А.Ф. Кузина
доцент, кандидат экономических наук, доцент ВАК
кафедры бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар,
Россия A.F. Kuzina
Associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor VAK of the Department of accounting Kuban state
agrarian University, Krasnodar, Russia
Е.Д. Безуглая
студентка 3 курса факультета предпринимательства,
сервиса и туризма АНОО ВО Кубанский Социально-Экономический
E.D. Bezuglay
3rd year student of the Faculty of Entrepre-neurship, Service and Tourism ANOO IN Kuban Social and Economic Institute
Е.В. Полторацкая
Магистрант факультета заочного обучения по направлению 38.04.01 «Экономика» Магистерская программа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет
имени И.Т. Трубилина» E.V. Poltoratskaya Master of the Faculty of Distance Learning in the direction of 38.04.01 "Economics"Master's program "Accounting, analysis and audit" FGBEU VO"Kuban State Agrarian University named
after I.T. Trubilina
РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация: В статье рассматривается изучение теоретического и практического материала по проблемам разработки системы управленческого учета субъектов малого бизнеса, что позволило сделать вывод о том, что данное направление считают одной из перспективных областей бухгалтерской практики субъектов малого предпринимательства. Приведен литогенез институционального развития категорий субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации. Представлены сведения о количестве субъектов малого бизнеса по Российской Федерации в 2013-2017 гг. Определены задачи управленческого учета в организациях малого бизнеса. Определены разделы и элементы учетной политики для целей управленческого учета в организациях малого бизнеса. Раскрыты основные цели организации системы управленческого учета как части информационной системы учета в современном бизнесе. Управленческий учет выделен в качестве одной из перспективных областей бухгалтерской практики в организациях малого бизнеса.
Annotation: The article considers the study of theoretical and practical material on the problems of developing a management accounting system for small businesses, which made it possible to conclude that this area is considered one of the promising areas of accounting practice for small businesses. Lithogenesis of institutional development of
categories of small businesses in the Russian Federation is given. Presents information on the number of small businesses in the Russian Federation in 2013-2017. The tasks of management accounting in small business organizations are defined. Defined sections and elements of accounting policies for the purposes of management accounting in small business organizations. The main objectives of the organization of the management accounting system as part of the accounting information system in modern business are disclosed. Management accounting is highlighted as one of the promising areas of accounting practice in small business organizations.
Ключевые слова: Управленческий учет, субъект малого предпринимательства, учетная политика, субъекты малого предпринимательства, метод управленческого учета, система управленческого учета.
Keywords: Managerial accounting, small business entity, accounting policy, small business entities, management accounting method, management accounting system.
С позиций современной теории, субъект предпринимательства - это «... лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений» [1, с. 104]. Малое или среднее предприятие -это субъект предпринимательства, правовой статус которого отвечает соответствующим условиям и требованиям законодательства.
Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства - иерар-хичная система актов следующих уровней: международные договоры, принципы и нормы международного права, ратифицированные РФ; Конституция РФ; кодексы и законы РФ (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ); нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ; законодательство субъектов РФ; локальные нормативные акты организаций; обычаи делового оборота.[4]
Для того чтобы изучить и дать оценку действующим категориям субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, можно воспользоваться следующими этапами его развития (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Историко-логические этапы институционального развития категорий субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации
Российский малый бизнес берет начало с 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения организаций к категории малых, определены общие условия и правила
их функционирования. Одним из первых документов, определивших политику государства в развитии малого предпринимательства на данном этапе, явилось Постановление Совета Министров СССР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». В соответствии с этим Постановлением, к малым относились предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», где за основу был взят критерий размера численности персонала организации.
На втором этапе становления понятие «малое предприятие» существенно изменилось в связи с выходом в июне 1995 года Федерального Закона от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», согласно которому под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала определенных предельных уровней. Кроме того, к субъектам малого предпринимательства, относились также:
- физические лица, занятые предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- юридические лица;
- фермерские хозяйства.
Третий этап развития - это период стабилизации и экономического роста сектора малого и среднего предпринимательства, который связан, прежде всего, с введением в действие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Последний критерий выделения субъектов малого предпринимательства (который отсутствовал в предыдущих этапах) - это «финансовые показатели».
Таким образом, обозначенный с 2007 года период развития малого предпринимательства в нашей стране продолжается и сегодня. Сведения о количестве субъектов малого бизнеса по Российской Федерации за 2013-2017 гг. согласно информации Федеральной службы государственной статистики представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Сведения о количестве субъектов малого бизнеса по Российской Федерации в 2013-2017 гг._
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Количество субъектов малого бизнеса по Российской Федерации, единиц 234537 235579 242661 172916 256698
Из них по Краснодарскому краю:
- число, единиц 6074 5861 8383 3911 7613
- удельный вес, % 2,59 2,49 3,45 2,26 2,97
По данным таблицы 1.1 видно, что количество малых организаций по Российской Федерации поступательно увеличивалась с 234537 единиц в 2013 году до 256698 единиц в 2017 году. Исключением является 2016 год, когда по данным Федеральной службы государственной статистики, в России резко сократилось число малых организаций . Так, число субъектов малого бизнеса Российской Федерации сократилось до 172916 единиц по сравнению с 242661 единицей в 2015 году.
