Научная статья на тему 'Развитие методических подходов к управлению рисками финансовых институтов в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма'

Развитие методических подходов к управлению рисками финансовых институтов в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСКИ / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алифанова Е.Н., Воченко Н.Г., Воробьева И.Г.

В статье отмечается, что исследования рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма проводятся в рамках различных подходов. Перспективным ракурсом может стать изучение рисков финансовых институтов в данной сфере с учетом финансовой грамотности их клиентов. Такой подход формирует принципиально новую стратегию управления потенциальными рисками, позволяя финансовым институтам применять в отношении клиентов соответствующие меры контроля и надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алифанова Е.Н., Воченко Н.Г., Воробьева И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие методических подходов к управлению рисками финансовых институтов в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма»

Риск-менеджмент

Удк 336.6

развитие методических подходов к управлению рисками финансовых институтов в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию

терроризма*

е. н. алифанова,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой международных экономических отношений E-mail: alifanovaen@mail. ru Н. Г. ВОВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail: vovchenko@rambler. ru И. Г. ВОРОБЬЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела E-mail: iv. pochta@mail. ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье отмечается, что исследования рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма проводятся в рамках различных подходов. Перспективным ракурсом может стать изучение рисков финансовых институтов в данной сфере с учетом финансовой грамотности их клиентов. Такой подход формирует принципиально новую стратегию управления потенциальными рисками,

* Статья подготовлена в рамках научного исследования, которое проводится при финансовой поддержке Минобрнауки России. Проект №№ 14.В37.21.0022 «Модернизация инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма на основе повышения финансовой грамотности клиентов - физических лиц (на примере Юга России)».

позволяя финансовым институтам применять в отношении клиентов соответствующие меры контроля и надзора.

Ключевые слова: риски, отмывание доходов и финансирование терроризма, финансовые институты, финансовая грамотность.

В современном мире широкое распространение процессов отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма носит по-настоящему деструктивный характер, представляет реальную угрозу стабильности и устойчивости мировой финансовой системы, а также отдельных национальных финансовых систем.

В общегосударственном масштабе увеличение финансовых нарушений, связанных с отмыванием денег, негативно влияет на инвестиционную привлекательность страны, подрывая рациональность и транспарентность финансовых и экономических институтов и снижая конкурентоспособность государства.

Нелегальные финансовые потоки, направленные на маскировку источника доходов, создают предпосылки неустойчивости финансовой структуры и ее ненадежности в долгосрочной перспективе. Вовлеченность финансовых институтов в незаконные операции воспринимается как серьезная угроза стабильности национальной финансовой системы.

Динамичность и многофакторность развития российской финансовой системы, появление в ней новых участников (финансовых институтов) различных видов определяют интенсификацию возникновения новых угроз и рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма: за счет возникающего регулятивного и институционального арбитража расширяются возможности совершения подобных незаконных операций именно через новых участников рынка.

Актуальность исследования рисков в данной сфере состоит в том, что разные участники национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ ФТ) находятся в разном положении с точки зрения подготовленности и оснащенности технологиями и знаниями, направленными непосредственно на реализацию их функций по ПОД/ФТ.

Коммерческие банки традиционно пребывают на передовой линии этого процесса, подвергаются жесткому контролю со стороны соответствующих регуляторов. Их основные процедуры основываются на подходах ФАТФ1, Базельского комитета по банковскому надзору, Вольфсбергской группы.

Небанковские финансовые институты в силу не столь жесткой системы надзора за их деятельностью в сфере ПОД/ФТ или небольшого срока их функционирования на финансовом рынке России как самостоятельных структур не обеспечили к

1 Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

настоящему времени высокоэффективного механизма управления рисками отмывания денег или финансирования терроризма.

Третий сегмент участников национальной системы ПОД/ФТ — это организации, осуществляющие деятельность, по сути не относящуюся к финансовой сфере, но имеющие дело с интенсивным оборотом наличности. Они и вовсе выполняют в усеченном объеме обязанности в данной сфере, возложенные на них законодательством, поскольку не совсем четко позиционируют себя. Кроме того, такие организации сталкиваются с серьезными кадровыми и интеллектуально-профессиональными ограничениями.

