Научная статья на тему 'Эволюция современной системы многостороннего межправительственного сотрудничества и место БРИКС в этой системе'

Эволюция современной системы многостороннего межправительственного сотрудничества и место БРИКС в этой системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1355
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОСТОРОННЕЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БРИКС / MULTILATERAL INTERGOVERNMENTAL COOPERATION / BRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогатных Елена Борисовна

Статья посвящена эволюции развития современной системы многостороннего межправительственного сотрудничества. Рассматриваются условия и особенности становления данной системы. Отмечается, что все основные международные организации создавались в послевоенный период и отражали расстановку сил и интересов того времени. Обращается внимание на то, что изменения, произошедшие в мировой экономике, привели к появлению новых форматов международного сотрудничества. Обосновывается, что БРИКС, являясь одним из таких форматов, может занять важное место в системе международных многосторонних институтов в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the modern system of multilateral intergovernmental cooperation and the role of the BRICS in the system

The article deals with the evolution of the modern system of multilateral intergovernmental cooperation. The author considers conditions and particular features of development of this system. It is outlined that all major international intergovernmental organizations were founded after World War II and reflected the balance of power in the world of that period. The article pays attention to the fact that changes in the world economy resulted in the appearance of new types of international organizations. It is stated that the BRICS is a new format of intergovernmental cooperation and it could play an important role in a future system of international multilateral institutions of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Эволюция современной системы многостороннего межправительственного сотрудничества и место БРИКС в этой системе»

Эволюция современной системы многостороннего межправительственного сотрудничества и место БРИКС в этой системе

Наличие разветвленной системы многостороннего межправительственного сотрудничества является одной из наиболее ярких особенностей современных международных отношений. Появление международных межправительственных организаций (ММПО) в новейшей истории стало следствием расширения международного сотрудничества в различных областях жизни и необходимости регулирования и согласования данного сотрудничества на межгосударственном уровне. Международные организации являются вторичными субъектами международного права, они являются субъектами в том объеме прав, которыми их наделили государства-участники1. Таким образом, деятельность международных организаций является отражением тех экономических, социальных, политических и иных процессов, которые происходят в стра-нах-участницах международных организаций.

Отдельные организации современной системы ММПО возникли еще в XIX веке. В качестве примеров можно привести создание в 1865 году Международного телеграфного союза (с 1932 года - Международный союз электросвязи) или образование в 1874 году Всемирного почтового союза, предназначенного «для обеспечения и совершенствования почтовых связей на образуемой Всемирным почтовым союзом единой почтовой территории»2. Возникновение данных ММПО стало результатом того, что развитие новых на тот момент технологий связи и расширение использования

1 Шумилов В.М. Международное экономическое право. Изд. 3-е переработ. И доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс. 2003, стр. 96

2 Пчелинцев Е. С. Всемирный почтовый союз // Большая советская энциклопедия // http://dic.academic.rU/dic.nsf/bse/7 6299/%В0%92%В1%81%В0%В5%В0%ВС%В0%В8%Б1% 80%В0%ВБ%В1%8В%Б0%В9

Е.Б. Рогатных

УДК 327.7+061.1 ББК 66.4(0) Р-591

этих технологий в международных экономических отношениях привели к необходимости создания международных институтов, членами которых являлись бы экономики мира, использующие эти технологии, и решения которых признавались бы международным сообществом.

Однако основной массив ведущих ММПО современного мира, включая органы и организации системы Организации Объединенных Наций (ООН), возник сразу после Второй мировой войны или в первые послевоенные годы. Так, устав ООН был подписан и вступил в силу в 1945 году; соглашение о создании Международного Валютного Фонда (МВФ) было согласовано в 1945 году и 1 марта 1947 года МВФ начал свою работу; прообраз Всемирной Торговой Организации (ВТО) - Ге -неральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - было создано в 1947 году. Такая историческая плотность возникновения организаций, предназначенных для регулирования международных отношений, не случайна.

Во-первых, разрушения и катастрофы вначале Первой, а затем и Второй мировых войн наглядно показали, что человечество нуждается в международных общепризнанных инструментах, которые могли бы быть использованы для разрешения возникающих между странами конфликтов и предотвращения глобальных конфликтов в будущем. И основным таким инструментом должна была стать ООН. В Преамбуле Устава ООН говорится: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, .... решили объединить наши усилия для достижения этих целей»3. Дополнительным аргументом, подтверждающим необходимость создания инструментов широкомасштабного международного сотрудничества, стало создание и испытание в 1945 году атомного оружия и активные работы по развитию оружия массового поражения, которые вели великие державы с середины ХХ века. Во многих странах мира все в большей степени формировалось понимание того, что в международные отношения должны быть встроены определенные стабилизаторы, которые бы не дали человечеству пойти по пути самоуничтожения.

