РАЗДЕЛ 1. МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Н.И. Невская, Т.Г. Комарова
РАЗВИТИЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Внешнеэкономические связи России с другими государствами складывались исторически и определялись геополитическими и геоэкономическими соображениями. В связи с этим в период усиления процессов глобализации и регионализации в мире России не приходится менять уже установившиеся мирохозяйственные связи, а вся её политика направляется на их совершенствование. Это обусловлено тем, что Россия:
- во-первых, сохраняет свое место ведущего экономического и политического деятеля на постсоветском пространстве;
- во-вторых, являясь частью Европы, она по-прежнему оказывает существенное влияние на общеевропейский процесс развития, сохраняя и совершенствуя мирохозяйственные связи;
- в-третьих, Россия как один из крупнейших партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе проявляет заинтересованность и участие в интеграционных образованиях в этой части мира.
Таким образом, Россия выступает ведущим партнером в мировом сотрудничестве, несмотря на не очень высокие показатели ее социально-экономического развития.
Российское Правительство, учитывая это положение, ведет активную политику совершенствования мирохозяйственных связей.
Основными направлениями внешнеэкономической деятельности России на сегодняшний день и в будущем являются:
- развитие мирохозяйственных связей с СНГ;
- развитие европейского вектора сотрудничества;
-развитие Азиатско-Тихоокеанского сектора сотрудничества;
- развитие общепланетарного направления мирохозяйственных связей.
Каждое из этих направлений имеет свои особенности развития и получает различную оценку специалистов. Но вместе с тем все сходятся во мнении, что это закономерный процесс, предопределяющий дальнейшую направленность развития цивилизации в мире, характеризуемую как общепланетарная интеграция.
Сегодня процесс развития цивилизации вышел на новый, более высокий уровень, называемый глобализацией.
Развитие глобализации как более высокой стадии интеграции в виде интернационализации можно рассматривать на общепланетарном уровне, региональном (континентальном) и национальных уровнях стран, государств.
На глобальном общепланетарном уровне находят решение многие проблемы общепланетарных экономических и технических отношений, создание межма-териковой инфраструктуры связи, коммуникаций, транспорта и т.д., предусматривающих достижение и использование общих финансово-экономических показателей.
На региональном уровне необходимо решение проблем энергетики, внедрения новых социальных технологий, разработки сырьевых ресурсов, мобилизации финансовых ресурсов, строительства транспортных коммуникаций в регионах Евразийского и Американского блоков континентов с предварительными инвестиционными расходами.
На национальном уровне каждого государства осуществляется разработка национальных социально-экономических программ развития страны, внедрения новейших технологий, включая технологию полной безотходной переработки сырья на месте его добычи, разработка программы возобновляемых источников энергии; и
других программ с укрупненными инвес-
1
тиционными показателями.
Россия включилась в процесс глобализации, используя свое трансконтинентальное положение, определив цели и основные направления, которые складывались исторически. Это прежде всего:
- развитие мирохозяйственных связей со странами СНГ при сохранении роли ведущего экономического и политического партнера на постсоветском пространстве;
- развитие мирохозяйственных связей России на трансевропейском пространстве;
- развитие мирохозяйственных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Каждое из этих направлений международного сотрудничества характеризуется определенными особенностями, охватывает различный круг вопросов, а в конечном итоге по-разному влияет на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. При этом, рассматривая глобализацию как качественно новый этап интернационализации, некоторые российские ученые, так называемые антиглобалисты, акцентируют внимание на отрицательных сторонах этого процесса с его угрозами и вызовами, игнорируя положительные стороны.
Наличие положительных и отрицательных сторон глобализации приводит к необходимости оценки ее социально-экономических последствий, что очень важ-
1 Пюрвеев. Д.Б. Великое сокрестие континентов -закономерный процесс интеграции планеты через многополярный мир // http: //iunaar. narod.ru/ inted2003.htm
но в современных условиях для решения главной задачи российского правительства
- повышения уровня жизни населения.
