БРИКС - МЕРТВОРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК ИЛИ НОВЫЙ ВЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ: К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
И.В. Андронова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Существует как минимум четыре версии в экспертном сообществе относительно того, кому и зачем нужен БРИКС. Одни считают, что это просто политическая недееспособная организация — мертворожденный ребенок, другие — что это чисто китайский проект, выгодный Китаю и продвигающий исключительно китайские интересы, третьи — что это проект, направленный исключительно против США, новый инструмент борьбы развивающихся стран, четвертые — что это создание нового мирового порядка, новой мировой архитектуры. Вопросу, что же именно из себя представляет БРИКС и каковы перспективы его развития, посвящена данная статья.
Ключевые слова: БРИКС, Китай, Россия, Индия, ЮАР, Бразилия, межгосударственное сотрудничество.
БРИКС: история вопроса. Как это часто бывает в жизни, когда неосторожный крик в горах приводит в движение громадные снежные массы и начинается лавина, так же и история БРИКС началась с того, что в 2001 г. руководителю отдела глобальных исследований американской финансово-инвестиционной компании «Голдман Сакс», чтобы избежать постоянного повторения в тексте своего аналитического доклада названий четырех стран с наиболее динамично растущими объемами ВВП (России, Китая, Индии и Бразилии), пришлось придумать аббревиатуру БРИК. Мог ли предполагать тогда Джим О'Нил, что его аббревиатура не просто приживется в научных кругах и станет термином, но вызовет к жизни процессы в международных экономических отношениях, которые способны изменить нынешнюю геополитическую реальность.
Конечно, и до 2001 г. экономические отношения между четырьмя странами существовали и последовательно развивались, но именно идея БРИК в итоге привела к началу мощного четырехстороннего сотрудничества, которое постепенно приобретает черты институциональной структуры.
Должно было пройти почти пять лет, прежде чем по инициативе российской стороны в сентябре 2006 г. «на полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств четырех стран. Итогом этой встречи стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества.
Ровно через год в сентябре 2007 г. в том же месте состоялась вторая встреча министров иностранных дел четырех стран, на которой было принято решение о проведении ежегодных встреч руководителей внешнеполитических ведомств, о налаживании консультационного механизма на уровне заместителе министров иностранных дел и посольств, причем было решено, что такие встречи будут впредь проводиться не в Нью-Йорке, а поочередно в странах — членах БРИК. Таким образом, по инициативе российской стороны был запущен механизм четырехстороннего сотрудничества.
Далее события стали развиваться стремительно. В июле 2008 г. в Японии проводится саммит большой восьмерки (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония). И уже на японской земле, «на полях» мероприятий Группы 8 по инициативе президента России состоялась встреча глав государств БРИК.
В ноябре 2008 г. в Бразилии в Сан-Паулу накануне проведения саммита Большой Двадцатки прошла первая встреча министров финансов стран БРИК. На встрече было принято совместное коммюнике, в котором нашла отражение позиция четырех стран относительно причин, последствий, возможных путей выхода из мирового финансового кризиса, а также общее видение перспектив развития мировой экономики в целом. Кроме того, на этой же встрече была достигнута договоренность о проведении встреч министров финансов на регулярной основе.
Одновременно в странах — участницах БРИК проводятся различные мероприятия, научно-практические конференции, во многих вузах создаются центры изучения БРИК, это, безусловно, сыграло важную роль в развитии четырехстороннего сотрудничества.
В конечном итоге все эти мероприятия на официальном высшем уровне и неформальные контакты привели к тому, что 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге прошел первый саммит глав государств и правительств БРИК.
Саммиты БРИК: основные направления работы и результаты. С 2009 г. прошло пять саммитов, БРИК превратился в БРИКС за счет присоединения ЮАР. Кстати, инициатором приглашения ЮАР в БРИК был Китай. Немаловажная деталь, так как именно в Африке Китай ведет активную политику экономической экспансии, а ЮАР, являясь безусловным региональным лидером, всегда рассматривалась экспертами как ворота в Африку. Здесь надо отметить, что все пять стран являются лидерами своих регионов. Поэтому согласованные позиции по тем или иным вопросам имеют огромное значение и влияние при рассмотрении и принятия решении в Большой двадцатки, Организации Объединенных Наций и других международных форумах и организациях. Будучи постоянными членами Совета Безопасности ООН, Россия и Китай все чаще высказывают общую позицию и вместе используют право вето.
