Научная статья на тему 'Развитие международного экономического сотрудничества в рамках БРИКС'

Развитие международного экономического сотрудничества в рамках БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ / МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФОРМАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуреева М. А.

В статье анализируется структура БРИКС. Показано, что между странами присутствуют определенные противоречия, но есть и целый ряд объективных предпосылок для наращивания сотрудничества, в том числе и в экономической сфере. Сильной стороной БРИКС является и то, что он позиционирует себя как открытую организацию, созданную для долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие международного экономического сотрудничества в рамках БРИКС»

параметры закупок во избежание излишних запасов.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение в управление запасами электронной базы данных Microsoft Excel, разработанной специально для конкретного предприятия МБ, позволит упростить и повысить качество всех функций управления запасами, а также облегчит администрирование других процессов, например, сдачу налоговой отчетности.

© Григорьева В.М., Соколова О.Ф., 2015

УДК 339.97

М.А. Гуреева

к.т.н., доцент, АНО ВО "РосНоУ" г. Москва, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В РАМКАХ БРИКС

Аннотация

В статье анализируется структура БРИКС. Показано, что между странами присутствуют определенные противоречия, но есть и целый ряд объективных предпосылок для наращивания сотрудничества, в том числе и в экономической сфере. Сильной стороной БРИКС является и то, что он позиционирует себя как открытую организацию, созданную для долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики.

Ключевые слова

Международные организации, межправительственный уровень, многосторонние межправительственные институты, форматы международного сотрудничества, мировая экономика.

Одной из ярких черт XX века стало возникновение и функционирование множества международных организаций различных форматов. Создание многосторонних международных институтов в большинстве случаев является ответом на запросы, которые формируются на уровне национальных экономик, но не могут быть разрешены в узких рамках отдельных национальных рынков.

Практически все ныне существующие международные организации создавались для содействия международному сотрудничеству в решении вполне определенных задач, которые приобретали особую важность на различных этапах исторического развития. Так, например, изобретение телеграфа в XIX веке создало принципиально новые возможности для обмена информацией между странами и принятия политических и экономических решений.

Для успешного функционирования международной телеграфной связи в 1865 году был основан Международный телеграфный союз - одна из старейших специализированных международных организаций межправительственного уровня, которая существует и в настоящее время. Возникновение данной межправительственной организации стало результатом того, что развитие новых на тот момент технологий связи и расширение использования этих технологий в международных экономических отношениях привели к необходимости создания международного института, членами которого являлись бы экономики мира, использующие эти технологии, и решения которого признавались бы международным сообществом.

Другим примером может быть создание в 1947 году Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве реакции на активизацию торговых войн в первой половине XX века. Для периода,

охватывающего две мировые войны, был характерен резкий рост протекционизма со стороны большинства стран, что привело к торможению международной торговли и серьезной деградации международных экономических связей. По оценкам экспертов, в период с 1914 по 1944 год объем мировой торговли оставался без изменений, в то время как за эти три десятилетия мировой ВВП вырос приблизительно в два раза [1]. «Национальные экономики стали менее открытыми и гораздо менее взаимосвязанными друг с другом. Экспортная квота стран Запада упала с 1913 по 1938 год более чем вдвое - с 12,9 до 6,2%. К началу Второй мировой войны мировое хозяйство по уровню интернационализации было отброшено назад примерно к середине XIX века» [2].

В связи с этим после окончания Второй мировой войны у мировых лидеров возникло понимание необходимости создания такого международного регулятивного механизма, который бы, с одной стороны, служил препятствием на пути повторения подобного развития событий в послевоенный период, а с другой -способствовал бы росту и стабильному развитию торговли в будущем. Именно этим задачам и должно было отвечать создаваемое Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

Особенностью многосторонних межправительственных институтов, созданных в середине XX века, стало то, что в большинстве случаев они были весьма грамотно выстроены с организационной и функциональной точек зрения.

Таким образом, во второй половине XX века сложилась система международных организаций, которая стала общепризнанным и достаточно гибким механизмом международного сотрудничества, сумевшим обеспечить глобальную безопасность и внести весомый вклад в социально-экономическое развитие. В то же время следует подчеркнуть, что сложившаяся система ММПО, отвечавшая интересам основных международных акторов в середине XX века, к концу века частично устарела и перестала отвечать текущим потребностям многих государств мира.

Развитие и усложнение системы международных экономических отношений привело к появлению в последние десятилетия новых форматов международного сотрудничества.

К таким международным институтам следует прежде всего отнести многочисленные региональные объединения, призванные содействовать развитию сотрудничества и продвижению интересов стран в отдельных регионах мира, а также форумы и партнерства, направленные на решение различных задач. В XXI веке этот процесс формирования международных институтов нового типа продолжился. В качестве примера таких «новых» международных институтов можно назвать АСЕАН, АТЭС, МЕРКОСУР, НЕПАД, ШОС, «Группу двадцати», БРИКС.