Постановлением правительства РФ № 702 от 13 июля 2015 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» были в два раза увеличены показатели для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.
Изменения связаны с рядом объективных причин: необходимость корректировки значений предельных размеров оборота организаций как в связи с инфляцией, так и в связи с развитием организаций, увеличением их уставного капитала и изменением структуры этого капитала, необходимость стимулирования экономического роста путем привлечения инвестиций.
Законодательство РФ регулярно адаптирует данные критерии к изменениям внешней среды в целях развития малого и среднего предпринимательства. При этом рост количества субъектов малого и среднего бизнеса положительно скажется на численности занятых, оборотах и объемах инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях.
Для принятия оптимальных управленческих решений в организациях малого предпринимательства необходим управленческий учет.
К задачам управленческого учета в организациях малого бизнеса можно отнести: определение цены или торговой наценку на продукцию, оценку перспектив развития направления деятельности организации, определение оптимальной структуры принимаемых заказов на основе выявленных перспектив развития направлений деятельности [2, с. 181].
Формированием учетной политики занимается либо финансовый директор, либо бухгалтер-аналитик, который осуществляет бухгалтерский управленческий учет, но так как в организациях малого бизнеса штат сотрудников невелик, поэтому обязанность по ее составлению и разработке возлагается на главного бухгалтера (зачастую в подразделении работает лишь один человек).
Учетная политика для целей управленческого учета - это совокупность способов, принятых организацией, ведение управленческого учета, которое обеспечивает основу принятия эффективных управленческих решений (обеспечение реального отражения в учете и отчетности особенностей вида деятельности организации и ее специфики) [3, с. 259].
Для целей управленческого учета, учетная политика может включать в себя следующие основные разделы, которые аналогичны бухгалтерской учетной политике: организационный, технический и методический.
Основное содержание разделов учетной политики субъектов малого бизнеса раскрыто в таблице 1.2.
В учетной политике малых организаций главной задачей является формирование внутренних отчетов с детализацией данных о доходах и расходах, которые необходимы менеджерам для планирования и прогнозирования последующей производительности организации. Учетная политика для целей управленческого учета, делает прозрачнее отчетность и упростит ее в прочтении, что, непременно, даст положительный эффект.
Таблица 1.2 - Основные элементы учетной политики для целей управленческого учета
Элемент учетной политики Содержание Средние и крупные субъекты Субъект малого предпринимательства
1 2 3 4
Организационный раздел
Финансовая структура организации Составление номенклатуры возникновения затрат. Центры ответственности по затратам, продажам, прибыли и инвестициями Подробное рассмотрение всех центров ответственности, составление обширной номенклатуры затрат Составление небольшой номенклатуры затрат
Структура службы управленческого учета Разработка управленческого аппарата, должностных инструкций сотрудников, мероприятия по повышению квалификации Автономное ведение управленческого учета, разработка должностных инструкций, график выполненных работ Отсутствие управленческого аппарата, ведением учета занимается бухгалтер-аналитик
Технический раздел
План счетов для целей управленческого учета Разработка и использование свободных кодов счетов, разработка дополнительных субсчетов, взаимоувязка с финансовым учетом Введение рабочего плана счетов (создание новых и использование свободных кодов счетов), открытие аналитических счетов Открытие аналитических счетов или использование сокращенного плана счетов для малых организаций
Документооборот Формирование документооборота, разработка регистров управленческого учета, разработка форм первичных документов Составление плана-графика документооборота. Использование унифицированных и самостоятельно разработанных форм Составление плана-графика документооборота. Использование унифицированных первичных документов
Методический раздел
Переоценки ОС и НМА Закрепление метода переоценки НМА и ОС, отражение результата (дооценка/ уценка) Методы переоценки: по первоначальной стоимости, по стоимости текущей (восстановительной), по справедливой стоимости Достаточно трудоемко, поэтому чаще всего не переоцениваются
Продолжение таблицы 1.2
Оценка отпущенных МПЗ в производство Выбор одного из способов отпуска МПЗ в производство (учитывая мировую практику) По себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, ФИФО, ЛОФО, КИФО, ХИФО, НИФО Предпочтительно использование: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, ФИФО
Ценообразование Использование внутренних трансфертных цен. Чаще всего возникают внутри зависимых компаний, а также между филиалами и структурными подразделениями Отсутствует возникновение трансфертных цен
Бюджетирование Разработка бюджетов, их представление, мониторинг, исполнение бюджетов Установление целевых показателей затрат, контроль затрат, постоянная оценка физических затрат, выработка мероприятий предупреждающего характера Разработка сокращенного бюджета или его отсутствие
Основываясь на полученных данных управленческого учета, руководитель сможет вовремя принять решение о закрытии какого-либо направления деятельности и наоборот увеличить финансирование бизнеса. [5, с 1-11]
Каждая организация стремится стать более благополучной, чем его конкурент, поэтому тайны организации внутрифирменного управления стараются не раскрывать. В какой-то степени эта область учета считается секретной, конфиденциальной.