Во-вторых, события первой половины ХХ века наглядно продемонстрировали всему миру, насколько уязвимым был экономический рост в условиях нерегулируемого на международном уровне рынка. Так, в результате Первой мировой войны,

3 Устав Организации Объединенных Наций. // http://www.un.org/ru/documents/charter/ ргеатЬк^Ыт!

революции в России и экономического кризиса в США сильно пострадали международные экономические связи. Резко возрос протекционизм национальной экономики со стороны многих правительств; бурный рост мировой торговли конца XIX века сменился расширением ограничений в торговле. В итоге, «только с января 1929 г. по февраль 1933 г. объем импорта 57 основных стран мира упал в текущих ценах на 69%. ... К середине ХХ века совокупный объем экспорта 12 стран Западной Европы, Японии и Австралии остался практически на уровне 1913 г. ... Национальные экономики стали менее открытыми и гораздо менее взаимосвязанными друг с другом. Экспортная квота стран Запада упала с 1913 по 1938 г. более чем вдвое - с 12,9% до 6,2%. К началу Второй мировой войны мировое хозяйство по уровню интернационализации было отброшено назад примерно к середине Х1 Х века»4.

Перед международным сообществом стояла задача создать такие международные регулятивные механизмы, которые бы, с одной стороны, служили препятствием на пути повторения подобного развития событий в послевоенный период, а, с другой стороны, способствовали бы росту торговли и обеспечивали бы стабильное развитие мировой экономики в будущем. Именно этим задачам и должны были отвечать создаваемые Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие десятилетия количество международных органов и организаций семейства ООН значительно выросло, и система ООН приобрела свойственную ей многопрофильность и разнонаправленность. Несмотря на то что отдельные ММПО возникали вплоть до конца ХХ века, основные принципы и особенности функционирования большинства из ныне существующих ММПО сложились именно в послевоенный период, что наложило отпечаток на всю существующую архитектуру многостороннего межправительственного сотрудничества.

Представляется целесообразным выделить некоторые базовые условия, под влиянием которых происходило формирование большинства из ныне существующих международных организаций. Центральную роль в создании международных институтов, призванных обеспечивать безопасность и стабильность развития, таких как ООН, МВФ и ГАТТ, играли страны - победительницы в войне. Статус великих держав, с одной стороны, накладывал на эти страны особую ответственность за развитие мировой истории на том этапе, а с другой стороны, великие державы получили возможность организовать функционирование ММПО с максимальным учетом своих интересов. Примером этому служит институт постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Следует отметить, что система сдержек и

4 Шишков Ю.В. Мирохозяйственный механизм: движение к глобализации. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Юристъ, 2003, сс. 28-30

противовесов, созданная в свое время во многих организациях и, прежде всего, в ООН, оказалась весьма устойчивой и в то же время гибкой, что обеспечивало жизнеспособность организации. Доказательством этого является сам факт, что по прошествии столь длительного времени ООН остается основным общепризнанным форумом международного сообщества.

Возникновение большинства из ныне существующих ММПО происходило на фоне противостояния двух социально-экономических систем, которое неизбежно сказывалось на деятельности международных организаций. В то же время данное противостояние формировало систему противовесов в деятельности международных организаций и способствовало распространению более демократичных подходов. В тех случаях, когда Советский Союз устранялся от участия в деятельности международных структур (как было в случаях с финансовыми организациями и ГАТТ), там сразу усиливалось влияние западных стран, и правила функционирования этих организаций де-факто оказывались более выгодными для развитых экономик.

В 40-е - 60-е годы появление многих ММПО происходило в условиях еще существовавшей колониальной системы, когда решение о создании международных организаций принималось, в основном, ограниченным кругом западных стран-метрополий. Следствием этого стало то, что в значительной степени деятельность данных организаций была ориентирована на защиту интересов, прежде всего, экономик стран-метрополий.

Большая часть организаций создавалась небольшим количеством стран, принадлежавших в основном к евроатлантической цивилизации. Так, учредителями МВФ стали 44 страны, 40 из которых были европейскими странами. Состав 23 стран, ставших учредителями ГАТТ, более разнообразен, однако, анализ перечня государств показывает, что он, в сущности, распадался на две части: великие державы (без Советского Союза) и сравнительно небольшие экономики, к тому же часть из которых входила в Британскую империю. Таким образом, европейские страны и США имели возможность создавать ММПО «под себя», исходя из особенностей политического и социально-экономического развития своих государств, своего понимания закономерностей роста и развития.

