Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДИК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДИК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / СЕГМЕНТЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшина Н.И., Яшин С.Н, Плетникова А.Е.

Развитие человеческого капитала - важная задача при реализации ценностно-ориентированного подхода финансовой политики государства, нацеленной на улучшение благополучия населения в стране. Финансирование образования - это индикатор, который характеризует уровень жизни граждан во многих мировых рейтингах. Образовательный процесс в советской школе, уровень финансирования школ, в том числе заработная плата как учителей, так и научных работников до сих пор являются примером не только в нашей стране, но и в других развитых экономических системах. Цель работы - исследование целевых и финансовых показателей в каждом регионе, анализ их динамики и распределение по сегментам. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: изучить теоретические и методологические основы государственного финансирования в сфере образования, науки и инноваций; разработать методику оценки государственного финансирования на основе целевых и финансовых показателей; определить пути совершенствования государственного финансирования. В статье разрабатывается методика, которая позволяет произвести распределение субъектов РФ по определенным сегментам, каждый из которых характеризует регион по степени эффективности финансирования в сфере образования, науки и инноваций. Проводится анализ целевых и финансовых показателей в каждом регионе; выявлены сильные и слабые субъекты с высокими и низкими уровнями достижения результатов и финансово-ресурсного обеспечения. Практическая значимость работы связана с выявлением слабых регионов в сфере образования, науки и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODS FOR ASSESSING THE PERFORMANCE OF PUBLIC FINANCING OF EDUCATION, SCIENCE AND INNOVATION: A REGIONAL ASPECT

The development of human capital is an important task in the implementation of the value-oriented approach of the financial policy of the state, aimed at improving the well-being of the population in the country. Funding for education is an indicator that characterizes the standard of living of citizens in many world rankings. The educational process in the Soviet school of the Soviet Union, the level of funding for schools, including the salaries of both teachers and scientists, are still an example not only in our country, but also in other developed economic systems. The purpose of the work is to study the target and financial indicators in each region, analyze their dynamics and distribute them by segments. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to study the theoretical and methodological foundations of state financing in the field of education, science and innovation; develop a methodology for assessing public funding based on target and financial indicators; identify ways to improve public finance. The article develops a methodology that allows the distribution of subjects of the Russian Federation into certain segments, each of which characterizes the region in terms of the degree of efficiency of financing in the field of education, science and innovation. The paper analyzes the target and financial indicators in each region; strong and weak subjects with high and low levels of achievement of results and financial and resource provision were identified. The practical significance of the work is related to the identification of weak regions in the field of education, science and innovation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДИК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 4 (68), с. 63-70

63

УДК 336.14

DOI 10.52452/18115942_2022_4_63

РАЗВИТИЕ МЕТОДИК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© 2022 г. Н.И. Яшина, С.Н. Яшин, А.Е. Плетникова

Яшина Надежда Игоревна, д.э.н.; проф.; заведующий кафедрой финансов и кредита Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

sitnicof@mail.ru

Яшин Сергей Николаевич, д.э.н.; проф.; заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

jashin@iee.unn.ru

Плетникова Анастасия Евгеньевна, магистр Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

plet2405@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022 Статья принята к публикации 31.10.2022

Развитие человеческого капитала - важная задача при реализации ценностно-ориентированного подхода финансовой политики государства, нацеленной на улучшение благополучия населения в стране. Финансирование образования - это индикатор, который характеризует уровень жизни граждан во многих мировых рейтингах. Образовательный процесс в советской школе, уровень финансирования школ, в том числе заработная плата как учителей, так и научных работников до сих пор являются примером не только в нашей стране, но и в других развитых экономических системах. Цель работы - исследование целевых и финансовых показателей в каждом регионе, анализ их динамики и распределение по сегментам. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: изучить теоретические и методологические основы государственного финансирования в сфере образования, науки и инноваций; разработать методику оценки государственного финансирования на основе целевых и финансовых показателей; определить пути совершенствования государственного финансирования. В статье разрабатывается методика, которая позволяет произвести распределение субъектов РФ по определенным сегментам, каждый из которых характеризует регион по степени эффективности финансирования в сфере образования, науки и инноваций. Проводится анализ целевых и финансовых показателей в каждом регионе; выявлены сильные и слабые субъекты с высокими и низкими уровнями достижения результатов и финансово-ресурсного обеспечения. Практическая значимость работы связана с выявлением слабых регионов в сфере образования, науки и инноваций.

