Научная статья на тему 'Развитие межкультурных и межъязыковых связей на базе культурно-образовательной языковой школы'

Развитие межкультурных и межъязыковых связей на базе культурно-образовательной языковой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-образовательная языковая школа / международные связи / межкультурные связи / культурное наследие / русский язык и культура. / of cultural and educational language school / international communication / intercultural communication / cultural heritage / the Russian language and culture.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. С. Ширина

Статья посвящена вопросу развития международных, межкультурных и межъязыковых связей в процессе работы культурно-образовательной языковой школы для иностранцев. Автор представляет систему, обеспечивающую эффективную работу языковой школы. Данная система включает постановку главной цели, задач, описание теоретической и технологической базы, детальное представление оценочнорезультативного блока (количественные и качественные показатели).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCULTURAL AND INTERLINGUAL COMMUNICATION DEVELOPMENT ON THE BASIS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL LANGUAGE SCHOOL

The article is devoted to the issue of international, intercultural and interlingual communication in the framework of cultural and educational language school for foreigners. The author represents the system ensuring efficient work of a language school. The given system includes primary goal, objectives, theoretical and technological fundamentals, evaluation and results (quantitative and qualitative) of a language school project.

Текст научной работы на тему «Развитие межкультурных и межъязыковых связей на базе культурно-образовательной языковой школы»

УДК 378

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ И МЕЖЪЯЗЫКОВЫХ СВЯЗЕЙ НА БАЗЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЫ

© 2018 М. С. Ширина

канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков e-mail: tms89@yandex.ru

Юго-Западный государственный университет (Курск)

Статья посвящена вопросу развития международных, межкультурных и межъязыковых связей в процессе работы культурно-образовательной языковой школы для иностранцев. Автор представляет систему, обеспечивающую эффективную работу языковой школы. Данная система включает постановку главной цели, задач, описание теоретической и технологической базы, детальное представление оценочно-результативного блока (количественные и качественные показатели).

Ключевые слова: культурно-образовательная языковая школа, международные связи, межкультурные связи, культурное наследие, русский язык и культура.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, поскольку по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. В пункте «Развитие культуры и средств массовой информации» говорится о значимости «использования культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом, в том числе развития культурного сотрудничества с иностранными государствами, прежде всего с государствами -участниками СНГ; реализации проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества» Культурно-образовательные языковые школы для иностранцев могут служить эффективной площадкой, обеспечивающей расширение международных контактов, содействующих укреплению социально-экономической, политической и культурной жизни граждан России.

Культурно-образовательная языковая школа нацелена как на иностранных представителей, так и на российских граждан, заинтересованных в изучении языкового и культурного наследия нашей страны. Языковые школы решают такие задачи государственной политики:

- развитие культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив;

- сохранение и популяризация культурного наследия народов России.

В программу культурно-образовательной языковой школы входят аудиторные занятия, представляющие собой диалог, призванный привлечь внимание к изучению русского языка и культуры среди иностранных представителей, повысить имидж России на международном уровне, способствовать нейтрализации и решению межкультурных, межъязыковых и межконфессиональных конфликтов. Одна из задач языковой школы - привлечь большое количество иностранных представителей, которые, благодаря изучению русской культуры и языка, будут способствовать дальнейшему расширению международных связей в регионах страны и развитию международного партнерства.

Таким образом, ключевой целью культурно-образовательной языковой школы является развитие и расширение международных, межкультурных и межъязыковых связей, способствующих укреплению социальной, экономической и культурной ситуации в стране в долгосрочной перспективе.

Программа культурно-образовательной языковой школы для иностранцев в России рассчитана повысить интерес у резидентов и нерезидентов страны к изучению русского языка и русской культуры. Целевая аудитория языковой школы:

- иностранные и российские студенты вузов и учащиеся старших классов, увлекающиеся русской историей, культурой и языком;

- иностранные и российские преподаватели, заинтересованные в преподавании русского языка и культуры, а также изучающие особенности межкультурного взаимодействия;

- иностранные и российские аспиранты, ученые, которые бы хотели познакомиться с российским менталитетом, изучить национальные ценности и убеждения через изучение историко-культурного и языкового наследия страны.

