УДК 332.122
DOI 10.52575/2687-0932-2023-50-3-501-513
Развитие межрегиональной интеграции субъектов Дальневосточного макрорегиона
Борзова А.Д., Стрябкова Е.А.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы 85 E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. Целью исследования является анализ уровня развития межрегиональной интеграции дальневосточного макрорегиона и выявление факторов, сдерживающих данный процесс. Дальневосточный федеральный округ с каждым годом всё больше увеличивает своё влияние на развитие Российской экономики. До введения экономических санкций во многих исследованиях ДВФО рассматривался как транзитный регион, связывающий центральную Россию с Азией. Изменение политической ситуации заострило внимание экономистов на вопросах развития внутреннего товарооборота субъектов РФ, что подтверждает актуальность данного исследования. Оценка уровня развития межрегиональной интеграции Дальнего Востока и выявление факторов, сдерживающих данный процесс, является основной целью исследования. Проведенный анализ социально-экономической ситуации ДВФО основывался на статистических экономических показателях регионов Дальнего Востока. В результате сравнительного анализа динамики и структуры автором были определены основные пути развития. Помимо расширения добывающей отрасли, важно диверсифицировать структуру экономики, уделяя особое внимание производству социально-значимых товаров. Сложная внешнеполитическая обстановка является серьёзным стимулом развития местного производства и расширению экономических связей не только внутри макрорегиона, но и со всеми субъектами РФ. В результате исследования отмечено наличие тенденции постепенного изменения интенсивности торговых отношений Дальнего Востока в пользу географически близких регионов и остального внутреннего рынка.
Ключевые слова: межрегиональная интеграция, торговый оборот, региональная экономика, внутрирегиональный рынок, макрорегион, дальний восток
Благодарности: исследование подготовлено в рамках государственного задания НИУ «БелГУ» FZWG-2023-0014, тема проекта «Пространственно-сетевое взаимодействие российских регионов в контексте новых вызовов технологического развития».
Для цитирования: Борзова А.Д., Стрябкова Е.А. 2023 Развитие межрегиональной интеграции субъектов Дальневосточного макрорегиона. Экономика. Информатика, 50(3): 501-513. DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-3-501-513
Development of Interregional Integration of the Subjects of the Far Eastern Macroregion
Anzhelika D. Borzova, Elena A. Stryabkova
Belgorod National Research University 85 Pobedy str., Belgorod, 308015, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
Abstract. The purpose of the study is to analyze the level of development of interregional integration of the Far Eastern macroregion and identify the factors constraining this process. The Far Eastern Federal District is increasing its influence on the development of the Russian economy every year. Before the introduction of economic sanctions, many studies considered the Far Eastern Federal District as a transit region connecting central Russia with Asia. The change in the political situation has focused the attention
of economists on the development of domestic trade turnover of the subjects of the Russian Federation, which confirms the relevance of this study. Assessment of the level of development of interregional integration of the Far East and identification of factors constraining this process is the main purpose of the study. The analysis of the socio-economic situation of the Far Eastern Federal District was based on statistical economic indicators of the regions of the Far East. As a result of a comparative analysis of dynamics and structure, the author identified the main ways of development. In addition to expanding the extractive industry, it is important to diversify the structure of the economy, paying special attention to the production of socially significant goods. The difficult foreign policy situation is a serious incentive for the development of local production and the expansion of economic ties not only within the macroregion, but also with all subjects of the Russian Federation. As a result of the study, there is a tendency of gradual change in the intensity of trade relations of the Far East in favor of geographically close regions and the rest of the domestic market.
Keywords: interregional integration, trade turnover, regional economy, intraregional market, macroregion, Far East
Acknowledgement: the study was prepared as part of the state task of NRU "BelSU" FZWG-2023-0014, the project topic is "Spatial-network interaction of Russian regions in the context of new challenges of technological development".
For citation: Borzova A.D., Stryabkova E.A. 2023. Development of Interregional Integration of the Subjects of the Far Eastern Macroregion. Economics. Information technologies, 50(3): 501-513 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-3-501-513
Введение
Уровень развития экономики регионов Дальнего Востока во многом зависит от климатических условий, процесса освоения новых природных ресурсов, наличия транспортных, энергетических и других инфраструктурных ограничений, а также внешнеполитической обстановки. Перечисленные факторы напрямую влияют и на обеспечение продовольственной безопасности отдельно взятых регионов Дальнего Востока, так как большая часть продуктовой потребности населения покрывается товарами, импортируемыми из других регионов России и из-за границы. В связи с этим вопросы укрепления экономических взаимоотношений и увеличение товарооборота между регионами ДВФО и другими регионам России становятся наиболее актуальными.
В 2017 году Президентом РФ был подписан Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Одной из основных задач данной Стратегии является создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации, а уровень межрегиональной интеграции трактуется как один из показателей экономической безопасности государства [Коваленко, Зинчук, 2018].