Ключевые слова: образование, целевые и финансовые показатели, государственные расходы, сегменты, совершенствование системы финансирования.

Введение

В настоящее время образование, наука и инновации дают человеку жизненные ориентиры, формируют личность, дают понимание, что люди и есть главная ценность страны.

В рыночной экономике ученые и практики ищут в финансировании развития образования, науки и инноваций эффективность. Найти показатель экономической эффективности пытался нобелевский лауреат Т. Шульц, который обосновал зависимость экономического роста или спада от уровня инвестиций в человека [1].

Теоретической базой исследования послужили статистические данные с сайта Федеральной службы государственной статистики и Федерального казначейства, нормативно-правовые акты, публикации в научных журналах, информация в сети поисковой системы Интернет, а

также труды известных авторов в области исследования - С.Н. Маркова, Е.Ю. Елистратовой, С.К. Турдубаева, Л.Б. Харитоненко и других [2-4].

Методология

Расходы на образование, науку и инновации являются неотъемлемой частью расходов бюджета любого государства. В РФ за 2018 - 2020 годы наблюдается увеличение расходов государственного бюджета на сферу образования, науки и инноваций по многим направлениям. Ниже приведены данные, содержащие информацию о государственных расходах на сферу образования по отдельным уровням бюджетной системы (таблица 1).

Согласно приведенным данным можно говорить о положительной динамике государствен-

Таблица 1

Государственные расходы на сферу образования по отдельным уровням бюджетной системы

2018 2019 2020 Темп прироста (2019-2018), % Темп прироста (2020-2019), %

Федеральный бюджет, млрд руб. 722.6 826.5 956.9 14.38 15.78

Консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд руб. 3015.6 3356.3 3552.5 11.30 5.85

Итого государственных расходов, млрд руб. 3738.2 4182.8 4509.4 11.9 7.8

Доля расходов из консолидированного бюджета от общей суммы расходов, % 80.7 80.2 78.8 -0.5 -1.8

ВВП, млрд руб. 103861.7 109608.3 107390.3 5.5 -2.0

Доля общих государственных расходов от ВВП, % 3.6 3.8 4.2 6.0 10.0

ных расходов. С 2018 года по 2019 год расходы увеличились на 14.38% в федеральном бюджете и на 11.30% в консолидированном бюджете субъектов РФ, а с 2019 по 2020 год - на 15.78% и 5.85% соответственно. Наибольшая доля расходов происходит из консолидированного бюджета, и это примерно 80% каждый год. Что касается доли общих государственных расходов от ВВП, то данный показатель растет из года в год, что говорит о положительной тенденции.

Для анализа эффективности управления государственными расходами в сфере образования, науки и инноваций необходимо составить рейтинг, который отражает степень эффективности расходов субъектов РФ на образование, науку и инновации. Для построения рейтинга необходимо все бюджетные показатели свести к одной единице измерения. Это индикатор охвата дошкольным образованием и численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Но измеряются они в разных единицах, в процентах и детях соответственно, то есть являются несопоставимыми.

Для того чтобы свести все бюджетные показатели к одной единице измерения, определяется сводный стандартизованный индикатор, который представляет собой сумму стандартизованных индикаторов [5].