Основным приоритетом в вышеуказанных направлениях выступает внешняя торговля России на уровне связей со странами СНГ, на трансевропейском пространстве и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развитие мирохозяйственных связей со странами СНГ
На современном этапе интернационализации хозяйственной жизни участие России в различных интеграционных процессах определяет ее будущее и будущее группы стран на пространстве СНГ, образованном после распада СССР. СНГ - это 5% численности населения планеты, 10% мирового промышленного потенциала, 25% запасов базовых видов природных ресурсов.
Целью создания СНГ являлось сохранение сложившихся экономических и научно-технических связей в пространстве бывшего СССР, несмотря на государственное размежевание его членов. Достижению этой цели мешал целый ряд проблем, связанных со стремлением к самостоятельности отдельных государств СНГ.
Россия как самое крупное и наиболее экономически развитое государство СНГ постоянно выступает инициатором целого ряда интеграционных проектов, содействующих более тесному экономическому взаимодействию государств СНГ
Однако следует отметить, что интеграционные экономические связи все еще не получили должного развития, и на определенном этапе даже имело место свертывание взаимных связей СНГ как международной организации, а внутри СНГ стали формироваться субрегиональные организации по интересам. Среди них - Союзное государство России и Белоруссии; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), объединившее пять стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан; Центральноазиатское со-
трудничество (ЦАС), в состав которого входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан; ГУУАМ- сообщество, объединяющее Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию.
В 2003г. в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ) создано Единое экономическое пространство (ЕЭП), играющее сейчас роль моста между СНГ (12 стран) и ЕС (25 стран). Следовательно, проблема сохранения СНГ как международного сообщества остается одной из главных проблем России, которая сводится к сохранению постсоюзного пространства как зоны интересов России. Для России эти интересы проявляются в обеспечении национальной безопасности и активного использования российской культурной диаспоры, для других стран СНГ интересы включают обеспечение военной безопасности, политической независимости, создание общности культурно-исторических ценностей и т.д. Поэтому перед Россией стоит задача сосредоточить внимание на сочетании интересов СНГ и создания на этой основе однородной экономической составляющей в глобализирующемся мире, с которой невозможно будет не считаться.
В этих условиях создание ЕЭП способствует качественно новой региональной интеграционной организации, объединяющей таможенные территории госу-дарств-участников, в рамках которой будет обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводиться единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.
Успехи экономического развития стран СНГ можно наблюдать по темпам роста ВВП. Валовой внутренний продукт стран СНГ в 2002г. увеличился на 5,3%, в
2003 г. - на 7%, в 2004г. - на 8%.
В России в эти годы ВВП увеличился соответственно на 4,3%, 7,1%, 7,1%2.
Наибольший рост ВВП в 2003 году имел место в Армении - на 13,2%. В Азер-
2 См.: //NewSгu.com//Экономика//4 февраля 2004.
байджане ВВП вырос на 11,2%, в Таджикистане - 10,2%, в Казахстане - 9,2%, в Грузии - 8,6%, на Украине - 8,5%, в Белоруссии - 6,8%, в Киргизии - 6,7%, в Молдавии - 6,3%.
В 2004г. наибольший рост ВВП среди стран СНГ отмечен на Украине. В сравнении с 2003 г. он возрос на 12,0%, в Белоруссии же на 11,0%, в Азербайджане -10,2%, в Армении -10,1%, в Казахстане -9,4%, в Грузии - 8,4%. Наименьший рост ВВП среди стран СНГ по итогам 2004г. был отмечен в России и Киргизии.
Наряду с ростом ВВП в 2004 году в странах СНГ имел место рост производства промышленной продукции на 7% (против 8% в 2003 году), рост розничного товарооборота - на 13% (в 2003г. -10,0%), рост инвестиций в основной капитал - на 14,0% (16% в 2003г.). Но необходимо заметить, что высокие показатели роста объясняются низкой базой сравнения, и поэтому сложившегося роста основных показателей социально-экономического развития недостаточно для компенсации экономического спада в начале 90-х годов. А если к этому добавить, что в 2004г. тем--ы роста производства промышленной продукции снизились в сравнении с 2003г., то приходится констатировать, что сложившиеся тенденции динамики основных социально-экономических показателей явно недостаточны для обеспечения долгосрочного устойчивого экономического роста В сложившихся условиях почти исчерпаны возможности роста производства за счет повышения загрузки морально и физически устаревших основных фондов при очень медленном их обновлении. По состоянию на начало 2005г. в Азербайджане, Белоруссии, России, Таджикистане и Украине основные фонды в экономике в целом изношены почти наполовину, в Молдове - на две пятых, Казахстане и Кыргызстане - на треть.
