Научная статья на тему 'Развитие международного сотрудничества России в газовой сфере'

Развитие международного сотрудничества России в газовой сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ / РЕЙТИНГ ГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ГАЗА НА ШЕЛЬФЕ / COOPERATION IN THE GAS SECTOR / THE RATING OF GAS COMPANIES / PUBLICPRIVATE PARTNERSHIPS / THE DEVELOPMENT OF GAS FI ELDS ON THE SHELF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверев Петр Борисович, Дятлов Сергей Алексеевич

Рассмотрены направления международного сотрудничества России в газовой сфере. Сделан вывод о том, что для успешной реализа- ции энергетической стратегии России ведущую роль в ней должны играть крупные компании, подконтрольные государству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие международного сотрудничества России в газовой сфере»

П.Б. Зверев С.А. Дятлов

Развитие международного сотрудничества России в газовой сфере

The development of Russia's international cooperation in the gas sector

Зверев Петр Борисович

Санкт-Петербург, Российская Федерация Ответственный секретарь Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества ZverevPB@mail.ru

Zverev Petr Borisovich

St. Petersburg,

the Russian Federation

Executive secretary

of the Inter-Parliamentary Assembly

of the EurAsEC

ZverevPB@mail.ru

Дятлов Сергей Алексеевич

Санкт-Петербург, Российская Федерация Профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук dyatlovsergal@yandex.ru

Dyatlov Sergey Alekseevich

St. Petersburg,

the Russian Federation

The professor of the St. Petersburg

state university of Economics

The Doctor of Economics

dyatlovsergal@yandex.ru

Аннотация: Рассмотрены направления международного сотрудничества России в газовой сфере. Сделан вывод о том, что для успешной реализации энергетической стратегии России ведущую роль в ней должны играть крупные компании, подконтрольные государству.

Summary: The article describes the ways of international cooperation of Russia in the gas sector. The authors concluded that large companies controlled by the State should play a leading role in the successful implementation of the Energy Strategy of Russia.

Ключевые слова: сотрудничество в газовой сфере; рейтинг газовых компаний; государственно-частное партнерство; разработка месторождений газа на шельфе.

Keywords: cooperation in the gas sector; the rating of gas companies; public-private partnerships; the development of gas fields on the shelf.

Развитие международного сотрудничества в газовой сфере осуществляется в различных интеграционных формах, на основе создания международных отраслевых организаций, таких как Международный газовый союз, «Еврогаз», Российское газовое общество и др. Российское газовое общество объединяет основные компании топливно-энергетического комплекса России, добывающих свыше 98% российского газа. Российское газовое общество является членом Европейского союза газовой промышленности и ассоциированным членом Международного газового союза.1 Его главными задачами являются получение наиболее полной информации о возможностях производства природного газа, в том числе сжиженного, и перспективных размерах платежеспособного спроса со стороны потребителей газа; формирование согласованной позиции по проблемам эффективного развития национальной газовой промышленности; установление постоянных контактов с международными организациями в газовой сфере с целью организации международного инвестиционного сотрудничества; содействие

1 Российское газовое общество. www.gazo.ru/rgol/lenstwo. Россия смешает всем газы. Газовики СНГ могут консолидироваться раньше мировых // Коммерсантъ. - 2008. - 28 января. - www.rambler.ru/news/economy/10344.

развитию взаимодействия газовых компаний с органами государственной власти.

Следует отметить ряд особенностей современного развития газовой сферы России. Динамика и конкурентоспособность российской экономики, доходная часть госбюджета, объем резервного фонда и фонда национального благосостояния, реализация крупных инфраструктурных и социальных проектов очень зависимы от спроса, поставок и цен на нефтегазовые ресурсы, которые экспортируются Россией в другие страны.

Важнейшую роль в обеспечении устойчивого функционирования российской и мировой газовой сферы занимают крупнейшие интегрированные газовые компании, среди которых ведущее место занимает «Газпром». В рейтинге крупнейших газовых компаний Европы корпорация «Газпром» находится на первом месте по общему размеру доходов и прибыли. Под контролем компании находится газотранспортная система отрасли. Независимые производители газа имеют доступ к единой системе газоснабжения через Межре-гионгаз, которая является дочерней структурой «Газпрома».

Следует отметить, что в 2012 году наблюдалось некоторое снижение спроса на Европейском рынке на российский газ. Европейский союз инициировал антимонопольные расследования в отношении «Газпрома».2 «Газпром» строит свою политику на ведении переговоров с партнерами, строгом соблюдении заключенных долгосрочных контрактов на поставку газа и продолжении реализации стратегии по расширению и введению в строй новых газотранспортных мощностей.

