Научная статья на тему 'Участие России в АТЭС новые импульсы к сотрудничеству'

Участие России в АТЭС новые импульсы к сотрудничеству Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грязнова А. Г.

Изложение доклада, представленного на Международной научно-практической конференции «Россия в АТЭС и АТР». Конференция проходила в Пресс-центре Министерства иностранных дел РФ с участием руководителей посольств и представителей стран членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), членов Комиссии Правительства РФ по вопросам участия в форуме АТЭС в Шанхае, а также представителей академических и деловых кругов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие России в АТЭС новые импульсы к сотрудничеству»

А.Г. Грязнова ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

УЧАСТИЕ РОССИИ В АТЭС -НОВЫЕ ИМПУЛЬСЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Изложение доклада, представленного на Международной научно-практической конференции «Россия в АТЭС и АТР». Конференция проходила в Пресс-центре Министерства иностранных дел РФ с участием руководителей посольств и представителей стран - членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), членов Комиссии Правительства РФ по вопросам участия в форуме АТЭС в Шанхае, а также представителей академических и деловых кругов.

числу наиболее актуальных проблем развития внешнеэкономических связей Российской Федерации в начале XXI века относится проблема существенного расширения общего горизонта сотрудничества, круга стран и регионов - внешнеторговых партнеров, а также спектра товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности во внешнеторговом обороте, развития новых форм сотрудничества в валютно-кредитной, инвестиционной, научно-технической, образовательной сферах, в международном информационном обмене.

Однако одним из очевидных недостатков современной системы внешнеэкономических связей России является их слабая диверси-фицированность как в товарном, так и в географическом, страновом отношении. Действительно, если в товарной структуре экспорта примерно 80% приходится лишь на несколько товарных групп (минеральные продукты, включая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты; металлы, драгоценные камни и изделия из них; лес и лесоматериалы, целлюлозно-бумажные изделия; продукция химической промышленности), то и в географической (страновой) структуре мы в последние годы также «зацикливаемся» на относительно ограниченной группе внешнеторговых партнеров.

Так, если в 80-е годы подавляющая часть нашего внешнеторгового оборота приходилась на страны - члены СЭВ и другие социалистические страны, то в 90-е годы у нас начала проявляться другая крайность, связанная с ориентацией преимущественно на ведущие промышленно развитые страны. В частности, на страны ЕС, а также США, Канаду, Японию в 2000 г. уже приходилось более 50% внешнеторгового оборота России. Это, конечно, неплохо, поскольку здесь мы имеем дело с действительно ведущими странами современного мира, однако нельзя не видеть тех значительных возможностей, которые связаны с расширением круга наших внешнеэкономических партнеров из других регионов мира и из числа менее развитых стран, по отношению к которым мы могли бы играть более активную роль как экспортеры машинотехнической, наукоемкой продукции.

Такое существенное расширение горизонта внешнеэкономического сотрудничества тем более важно, поскольку общая картина мировой экономики и политики в последние годы изменилась. Перестав быть двухполюсным, мир не стал многополярным. Сегодня на мировой политической и экономической арене мы видим отчетливо выраженного лидера - США, которые привыкли диктовать свои «условия игры» всему остальному миру. Но одновременно мы видим и стремление других государств и их группировок строить собственную независимую политику и играть «свою игру» в мировой экономике и политике.

Так, в рамках Европейского Союза идет процесс перехода к евро (и в зоне евро с начала 2001 г. присутствуют уже не одиннадцать, а двенадцать стран). С завершением этого процесса многое в мировой экономике может существенным образом измениться (для нас это имеет немаловажное значение, поскольку чуть меньше 40% нашего экспорта приходится именно на страны ЕС).

Несмотря на экономические проблемы 90-х годов, вовсе не собирается уходить на второй план Япония. Вполне реальным конкурентом для СшА становится Китай, вышедший по абсолютным масштабам своего ВВП (в расчете по паритету покупательной способности) на второе место в мире. Этому в значительной степени способствует начавшийся в 1998 г. процесс интеграции в экономику Китая Гонконга. Укрепляются позиции Индии, население которой уже превысило миллиард человек и при этом происходят прогрессивные изменения в научно-технической и экономической областях.

Пережив сложный период кризиса 1997-1998 гг., продолжают свое динамичное развитие новые индустриальные страны ЮгоВосточной Азии. Среднегодовой прирост ВВП за 1992-2001 гг., по прогнозу МВФ, составит в новых индустриальных странах 5,8%, что

превышает аналогичные показатели ведущих индустриальных стран - 2,7% (у США -3,7%; Японии - 1,1; Германии - 1,1; у стран ЕС в целом - 2,2%). По оценкам МВФ, в 2001 г. в странах Восточной и Юго-Восточной Азии прирост внешней торговли в среднем примерно вдвое превысит прирост ВВП.