Деятельность ММПО предполагает проведение на постоянной основе серьезного анализа состояния национальных экономик и различных направлений развития международных экономических связей. Подобная работа предполагает привлечение экспертов высокой квалификации. В условиях конца 40-х - начала 50-х годов ХХ века только развитые страны располагали необходимым количеством специалистов международного уровня. В связи с этим штат международных чиновников и специалистов в большинстве случаев формировался за счет граждан из развитых стран, что не могло не усиливать прозападную ориентацию в деятельности ММПО.

В процессе создания ММПО во второй половине ХХ столетия сформировались два принципиально различных подхода к голосованию и принятию решений. Первый подход основывался на принципе равенства государств и предполагал абсолютно демократичную схему голосования - «одна страна - один голос», при которой любая страна - член организации, независимо от размеров, экономической и политической мощи, имеет при голосовании равные возможности с другими членами организации. Такой подход используется прежде всего в ООН, а также и во многих учреждениях семейства ООН. Кроме того, в деятельности международных организаций широкое распространение получило принятие решений консенсусом. Подобная практика направлена на обеспечение учета позиций всех без исключения членов организации.

Второй подход, получивший распространение в финансовых организациях, начиная с МВФ, предполагает «взвешенное голосование», когда количество голосов у страны при голосовании зависит от ее экономического, финансового потенциала и доли при формировании бюджета организации. В связи с тем, что основными плательщиками в бюджеты и фонды международных организаций на протяжении всей второй половины ХХ века традиционно были развитые страны Запада, это давало им дополнительные возможности влиять на формирование политики международных организаций. Так, даже после проведения реформы квот и голосов в МВФ в рамках 14-го пересмотра квот, доля голосов у стран с развитой экономикой составит 55,3%, причём только у США - 16,5%5, что предоставляет одной стране

- США - блокирующие возможности при принятии важнейших решений по вопросам функционирования МВФ.

Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на демократические принципы организации в деятельности многих ММПО, многие развивающиеся страны на протяжении второй половины ХХ века не могли воспользоваться существовавшими возможностями демократического устройства организаций. Это было связано с рядом причин, в частности:

► Причины финансового характера. Для того чтобы страна была достойно представлена и активно участвовала в деятельности международных организаций, она должна на регулярной основе направлять своих экспертов на проводимые международные встречи и заседания, что требует выделения значительных ресурсов в конвертируемой валюте. Учитывая существование большого количества ММПО в современном мире, многие страны просто не могли позволить себе такие затраты.

► Причины, связанные с отсутствием квалифицированных специалистов. Разветвленная сеть международных организаций требует от страны наличия значительного количества специалистов, способных участвовать в работе на международном уровне. В большинстве развивающихся стран таких специалистов в необходимом количестве просто не было.

5 Исполнительный совет МВФ утверждает существенный пересмотр квот и системы управления http://www.imf.org/external/russian/np/sec/pr/2010/pr10418r.pdf

► Причины, связанные с неопытностью национального руководства. Далеко не всегда люди, пришедшие к власти после обретения развивающимися странами независимости, понимали особенности функционирования современной экономики и могли предложить реально работающую программу развития национальной экономики, и эта неподготовленность осложняла отстаивание интересов страны на мировой арене.

► Причины, связанные с процессами глобализации в современной экономике. В условиях бурной интернационализации производства и всех сторон хозяйственной жизни каждая экономика в своем развитии все в большей степени оказывается связанной с экономиками других стран. В этих условиях стране крайне сложно в одиночку отстаивать свои как политические, так и экономические интересы. Развитые экономики уже давно пошли по пути создания интеграционных объединений (ЕС и др.), создали специальные организации для координации своей экономической политики (ОЭСР) - все это облегчало координацию подходов и выработку единой позиции по большинству вопросов в деятельности ММПО, что, безусловно, резко усиливало возможности влияния этих стран на принятие решений в международных организациях.

Развивающиеся страны также осознали важность объединения достаточно давно, о чем свидетельствует создание в 1964 году Группы 77. Формирование Группы 77 дало возможность развивающимся странам согласовывать свои позиции по многим вопросам международного сотрудничества. Примером этому, в частности, может служить принятая в 1974 году по инициативе Группы 77 «Декларация об установлении нового международного экономического порядка», в которой говорилось о необходимости установления «нового международного экономического порядка, основанного на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости общности интересов и сотрудничестве всех государств, независимо от их социально-экономических систем, который должен устранить неравенство и покончить с ныне существующей несправедливостью, позволить ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами и обеспечить все более быстрое экономическое и социальное развитие в мире и справедливости нынешнему и грядущим поколениям»6. Таким образом, в рамках данной группы развивающиеся экономики пытались консолидировать и усилить свои позиции в международном сотрудничестве. Однако в силу большого количества стран, входящих в Группу 77, раскола этой группы на государства социалистической и капиталистической ориентации, слабости экономик стран-членов, разнообразия и противоречивости экономических интересов данная группа так и не смогла в полной мере обеспечить защиту интересов развивающихся стран в международном экономическом сотрудничестве. В то же время активная позиция стран группы 77 привела к тому, что, несмотря на то что ООН была создана как политическая ор-