Для их обновления нужны значительные инвестиции. Во многих странах СНГ наращиваются объемы инвестиций, вкладываемых в экономику.
Так, в России в 2003г. инвестиции в основной капитал составили 1774,9 млрд. руб., по сравнению с 1990г. они увеличились на 33%, в том числе по отраслям, производящим товары, - на 46% и по отраслям, оказывающим рыночные и нерыночные услуги, - на 23 %3. Объем инвестиций стран СНГ в экономику России в 2003г. составил 889617,0 тыс. долл., аРоссия вложила в экономику стран СНГ 544141,0 тыс. долл.4 Кроме этого, поступали инвестиции от иностранных инвесторов, объем которых составил в 2003г. 29699,0 млн. долл.5
Наиболее приоритетными для инвестирования являлись: добыча нефти и природного газа, электроэнергетика, транспорт и связь, но заметно снизились инвестиции в сельское хозяйство, в жилищнокоммунальное хозяйство, да и в целом на развитие социальной сферы.
ет 25-30% от общего объема их внешней торговли.
Внешняя торговля РФ со странами СНГ характеризуется неуклонным ростом внешнеторгового оборота (таблица 1).
Рост внешнеторгового оборота сопровождается ростом экспорта и импорта Доля внешнеторгового оборота со странами СНГ растет из года в год. При этом более высокими темпами растет экспорт, что сопровождается ростом положительного сальдо торгового баланса против отрицательного, имевшего место в 1995 году. Это свидетельствует о расширении связей в Содружестве СНГ.
Создание субрегиональных организаций в структуре СНГ также является следствием усиливающегося процесса глобализации. Этот процесс проходит на фоне укрепления связей стран СНГ, основанно-
Таблица 1. Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ (по методологии платежного баланса)
1995г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Объем внешнеторгового оборота со странами СНГ (млрд. долл.) 35,3 30,1 22,4 27,7 28,3 28,6 36,6
экспорт 17,0 15,8 12,0 14,3 15,3 16,4 21,4
импорт 18,3 14,3 10,4 13,4 13,0 12,2 15,2
сальдо торгового баланса -1,4 1,5 1,6 0,8 2,2 4,2 6,2
В процентах к предыдущему году
со странами СНГ - 85,3 74,4 123,7 102,2 101,1 128,0
экспорт 108,0 82,8 76,0 118,8 107,2 107,2 130,4
импорт 131,1 76,9 72,6 129,4 97,1 93,2 125,0
Важнейшим показателем степени интегрированностй стран является уровень взаимной торговли.
В СНГ доля экспортно-импортных операций между странами СНГ составля-
3 Россия в цифрах. 2004: Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики.- М., 2004. - С. 356-357.
4 Там же. - С. 366-367, 364.
5 Экономическое сотрудничество - фактор интеграции стран СНГ (материалы для выступления Секретаря Национального Экономического Совета, Губернатора Свердловского области Э.Э. Росселя на Девятом Российском экономическом форуме. 22 мая 2004г
го прежде всего на решении политической проблемы как в интересах России, так и в интересах других стран. Только в укреплении такого содружества возможно обеспечить национальную безопасность и успешно решать другие социально-экономические проблемы. Расширение и укрепление связей между странами СНГ - это путь ощутимого их развития, обеспечивающего такую интеграционную структуру, с которой будут считаться и другие группировки в глобализирующемся мире.
Развитие мирохозяйственных связей России на трансевропейском пространстве Россия заинтересована в развитии отношений с Евросоюзом, объединяющим страны Европейского континента, интегрированные в расширяющееся общеевропейское экономическое пространство.