Содержание процесса развития международного и межкультурного взаимодействия на базе культурно-образовательной языковой школы включает развивающий, познавательный, учебный и воспитательный аспекты. Развивающий аспект обеспечивает развитие гибкого поликультурного мышления, мотивации к осуществлению поликультурного общения, механизма поликультурной догадки; механизма поликультурной антиципации. Познавательный аспект подразумевает расширение поликультурного кругозора на основе сравнительно-сопоставительного анализа типичных для представителей различных культур схем языкового поведения, овладение различными моделями поликультурного общения с учетом национальной специфики. Учебный аспект заключается в приобретении знаний относительно особенностей взаимодействия в поликультурном пространстве, развитии поликультурных умений, овладении опытом поликультурного общения. Воспитательный аспект обеспечивает овладение ценностными ориентациями, необходимыми для осуществления эффективного межкультурного взаимодействия; формирование терпимого отношения к партнеру по коммуникации при взаимодействии в поликультурном пространстве; развитие профессиональных и патриотических качеств участников межкультурного взаимодействия [Ширина 2014: 43].

Говоря о методической системе, обеспечивающей основу реализации межкультурного обмена на базе языковой школы, важно детально остановиться на подходах, являющихся теоретическим фундаментом функционирования культурно-образовательной программы. В рамках языковой школы социокультурный, коммуникативный и эпистемический подходы направлены на осознанное овладение иностранными и российскими участниками языковой школы поликультурными знаниями, на формирование навыков межкультурной коммуникации, на развитие социокультурных и поликультурных умений.

Процесс овладения знаниями, в том числе знаниями в области иностранного языка, имеет ценностное, культурное наполнение, когда они присваиваются человеком в ходе активной деятельности. Поликультурный характер образовательной программы языковой школы предполагает развитие личности участников в качестве субъектов культуры. Благодаря взаимодействию с представителями других культур в формате краткосрочной культурно-образовательной программы, а также с помощью разнообразных поликультурных методов становится возможной реализация социокультурного подхода. Концепция поликультурного образования требует переориентации от знания критического к культуросообразному образованию, которое позволит сформировать личность не только культурную и духовную, но и способную к

творчеству и созиданию, нацеленную не на овладение готовыми знаниями, а на креативное мышление и создание оригинальных решений проблемных ситуаций в условиях поликультурного взаимодействия. Культура как система ценностей, используемая в качестве содержания образования, становится тем пространством существования, благодаря которому человек может стать человеком духовным [Пассов 2010: 162]. С одной стороны, овладение умениями реализовывать межкультурное взаимодействие оказывает существенное влияние как на становление индивидуальности, так и на образовательный уровень общества в целом; с другой стороны, поликультурные умения позволяют сформировать систему ценностей, формирующую культурный, научный, политический и экономический потенциал общества, то есть высокий нравственный уровень социума.

Представляется целесообразным выдвижение в качестве одного из приоритетных подходов, способствующих достижению поставленной цели культурно-образовательной языковой школы, коммуникативного подхода, который предусматривает развитие коммуникативной иноязычной компетенции и, как следствие, расширение знаний о культурах, традициях, менталитете иностранцев через ситуации реального общения с представителями различных языков и культур. Необходим учет следующих положений при развитии международных, межкультурных и межъязыковых связей в процессе работы языковой школы: обучающиеся овладевают языком и культурой путем его использования в процессе коммуникации с представителями других культур; расширение международных, межкультурных и межъязыковых связей реализуется при наличии главной цели - аутентичной и осмысленной коммуникации; главная цель языковой школы предполагает интеграцию различных языковых умений; укрепление международных, межкультурных и межъязыковых связей - это творческий процесс, предполагающий креативное мышление, в связи с чем ошибки в процессе данного вида деятельности допустимы.

Процесс развития международных, межкультурных и межъязыковых связей в условиях культурно-образовательной языковой школы организуется на основе использования эпистемического подхода, основанного на сравнительно-сопоставительном соотнесении, анализе и освоении парадигм аналогичных социокультурных понятий и явлений в различных национальных культурах, и направлен на развитие глобального эпистемического мышления, обеспечивающего более высокий уровень взаимодействия и взаимопонимания участников межкультурной коммуникации.

