Развитие межличностных отношений дошкольников посредством дистанционного общения
Демиденко С.О.,
магистрант ФГБОУВПО ОмГПУ Омск, Россия
Шейнмаер М.А.,
старший преподаватель кафедры ПиПД ФГБОУ ВПО ОмГПУ Омск, Россия
Аннотация. Проект «Мир малышей» в полной мере способствует социально-личностному развитию детей, развивает навыки самостоятельной творческой продуктивной деятельности, коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности, развивает познавательный интерес детей дошкольного возраста и воспитывает в ребенке толерантность, доброжелательность к сверстникам.
Проблема социально-личностного развития и развития коммуникационных способностей детей в настоящее время является актуальной по той причине, что и способность к построению межличностных отношений, и коммуникативные навыки зарождаются в дошкольном детстве и являются фундаментом для дальнейшего полноценного развития ребенка.
Первые взаимоотношения в детском саду оказывают существенное влияние на последующее становление личности малыша и его успешной социализации в обществе. Первостепенными задачами взрослых (педагогов и родителей) является оказание помощи ребенку в процессе вхождения в мир людей, содействовать в успешной адаптации в социуме, формировать доброжелательное отношение к обществу [Эриксон Э. Детство и общество]. Кроме того, в период дошкольного детства необходимо способствовать положительному восприятию окружающего мира, поскольку от этого зависит личностное развитие и осознание самоценности каждого ребенка. Не случайно в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования одними из основных направлений являются социально-личностное и познавательно-коммуникативное развитие детей. Необходимо, что бы ребенок осваивал способы познания, общения, проявлял самостоятельность, отзывчивость в доступных ему видах деятельности естественным путем. Чрезвычайно важно способствовать осознанию педагогами и родителями значимости развития коммуникативных навыков и межличностных отношений детей, поскольку опыт первых отношений во многом влияет на особенности самосознания человека и его поведение на протяжении всей жизни.
В сложившейся на сегодняшний день ситуации острейшего дефицита общения, доброты и внимания детей друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Кроме того, по распоряжению правительства Омской области с недавнего времени любые перевозки детей дошкольного возраста запрещены. Поэтому общение детей из
разных садов стало практически невозможным. Следовательно, дети ограничены в общении и взаимодействии друг с другом рамками детского сада.
Для решения данной проблемы нами разработан и реализуется проект «Мир малышей». В данном проекте принимают участие студенты ОмГПУ, воспитатели и дети дошкольных образовательных учреждений г. Омска и их педагоги.
Цель проекта: организация дистанционного общения среди воспитанников разных детских садов г. Омска.
Задачи проекта:
• способствовать социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста;
• развивать навыки самостоятельной творческой продуктивной деятельности;
• развивать навыки коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности;
• развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста;
• воспитывать в ребенке толерантность, доброжелательность к сверстникам.
Система реализации проекта
1. Студенты отправляются в ДОУ, для выполнения задания по плану, согласованному с методистом «ЦТРиГО «Перспектива».
2. Студенты забирают в ДОУ выполненное задание, предназначенное для другого детского сада.
3. Дети с помощью студентов обмениваются заданиями из ДОУ.
4. Студенты привозят в ДОУ «ответ» из другого детского сада.
Данный проект реализовывается в течение трех лет, начиная с 2012 года. За этот период были проведены следующие мероприятия.
«Давайте, познакомимся!» - на данном этапе дети совместно с воспитателем составляют рассказы о своем детском саду, своей группе, о каждом воспитаннике. Оформляют информацию в виде альбома, плаката и т.д. со своими фотографиями и рисунками. Студенты, в свою очередь, могут оказать посильную помощь воспитателям и детям, после чего студенты отвозят готовые альбомы или плакаты в другой детский сад, а оттуда привозят детям ответ на их послание.
«Новогодний сувенир» - изготовление подарков для своих новых друзей из другого детского сада к Новому году.
«Умелые ручки» - конструирование поделки, разработка доступной для ребенка инструкции по ее изготовлению.
«Мечтатели» - воплощение своей мечты, выраженной в рисунке, аппликации.
«Веселые нотки» - обмен любимой песней и нотами для разучивания.
«Видео-привет» - обмен видеозаписью с исполнением выученной песни.
Все перечисленные мероприятия проводятся по той же схеме, что и первое. Так же в рамках проекта были проведены мероприятия совместно с семьями воспитанников ДОУ: «Семейные традиции», «Бабушкин сундук» и «Семейное застолье».
Развитие проекта на 2015-2016 учебный год
1. Расширение группы волонтеров «студенты + родители + педагоги».
2. Расширение группы участников проекта (дети младшего дошкольного возраста)
3. Реализация новых мероприятий в рамках проекта:
• «Моя Родина - Россия»;
• «Любимые мультфильмы»;
• «Юные друзья природы»;
• «Мои друзья за рубежом».
Таким образом, участие в проекте «Мир малышей» дает возможность детям:
• общаться в дистанционной форме с воспитанниками других детских садов;
• использовать письменные и другие формы коммуникации с детьми из разных детских садов;
• проявлять самостоятельность в оформлении своих идей;
• участвовать в коллективной творческой деятельности. Студентам:
• закрепить на практике полученные теоретические знания в области дошкольной педагогики, методики обучения и воспитания в дошкольном образовании.
Воспитателям:
• использовать новую форму организации досуговой деятельности детей.
Литература
1. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Летний сад, 2000.