УДК 378
РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ И МЕЖЪЯЗЫКОВЫХ СВЯЗЕЙ НА БАЗЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЫ
© 2018 М. С. Ширина
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков e-mail: tms89@yandex.ru
Юго-Западный государственный университет (Курск)
Статья посвящена вопросу развития международных, межкультурных и межъязыковых связей в процессе работы культурно-образовательной языковой школы для иностранцев. Автор представляет систему, обеспечивающую эффективную работу языковой школы. Данная система включает постановку главной цели, задач, описание теоретической и технологической базы, детальное представление оценочно-результативного блока (количественные и качественные показатели).
Ключевые слова: культурно-образовательная языковая школа, международные связи, межкультурные связи, культурное наследие, русский язык и культура.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, поскольку по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. В пункте «Развитие культуры и средств массовой информации» говорится о значимости «использования культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом, в том числе развития культурного сотрудничества с иностранными государствами, прежде всего с государствами -участниками СНГ; реализации проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества» Культурно-образовательные языковые школы для иностранцев могут служить эффективной площадкой, обеспечивающей расширение международных контактов, содействующих укреплению социально-экономической, политической и культурной жизни граждан России.
Культурно-образовательная языковая школа нацелена как на иностранных представителей, так и на российских граждан, заинтересованных в изучении языкового и культурного наследия нашей страны. Языковые школы решают такие задачи государственной политики:
- развитие культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив;
- сохранение и популяризация культурного наследия народов России.
В программу культурно-образовательной языковой школы входят аудиторные занятия, представляющие собой диалог, призванный привлечь внимание к изучению русского языка и культуры среди иностранных представителей, повысить имидж России на международном уровне, способствовать нейтрализации и решению межкультурных, межъязыковых и межконфессиональных конфликтов. Одна из задач языковой школы - привлечь большое количество иностранных представителей, которые, благодаря изучению русской культуры и языка, будут способствовать дальнейшему расширению международных связей в регионах страны и развитию международного партнерства.
Таким образом, ключевой целью культурно-образовательной языковой школы является развитие и расширение международных, межкультурных и межъязыковых связей, способствующих укреплению социальной, экономической и культурной ситуации в стране в долгосрочной перспективе.
Программа культурно-образовательной языковой школы для иностранцев в России рассчитана повысить интерес у резидентов и нерезидентов страны к изучению русского языка и русской культуры. Целевая аудитория языковой школы:
- иностранные и российские студенты вузов и учащиеся старших классов, увлекающиеся русской историей, культурой и языком;
- иностранные и российские преподаватели, заинтересованные в преподавании русского языка и культуры, а также изучающие особенности межкультурного взаимодействия;
- иностранные и российские аспиранты, ученые, которые бы хотели познакомиться с российским менталитетом, изучить национальные ценности и убеждения через изучение историко-культурного и языкового наследия страны.
Содержание процесса развития международного и межкультурного взаимодействия на базе культурно-образовательной языковой школы включает развивающий, познавательный, учебный и воспитательный аспекты. Развивающий аспект обеспечивает развитие гибкого поликультурного мышления, мотивации к осуществлению поликультурного общения, механизма поликультурной догадки; механизма поликультурной антиципации. Познавательный аспект подразумевает расширение поликультурного кругозора на основе сравнительно-сопоставительного анализа типичных для представителей различных культур схем языкового поведения, овладение различными моделями поликультурного общения с учетом национальной специфики. Учебный аспект заключается в приобретении знаний относительно особенностей взаимодействия в поликультурном пространстве, развитии поликультурных умений, овладении опытом поликультурного общения. Воспитательный аспект обеспечивает овладение ценностными ориентациями, необходимыми для осуществления эффективного межкультурного взаимодействия; формирование терпимого отношения к партнеру по коммуникации при взаимодействии в поликультурном пространстве; развитие профессиональных и патриотических качеств участников межкультурного взаимодействия [Ширина 2014: 43].
