Научная статья на тему 'Развитие межнациональных отношений в Саратовской области: политико-правовой анализ'

Развитие межнациональных отношений в Саратовской области: политико-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
512
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА И ПРАВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EXTREMIST IDEOLOGY / POLICY AND LAW / INTERETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов Владимир Васильевич, Семенов Николай Владимирович

Рассматриваются вопросы межнациональных отношений в саратовском регионе. Выясняются причины возникновения межнациональных конфликтов и формирования идеологии национального экстремизма. Предлагаются пути оптимизации межнациональных отношений и меры противодействия экстремистской идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Семенов Владимир Васильевич, Семенов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic Relations Development in the Saratov Region: Political and Legal Analysis

Issues of interethnic relations in the Saratov Region are considered. The causes of ethnic conflicts and the formation of national ideology of extremism are revealed. Ways to optimize interethnic relations and measures to counter extremist ideology are proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие межнациональных отношений в Саратовской области: политико-правовой анализ»

Общеизвестно, что выборы это не только лакмусовая бумажка демократии, но и фундаментальная основа эффективного парламентаризма. С выборов депутатов начинается качество парламента, а он, в свою очередь, призван обеспечить эффективность всей государственной политики. Российскому обществу и правящим в стране группам на этом пути предстоит сделать еще многое.

Библиографический список

1. Понеделков А.В. Патриотизм как основа современной национальной безопасности // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 5.

2. Дербишайр Дж.Д, Дербишайр Я. Политические системы мира: в 2 т. М., 2004. Т. 1.

3. Пляйс Я.А. Представительная власть в России в контексте общемировой практики парламентаризма // Парламентаризм в России и Германии: история и современность. М., 2006.

4. Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. М., 2002.

5. Комкова Г.Н. Реформы избирательного законодательства: проблемы обеспечения равенства // Избирательные процессы в современной России: теория и практика. Саратов, 2008.

6. Долгов В.М., Долгова Г.Н. Региональная политика: теоретические модели и современная практика России // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 6.

7. Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем / пер. с англ. // Полис. 1997. № 3.

V.V. Semenov, N.V. Semenov Interethnic Relations Development in the Saratov Region: Political and Legal Analysis

Issues of interethnic relations in the Saratov Region are considered. The causes of ethnic conflicts and the formation of national ideology of extremism are revealed. Ways to optimize interethnic relations and measures to counter extremist ideology are proposed.

Key words and word-combinations: extremist ideology, policy and law, interethnic relations.

Рассматриваются вопросы межнациональных отношений в саратовском регионе. Выясняются причины возникновения межнациональных конфликтов и формирования идеологии национального экстремизма. Предлагаются пути оптимизации межнациональных отношений и меры противодействия экстремистской идеологии.

Ключевые слова и словосочетания: экстремистская идеология, политика и право, межнациональные отношения.

УДК 323.1 ББК 66.094

В.В. Семенов, Н.В. Семенов РАЗВИТИЕ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ:

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ

АНАЛИЗ

ВВ российском законодательстве достаточно подробно перечислены признаки, по которым могут осуществляться противоправные действия, направленные на возбуждение ненависти в обществе. Этими признаками являются пол, раса, национальность, язык, происхождение, отношение к религии [1]. Наиболее актуальным на сегодняшний день и вместе с тем недостаточ-

2016 • № 3 (54) 11

но исследованным остается политико-правовой аспект использования национальной принадлежности в качестве фактора возбуждения массовой вражды, а также унижения достоинства человека.

В современном постоянно меняющемся мире проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро [2]. В настоящее время Россия продолжает переживать сложный период экономической нестабильности, возрастания социального неравенства, политических противоречий, отрицания многолетних устоев и традиций общества. Такая ситуация дает благодатную почву для зарождения и активного развития экстремистской идеологии. В качестве оснований для зарождения экстремистских идей в умах людей исследователи выделяют:

— расслоение общества по признаку уровня благосостояния населения: слишком велик сегодня разрыв между слоями населения, фактически находящимися за чертой бедности или на грани ее, и представителями состоятельных слоев общества;

— высокий уровень межэтнической конфликтности: возрастающий наплыв мигрантов из ближнего зарубежья, их социальная незащищенность и одновременно довольно уверенное, а иногда и вызывающее, поведение в отношении местного населения;

— постоянное стимулирование интереса к происшествиям криминального характера через средства массовой информации, в том числе Интернет и телевидение [3].

На наш взгляд, при исследовании проблематики развития и использования человеконенавистнических идеологий, возбуждения вражды в обществе с целью становления наиболее эффективной системы противодействия идеологии экстремизма, принимая во внимание процессы, происходящие в Российской Федерации в сфере межнациональных отношений на протяжении последних лет (в частности конфликты, произошедшие в городах Кондопога, Пугачев, а также в районе Бирюлево и др.), следует использовать методы как юридических, так и политических наук, уделить особое внимание вопросам технологий провокации ненависти по признаку национальности.