В процессе развития международных, межкультурных и межъязыковых связей происходит овладение образовательными эпистемами. Образовательная эпистема рассматривается как материальное воплощение знаний, мыслей, традиций, обычаев, представлений, передающих особенности национального характера и менталитета, как элемент системы знаков и символов, используемых обществом; для понимания сущности эпистемы требуется соотнесение аналогичных понятий и явлений в различных культурах. В ходе освоения образовательных эпистем осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ различных пластов поликультурной информации в процессе выполнения целостной совокупности заданий, объединенных идеей рассмотрения каждой образовательной эпистемы на трех уровнях (родной культуры; культуры страны изучаемого языка; мировой культуры). Использование эпистемического подхода позволяет закреплять в сознании участников образовательного процесса парадигмы понятий и явлений, не находящие аналогии в их родной культуре, и проникнуть в суть менталитета представителей изучаемых национальных культур, что позволяет обучающимся более эффективно осуществлять межкультурную коммуникацию и достигать целей межкультурного взаимодействия.

Эпистемический подход обладает огромными образовательными возможностями в процессе развития международных, межкультурных и межъязыковых связей: способствует расширению поликультурного кругозора на основе сравнительно-сопоставительного соотнесения, анализа и освоения образовательных эпистем; обеспечивает овладение опытом поликультурного общения; способствует овладению ценностными ориентациями будущего экономиста; обеспечивает воспитание личности будущего экономиста с глобальным мышлением, воспитание ответственности, патриотизма и толерантности [Шумаков 2013].

Использование эпистемического подхода позволяет организовать процесс эффективного взаимодействия на иностранном языке в ходе участия в аудиторной и внеаудиторной работе языковой школы. Благодаря реализации данного подхода участники способны подготовить познавательно-исследовательские проекты культурной, исторической, искусствоведческой направленности. Данный подход также позволяет производить отбор, обобщение, классификацию, анализ явлений и фактов соизучаемых культур в ходе работы с различными источниками информации. Эпистемический подход обеспечивает также возможность проводить аналогии, сопоставления, осуществлять сравнения в процессе изучения различных аспектов культуры и экономики стран родного и изучаемого языков; опознавать и интерпретировать факты культуры; анализировать аутентичные материалы и осуществлять деятельность по работе с ними, учитывая специфику поликультурного взаимодействия с представителями международного сообщества.

Для эффективной реализации главной цели культурно-образовательной языковой школы был определен перечень задач, работа над которыми должна проводиться на этапе подготовки проекта языковой школы:

1

исследование общественного мнения относительно образа России и значимости русского языка за рубежом;

использование культурного и исторического потенциала России для формирования положительного образа страны за границей;

использование языкового наследия для формирования лучшего понимания менталитета народов страны и российских реалий у иностранных представителей;

профилактика межконфессиональных, межкультурных и межъязыковых конфликтов;

создание многообразной картины России, развенчание стереотипных представлений о стране;

сохранение и популяризация культурного наследия народов России. Методы, обеспечивающие осуществление вышеперечисленных задач: проведение мониторинга потребностей в изучении русского языка и культуры у иностранных граждан;

проведение экскурсий, включающих посещение памятников исторического, культурного и религиозного значения;

проведение занятий по русскому языку и культуре, основываясь на подходе межкультурного диалога;

проведение круглых столов по вопросам межкультурной и межъязыковой коммуникации;

обеспечение взаимодействия (открытых встреч, дискуссий) с представителями объектов культурного наследия - российскими экскурсоводами, музейными работниками, художниками и др.;

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6) проведение финальной конференции, призванной отразить культурно-

исторический образ России, сформировавшийся у участников Летней Школы

после участия в ней.

Рассмотрим более детально методы, обеспечивающие решение задач культурно-образовательной языковой школы.

Мониторинг - метод, необходимый для создания объективной картины потребностей иностранных представителей в изучении русского языка и культуры. Мониторинг может проводиться с помощью информационно-коммуникационных технологий: исследования отечественных и иностранных образовательных сайтов, отражающих мотивацию в изучении русского языка как иностранного, изучения отзывов иностранных представителей на официальных страницах российских музеев, галерей, религиозных и культурных памятников в сети Интернет, изучения общественного мнения на различных информационных площадках (социальные сети, форумы, интернет-журналы).

Экскурсия - образовательных метод, используемый в рамках языковой школы, цель которого представить культуру и язык с помощью посещения памятников архитектуры, изучения изобразительного искусства, объектов религиозно-исторического значения и др.