Развитие мирохозяйственных связей России с ЕС - это стимул для поиска вариантов взаимодействия в системе общеевропейского экономического про-
странства. Многие страны ЕС являются партнерами России по совместной деятельности в области энергетики, космоса, металлургии, химии и в других наукоемких технологиях.
Наряду с этим и страны СНГ имеют двухсторонние соглашения с ЕС по целому ряду вопросов, а некоторые из них ставят задачу вступления в Евросоюз. Однако это не ослабляет взаимодействия внутри Содружества. Вместе с активным развитием внешней торговли РФ со странами СНГ развивается и внешняя торговля со странами вне СНГ в целом и со странами ЕС.
Среди стран европейского континента наибольший объем экспорта России направляется в Германию (10,4 млрд. долл.), в Италию (8,5 млрд. долл.), в Нидерланды (8,7 млрд. долл.), Швейцарию
6 Россия в цифрах. 2004: Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2004. - С. 396.
(5,8 млрд. долл.) и Великобританию (4,9 млрд. долл.).
Оборот внешней торговли РФ в целом за последние годы (2000-2003гт.) вырос как по экспорту, так и по импорту (таблица 2).
Общая величина внешнеторгового оборота России после кризисного 1998 года росла как в целом, так и со странами вне СНГ. Темпы роста всего внешнеторгового оборота и оборота со странами вне СНГ различаются (таблица 3).
За период 1995-2003гт. общая величина внешнеторгового оборота России увеличилась на 66,4 млрд. долл., или на 45,7%, а со странами вне СНГ - соответственно на 65,2 млрд. долл., или на 59,4%, что свидетельствует о более интенсивном развитии мирохозяйственных связей со странами вне СНГ. Об этом же свидетельствуют среднегодовые темпы роста экспорта и импорта. Так, среднегодовые темпы роста экспорта России за этот же период составили 8,4%, а со странами вне СНГ -почти 10%. По-разному складывались и среднегодовые темпы роста импорта Импорт РФ за период 1995-2003гг. в среднем за год возрастал на 3,3%, а из стран вне СНГ - чуть более 4%. При этом устойчивой тенденции роста импорта не было как по России в целом, так и со странам вне СНГ. В частности, если 1998-1999гг. характеризуются снижением как внешнеторгового оборота в целом, так и объемов экспорта и импорта, то с 2000г. уже устанавливается устойчивый рост как всего внеш-
Таблица 2. Внешняя торговля Российской Федерации (пометодологии платежного баланса), млрд. долл.6
1995г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Внешнеторговый оборот 145,0 132,5 115,1 149,9 155,6 168,3 211,4
экспорт 82,4 74,4 75,6 105,0 101,6 107,3 135,9
импорт 62,6 58,0 39,5 44,9 53,8 61,0 75,4
Сальдо торгового баланса 19,8 16,4 36,0 60,2 48,1 46,3 60,5
в том числе:
Со странами вне СНГ 109,7 102,4 92,8 122,2 127,3 139,7 174,9
экспорт 65,4 58,7 63,6 90,8 86,6 90,9 114,6
импорт 44,3 43,7 29,2 31,4 40,7 48,8 60,3
Сальдо торгового баланса 21,2 14,9 34,4 59,3 45,9 42,1 54,3
Таблица 3. Темпы роста внешнеторгового оборота РФ за период 1995-2003гг.
(в процентах к предыдущему году)7
1995г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Внешнеторговый оборот 123,1 83,4 86,9 130,2 103,8 108,1 125,3
экспорт 122,3 85,7 101,5 139,0 97,0 105,3 126,7
импорт 124,1 80,6 68,1 113,5 119,8 113,4 123,7
из него:
Со странами вне СНГ
экспорт 126,7 86,5 108,4 142,8 95,4 105,0 126,0
импорт 121,4 81,9 66,7 107,8 129,6 119,9 123,4
неторгового оборота, так и торгового оборота со странами СНГ (темпы его роста за период 1998-2003гг. соответственно составляли 16,3% и 17,2%). Это свидетельствует о более значительном укреплении внешнеторговых связей со странами вне СНГ.