В ходе исследования нами был проведен экспертный опрос (методом глубинного интервью), в котором приняли участие тридцать экспертов (лидеров национально-культурных общественных организаций, сотрудников органов государственной власти и муниципального самоуправления). При формировании выборки в исследовании особое внимание было уделено профессионализму экспертов, их компетентности, опыту работы, практическим навыкам изучения и квалификации в сфере исследуемого объекта. Основу инструментария составила анкета (гид) для выявления экспертного мнения по вопросам развития межнациональных отношений в Саратовской области. Целью опроса стало выяснение причин межнациональных конфликтов, а также возбуждения ненависти либо вражды по признаку национальности.

Определяя задачи проведения исследования и в дальнейшем анализируя результат, нам удалось определить основные тенденции межнациональных отношений, преобладающие на территории региона; выявить основные факторы, влияющие на развитие конфликтов в сфере межнациональных отношений;

12 2016 • № 3 (54)

обозначить риски, связанные с возможностью использования негативных поводов для разжигания межнациональной розни и провокации экстремизма.

Начиная исследование, мы исходили из следующей гипотезы: в регионах России в настоящее время происходят и в перспективе будут продолжаться процессы, допускающие возникновение конфликтов, которые могут быть интерпретированы как межнациональные, по сути не являясь таковыми. При этом, учитывая сложную социально-экономическую обстановку, сохраняется возможность использования деструктивными силами национального фактора для возбуждения ненависти либо вражды по признаку национальности, а также провокации иных экстремистских действий.

В ходе исследования установлено, что ситуация в сфере межнациональных отношений в регионе в целом оценивается экспертами как проблемная, но не критическая. В частности эксперты дали следующие характеристики ситуации: «удовлетворительная», «благоприятная с наличием некоторых проблем», «в целом проблемная», «не такая критичная, как в других регионах», «скорее неблагоприятная», «стабильная», «в целом массовых националистических настроений нет, но возможностей для возникновения конфликта достаточно много». При этом так или иначе все эксперты признают наличие проблем в сфере межнациональных отношений. Относительно согласованными оказались позиции экспертов, касающиеся тенденции изменения межэтнического баланса в муниципальных районах, которая выражается в росте полиэтничности населенных пунктов; появлении этнических групп, ранее не проживавших на территории регионов. В частности, основной тенденцией в межнациональных отношениях является то, что многонациональными становятся не только каждый район, но и большинство населенных пунктов, так что частота межнациональных контактов возрастает. Согласно экспертному мнению, это является следствием необходимости трудовой миграции, вызванной естественной убылью трудоспособного населения, особенно в сельской местности. Большинство мигрантов принадлежит к народам Кавказа и Средней Азии, ранее мало представленным в области.

По мнению экспертов, в регионе в целом сохраняется тенденция разрушения и сокращения крупных предприятий, имеющих более многонациональный состав работников, чем мелкие предприятия. В результате изменилась структура производства, возросло количество мелких организаций, использующих в основном неквалифицированный либо низкоквалифицированный наемный труд, в отличие от больших предприятий, использующих более высококвалифицированный персонал. Таким образом, с распадом крупных предприятий происходит массовое снижение культурного уровня населения, дисквалификация и маргинализация их бывших работников, вынужденных заниматься менее квалифицированным трудом и конкурировать с мигрантами, то есть происходит деградация части общества в профессиональном, и, как следствие, в культурном плане. Культурная деградация общества представляется потенциальным конфликтным фактором.

В связи с этим актуализируется отмеченная экспертным сообществом особая роль миграционных процессов в межнациональных отношениях области. В результате миграционных процессов приезжих различных национальностей становится достаточно много для того, чтобы создавать мелкие мононациональные трудовые коллективы — ремонтные бригады, торговые, сельскохо-

2016 • № 3 (54) 13

зяйственные коллективы и т.д. Эти мелкие коллективы находятся в конкурентных отношениях между собой, поэтому раздел ресурсов: земли, торговых точек и т.п. — является потенциальным конфликтным фактором, который может быть использован для провокации экстремистского поведения, а также возбуждения ненависти либо вражды по национальному признаку. Эксперты отмечают, что возникающие на основе конкуренции конфликты в силу низкого культурного уровня их участников могут приобретать этническую окраску.