С теоретической точки зрения интеграция представляет собой процесс сближения самостоятельных частей, направленный в сторону взаимного сотрудничества и формирование целостной системы.
С экономической точки зрения выделяются:
1. Внутренняя интеграция (в рамках региона или одной страны);
2. Внешняя интеграция (при взаимодействии двух и более регионов, национальных экономик);
3. Территориальная интеграция (взаимодействие по географическому принципу - создание технопарков, индустриальных округов, инновационных кластеров);
4. Отраслевая интеграция (по отраслям экономики);
5. Вертикальная интеграция (объединение производств смежных отраслей, связанных единой технологической цепочкой);
6. Горизонтальная интеграция (объединение хозяйственных субъектов одного и того же профиля);
7. Торговая интеграция (создание в рамках национальной экономики или региона зон свободной торговли);
8. Производственная интеграция (развитие сотрудничества поставщиков и производителей в границах региона, национальных экономик);
9. Валютно-финансовая интеграция (объединение экономик независимых стран) [Региональная экономическая интеграция, 2022].
В свою очередь, важным фактором для внутреннего развития государств является наличие межрегиональной интеграции, которая представляет собой социально-экономическое взаимодействие территориальных субъектов страны.
Маклашова Е.Г. в своей статье трактует процесс межрегиональной интеграции, как развитие экономических, политических, а также любых других связей между регионами, уделяя особое внимание необходимости укрепления правовой базы в данном вопросе [Ма-клашова, 2021].
Согласно мнению автора Коваленко Е.Г., межрегиональные экономические связи представляют собой систему взаимодействия производств в региональных интересах, специализация и размещение которых зависит от природно-географических условий [Коваленко, Зинчук, 2018].
Интеграция территориальных социально-экономических систем способствует взаимодополнению экономик регионов. При этом наличие товарооборота с приграничными регионами обеспечивает приток отсутствующих импортных товаров, а также обеспечивает экспорт продукции отдаленных от границы регионов, выстраивая прочные транспортные и торговые связи.
Межрегиональная интеграция заключается в наличии следующих процессов:
1. Установление производственно-технологических связей между ранее разрозненными производствами;
2. Разработка эффективной системы взаимодействия между элементами региональной экономики (обмен природными, промышленными и трудовыми ресурсами, объединение капиталов, снятие взаимных барьеров);
3. Распределение, обмен и потребление произведенной продукции.
Межрегиональный интеграционный потенциал можно оценить путем анализа таких
показателей, как:
- Целостность - представляет собой систему взаимосвязей и взаимодействий регионов на принципах единства целевых стратегических функций для формирования общего экономического пространства.
- Сложность - состоит в формировании новой совокупности ресурсов, вовлеченных в социально-экономические процессы интегрируемых регионов.
- Свойство взаимозаменяемости элементов интеграционного потенциала объясняется новыми возможностями использования совокупных ресурсов интегрируемых регионов. Большинство исследований процесса взаимозаменяемости посвящено вопросам трудовых, производственных и других ресурсов [Дулесов, Краснова, Плотникова, 2022].
Материалы и методы
Межрегиональную интеграцию можно рассматривать как мощный антикризисный фактор для целого ряда регионов. В связи с этим, путем применения методов теоретического обоснования и научного абстрагирования, дедукции и индукции была осуществлена оценка текущего состояния межрегиональной интеграции дальневосточных регионов.
В процессе анализа и формулирования выводов использовался сравнительный анализ динамики и структуры основных показателей межрегиональной интеграции Дальневосточного макрорегиона, а также методы прогнозирования логического анализа и синтеза, графической интерпретации данных.
Основными источниками для написания данной статьи послужили данные Федеральной служба государственной статистки и сайта ЦБ РФ.
Результаты исследования и дискуссия
Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) занимает 36,4% территории России, но на ней проживает только 4,6% населения. На макрорегион приходится самая протяженная линия сухопутных и морских границ РФ, его территория представляет собой обширное пространство с разными климатическими и ресурсными условиями, на котором расположены крупные административные единицы.
Для рационального использования экономического потенциала дальневосточного макрорегиона в 1990 году была создана Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». Данная ассоциация представляет собой ключевой и продуктивным ресурсом координации действий субъектов - членов Ассоциации, федеральных органов власти, предпринимательского сообщества в вопросах экономического и социального развития макрорегиона [Дальний Восток и Забайкалье, 2022].
Наиболее важные задачи Ассоциации заключаются в выделении существующих проблем ее территорий, а именно высокие цены на большинство товаров и услуг, завышенная стоимость потребительской корзины жителей Дальнего Востока и Забайкалья, малая самообеспеченность регионов отечественным продовольствием в силу, дорогостоящих внутренних перевозок, рост импорта из стран АТР, масштабный отток населения (сокращение на 21 % по причинам активной миграции и превышения уровня смертности над уровнем рождаемости), слабая транспортная инфраструктура. Определяющей особенностью развития Дальнего Востока является экономико-географическое положение макрорегиона, характеризующееся удаленностью субъектов от центра и близостью к активно развивающимся странам - Китаю и Японии, что можно рассматривать и как выгодный параметр развития.
