005 году лишь 10 участков находились под охраной службы судебных приставов (из них 8 участков расположены в зданиях районных (городских) судов, что облегчает обеспечение охраны), еще 8 судебных участков были оснащены пожарно-охранной сигнализацией и «тревожной» кнопкой [4, с. 13]. Более половины судебных участков в области, таким образом, остаются плохо защищенными.
Общей для России проблемой является высокая нагрузка на мирового судью. Ее не избежала и Калининградская область. Так, если в 2000 году среднемесячная нагрузка мирового судьи в Калининградской области составляла 50,4 дела, в 2001 — 71,3, то в 2003 году возросла до 109,7, а в 2004 году достигла 128,3 [16]. Тенденция увеличения нагрузки сохраняется: в 2005 году средняя нагрузка по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел и материалов на одного судью составила 172,8 дела, в 2006 — 188,8 [17]. При этом на ряде участков судьи работали в 2006 году с нагрузкой, которая значительно превышала среднюю по области: так, на втором участке г. Советска средняя нагрузка составила 317,5 дела, в Гвардейском районе — 298, в Неманском — 269,2 и т. д. [17]. Характерно, что такой уровень нагрузки стабильно превышает среднюю общероссийскую.
Количество судебных участков остается тем не менее прежним. Еще в 2003 году по инициативе Калининградского областного суда областной Думой был внесен в Государственную думу РФ проект закона об увеличении количества судебных участков в Калининградской области
61
62
до 48. Однако позиция федерального законодателя по этой проблеме долгое время не изменялась: все законопроекты субъектов РФ подобного рода отклонялись. Только в конце 2005 года Верховный суд РФ, поддерживая законодательную инициативу многих субъектов РФ, внес в Государственную думу РФ законопроект об изменении численности населения на судебном участке от 15 до 23 тысяч. Соответствующий закон был принят 11 марта 2005 года [18], и с 1 января 2007 года число мировых судей может увеличиваться, что и происходит в некоторых субъектах РФ. Это означает, что можно ожидать и снижения нагрузки на мировых судей. Пока же Калининградская область выходит из положения путем пересмотра границ судебных участков. Однако уже в
2005 году численность жителей судебных участков, например, Зеленоградского и Гвардейского районов составляла более 30 тыс. человек.
Законом Калининградской области от 30 сентября 2005 года была утверждена областная целевая программа «О совершенствовании организации обеспечения мировых судей в Калининградской области на 2006 — 2010 годы» [19]. Главная цель Программы состояла в развитии и укреплении мировой юстиции в Калининградской области как самостоятельного института не только судебной системы, но и государственной власти на территории области, создании условий для независимой и эффективной деятельности мировых судей по обеспечению защиты законных интересов юридических лиц, прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, вытекающих из международных договоров РФ.
Программой был предусмотрен комплекс организационных, правовых, материально-технических мероприятий, направленных на создание и функционирование судебных участков мировых судей в местах равной доступности для жителей Калининграда и области. Объем финансирования Программы составлял 92 805,8 тыс. рублей.
К ожидаемым конечным результатам Программы, в частности, относились: совершенствование системы финансирования и материально-технического обеспечения мировых судей; строительство или покупка 6 зданий судебных участков и проведение перепланировки помещений 27 судебных участков; оборудование 23 залов судебного заседания; обеспечение судебных участков автотранспортом; создание эффективной информационно-коммуникативной системы мировой юстиции в Калининградской области. Безусловно, реализация целевой Программы должна была еще более укрепить позиции мировой юстиции в области, вывести институт мировых судей на новую ступень своего развития.
Однако при обсуждении на заседании Правительства Калининградской области проекта областного бюджета на 2006 год вопрос о финансировании мировых судей, в том числе и о реализации областной целевой Программы, вызвал достаточно острые дискуссии, отголосок которых проник и в региональную прессу [20]. Судейское сообщество области запросило почти 59 млн рублей на обеспечение деятельности мировых судей в 2006 году. Уточним, что заработная плата мировым судьям выделяется из средств федерального бюджета и в указан-
ную сумму не входит. В то же время упомянутая выше целевая Программа предусматривала только в 2006 году выделение 30 074,45 тыс. рублей на решение поставленных задач.
Согласно первоначальной редакции Закона о бюджете Калининградской области на 2006 год на финансирование мировым судьям было выделено чуть более 34 млн рублей. Реализация целевой Программы не состоялась: она отменена в октябре 2006 года [21]. Однако нужды мировой юстиции были частично учтены в областной инвестиционной программе на 2007 год: в ней предусмотрены капитальный ремонт помещений для судебных участков мировых судей в г. Немане и Центра обеспечения судебных участков в г. Советске. На эти цели выделено 3 783 тыс. рублей [22].
Для сравнения приведем таблицу изменения расходов на содержание мировых судей и их аппарата (обеспечение деятельности мировых судей) в бюджете Калининградской области за 2000 — 2006 годы (за 2006 год — в соответствии с редакцией закона Калининградской области от 19 декабря 2006 года «О внесении изменений и дополнений в закон Калининградской области "Об областном бюджете на 2006 год"») [23].
63
Год Сумма расходов на обеспечение деятельности мировых судей, тыс. рублей Доля от всех бюджетных расходов, %
2000 4 990 0,29
2001 10 500 0,37
2002 18 150 0,38
2003 22 410 0,40
2004 25 281 0,35
2005 29 715 0,27
2006 34 335 0,22
Как видим, доля расходов на обеспечение деятельности мировых судей в бюджете Калининградской области менялась незначительно (в среднем составляя 0,33 %), более того, в последние годы обнаружила тенденцию к снижению, хотя абсолютные траты в рублях постоянно увеличивались. Контроль за исполнением областного бюджета продемонстрировал, что в 2002—2004 годах исполнение по данной строке расходов держалось на уровне 98 % (в 2004 году даже 98,8 %) — это вовсе неплохой показатель. Также обратим внимание на то, что бюджет
2006 года снизил траты на мировую юстицию от доли всех бюджетных расходов на 0,05 % по сравнению с 2005 годом. Это самый низкий показатель за все годы существования мировой юстиции в Калининградской области.