На примере конфликта в Пугачеве (где за год до конфликта произошло сокращение крупного предприятия, и множество людей потеряло рабочие места) эксперты наблюдают возможное использование технологии преобразования бытового конфликта в массовое выступление жителей города посредством организационных усилий заинтересованных лиц и последующей подачи информации о нем как о «межнациональном конфликте» в средствах массовой коммуникации. Технологические схемы, расписанные в соответствии с ролями участников информационных акций, подробно рассмотрены в научной литературе [4].

Согласно мнению экспертов, массовые выступления в Пугачеве в июле 2013 г. не являлись межнациональным конфликтом, а были вызваны ухудшением социальной ситуации из-за разрушения производственной и бытовой инфраструктуры города. Помимо этого, экспертами была отмечена склонность правоохранительных органов и местного самоуправления скрывать случаи мелких конфликтов с этническим оттенком, произошедших на подведомственной территории, «не выносить сор из избы». По мнению экспертов, «если конфликты и бывают, то местные органы власти и правопорядка не заинтересованы в том, чтобы данная информация попадала в СМИ, чтобы не портить репутацию своей территории и не попадать в "плохие" списки». Но при этом очевидно, что замалчивание мелких конфликтных ситуаций, отсутствие своевременного реагирования и принятия соответствующих решений может способствовать развитию более крупного конфликта, способного привести к нарушению закона.

В качестве еще одного фактора, потенциально влияющего на формирование конфликтных ситуаций, эксперты отметили возможную коррупционную

г- а »

составляющую на местах, «стремление работать по договоренности , а не по закону». Данный фактор способствует нарастанию чувства несправедливости у населения, которое повышает уровень агрессивности, что потенциально может быть использовано для провокации экстремизма, возбуждения ненависти либо вражды. В связи с этим важно отметить проблему социального неравенства (обеспеченные «чужие», как правило, раздражают больше, чем такие же «свои»), которая наиболее остро ощущается жителями малых населенных пунктов. В качестве конфликтного фактора эксперты выделяют также «отсутствие равенства перед законом различных этнических групп». Следует отметить, что фактором, потенциально влияющим на развитие конфликта, эксперты считают и «пробелы в обеспечении правопорядка, прежде всего на местном уровне», в частности «слабость правоохранительных органов на районном уровне, их отсутствие в некоторых населенных пунктах».

Таким образом, факторами, потенциально влияющими на формирование и развитие конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений,

14 2016 • № 3 (54)

которые могут быть использованы для провокации экстремистских действий, согласно экспертным мнениям, являются: реальные социально-экономические проблемы в конкретных населенных пунктах; культурная деградация общества, низкий культурный уровень части населения, в том числе приезжего; формирование мононациональных трудовых коллективов и естественная экономическая конкуренция между ними; наличие сил (организаторов), способных представить бытовой конфликт между людьми различных национальностей в качестве межнационального. Кроме этого влияют склонность средств массовой информации интерпретировать бытовые конфликты как межнациональные; наличие и нарастание в обществе чувства страха, возникающего в результате экстремистских и террористических преступных действий; возможная коррупционная составляющая, усиливающая чувство несправедливости, приводящее к росту агрессии в обществе; отсутствие равенства перед законом различных этнических групп, потенциально способное спровоцировать экстремистские действия; сильное социальное расслоение, в том числе различных этнических групп, которое наиболее болезненно воспринимается жителями малых населенных пунктов; возможные пробелы в обеспечении правопорядка.

В процессе проведения исследования выявлено, что в межнациональных отношениях отмечаются две противоположные тенденции — дифференциация (самоизоляция) и интеграция этнических групп. Интеграция оценивается экспертами как магистральный объединительный процесс, происходящий по причине естественной тяги человека к развитию, цивилизации и комфорту. Значительная часть молодежи региона различных национальностей уезжает из сельской местности в города для учебной или трудовой деятельности, где процессы интеграции сильнее. В целом средой обитания человека становится полиэтническое общество. Одновременно с ростом количества мелких мононациональных трудовых коллективов, говорящих на одном языке и самодостаточных, происходит процесс дифференциации (самоизоляции) различных этнических групп.

Можно сделать прогноз (необходимый для обозначения рисков, а также выявления факторов потенциально возможного разжигания межнациональной розни и провокации экстремизма) развития межнациональных отношений в регионах России. В случае сокращения или распада производственных предприятий, закрытия учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других крупных организаций эксперты прогнозируют нарастание конфликтности в обществе, что может послужить одной из причин столкновений, в том числе в сфере межнациональных отношений. Сохранится необходимость поощрять миграцию, преимущественно в сельскую местность. Основная часть мигрантов, по мнению экспертов, как и прежде, будет прибывать с Северного Кавказа, из Закавказья, Казахстана и Средней Азии. Частота межэтнических контактов будет увеличиваться, они будут восприниматься как привычное явление, возможно учащение межнациональных браков мигрантов и местных жителей, дети которых будут обладать двойной-тройной этнической идентичностью («отец-армянин, мать-казашка, сам говорит и думает по-русски»).