Можно отметить две главные особенности управленческого учета:
1. ориентация на пользователя информации,
2. оперативность предоставления данных.
Ориентация на пользователя информации - определенного менеджера организации - характеризует сущность управленческого учета. Потребности менеджеров в информации для принятия решений и контроля будут зависеть, во-первых, от функциональной области, в которой они специализируются, а, во-вторых, от их положения в организационной структуре субъектов малого бизнеса.
В связи с этим система управленческого учета в ООО «Трэйд-Сервис» может быть построена различными способами, учитывающими указанную специфику. Например, это может быть комплексная информационная система, которая обеспечивает менеджеров на всех уровнях управления необходимой информацией о состоянии каждой из основных функциональных областей: производства, продажи, финансов и т. д. Вместе с тем это может быть и локальная система, которая формирует данные для ограниченного круга менеджеров (например, система показателей деятельности службы главного инженера) или в пределах ограниченной функциональной области (например, оперативный учет производства или финансовых показателей деятельности).
Вторая особенность управленческого учета - оперативность - обусловлена
тем, что информация, необходимая для принятия решений и контроля, будет полезна только в том случае, когда она своевременно передается пользователям. При построении сложных систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость автоматизации учетных процедур, поскольку ручная обработка данных не позволяет обеспечить своевременность получения информации.
Проанализировав зарубежный и отечественный опыт, можно выделить три основные цели организации системы управленческого учета как части информационной системы учета в современном бизнесе:
1. реализация концепции контроллинга, который дает управленческую информацию для планирования, контроля, оценки и непрерывного усовершенствования организации;
2. проведение финансово-экономических расчетов, формирования базы обоснования эффективных управленческих решений;
3. калькулирование себестоимости услуг, продуктов и прочих объектов затрат для удовлетворения информационных нужд финансового менеджмента как системы управления прибылью организации через управление затратами.
Обобщение западного и отечественного опыта хозяйствования позволяет сделать вывод о том, что управленческий учет в настоящее время позволяет наиболее удачно реализовать функции учета, планирования, контроля и регулирования себестоимости продукции, работ, услуг - одного из важнейших показателей деятельности организации. Кроме того, управленческий учет стали использовать в оптимизации расходов, прибыли, инвестиций и ряда других показателей, которые формируются в управленческом учете не только в целом по организации, но и по ее структурным подразделениям, центрам затрат, отдельным службам.
Изучение теоретического и практического материала по проблемам разработки системы управленческого учета субъектов малого бизнеса позволили сделать вывод о том, что данное направление считают одной из перспективных областей бухгалтерской практики субъектов малого предпринимательства.
Источники:
1 Юдин, Н. С. К вопросу о качественных критериях идентификации малого предпринимательства / Н. С. Юдин // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 9. - С. 104-112.
2 Кузина, А. Ф. Актуальные вопросы постановки системы управленческого учета и бюджетирования в коммерческих организациях / А. Ф. Кузина, А. В. Харсеева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2016.- № 4.- С. 181-185.
3 Хромова, И. Н. Организация управленческого учета в субъектах малого предпринимательства / И. Н. Хромова, В. Г. Неговелова // Символ науки. - 2016. -№ 12-1. - С. 259-261.
4 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 27.11.2017 № 356-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4006.
5 Еремченко, Т. С. Особенности формирования учетной политики субъектами малого бизнеса / Т. С. Еремченко, Е. Н. Ясменко // Научный журнал КубГАУ. -2014. - № 103. - С. 1-11.
6 Безуглая Е.Д. Основы организации управленческого учета в субъектах малого предпринимательства / Е.Д. Безуглая, А.Ф Кузина. Актуальные вопросы экономики и менеджмента: «Теория и практика» - 2018. - С 90.
Sources:
1 Yudin, N. S. On the issue of qualitative criteria for the identification of small entrepreneurship / N. S. Yudin // Socio-economic phenomena and processes. - 2014. - № 9. - p. 104-112.
2 Kuzina, A. F. Actual issues of setting the system of management accounting and budgeting in commercial organizations / A. F. Kuzina, A. V. Kharseyeva // Humanitarian, socio-economic and social sciences. -2016. - № 4. - p. 181-185.
3 Khromova, I. N. Organization of management accounting in the subjects of little entrepreneurship / I. N. Khromova, V. G. Negelova // Symbol of Science. - 2016. - № 121. - p. 259-261.
4 Federal Law of the Russian Federation of 24.07.2007 No. 209-03 (as amended on 27.11.2017 No. 356-03) "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" // Collection of the legislation of the Russian Federation, 30.07.2007, № 31, Art. 4006.
5 Eremchenko, TS. Features of the formation of accounting policies by small business entities / T. S. Eremchenko, E. N. Yasmenko // Scientific journal KubGAU. - 2014. - № 103. - p. 1-11.
6 Bezugla E.D. Fundamentals of organization of management accounting in small businesses / E.D. Bezugla, A.F. Kuzin. Actual questions of economics and management: "Theory and practice" - 2018. - C 90.