6 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/econ_order.shtml

ганизация для поддержания мира и безопасности, большая часть ее ресурсов идет в настоящее время на выполнение содержащихся в Уставе ООН обязательств социально-экономического характера - содействовать «повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем»7. Доказательством того, что ООН выполняет свои обязательства, могут служить размеры официальной помощи в целях развития, оказываемой по каналам системы ООН, которые превышают в настоящее время 130 млрд долл.8

Таким образом, система международных организаций, сложившаяся во второй половине ХХ века, стала общепризнанным и достаточно гибким механизмом международного сотрудничества, сумевшим обеспечить глобальную безопасность и внести весомый вклад в социально-экономическое развитие в ХХ веке. В то же время следует подчеркнуть, что сложившаяся система ММПО, отвечавшая потребностям основных международных акторов в середине ХХ века, к концу ХХ века частично устарела, перестала отвечать текущим потребностям многих государств мира и нуждается в реформировании.

В последние десятилетия ХХ века параллельно с существующими универсальными международными организациями, созданными в послевоенный период, все чаще стали появляться новые международные межправительственные структуры, несколько отличающиеся от классических ММПО, созданных в послевоенный период. В ХХ1 веке этот процесс формирования международных институтов нового типа продолжился. К таким международным институтам следует, прежде всего, отнести многочисленные региональные объединения, призванные содействовать развитию сотрудничества и продвижению интересов стран в отдельных регионах мира, а также форумы и партнерства, направленные на решение различных задач. В качестве примера таких «новых» международных институтов можно назвать АСЕАН, АТЭС, НЕПАД, ШОС, Группу - 20, БРИКС.

Причины появления новых форм международных институтов носят комплексный характер и связаны как с объективными, так и с субъективными причинами. Прежде всего, это изменения, которые происходят в развитии мировой экономики. Среди основных подвижек, изменивших мир за последние 60 лет, следует назвать:

► Распад колониальной системы хозяйства и почти четырехкратное увеличение количества независимых государств. Если устав ООН в 1945 году подписало 50 государств, то в начале XXI века членами ООН являются уже 192 страны, не считая Ватикана. Причем подавляющее большинство современных государств относится к числу развивающихся экономик.

7 Устав ООН. http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter9.shtml

8 Официальная помощь в целях развития. // http://www.intelros.ru/pdf/oon/2012/4_Oficial.

pdf

► Распад мировой социалистической системы хозяйства, что привело к подвижкам в расстановке сил в международном сотрудничестве по сравнению с теми условиями, в которых создавалось большинство из ныне действующих международных организаций.

► Демографический взрыв и резкий рост численности населения. Важно подчеркнуть, что основной прирост населения произошел в развивающихся странах, в результате чего в настоящее время более 86% населения Земли составляют жители развивающихся государств.

► Возрастание экономического и валютно-финансового потенциала развивающихся экономик и экономик с формирующимися рынками. Так, в 2011-2012 годах доля данной группы стран составила: почти половину (49,92%)9 в мировом ВВП, 47% мирового экспорта и 42% мирового импорта10. Целый ряд государств (Китай, Саудовская Аравия, Россия) входят в число лидеров по запасам золото-валютных резервов.

Данные страны все в большей степени становятся привлекательными для инвестирования. По данным «World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies», доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировых ПИИ суммарно превысила в 2011 году 51%11. Развивающиеся экономики и страны с формирующимися рынками начинают все в большей степени оказывать влияние на развитие мировой экономики, что объясняется опережающими темпами роста их экономического развития. Так, если за период с 2004 года по 2011 год средние ежегодные темпы прироста экономики в развитом мире составили 1,56%, то в группе развивающихся экономик и экономик с формирующимися рынками средние ежегодные темпы прироста составили 6,76%12. Влияние развивающихся экономик и стран с формирующимися рынками возросло практически на всех рынках, как с точки зрения производства, так и потребления продукции. В качестве примера можно привести рынок нефти, где уже в 2011 году доля потребления этой группы государств превысила 50% мирового потребления. Неудовлетворенность многих государств деятельностью существующих международных организаций и стремление создать институты, которые бы в большей степени отвечали их интересам.