За исключением государств Европейского Союза и Индии, все указанные страны входят в состав организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Все это лишний раз подтверждает актуальность вступления в 1998 г. России в АТЭС. Вместе взятые, страны АТЭС занимают весьма существенное место в современной мировой экономике. К началу XXI века на них приходилось 3/5 мирового производства, около половины объема мировой торговли, почти 2/3 мирового объема экспорта технологий, половина накопленных в мире инвестиций.

Как отмечал в своем послании к ноябрьскому саммиту организации АТЭС 2000 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин, «мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что следующее тысячелетие - это время новых возможностей для Азиатско-Тихоокеанского региона. А для России открываются новые восточные перспективы, которые мы будем, безусловно, развивать и активно участвовать в процессе превращения этого региона в наш «общий дом»*.

То обстоятельство, что АТЭС не представляет собой такую жесткую интеграционную группировку, как, например, Европейский Союз, открывает большие возможности для России не только использовать этот форум для активного изложения и реализации своей внешнеполитической и внешнеэкономической позиции, но и иметь возможность для маневрирования в своей реальной внешнеэкономической политике.

С одной стороны, страны АТЭС занимают достаточно солидное место во внешней торговле России - к концу минувшего столетия на них приходилось более 1/5 внешнеторгового оборота нашей страны. Государства АТЭС обеспечивают существенную часть импортных потребностей РФ в продовольствии - 19,9% всего его ввоза из дальнего зарубежья, в продукции машиностроения (22,1%), химической продукции (17,5%), текстиля и обуви (37,8%).

*

Путин В.В. Россия: новые восточные перспективы // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. № 12. С. 6.

Однако основная масса этой продукции приходится на несколько ведущих стран АТЭС. Так, основными поставщиками продовольствия в Россию являются такие страны, как США и Китай (соответственно 64,6 и 14,6% всего импорта продовольствия из стран АТЭС в РФ в 1999 г.). Аналогична картина по импорту машинотехнической продукции: из США - 60,6%, Японии - 18,6%, из Китая - 4,6% всего импорта данного вида продукции из АТЭС. В целом же доля отдельных стран АТЭС во внешней торговле России в 1999 г. выглядела следующим образом: США - 35,9% всей внешней торговли АТЭС с Россией, Китай - 24,7%, Япония - 18,6%, Республика Корея - 9,5%. Иными словами, понятно, что именно на эти страны приходится львиная доля внешней торговли РФ со странами АТЭС.

Но в состав организации АТЭС входит немало и других государств, представляющих для России несомненный интерес: Австралия, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. С некоторыми из них в последние годы удалось реализовать целый ряд новых интересных двусторонних проектов, а также восстановить свернутые ранее формы сотрудничества.

Таким примером является возведение во Вьетнаме по российским технологиям крупного нефтеперерабатывающего завода. Продолжает успешно действовать в этой стране совместное российско-вьетнамское предприятие по добыче нефти «Вьетсовпетро». Реализуются формы сотрудничества России и Индонезии в нефтедобывающей промышленности и в области космических исследований (вывод на орбиту с помощью российского ракетоносителя индонезийского искусственного спутника). Прорабатываются новые формы сотрудничества с предприятиями и организациями этой страны в таких областях, как использование нетрадиционных источников энергии, медицина, информатика и некоторые другие.

России есть что предложить своим партнерам из стран АТЭС во многих областях экономического и научно-технического сотрудничества. В своем послании к саммиту организации АТЭС в Брунее Президент РФ В. В. Путин называл в качестве таких перспективных областей разработку инновационной реакторной технологии, а также современных технологий, исключающих использование в мировой энергетике обогащенного урана и чистого плутония.

Однако возможности взаимовыгодного сотрудничества предприятий и организаций РФ используются пока еще в минимальной степени. Так, очевидным фактом является недостаточное использование Россией инвестиционного потенциала стран АТЭС. На начало 2000 г. общий накопленный в России объем инвестиций стран АТЭС

составил около 7,2 млрд долл. (24,5% от общего объема накопленных иностранных инвестиций в экономике РФ). При этом объем накопленных прямых инвестиций стран АТЭС составил около 5 млрд долл. (примерно 39% от всего объема прямых иностранных инвестиций, накопленных в российской экономике). Основными инвесторами из данной группы стран остаются США, Япония, Канада и Республика Корея, однако главную роль здесь, безусловно, играют США, на которые приходится 88% общего объема накопленных инвестиций в РФ из стран АТЭС, а по прямым инвестициям - почти 91%.