В связи с этим необходимы дополнительные усилия, направленные на совершенствование инструментов снижения рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма в российской экономике. По мнению авторов, существующая национальная система ПОД/ФТ будет более эффективно функционировать, если ее основу составит не только институциональный каркас внешнего и внутреннего контроля за финансовыми институтами, но и элементы самоорганизации населения, включая финансовую грамотность.

Недостаток финансовой грамотности значительной части населения ограничивает способность людей эффективно распоряжаться своими средствами, принимать правильные решения относительно своего финансового будущего и тем самым вынуждает их принимать высокие финансовые риски. Это создает питательную среду для размножения структур, занимающихся отмыванием денег, финансированием терроризма и использующих в этих целях население. Постоянно увеличивающееся количество финансовых продуктов, их усложнение, смещение ответственности за индивидуальные финансовые решения от государства и финансовых институтов к физическим лицам усиливают необходимость повышения финансовой грамотности клиентов финансовых институтов.

При этом финансовая грамотность является одним из факторов, воздействующих на установки населения в отношении денег, их источников, способов получения и расходования. Для Юга России, население которого характеризуется значительной культурной, конфессиональной, этнической вариацией и высоким уровнем теневых доходов, подверженность рискам участия в отмывании денег и финансировании терроризма посредством взаи-

модействия с финансовыми институтами является особенно высокой.

Таким образом, для успешного управления указанными рисками большое значение имеют развитие и совершенствование подходов по управлению ими, поскольку сам механизм ПОД/ФТ должен обогащаться под влиянием не только эндогенных, но и экзогенных факторов: он не может быть застывшим.

Обоснование подхода, принятого за основу при разработке проблемы. В преобладающем числе случаев незаконные денежные потоки проходят через финансовые институты. В ходе отдаления полученного криминальными структурами дохода от реального незаконного их источника он претерпевает значительные преобразования, становясь объектом финансовых операций, в ходе которых в большей или меньшей степени попадает в сферу действия легальной финансовой системы. В этом аспекте активное вовлечение финансовых институтов в противоправные или преступные процессы отмывания денег или финансирования терроризма через тщательно разработанные и выстроенные схемы и совокупности операций выступает ярким примером нового вида угроз финансовой безопасности государства.

Формирование политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма находится в русле глобальных инициатив по выработке новых подходов к реализации национальной финансовой политики, базирующейся на принципах стабильности, ответственности и транспарентности управления финансовым сектором, а также прозрачности финансовых потоков. Анализ основных положений ряда итоговых документов встреч и совещаний глав государств, министров финансов и руководителей центральных банков стран G 20 («Большой двадцатки») (декларации, коммюнике и т. п.) 2, а также документов авторитетных международных организаций (ФАТФ, ЕАГ, Транспэранси Интернешнл, Совета финансовой стабильности, Всемирного банка, МВФ и др.) 3 позволяет сделать вывод о важности и необходимости модернизации инструментария управления экономическими и финансовыми рисками на макро- и микроуровне.

2 Декларация саммита в 20 по финансовым рынкам и мировой экономике от 15.11.2008. Коммюнике встречи лидеров государств—участников «Большой двадцатки». Канны. 3—4 ноября 2011 г.

3 Письмо министрам финансов и руководителям центральных банков. 03.04.2012.

В контексте современной реформы регулирования мирового финансового рынка повышается внимание к необходимости более точной идентификации возможных угроз финансовой безопасности, принятию большей ответственности финансовыми институтами с точки зрения выявления и оценки рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, а также разработки механизмов управления этими рисками. В настоящее время ФАТФ как глобальный координатор процессов в сфере ПОД/ФТ концентрирует основные усилия на выработке новых подходов в целях выявления и оценки рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, и реализации основными субъектами первичного финансового мониторинга (в том числе финансовыми институтами) риск-ориентированного подхода.

Новым подходом может стать методика управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма с учетом объективного уровня финансовой грамотности как работников финансовых институтов, так и потребителей финансовых услуг. С этой точки зрения, опираясь на методику ФАТФ и Всемирного банка [5, 6] по выявлению и оценке рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, важно адаптировать лучшие международные практики для национальных финансовых систем. Национальную оценку рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма следует понимать как организованную систематическую деятельность по выявлению и изучению методов легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также поиск слабых сторон в системах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, которые прямо или косвенно влияют на нестабильное развитие страны.