В работе используется способ определения сводного стандартизованного индикатора, который заключается в определении максимума и минимума исследуемого бюджетного показателя среди всех субъектов РФ. На основе данного способа может быть составлен рейтинг эффективности государственных расходов в сфере образования, науки и инноваций. Для начала необходимо распределить исследуемые бюджетные показатели на две группы. В первую группу войдут показатели, которые стремятся к макси-

муму, то есть чем выше фактическое значение показателя, тем эффективнее управление государственными расходами в сфере образования, науки и инноваций. К таким показателям относятся: валовый коэффициент охвата дошкольным образованием, численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, организации, выполнявшие научные исследования и разработки, внутренние затраты на научные исследования и разработки и другие.

Вторая группа интерпретируется наоборот: чем меньше значение, тем лучше считается индикатор. Далее индикаторы трансформируются в одну единицу измерения. Для этого необходимо воспользоваться следующими формулами. Для показателей, чьи значения должны стремиться к максимуму, используем формулу:

_ ^тах~^факт

1 ^шах- ^пип'

где К* - доля /-го стандартизированного показателя, который приходится на один регион; Ктах - максимум /-го показателя из всех регионов; Кфакт - значение /-го показателя анализируемого региона; Кт;п - минимум /-го показателя из всех регионов.

По показателям, стремящимся к минимуму, используем формулу:

х _ ^факт-^пип

1 Ктах \ п

Для того чтобы определить сводный стандартизованный индикатор для каждого субъекта РФ, используем формулу:

^норм _ ^X

гнорм

где У- - сводный стандартизованный индикатор.

На данном этапе можно проследить сводный стандартизованный индикатор, характеризующий уровень образования, науки и инноваций в каждом регионе.

Далее регионы ранжируются по значениям

гнорм

сводных стандартизованных индикаторов У- ,

Таблица 2 Система индикаторов, характеризующих финансово-ресурсное обеспечение и уровень достижения целевых показателей

Наименование | Интерпретация

Целевые показатели

1. Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, на 10 000 человек населения Данный показатель определяется делением численности воспитанников организаций на численность постоянного населения в среднем за год и умножением на 10000

2. Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием Данный показатель определяется делением численности воспитанников, состоящих на конец отчетного года в списках организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, на численность детей в возрасте 1 - 6 лет

3. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; мест на 1000 детей Данный показатель определяется делением числа мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, занятых детьми в возрасте от полутора до трех лет, на сумму численности детей в возрасте 1 .5 года и численности детей в возрасте двух лет

4. Численность обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, на 10 000 населения Данный показатель определяется делением численности обучающихся организации на численность постоянного населения в среднем за год и умножением на 1 0 000

5. Численность студентов государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, на 10 000 человек населения Данный показатель определяется делением численности студентов государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций на численность постоянного населения в среднем за год и умножением на 10 000

6. Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10 000 человек населения Данный показатель определяется делением численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на численность постоянного населения в среднем за год и умножением на 10 000

7. Численность профессорско-преподавательского персонала, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшего образования, на 10 000 человек населения Данный показатель определяется делением численности профессорско-преподавательского персонала на численность постоянного населения в среднем за год и умножением на 10 000

8. Численность аспирантов на 100 000 населения Данный показатель определяется делением численности аспирантов на численность постоянного населения в среднем за год и умножением на 100 000

9. Численность докторантов на 1 000 000 населения Данный показатель определяется делением численности докторантов на численность постоянного населения в среднем за год и умножением на 1 000 000

10. Организации, выполнявшие научные исследования и разработки Статистические данные охватывают организации, выполнявшие научные исследования и разработки за отчетный год, независимо от их основного вида экономической деятельности и формы собственности

11. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, на 10 000 человек населения Данный показатель определяется делением численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, на численность постоянного населения в среднем за год и умножением на 10 000

12. Численность исследователей с учеными степенями на 100 000 населения Данный показатель определяется делением численности исследователей с учеными степенями на численность постоянного населения в среднем за год и умножением на 100 000

13. Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в общем объеме валового регионального продукта Данный показатель определяется делением внутренних затрат на научные исследования и разработки на валовый региональный продукт и умножением на 100%