Развитие же внешней торговли со странами СНГ сопровождалось более низкими темпами роста, чем со странами вне СНГ.
В целом за период 1995-2003гг. динамика внешнеторгового оборота России сложилась следующим образом (таблица 4).
Одновременно с изменением абсолютного размера внешнеторгового оборота менялась и его структура (таблица 5).
В 1995г. 77,5% внешнеторгового оборота составлял оборот со странами вне СНГ, в том числе со странами Европы 62,3% общероссийского оборота. В 2003г.
Таблица 4. Экспорт и импорт Российской Федерации (по данным таможенной статистики), млрд. долл. США8
1995г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Внешнеторговый оборот 124,9 114,9 103,2 137,0 141,9 152,9 191,1
экспорт 78,2 71,3 72,9 103,1 100,0 106,7 133,7
импорт 46,7 43,6 30,3 33,9 41,9 46,2 57,4
Со странами вне СНГ
Внешнеторговый оборот 96,8 89,9 84,1 111,6 116,1 127,0 157,0
экспорт 63,7 57,6 62,2 89,3 85,4 91,0 113,2
импорт 33,1 32,3 21,9 22,3 30,7 36,0 43,8
Со странами СНГ
Внешнеторговый оборот 28,1 25,0 19,1 25,4 25,8 25,9 34,1
экспорт 14,5 13,7 10,7 13,8 14,6 15,7 20,5
импорт 13,6 п,з 8,4 11,6 11,2 10,2 13.6
Вместе с тем взаимосвязи со странами СНГ не являются альтернативой в развитии отношений с Евросоюзом. Одновременно для России очень важно и развитие внешней торговли со всеми странами Европы, так как эти страны наиболее развиты и тесно интегрированы. К этому нужно добавить позитивность того факта, что с ними у России сложились давние довольно тесные торгово-производственные и научно-технические связи.
7 Там же.
8 Там же. - С. 397.
доля внешнеторгового оборота со странами вне СНГ повысилась до 82,4%, со странами Европы снизилась до 59,2%, а со странами СНГ повысилась до 17,6%. При этом в 2003г. по сравнению с 2002г. доля внешнеторгового оборота России со странами вне СНГ сократилась с 83,1% до 82,4%, а с СНГ повысилась от 16,9% до 17,6%.
Во внешнеторговом обороте России различна роль отдельных субъектов РФ. Отдельные субъекты РФ не только не ослабили свои мирохозяйственные связи, а
Таблица 5. Структура внешнеторгового оборота России (выделение оборота со странами СНГ и вне стран СНГ), в процентах9
1995г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Внешнеторговый оборот России 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
со странами вне СНГ 77,5 78,3 81,5 81,5 81,8 83,1 82,2
со странами СНГ 22,5 21,7 18,5 18,5 18,2 16,9 17,8
значительно их укрепили, как со странами СНГ, так и вне стран СНГ. Особенно укрепились связи с СНГ Южного федерального округа, где доля внешнеторгового оборота составляла в 2000г. 19,3%, а в 2003г. уже повысилась до 22,9%. Другие федеральные округа России оказались больше связанными со странами вне СНГ.
Большой толчок развитию интеграции экономики дал проведенный в мае 2005 г. Московский саммит Россия-ЕС, где были приняты важные документы, способствующие укреплению связей с Европейским союзом. Среди них "Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности. Принятие "Дорожных карт" по общим четырем пространствам России и ЕС серьезно продвинет строительство единой Европы.
"Четыре общих пространства - это, во-первых, экономика, во-вторых, пространство свободы, безопасности и правосудия, в-третьих, внешняя безопасность, и, наконец, наука, образование и культура" -так определил значение саммита Россия-ЕС В.В. Путин в беседе с журналистами10.
Таким образом, "Дорожная карта" -это план действий по различным направлениям двустороннего сотрудничества с Европейским союзом: в промышленности, сельском хозяйстве, освоении космоса, транспорта, телекоммуникационной и инновационных сферах, таможенном деле.