Начальник отдела внешнеэкономических связей межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» А.Г. Бурый в своих статьях подробно описывает проблемы и перспективы развития регионов ДВФО. Он обращает внимание на необходимость согласованной работы глав субъектов Востока России и расширение не только внешнеэкономических, но и межрегиональных связей.
В 2021 году роль Дальнего Востока в общей структуре экономики России укрепилась и составила 9 % (+3% с прошлого года) (рис.1). Рост инвестиционной активности, развитие транспортно-логистической и газохимической отрасли, увеличение объемов добычи полезных ископаемых стали основными двигателями экономического развития дальневосточных регионов в 2021 году. Оборот организаций федерального округа по всем видам деятельности в 2021 г. составил 11,1 трлн рублей, что на 18,9% выше показателей прошлого года [Прокапало, 2022].
| Дальневосточный федеральный округ | крым
| Приволжский федеральный округ | Северо-Западный федеральный округ |Сибирский федеральный округ | Уральский федеральный округ | Центральный федеральный округ | Южный федеральный округ
9%
I
1% 2%
3%
5%
1%
Республика Бурятия
Республика Саха (Якутия) Забайкальский край
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область Магаданская область
Рис. 1. Доля регионов Дальнего Востока в структуре экономики России, 2021, % Fig. 1. Russia The share of the Far East regions in the structure of the Russian economy, 2021, %
Источник: Составлено автором. Source: Compiled by the author.
В 2021 году в дальневосточной промышленности наметилась тенденция восстановительного роста после международных ограничительных мер пандемии. В связи с этим ресурсодобывающие регионы заняли доминирующую позицию в общей структуре экономики ДВФО (Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Приморский и Хабаровский край). За 2021 год в Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае отмечены наиболее высокие темпы прироста добычи по всем видам добываемых там ресурсов.
Помимо промышленной и ресурсодобывающей отраслей в некоторых регионах развивается сельское хозяйство, транспортно-логистическая отрасль, торговля недвижимостью. В каждом регионе Дальнего Востока можно выделить его отраслевую специализацию (рис 2).
100%
90%
80%
70% 66,5
60%
50%
40%
30% 12,1
20%
10% 0%
49,1
7,6 3,9
6,6
3,5 5,5
4,4 7,6
8,9 6,4 6,9
19,2 16,2
12,0 9,5
16,0 13,5
2,2 2,5
11,8 9,0
i 9,2 9,6
„-г? <я
^ ^ ^ ^
jS^ -fJ»4 -i^ -i^
f<N
ПР. УСЛУГИ г ОБЕСП. ЭЛ/ЭН ¡ТРАНСПОРТ. И ХРАН. ДОБЫЧА
/
У &
56,2
Л?
55,5
ГОСТИН. И ОБЩЕПИТ
ТОРГОВЛЯ
ОБРАБ-КА
/
У
ИТ и СВЯЗЬ ГОС. УПР. С/Х
/
13,6 8,5
6,2 3,4 6,4
45,5
12,
И j1,1
oSP
НЕДВИЖ. ИМУЩ.
ЗДРАВООХР.
СТРОИТ-ВО
6,8
Рис. 2. Структура экономики регионов ДВФО на 2021 г., % Fig. 2. The structure of the economy of the Far Eastern Federal District regions for 2021, %
Источник: Составлено автором. Source: Compiled by the author.
На рисунке 2 прослеживается общая схожесть структур экономик регионов Дальнего Востока, при этом важно отметить преобладание отрасли добычи полезных ископаемых. Однако несмотря на данный фактор некоторым регионам удается поддерживать дифференцированную структуру экономики (Камчатский, Приморский, Хабаровский края).
Приморский край выделяется среди российских регионов особой геополитической значимостью, имея высокий экспортный потенциал. Большая часть экспорта - это транзитные грузы из российских регионов в страны Азии. Основную структуру экспорта Приморского края составляют рыбная продукция, нефтепродукты, изделия из древесины и металлы, а покупателями являются Китай, Республика Корея и Япония. Ежегодно экспорт данных продуктов увеличивается на 12-16% в среднем в год.
За последние 10 лет Приморский край достиг определенных успехов в экономическом развитии. Компании Приморского края добывают почти треть всей рыбы на Дальнем Во-
стоке, производство продукции сельского хозяйства в 2021 году выросло в два раза и достигло 42 млрд. руб. (1,5% от общероссийского производства). Добывающие предприятия Приморского края также занимают существенную долю общероссийского производства борсодержащей продукции, вольфрамового, свинцового и германиевого концентрата, реализуются крупные проекты в судостроении и переработке нефтегазовых ресурсов. Прибрежное расположение края способствует развитию рыбоперерабатывающей отрасли.