14. Доля внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам затрат в общем объеме валового регионального продукта Данный показатель определяется делением внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам затрат на валовый региональный продукт и умножением на 100%

15. Доля капитальных затрат на научные исследования и разработки в общем объеме валового регионального продукта Данный показатель определяется делением капитальных затрат на научные исследования и разработки на валовый региональный продукт и умножением на 100%

Окончание таблицы 2

16. Доля поступивших патентных заявок и выдача патентов в России от общего объема организаций, выполнявших научные исследования и разработки Данный показатель определяется делением количества поступивших патентных заявок и количества выданных патентов в России на количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки, и умножением на 100%

17. Доля используемых передовых производственных технологий от общего объема организаций, выполнявших научных исследования и разработки Данный показатель определяется делением количества используемых передовых производственных технологий на количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки, и умножением на 100%

18. Уровень инновационной активности организаций Данный показатель рассчитывается за отчетный год как отношение числа инновационно активных организаций к общему числу обследованных организаций

19. Затраты на инновационную деятельность организаций в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг Затраты на инновационную деятельность - выраженные в денежной форме фактические расходы на осуществление одного, нескольких или всех видов инновационной деятельности (связанной с процессом разработки и внедрения технологических инноваций и других нововведений), выполняемой в организации. В составе затрат на инновационную деятельность учитываются текущие и капитальные затраты

20. Объем инновационных товаров, работ, услуг в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг К инновационной продукции относятся те товары, работы и услуги, которые удовлетворяют совокупности следующих критериев: научно-техническая новизна; внедрение; экономический эффект реализации; наукоемкость

Финансовые показатели

1. Расходы на сферу образования в расчете на одного жителя Данный показатель рассчитывается как отношение расходов на образование из годового консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов к численности постоянного населения в среднем за год

2. Доля расходов на образование к ВРП Данный показатель рассчитывается как отношение расходов на образование из годового консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов к валовому региональному продукту

Уровень достижения целевых показателей (ЦП) ЦП 3 Ф 1 - ЦП 3 7 сегмент Ф2 - ЦП 3 8 сегмент Ф3 -ЦП 3 9 сегмент

ЦП 2 Ф 1 - ЦП 2 4 сегмент Ф2 - ЦП 2 5 сегмент Ф3 -ЦП2 6 сегмент

ЦП 1 Ф 1 - ЦП 1 1 сегмент Ф 2 - ЦП 1 2 сегмент Ф3 -ЦП 1 3 сегмент

Ф 1 Ф 2 Ф 3

Финансово-ресурсное обеспечение (Ф)

Рис. Матрица распределения субъектов РФ по совокупности значений финансово-ресурсного обеспечения

и уровня достижения целевых показателей

в соответствии с которыми самый высокий уровень присваивается региону с наименьшим значением.

После того как был составлен рейтинг субъектов РФ по целевым показателям, нужно провести ранжирование регионов по финансовым показателям.

Далее необходимо соединить рейтинги по целевым и финансовым показателям в один, чтобы можно было определять, как один и тот же регион может находиться на разных уровнях по достижению целевых и финансовых показателей.

Затем формируется матрица исследуемых субъектов РФ по совокупности значений (по

оси абсцисс откладываются финансовые показатели, по оси ординат - целевые показатели) (рис).

Предложенная методика позволяет произвести распределение субъектов РФ по определенным сегментам, каждый из которых характеризует регион по степени эффективности финансирования в сфере образования, науки и инноваций [5].

Результаты

Предложенная методика позволяет произвести распределение регионов РФ по определенным сегментам.

