Научная статья УДК 37.01; ББК 74.484
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-77-79 EDN: https://elibrary.ru/VEMAJR NIION: 2018-0077-1/24-428 MOSURED: 77/27-024-2024-01-627
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям в образовательных организациях МВД России как обязательное условие формирования компетентностей курсантов и слушателей
Татьяна Борисовна Васильева
Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия, vasilevatatyanal511@gmail.com
Аннотация. Рассмотрен аспект необходимости развития методической системы обучения информатике и информационным технологиям в образовательных организациях МВД России. Ключевые слова: информатика, информационные технологии, образование
Для цитирования: Васильева Т. Б. Развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям в образовательных организациях МВД России как обязательное условие формирования компетентностей курсантов и слушателей II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 77-79. https://doi. org/10.24412/2658-638X-2024-l-77-79. EDN: VEMAJR.
Original article
The development of a methodological system for teaching computer science and information technologies in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a prerequisite for the formation ofthe competencies ofcadets and trainees
Tatyana B. Vasilyeva
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, Krasnoyarsk, Russia, vasilevatatyanal 511 @gmail.com
Abstract. The article considers the aspect of the need to develop a methodological system for teaching computer science and information technologies in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. Keywords: computer science, information technology, education
For citation: Vasilyeva T. B. The development of a methodological system for teaching computer science and information technologies in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a prerequisite for the formation of the competencies of cadets and trainees II Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(l):77-79. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-77-79. EDN: VEMAJR.
Борьба с преступностью входит в число наиболее важных и приоритетных задач, подлежащих разрешению государственными органами Российской Федерации. Эффективность данного рода деятельности напрямую зависит от уровня технического оснащения сотрудников правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, его соответствия последним достижениям информационным и телекоммуникационным, научным открытиям в сфере высоких технологий.
Революционный прорыв, наблюдающийся в указанных сферах жизнедеятельности общества с нача-
ла этого тысячелетия и динамически развивающийся на протяжении всех последующих лет и не сбавляющий обороты и в настоящее время, породил как следствие серьезное прогрессирование информационных и технических возможностей преступного мира.
При осуществлении деятельности по противодействию преступности следует объективно оценивать возможности криминального мира, находящегося по другую сторону закона, и понимать фактическое состояние его технического и информационного потенциала, направленного на достижение противоправных целей.
© Васильева Т. Б., 2024
№ 1/2024 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
Данный фактор усугубляется в отдельных видах преступности, являющихся крупным криминальным бизнесом. К таковым можно отнести преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, оружия, боеприпасов к нему, а также иные виды, при реализации умысла на достижение преступной цели которых используются интернет-ресурсы, навигационные и геоинформационные системы и другие достижения в области инфокоммуникации, являющиеся неотъемлемой составляющей информационной инфраструктуры современного общества.
Такое развитие общества, отмечающееся в рассматриваемом направлении его жизнедеятельности, ведет к прогрессу не только положительных направлений, но и развивающихся параллельно негативных проявлений, которыми и являются противоправные деяния, противодействие которым должны оказывать сотрудники органов внутренних дел. Первоначальный и основной этап процесса подготовки такому роду деятельности будущие сотрудники полиции проходят в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).
Однозначно существенным фактором при получении курсантами образовательных организаций системы МВД России знаний в области информатики и информационных технологий является их актуальность. Такое требование может быть соблюдено при условии своевременности и эффективности методической деятельности преподавателей информатики и информационных технологий в образовательных организациях МВД России для совершенствования процесса обучения, при соответствии содержания методической системы обучения информатике и информационным технологиям в образовательных организациях МВД России реалиям достижения науки в указанной области [2].
Формирование методической системы обучения представляет собой целостную систему, предназначенную для осуществления педагогической деятельности, механизм действия которой раскрывается в процессе ее реализации. Составными частями этой системы являются конкретные инструменты в виде используемых на аудиторных занятиях и в рамках самостоятельной подготовки учебных пособий, учебников, практикумов, сборников задач и заданий, презентаций, наглядных пособий и т. п.
Значимой проблемой современного образования является весьма скудный круг учебной и научной литературы, отвечающей требованиям актуальности излагаемого материала. Эта же трудность возникает при выборе профессорско-преподавательским составом образовательных организаций системы МВД России перечня литературы и электронных ресурсов, используемых в преподавании информатики и информационных технологий. Однозначно одна из веских причин существования такой проблемы заключается в стремительном техническом и информационном прогрессе, постоянное развитие которого не всегда дает возможность своевременной реакции российского образования на его новейшие достижения.
Зачастую преподаватели рассматриваемых предметов, ввиду либо неимения открытого доступа к актуальным образовательным ресурсам, необходимым для подачи материала в рамках содержания тематического планирования, подлежащих освоению курсантами и слушателями учебных дисциплин, либо вовсе отсутствия их в наличии, в ходе своей повседневной работы вынуждены заниматься самостоятельной разработкой методического обеспечения занятий, составлением планов практических и семинарских занятий, определением перечня учебных вопросов, подлежащих рассмотрению на учебных занятиях, определению временных рамок для освоения того либо иного объема информации, разработкой презентаций и иных наглядных материалов, а также выполнению других видов работ, необходимых для проведения емкого и продуктивного занятия по каждой теме.
В данном случае обнажается еще одна из не менее злободневных проблем, которая заключается в компетентности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России, поскольку своевременность и регулярность обновления, а также повышения уровня знаний и умений до соответствующих требованиям актуальности зависит от личной инициативы и желания профессионального роста самими сотрудниками, осуществляющими преподавательскую деятельность. Неоспоримой является прямая взаимосвязь между мастерством преподавателя и качеством образовательного процесса, параллельно следующим с формированием морально-деловых свойств личности будущих сотрудников органов внутренних дел.