Евросоюз - основной торговый партнер России. Его доля составляет 50% внешнеторгового оборота России, но торговля хороша, когда она сбалансирована и не наносит вреда развитию экономики
9 Там же.
10 http://www.ntv.ru/news.
страны. Основная цель развития торговли с Европейским союзом - это повышение конкурентоспособности российской экономики, повышение уровня жизни населения, достижение успеха по всем вопросам взаимодействия с ЕС.
Развитие мирохозяйственных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского направления
Россия является территориальнонеотъемлемой частью этого региона со своими природными ресурсами и потенциальными возможностями промышленной и научно-технической интеграции. В современных условиях сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) осуществляется через организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Процесс создания этой организации имеет длительную историю, каждая страна к участию в АТЭС шла своим путем. Стремясь к экономическому сотрудничеству в этом регионе, Россия создала в 1989г. Российский национальный комитет по Тихоокеанскому сотрудничеству (РНКТЭС).
Первоначально в АТЭС вошли 6 стран Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней, а затем присоединились Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, США и Канада.
В настоящее время АТЭС объединяет 21 страну АТР. Ее участниками являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (является Специальным Административным районом Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа, Новая Гвинея,
Перу, Россия (с 1998г.), Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.
Страны АТЭС формируют более 50% мирового ВВП, свыше 41% объемов внешней торговли в мире, в них проживает более 1/3 населения мира (2,6 млрд. чел.). АТЭС представляет самый динамично развивающийся регион в мире, на который за последние 10 лет приходится 70% мирового экономического роста.
В последние годы в АТР усиливаются следующие тенденции:
- стремление к регионализации;
- интеграции;
- развитию новых форм сотрудничества.
Страны АТР достигли высокой степени экономической активности в обмене товарами и капиталами как внутри, так и вне системы многосторонней свободной торговли в рамках Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Это обусловлено убежденностью стран АТР в том, что региональное сотрудничество является важным инструментом ускорения социально-экономического развития.
Сотрудничество АТР осуществляет, ся по следующим направлениям: развитие транспортных и энергетических систем, телекоммуникаций, человеческих ресурсов, защита окружающей среды. Это способствует экономическому росту каждой страны рассматриваемого региона.
В современных условиях АТЭС, сохраняя консультативный статус, фактически стал превращаться в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности. С помощью АТЭС страны вовлечены в процессы интеграции создания зон свободной торговли, формирования принципов ведения бизнеса и т.д. Работа проводится по Индивидуальным Планам Действий либерализации торговли и инвестиций (Individual Action Plan).
Важнейшими органами АТЭС являются саммиты лидеров государств, встречи министров иностранных дел, торговли
и экономики, профильные встречи и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик - участниц Форума
Разработкой направлений экономического взаимодействия занимаются:
- деловой консультативный совет;
- комитет по торговле и инвестициям;
- экономический комитет;
- подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству;
- подкомитеты по таможенным процедурам, по стандартам и различные рабочие группы.
Большое внимание страны АТР уделяют развитию конкуренции и проведению реформ в области ее регулирования.
Начало ХХТв. ознаменовалось появлением новых проблем, вызванных глобализацией и "новой экономикой".
Лидеры стран АТЭС отмечают, что глобализация является движущей силой экономического прогресса, и уже в 2004г. на саммите в г. Бангкоке по теме: "Мир различий: партнерство ради будущего" были выработаны приоритетные направления развития экономик стран АТЭС.
Определенную работу как страна-участница АТР проделала Россия. В МИД России создан "Деловой клуб АТЭС", в котором состоят свыше 50 представителей крупных банков и российских компаний. Россией разработаны Планы Индивидуальных Действий, которые можно охарактеризовать как сценарий продвижения России по пути реформ, либерализации торговли и инвестиций, специально сформулированных как вклад в деятельность АТЭС. Одновременно участие России в АТЭС заставляет руководство страны рассматривать основные направления развития экономики Сибири и Дальнего Востока при широком взаимодействии со странами АТР, что будет способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития этих регионов России. Активная деятельность России как члена АТЭС поможет устранению ограничений на российский экспорт и будет содействовать ускорению технологической и орга-
низационной перестройки различных отраслей экономики России.