Таблица 3

Распределение регионов по уровням ресурсного обеспечения и достижения результатов целевых показателей за 2018-2020 годы_

Регион Итоговый нормированный показатель финансово-ресурсного обеспечения Уровень (Ф 1-Ф 3)* Итоговый нормированный целевой показатель Уровень (ЦП 1 - ЦП 3)**

1 2 3 4 5

Регионы с высоким уровнем ресурсного обеспечения и высокими результатами

Чукотский автономный округ 1.84 Ф 1 23.16 ЦП 1

Ненецкий автономный округ 3.09 Ф 1 35.72 ЦП 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регионы с высоким уровнем ресурсного обеспечения и средним уровнем достижения результатов

Камчатский край 3.09 Ф 1 42.80 ЦП 2

Республика Саха (Якутия) 3.09 Ф 1 41.76 ЦП 2

Ямало-Ненецкий автономный округ 3.44 Ф 1 41.83 ЦП 2

Регионы с высоким уровнем ресурсного обеспечения и низким уровнем достижения результатов

Республика Алтай 2.64 Ф 1 45.60 ЦП 3

Чеченская Республика 2.76 Ф 1 48.66 ЦП 3

Республика Ингушетия 3.19 Ф 1 51.63 ЦП 3

Регионы со средним уровнем ресурсного обеспечения и высокими результатами

Еврейская автономная область 4.41 Ф 2 30.02 ЦП 1

Регионы со средним уровнем ресурсного обеспечения и средним уровнем достижения результатов

Магаданская область 3.79 Ф 2 41.29 ЦП 2

Сахалинская область 3.97 Ф 2 42.61 ЦП 2

Ханты-Мансийский автономный округ 4.61 Ф 2 42.26 ЦП 2

Регионы со средним уровнем ресурсного обеспечения и низким уровнем достижения результатов

Карачаево-Черкесская Республика 4.18 Ф 2 48.35 ЦП 3

Забайкальский край 4.24 Ф 2 44.28 ЦП 3

Курганская область 4.34 Ф 2 45.62 ЦП 3

Регионы с низким уровнем ресурсного обеспечения и высоким уровнем достижения результатов

Республика Татарстан 4.98 Ф 3 35.24 ЦП 1

г. Санкт-Петербург 4.98 Ф 3 29.54 ЦП 1

Нижегородская область 5.10 Ф 3 28.88 ЦП 1

г. Москва 5.37 Ф 3 32.86 ЦП 1

Регионы с низким уровнем ресурсного обеспечения и средним уровнем достижения результатов

Кировская область 4.75 Ф 3 43.39 ЦП 2

Костромская область 4.81 Ф 3 39.45 ЦП 2

Краснодарский край 4.94 Ф 3 43.56 ЦП 2

Регионы с низким уровнем ресурсного обеспечения и низким ур овнем достижения результатов

Алтайский край 4.81 Ф 3 46.54 ЦП 3

Ленинградская область 4.93 Ф 3 45.91 ЦП 3

Брянская область 5.09 Ф 3 47.25 ЦП 3

*Ф 1 - высокий уровень финансово-ресурсного обеспечения, Ф 2 - средний уровень финансово-ресурсного обеспечения, Ф 3 - низкий уровень финансово-ресурсного обеспечения.

** ЦП 1 - высокий уровень достижения результатов целевых показателей реализации, ЦП 2 - средний уровень достижения результатов реализации целевых показателей, ЦП 3 - низкий уровень достижения результатов реализации целевых показателей.

Сегмент № 1. Регионы с высокими уровнями финансово-ресурсного обеспечения и достижения целевых показателей. К ним относятся: Чукотский и Ненецкий автономные округа. Регио-

ны отличаются балансом между государственными гарантиями в сфере науки, образования и инноваций и финансовыми возможностями, финансовые потоки сбалансированы.

Таблица 4

Распределение бюджетных расходов между регионами РФ

Группа результативности Коэффициент распределения бюджетных расходов

Регионы с высокой результативностью 1.0

Регионы со средней результативностью 0.9

Регионы с низкой результативностью 0.8

Сегмент № 2. Регионы со средним уровнем финансово-ресурсного обеспечения и высоким уровнем достижения целевых показателей.