Говоря о методической системе, обеспечивающей основу реализации межкультурного обмена на базе языковой школы, важно детально остановиться на подходах, являющихся теоретическим фундаментом функционирования культурно-образовательной программы. В рамках языковой школы социокультурный, коммуникативный и эпистемический подходы направлены на осознанное овладение иностранными и российскими участниками языковой школы поликультурными знаниями, на формирование навыков межкультурной коммуникации, на развитие социокультурных и поликультурных умений.
Процесс овладения знаниями, в том числе знаниями в области иностранного языка, имеет ценностное, культурное наполнение, когда они присваиваются человеком в ходе активной деятельности. Поликультурный характер образовательной программы языковой школы предполагает развитие личности участников в качестве субъектов культуры. Благодаря взаимодействию с представителями других культур в формате краткосрочной культурно-образовательной программы, а также с помощью разнообразных поликультурных методов становится возможной реализация социокультурного подхода. Концепция поликультурного образования требует переориентации от знания критического к культуросообразному образованию, которое позволит сформировать личность не только культурную и духовную, но и способную к
творчеству и созиданию, нацеленную не на овладение готовыми знаниями, а на креативное мышление и создание оригинальных решений проблемных ситуаций в условиях поликультурного взаимодействия. Культура как система ценностей, используемая в качестве содержания образования, становится тем пространством существования, благодаря которому человек может стать человеком духовным [Пассов 2010: 162]. С одной стороны, овладение умениями реализовывать межкультурное взаимодействие оказывает существенное влияние как на становление индивидуальности, так и на образовательный уровень общества в целом; с другой стороны, поликультурные умения позволяют сформировать систему ценностей, формирующую культурный, научный, политический и экономический потенциал общества, то есть высокий нравственный уровень социума.
Представляется целесообразным выдвижение в качестве одного из приоритетных подходов, способствующих достижению поставленной цели культурно-образовательной языковой школы, коммуникативного подхода, который предусматривает развитие коммуникативной иноязычной компетенции и, как следствие, расширение знаний о культурах, традициях, менталитете иностранцев через ситуации реального общения с представителями различных языков и культур. Необходим учет следующих положений при развитии международных, межкультурных и межъязыковых связей в процессе работы языковой школы: обучающиеся овладевают языком и культурой путем его использования в процессе коммуникации с представителями других культур; расширение международных, межкультурных и межъязыковых связей реализуется при наличии главной цели - аутентичной и осмысленной коммуникации; главная цель языковой школы предполагает интеграцию различных языковых умений; укрепление международных, межкультурных и межъязыковых связей - это творческий процесс, предполагающий креативное мышление, в связи с чем ошибки в процессе данного вида деятельности допустимы.
Процесс развития международных, межкультурных и межъязыковых связей в условиях культурно-образовательной языковой школы организуется на основе использования эпистемического подхода, основанного на сравнительно-сопоставительном соотнесении, анализе и освоении парадигм аналогичных социокультурных понятий и явлений в различных национальных культурах, и направлен на развитие глобального эпистемического мышления, обеспечивающего более высокий уровень взаимодействия и взаимопонимания участников межкультурной коммуникации.
В процессе развития международных, межкультурных и межъязыковых связей происходит овладение образовательными эпистемами. Образовательная эпистема рассматривается как материальное воплощение знаний, мыслей, традиций, обычаев, представлений, передающих особенности национального характера и менталитета, как элемент системы знаков и символов, используемых обществом; для понимания сущности эпистемы требуется соотнесение аналогичных понятий и явлений в различных культурах. В ходе освоения образовательных эпистем осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ различных пластов поликультурной информации в процессе выполнения целостной совокупности заданий, объединенных идеей рассмотрения каждой образовательной эпистемы на трех уровнях (родной культуры; культуры страны изучаемого языка; мировой культуры). Использование эпистемического подхода позволяет закреплять в сознании участников образовательного процесса парадигмы понятий и явлений, не находящие аналогии в их родной культуре, и проникнуть в суть менталитета представителей изучаемых национальных культур, что позволяет обучающимся более эффективно осуществлять межкультурную коммуникацию и достигать целей межкультурного взаимодействия.