Таким образом, можно утверждать, что БРИКС как явление относится к числу новых форматов международного сотрудничества, появление которых стало результатом развития всей системы многосторонних межправительственных связей. Анализ развития сотрудничества в рамках БРИКС позволяет утверждать, что БРИКС является востребованным со стороны стран-участниц и созвучно тем потребностям, которые существуют на данный момент в глобальной экономике и политике. Цели отдельных стран в БРИКС достаточно индивидуальны, но при этом они имеют один общий вектор - экономический рост и укрепление их роли и влияния в мировой экономике XXI века. В связи с этим БРИКС на данном этапе становится для каждой страны инструментом достижения своих целей, как текущих, так и долгосрочных.

С самых первых этапов работы БРИКС многие эксперты выражали сомнение в устойчивости данного объединения, подчеркивая, что страны БРИКС мало что объединяет, между ними существуют серьезные противоречия, и по многим важным позициям они являются скорее соперниками, чем союзниками в глобальной экономике [3]. Для таких оценок действительно есть некоторые экономические основания. Объемы взаимного товарооборота у стран БРИКС сравнительно невелики. Так, суммарная доля партнеров по БРИКС в экспорте составляет у Бразилии - 22,4 %, Индии - 9,0 %, Китая - 6,8%, России - 9,3%, ЮАР -14,8% [4]. Номенклатура торгуемых позиций (за исключением Китая) по меркам современной экономики невелика и имеет явно выраженный сырьевой уклон, а географическое распределение торговых связей

неравномерно и характеризуется для Бразилии, России, Индии и ЮАР подавляющим преобладанием торговли с Китаем. Страны БРИКС по целому ряду основных позиций своего экспорта действительно выступают на мировом рынке скорее как конкуренты, чем взаимодополняющие партнеры, и это является определенным ограничителем на пути развития сотрудничества

Однако представляется, что в современных условиях у стран БРИКС, несмотря на все ограничители, существуют вполне объективные основания для развития экономического сотрудничества. Это связано со следующими факторами.

• Страны БРИКС входят в число крупнейших государств мира с огромным экономическим потенциалом, способным оказывать большое влияние на развитие глобальной экономики. Прежде всего, данный потенциал формируется географическими факторами: на страны БРИКС приходится почти 30% мировой суши; там проживает около 43% всего населения Земли; они входят в число великих горнорудных держав, и на их территории сосредоточены значительные объемы полезных ископаемых, необходимых для развития мировой экономики. ЮАР, не являясь большой страной по территории или численности населения, с одной стороны, очень богата полезными ископаемыми, а с другой - она позиционирует себя в БРИКС в качестве представителя коллективных интересов африканских государств, подключая тем самым к потенциалу БРИКС еще и потенциал многих африканских стран. Экономики БРИКС являются достаточно мощными хозяйственными комплексами, и, несмотря на проблемы, объективно там существующие, они уже в настоящее время вносят весомый вклад в развитие мирового хозяйства, включая создание мирового валового продукта (Таблица 1).

Таблица 1

Страны БРИКС в общемировых экономических показателях в 2013 г., в %

Доля БРИКС Включая Китай Без Китая

Доля в мировом валовом продукте. 2013 г. 21,1 8,8

Доля в мировом промышленном производстве 30,7 8,3

Доля в мировом производстве зерновых > 41 > 17

Доля в международной торговле. 2012 г. 17,4 6,3

Доля в международных валютных резервах 44,2 11,5

Составлено по: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD;

https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/xx.html;

http://www.imf.org/External/np/sta/cofer/eng/cofer.pdf

Таким образом, влияние стран БРИКС на развитие мировой экономики носит объективный характер и данные экономики являются игроками глобального уровня, интересы которых выходят далеко за пределы их регионов.

• На предыдущих этапах развития мировой экономики внешнеторговое сотрудничество между государствами традиционно развивалось либо в рамках отдельных регионов, либо торговля отражала колониальный раздел мира. В условиях глобальной экономики международная торговля приобрела четко выраженный межрегиональный характер. Все государства стремятся максимально расширить географию своих торговых связей, выйти за пределы своего континента, для того чтобы ослабить зависимость от традиционных партнеров, колебаний экономической и политической конъюнктуры и благодаря этому повысить эффективность и устойчивость внешнеэкономических операций. И страны БРИКС не являются исключением. Будучи крупными государствами, каждая из них заинтересована в развитии экономических связей с партнерами по всему миру, что находит отражение в активном росте их товарооборота. Доля стран БРИКС в мировом экспорте выросла с 2000 по 2013 год более чем в два раза: с 7,7 % в 2000 году до 18,0 % в 2013-м.