Для регионов характерно рациональное инвестирование человеческого капитала с учетом финансовой базы, ее стабильности и развития. Показатели статистики позволяют сделать вывод о благоприятной ситуации в регионах. К сегменту относится: Еврейская автономная область.

Сегмент № 3. Регионы с низким уровнем финансово-ресурсного обеспечения и высоким уровнем достижения целевых показателей. К сегменту относятся 5 регионов: Томская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Нижегородская область, г. Москва. В сегменте отмечается несоответствие между региональными доходами и расходами, низкая концентрация финансовых ресурсов.

Сегмент № 4. Регионы с высоким уровнем финансово-ресурсного обеспечения и средним уровнем достижения целевых показателей. К сегменту относятся регионы: Республика Тыва, Камчатский край, Республика Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Сегмент № 5. Регионы со средними уровнями финансово-ресурсного обеспечения и достижения целевых показателей. При наличии средних уровней ресурсного обеспечения и результатов есть резервы для повышения эффективности реализации государственной программы. В сегмент попадают 6 регионов: Магаданская область, Сахалинская область, Мурманская область, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Республика Коми.

Сегмент № 6. Регионы с низким уровнем финансово-ресурсного обеспечения и средним уровнем достижения целевых показателей. Регионы характеризуются несбалансированностью государственных гарантий в сфере образования, науки и инноваций и финансовых возможностей.

Регионы имеют возможность исправить сложившуюся ситуацию за счет повышения эффективности расходования средств на образование, на его доступность и качество. В сегмент попадают 35 регионов: Кировская область, Иркутская область, Чувашская Республика, Костромская область, Республика Карелия, Хабаровский край, Республика Адыгея, Удмуртская

Республика, Новосибирская область, Московская область и прочие регионы.

Сегмент № 7. Регионы с высоким уровнем финансово-ресурсного обеспечения и низким уровнем достижения целевых показателей. В сегмент попали: Республика Алтай, Чеченская Республика, Республика Ингушетия.

Региональные органы власти обладают возможностью финансировать сферу образования, науки и инноваций на протяжении длительного периода. С учетом недостаточности потенциала развития образования в регионах, приоритетным должно стать направление государственной политики в сфере образования, науки и инноваций.

Сегмент № 8. Регионы со средним уровнем финансово-ресурсного обеспечения и низким уровнем достижения целевых показателей. Для данного сегмента характерно рациональное формирование и исполнение бюджетов в части образования, науки и инноваций. Но органам государственной власти необходимо изыскать резервы для повышения эффективности функционирования системы образования регионов. К сегменту относятся: Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Забайкальский край, Курганская область, г. Севастополь, Республика Крым, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика.

Сегмент № 9. Регионы с низкими уровнями финансово-ресурсного обеспечения и достижения целевых показателей. Регионы в данном сегменте характеризуются невысоким уровнем конкурентоспособности экономики, определяется дисбаланс в расходовании бюджетных средств. Создание условий для повышения качества и доступности образования гражданам субъектов РФ является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования, науки и инноваций. К сегменту относятся 20 регионов: Республика Хакасия, Амурская область, Кемеровская область, Алтайский край, Архангельская область, Ленинградская область, Ивановская область и другие.

На основе представленной методики возможно принятие управленческих решений по корректировке необходимого объема финансирования из бюджета каждому региону, рассчитанного с учетом результативности целевых индикаторов.

Реализация данной технологии позволяет понять зависимость результатов деятельности от объемов финансирования и в связи с этим разрабатывать стратегии развития регионов с учетом многокритериальности различных факторов. Перечень показателей желательно расширить. Важно рассматривать результат финансирования образования в системе, включающей объем и финансовых ресурсов, и кадровых, и материальных, и технологических. Кроме того, функционирование системы образования связано и с управленческими элементами, которые являются рычагом для запуска функционирования учреждений образования и науки.

Целесообразно проанализировать деятельность автономных и бюджетных учреждений, определить ее положительные и отрицательные аспекты.

Заключение

Образование, наука и инновации не только позволяют формировать духовно-нравственную и интеллектуально развитую личность, но и являются локомотивом экономического роста.