При рассмотрении гражданских и уголовных дел мировые судьи в Калининградской области руководствуются федеральным законодательством. Что же касается дел об административных правонарушениях, подсудность мировых судей дополняется региональным законом — Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях [24]. Мировым судьям подсудны около 60 % правонарушений, предусмотренных Кодексом в целом.
64
Мировые судьи в Калининградской области также в связи с рассматриваемыми ими делами наделены правом обращения в Уставный суд Калининградской области по вопросам толкования областного Устава (Основного закона) (ст. 79 закона Калининградской области от 2 октября 2000 года «Об Уставном суде Калининградской области») [25].
Подытоживая сказанное, можно утверждать, что мировая юстиция в Калининградской области развивается стабильно, без кризисов. Возникающие проблемы в основном типичны для России, но их постепенно можно решить. Немаловажно то, что законодательная и исполнительная власти региона находят взаимопонимание с судейским сообществом и с вниманием относятся к возникающим проблемам. Прагматичность, соотношение желаний и возможностей — характерные подходы к решению задач развития мировой юстиции в Калининградской области.
Список литературы
1. Закон Калининградской области от 19 мая 2000 г. «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (с изменениями и дополнениями) // Д. Донского, 1. 2000. 27 мая; Справочная правовая система «Гарант».
2. Закон Калининградской области от 19 июля 2000 г. «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Калининградской области» (с изменениями и дополнениями) // Д. Донского, 1. 2000. 19 авг.; Справочная правовая система «Гарант».
3. Статистические материалы Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в Калининградской области за 2003 — 2006 гг. // Архив Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в Калининградской области. 2003—2006.
4. Первый юбилей мировой юстиции / / Судебная власть в Калининградской области. 2005. № 2.
5. Постановление Правительства Калининградской области от 28 октября
2005 г. «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области» (с изменениями от 30 декабря 2005 г.) // Российская газета (региональный выпуск «Запад России»). 2006. 18 янв.
6. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
7. Смертин Л. А. Актуальные проблемы развития мировой юстиции в России // Актуальные проблемы развития мировой юстиции в России: Материалы научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 12 ноября 2004 г.) / Отв. ред. В. В. Гриб. М., 2005.
8. Закон Калининградской области от 4 февраля 2004 г. «О внесении изменения и дополнения в Закон Калининградской области "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области"» // Российская газета (региональный выпуск «Запад России»). 2004. 20 февр.
9. Постановление Администрации Калининградской области от 3 декабря 2004 г. «О департаменте (комитете) по обеспечению деятельности мировых судей администрации области» // Справочная правовая система «Гарант».
10. Закон Калининградской области от 28 октября 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Калининградской области» // Российская газета (региональный выпуск «Запад России»). 2004. 29 окт.
11. Постановление Правительства Калининградской области от 30 января 2006 г. «О создании государственного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения судебных участков"» // Российская газета (региональный выпуск «Запад России»). 2006. 14 февр.
12. Закон Калининградской области от 18 мая 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области"» // Комсомольская правда в Калининграде. 2006. 23 мая.
13. Закон Калининградской области от 30 сентября 2005 г. «О схеме и структуре органов исполнительной власти области, порядке их образования и полномочиях» // Справочная правовая система «Гарант».
14. Указ губернатора Калининградской области от 30 сентября 2005 г. «О структуре органов исполнительной власти Калининградской области» / / Российская газета (региональный выпуск «Запад России»). 2005. 7 окт.
15. Обеспечение деятельности мировых судей / / Судебная власть в Калининградской области. 2005. № 3.
16. Статистические отчеты Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в Калининградской области за 2000 — 2004 гг. // Архив Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в Калининградской области. 2000—2004.
17. Справка по итогам работы мировых судей за 12 месяцев 2006 г. // Архив Калининградского областного суда. 2007.
18. Федеральный закон от 11 марта 2006 г. «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1147.
19. Закон Калининградской области от 30 сентября 2005 г. «О целевой Программе "О совершенствовании организации обеспечения мировых судей в Калининградской области на 2006 — 2010 гг." // Российская газета (региональный выпуск «Запад России»). 2005. 7 окт.
20. Синьковский К. Урезанная Фемида. Похоже, мировым судьям придется туже затянуть пояса // Калининградская правда. 2005. 19 нояб.
21. Закон Калининградской области от 4 октября 2006 г. «О признании утратившими силу отдельных законов Калининградской области» / / Комсомольская правда в Калининграде. 2006. 7 окт.
22. Постановление Правительства Калининградской области от 25 декабря
2006 г. «Об областной инвестиционной программе на 2007 год» // Калининградская правда. Ведомости Правительства Калининградской области. 2007. 28 февр.
23. Калининградская правда. 2001. 30 июля; Справочная правовая система «Гарант»; Комсомольская правда в Калининграде. Официальный вестник. Специальное приложение. 2006. 20 дек.
24. Российская газета (региональный выпуск «Запад России»). 2003. 29 июля; Справочная правовая система «Гарант».
25. Закон Калининградской области от 2 октября 2000 г. «Об Уставном суде Калининградской области» (с изменениями и дополнениями) // Д. Донского, 1. 2000. 14, 21, 28 окт.; Справочная правовая система «Гарант».
Об авторе
С. В. Лонская — канд. юр. наук, доц., РГУ им. И. Канта, e-mail: [email protected]