Ещё одним фактором роста экономики Приморского края является реализация легковых автомобилей. Для всех регионов Дальнего Востока, а также для многих сибирских регионов Приморский край в течение многих лет является центром импорта иномарок из стран Азии. Также в 2021 году Приморский край нарастил собственный выпуск автотранспортных средств на 5,8% [Прокапало, 2022].
Хабаровский край обладает значительным объемом природных ресурсов. По запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов (олово, медь, золото, серебро), ценных видов рыб, водным ресурсам край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в Российской Федерации. В Хабаровском крае размещены два крупных нефтеперерабатывающих завода, производственная мощность которых возросла на 9,1% в 2021 году.
Якутия, Чукотка, Магаданская и Сахалинская области специализируются преимущественно на добыче полезных ископаемых, развитие здесь других отраслей ограничивается объективными факторами (климат, удаленность, низкая плотность населения, слабая инфраструктурная обеспеченность). Вспомогательным сектором экономики являются предприятия по производству промышленного оборудования, оказание услуг по ремонту.
Особенно важно подчеркнуть, что Правительство Республики Саха (Якутия) делает упор на диверсификацию экономики и развитие несырьевых отраслей — креативной индустрии и ИТ-отрасли. Самые крупные 1Т-компании Якутии — ЫОг^ег и МуТопа — получили всемирную известность. На сегодняшний день в Якутии работают более 400 1Т-компаний.
Также в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Еврейской автономной области развита на высоком уровне транспортно-логистическая отрасль, функционируют предприятия, обеспечивающие хранение товаров.
Камчатский край занимает ключевую позицию в отрасли рыболовства, ежегодный рост которой составляет 15%. Поэтому для развития данного направления важно укреплять местные судоремонтные и судостроительные производства. Увеличение потоков северного морского пути даст толчок к дальнейшему росту в данном вопросе. Также роль Камчатского края важна в решении транспортных вопросов соседних регионов.
Наибольший вклад в формирование ВРП Амурской области вносят промышленное производство (112,8 млрд. руб.), строительство (75,2 млрд. руб.), транспортировка и хранение (47 млрд. руб.), торговля (42 млрд руб.) [ЦБ РФ, 2022]. На территории Амурской области планируется создание нового Гаринского горно-обогатительного комбината. В рамках данного инновационного проекта будет функционировать новая технология прямого восстановления железа горнометаллургического комплекса полного цикла, что поможет развить железнодорожную инфраструктуру, обеспечивающую транспортную доступность внутренних слабодоступных районов Амурской области и позволит осуществить соединение Байкало-Амурской магистрали с Транссибирской железнодорожной магистралью по линии «Шима-новск - Гарь - Февральск».
Стоит отметить, что лидером по производству соевых бобов в ДВФО является Амурская область, доля которой составляет 68,2%. Несмотря на неблагоприятные погодные условия в 2021 году, было собрано 16 696,1 тыс. ц. соевых бобов при урожайности 14,8 ц/га (в среднем по России - 15,9 ц/га). В Амурской области реализуется инвестиционный проект по переработке соевых бобов. Инвестором вложено 4,9 млрд руб. и создано 773 новых рабочих места. Запущенный в производство маслоэкстракционный завод «Амурский» позво-
ляет перерабатывать до 270 тыс. тонн соевых бобов в год. При этом доля ДВФО в производстве соевых бобов составляет 34,9% общероссийского производства, что подтверждает ключевую роль Амурской области в сельскохозяйственной отрасли России.
Рассматривая сельскохозяйственную отрасль как ключевую в рамках социально-экономического развития Дальнего Востока важно отметить, что несмотря на положительную динамику, острым остается вопрос об обеспеченности регионов собственными продуктами питания. В основной продуктовой линейке лишь региональное производство картофеля (105 кг/чел.) соответствует нормативным параметрам потребления (92 кг/чел.). Собственное производство овощей (41 кг/чел.) покрывает лишь 43% потребления, а молочная и мясная продукция - 55%. Важно добавить, что власти двух удаленных и довольно замкнутых регионов - Колымы и Камчатки уделяют повышенное внимание развитию собственного аграрного производства, однако данный процесс осложнён климатическими факторами [Прокапало, 2022].
Отстающие отрасли экономики Дальнего Востока планируется нарастить за счет внедрения территорий опережающего развития (ТОР). Сегодня в регионах Дальнего Востока официально действуют 23 ТОР, каждый из которых специализируется на определённых отраслях экономики (табл. 1).