Совместные позиции по тем или иным вопросам принимаются главным образом на саммитах глав государств, хотя в целом за прошедшие годы уже сформировалась довольно четкая система мероприятий в рамках БРИКС — это прежде всего мероприятия, проходящие на высшем уровне:
— саммиты;
— встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности;
— встречи министров иностранных дел («на полях» сессии ГА ООН);
— встречи министров, отвечающих за экономику и внешнюю торговлю;
— встречи министров финансов и руководителей центральных банков;
— встречи шерп стран БРИКС в «Группе двадцати»;
— встречи руководителей статистических ведомств;
— встречи представителей антимонопольных ведомств;
— заседания Рабочей группы по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства;
— встречи руководителей Верховных судов;
— встречи руководителей центральных избирательных комиссий;
— встречи представителей администраций городов-побратимов (Санкт-Петербург, Рио-де-Жанейро, Мумбаи, Шанхай, Циндао).
Проводятся сопутствующие мероприятия, которые так же как и мероприятия из первого списка, безусловно, укрепляют и расширяют сотрудничество пяти стран:
— деловой форум стран БРИКС;
— форум межбанковского объединения (объединяет банки содействия развитию);
— информационный цент БРИКС;
— журнал «Бизнес в БРИКС»;
— конференции представителей научных центров и высших учебных заведений.
Но вернемся к саммитам глав государств. Тема саммитов вызывает повышенный интерес не только потому, что на них вырабатывается совместная точка зрения на те или иные вопросы развития мировой экономики, не только потому, что в течение саммитов подписываются реальные контракты, но и тем, что на саммитах страны принимают на себя определенные обязательства. Обязательства эти находят свое отражение в совместном заявлении лидеров. Так, после Саммита 2009 г. страны в совместном заявлении было зафиксировано 15 обязательств, в 2010 г. — 31, 2011 — 38, 2012 — 32.
Результаты деятельности. Анализ выполнения обязательств был проведен Институтом международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Из всех обязательств были выбраны пять приоритетных обязательств (табл.).
Таблица
Обязательства саммита в Дели, включенные в оценку исполнения
Приоритетная сфера Отобранные обязательства 2011 г. Отобранные обязательства 2012 г.
Международная финансовая система Отмечая, что международный финансовый кризис выявил несовершенства и недостатки существующей международной валютно-финансовой системы, мы поддерживаем реформу и совершенствование международной валютной системы, в которой представительная система международных резервных валют будет обеспечивать стабильность и предсказуемость [13] Мы будем работать с международным сообществом в интересах своевременной мобилизации достаточных ресурсов для МВФ по мере продолжения перехода Фонда к более совершенному управлению и к укреплению легитимности [3]
Торговля: ЮНКТАД [30] [Мы договорились и далее расширять и углублять] торговое [сотрудничество между нашими странами] Считая ЮНКТАД центральным элементом системы ООН для рассмотрения вопросов торговли и развития, мы намерены прилагать усилия к совершенствованию сложившихся направлений ее деятельности в сфере формирования консенсуса, технического сотрудничества и исследований вопросов экономического развития и торговли [9]
Окончание
Приоритетная сфера Отобранные обязательства 2011 г. Отобранные обязательства 2012 г.
Изменение климата: Конвенция по биоразнообразию Мы поддерживаем Канкунские договоренности [17] Мы продолжим работу по реализации Конвенции [по биоразнообразию] и ее протоколов, уделяя особое внимание Нагойскому протоколу о доступе к генетическим ресурсам и справедливом и равноправном разделе прибыли, получаемой от их использования, реализации Стратегического плана по биоразнообразию на 2011 —2020 годы, а также Стратегии мобилизации ресурсов [23]
Содействие развитию: НЕПАД Мы поддерживаем развитие инфраструктуры в Африке и ее индустриализацию в рамках Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД) [28] Мы придаем важнейшее значение экономическому росту, который содействует развитию и стабильности в Африке, поскольку многие из стран континента не полностью реализовали свой экономический потенциал. Мы будем продвигать сотрудничество с целью поддержки их усилий по ускорению диверсификации и модернизации их экономик. Это будет достигаться путем развития инфраструктуры, обмена знаниями и поддержки расширенного доступа к технологиям, наращиванием потенциала и инвестированием в человеческий капитал, в том числе в рамках «Нового партнерства в интересах развития Африки» (НЕПАД) [25]
Финансы: рынки сырья Мы поддерживаем усилия международного сообщества по укреплению сотрудничества в целях обеспечения стабильности и уверенного развития как физических рынков за счет уменьшения действия искажающих факторов, так и дальнейшего регулирования финансовых рынков [14]
Энергетика: чистая и возобновляемая энергия Мы будем расширять использование чистых и возобновляемых источников энергии, а также энергосберегающих и альтернативных технологий для удовлетворения возрастающих потребностей наших экономик и народов и решения проблем, связанных с климатом [27]
Источник: составлено по http://www.hse.ru/org/hse/iori/brics/compliance/2012
Анализ базировался на информации о действиях по исполнению обязательств, представленной в открытом доступе.