В то же время, прогнозируется расселение мигрантов группами родственных семей, создание производственных коллективов, состоящих из родственников и соплеменников. В сельской местности, вероятно, мигранты будут общаться в

2016 • № 3 (54) 15

основном со своими соплеменниками на родном языке. Вероятна конкуренция трудовых коллективов мигрантов с коллективами, созданными местными жителями, на почве чего возможны конфликты, некоторые из которых кто-то будет характеризовать как межнациональные и, возможно, использовать для возбуждения ненависти и провокации экстремизма. При этом дети мигрантов будут учиться в школе на русском языке, часть из них впоследствии будет работать в русскоязычных коллективах, что будет способствовать интеграции приезжих в российское общество. По мнению экспертов, интеграция мигрантов будет проходить быстрее в городах, чем в сельской местности.

Анализируя развитие законодательства в сфере профилактики экстремизма, можно отметить планомерное принятие необходимых правовых норм, обязывающих органы местного самоуправления проводить профилактику межнациональных конфликтов на вверенной территории. Так, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"» законодатель обязал органы местного самоуправления участвовать в профилактике терроризма и экстремизма [5].

Следующим шагом стало принятие Федерального закона от 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», обязывающего местные власти создавать условия для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Также соответствующие взаимосвязанные дополнения внесены в Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Эксперты подтвердили представленное в науке мнение [6] о важнейшей роли СМИ и социальных сетей в распространении негативной информации и экстремистских настроений в сфере межнациональных отношений [7].

Важнейшими выводами представляются следующие. Во-первых, социально-экономическая ситуация в стране и регионе не исключает полностью возможности распространения идеологии национального экстремизма и возникновения межэтнических конфликтов. Во-вторых, в целях противодействия экстремизму органам власти необходимо развивать взаимодействие с общественностью, в том числе с национально-культурными организациями. В-третьих, необходимо совершенствование правового обеспечения противодействию экстремизма в СМИ и социальных сетях.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

16 2016 • № 3 (54)

2. Ильина Е.К., Емельянов В.В., Иванов А.В. Экстремизм и его профилактика // Новая наука: современное состояние и пути развития. Стерлитамак, 2015.

3. Андреева Е.А. Теоретико-методологические основы экстремизма в контексте научного знания // Актуальные проблемы современной науки. Алушта, 2015.

4. АнтонянЮ.М., Ростокинский А.В., Гилинский Я.И. Экстремизм и его причины / под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2013.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 (с изм. от 30 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822;

2015. № 21. Ст. 1808.

6. Боднар Э.Л., Дихорь В.А., Сыманюк Э.Э. Терроризм и экстремизм как социально сконструированные явления: стратегии превентивной политики // Актуальные проблемы психологического знания. М, 2015. № 4 (37).

7. Гордеев Н.С. Особенности детерминации религиозного экстремизма (на примере субъектов Приволжского федерального округа) // Вестник Поволжского института управления.

2016. № 2 (53).

D.S. Lavrentiev

Social Justice as a Key Element of Political Landscape of a Region: Practices and Ideologies

Key principles of regional social and political landscape formation on the basis of the "social justice" concept application are considered. The structure and the role of the concept in political trends formation as a basis for the political mobilization are revealed. A thesis on the role of perception of social justice as a factor in the conflict potential at the regional level is stated.

Key-words and word-combination: social justice, politics, region, political struggle, political mobilization, legitimacy.

Рассматриваются ключевые принципы построения социально-политического ландшафта региона на основе использования концепта «социальная справедливость». Раскрывается структура и роль данного концепта в формировании политических течений как основы политической мобилизации. Выдвигается тезис о роли восприятия социальной справедливости как фактора конфлито-генности на уровне региона.

Ключевые слова и словосочетания: социальная справедливость, политика, регион, политическая борьба, политическая мобилизация, легитимность.

УДК 316.334.3 ББК 60.561.3

Д.С. Лаврентьев

СОЦИАЛЬНАЯ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ

ПОЛИТИЧЕСКОГО

ЛАНДШАФТА РЕГИОНА:

ПрАКТИКИ И ИДЕОЛОгИИ

П онятие о справедливости является важнейшей морально-нравственной и социальной ценностью любого человека. Вместе с тем идеи о социальной справедливости дают основу для возникновения политических идей о наилучшем устройстве общества, приводят в движение социально-политические процессы, во многом влияют на формирование политических институтов и политических систем [1; 2].

В самом общем виде справедливость — это представление о соответствии между деятельностью человека и теми благами (или

2016 • № 3 (54) 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.