Происходит постепенное увеличение доли независимых производителей на российском рынке. Крупным игроком на нефтегазовом рынке становится «Роснефть». Позиции «Роснефти» на газовом рынке России и Европы значительно усилятся после

2 Антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении «Газпрома», 31.10.2012 г. Ria.rU/trend/_ ek_gazprom

приобретения ею в первой половине 2013 года 100% компании «ТНК-ВР», владеющей крупными нефтяными и газовыми активами. В будущем это должно привести к снижению доли «Газпрома» на отечественном рынке газа и к усилению конкуренции между независимыми производителями.

Постепенно повышается роль компании «НОВАТЭК». «НОВАТЭК» заключил контракты с электрогенерирующими «Э.Он Россия» и «Фортум» на поставку свыше 180 миллиардов кубометров газа в течение 15 лет. ММК закупит у него 50 миллиардов кубометров в течение 10 лет, «Северсталь» - 12 миллиардов кубов в течение пяти лет, «Урал-калий» - 5 миллиардов кубов в течение 10 лет. С целью входа на перспективный энергорынок столичного региона совет директоров «НОВАТЭКа» принял решение создать дочернее общество ООО «НОВАТЭК Московская область».

В последнее время в российской газовой отрасли происходит постепенное повышение НДПИ на газ. В конце ноября Президент РФ подписал закон, который устанавливает для «Газпрома» и его «дочек» ставку НДПИ с 1 июля 2013 года в 622 рубля за тысячу кубометров, с 1 января 2014 года - 700 рублей, с 1 января 2015 года - 788 рублей. Для независимых производителей газа сохранилось право применения понижающего коэффициента, который составит 0,646 с 1 июля 2013 года, 0,673 в 2014 году и 0,701 в 2015 году. Министерство энергетики предложило обнулить НДПИ сроком на 25 лет для новых газовых проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, чтобы дополнительно простимулировать инвестиции и разработку месторождений.

В газовом секторе в последние годы наблюдается тенденция к падению уровня добычи на основных российских газовых месторождениях. Это связано с отставанием ввода в эксплуатацию новых месторождений и в значительнй доли эксплуатации месторождений с падающей добычей. К настоящему времени месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть

текущей добычи, в значительной мере уже выработаны. Так, Уренгойское меторожде-ние выработано на 70%, Ямбургское - на 60%, Медвежье - на 80%. В России на месторождениях, на которых наблюдается падение добычи, сегодня добывается свыше 85% общего объема газа.

В декабре 2012 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, направленный на развитие газодобычи на континентальном шельфе.3 Поправки вносятся во вторую часть Налогового кодекса РФ и ряд сопутствующих законодательных актов РФ. В частности, поправки предлагают предоставить на федеральном уровне льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов, расположенных на континентальном шельфе в области арктических морей. Также снимается запрет на передачу имущественных прав на искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе. В случае принятия Госдумой всего пакета норм законопроекта станет возможной реализация крупного международного энергетического проекта по добыче газа и газового конденсата на Штокманском месторождении. Это в перспективе должно привести к совокупному увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на сумму, эквивалентную 937 млрд 700 млн руб., в течение 25 лет реализации первой фазы освоения ме стор ождения.

Европейское направление экспорта российских энергоресурсов является главным, поскольку обеспечивает основной приток финансовых поступлений в Россию из ЕС. Большинство главных экспортных потоков крупнейшей российской газовой компании ОАО «Газпром» направлены на запад. «Газпром» обеспечивает примерно треть суммарного импорта газа в Западную Европу.

В начале октября в рамках реализации

3 Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, направленный на развитие газодобы-

чи на континентальном шельфе, 12 декабря 2012 г. OilCapital.ru/industry/189543.html.

крупнейшего международного проекта «Nord Stream AG» ввел в эксплуатацию вторую ветку газотранспортного «Северного потока», в результате чего ее общая мощность должна возрасти до 55 миллиардов кубометров в год. К этому моменту по первой ветке мощностью 27,5 миллиарда кубов, запущенной 8 ноября 2011 года, было перекачено около 9 миллиардов кубов российского газа. Акционеры «Nord Stream AG» объявили о планах строительства новых веток газопровода, одна из которых может пойти в Великобританию. В начале декабря 2012 года после долгих согласований началось строительство «Южного потока» мощностью 63 миллиарда кубометров газа в год. Предполагается, что первые коммерческие поставки газа начнутся в первом квартале 2016 года.

В настоящее время требования третьего энергопакета ЕС для создания конкуренции предусматривают, что один поставщик может использовать не более 50% трубопроводных мощностей. В итоге «Газпром» лишается возможности использования половины мощностей сухопутных газопроводов-отводов от морских газопроводов «Северный» и «Южный поток».

Таким образом, «Газпром», подавая к границам ЕС необходимые рынку объемы природного газа, теперь не может рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объемов к пунктам сдачи - туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. Россия рассчитывает решить этот вопрос в новом соглашении с ЕС по трансграничным инфраструктурным проектам, в котором остались «Северный» и «Южный поток» с отводами OPAL и NEL. Новый текст соглашения российская сторона передала 21 декабря на саммите Россия - ЕС.

Глава «Газпрома» А. Миллер сообщил, что Россия и ЕС готовят подписать в первой половине 2013 г. меморандум, предоставляющий «Газпрому» право 100-процентного использования мощностей газопровода OPAL

на шесть месяцев.4 Для «Южного потока» аналогичные возможности могут появиться, если все его европейские участки будут признаны национальными проектами.

В начале декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия и Турция могут договориться о расширении газопровода «Голубой поток», в том числе для поставок на рынки третьих стран. Мощность «Голубого потока» сейчас составляет 16 миллиардов кубометров. Президент отметил, что РФ рассматривает проект «Голубой поток-2» как дополнительную возможность поставок газа на турецкий рынок и как возможность транзита в третьи страны.

Важное значение в рамках ЕЭП имеет совершенствование механизма энергосотрудничества России и Казахстана. В сентябре 2012 г. в Павлодаре прошел российско-казахстанский форум межрегионального сотрудничества, где был подписан протокол о внесении изменений в соглашение между правительствами России и Казахстана о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан.

Данный документ создает условия для беспошлинных поставок нефтепродуктов из России в Казахстан для удовлетворения внутренних потребностей республики в объеме, согласно утвержденным индикативным балансам нефтепродуктов на территориях двух государств. В нем также содержатся механизмы компенсации выпадающих доходов российского федерального бюджета от беспошлинных поставок нефтепродуктов в соседнее государство. Согласно протоколу, казахстанская сторона за нефтепродукты, ввезенные из России, осуществляет встречную поставку нефти в РФ. К протоколу прилагается методика встречной поставки нефти на территорию РФ за ввезенные из России в Казахстан нефтепродукты, которая устанавливает порядок расчета объемов встречных поставок и порядок их осуществления.

4 «Газпром» в январе может получить право на 100% мощностей OPAL. http/ria.ru/economy/20121221

В последне время в связи с бурным развитием экономик АТР происходит укрепление и расширение экономических связей России со странами этого региона и, прежде всего, в нефтегазовой сфере. Это также связано с необходимостью ускорения экономического развития в Дальневосточном регионе России, освоения сырьевых и энергетических ресурсов Сибири и российского Дальнего Востока, в частности, путем широкого привлечения иностранного капитала в сооружение энергетических объектов и создание современной системы трубопроводного транспорта, включая газо- и нефтепроводы в Китай, Японию и другие азиатские страны.

В рамках визита в декабре премьер-министра РФ в Индию было подписано соглашение о развитии сотрудничества в нефтегазовой сфере.5 Оно предусматривает сотрудничество России и Индии в области разведки, добычи, транспортировки, переработки, очистки, хранения, продажи и использования нефти и природного газа. Также стороны намерены взаимодействовать в рамках совместных проектов в области сжиженного природного газа (СПГ). Россия и Индия договорились об увеличении взаимных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа в обоих государствах и создание совместных добывающих и перерабатывающих предприятий в России, Индии и третьих странах.

Индийские государственные нефтяные компании выразили заинтересованность в приобретении доли в разведанных и разрабатываемых совместно с российскими нефтяными и газовыми компаниями месторождениях и в предполагаемых проектах по сжижению природного газа в России. Также предполагается участие индийских энергокомпаний в закупке российской сырой нефти и поставках сжиженного природного газа

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 2370 «О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о развитии сотрудничества в нефтегазовой сфере» // Российская газета. - 2011. - 11 января.

(СПГ) в Индию. В частности, участии индийской «ONGC» в добывающем секторе в России и участии «Роснефти» в перерабатывающим секторе в Индии. Стороны заключили долгосрочный контракт на поставку 2,5 млн тонн СПГ между ОАО «Газпром маркетинг и трейдинг Сингапур» и компанией «ГАИЛ» и выразили надежду на продолжение сотрудничества в сфере поставок СПГ.

Россия и Индия уже реализуют крупные проекты в энергетике, в частности индийские фирмы участвуют в разработке нефтегазовых месторождений на Дальнем Востоке. В частности, в начале октября 2012 г. Организация «Gazprom analysis of a condition of the market and Trading» - дочерняя структура «Газпрома» - подписала договор с индийской «GAIL» о поставках сжиженного природного газа (СПГ) в Индию. Документ предусматривает поставку «GAIL» 2,5 млн тонн СПГ в год в течение 20 лет.

Предполагается, что объем потребления газа в Индии в 2020 г. будет в 1,7 раза больше, чем сегодня. Индийский энергорынок является для России очень перспективным.

Важнейшим направлением является расширение сотрудничества в нефтегазовой сфере России и Китая. Модель экономического развития Китая основана на потреблении огромного количества энергоресурсов. В 2011 году было потреблено 454 млн тонн нефти и 124,6 млрд кубометров газа. Доля импортируемой нефти достигла уровня 56,5% в общем потреблении нефти в 2011 году. Объем импорта нефти составил 253 млн тонн.

В Китае прогнозируется стремительное увеличение потребности в природном газе, которые не смогут быть удовлетворены за счет собственной добычи. Дефицит на рынке предполагается восполнить уже заключенными контрактами на поставку трубопроводного газа и СПГ. К 2020 г. в Китае прогнозируется значительное увеличение как спроса (138,67 млрд кубометров), так и собственной добычи газа (107,54 млрд кубометров). Разница между потреблением и добычей соста-

вит 31,13 млрд м3 при объеме законтрактованных поставок в 64,31 млрд кубометров. По расчетам в 2030 г. спрос на природный газ в Китае достигнет 192,44 млрд кубометров, собственная добыча возрастет до 121,69 млрд кубометров. Объем дефицита в стране составит 70,75 млрд. кубометров, а объем законтрактованных на 2030 г. поставок трубопроводного газа и СПГ составляет 44,42 млрд кубометров, что значительно меньше реальной потребности.

В июне 2012 года в Пекине состоялся 8-й раунд Энергодиалога Россия-Китай. Участники Энергодиалога поддержали расширение сотрудничества между ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК). Стороны отметили большой объем работы, проделанной двумя компаниями по подготовке к реализации проекта поставок газа из России в Китай. Кроме того, стороны согласились рекомендовать уполномоченным компаниям двух стран проводить исследования и консультации по вопросам дальнейшего сотрудничества в соответствии с принципом «взаимной выгоды и рисков».

Говоря о сотрудничестве в нефтяной сфере, в частности, по проекту строительства Тяньцзиньского НПЗ, участники переговоров отметили, что Тяньцзиньский НПЗ должен стать примером энергетического сотрудничества между Россией и Китаем, прибыльным и экономически эффективным проектом. Российская сторона отметила необходимость придания положительной динамики данному совместному проекту в целях достижения проектом согласованного ранее уровня доходности и определения оптимальной конфигурации завода с учетом включения в нее блока нефтехимии.

По итогам переговоров стороны подписали Протокол 8-го заседания Энергодиалога Россия-Китай.6 В данном документе отмечается, что российско-китайское взаимодействие в сфере энергетики имеет стратегическое значение, носит комплексный и долго-

6 Энергодиалог Россия-Китай, 1 июня 2012 г. http:// minenergo.gov.ru/co-operation/china/.

срочный характер, основывается на рыночных принципах и скреплено политической волей и взаимным доверием.

Политика российского государства в газовой отрасли должна быть ориентирована на более активное проведение геологоразведочных работ по разведке и использованию новых газовых месторождений, на создание и поддержку крупных конкурентоспособных отечественных нефтегазовых корпораций, оснащенных современной производственно-сервисной технологией, конкурирующих между собой на внутреннем рынке и реализующих эффективную маркетинговую стратегию на мировом энергорынке. Поддержание высокой конкурентоспособности нефтегазового сектора требует значительных инвестиций и может быть осуществлено на основе консолидации государственных и частных активов.

Ряд вопросов предполагалось решить в рамках Международного альянса национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих газ (МАННГО), призванного содействовать разработке и реализации скоординиро-

ванной стратегии в газовом секторе мировой экономики и отдельных ее регионах, прежде всего, в ЕС и в отношениях ЕС с Россией и обеспечивать организацию диалога газовых компаний со странами - потребителями природного газа. Однако МАННГО реальностью не стал. Но, безусловно, развитие международного сотрудничества говорит о том, что формирование подобного механизма впереди.

Для успешной реализации энергетической стратегии России ведущую роль должны играть крупные нефте- и газодобывающие компании, подконтрольные государству. Обоснование мер по регулированию и устойчивому развитию хозяйственных связей между странами в сфере энергетики требует более точных и реалистичных оценок существующих в этой сфере противоречий и выработки эффективных механизмов разрешения затруднений, возникающих при использовании мировых энергетических ресурсов, на основе формирования единого евразийского энергетического пространства с участием стран Европейского союза, ЕврАзЭС, Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В последне время в связи с бурным развитием экономик АТР происходит укрепление и расширение экономических связей России со странами этого региона и, прежде всего, в нефтегазовой сфере. Это также связано с необходимостью ускорения экономического развития в Дальневосточном регионе России, освоения сырьевых и энергетических ресурсов Сибири и российского Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.