По мнению авторов, существующая национальная система ПОД/ФТ должна не только опираться на рекомендации и международный опыт, но и вырабатывать собственные рецепты повышения эффективности функционирования. То есть существующие подходы к оценке рисков в сфере отмывания денег и финансирования терроризма станут более эффективными, если финансовые институты реализуют риск-ориентированные подходы с учетом финансовой грамотности клиентов.

Анализ международного опыта [1, 2], проведенные диагностики позволили сделать вывод о том,

что финансовая грамотность населения, базирующаяся на знаниях о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, имеет прямое влияние на развитие как финансовой, так и экономической системы страны в контексте противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Финансовая грамотность клиентов финансовых институтов позволяет решить следующие задачи.

1. Способствует активизации участия населения в операциях на финансовом рынке, формированию рационального финансового поведения и использованию большего спектра финансовых продуктов и услуг. С одной стороны, это повлияет на снижение рисков в целом и изменение их структуры. Но, с другой стороны, через расширение спектра услуг возрастут и риски в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.

2. Помогает поддержанию финансовой стабильности и способствует противодействию отмыванию денег, финансированию терроризму за счет повышения рыночной финансовой дисциплины в рамках финансовой системы.

3. Поддерживает стабильность финансовых институтов и расширяет их возможности аккумулировать достаточное количество денежных средств для финансирования реального сектора экономики, потребностей бизнеса и домашних хозяйств.

4. Способствует формированию не только грамотных потребителей финансовых продуктов и услуг, воспринимающих финансовую систему комплексно и понимающих интересы финансовых институтов, но и более квалифицированных и ответственных продавцов.

Основой для выбранного методологического подхода разработки проблемы модернизации инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере противодействия отмыванию денег или финансированию терроризма являются использование методики Всемирного банка и ФАТФ и анализ лучшей практики финансовых институтов по управлению данными рисками. Они должны быть дополнены и расширены с учетом национальных особенностей функционирования финансовой системы, а также специфики управления рисками с ориентацией на финансовую грамотность персонала и клиентов финансовых институтов.

Модернизация современного инструментария управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма невозможна без учета

уровня финансовой грамотности клиентов финансовых институтов. С точки зрения авторов, важно понимать, что реальный уровень финансовой грамотности клиента не коррелирует с его склонностью принимать на себя повышенные риски. При этом низкий уровень финансовой грамотности и высокая склонность к риску повышают риски финансовых институтов и формируют новую зону риска в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.

Исследование рисков в сфере ПОД/ФТ в зависимости от уровня финансовой грамотности клиентов следует проводить, опираясь на разработку классификации рисков по ключевым признакам:

— по клиентам или категориям клиентов;

— по типам финансовых операций.

Это позволит финансовым институтам определить и применить соответствующие меры и механизмы контроля для их снижения.

Оценка риска всегда должна проводиться в самом начале формирования отношений с клиентом — на основе полного анализа предоставленной им информации. Уровень финансовой грамотности клиента можно определить только после проведения клиентом нескольких операций через финансовый институт на основе мониторинга этих операций и регулярного обновления оценок риска. В этом случае управление рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма реализуется через систему инструментов — установленных регуляторами и вырабатываемых самими финансовыми институтами с учетом финансовой грамотности клиентов.

Данный подход к выбору методологии исследования нашел отражение в разработке алгоритма управления рисками финансовых институтов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на основе финансовой грамотности клиентов (см. рисунок).

С точки зрения предлагаемой системы, ключевыми субъектами управления рисками в сфере ПОД/ФТ являются:

1) государство — через систему регулирования и надзора за профессиональной деятельностью финансовых институтов

2) сами финансовые институты (коммерческие банки, небанковские кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, страховые организации, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации) — через реализацию ими системы внутреннего контроля.

Типичными предпосылками для возникновения рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма считаются:

— обращение клиента в финансовый институт для разовых операций;

— неясный экономический смысл операции;

— критические суммы операции (существенно выше или ниже пруденциальных нормативов);

— интенсивные операции клиента с наличными денежными средствами.