Занятия по русскому языку и культуре - вид аудиторной работы, способствующий формированию иноязычной коммуникативной компетенции у иностранных участников культурно-образовательной языковой школы. В процессе изучения азов русского языка иностранные обучающиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями и опытом, обеспечивающими эффективную межкультурную коммуникацию в последующих активных методах обучения и в ситуациях реального общения.

Круглый стол или панельная дискуссия - активный образовательный метод, в формате которого российские и иностранные участники языковой школы представляют знания, полученные в ходе экскурсионной и образовательной части летней школы, поднимают вопросы трудностей поликультурного и межъязыкового взаимодействия, делятся опытом успешного преодоления культурного барьера.

Открытые встречи и дискуссии - методы, цель которых создать условия для взаимодействия и культурного обмена с представителями объектов культурного наследия, историками, учеными, деятелями культуры. В формате живого диалога у участников культурно-образовательной школы имеется возможность создать многогранную картину о стране изучаемого языка, ее культурном наследии, менталитете ее жителей.

Конференция - метод, призванный обеспечить условия для подведения итогов работы культурно-образовательной языковой школы. В рамках итоговой конференции могут быть рассмотрены такие вопросы, как изменение представления о России после участия в языковой школе, культурные сходства и различия родной страны и России, культура и язык - сложности изучения и восприятия. Конференция позволяет получить отзывы участников проекта, анализ которых будет способствовать усовершенствованию программы культурно-образовательной школы в перспективе.

Переходя от теоретических (подходы) и технологических основ (методы) к оценочно-результативному блоку культурно-образовательной языковой школы, можно выделить количественные и качественные показатели, достижение которых докажет эффективность и целесообразность создания языковых школ для иностранцев на базе образовательных учреждений в России.

Количественные показатели 1 сессии (9-14 дней) культурно-образовательной языковой школы для иностранцев:

- не менее 200 российских и 200 иностранных представителей, принявших участие в Летней Школе в очной и заочной форме;

- договора о дальнейшем сотрудничестве в области образования, науки и культуры с иностранными организациями (не менее 20);

- привлеченные в государство иностранные финансовые средства, покрывающие проживание, питание, транспортные расходы, которые иностранные участники обеспечивают самостоятельно (не менее 2 млн руб.).

Качественные показатели:

- повышение лояльности по отношению к России у иностранных участников;

- повышение уровня межъязыковой и межкультурной компетенции жителей участников проекта;

- повышение мотивации к осуществлению поликультурного взаимодействия;

- развитие ценностных ориентаций, позволяющих эффективно реализовать полноценное поликультурное взаимодействие;

- качественное улучшение условий для осуществления эффективного диалога культур.

Таким образом, представленный оценочно-результативный блок культурно-образовательной языковой школы для иностранцев, а также детально описанные целевой, теоретический, технологический аспекты, обеспечивающие достижение количественных и качественных показателей, свидетельствуют о необходимости разработки программ языковых школ на базе образовательных учреждений и активной популяризации и продвижения их среди иностранных представителей в организациях-партнерах за рубежом.

Эффективная работа культурно-образовательной языковой школы для иностранцев гармонично соотносится с рядом направлений Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года, которая освещает ряд компетенций инновационной деятельности, которыми должны обладать граждане России. Ключевые компетенции, играющие важную роль в развитии человеческого капитала нашей страны: владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению; способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности; стремление к новому. Участники языковой школы получают уникальную возможность удовлетворить потребность в изучении и освоении новой культуры, интерес к познанию новых форм взаимодействия в процессе международного общения, повысить мотивацию к реализации образовательного потенциала на протяжении всей жизни. Участие в программе культурно-образовательной языковой школы открывает возможности для культурного развития личности, развития лидерских качеств, изучения новой культуры и приобретения уникального опыта межкультурного общения.

Библиографический список

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c6 6928fa27e527/ (дата обращения: 26.12.2017).

Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 26.12.2017).

Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с.

Ширина М. С. Методика развития поликультурных умений будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы (на примере дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности»): дис. ... кан. пед. наук. Курск, 2014. 160 с.

Шумаков Д.Г. Методика формирования социокультурной компетенции будущих переводчиков на основе эпистемического подхода: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.