Эпистемический подход обладает огромными образовательными возможностями в процессе развития международных, межкультурных и межъязыковых связей: способствует расширению поликультурного кругозора на основе сравнительно-сопоставительного соотнесения, анализа и освоения образовательных эпистем; обеспечивает овладение опытом поликультурного общения; способствует овладению ценностными ориентациями будущего экономиста; обеспечивает воспитание личности будущего экономиста с глобальным мышлением, воспитание ответственности, патриотизма и толерантности [Шумаков 2013].
Использование эпистемического подхода позволяет организовать процесс эффективного взаимодействия на иностранном языке в ходе участия в аудиторной и внеаудиторной работе языковой школы. Благодаря реализации данного подхода участники способны подготовить познавательно-исследовательские проекты культурной, исторической, искусствоведческой направленности. Данный подход также позволяет производить отбор, обобщение, классификацию, анализ явлений и фактов соизучаемых культур в ходе работы с различными источниками информации. Эпистемический подход обеспечивает также возможность проводить аналогии, сопоставления, осуществлять сравнения в процессе изучения различных аспектов культуры и экономики стран родного и изучаемого языков; опознавать и интерпретировать факты культуры; анализировать аутентичные материалы и осуществлять деятельность по работе с ними, учитывая специфику поликультурного взаимодействия с представителями международного сообщества.
Для эффективной реализации главной цели культурно-образовательной языковой школы был определен перечень задач, работа над которыми должна проводиться на этапе подготовки проекта языковой школы:
1
исследование общественного мнения относительно образа России и значимости русского языка за рубежом;
использование культурного и исторического потенциала России для формирования положительного образа страны за границей;
использование языкового наследия для формирования лучшего понимания менталитета народов страны и российских реалий у иностранных представителей;
профилактика межконфессиональных, межкультурных и межъязыковых конфликтов;
создание многообразной картины России, развенчание стереотипных представлений о стране;
сохранение и популяризация культурного наследия народов России. Методы, обеспечивающие осуществление вышеперечисленных задач: проведение мониторинга потребностей в изучении русского языка и культуры у иностранных граждан;
проведение экскурсий, включающих посещение памятников исторического, культурного и религиозного значения;
проведение занятий по русскому языку и культуре, основываясь на подходе межкультурного диалога;
проведение круглых столов по вопросам межкультурной и межъязыковой коммуникации;
обеспечение взаимодействия (открытых встреч, дискуссий) с представителями объектов культурного наследия - российскими экскурсоводами, музейными работниками, художниками и др.;
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6) проведение финальной конференции, призванной отразить культурно-
исторический образ России, сформировавшийся у участников Летней Школы
после участия в ней.
Рассмотрим более детально методы, обеспечивающие решение задач культурно-образовательной языковой школы.
Мониторинг - метод, необходимый для создания объективной картины потребностей иностранных представителей в изучении русского языка и культуры. Мониторинг может проводиться с помощью информационно-коммуникационных технологий: исследования отечественных и иностранных образовательных сайтов, отражающих мотивацию в изучении русского языка как иностранного, изучения отзывов иностранных представителей на официальных страницах российских музеев, галерей, религиозных и культурных памятников в сети Интернет, изучения общественного мнения на различных информационных площадках (социальные сети, форумы, интернет-журналы).
Экскурсия - образовательных метод, используемый в рамках языковой школы, цель которого представить культуру и язык с помощью посещения памятников архитектуры, изучения изобразительного искусства, объектов религиозно-исторического значения и др.
Занятия по русскому языку и культуре - вид аудиторной работы, способствующий формированию иноязычной коммуникативной компетенции у иностранных участников культурно-образовательной языковой школы. В процессе изучения азов русского языка иностранные обучающиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями и опытом, обеспечивающими эффективную межкультурную коммуникацию в последующих активных методах обучения и в ситуациях реального общения.