Исходя из практики работы финансовых институтов, а также используя подходы Всемирного банка и ФАТФ [6] к классификации рисков в сфере-ПОД/ФТ, можно выделить три укрупненные группы указанных рисков:

— риск страны или географического региона;

Субъекты управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма

Государство

Коммерческие банки. Небанковские кредитные организации. Участники рынка ценных бумаг. Страховые организации. Кредитные потребительские кооперативы. Микрофинансовые организации

Риск страны / географического региона

Риски в сфере отмывания денег или финансирования терроризма

Риск, связанный с клиентом

Риск продукта (услуги)

Идентификация клиентов

Инструменты управления риском

Выработка финансовым институтом критериев и признаков подозрительных операций Расширенный контроль за операциями по категориям клиентов Формирование базы неблагонадежных клиентов, в отношении которых были выявлены подозрительные операции Аккумулирование информации в финансовом институте о клиентах и финансовых операциях

I

Внедрение

программ

обучения

сотрудников

и клиентов

финансовых

институтов

Система управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма с учетом финансовой грамотности клиентов

— риск, связанный с клиентом;

— риск продукта (услуги).

Раскроем содержание каждого из этих рисков.

1. Риск страны (географического региона). Выработался подход, развиваемый ФАТФ, который позволяет отнести страну или географический регион к категории повышенного риска. Предполагается, что повышенный риск в сфере ПОД/ФТ возникает у финансового института при установлении взаимоотношений с резидентами (как физическими, так и юридическими лицами) такой страны (географического региона) либо при проведении операций с ее финансовыми институтами, либо при осуществлении деятельности на ее территории. Такие страны в силу отсутствия регулятивных институтов и механизмов допускают неконтролируемые операции, способствующие отмыванию денег или финансированию терроризма.

Риск страны (в совокупности с другими факторами риска) является дополнительной информацией, характеризующей потенциальный риск в сфере отмывания денег или финансирования терроризма. К факторам, на основании которых можно сделать выводы о том, что страна (регион) несет более высокий риск в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, относятся:

— санкции, примененные в отношении страны, эмбарго или аналогичные меры, введенные международными организациями (например, ООН или ФАТФ) или отдельными государствами (например, США). В определенных обстоятельствах, когда введенные в отношении страны ограничивающие меры не признаны на международном уровне, финансовые институты могут оказать ей доверие в зависимости от политико-экономических позиций инициатора ограничивающих мер;

— согласно достоверным источникам (по итогам оценочной деятельности ФАТФ), страна (регион) не имеет соответствующих законов, нормативных актов и иных мер, направленных на ПОД/ФТ;

— согласно достоверным источникам страна (регион) оказывает финансовую или иную поддержку террористической деятельности, или на ее территории активно осуществляется деятельность террористических организаций;

— согласно достоверным источникам страна (регион) характеризуется высокой степенью коррупции или иной противозаконной деятельности.

Доступ к таким сведениям должен быть обеспечен сотрудникам финансовых институтов для

обоснования оценки рисков операций. Необходимо в практику финансовых знаний ввести понятие «достоверный источник». Под этим термином подразумеваются данные от хорошо известных структур, имеющих в обществе высокую репутацию, которые занимаются широким публичным распространением такой информации. Помимо ФАТФ и региональных органов, созданных по типу этой организации, к таким источникам могут относиться:

— межнациональные или международные органы (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная организация органов финансовой разведки «Эгмонт» и т. д.);

— соответствующие органы государственной власти различных стран и неправительственные организации.

2. Риск, связанный с клиентом. Финансовый институт, руководствуясь собственными критериями, оценивает самостоятельно — представляет ли тот или иной клиент высокий риск и какое воздействие на такую оценку могут оказать факторы снижения риска (например, принцип «знай своего клиента»). Применение переменных риска может как снизить, так и повысить уровень его оценки. К категориям потребителей финансовых услуг, чья деятельность может создавать риск высокого уровня, относятся:

— клиенты, не имеющие навыков работы в финансово-кредитной сфере и не обладающие должным уровнем финансовых знаний;

— клиенты, осуществляющие деловые отношения или проводящие финансовые операции в нестандартной обстановке (например, дистанционная работа с финансовым институтом, частые переводы денежных средств из одного финансового института в другие).