Активизация регионального сотрудничества в последние десятилетия ХХ века, что, в первую очередь, было связано с диверсификацией структуры производства

9 Emerging and Developing Economies GDP Share of World Total (PPP) Statistics. http:// www.economywatch.com/economic-statistics/Emerging-and-Developing-Economies/GDP_ Share_of_World_Total_PPP/

10 World Trade Report 2012 // http://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr12_e.htm

11 World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies. UN, Geneva, 2012

12 Рассчитано автором по World Economic outlook April 2012. Growth Resuming, Dangers Remain. International Monetary Fund.

во многих странах мира и созданием условий для расширения участия развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в международном разделении труда. Формирование новых глобальных проблем, представляющих вызов всему развитию человечества. Среди них деградация окружающей среды, истощение запасов природных ресурсов, нехватка продовольствия, воды и др. Развитие и широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, которые дают возможность поддерживать связь между различными странами и регионами мира в режиме реального времени.

Все эти факторы способствовали появлению различных международных институтов. В чем же состоят основные отличия вновь создаваемых международных структур от традиционных международных организаций? Прежде всего, следует подчеркнуть, что каждая из возникших структур уникальна как по своей организационной структуре, так и по подходам к постановке задач и принятию решений. Многие из вышеназванных «новых» международных организаций имеют географическую привязку, то есть отражают интересы стран определенных регионов: АСЕАН объединяет страны Юго-Восточной Азии, АТЭС - страны бассейна Тихого океана, НЕПАД - африканские государства, ШОС объединяет Россию, Китай и страны Центральной Азии и т.д.

В рамках ряда «новых международных организаций» возникла принципиально новая организационная схема деятельности, которая заключается в том, что в организации нет поста главы организации (избираемого или назначаемого), как это присутствует в традиционных организациях. Руководство организацией осуществляется поочередно всеми странами-членами, которые предлагают свою повестку для обсуждения и принятия решений, имея тем самым возможность предложить организации свое видение развития международного сотрудничества с максимальным учетом интересов своей экономики. Такой подход является вполне демократичным и дает возможность всем странам, независимо от их размеров и веса в мировой экономике, на равных участвовать в деятельности организации. Данная практика, в частности, реализуется в деятельности АТЭС и Группы 20.

Еще одной особенностью, которая появилась в деятельности международных организаций сравнительно недавно, стало отсутствие секретариата в традиционном понимании (как это реализуется в Группе 20). Всю текущую организационную работу берет на себя страна-председатель. Другим вариантом данной новации стало наличие в организации очень маленького секретариата, который выполняет технические коммуникативные функции. Подобная практика используется в АТЭС. где численность секретариата в Сингапуре составляет чуть более 20 человек.

В основу деятельности ряда международных организаций, созданных в последние десятилетия, положен отказ от принуждения и примат добровольности. Это выражается в том, что в таких структурах, как АСЕАН, АТЭС, Группа-20, практически не прибегают к голосованию, а решения принимаются консенсусом.

Все чаще в деятельности ММПО присутствуют постепенность развития и отказ от жесткого планирования перспектив деятельности. Так, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана решением глав государств еще в 1967 году. Однако договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН (Балийский договор); при этом вплоть до 2008 г. у АСЕАН не было никаких регулирующих уставных документов. Ее работа строилась исключительно на личных договоренностях глав государств, которые выполнялись на сугубо добровольной основе. Основным организационным звеном АСЕАН стали ежегодные встречи министров иностранных дел стран-участниц.

В рамках международных организаций все чаще определяются общие цели и общие направления сотрудничества (как, например, в АТЭС), но скорость продвижения стран к достижению этих целей зависит от индивидуальных особенностей и возможностей национальных экономик. В результате возникает сотрудничество с разной глубиной включенности стран в эти процессы. По мере того как экономика стран растет и развивается, страны все в большей степени подсоединяются к процессам, происходящим в рамках организации.

Интересным в деятельности новых форматов международного сотрудничества является то, что международные форумы порой становятся площадками, на которых вырабатываются стратегические подходы к развитию, и, опираясь на эти подходы, страны разрабатывают национальные стратегии развития. Примером этому может служить Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД) - это концептуальные и стратегические рамки, принятые африканскими лидерами на тридцать седьмом саммите ОАЕ, проходившем в Лусаке, Замбия, в июле 2001 года. Стратегия НЕПАД направлена на решение проблем, с которыми африканский континент сталкивается в настоящее время, включая:

• ликвидацию нищеты;

• обеспечение продвижения стран Африки как в индивидуальном, так и в коллективном порядке, по пути устойчивого роста и развития;

• прекращение процесса маргинализации Африки в рамках глобализации и активизацию полной и благоприятной интеграции континента в глобальную эконо-мику13.