Круглый стол или панельная дискуссия - активный образовательный метод, в формате которого российские и иностранные участники языковой школы представляют знания, полученные в ходе экскурсионной и образовательной части летней школы, поднимают вопросы трудностей поликультурного и межъязыкового взаимодействия, делятся опытом успешного преодоления культурного барьера.
Открытые встречи и дискуссии - методы, цель которых создать условия для взаимодействия и культурного обмена с представителями объектов культурного наследия, историками, учеными, деятелями культуры. В формате живого диалога у участников культурно-образовательной школы имеется возможность создать многогранную картину о стране изучаемого языка, ее культурном наследии, менталитете ее жителей.
Конференция - метод, призванный обеспечить условия для подведения итогов работы культурно-образовательной языковой школы. В рамках итоговой конференции могут быть рассмотрены такие вопросы, как изменение представления о России после участия в языковой школе, культурные сходства и различия родной страны и России, культура и язык - сложности изучения и восприятия. Конференция позволяет получить отзывы участников проекта, анализ которых будет способствовать усовершенствованию программы культурно-образовательной школы в перспективе.
Переходя от теоретических (подходы) и технологических основ (методы) к оценочно-результативному блоку культурно-образовательной языковой школы, можно выделить количественные и качественные показатели, достижение которых докажет эффективность и целесообразность создания языковых школ для иностранцев на базе образовательных учреждений в России.
Количественные показатели 1 сессии (9-14 дней) культурно-образовательной языковой школы для иностранцев:
- не менее 200 российских и 200 иностранных представителей, принявших участие в Летней Школе в очной и заочной форме;
- договора о дальнейшем сотрудничестве в области образования, науки и культуры с иностранными организациями (не менее 20);
- привлеченные в государство иностранные финансовые средства, покрывающие проживание, питание, транспортные расходы, которые иностранные участники обеспечивают самостоятельно (не менее 2 млн руб.).
Качественные показатели:
- повышение лояльности по отношению к России у иностранных участников;
- повышение уровня межъязыковой и межкультурной компетенции жителей участников проекта;
- повышение мотивации к осуществлению поликультурного взаимодействия;
- развитие ценностных ориентаций, позволяющих эффективно реализовать полноценное поликультурное взаимодействие;
- качественное улучшение условий для осуществления эффективного диалога культур.
Таким образом, представленный оценочно-результативный блок культурно-образовательной языковой школы для иностранцев, а также детально описанные целевой, теоретический, технологический аспекты, обеспечивающие достижение количественных и качественных показателей, свидетельствуют о необходимости разработки программ языковых школ на базе образовательных учреждений и активной популяризации и продвижения их среди иностранных представителей в организациях-партнерах за рубежом.
Эффективная работа культурно-образовательной языковой школы для иностранцев гармонично соотносится с рядом направлений Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года, которая освещает ряд компетенций инновационной деятельности, которыми должны обладать граждане России. Ключевые компетенции, играющие важную роль в развитии человеческого капитала нашей страны: владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению; способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности; стремление к новому. Участники языковой школы получают уникальную возможность удовлетворить потребность в изучении и освоении новой культуры, интерес к познанию новых форм взаимодействия в процессе международного общения, повысить мотивацию к реализации образовательного потенциала на протяжении всей жизни. Участие в программе культурно-образовательной языковой школы открывает возможности для культурного развития личности, развития лидерских качеств, изучения новой культуры и приобретения уникального опыта межкультурного общения.
Библиографический список
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c6 6928fa27e527/ (дата обращения: 26.12.2017).
Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 26.12.2017).
Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с.
Ширина М. С. Методика развития поликультурных умений будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы (на примере дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности»): дис. ... кан. пед. наук. Курск, 2014. 160 с.
Шумаков Д.Г. Методика формирования социокультурной компетенции будущих переводчиков на основе эпистемического подхода: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 164 с.