Научная статья на тему 'Развитие межличностных отношений дошкольников посредством дистанционного общения'

Развитие межличностных отношений дошкольников посредством дистанционного общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демиденко С.О., Шейнмаер М.А.

Проект «Мир малышей» в полной мере способствует социально-личностному развитию детей, развивает навыки самостоятельной творческой продуктивной деятельности, коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности, развивает познавательный интерес детей дошкольного возраста и воспитывает в ребенке толерантность, доброжелательность к сверстникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие межличностных отношений дошкольников посредством дистанционного общения»

Развитие межличностных отношений дошкольников посредством дистанционного общения

Демиденко С.О.,

магистрант ФГБОУВПО ОмГПУ Омск, Россия

Шейнмаер М.А.,

старший преподаватель кафедры ПиПД ФГБОУ ВПО ОмГПУ Омск, Россия

Аннотация. Проект «Мир малышей» в полной мере способствует социально-личностному развитию детей, развивает навыки самостоятельной творческой продуктивной деятельности, коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности, развивает познавательный интерес детей дошкольного возраста и воспитывает в ребенке толерантность, доброжелательность к сверстникам.

Проблема социально-личностного развития и развития коммуникационных способностей детей в настоящее время является актуальной по той причине, что и способность к построению межличностных отношений, и коммуникативные навыки зарождаются в дошкольном детстве и являются фундаментом для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Первые взаимоотношения в детском саду оказывают существенное влияние на последующее становление личности малыша и его успешной социализации в обществе. Первостепенными задачами взрослых (педагогов и родителей) является оказание помощи ребенку в процессе вхождения в мир людей, содействовать в успешной адаптации в социуме, формировать доброжелательное отношение к обществу [Эриксон Э. Детство и общество]. Кроме того, в период дошкольного детства необходимо способствовать положительному восприятию окружающего мира, поскольку от этого зависит личностное развитие и осознание самоценности каждого ребенка. Не случайно в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования одними из основных направлений являются социально-личностное и познавательно-коммуникативное развитие детей. Необходимо, что бы ребенок осваивал способы познания, общения, проявлял самостоятельность, отзывчивость в доступных ему видах деятельности естественным путем. Чрезвычайно важно способствовать осознанию педагогами и родителями значимости развития коммуникативных навыков и межличностных отношений детей, поскольку опыт первых отношений во многом влияет на особенности самосознания человека и его поведение на протяжении всей жизни.

В сложившейся на сегодняшний день ситуации острейшего дефицита общения, доброты и внимания детей друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Кроме того, по распоряжению правительства Омской области с недавнего времени любые перевозки детей дошкольного возраста запрещены. Поэтому общение детей из

разных садов стало практически невозможным. Следовательно, дети ограничены в общении и взаимодействии друг с другом рамками детского сада.

Для решения данной проблемы нами разработан и реализуется проект «Мир малышей». В данном проекте принимают участие студенты ОмГПУ, воспитатели и дети дошкольных образовательных учреждений г. Омска и их педагоги.

Цель проекта: организация дистанционного общения среди воспитанников разных детских садов г. Омска.

Задачи проекта:

• способствовать социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста;

• развивать навыки самостоятельной творческой продуктивной деятельности;

• развивать навыки коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности;

• развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста;

• воспитывать в ребенке толерантность, доброжелательность к сверстникам.

Система реализации проекта

1. Студенты отправляются в ДОУ, для выполнения задания по плану, согласованному с методистом «ЦТРиГО «Перспектива».

2. Студенты забирают в ДОУ выполненное задание, предназначенное для другого детского сада.

3. Дети с помощью студентов обмениваются заданиями из ДОУ.

4. Студенты привозят в ДОУ «ответ» из другого детского сада.

Данный проект реализовывается в течение трех лет, начиная с 2012 года. За этот период были проведены следующие мероприятия.

«Давайте, познакомимся!» - на данном этапе дети совместно с воспитателем составляют рассказы о своем детском саду, своей группе, о каждом воспитаннике. Оформляют информацию в виде альбома, плаката и т.д. со своими фотографиями и рисунками. Студенты, в свою очередь, могут оказать посильную помощь воспитателям и детям, после чего студенты отвозят готовые альбомы или плакаты в другой детский сад, а оттуда привозят детям ответ на их послание.

«Новогодний сувенир» - изготовление подарков для своих новых друзей из другого детского сада к Новому году.

«Умелые ручки» - конструирование поделки, разработка доступной для ребенка инструкции по ее изготовлению.

«Мечтатели» - воплощение своей мечты, выраженной в рисунке, аппликации.

«Веселые нотки» - обмен любимой песней и нотами для разучивания.

«Видео-привет» - обмен видеозаписью с исполнением выученной песни.

Все перечисленные мероприятия проводятся по той же схеме, что и первое. Так же в рамках проекта были проведены мероприятия совместно с семьями воспитанников ДОУ: «Семейные традиции», «Бабушкин сундук» и «Семейное застолье».

Развитие проекта на 2015-2016 учебный год

1. Расширение группы волонтеров «студенты + родители + педагоги».

2. Расширение группы участников проекта (дети младшего дошкольного возраста)

3. Реализация новых мероприятий в рамках проекта:

• «Моя Родина - Россия»;

• «Любимые мультфильмы»;

• «Юные друзья природы»;

• «Мои друзья за рубежом».

Таким образом, участие в проекте «Мир малышей» дает возможность детям:

• общаться в дистанционной форме с воспитанниками других детских садов;

• использовать письменные и другие формы коммуникации с детьми из разных детских садов;

• проявлять самостоятельность в оформлении своих идей;

• участвовать в коллективной творческой деятельности. Студентам:

• закрепить на практике полученные теоретические знания в области дошкольной педагогики, методики обучения и воспитания в дошкольном образовании.

Воспитателям:

• использовать новую форму организации досуговой деятельности детей.

Литература

1. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Летний сад, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.