Таким образом, в развитии современной системы международных организаций параллельно идут два процесса: реформирование традиционных международных организаций, созданных в условиях холодной войны, и формирование новых форумов сотрудничества, в большей степени отвечающих реалиям ХХ1 века.

13 Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД) // http://www.un.org/ russian/africa/osaa/nepad.htm

Одним из таких новых форумов стало создание форума БРИКС - объединения Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Несмотря на то что появление БРИК(С) носило случайный характер, идея прижилась, и с 2009 года сотрудничество стало обретать реальный характер, хотя до настоящего времени идут поиски форм и методов сотрудничества.

Оценки перспектив данного объединения являются очень противоречивыми. Западные эксперты постоянно подчеркивают, что страны БРИКС мало что объединяет, между странами существуют серьезные противоречия, и по многим важным позициям страны являются скорее соперниками, чем союзниками в глобальной экономике14. Как представляется, такая позиция, во многом, продиктована опасением того, что сотрудничество в рамках форума БРИКС может развиться и перерасти в полномасштабное сотрудничество, а БРИКС превратится в реально функционирующую международную организацию. Такое развитие событий приведет к сближению позиций стран-участниц по многим вопросам, что резко увеличит влияние стран БРИКС в мире и, тем самым, ослабит позиции западных государств.

Сами же страны-члены БРИКС, несмотря на все существующие противоречия, проявляют к объединению большой интерес и возлагают на него определенные надежды, что нашло свое отражение в Этеквинской декларации БРИКС, в которой говорится, что «наша цель - поступательное развитие БРИКС и его трансформация в полноформатный механизм текущей и долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики»15.

Анализируя развитие сотрудничества в рамках БРИКС и оценивая возможности и задачи БРИКС, следует отметить, что появление БРИКС является востребованным со стороны стран-участниц и созвучно тем потребностям, которые существуют на данный момент в глобальной экономике и политике. Разумеется, каждая страна форума имеет свои, в том числе и политические, цели, которые она стремится достичь с его помощью. Так, Индия и Бразилия претендуют на место постоянных членов в Совете безопасности ООН, Китай заинтересован в укреплении своего политического влияния и стремится к расширению рынков сбыта для своих товаров. Россия заинтересована в политической поддержке и расширении экономического сотрудничества. ЮАР стремится расширить свое влияние в Африке. Цели отдельных стран в БРИКС достаточно индивидуальны, но при этом они имеют один общий вектор - укрепление их роли и влияния в мировой экономике XXI века. Таким образом, БРИКС на данном этапе становится для каждой страны инструментом достижения своих как текущих, так и долгосрочных целей.

14 Polgreen Lydia. Group of Emerging Nations Plans to Form Development Bank. The New York Times, March 26, 2013

15 Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 27 марта 2012 года. // http:// президент.рф/ref_notes/1430

У БРИКС есть объективные возможности занять ключевое место в системе международного управления в глобальной экономике. Это связано со следующими факторами. Страны БРИКС входят в число крупнейших государств мира с огромным экономическим потенциалом, способным оказывать большое влияние на развитие глобальной экономики. Прежде всего, данный потенциал формируется географическими факторами: на страны БРИКС приходится почти 30% мировой суши; в этих странах проживает около 43% всего населения Земли; они входят в число великих горнорудных держав, и на их территории сосредоточены значительные объемы полезных ископаемых, необходимых для развития мировой экономики. ЮАР, не будучи большой страной по территории или численности населения, с одной стороны, очень богата полезными ископаемыми, а с другой стороны, ЮАР позиционирует себя в БРИКС в качестве представителя коллективных интересов африканских государств, подключая тем самым к потенциалу БРИКС еще и потенциал многих африканских стран. Таким образом, влияние БРИКС на глобальную экономику носит объективный характер.

С экономической точки зрения страны БРИКС являются, с одной стороны, конкурентами на мировых рынках, а с другой стороны, существует серьезная взаимодополняемость их экономических комплексов, что создает предпосылки для роста взаимовыгодного сотрудничества между этими экономиками. Быстрое развитие стран БРИКС, углубление диверсифицированности их экономик, появление новых отраслей и производств, в том числе в сфере высоких технологий, делают их всё более привлекательными партнёрами во взаимных экономических отношениях. Страны БРИКС находятся на разных континентах и принадлежат к разным цивилизациям, представляя существенную часть человечества. В связи с этим согласованная позиция стран БРИКС является отражением интересов весомой доли населения планеты и не может не учитываться при принятии решений на международном уровне.