Таблица 1 Table 1
Ключевые показатели территорий опережающего развития Дальнего Востока Key indicators of the territories of advanced development of the Far East
Регион ТОР Отрасль/резиденты Объем инвестиций Основные показатели
Амурская область ТОР «Белогорск» 6 резидентов Агропромышленная отрасль, Пищевая промышленность 5 млрд руб. 890 создаваемых рабочих мест
*в конце 2022 года (ТОР) «Белогорск», «Приамурская» и «Сво- ТОР «Свободный» 11 резидентов Газопереработка, Промышленность 1838 млрд руб. Создание 4761 рабочих мест., производство метанола мощностью 1 млн тонн в год
бодный» объединили в единую ТОР «Амурская» ТОР «Приамурская» 22 резидента Промышленность Транспортно-логистическая отрасль, АПК 124,8 млрд рублей. Освоено 2,4 млрд. руб. планируется создать 1576 новых рабочих мест. (создано 125)
Еврейский Автономный округ (ЕАО) ТОР Амуро-Хинганская 3 резидента Сельское хозяйство, Пищевая промышленность, Логистика 5 млрд руб. 556 рабочих мест
Республика Бурятия ТОР «Бурятия» 14 резидентов Здравоохранение, Промышленность, Строительство, Сельское хозяйство, Деревопереработка, Туристический кластер 8 млрд руб. 1000 рабочих мест
ТОР «Селенгинск» ООО «КРДВ Бурятия» 24 новых рабочих мест
Республика ТОР «Якутия» Сельское хозяйство, Логистика, Обрабатывающая промышленность 14 млрд руб. 2 160 новых рабочих мест
Саха-Якутия ТОР «Южная Якутия» 14 резидентов Добыча полезных ископаемых, Горнодобыча 113 млрд руб. 10738 новых рабочих мест
Чукотский АО ТОР «Чукотка» 65 резидентов Добыча полезных ископаемых, Услуги для населения 610 млрд руб. 9850 новых рабочих мест
Окончание табл. 1 End table 1
Регион ТОР Отрасль/резиденты Объем инвестиций Основные показатели
Камчатский край ТОР «Камчатка» 124 резидента Туристический кластер, Рекреация, Логистика, Рыболовство, Рыбообработка 122 млрд руб. 12632 новых рабочих места
Сахалинская область ТОР «Горный воздух» 31 резидент Туристический кластер, Рекреация 27 млрд руб. 1956 новых рабочих мест
ТОР «Южная» 12 резидентов Сельское хозяйство 18 млрд руб. 1348 новых рабочих мест
ТОР «Курилы» 8 резидентов Туристический кластер, Рыбопереработка 12 млрд руб. 2017 новых рабочих мест
Забайкальский край ТОР «Забайкалье» 42 резидента Добыча полезных ископаемых, Деревопереработка, Пищевая промышленность 299 млрд руб. 12396 новых рабочих мест
ТОР «Краснокаменск» 2 резидента 13 млрд руб. 1013 рабочих мест
Хабаровский край ТОР «Хабаровск» 56 резидентов Промышленность, Логистика, Сельское хозяйство 38 млрд руб. 3615 новых рабочих мест
ТОР «Комсомольск» 25 резидентов Машиностроение, Деревопере-работка, Металлообработка, Пищевая промышленность 179 млрд руб. 6128 новых рабочих мест
ТОР «Николаевск» 9 резидентов Судоремонт, Рыбопереработка, Добыча полезных ископаемых 3 млрд руб. 1248 новых рабочих мест
Приморский край ТОР «Надеждинская» 94 резидентов Логистика, Промышленность 66 млрд руб. 8744 новых рабочих места
ТОР «Большой Камень» 28 резидентов Судостроение, Логистика 529 млрд руб. 24691 новое рабочее место
ТОР «Михайловский» 19 резидентов Сельское хозяйство 97 млрд руб. 5413 новых рабочих мест
ТОР «Находка» 5 резидентов Химия и нефтехимия 862 млрд руб. 8186 новых рабочих мест
Источник: Составлено на основе данных [Дальний Восток и Забайкалье. Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации., 2022].
Source: Compiled by the author based on [The Far East and Transbaikalia. Interregional Association of Economic Cooperation of the Subjects of the Russian Federation.].
Территории опережающего развития созданы в целях развития экономики, исходя из конкурентных преимуществ каждого региона. Реализация проектов в рамках ТОР, позволит решить вопросы продовольственной безопасности дальневосточного макрорегиона, а промышленное производство увеличит уровень конкурентоспособности макрорегиона. В среднесрочной перспективе предполагается практически полная ликвидация продовольственного дефицита местного производства, что поспособствует снижению стоимости некоторых видов товаров.
Важно отметить, что одним из последствий пандемии стал резкий рост цен на китайские овощи. Данная ситуация поспособствовало ускорению внедрения инвестиционного проекта на ТОР «Михайловский» нового тепличного комплекса, который добавит на рынок более 7 тыс. тонн местных овощей. Дополнительно в начале 2023 года планируется запустить современные овощехранилища с автоматизированными системами контроля микроклимата общей мощностью более 15 тыс. тонн.
