Научная статья на тему 'Развитие международноправовой системы Евразийского экономического союза'

Развитие международноправовой системы Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
209
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие международноправовой системы Евразийского экономического союза»

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. ХРОНИКА

Развитие международно-правовой системы Евразийского экономического союза

11 апреля 2013 г. в г. Санкт-Петербурге состоялся Первый международный форум «Евразийская экономическая перспектива». В настоящее время существует около сотни международных региональных объединений, большая часть которых сочетает обязательства регионального масштаба с универсальными, т. е. глобальными, обязательствами.

В ходе пленарной дискуссии на тему «Евразия — пространство эффективного экономического взаимодействия», проведенной под руководством Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С. Е. Нарышкина, выступили Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан Н. З. Ниг-матуллин, Председатель Маджли-си милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан М. У Убайдуллоев, Председатель Жогорку Кенеша Киргизской Республики Ф. Ш. Жээнбе-ков, заместитель Председателя Национального собрания Республики Армения Э. М. Нагдалян, заместитель Председателя Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь В. А. Гуминский, Правительственный уполномоченный Кабинета министров Украины по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами — участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями В. И. Мунтиян, депутат Верховной Рады Украины С. Р. Гриневецкий, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ И. М. Умаханов, президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохин.

После обмена мнениями на пленарном заседании началась работа

круглых столов, на которых обсуждались проблемы развития эффективного бизнеса без границ, создания единого образовательного и научного пространства, международной политической конкуренции и др. Особый интерес вызвал круглый стол «Развитие международно-правовой системы Евразийского экономического союза».

Модераторами круглого стола по правовым проблемам выступили директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ академик РАН Т. Я. Хабриева и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Д. Ф. Вяткин. Для обсуждения были предложены наиболее актуальные в профессиональной среде юристов проблемы: например, институционализация евразийской интеграции, правовой статус Евразийского экономического союза как международной организации, формат сотрудничества стран Евразийского экономического союза в системе координат участия России в ВТО, гармонизация и унификация законодательства стран, участвующих в интеграции, и правовые механизмы улучшения инвестиционного климата.

Широкий диапазон обсуждаемых проблем в области экономики, права, политики и образования позволил участникам форума определить согласованные позиции и наметить перспективы дальнейшей работы на пути интеграции государств на постсоветском пространстве.

В ходе дискуссии были сформулированы два подхода к интегрирова-

Юридическая жизнь. Хроника

нию государств в рамках Евразийского экономического союза. Один подход («наднациональное регулирование») заключался в возложении основных функций по осуществлению интеграции на уже сформированные органы ЕврАзЭС или формирующиеся органы Таможенного союза. Другой подход предполагал развитие международно-договорных форм сотрудничества для целей развития интеграции. Из таких договорных форм должны вытекать и полномочия «наднациональных» органов Единого экономического пространства.

Особый интерес вызвало предложение о необходимости создания условий для частных предпринимателей государств, участвующих в экономической интеграции. Для осуществления экономической деятельности на территории чужого государства в рамках интеграционного объединения предпринимателю одинаково важно и наличие международного соглашения между государствами по тем или иным вопросам правового регулирования экономической деятельности, и то, как регулируется его деятельность на территории государства, где он ведет свой бизнес.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что основным направлением интеграции является унификация законодательства интегрируемых государств, которая преимущественно осуществляется в международно-договорной форме. Даже деятельность так называемых наднациональных органов Евразийского экономического союза, как, впрочем, и других интеграционных объединений, осуществляется в соответствии с международными договорами, которые нередко называют учредительными по отношению к создаваемому на их основе интеграционному объединению.

По результатам проведения круглого стола на тему «Развитие международно-правовой системы Евразийского экономического союза» были приняты следующие рекомендации.

Рекомендации

(11 апреля 2013 г., г. Санкт-Петербург)

Признавая значение интеграции как фактора, обеспечивающего конкурентные преимущества государствам, участвующим в интеграционных процессах, и хозяйствующим субъектам данных государств;

принимая во внимание то, что интеграционные процессы способствуют достижению социальной устойчивости, стабильности и процветания интегрируемых государств; а также

стремясь к формированию правовой системы Евразийского экономического союза,

участники круглого стола пришли к следующим выводам.

1. Правовая система Евразийского экономического союза формируется на основе международного права с учетом опыта развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, других интеграционных объединений.

2. Учредительный договор Евразийского экономического союза определяет цели, принципы, основные сферы действия и правовые институты евразийской интеграции.

3. В целях сохранения достигнутого уровня интеграции проводится систематизация международных соглашений, заключенных в сфере экономического сотрудничества между заинтересованными государствами.

4. При формировании механизмов им-плементации международно-правовых документов Евразийского экономического союза следует учитывать необходимость согласования действий, предпринимаемых на международном и национальном уровне, в том числе посредством определения этапов и очередности решения задач, оценки достигнутых результатов, корректировки правореали-зующих механизмов и средств.

5. Для формирования институциональных основ Евразийского экономического союза необходимо сотрудничество в формате парламентской ассамблеи, Суда Союза, а также механизмов контроля за расходованием средств, выделяемых государствами для целей Союза.

Журнал российского права № 10

— 2013

6. Помимо Суда Союза правозащитная система Евразийского экономического союза включает механизмы согласования позиций, примирения, третейского разбирательства споров.

7. Целесообразно использование современных способов гармонизации права, сглаживающих различия в национальном законодательстве и обеспечивающих гармоничное взаимодействие национально-правовых систем участников интеграционных процессов.

8. Необходимо развитие правовых основ сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и иными интеграционными объединениями.

9. Формирование благоприятного инвестиционного климата Евразийского экономического союза включает в себя содействие развитию интегрированных рынков с высоким уровнем защиты инвестиций.

10. Важное значение в развитии евразийской экономической интеграции имеет взаимодействие предпринимательских и общественных объединений Союза, в том числе торгово-про-

мышленных палат, саморегулируемых организаций и организаций инфраструктур рынков товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.

11. Обоснование и проработка решений по развитию евразийской экономической интеграции должны осуществляться с привлечением научного сообщества; проекты базовых документов Евразийского экономического союза должны передаваться на широкое общественное обсуждение в государствах Союза.

Ниже мы публикуем тезисы докладов заместителя директора ИЗиСП А. Я. Капустина, заведующей отделом гражданского законодательства зарубежных государств ИЗиСП Н. Г. Семилютиной, управляющего директора по денежному рынку Московской Биржи И. Л. Ма-рича и руководителя Центра фундаментальных научных исследований и взаимодействия с РАН Н. Г. Дорониной, принимавших участие в работе круглого стола.

Международно-правовые основы институционной системы евразийской интеграции

КАПУСТИН Анатолий Яковлевич,

заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор

Евразийский экономический союз — проект динамичной интеграции на постсоветском пространстве. Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве идет сложным и противоречивым путем. В 1990-е гг. после распада СССР шел поиск оптимальных моделей взаимовыгодного сотрудничества, который вылился в создание СНГ, Союза России и Белоруссии. Первое десятилетие 2000-х гг. ознаменовалось учреждением ЕврАзЭС, Организации Договора о коллективной безопасности, а его завершение и начало второго

десятилетия XXI в. — дальнейшим развитием интеграционного процесса: формированием Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и Единого экономического пространства (ЕЭП), учредителями которого стали те же государства.

Совсем недавно был предложен проект учреждения Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По мнению Президента РФ В. В. Путина, реализация проекта евразийской интеграции способна сделать ЕАЭС одним из полюсов современного мира, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI в. и войти в число лидеров глобального роста и цивилиза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.