Укрепление взаимодействия с государствами АТР отвечает и Стратегическим интересам страны. Важный событием для развития мирохозяйствейных связей Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества явилось проведение сентябрьского (2005г.) форума во Владивостоке, сыгравшего определенную роль в развитии партнерских отношений в части расширения инвестиций, изучения опыта экономики стран АТЭС. На Дальнем Востоке много привлекательных для инвесторов отраслей и ресурсов: энергетика, лес, рыба, нефть и др. У российского Дальнего Востока есть возможности найти надежных партнеров, в сотрудничестве с которыми можно обеспечить рост экономики в своем регионе.
Отметив многогранность в развитии международной деятельности России, обусловленной не только географическими и геополитическими условиями, но и многообразными социально-экономическими особенностями, нельзя не заметить положительных перемен, сложившихся ко второй половине 2005г., что подтверждается целым рядом реальных фактов, и прежде всего тем, что Россия получила статус экономически развитой страны.
Теперь по индексу развития человеческого потенциала среди 162 стран мира Россия занимает 55-е место, значительно повысилась доля частного сектора в ВВП России. Россия завершила переговоры по вступлению в ВТО с 29 странами, в том числе с ЕС и Китаем, на которые приходится около 85% ее внешнеторгового оборота.
Об активном взаимодействии Р о с -сии с государствами АТР свидетельствуют современное развитие российско-китайских отношений. Во-первых, впервые в истории своих отношений Россия и Китай обрели взаимно признанную линию прохождения границы на всем её протяжении. Это кладет конец различного рода спекуляциям о наличии "территориальной проблемы" в отношениях между нашими странами. Во-вторых, в подписанной в июле
2005г. совместной декларации о международном порядке в ХХТ веке присутствует совпадение основополагающих взглядов России и Китая на ключевые вопросы современного мироустройства, общее видение перспектив развития человечества11.
В ней подтверждена приверженность сторон формированию нового справедливого и рационального миропорядка, основанного на примате международного права, многосторонних подходах, равенстве и взаимном уважении, повышении роли ООН в мировой политике.
Россия и Китай единым голосом заявляют о недопустимости претензий на монополию в мировых делах, разделения государства на ведущих и ведомых, навязывания извне моделей общественного развития, применения двойных стандартов.
Весомо звучит призыв наших стран к мировому сообществу объединить усилия по созданию новой архитектуры безопасности, формированию под эгидой ООН глобальной стратегии противодействия новым угрозам и вызовам.
В двусторонних делах центр тяжести диалога между двумя государствами переносится на вопросы практического взаимовыгодного сотрудничества непосредственно затрагивающие интересы самых широких масс простых граждан России и Китая. Программа работы по развитию такого взаимодействия сформулирована в Плане действий по реализации положений Российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве на 2005-2008 годы.
Важнейшей сферой нашего взаимодействия остается экономическое сотрудничество. Объём двусторонней торговли в
2004 году превзошел намеченный рубеж в 20 млрд. долл., высокие темпы роста товарооборота отмечаются также и в 2005г., а к 2010г. намечено довести его до 60-80 млрд.долл.12
11 Яковенко, А. Что стоит за визитом Ху Цзиньтао в Москву //Российская газета. -2005. -№ 138,29 июня.
12 Овчинников, В. Москва - Пекин: взаимодополняемость // Российская газета. - 2005. - № 141, 7 мая.
Наряду с увеличением объемов товарооборота предстоит улучшить структуру торговли, увеличить долю высокотехнологичной продукции, расширить инвестиционное сотрудничество, особенно в области инфраструктуры и разработки природных ресурсов, содействовать обмену научно-техническими кадрами.
Кроме того, наблюдается продвижение в сфере инновационного сотрудничества, укрепляется межбанковское взаимодействие, растет взаимный интерес российских и китайских деловых кругов друг к другу. Важную роль в развитии сотрудничества призван сыграть созданный в 2004 году Российско-китайский Деловой совет.