Крупные производители благодаря государственным вложениям внедряют современные технологии в производство свинины и молока. В текущем году запланировано развитие Уссурийской птицефабрики и в течение пяти лет производство куриных яиц должно увеличиться в два раза.
Особенно важно подчеркнуть ситуацию в Сахалинской области, где около 75% всего продовольствия привозится с материка. Сейчас местными властями проводится работа по снижению продуктовой зависимости островов от поставок с материка. Строятся мегафермы и агрокластеры ТОРов по программе развития островного края, рассчитанной на долгосрочную перспективу. «Совхоз Заречное» и «Грин Агро - Сахалин» инвестируют около 4 млрд рублей в строительство двух животноводческих комплексов с общей мощностью переработки почти 20 тыс. тонн молока в год, а совхоз «Тепличный» займется возведением тепличного комплекса стоимостью 1 млрд рублей. Для Сахалина данные проекты имеют большое значение, поскольку они направлены на импортозамещение и повышение уровня продовольственной безопасности региона. При этом важно учитывать, что при наличии развитой электроэнергетики ДВФО, и активном экспорте электроэнергии в Китай и Корею, Сахалин испытывает дефицит мощностей, а высокие энерготарифы изолированной энергосистемы острова делают продукцию сахалинских предприятий неконкурентоспособной.
Затрагивая вопрос о Сахалинской области необходимо подчеркнуть, что мостовой (или тоннельный) переход «Сахалин - материк» нельзя относить только к социально-значимым проектам, это важный геополитический проект по расширению экономических связей регионов. Финансирование федеральными органами власти данного проекта должно быть приоритетным.
Проанализировав структуру экономик регионов ДВФО и перспективы их дальнейшего развития, можно спрогнозировать основные варианты межрегиональной интеграции на основе их преимуществ и отраслевой специализации (табл. 2).
Таблица 2 Table 2
Интеграционный потенциал регионов Дальнего Востока Integration potential of the Far East regions
Регион Экспорт Импорт
Амурская область Сельскохозяйственная продукция - в первую очередь в соседние регионы (Якутия, Забайкальский край, Хабаровский край, ЕАО) Электроэнергия - Сахалинская область, Магаданская область. Обеспечение транзита между регионами России и странами АТР по ж/д магистралям Автомобильная промышленность -Приморский край Машины, оборудование и аппаратура -Хабаровский край, Приморский край
Еврейский Автономный округ (ЕАО) Цементная продукция - Восточная Сибирь, Московская область, Красноярский край. Текстильная продукция - Приморский край, Хабаровский край, Амурская область Древесина - Приморский край, Камчатский край, Сахалинская область Продукты нефтепереработки -Хабаровский край Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье -Хабаровский край, Республика Саха (Якутия) Оборудование и транспортные средства, полимерные материалы и пластмассы -Хабаровский край, Приморский край
Продолжение табл.2 Continuation table 2
Регион Экспорт Импорт
Республика Бурятия Мясная продукция, продукты деревопереработки - все регионы ДВФО Транспортно-логистические услуги - все регионы России Семена, минеральные удобрения, средства химической защиты -регионы центральной России Продукты металлургической промышленности - Южная Якутия, Забайкальский край, Хабаровский край, Амурская область
Республика Саха-Якутия Кожевное сырье, пушнина, текстиль - все регионы ДВФО и Сибири Топливно-энергетические товары - все регионы России 1Т-услуги во все регионы России (в долгосрочной перспективе) Молочная и мясная продукция -Алтайский край, Амурская область, Приморский край
Чукотский АО Строительство единой энергетическая инфраструктуры Магаданской области и Чукотки Природные ресурсы - все регионы России Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье -Хабаровский и Камчатский край, Республика Саха (Якутия)
Камчатский край Рыбная продукция - во все регионы России Энергетика - Сахалинская область Машины, оборудование и аппаратура -Хабаровский край, Приморский край Сельскохозяйственная продукция -Амурская область Нефтепродукты и сжиженный природный газ - Сахалинская область.