Относительно высокая активность в инвестиционном сотрудничестве с Россией присуща также Австралии, Сингапуру и Китаю (их накопленные инвестиции в экономику России составляли к 2000 г. 170 млн долл., в том числе более 150 млн долл. - прямых инвестиций). На инвестиционном рынке РФ присутствуют также Тайвань, Новая Зеландия, Индонезия, Таиланд и Малайзия (их совокупные накопленные инвестиции в РФ составляют чуть более 8 млн долл.). Весьма незначительно присутствие на инвестиционном рынке РФ Вьетнама и Филиппин и фактически не ведут инвестиционной деятельности в России Чили, Перу и Бруней.

Между тем одной из приоритетных для РФ задач остается стимулирование притока финансовых, технологических и иных ресурсов широкого круга развитых стран АТЭС. Чем с большим числом партнеров в этой сфере мы имеем дело, тем шире наши возможности для маневрирования в области инвестиционной политики, тем больше инвариантность самой этой политики. В привлечении этих инвестиций заинтересованы прежде всего Дальневосточный и Восточно-Сибирский регионы России, поскольку на их основе может быть существенно увеличен экспорт продукции российских предприятий.

Если на первых этапах достаточно сложно говорить о расширении поставок в заинтересованные страны АТЭС машинотехнической продукции (за некоторыми исключениями) предприятий этих регионов России, то, с другой стороны, в них сосредоточен значительный потенциал углеводородного сырья, потребности в котором испытывают либо граничащие с Россией (Китай, Япония), либо территориально близкие к ней страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - Республика Корея, Индия. Осуществив строительство трубопроводов углеводородного сырья в указанные страны, Россия получает реальный выход на топливно-энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Нельзя при этом не учитывать, что многие из стран АТР находятся на той стадии экономического и технологического развития, когда их дальнейший рост так или иначе сопровождается значительным расширением энергопотребления. Эти обстоятельства необходимо в максимальной степени использовать России, формируя и осуществляя выгодные для себя совместные с другими странами инвестиционные проекты в области производства и экспорта углеводородного сырья. Речь идет прежде всего о первой очереди восточной экспортной газотранспортной системы (иркутско-китайский проект по строительству газовой магистрали для поставок газа с Ковыктинского газоконденсатного месторождения потребителям Иркутской области и на экспорт в страны АТР). Как известно, предлагается и более масштабный подход к экспорту российского газа в восточном направлении - это проект целой системы магистральных газопроводов из Западно-Сибирского региона в Китай, Монголию, Корею и Японию. Строительство такой системы газопроводов имело бы не только чисто экономические, но и существенные геополитические последствия.

Очевидно, что реализация подобных проектов нуждается в огромных капиталовложениях (последний указанный проект - до 60 млрд долл.). В настоящее время ни один из восточных субъектов Российской Федерации (Иркутская область, Красноярский край, Республика Саха и др.) не в состоянии осуществить проекты выхода на рынки энергоносителей стран АТР даже по самым минимальным вариантам. Эти проекты можно реализовать, только объединив усилия всех заинтересованных сторон - Российской Федерации, ее субъектов (регионов-экспортеров), регионов-потребителей (внутри России и за рубежом) и стран-импортеров энергоносителей.

Решение указанных проблем стало бы мощным фактором более интенсивного включения ранее, по существу, закрытых регионов России в мирохозяйственные связи. О том, что такие проекты реальны, свидетельствует тот факт, что, по оценкам, потребность стран АТР в импорте российского газа к 2010 г. составит от 45 до 60 млрд куб. м. Конечно, при разработке и реализации проектов такого рода необходимо учитывать национальную и региональную экономическую, энергетическую и экологическую безопасность.

Однако все это еще предстоит осуществить - к настоящему времени ни одного экспортного трубопровода ни в Китай, ни в Корею (Северную и Южную), ни к побережью Тихого океана еще не проложено.

Говоря о российском экспорте в страны АТЭС (и в более широком контексте - в страны АТР), мы должны, естественно, думать не

только о «латании дыр» в государственном бюджете страны (чему способствует сегодняшний экспорт минерального сырья и энергоносителей при еще сохраняющейся относительно благоприятной ценовой конъюнктуре), но и о завтрашнем дне. Было бы величайшей иллюзией полагать, что страна может длительное время процветать исключительно на экспорте топливно-сырьевых и энергетических ресурсов, не внося при этом кардинальных новшеств в структуру производства, не развивая производство наукоемкой современной машинотехнической продукции и не осваивая технологии XXI века.