3. Риск продукта (услуги). Финансовые институты должны учитывать, что новые продукты или услуги представляют собой риск не тогда, когда финансовый институт непосредственно предлагает их клиентам, а когда они используются в противоправных целях. В связи с этим важное значение имеет обучение на постоянной основе как сотрудников финансовых институтов, так и клиентов (непрерывное финансовое образование), направленное на расширение сущностного понимания ими новых финансовых продуктов и услуг. При оценке рисков продуктов и услуг необходимо принимать во внимание характер операции [3]. В этих целях следует держать под особым контролем:

— операции и услуги, которые, согласно определению компетентных органов или достоверных источников, являются потенциально высокорискованными;

— операции и услуги, оказываемые с использованием международных корреспондентских банковских счетов, включая выплаты денежных средств лицам, не являющимся клиентами, а также почтовые переводы;

— международные частные банковские операции и услуги;

— операции и услуги, связанные с куплей-продажей и оборотом ценных бумаг и драгоценных металлов;

— операции и услуги, предусматривающие анонимность в силу своего характера, а также услуги, позволяющие мгновенно совершать международные операции (например, онлайновые банковские переводы, банковские карточки-аккредитивы, международные безналичные банковские переводы в частные инвестиционные компании и фонды).

В современных экономических условиях большинство финансовых институтов сталкиваются с рисками в сфере ПОД/ФТ не так уж часто. Возможность проявления конкретного риска (отдельно или в совокупности с другими) в общей оценке потенциального риска в сфере отмывания денег или финансирования терроризма в разных финансовых институтах различна. Она зависит от функционально активного положения каждого конкретного финансового института.

Таким образом, финансовые институты должны самостоятельно определять доли рисков, составляющие общую оценку риска. Введение жестких параметров законодательными органами или органами правового регулирования без учета финансовой грамотности населения может привести к тому, что оценки рисков, разработанные финансовыми институтами, будут носить неэффективный характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Единого подхода к определению типов рисков не существует. Устоявшейся методологии выявления и оценки различных типов риска в сфере отмывания денег или финансирования терроризма также нет. Методика изучения и оценки этих рисков должна способствовать повышению эффективности управления потенциальными рисками, учитывая финансовую грамотность как клиентов, так и работников финансовых институтов. На взгляд авторов, целесообразно дополнить существующую методику Всемирного банка и ФАТФ по выявлению и оценке

рисков новым аспектом — рассмотрением влияния уровня финансовой грамотности клиентов финансовых институтов на совокупный риск в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.

Отметим, что в руководящем документе ФАТФ [4] однократно упоминается, что информация, попадающая не в те руки, не к тому адресату, может быть источником повышенной опасности как для отдельных лиц и компаний, так и в масштабе всей страны. Это зависит от ее характера и самой деятельности компании. Последствиями реализации данного риска могут стать различного рода финансовые махинации, шантаж и так называемые «беловоротничковые преступления». В связи с этим представляется важным учитывать информационный риск в структуре рисков финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, совмещая его с риском, связанным с клиентом финансового института.

В свете рассматриваемой системы управления рисками финансовых институтов в сфере ПОД/ФТ с учетом финансовой грамотности клиентов можно выделить следующие предпосылки возникновения указанных рисков:

— обращение клиентов в финансовый институт для совершения разовых операций сопряжено с более высоким риском в сфере отмывания денег или финансирования терроризма. Длительные, стабильные деловые взаимоотношения, сопровождающиеся частыми деловыми контактами с клиентом, представляют собой меньший риск. Поэтому финансовому институту необходимо стимулировать клиента информацией о новых видах финансовых продуктов и услуг;

— в зависимости от цели открытия клиентом счета или установления деловых отношений операции могут быть связаны с повышенными рисками. Счета, которые открываются для проведения обычных клиентских операций на небольшие суммы, обладают меньшим риском, чем счета, открываемые для проведения крупных операций с новыми клиентами (что и определяет неясный экономический смысл операции);

— «критическая» сумма средств, которую намерен разместить тот или иной клиент, или сумма проводимой финансовой операции могут свидетельствовать о повышенном риске. Крупные суммы депозитов или финансовых операций по сравнению с объемами средств, характерных для аналогичных видов деятельности, показывают, что клиента, не от-

носящегося ни по каким другим параметрам к категории высокого риска, все же следует отнести к ней;

— интенсивные операции клиентов финансового института с наличными денежными средствами сопряжены с более высоким риском в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.

В целях управления рисками финансовых институтов в сфере ПОД/ФТ применяются системы инструментов с учетом уровня финансовой грамотности клиентов и профессиональной подготовки сотрудников. К таким инструментам снижения рисков относятся:

— идентификация клиентов, в том числе применение расширенных схем в рамках индивидуального подхода к высокорисковому клиенту;

— выработка финансовым институтом критериев и признаков подозрительных операций;

— расширенный контроль за операциями по категориям клиентов;

— формирование базы неблагонадежных клиентов, в отношении которых финансовый институт выявил подозрительные операции;

— аккумулирование информации в рамках финансового института о клиентах и финансовых операциях;

— внедрение программ обучения сотрудников и клиентов финансовых институтов;

— введение требования об утверждении разрешений на открытие счета или установлении деловых взаимоотношений с высокорисковым клиентом руководством более высокого уровня финансового института.