Началась практическая работа по подготовке среднесрочной программы развития российско-китайских торгово-экономических связей на 2006-2010гг. В этом документе должен быть дан всесторонний анализ потенциала нашего сотрудничества, выработаны конкретные рекомендации по решению имеющихся проблем, препятствующих в отдельных случаях поступательному и здоровому развитию российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.
Растут масштабы инвестиционного взаимодействия. В стадию практической реализации вступил ряд крупных проектов по привлечению китайских инвестиций в российскую экономику, намеченных на первом российско-китайском инвестиционном Форуме в Хабаровске в июне 2004 года. Прошедший 9-10 июня 2005 года в Санкт-Петербурге второй инвестиционный Форум дал дополнительный импульс для расширения "географии" китайских инвестиций в Россию, прежде всего в ее европейскую часть.
В свою очередь, Россия заинтересована в наращивании поставок в Китай энергетического оборудования как для атомных, так и для обычных электростанций, гражданской авиатехники, горнодобывающего и других видов оборудования. Активно продвигается взаимодействие в космической сфере.
Особого внимания заслуживают вопросы сотрудничества в области охраны окружающей среды. Здесь можно выделить такие направления взаимодействия, имеющие приоритетное значение, как организация совместного мониторинга трансграничных водных объектов, развитие сети особо охраняемых природных территорий в приграничных районах, охрана лесов и других биоресурсов.
Укрепить общественную базу российско-китайских отношений, углубить взаимопонимание между народами двух стран призвано взаимодействие в гуманитарной сфере. В ближайшее время его стержнем станут мероприятия в рамках проведения Года России в Китае в 2006г. и Года Китая в России 2007 года
Планом основных мероприятий Года России в Китае охвачены практически все направления нашего сотрудничества: связи в политической области, межрегиональное сотрудничество, наиболее актуальные сферы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, основные направления гуманитарного взаимодействия и т.п.
Важнейшим каналом развития связей в гуманитарной сфере является Российско-китайский Комитет дружбы, мира и развития (создан в 1997 году по инициативе глав государств России и Китая). Его шестое пленарное заседание прошло в Москве 24-26 мая 2005г.
Конечно, есть и другие области, где развивается взаимодействие. Так, например, важным направлением нашего взаимодействия в гуманитарной сфере является сотрудничество в области здравоохранения. Расширяются обмены специалистами, развиваются прямые связи между медицинскими учреждениями, установлены контакты на межрегиональном и приграничном уровнях, студенты-медики выезжают на стажировки и обучение. Активно развиваются обмены в области спорта и туризма Динамично и успешно продвигается вперед сотрудничество между российскими и китайскими средствами массовой
информации.
Наши отношения с Китаем приобрели стремительную динамику, что отвечает национальным интересам двух стран.
Одновременно с этим усиление интеграции с Европейским союзом и взаимодействия с отдельными европейскими странами укрепляет созданную базу для вступления России в ВТО.
Последствия вступления России в ВТО по-разному оцениваются российскими учеными, но это уже другой вопрос.
Библиографический список
1. Барковский, А.Н., Алабян, С.С. Географические направления внешней торговли России на период до 2025г. // Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - № 2 (февраль).
2. Овчинников, В. Москва - Пекин: взаимодополняемость // Российская газета - 2005.-№ 141, 107.
3. Пюрвеев, Д.Б. Великое сокрестие континентов - закономерный процесс интеграции планеты через многополярный мир // http: //iungar.narodru/inted2003.htm.
4. Российский статистический ежегодник. 2004: Статистический сборник / Росстат. - М., 2004.
5. Россия в цифрах. 2004: Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2004.
6. Яковенко, А. Что стоит за визитом Ху Цзиньтао в Москву // Российская газета. - 2005. - № 138, 29 июня.
7. http: //NewSru.com//Экономика// 4февраля 2004.
8. http://www.ntv.ru/news.
9. http://www.rncpec.fareast.ru/gude/ ATES.htm.