Исследование показало, что число обязательств, принимаемых лидерами стран БРИКС на саммитах, постоянно растет. В 2009 г. в совместном заявлении лидеров зафиксировано 15 обязательств, в том числе 5 — в сфере энергетики и 3 обязательства, направленные на реализацию мер по преодолению продовольственного кризиса и создание в средне и долгосрочной перспективе условий для развития сельского хозяйства, сформулированы в Заявлении по глобальной продовольственной безопасности.
На саммите в Бразилиа главы государств БРИКС приняли 31 обязательство. Повестка дня существенно расширилась, было принято 9 обязательств по энергетике, 6 — в области финансов, 4 — по содействию развитию и по 2 в сфере торговли и макроэкономического сотрудничества. В 2011 г. количество согласованных лидерами обязательств составило 38. Изменился баланс обязательств по приоритетам. Большая часть обязательств (6 обязательств) была принята в сфере защиты окружающей среды и адаптации экономики к климатическим изменениям. Усилилась координация по обеспечению устойчивого и сбалансированного роста (5 обязательств), расширению торговли (5 обязательств), содействию развитию (4 обязательства), взаимодействию в социальной и экономической сфере (4 обязательства), включая вопросы социальной защиты, обеспечения граждан достойными рабочими местами, решения проблем молодежи и общественного здравоохранения.
В 2012 г. на саммите в Дели 32 решения были согласованы в следующих сферах: торговля (9 обязательств), международное сотрудничество, развитие, политические вопросы и изменение климата (по 3 обязательства), социальная сфера и реформа международных финансовых институтов (по 2 обязательства) и макроэкономика, преступность, терроризм, продовольственная безопасность и сельское хозяйство, а также здравоохранение (по 1 обязательству) [1].
По данным исследовательской группы, в среднем страны выполнили более 64% взятых на себя обязательств. Для международного экономического сотрудничества это очень серьезный результат, который опровергает точку зрения отдельных экспертов относительно неэффективности и иллюзорности проекта БРИКС.
Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. Последний саммит подтвердил сделанный вывод о серьезности целей БРИКС. В Этеквинской декларации было зафиксировано более 30 обязательств, об исполнении которых можно будет судить не раньше, чем через год, наиболее важное из них — это обязательство учреждения нового Банка развития.
В марте 2012 г. главы государств БРИКС поручили министрам финансов проработать вопрос целесообразности создания банка развития, который бы в некоторой степени дублировал бы функции МВФ и Всемирного банка, т.е. мобили-зовывал ресурсы, которые направлялись на осуществление проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой. Доклад министров финансов носил положительный характер, т.е. он содержал рекомендацию о создании Банка. Этек-винская декларация зафиксировала в итоге обязательство стран БРИКС создать совместно Банк развития. С учетом имеющихся у стран БРИКС ресурсов и золотовалютных резервов, а также тот факт, что страны представляют фактически четыре континента, в перспективе данный Банк может составить серьезную конкуренцию бреттон-вудским институтам.
В Этеквинской декларации содержится поручение министрам финансов рассмотреть возможность создания финансовой «страховочной сетки» путем выработки соглашения между странами БРИКС о валютном резерве для использования в чрезвычайных обстоятельствах. Это еще более серьезный шаг, так как до сегодняшнего дня подобную функцию на мировой арене выполнял только Междуна-
родный валютный фонд и через свою систему обусловленности кредитов оказывал огромное влияние на развитие стран-заемщиков. Система обусловленности кредитов МВФ и распределения голосов вот уже более пятнадцати лет критикуется развивающимися странами, но альтернативного источника официального многостороннего финансирования нет, и, следовательно, выбора у стран тоже пока нет. Но ситуация может измениться, если страны БРИКС создадут валютный резерв. Озвучивается даже его первоначальный объем в 100 млрд долл.
Характерно, что после данных обязательств в Декларации идет довольно жесткая критика реформ международных финансовых институтов. Принимая во внимание то, что бреттон-вудские институты — это часть системы регулирования мировой экономики, находящиеся подконтролям развитых стран, можно предположить, что эти планы стран БРИКС фактически являются отражением новой многополярной геополитической картины мира.