Качества духовно-нравственной личности всегда проявляются в сложных социально-экономических условиях, при внутренних и внешних вызовах, с которыми последние тридцать лет сталкивается наша страна. Поэтому важно, чтобы в экстремальных условиях население страны было готово с честью справляться с трудностями.

Прогресс в экономике невозможен без хорошего образования и науки. От эффективности государственных решений в области финансирования образования и науки зависит развитие научно-образовательного потенциала, который является индикатором национального богатства России.

Исследование выполнено в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», проект Н-426-99 2022-2023 «Социально-экономические модели и технологии развития креативного человеческого капитала в инновационном обществе».

Список литературы

1. Schultz T.W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. P. 1-17.

2. Браткова В.С., Куликова И.В. Финансирование фундаментальной и прикладной науки в Российской Федерации // Ростовский научный журнал. 2019. № 5. С. 36-44.

3. Елистратова Е.Ю. Особенности расходов бюджетов субъектов федерации на образование // УЭкС. 2014. № 9 (69).

4. Марков С.Н. Повышение эффективности бюджетных расходов на образование (на примере бюджета Омской области) / Омская гуманитарная академия. Омск: Омская гуманитарная академия, 2013. 188 с.

5. Яшина Н.И., Яшин С.Н., Новикова В.С. и др. Сегментирование регионов РФ как основа формирования стратегии государственного финансирования здравоохранения // Финансовая экономика. 2019. № 7. С. 111-114.

6. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996.

7. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 1996.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012.

9. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. М., 2020.

10. Отчет о работе Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году. Приложение № 6 к отчету о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://clck. ru/gd9uq.

11. Амиров Р.А. Роль образования и науки в современном мире // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/rol-obrazovaniya-i-nauki-v-sovremennom-mire.

12. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. Образование в цифрах: 2021: Краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021.

13. Тодосийчук А.В. О моделировании нормативного финансирования науки // Региональный экономический журнал. 2021. № 2 (31). С. 19-34.

14. Турдубаев С.К., Мейманов Б.К. Прогнозирование расходов государственного бюджета на образование // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 10A. С. 234-245.

15. Финансирование фундаментальных исследований в России. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем развития науки Российской академии наук», 2017. 44 с.

16. Информационная система Росстата [Электронный ресурс]; база содержит материалы по государственной статистике в Российской Федерации. URL: www.gks.ru.

17. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru.

18. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]; база содержит финансовые материалы по субъектам РФ. URL: http:// minfin.ru/ru/.

19. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/

DEVELOPMENT OF METHODS FOR ASSESSING THE PERFORMANCE OF PUBLIC FINANCING OF EDUCATION, SCIENCE AND INNOVATION: A REGIONAL ASPECT

N.I. Yashina, S.N. Yashin, A.E. Pletnikova

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The development of human capital is an important task in the implementation of the value-oriented approach of the financial policy of the state, aimed at improving the well-being of the population in the country. Funding for education is an indicator that characterizes the standard of living of citizens in many world rankings. The educational process in the Soviet school of the Soviet Union, the level of funding for schools, including the salaries of both teachers and scientists, are still an example not only in our country, but also in other developed economic systems. The purpose of the work is to study the target and financial indicators in each region, analyze their dynamics and distribute them by segments. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to study the theoretical and methodological foundations of state financing in the field of education, science and innovation; develop a methodology for assessing public funding based on target and financial indicators; identify ways to improve public finance. The article develops a methodology that allows the distribution of subjects of the Russian Federation into certain segments, each of which characterizes the region in terms of the degree of efficiency of financing in the field of education, science and innovation. The paper analyzes the target and financial indicators in each region; strong and weak subjects with high and low levels of achievement of results and financial and resource provision were identified. The practical significance of the work is related to the identification of weak regions in the field of education, science and innovation.

Keywords: education, target and financial indicators, government spending, segments, improvement of the financing system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.