Одни и те же инструменты управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма могут применяться к разным группам риска, т. е. финансовые институты вправе не разрабатывать специальных мер контроля для конкретной группы рисков.

Следует отметить, что ФАТФ рекомендует финансовым институтам проводить обучение своих сотрудников по темам ПОД/ФТ. В этом контексте важно, чтобы они владели полной информацией о мерах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма и обретали должный уровень финансовых знаний. Выполнение обязательств, принятых финансовыми институтами в отношении эффективного управления рисками в сфере ПОД/ФТ, зависит от эффективности подготовки персонала и от проведения с ним разъяснительной работы (в форме лекций, дискуссий, «круглых

столов»). Мероприятия в области финансовой грамотности должны охватывать всех сотрудников финансовых институтов: их следует ознакомить с общей информацией по законодательству, правовому регулированию и внутренней политике в сфере ПОД/ФТ. Применение подхода, основанного на оценке риска с учетом финансовой грамотности, к различным методикам обучения поможет финансовому институту проявлять дополнительную гибкость в отношении периодичности, способов проведения и основной задачи такой подготовки. С точки зрения авторов, финансовый институт, оценивая собственный персонал и имеющиеся ресурсы, обязан разработать программы обучения, удовлетворяющие следующим требованиям:

— учебные программы по повышению квалификации должны соответствовать кругу обязанностей, выполняемых сотрудниками финансового института, и степени личного взаимодействия с клиентами (непосредственные контакты с клиентами или только обработка финансовых операций);

— периодичность проведения обучения должна соответствовать уровню возможного риска, который характерен для того или иного вида деятельности.

Представляется, что ключевым инструментом снижения рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма является идентификация клиентов.

В качестве приоритетных принципов идентификации выступают:

— своевременность, включая периодическое обновление информации о клиентах финансовых институтов;

— расширенный характер идентификации, предполагающий сбор необходимой дополнительной информации, обеспечивающей более глубокое понимание положения клиента на рынке и особенностей его деятельности, включая прогнозирование характера и объемов предполагаемых финансовых операций, а также уровень его финансовой грамотности. На этой основе выявляются склонности клиента к риску в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.

Согласно устоявшейся практике при проведении идентификации клиентов финансовые институты проявляют повышенное внимание к обслуживанию так называемых высокорисковых клиентов. К этой категории могут быть отнесены:

— клиенты, чья организационная структура или характер деловых отношений не позволяют опре-

делить фактического собственника или владельца контрольного пакета акций;

— клиенты, совершающие большое количество операций за наличный расчет (или эквивалент наличных средств);

— клиенты, осуществляющие деятельность, предоставляющую возможность обналичить крупные суммы в результате определенных операций (благотворительные и другие некоммерческие организации, на которые не распространяется действие механизмов контроля и надзора, организации, которые осуществляют международные операции);

— клиенты, осуществляющие деятельность, связанную с бухгалтерским учетом, юридической практикой;

— клиенты, являющиеся видными политическими деятелями (как иностранными, так и внутренними).

Таким образом, идентификация клиентов может реализоваться простым и расширенным способом.

В первом случае к мерам идентификации клиентов целесообразно отнести:

1) стандартные меры по надлежащей проверке, применяемые ко всем клиентам;

2) упрощенные схемы проверки, применяемые вместо стандартных мер в отношении клиентов, которых можно отнести к низкому уровню риска в силу то, что:

— клиент является компанией, которая котируется на бирже и обязана соблюдать требования о предоставлении соответствующей информации в компетентные органы;

— клиент является кредитно-финансовым учреждением (либо национальным, либо зарубежным), в отношении которого действуют требования по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, удовлетворяющие рекомендациям ФАТФ;

— клиент является частным лицом, основным источником доходов которого является заработная плата, пенсия и социальные пособия, поступающие из определенных, установленных источников, и объемы финансовых операций соответствуют уровню доходов.