Не обошла Этеквинская декларация и проблему международной торговли. Страны, признавая роль ВТО в современном мире, с одной стороны, подчеркивают свое стремление закончить Доха раунд, с другой стороны, заявляют, что, по их мнению, следующим генеральным секретарем ВТО должен стать представитель развивающейся страны. Кроме того, новый взгляд появился и на деятельность ЮНКТАД. Когда-то во времена холодной войны конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД была создана по инициативе Советского Союза по аналогии и в противовес существовавшему в то время генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Это была довольно мощная и влиятельная организация, отражавшая прежде всего интересы развивающихся стран. Среди ее основных заслуг создание системы преференций для развивающихся стран в торговле с развитыми странами и системы Международных товарных соглашений. После распада социалистического лагеря роль и место ЮНКАД заметно снизились. Влияние на развитие и регулирование мировой торговли стало минимальным. Очевидно, что лидеры стран БРИКС хотят вдохнуть новую жизнь в организацию. «Полномочия и деятельность ЮНКТАД уникальны и необходимы для решения проблем развития и роста в условиях глобальной экономики, которая становится все более взаимозависимой», — говорится в Декларации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что страны БРИКС, понимая, что не в их силах каким-то образом изменить расстановку сил в бреттон-вудских организациях и ВТО, перешли к стратегии создания новых, которые впоследствии смогут, по-видимому, создать серьезную конкуренцию. Это может не просто изменить расстановку сил на мировой политической арене, но и привести к изменениям в мировой финансовой системе и мировой экономике в целом.
Характерно, что кроме чисто экономических обязательств, Этеквинская декларация содержит общий взгляд пяти стран на практически все самые острые вопросы мировой политики, такие как ситуация в Сирии, конфликт Палестины и Израиля, Иранская ядерная программа и др.
Выводы. С учетом права вето в Совете безопасности ООН двух членов БРИКС, и того, что в совокупности данные страны представляют более 40% мирового населения и 20% мировой экономики, очевидно, что мы становимся сви-
детелями зарождения не просто многополярного мироустройства, но и, возможно, нового мирового экономического порядка.
Мы не разделяем мнения скептиков о том, что БРИКС — это искусственно созданное объединение, неспособное к реальным действиям. Пятилетний опыт работы доказывает обратное, более 64% принятых на себя обязательств страны выполнили. Пятистороннее сотрудничество идет по многим направлениям, список которых расширяется после каждого саммита. И последняя немаловажная деталь, которую хотелось бы отметить в заключении: результатом последнего саммита явилось не только принятие совместной декларации, но и плана действий на год, что говорит о готовности стран выполнить зафиксированные в Декларации намерены.
ЛИТЕРАТУРА
[1] http://www.brics.mid.ru/brics.nsf — сайт «Россия в БРИКС».
[2] Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. — URL: http://президент.рф/ ref_notes/1430
[3] http://www.hse ru/org/hse/iori/brics/compliance/2012 — сайт института международных организаций и международного сотрудничества ВШЭ.
[4] Лузянин С. Кто и куда ведет БРИК? — URL: http://rosvesty.ru/2004/expert/6814-kto-i-kuda-vedet-brik/
LITERATURA
[1] http://www.brics.mid.ru/brics.nsf — sayt «Rossiya v BRIKS».
[2] Etevinskaya deklaratsia i Ectevinskiy plan deystviy. — URL: http://президент.рф/ ref_notes/1430
[3] http://www.hse.ru/org/hse/iori/brics/compliance/2012 — sayt instituta mezhdunarodnikh or-ganizarsiy i mezhdunarodnogo sotrudnichestva VSHE.
[4] Luzyanin S. Kto i kuda vedet BRIK? — URL: http://rosvesty.ru/2004/expert/6814-kto-i-kuda-vedet-brik/
BRICS - IS THE DEAD BIRTH CHILD OR THE NEW VECTOR OF INTERNATIONAL POLICY: TO THE QUESTION OF THE WORK EFFECTIVENESS
I.V. Andronova
People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
At the least there are four versions of the expert community concerning the meaning and the role of BRICS. The first opinion is the opinion that it is just unable to function political party — the dead birth child. The second one opinion is that it is clearly Chinese project, that is useful for China and is made up only for promotion of Chinese interests. The third one opinion is that this project is aimed against USA, the new tool of the developing countries fight. The forth one opinion is that this is the process of the new word regime creation, the new world architecture. Article is dedicated to the question of BRICS role and the perspective of its development.
Key words: BRICS, China, Russia, India, SA, Brazil, intergovernmental cooperation.