Определяющим фактором в уровне обучения информатике и информационным технологиям является системный подход к разработке методической системы обучения, адаптированной к определенным категориям курсантов и слушателей.
Соглашусь с мнением Н. Л. Степановой, которая считает, что методическая система обучения - это модель, отражающая различные компоненты процесса обучения, включающая цели, содержание, методы и формы, средства и планируемые результаты обучения. Методическая система обучения (по А. П. Тряпицыной) - это совокупность условий реализации методической идеи.
Основными компонентами, составляющими педагогический процесс при реализации методической системы обучения, являются ее цели, содержание, методы, формы и средства обучения [1].
Четкого понятия информатики в научной среде не сформулировано ввиду активного развития данного научного направления. Стремительное развитие информационных технологий не дает такой возможности, так как каждое из новых определений являющееся точным и полным на определенный период, на фоне интенсивного развития утрачивает свою актуальность в ближайшее время.
Ввиду этого формирование содержания методической системы обучения информатике и информационным технологиям должно носить системный характер. Использование профессорско-преподавательским составом устаревших и утративших свою актуальность методических инструментов при получении знаний обучаю-
78
PEDAGOGICAL SCIENCES
щимися в образовательных организациях МВД России будущими сотрудниками органов внутренних дел, однозначно влечет собой выпуск специалистов, несоответствующих требованиям, предъявляемым современному техническому и информационному прогрессу.
Разработка элементов методической системы обучения рассматриваемой направленности является весьма важным. Так как в нынешнее время он напрямую связан с получаемыми в процессе обучения и используемыми в ходе служебной деятельности сотрудниками органов внутренних дел знаний в области инфокоммуникацион-ных систем и технологий.
Рассматривая структуру методической системы обучения, приходим к выводу о том, что ключевой ее составляющей является цель обучения. Особенность методической системы обучения информатики состоит в технологической направленности ее компонентов. В этой связи обратимся к термину «технология». В частности, под педагогической технологией понимается методология проектирования и анализа образовательных процессов с учетом ее ресурсов, привлекаемых для получения наивысшего качества образования.
Рассуждая о технологии обучения и получения курсантами знаний в рассматриваемой области науки, нужно отметить острую необходимость своевременного совершенствования ее дидактической системы, следующей параллельно техническому и инфокоммуникационному прогрессу. Осуществление разработки и внедрения в образовательный процесс методологических инноваций, следует выполнять, основываясь на результатах анализа элементов, составляющих методическую систему обучения, и дальнейшей их апробации.
В процессе указанного рода педагогической деятельности следует учитывать специализацию обучающихся и адаптировать учебный план дисциплины под определенный перечень оперативно-служебных задач, к выполнению которых должен быть готов выпускник образовательной организации. Данное требование состоит в том, что в одной и той же учебной дисциплине, составляющей разные учебные планы, в качестве учебного объекта выступает одна и та же область науки, однако, исходя из особенностей целей и задач образовательной программы, составной частью которой и является учебный план, проявляются особенности изучения объекта, определяемые специальностью, получение которой и является целью освоения дисциплины.
В свою очередь совокупность отдельно взятых учебных дисциплин, большинство из которых имеют свои
междисциплинарные связи, и представляет собой на выходе единый учебный план.
Подводя итог исследования, приходим к выводу о том, что методическая система обучения информатике и информационным технологиям является продуктом творческого процесса деятельности преподавателя, рождающимся в условиях постоянно развивающегося информационного и технического прогресса. В связи с чем поддержание уровня квалификации и стремления профессионального роста в особенности профессорско-преподавательского состава, осуществляющего обучение курсантов и слушателей рассмотренным учебным дисциплинам, является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций системы МВД России.
Естественное либо искусственное затормаживание развития процесса разработки и совершенствования методической системы обеспечения поименованных выше учебных дисциплин одновременно влечет собой недополучение обучающимися знаний также и в других отраслях, ввиду наличия хорошо просматривающейся взаимосвязи с большим количеством предметов, подлежащих освоению в рамках реализуемых образовательных программ.
Библиографический список
1. Бороненко, Т. А. Методическая система обучения информатике и учебный предмет / Т. А. Бороненко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2008. Т. 3, № 2. С. 117-123.
2. Васильева, Т. Б. Об обучении информатике и информационным технологиям в образовательных организациях МВД России / Т. Б. Васильева, В. А. Шершнева // Педагогическое образование. 2023. Т. 4. № 8. С. 139-143.
3. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб. : Питер, 2004. 544 с.
Bibliographic list
1. Boronenko, Т. A. Methodical system of teaching computer science and the educational subject / T. A. Boronenko // Bulletin of the Leningrad State University named after AS. Pushkin. 2008. Vol. 3. No. 2. P. 117-123.
2. Vasilyeva, Т. B. On teaching computer science and information technologies in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Т. B. Vasilyeva, V A. Shershneva // Pedagogical education. 2023. Vol. 4. No. 8. P. 139-143.
3. Khutorskoy, A. V Modern didactics : studies, for universities /А. V. Khutorskoy. St. Petersburg : Peter, 2004. 544 p.
Информация об авторе
Т. Б. Васильева - старший преподаватель кафедры информационно-правовых дисциплин и специальной техники.
Information about the author
Т. В. Vasilyeva - Senior lecturer at the Department of Information and Legal Disciplines and Special Equipment.
Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 04.12.2023; принята к публикации 01.02.2024.
The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 04.12.2023; accepted for publication01.02.2024.