• Если принять во внимание, что все они являются региональными державами с большим потенциалом

международный научный журнал «инновационная наука»

№12/2015

issn 2410-6070

роста, то становится понятным тот взаимный экономический интерес, который побуждает их развивать и налаживать экономическое сотрудничество друг с другом - ведущими экономиками на различных континентах мира.

• Уже на настоящем этапе развития между странами БРИКС существует определенная взаимодополняемость, которая становится основой для расширения товарооборота. Так, Россия и ЮАР специализируются в настоящее время на поставках сырья, а Бразилия - на сельскохозяйственной продукции. Экспорт Китая носит ярко выраженный промышленный характер. Индия приобретает все больший вес на мировом рынке как поставщик фармацевтической продукции и услуг. Подобное разделение труда делает страны БРИКС интересными партнерами друг для друга. Развитие сотрудничества в рамках этих направлений уже позволяет найти точки роста для расширения товарооборота, что находит отражение в увеличении доли стран БРИКС во взаимной торговле. В частности, это можно видеть на примере России (Таблица 2).

Таблица 2

Динамика двусторонней торговли между Россией и странами - партнерами по БРИКС. 2007-2014 г. (%)

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Доля стран БРИКС в общем экспорте России 5,5 6,1 7,9 6,8 8,0 7,8 8,5 9,3

Доля стран БРИКС в общем импорте России 15,1 15,6 16,5 19,9 18,2 17,5 19,2 20,5

Источник: Рассчитано по ITC

rade Map // http://www.trademap.org/ Bilateral_TS.aspx

• Следует отметить, что в будущем ресурсная взаимодополняемость экономик БРИКС может приобрести еще большее значение. Россия и Бразилия - это только две страны мира, в которых осталась возможность существенного расширения пахотных земель и наращивания производства продовольствия. В то же время Китай и Индия - страны мира с самым большим населением. Повышение уровня жизни в этих странах предъявляет все больший спрос на продовольствие, и, по всей вероятности, эта тенденция в будущем сохранится. Развитие сотрудничества в аграрном секторе в рамках БРИКС создает предпосылки для удовлетворения данного спроса.

• Наряду с традиционными производствами каждая из стран БРИКС обладает современными компетенциями в отдельных направлениях науки и техники. Развитие сотрудничества по этим направлениям с опорой на технологии одной или нескольких стран может представлять интерес для всех стран БРИКС. В качестве примера достаточно привести опыт России в сооружении ядерных объектов, Китая - в части создания высокоскоростных поездов, Бразилии - в производстве биотоплива и т. д. Быстрое развитие стран БРИКС, углубление диверсифицированности их экономик, появление новых отраслей и производств, в том числе в сфере высоких технологий, делают их все более привлекательными партнерами во взаимных экономических отношениях.

• Во всех странах БРИКС присутствует понимание необходимости модернизации экономики для обеспечения устойчивого роста. Можно утверждать, что в подходах государств БРИКС к определению основных задач и направлений своего социально-экономического развития существует много общего. Подтверждением этому стали стратегии и планы модернизации экономики, принятые отдельными странами БРИКС.

Так, в частности, в Бразилии разработаны планы модернизации экономики, среди которых план «Большая Бразилия» и ряд целевых программ, а в Индии принят план развития «India Vision 2020», нацеленный на создание в стране развитой экономики к 2020 году. Аналогичные документы есть и у других участников БРИКС. Проводимая экономическая политика уже дала свои результаты, обеспечив существенный рост валового национального дохода (ВНД). В России например, средний ежегодный прирост ВНД на душу населения, рассчитанный по ППС с 2005 по 2013 год составил 8,58%, в Индии - 7,12%, а в Китае - 10,26% [5].

Подобный прирост ВНД создает экономическую основу для формирования среднего класса и дальнейшего роста платежеспособного спроса. Учитывая большую численность населения и невысокий на данный момент уровень доходов в странах БРИКС, можно утверждать, что реализация поставленных в них стратегических задач развития будет способствовать и дальнейшему росту платежеспособного спроса.

В связи с тем что все страны БРИКС являются экспортно-ориентированными экономиками, для них становится весьма актуальным обеспечение устойчивого доступа своих товаров и услуг на быстро растущие рынки партнеров. Сотрудничество, складывающееся на современном этапе, имеет все основания для того, чтобы в будущем трансформироваться в огромные платежеспособные рынки сбыта.

Рассматривая особенности организации БРИКС, следует отметить, что данное объединение не является международной организацией с жестко определенной структурой и процедурами деятельности. Страны-участницы рассматривают БРИКС в качестве платформы для диалога и сотрудничества [6]. Решения на встречах представителей БРИКС вырабатываются в результате диалога и принимаются консенсусом, что обеспечивает учет интересов участвующих государств.