Сахалинская область Рыба и ракообразные - все регионы России Нефтегазовые ресурсы - все регионы России Мясная, молочная продукция -Приморский край Зерновая и крупяная продукция, мука, комбикорма, кондитерские изделия -Алтайский край
Магаданская область Руды, изделия из черных металлов - все регионы России Рыба и ракообразные, моллюски - уральско-сибирские регионы Железнодорожные транспортные средства и оборудование - регионы ДВФО Мясная, молочная, сельскохозяйственная продукция -Приморский край, Амурская область, Хабаровский край
Забайкальский край Мясомолочная продукция - Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) Продукты Деревопереработки - Приморский край, центральные регионы России Продукция химической промышленности, минеральные продукты - все регионы России Рыбная продукция - Приморский Край, машины, оборудование и транспортные средства - Хабаровский край, Приморский край
Хабаровский край Пищевые продукты, напитки, табак - Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область Минеральные продукты, продукция химической промышленности, пластмассы, каучук и резина - все регионы России Топливноэнергетические товары - Приморский и Камчатский край, Амурская и Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), ЕАО Сельскохозяйственная продукция -Амурская область Продовольственные товары (молочная и мясная продукция, кондитерские изделия, крупы и злаки) - Приморский Край Рыбная продукция - Камчатский край
Окончание табл.2 End table 2
Регион Экспорт Импорт
Приморский край Мясная и колбасная продукция - Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Чукотский автономный округ, Камчатский край Продукция растениеводства - все регионы ДВФО Дефицитные товары из стран АТР (при наличии благоприятных политических и экономических взаимоотношений) - все регионы РФ Машины, оборудование и аппаратура, транспорт (с азиатского рынка, частично местное производство для перепродажи) -все регионы России) Продукты деревопереработки -Забайкальский край, Республика Бурятия Полимерные материалы и пластмассы -Хабаровский край Текстиль - Республика Саха (Якутия)
Источник: Составлено автором Source: Compiled by the author
Из таблицы 2 следует, что наибольший интеграционный потенциал регионов Дальнего Востока сконцентрирован в южной зоне. Развитие межрегиональных связей между Хабаровским, Приморским краями, Амурской и Сахалинской областью может стать отправной точкой в развитии интеграционных взаимодействий на Дальнем Востоке.
Большую часть территории Приморского края составляют земли пригодные для ведения сельского хозяйства, благодаря чему регион обеспечивает продуктами питания другие субъекты ДВФО. Активное развитие межрегиональной кооперации благоприятно отражается на социально-экономическом развитии Хабаровского края. Более 59% произведенной продукции в Хабаровском крае вывозится в регионы Дальнего Востока. Сахалинская область, Камчатский край и Магаданская область являются цитрами рыбной промышленности и обеспечивают собственной продукцией практически все регионы России.
Введение экономических санкций в отношении России привело к усилению роли межрегиональной промышленной кооперации регионов ДВФО. Так к концу 2023 года должна завершиться работа по переходу на национальные составляющие в строительстве самолетов Sukhoi Supeijet 100, выпускаемых в г. Комсомольске-на-Амуре. В целях обновления пассажирского, грузопассажирского и круизного флотов на судостроительных предприятиях Хабаровского края строятся паромы для нужд Сахалинской области.
Реализация крупных проектов по строительству авиатехники и кораблей гражданского и военного назначения стимулирует укрепление межрегиональных связей Хабаровского края с промышленно развитыми субъектами Центрального, Северо-Западного, Сибирского, Приволжского федеральных округов.
В конце 2021 года Хабаровский край заключил соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Правительством Сахалинской области (с участием предпринимателей) и Правительством Удмуртской Республики.
Таким образом, анализ существующих межрегиональных связей на территории Дальнего Востока позволил выделить основные направления развития интеграционных процессов:
- создание единой энергетической системы Дальнего Востока регионального назначения;
- реализация крупных межрегиональных инфраструктурных проектов, имеющих значение для комплексного развития нескольких российских регионов (модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, строительство первой частной Тихоокеанской железной дороги, реализация газовых проектов «Якутский сжиженный природный газ» и «Дальневосточный сжиженный природный газ», формирование якорного производства Восточного водородного кластера на базе Тугурской приливной электростанции, создание строительного кластера, ориентированного на поставки во все регионы Дальнего Востока, развитие портовой инфраструктуры);
- формирование благоприятного инвестиционного климата, восстановление ранее функционирующих производств;
- развитие в Приморском и Хабаровском краях судоремонтных предприятий, тепличного производства, овощехранищ,
- совершенствование логистических услуг (морские порты, авиахаб, транссибирская магистраль и БАМ);
- создание конкурентоспособной отрасли машиностроения Дальнего Востока;
- формирование дорожно-транспортной инфраструктурной базы для межрегиональных связей;
- повышение доступности межрегиональных и местных авиаперевозок;
- создание и развитие технопарков, центров инноваций.
Заключение
Таким образом, Дальневосточный макрорегион, несмотря на активное взаимодействие с другими федеральными округами Российской Федерации, существует более обособленно, ввиду затрудненной транспортно-логистической системы. Поэтому дальневосточным регионам важно взаимодействовать друг с другом в целях сохранения продовольственной безопасности и обеспечения бесперебойным обменом ресурсами.
В условиях экономической нестабильности и сложной политической ситуации вопросы сохранения и развития отечественного производства, роста региональных экономик становятся наиболее актуальными. Структура экономики Дальнего Востока полностью отражает природно-климатические условия и географические положение. В связи с этим некоторые регионы не могут полностью покрыть продуктовую потребность населения собственным производством. В данных условиях межрегиональная интеграция является наиболее эффективным вариантом решением проблемы. Необходима единая структурная, инвестиционная и социальная политика, учитывающая основные экономические преимущества дальневосточных регионов.