БРИКС объединяет страны с развивающимися и формирующимися рынками. Это объединение стран, которое возникло параллельно с многочисленными ММПО, созданными развитыми странами Запада. В связи с этим многие воспринимают БРИКС как структуру, способную выдвинуть альтернативу существующему миропорядку. Уже в первом совместном заявлении лидеров БРИКС в Екатеринбурге в 2009 году была подчеркнута необходимость внесения перемен в существующую систему мироустройства: «Мы подчеркиваем нашу позицию в пользу более демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права, равноправии, взаимном уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях и коллективном принятии решений всеми государствами»16. Эта же идея необходимости переустройства существующего ми-

16 Совместное заявление лидеров стран БРИК, п.12. 16 июня 2009 года, Екатеринбург // http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/06/217932.shtml

ропорядка озвучивалась странами БРИКС на следующих встречах. Так, в декларации, принятой по итогам саммита БРИКС 14 апреля 2011 года, было подчеркнуто, что «необходимо укреплять систему глобального экономического управления, способствовать утверждению демократии в международных отношениях и делать более слышным в международных делах голос стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран»17.

Если в ХХ веке деятельность международных организаций проходила при ощутимом доминировании интересов развитых экономик («золотого миллиарда») и в соответствии с постулатами развития классической рыночной экономики, то в XXI веке все чаще встает вопрос о перераспределении властных полномочий в глобальном управлении с учетом роли и значения, которые развивающиеся страны все в большей степени приобретают в глобальной экономике. И БРИКС в силу своего потенциала и состава как нельзя лучше подходит на роль международного института, защищающего интересы населения за пределами «золотого миллиарда». Развивающимся странам, в силу многочисленности, различия интересов, слабой организованности и других причин, за последние полвека так и не удалось создать международной организации, которая бы стала коллективным лидером и проводником интересов большей части населения планеты. Форум БРИКС, сформированный пятью странами с формирующимися рынками, при определенных условиях, вполне может взять на себя роль коллективного лидера развивающегося мира, хотя бы в некоторых важных областях. Это связано, прежде всего, с общностью многих проблем и задач, стоящих как перед БРИКС, так и перед большинством развивающихся стран. Готовность стран БРИКС говорить от имени и защищать интересы развивающегося мира и стран с формирующимися рынками проявилась уже на первом саммите БРИК в 2009 году в Екатеринбурге, когда в совместном заявлении лидеров стран БРИК было отмечено, что «страны с переходной и развивающейся экономикой должны иметь больший голос и представительство в международных финансовых институтах»18, и подчеркнуто, что «развитые страны должны выполнить свое обязательство по выделению 0,7% своего валового национального дохода на нужды официальной помощи развитию и предпринять дальнейшие усилия по наращиванию содействия развивающимся странам, облегчению их долгового бремени, облегчению им доступа на рынки и передаче им технологий»19.

Страны БРИКС реализуют во многом различающиеся подходы к организации экономики и общества. Сам факт того, что столь разные экономики создали об-

17 Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года), п.7. Официальный сайт Президента России

18 Совместное заявление лидеров стран БРИК, п.3. 16 июня 2009 года, Екатеринбург // http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/06/217932.shtml

19 Там же, п.6, 16 июня 2009 года

щую международную структуру, говорит о реализации в рамках БРИКС принципа признания права каждой страны на свой специфический путь развития, определяемый ее историей и традициями. Подобный подход созвучен идеям Пекинского консенсуса, в рамках которого было провозглашено, что не существует однозначных решений для всех стран, и в каждом конкретном случае имеется свой путь к достижению экономического успеха с учетом культурных, национальных, региональных и политических особенностей. Учитывая, что все чаще в развитии национальных экономик реализуются специфические подходы, опирающиеся на традиции и достижения отдельных стран, то уважение к индивидуальному выбору страны, которое демонстрируется членами БРИКС, неизбежно будет поднимать авторитет этого объединения среди стран мира.

Сильной стороной БРИКС является и то, что форум позиционирует себя как открытую организацию, созданную для «долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики»20. Лидеры стран БРИКС все время подчеркивают, что форум не направлен против какой-либо страны или группы государств и открыт для сотрудничества с другими странами. Это положение было сформулировано в декларации саммита БРИКС в 2011 году, где говорилось: «... сотрудничество носит инклюзивный характер и не направлено против какой-либо третьей стороны. Мы открыты к наращиванию взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, в особенности со странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами, а также соответствующими международными и региональными организациями»21. Эта же позиция практически дословно была подтверждена в Этеквинской декларации лидеров БРИКС в 2013 году22.