Во втором случае (при расширенном способе идентификации) к таким мерам относятся расширенные способы надлежащей проверки клиентов, представляющих более высокий риск. Такое заключение можно сделать на основании:

— вида деятельности клиента;

— формы собственности;

— прогнозируемого и фактического объема и типа финансовых операций, включая операции со странами, относящимися к высокому риску, или с теми, которые определены как страны высокого риска действующим законодательством и законодательными актами [3].

Кроме того, эффективность идентификации клиентов зависит от компетентности сотрудника, ее осуществляющего. Это предполагает наличие общего объема знаний о стране, включая специфику национального законодательства, правил и декларируемых финансовым институтом целей в сфере ПОД/ФТ.

На этой основе финансовые институты строят свою дальнейшую политику управления рисками в сфере ПОД/ФТ, которая включает:

— выработку финансовым институтом критериев и признаков подозрительных операций;

— расширенный контроль за операциями по категориям клиентов;

— формирование базы неблагонадежных клиентов, в отношении которых финансовый институт выявил ранее подозрительные операции;

— аккумулирование информации в рамках финансового института о клиентах и финансовых операциях.

Важным компонентом системы управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма является мониторинг. Уровень и характер процедур мониторинга, применяемых финансовыми институтами, зависит от ряда факторов.

1. От объемов финансовых операций, уровня рисков в сфере отмывания денег и финансирования терроризма, которым подвержен такой финансовый институт.

2. От применяемой методики контроля (ручной, автоматизированной или смешанного типа).

3. От вида профессиональной деятельности клиента, в отношении которой будут применяться такие процедуры мониторинга.

Применяя подход, основанный на оценке риска, к методике мониторинга финансовый институт должен исходить из того, что для различных финансовых операций или клиентов должны использоваться дифференцированные подходы.

Реализуемые процедуры мониторинга позволяют сотрудникам финансового института на основе анализа истории и длительности обслуживания клиента дать оценку уровня его финансовой грамотности.

В отношении профессиональной квалификации сотрудников и финансовой грамотности клиентов глубина мониторинга будет зависеть от оценки риска, выведенной для данного клиента, продукта или услуги, которыми пользуется клиент, а также от места расположения клиента, его финансовых операций, финансовой компетенции. Методология и процедуры мониторинга также связаны с ресурсами, имеющимися у финансового института [3, 4]. Основной целью мониторинга в рамках системы, основанной на оценке риска, является определение зон рисков в сфере ПОД/ФТ.

При мониторинге важное значение имеет выявление операций, подлежащих обязательному контролю, в силу их закрепления на законодательном уровне. В связи с этим необходимо регулярно контролировать соответствие операций клиентов установленным пороговым значениям. Кроме того, финансовые институты должны отслеживать соответствие принятых процедур управления и мониторинга рисков действующему законодательству. Результаты мониторинга следует всегда отражать в документации (как внутренней, так и перед надзорными органами).

Выводы. Таким образом, система управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма имеет существенное значение для обеспечения стабильности функционирования, является динамичной и сложной по содержанию, подвержена воздействию экзогенных и эндогенных трансформаций. Это дает возможность выявить вектор модернизации инструментария управления рисками финансовых

институтов в сфере противодействия отмыванию денег или финансированию терроризма на основе повышения финансовой грамотности их клиентов — физических лиц.

Список литературы

1. Евлахова Ю. С., Кочмола К. В. Повышение финансовой грамотности как институт позитивной социализации. Материалы научной конференции «Актуальные проблемы образования». Лутраки. Греция. 2008.

2. Кочмола К. В., Алифанова Е. Н., Ефремен-ко И. Н., Евлахова Ю. С. Развитие научно-методического инструментария распространения финансовых знаний в обществе // Финансовая аналитика: проблемы и перспективы. 2011. № 12.

3. Руководство по применению подхода на основе оценки рисков в сфере ПОД/ФТ. Принципы и процедуры. М.: МУМЦФМ. 2007.

4. Руководство по применению подхода, основанного на оценке риска, для провайдеров услуг траста и компаний (провайдеров УТК). URL: http:// www. eurasiangroup. org/ru/news/typ_12.pdf.

5. Стратегии оценки рисков легализации денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. 18.06.2008. URL: http://www. eurasiangroup. org/files/typ_11.pdf.

6. Шатен П. -Л., Макдауэл Дж., Муссе С., Шотт П. А., ван дер Дус де Вильбуа Э. Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: практическое руководство для банковских специалистов: пер. с англ. М.: Альбина Паблишерз. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.