В то же время конкурентным преимуществом Дальневосточного федерального округа является наличие уникальных льготных режимов, а именно территорий опережающего социально-экономического развития и свободных портов.
В период неопределенности, нарушения технологических и логистических цепочек, удорожания кредитов, такие интеграционные образования позволят дальневосточной экономике, с одной стороны, сохранить существующих инвесторов и их проекты, с другой стороны, привлечь новый бизнес из центральной части России с переориентацией его на страны АТР.
Список источников
Коваленко Е., Зинчук Г. 2018. Региональная экономика и управление, 288 с.
Стратегия пространственного развития до 2025 г. Стратегия пространственного развития Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 207-р (с изменениями на 30 сентября 2022)). Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/72174066/?ysclid=lia7veypby334508590 (дата обращения: 09.03.2023). Стратегия развития Приморского края до 2030 г. Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года от 28 декабря 2018 г. N 668-па. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2500201812290008?ysclid=lia85xjxu4897442444 (дата обращения: 09.03.2023). ЦБ РФ. Дальневосточное главное управление Банка России (г. Владивосток). Режим доступа: URL:
https://cbr.ru/amur/ekonom_profil/ (дата обращения: 15.03.2023). Региональная экономическая интеграция. - офиц. Режим доступа: URL: https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_integracii_v_ekonomike/regionalnaya_ekonomichesk aya_integraciya/?ysclid=li2yd9915a703918479 (дата обращения: 18.03.2023). Дальний Восток и Забайкалье. Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Режим доступа: URL: http://assoc.khv.gov.ru/about (дата обращения: 16.03.2023).
Росстат. Регионы России. Социально-экономические показатели. - офиц. Сайт. Федеральная служба государственной статистки. Режим доступа: URL:
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 18.03.2023).
РБК. Территории опережающего социально-экономического развития. Режим доступа: URL: https://erdc.ru/about-tor/ (дата обращения: 15.04.2023).
Приморскстат. Социально-экономическое положение Приморского Края: Доклад Приморскстат, 2022.83 с.
Список литературы
Дулесов А.Н., Краснова Т.Г., Плотникова Т.Н. 2022. Особенности оценки интеграционного потенциала регионов. Проблемы социально-экономического развития Сибири, 4(50): 37-42. DOI: 10.18324/2224-1833-2022-4-9-21
Изотов Д.А. 2021. Внешние и внутренние барьеры в торговле регионов Дальнего Востока. Экономика региона, 17: 1318-1331.
Маклашова Е. Г. 2021. Межрегиональная интеграция в современной России: специфика федерального регулирования. Социальная и экономическая география, 1: 20-33.
Прокапало О.М. 2022.Экономическая коньюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2021 г. Пространственная экономика, 2: 135-182.
Ясеновская И. В. 2021. Внутрирегиональные экономические взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока, 157 с.
Borisova L., Borisova D. 2021. Assessment of interregional economic integration based on the integral indicator of the level of socio-economic development. Interagromash, 273: 24-26.
Sergio L. Schmukler. 2018. Financial Integration in East Asia and Pacific: Regional and Interregional Linkages. World Bank Research and Policy Briefs, No. 126031.
References
Dulesov A.N., Krasnova T.G., Plotnikova T.N. 2022. Features of the assessment of the integration potential of the regions. Problems of socio-economic development of Siberia, 4(50): 37-42. DOI: 10.18324/2224-1833-2022-4-9-21
Izotov D.A. 2021. External and internal barriers to trade in the regions of the Far East. Economy of the region, 17: 1318-1331.
Maklashova E.G. 2021. Interregional integration in modern Russia: specifics of federal regulation. Social and economic geography, 1: 20-33.
Prokapalo O.M. 2022.Economic conjuncture in the Far Eastern Federal District in 2021. Spatial Economics, 2: 135-182.
Yasenovskaya I. V. 2021. Intraregional economic interactions of the subjects of the Federation of the Far East, 157 p.
Borisova L., Borisova D. 2021. Assessment of interregional economic integration based on the integral indicator of the level of socio-economic development. Interagromash, 273: 24-26.
Sergio L. Schmukler. 2018. Financial Integration in East Asia and Pacific: Regional and Interregional Linkages. World Bank Research and Policy Briefs, No. 126031.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Борзова Анжелика Дмитриевна, аспирант кафедры прикладной экономики и экономической безопасности, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия
Стрябкова Елена Анатольевна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной экономики и экономической безопасности, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Angelika D. Borzova, Postgraduate Student of the Department of Applied Economics and Economic Security, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation
Elena A. Stryabkova, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Applied Economics and Economic Security, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation