Влияние внешнеэкономических факторов на развитие газовой отрасли в России
Полынков Елисей Сергеевич
Студент, кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, [email protected]
Россия является одним из крупнейших и наиболее значительных участников мирового энергетического рынка. Экономическое развитие России во многом зависит от газовой отрасли, которая сегодня представляет собой неотъемлемую часть национальной экономики РФ. Увеличение потребления альтернативных источников энергии, изменение международно-правового регулирования в сфере торговли газом, сокращение традиционных рынков и ряд других факторов оказывают непосредственное влияние на развитие газовой отрасли России в условиях всё более нарастающей макроэкономической нестабильности. Для определения потенциальных угроз развития российской газотранспортной системы необходим всеобъемлющий анализ рисков внешнеэкономической среды, на основе которого будет возможно формирование прогнозов относительно будущего отрасли в целом. Понимание рисков является ключевым элементом в процессе реализации государственной политики в сфере энергетики.
Ключевые слова: газовая промышленность, энергетическая безопасность, внешнеэкономические риски.
Увеличение мирового потребления газа, строительство новых межконтинентальных газопроводов, развитие технологии сжижения природного газа (СПГ), а также возрастающая роль экологического фактора в детальности компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) являются трендами, которые формируют новую социально-экономическую реальность.
Участие России в транснациональных проектах по освоению ранее неизвестных месторождений, а также создание новых газопроводов не только увеличивает роль России в структуре мирового энергетического рынка, но и способствует дальнейшему развитию отрасли в целом.
Однако в условиях углубления интернационализации компаний топливно-энергетического сектора и усиления экономической взаимозависимости государств, развитие газотранспортной системы всё более обусловлено конъюнктурой мировой экономики и финансово-экономической политикой определённых государств. Для определения потенциальных угроз развития национальной газотранспортной системы представляется наиболее целесообразным анализ рисков внешнеэкономической среды.
о см о см
<0
О Ш
т
X
<
т О X X
Место и роль газовой промышленности в экономике России
Развитие газовой отрасли в мировом топливно-энергетическом комплексе, несмотря на появление альтернативных источников энергии, оказывает значительное влияние на конъюнктуру энергетического рынка в целом. Согласно данным международного энергетического агентства, автономного органа в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, добыча природного газа с 1998 по 2018 гг. увеличилась почти вдвое, а к 2040 году данный показатель вырастет более чем на четверть. Ожидается, что большая часть прироста будет обеспечена за счёт спроса со стороны государства Азиатского региона и развивающихся стран Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. На сегодняшний день именно природный газ является лидером по росту добычи, на него приходится более трети общего роста спроса на энергию в течение последнего десятилетия.
Россия, в свою очередь, является одним из крупнейших игроков на глобальном газовом рынке, занимает первое место в мире по экспорту газа (245 млрд. куб. м). Отличительная особенность газовой отрасли страны заключается в географическом положении России, что существенно влияет на экспортный потенциал газовой отрасли. Одновременно с наличием ёмкого внутреннего рынка, Россия является ведущим экспортёром газа в Европу, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона
В структуре ВВП России на добычу полезных ископаемых приходится 11,5%, при этом более 70% добытых ресурсов - нефть и газ, которые подсчитываются как единая отрасль в структуре добывающей промышленности. По данным Федеральной Таможенной Службы России, природный газ и СПГ были одним из ведущих
минеральных продуктов, которые экспортировались Россией за рубеж, в структуре экспорта на долю газа приходится 3 место после сырой нефти и нефтепродуктов.
В совокупной структуре энергобаланса России на природный газ приходится более 50%, при этом если говорить о европейской части страны, то данный показатель превышает 70%, что свидетельствует о крайне высокой роли газа в производстве электроэнергии. В целом, большее количество газа на внутреннем рынке также приходится на коммунальный комплекс. По прогнозам министерства энергетики России, газовая отрасль будет сохранять доминирующую позицию в структуре топливно-энергетического баланса вплоть до 2035 года, при этом доля природного газа в мировом энергетическом балансе может вырасти до 25%.
Согласно данным Минфина, за 2019 год нефтегазовые доходы (НДПИ, экспортные таможенные пошлины, налог на сверхприбыль от добычи нефтеводородного сырья) составили около 40% доходов федерального бюджета. Суммарная доля налогов компаний «Газпром» и «Новатэк», специализирующихся на добыче газа, без учёта полученных налогов от других нефтегазовых корпораций, составляет 33% в структуре нефтегазовых доходов страны, что в целом говорит о важности газа в национальном ТЭК.
В целом, в России за 10 лет суммарная добыча газа (попутного и ПНП) выросла почти на четверть и составила рекордные для страны 725,4 млрд. кубометров. Данные Росстата свидетельствуют об устойчивом росте производства газа, а также об увеличении доли добычи полезных ископаемых в структуре добавленной стоимости.
Внешний спрос состоит преимущественно из стран Европейского Союза. По данным ООО «Газпром экспорт», в 2018 более 80% поставок российского газа пришлось на государства Европы, а также Турцию, при этом совокупный объём экспорта за 8 лет вырос почти на 70%. Ключевыми потребителями российского газа за рубежом являются Германия, Турция, Италия и Австрия. Основные маршруты газа на экспорт включают европейское направление («Северный Поток», «Ямал-Европа», «Уренгой-Ужгород»), турецкое направление («Голубой Поток», «Турецкий поток») и китайское направление («Сила Сибири»). В 2018 году экспорт газа увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4% и достиг 200,8 млрд. кубометров. Однако по словам председателя правления ПАО «Газпром»,уже в 2019 году экспорт газа в дальнее зарубежье в 2019 году снизился до 199,2 млрд.куб.м.
Таблица 1
Объем реализации природного газа в дальнее зарубежье по годам
Годы 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019
Всего (млрд. куб. м) 130,3 154,3 138,6 158,6 178,3 192,2 200,8 199,2
Источник: Объем реализации природного газа в дальнее зарубежье (млрд куб. м). «Газпром Экспорт». [Электронный ресурс]. - URL: https://ac.gov.rU/archive/files/publication/a/22922.pdf
Внешнеэкономические риски при реализации газотранспортных проектов России
Одним из важнейших направлений государственной политики России является обеспечение энергетической
безопасности страны. Предшественником «Доктрины энергетической безопасности» стало несколько программных документов: «Концепция энергетической политики Российской Федерации в новых экономических условиях» от 1992 года, «Энергетическая стратегия России до 2020 года» от 2003 года, а также «Энергетическая стратегия России до 2030 года». Вопрос энергетического суверенитета также затрагивался в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2009 года. Однако впервые комплексный документ, посвященный исключительно угрозам развитию российской энергетики, появился в 2012 году, и спустя 7 лет Президент Российской Федерации утвердил обновлённую доктрину энергетической безопасности России. В связи с тем, что именно государство определяет вектор развития нефтегазовой промышленности, в том числе за счёт владения контрольным пакетом акций крупнейшей компанией по добыче газа ОАО «Газпром», анализ данного документа является основой для формирования стратегии противодействия существующим внешнеэкономическим вызовам.
Энергетическая безопасность, согласно принятой доктрине, определяется как состояние защищённости экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики. В соответствии с положением документа, ключевыми внешнеэкономическими вызовами национальной энергетики являются:
• Перемещение центра экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион.
• Замедление роста мирового спроса на энергоресурсы, в том числе вследствие замещения нефтепродуктов другими видами энергоресурсов, развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
• Увеличение ресурсной базы углеводородного сырья, усиление конкуренции экспортёров энергоресурсов.
• Изменение международно-правового регулирования в сфере энергетики, усиление позиций потребителей.
• Увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировой структуре энергопотребления.
Вышеперечисленные вызовы являются теми проблемами, с которыми непосредственно сталкивается газовая отрасль. Как указывалось в данной работе ранее, ключевые российские магистральные газопроводы ориентированы на доставку сырья в страны Европы и Турцию, при этом ожидается, что главным потребителем газа в ближайшие десятилетия станут развивающиеся экономики: Китай, Индия, страны Латинской Америки. Более того, продолжается экспансия на газовом рынке со стороны традиционных поставщиков - США, Катар и Канада, в том числе за счёт увеличения производства сланцевого природного газа.
Угроза усиления позиции потребителей, упомянутая в стратегии энергетической безопасности, прослеживается на примере изменений в законодательства Европейского Союза, который в рамках «третьего энергопакета» ограничивает доступ России в лице ПАО «Газпром» к мощностям европейских газопроводов. Если же говорить о потенциале использования возобновляемых источников, на европейском рынке активно развиваются нетрадиционные источники энергии, что уже в среднесрочной перспективе может привести к замедлению роста спроса на газ и даже его падению.
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м о
о см о см
<0
о ш т
X
3
<
т О X X
К другим рискам внешнеэкономического характера, согласно документу, относится ряд тенденций, которые связаны в том числе и с мировой политической конъюнктурой:
• Сокращение традиционных для России внешних энергетических рынков.
• Использование иностранными государствами договорно-правовых, международно-правовых и финансовых механизмов в целях нанесения ущерба ТЭК России.
• Дискриминация российских организаций ТЭК на мировых энергетических рынках путём изменения международно-правового регулирования в сфере энергетики, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики или диверсификации источников импорта энергоресурсов.
Во многом угрозы, указанные в стратегии развития энергетической безопасности, схожи с экономическими рисками, которые выделяет ведущая газовая корпорация «Газпром».
- Замедление мирового экономического роста. Падение спроса и удорожание заёмного капитала.
- Риски, связанные с деятельностью на европейском газовом рынке. Диверсификация предложения увеличение доли биржевой торговли газом сокращает присутствие «Газпрома» в странах Европы.
- Санкции со стороны Европейского Союза, Соединённых Штатов Америки и других государств. Меры, направленные против реализации газовых проектов России, ограничивают технологические возможности компании.
- Ненадёжность транзита газа через третьи страны. Невыполнение обязательств со стороны транзитных стран ставит под угрозу реализацию трансграничных проектов.
- Развитие добычи альтернативных источников энергии. Производство СПГ и других нетрадиционных углеводородов создаёт конкуренцию российской газовой корпорации на мировом энергетическом рынке.
- Рыночные риски. Возможное снижение цен на энергоресурсы и снижение доходов «Газпрома».
Анализ отчётов других ведущих российских компаний по добыче газа («Новатэк», «Роснефть», «Сургутнефтегаз») показывает, что российские производители в качестве основной внешнеэкономической угрозы рассматривают конъюнктуру мировых цен на энергоносители, а также увеличение конкуренции на региональном уровне. Отдельно выделяется проблема введения новых санкций, которые способны не только ограничить участие российских компаний в транснациональных проектах, но и повлиять на развитие российской газовой отрасли в целом за счёт запрета на экспорт технологий в Россию. В совокупности все факторы рисков, упомянутые газовыми корпорациями, в определённой мере отражены в «Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации».
Газовая политика России в современных условиях макроэкономической нестабильности
Одной из ключевых угроз энергетической безопасности России, как указывалось выше, является производство сланцевого природного газа, объёмы которого постоянно растут в США, Катаре, Австралии и Малайзии. Основным способом нивелирования риска потери конкурентоспособности российского газа является развитие собственных проектов по производству СПГ. Всего на
территории России сегодня функционирует 2 завода, где осуществляется добыча и переработка СПГ. Важно отметить, что впервые производство СПГ началось в России в 2009 году, когда в рамках реализации проекта «Сахалин-2», основным собственником которого остаётся ПАО «Газпром», был построен завод по производству сланцевого природного с целью экспортирования ресурса в другие страны. Позднее в 2017 были введены в эксплуатацию производственные мощности проекта «Ямал-СПГ», принадлежащего ПАО «Новатэк» совместно с французскими и китайскими нефтегазовыми корпорациями, что позволило России увеличить присутствие на мировом рынке энергоносителей и создать конкуренцию иностранным экспортёрам СПГ. На этапе реализации находится ряд других проектов: «Владивосток СПГ», «Арктик СПГ - 2», «Балтийский СПГ», «Печора СПГ», «Арктик СПГ - 3».
Отдельной проблемой добычи и переработки сланцевого природного газа является технологическое обеспечение производственного процесса. В 2018 году Правительство России утвердило «дорожную карту» по локализации критически важного оборудования для производства СПГ. Ожидается, что развитие отечественных технологий позволит в будущем привлечь к производству СПГ до 800 предприятий. В Минэнерго прогнозируют дальнейший рост производства и увеличение доли России на мировом рынке до 15% в 2025 году. По прогнозам Международного энергетического агентства Россия к 2040 Россия будет одним из крупнейших производителей СПГ в мире.
Одним из основополагающих рисков и одновременно трендов развития энергетического рынка является изменение конъюнктуры спроса и предложения за счёт либерализации мирового газового рынка и изменения в сфере международно-правого регулирования. Учитывая тот факт, что наибольший объём российского газа поставляется в Европу, серьезную проблему в данном контексте представляет изменение условий контрактов между странами Европы и Россией. Для усиления своих конкурентоспособных преимуществ экспортный монополист «Газпром» в 2011 году разработал систему скидочных коэффициентов в контрактных ценах с иностранными партнёрами, а также попытался отойти от привязки цен на газ к нефтяным котировкам.
Однако полномасштабного отхода от привязки нефтяных цен не произошло, и уже в 2014 году цены на российский газ существенно снизились в связи с изменением конъюнктуры мирового нефтяного рынка. В связи с этим «Газпром» начал применять более гибкую систему ценообразования, основанную не только на привязке к нефтяным ценам, но и на условиях спотовых контрактов (немедленная оплата и поставка ресурсов). В 2017 году Россия в лице ПАО «Газпром» внесла корректировки в контрактную политику за счёт внедрения мер по диверсификации ценообразования и способов поставки, таких как привязка цен на газ для ряда стран ЕС к ценам европейских хабов, снятие ограничение на реэкспорт газа внутри Европейского Союза.
Другим внешнеэкономическим риском, который оказывает влияние на деятельность России в энергетической сфере, является невыполнение обязательств по международным контрактам в связи с ненадёжностью транзитных стран, особенно Украины. Высокие геополитические риски в связи с вооружённым конфликтом, износом технологического оборудования и тарифной политикой украинского государственного холдинга
«Нафтогаз» вынуждают Россию планомерно снижать поставки газа через Украину за счёт политики диверсификации маршрутов экспорта.
С целью снижения зависимости от транзитных стран было реализовано несколько проектов, предназначенных для поставок газа в Европу в обход транзитных государств: «Турецкий Поток» и «Северный Поток». На этапе реализации находится магистральный газопровод «Северный Поток - 2», который увеличит экспорт российского газа в Европу. Более того, данный проект, по словам главы «Газпрома» А. Миллера, является более рентабельным, чем поставки газа через Украину.
Не менее существенной угрозой для российской газовой отрасли является санкционная политика США и ЕС. С 2014 года европейским финансовым институтам, а также американским компаниям запрещено предоставлять займы и поставлять технологии нефтегазовым корпорациям России. Секторальные санкции, как дискриминационная мера по отношению к газовой отрасли, могут вносить неопределённость в дальнейшее развитие проектов с международным участием, ограничивать деятельность российских компаний за рубежом. По словам Министра энергетики Александра Новака, в 2014 году доля импорта в поставках нефтегазового оборудования составляла 80%, и после введения ограничений на поставку технологий на основании постановления Правительства о создании комиссии по импортозаме-щению Министерством энергетики был разработан комплекс мер, направленных на стимулирование развития отечественных технологий.
Более того, в результате санкционной политики ЕС, Россия была вынуждена отказаться от строительства магистрального газопровода в рамках проекта «Южный Поток». Позднее в 2019 году США ввели санкции против компаний, участвующих в строительстве «Северного Потока - 2», работы по строительству подводного газопровода были приостановлены на финальном этапе, так как от участия в проекте отказались иностранные корпорации. По словам Президента России, РФ в состоянии достроить газопровод «своими силами», и к концу 2020 года «Северный Поток - 2» будет полностью введён в эксплуатацию.
Увеличение спроса в странах АТР, как указывалось в стратегии энергетической безопасности России, является риском, который может повлиять на деятельность российских нефтегазовых корпораций. Для того, чтобы сохранить своё конкурентное преимущество и диверсифицировать поставки газа, Россия реализует ряд проектов по строительству газопроводов в Китай. В частности, в конце 2019 года был введён в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири», предназначенный для поставок газа в Китай. В 2020 году ожидается начало строительства газопровода «Сила Сибири 2», благодаря которому вырастет общий объём поставок российского газа в КНР. Если же говорить об экспорте сланцевого природного газа, то в 2017 году большинство поставок ресурса приходится именно на азиатский рынок (Китай, Республика Корея, Япония и Тайвань).
Таким образом, изменения в сфере международно-правового регулирования, активное производство СПГ в мире, рост потребления газа в странах АТР и ненадёжное исполнение обязательств транзитными странами оказывают влияние на энергетическую политику России, которая для сохранения конкурентных преимуществ создаёт собственные СПГ проекты, развивает отечественные технологии и строит трубопроводы для поставок
газа в АТР и в страны Европы без привлечения транзитных государств.
Выводы
Все вышеуказанные вызовы требуют пересмотра государственной политики и адаптации национальных нефтегазовых компаний к новым обстоятельствам, и результаты проведённого анализа демонстрируют, что органы власти совместно с производителями газа активно вовлечены в процесс производственной трансформации. Новые проекты, в частности, «Сила Сибири», направлены на то, чтобы обеспечить растущий спрос со стороны государств азиатско-тихоокеанского региона, при этом осуществляются поставки не только природного газа, но и СПГ.
Для противодействия последствиям санкций, в России разрабатываются собственные технологии добычи в рамках реализации федеральных государственных программ по импортозамещению оборудования. К тому же, несмотря на ограничительные меры, введённые США против партнёров России в проекте «Северный Поток - 2», ПАО «Газпром» продолжает участвовать в строительстве магистрального газопровода. Ожидается, что к концу 2020 года «Северный Поток - 2» будет введён в эксплуатацию.
Как мы наблюдаем сегодня, в мире растёт производство и потребление сланцевого природного газа, и для сохранения конкурентоспособности российские нефтегазовые компании («Новатэк», «Газпром») формируют собственную производственную базу, необходимую для увеличения экспорта СПГ, в частности, уже функционируют предприятия «Ямал СПГ» и «Сахалин - 2». Помимо поставок СПГ, в России продолжается строительство новых газопроводов («Турецкий поток», «Северный поток - 2»), которые позволят минимизировать риски невыполнения обязательств со стороны транзитных стран.
Общая динамика показывает, что у России есть все перспективы дальнейшего развития газовой отрасли, если тренды на мировом энергетическом рынке не будут кардинально меняться в ближайшие несколько лет.
Литература
1. World Energy Outlook 2019. International Energy Agency. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2019/gas/
2. ТЭК России - 2018. Статистический сборник. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: https://ac.gov.rU/archive/files/publication/a/22922.pdf
3. Источник: Сокращение внешнеторгового оборота России в условиях замедления роста мировой экономики. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-
Publications/_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0 %B1%D1%80%D1%8C_web_(003).pdf
4. Рынок природного газа России: проблемы и перспективы развития. Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://minenergo.gov.ru/system/download-pdf/6164/65814
5. Краткая информация об исполнении федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: https://www. minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=800 4yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byu dzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g.#
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м о
о
CN О
сч
<JD
О ш m х
<
m о х
X
6. Добыча природного газа и попутного нефтяного газа. Министерство энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: https://minenergo.gov.ru/node/1215
7. В 2019 году «Газпром» снизил экспорт газа в дальнее зарубежье на 1,3%. Газета «Коммерсантъ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4214372
8. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. Указ президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 [Электронный ресурс]. -URL: http://kremlin.ru/acts/bank/44252
9. Global gas outlook 2050 synopsis. Gas Exporting Countries Forum. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gecf.org/_resources/files/events/gecf-is-set-to-launch-its-global-gas-outlook-2050/gecf_eefd-2019-edition-of-the-gecf-global-gas-outlook-2050.pdf
10. Годовой отчёт ПАО «Газпром» за 2018 год. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gazprom.ru/f/posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf
11. Проблемы и перспективы СПГ-проектов в России. PricewaterhouseCoopers.[Электронный ресурс]. -URL: https://www.pwc.ru/ru/oil-and-gas/assets/challenges-and-outlook-for-lng-projects-rus.pdf
12. Заседание Правительства. Правительство России. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/news/34449/
World Energy Outlook 2019 [Электронный ресурс]. -URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2019
13. Antitrust: Commission invites comments on Gazprom commitments concerning Central and Eastern European gas markets. European Union. [Электронный ресурс]. - URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_17_ 555
14. Северный поток — 2: аргументы Миллера. Журнал «Forbes». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru/kompanii/resursy/322851-severnyi-potok-2-a rgumenty-millera
15. Кормильцы России: что будет, когда закончится нефть. Gazeta.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gazeta. ru/comments/2019/02/27_e_12212041 .sht
16. Выступление Министра энергетики РФ А.В. Но-вака на ННФ-2015 по вопросам импортозамещения. [Электронный ресурс]. - URL: https://minenergo.gov.ru/node/4563
17. Владимир Путин: Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию «Южного потока». Russia Today. [Электронный ресурс]. - URL: https://russian.rt.com/article/62268
18. National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020. The US Congress. - c.1103 [Электронный ресурс] -URL: https://www.congress.gov/116/bills/s1790/BILLS-116s1790enr.pdf
19. Производство и поставки сжиженного природного газа (СПГ). Министерство энергетики Российской Федерации. - URL: https://minenergo.gov.ru/node/4853
The influence of external economic environment on Russian
gas industry Polynkov E.S.
Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University)
Russia is one of the largest and most significant participants of the global energy market. The economic development of Russia largely depends on the gas industry, and today it is an integral part of the national economy of the Russian Federation. Growth of alternative energy sources consumption, changes in international gas trade
regulation, decrease in the size of traditional markets, and other factors directly affect Russian gas industry in conditions of increasing macroeconomic instability. In order to identify potential threats to the development of the Russian gas transportation system, a comprehensive analysis of the external economic environment risks is required, on the basis of which it will be possible to make forecasts about the future of the industry as a whole. Understanding the risks is a key element in the implementation of governmental energy policy. Key words: gas industry, foreign energy security, external
economic risks. References
1. World Energy Outlook 2019. International Energy Agency. [Electronic resource]. - URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-20l9/gas/
2. Fuel and Energy Complex of Russia - 2018. Statistical Digest.
Analytical Center under the Government of the Russian Federation. [Electronic resource]. - URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/22922.pdf
3. Source: Reduction in Russia's foreign trade in the face of a
slowdown in global economic growth. Analytical Center under the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1 %D1 %80%D1%8C_web_(003 ) .pdf
4. The natural gas market of Russia: problems and development
prospects. Ministry of Energy of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL:
https://minenergo.gov.ru/system/download-pdf/6164/65814
5. Brief information on the implementation of the federal budget. Ministry
of Finance of the Russian Federation. [Electronic resource]. - URL: https://www.minfin.ru/en/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhet adan nye_s_1 _yanva rya_2006_g .##
6. Production of natural gas and associated petroleum gas. The
Ministry of Energy of the Russian Federation. [Electronic resource]. - URL: https://minenergo.gov.ru/node/1215
7. In 2019, Gazprom reduced gas exports to non-CIS countries by
1.3%. The newspaper Kommersant. [Electronic resource]. Access Mode: https://www.kommersant.ru/doc/4214372
8. The doctrine of energy security of the Russian Federation.
Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2019 No. 216 [Electronic resource]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/44252
9. Global gas outlook 2050 synopsis. Gas Exporting Countries
Forum. [Electronic resource]. - URL: https://www.gecf.org/_resources/files/events/gecf-is-set-to-launch-its-global-gas-outlook-2050/gecf_eefd-2019-edition-of-the-gecf -global-gas-outlook-2050.pdf
10. The annual report of PJSC Gazprom for 2018. [Electronic resource]. - URL: https://www.gazprom.ru/f/posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf
11. Problems and prospects of LNG projects in Russia. PricewaterhouseCoopers. [Electronic resource]. - URL: https://www.pwc.ru/ru/oil-and-gas/assets/challenges-and-outlook-for-lng-projects-rus.pdf
12. The meeting of the Government. Russian Government. [Electronic resource]. - URL: http://government.ru/news/34449/
World Energy Outlook 2019 [Electronic resource]. - URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2019
13. Antitrust: Commission invites comments on Gazprom commitments concerning Central and Eastern European gas markets. European Union. [Electronic resource]. - URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_17_555
14. Nord Stream - 2: Miller's arguments. Forbes Magazine. [Electronic resource]. - URL: https://www.forbes.ru/kompanii/resursy/322851-severnyi-potok-2-argumenty-millera
15. The breadwinners of Russia: what will happen when the oil runs out. Gazeta.ru. [Electronic resource]. - URL: https://www.gazeta.ru/comments/2019/02/27_e_12212041 .shtml
16. Speech of the Minister of Energy of the Russian Federation A.V. Novak at the NSF-2015 on issues of import substitution. [Electronic resource]. - URL: https://minenergo.gov.ru/node/4563
17. Vladimir Putin: Russia in the current conditions cannot continue the implementation of the South Stream. Russia Today. [Electronic resource]. - URL: https://russian.rt.com/article/62268
18. National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020. The US Congress. - c.1103 [Electronic resource] - URL: https://www.congress.gov/116/bills/s1790/BILLS-116s1790enr.pdf