Важным моментом, позитивно характеризующим БРИКС, является позиция форума по отношению к существующей системе международных межправительственных организаций. Лидеры БРИКС подчеркивают свое уважение существующего международного права и признают центральную роль Организации Объединенных Наций23. Они признают и поддерживают решения, достигнутые в рамках других ключевых ММПО, не противопоставляя себя ранее созданным организациям. В частности, формулируя свою позицию по поводу развития международной торговой системы, лидеры БРИКС подчеркнули в Этеквинской декларации 2013

20 Этеквинская декларация и Этеквинский план действий, п.2. 27 марта 2012 года. // http://президент.рф/ref_notes/1430

21 Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года), п.6. Официальный сайт Президента России

22 Этеквинская декларация и Этеквинский план действий, п.2. 27 марта 2012 года. // http://президент.рф/ref_notes/1430

23 Там же, п.1, 27 марта 2012 года.

года свою приверженность существующим правилам: «Мы вновь подтверждаем свою поддержку открытой, транспарентной и основанной на совокупности правил многосторонней торговой системы. Мы продолжим наши усилия, направленные на успешное завершение Дохийского раунда переговоров, базируясь на достигнутом прогрессе и в соответствии с его мандатом, поддерживая в то же время принципы прозрачности, инклюзивности и многосторонности»24. Такой подход стран БРИКС свидетельствует о том, что данная международная структура создана не для противопоставления существующим ММПО, а в дополнение к ним.

Форум БРИКС является, кроме всего прочего, координационной площадкой, в рамках которой пять стран получили возможность согласовывать свои позиции по важнейшим вопросам современности. Подобная координация позволяет вырабатывать общие позиции в других международных организациях, что усиливает вес и значение стран БРИКС в мировых делах. Примером этому может служить координация позиций перед саммитом Группы 2G в 2G12 году, в результате чего страны БРИКС приняли единое решение о внесении дополнительно б5 млрд долларов в капитал МВФ с целью поддержки мировой экономики в условиях кризиса в еврозоне.

Признавая в целом существующие принципы, нормы и правила функционирования существующей системы ММПО, страны БРИКС в то же время выступают за необходимость ее развития и совершенствования с целью большего соответствия существующим реалиям XXI века. В частности, наибольшее внимание в декларациях лидеров БРИКС обращается на необходимость реформирования Организации Объединённых Наций и Международного Валютного Фонда. Представляется, что подобная позиция БРИКС поддерживается многими странами мира.

Таким образом, форум БРИКС - это международная структура, которая находится еще в самом начале своего существования. Между странами присутствуют определенные противоречия, но есть и целый ряд объективных предпосылок, способствующих тому, чтобы данный форум занял ключевое место в системе современных ММПО. Многое будет зависеть от конкретных действий стран-участниц БРИКС и от того, насколько они сумеют элиминировать существующие различия и использовать возможности взаимовыгодного сотрудничества.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Устав Организации Объединенных Наций. // http://www.un.org/ru/documents/charter/ preamble.shtml

2. Декларация об установлении нового международного экономического порядка, http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/econ_order.shtml

24 Там же, п.15. 27 марта 2012 года.

3. Совместное заявление лидеров стран БРИК, п.12. 16 июня 2009 года, Екатеринбург // http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/06/217932.shtml

4. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года), п.7. // http://news.kremlin.ru/ref_notes/907

5. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 27 марта 2012 года. // http:// президент.рф/ref_notes/1430

6. Пчелинцев Е. С. Всемирный почтовый союз // Большая советская энциклопедия // http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/76299/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1 %80%D0%BD%D1%8B%D0%B9

7. Шумилов В.М. Международное экономическое право. Изд. 3-е переработ. И доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс. 2003, 512 с.

8. Шишков Ю.В. Мирохозяйственный механизм: движение к глобализации. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Юристъ, 2003.

- 604 с.

9. Исполнительный совет МВФ утверждает существенный пересмотр квот и системы управления http://www.imf.org/external/russian/np/sec/pr/2010/pr10418r.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Официальная помощь в целях развития. // http://www.intelros.ru/pdf/oon/2012/4_ Oficial.pdf

11. Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД) // http://www.un.org/ russian/africa/osaa/nepad.htm

12. Polgreen Lydia. Group of Emerging Nations Plans to Form Development Bank. The New York Times, March 26, 2013

13. World Trade Report 2012 // http://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr12_e. htm

14. World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies. UN, Geneva, 2012

15. World Economic outlook April 2012. Growth Resuming, Dangers Remain. International Monetary Fund.

16. Emerging and Developing Economies GDP Share of World Total (PPP) Statistics. http:// www.economywatch.com/economic-statistics/Emerging-and-Developing-Economies/GDP_ Share_of_World_Total_PPP/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.