Если нам удается сохранять и даже расширять свое присутствие на рынках военно-технической продукции (куда проникнуть и где закрепиться очень сложно), значит, в принципе при последовательной и целенаправленной научно-технической и промышленной политике возможно решать и задачи сначала импортозамещения, создания необходимого экспортного потенциала товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности, а затем и расширения экспорта отечественной наукоемкой машинотехнической продукции, соответствующих видов услуг и объектов интеллектуальной собственности. Для этого нужно не только искать, но и активно пытаться открывать для себя соответствующие "ниши" на мировом рынке, который постоянно структурно и качественно изменяется (и, соответственно, такие "ниши" постоянно возникают).

Как известно, в последние годы в России немало сделано в направлении улучшения инвестиционного климата, внесены соответствующие изменения в законодательную, нормативно-правовую базу инвестиционного процесса. Однако, видимо, этих изменений недостаточно. Как представляется, мы проявляем неоправданную «скромность», очень слабо информируя наших потенциальных инвесторов о тех возможностях, которые можно реализовать в России в ходе осуществления инвестиционных проектов. В последние годы в мировой экономике идет настоящая конкурентная война за привлечение иностранных инвестиций, в которой информационный фактор играет далеко не последнюю роль.

Заслуживают внимания также предложения представителей ряда российских банков по созданию банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий, а также по созданию банковского консорциума, который позволил бы аккумулировать финансовые средства для реализации крупных долговременных инвестиционных проектов, обеспечить гарантии сохранности инвестиций, прозрачность осуществления инвестиционных проектов, применения современных технологий и т.д. (с подобными предложениями выступает, например, руководство Ме-

ждународного промышленного банка (Межпромбанк)*. Межпромбанк еще в 1996 г. первым из российских банков вступил в Ассоциацию банков Азии (АБА), где сосредоточено более 60% мировых инвестиционных ресурсов.

Вместе с тем мы не должны забывать о том, что внешнеэкономическая политика - это многовекторная политика. Развивая все более активное сотрудничество со странами АТЭС, мы не должны сворачивать наше экономическое взаимодействие со странами Европейского Союза, СНГ, Центральной и Восточной Европы, странами Ближнего и Среднего Востока, африканскими государствами, наконец, со многими латиноамериканскими странами, не входящими в АТЭС.

Кроме того, в силу своего особого геополитического евразийского положения Россия объективно может выступать в качестве связующего моста между европейскими государствами и странами АТЭС, и эту возможность необходимо использовать максимально эффективно. Действительно, если отправлять морские контейнеры через Транссибирскую магистраль, то путь для этих грузов станет вдвое короче. Развитие таких транспортных проектов стало бы, помимо всего прочего, и дополнительным фактором освоения природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Кстати говоря, и экспортные конкурентные возможности многих российских предприятий этих регионов сдерживаются неразвитостью транспортной системы и высокими транспортными издержками. В качестве такого же моста РФ могла бы выступать и при реализации коммуникационных проектов, сближающих Евроатлантический и Азиатско-Тихоокеанский регионы.

Кроме того, возможности расширения нашего сотрудничества со странами АТЭС не сводятся только к собственно экономической сфере. Есть огромные резервы сотрудничества России со странами АТЭС в научно-технической, информационной, образовательной областях.

В данных сферах нам также не следует замыкаться только на тех странах АТЭС, с которыми (с большей или меньшей степенью успешности) налажено подобное сотрудничество - США, Канада, Китай, Япония, Республика Корея. Научно-технические и образовательные возможности можно и нужно реализовать в сотрудничестве с такими странами АТЭС, как Австралия, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. России есть что предложить этим стра-

*

См.: Инвестиционное и банковское сотрудничество // Международная жизнь. 2000. № 10.

С. 103.

нам и в области научно-технических разработок (часть из которых могли бы стать совместными), и в области подготовки квалифицированных кадров. В частности, ведущие высшие учебные заведения России могли бы увеличить прием иностранных студентов из этих государств на взаимовыгодной основе. Свою активную роль в решении указанных проблем могла бы сыграть и Финансовая академия при Правительстве РФ.

В целом, несмотря на очевидную сложность и противоречивость современной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, Россия сохраняет значительную заинтересованность в углублении

сотрудничества_____________в____________рамках_____________АТЭС.

С другой стороны, нам предстоит немало поработать для того, чтобы сделать реальностью заложенные в АТЭС импульсы к сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.