Несмотря на такую мягкую форму сотрудничества, в рамках БРИКС уже в ходе первого цикла саммитов было сделано очень многое для того, чтобы укрепить связи между странами. В общей сложности было запущено около 25 форматов сотрудничества, посвященных самым различным аспектам взаимных связей. Примечательным является то, что их значительная часть посвящена социально-экономическим вопросам.

Среди таких форматов можно назвать регулярные контакты министров торговли, руководителей органов по вопросам конкуренции, министров по вопросам сельского хозяйства, руководителей статистических ведомств, министров здравоохранения, министров науки, технологий и инноваций и т. д. Данные встречи дают возможность партнерам по БРИКС обмениваться опытом и вырабатывать общие подходы к решению проблем, являющихся важными для развития всех стран БРИКС.

Подобное отраслевое сотрудничество уже приносит свои плоды. Наиболее ярким результатом работы на финансовом треке стало подписание в 2014 году соглашений о создании Нового банка развития и Пула условных валютных резервов. Создание данных многосторонних институтов будет способствовать защите национальных валют стран БРИКС от волатильности финансовых рынков и создаст дополнительные возможности для финансирования крупных проектов, включая инфраструктурные, что столь необходимо для всех экономик БРИКС.

Важным моментом, позитивно характеризующим БРИКС, является позиция объединения по отношению к существующей системе международных межправительственных организаций. Лидеры БРИКС постоянно подчеркивают, что страны форума развивают свое сотрудничество в рамках существующего международного права. В частности, говоря о развитии международной торговой системы, лидеры БРИКС все время подтверждают свою приверженность существующим правилам, выражают поддержку открытой, транспарентной и основанной на совокупности правил многосторонней торговой системе [7]. Такой подход стран БРИКС свидетельствует о том, что данная международная структура создана не для противопоставления существующим ММПО, а в дополнение к ним.

Целесообразно подчеркнуть, что экономическое сотрудничество в рамках БРИКС развивается параллельно с теми экономическими связями, которые сложились ранее у каждой из стран БРИКС на региональном и глобальном уровнях. Страны БРИКС активно участвуют в региональной экономической интеграции, а новый формат экономических отношений, не противореча региональным интеграционным связям, дополняет их и создает условия для развития межрегионального сотрудничества.

Сильной стороной БРИКС является и то, что он позиционирует себя как открытую организацию, созданную для «долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики» [7]. Лидеры стран БРИКС все время говорят о том, что форум не направлен против какой-либо страны или группы государств и открыт для сотрудничества с другими странами. Это положение было

сформулировано, в частности, в декларации саммита БРИКС в 2011 году, где говорилось: «Сотрудничество носит инклюзивный характер и не направлено против какой-либо третьей стороны. Мы открыты к наращиванию взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, в особенности со странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами, а также соответствующими международными и региональными организациями» [8]. Эта же позиция практически дословно была подтверждена в Этеквинской декларации лидеров БРИКС в 2013 году [9].

Таким образом, форум БРИКС - это международная структура нового типа, которая находится еще в самом начале своего существования. Между странами присутствуют определенные противоречия, но есть и целый ряд объективных предпосылок для наращивания сотрудничества, в том числе и в экономической сфере. В связи с этим многое будет зависеть от конкретных действий стран-участниц БРИКС и от того, насколько они сумеют элиминировать существующие различия и использовать возможности взаимовыгодного сотрудничества.

Список использованной литературы:

1. Бернстайн Уильям. Великолепный обмен. История мировой торговли. - М: ACT, 2014. С. 419.

2. Шишков Ю.В. Мирохозяйственный механизм: движение к глобализации. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Юристъ, 2003. С. 28-30.

3. Polgreen Lydia. Group of Emerging Nations Plans to Form Development Bank // The New York Times. March 26.2013.

4. Рассчитано по ITC Trade Map // http://www.trademap.org/Bilateral. TS.aspx

5. World Bank Data // http://siteresources.worldbank.org/ICPINT/Resources/ Atlas 2005.pdf;//http://databank.worldbank.org/data/download/GNIPC.pdf

6. Fourth BRICS Summit: Delhi Declaration, New Delhi. March 29. 2012 // http://www.brics.utoronto.ca/docs/120329-delhi-declaration.html.

7. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 27 марта 2013 г. // www://президент.рф

8. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г. Санья, о. Хай-нань, Китай, 14 апреля 2011), п. 6 // www://президент.рф

9. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий...

© Гуреева М.А., 2016

УДК 330.1

М.В. Демиденков

Магистрант группы МЭК04-14, институт экономики Уфимский государственный нефтяной технический университет

г. Уфа, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы реализации инновационных процессов в России. Основное внимание уделяется первому этапу инновационного процесса - научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова

Инновационный процесс, научно-исследовательская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.