Научная статья на тему 'Развитие метода перкуссии в период войны 1812 г. '

Развитие метода перкуссии в период войны 1812 г. Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
814
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клиническая медицина
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие метода перкуссии в период войны 1812 г. »

© И. И. ШАПОШНИК, 2013

УДК 616-071.5:93

РАЗВИТИЕ МЕТОДА ПЕРКУССИИ В ПЕРИОД ВОЙНЫ 1812 г.

И. И. Шапошник

ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Минздрава России

Всякая война — это, конечно, зло. Немало горя и страданий принесли народам и наполеоновские войны. Однако, как это ни странно, во многом благодаря движению войск Бонапарта произошло распространение и внедрение метода перкуссии как в Европе, так и в России. В этом году, когда мы отмечаем 200-летие победы в Отечественной войне 1812 г., небезынтересно вспомнить и этот важный исторический факт, имеющий особое значение для медицины.

О перкуссии как о диагностическом методе мы находим первые упоминания в знаменитых «Афоризмах» Гиппократа, который применял выстукивание живота для отличия асцита от метеоризма [1]. В дальнейшем, однако, этот метод был забыт и врачи его не использовали. Как хорошо известно, современное применение перкуссии с целью обследования легких, сердца, органов брюшной полости связано с именем венского врача и ученого Леопольда Ауэнбруггера (1722—1809), который в 1761 г. опубликовал 95-страничный трактат «Новый способ обнаружения скрытых внутри болезней при помощи выстукивания грудной клетки» [2]. Ауэн-бруггер рос в семье виноторговца и часто наблюдал, как трактирщики выстукивали бочки, чтобы определить, сколько осталось в них вина. В дальнейшем он перенес этот прием в медицину и выяснил, что методом перкуссии можно распознать скопление жидкости между плеврой и легким, увеличение полости перикарда, аневризму и гипертрофию желудочков сердца. Современники, однако, не оценили должным образом открытие автора, и в течение почти 50 лет его никто не использовал. Более того, один из коллег Ауэнбруггера, основатель «старой» Венской клинической школы Антон де Гаен осмеял это предложение. И лишь в конце XVIII века лейб-медик Наполеона Жан Корвизар (1755—1821), один из основоположников современной клинической медицины, воспользовался открытием Ауэнбруггера. Корвизар лично убедился в огромном значении метода перкуссии после двадцатилетнего применения его в практической деятельности. Он полностью перевел труд Ауэнбруггера на французский язык и опубликовал его в 1808 г. [3]. При этом он сопроводил трактат автора собственными одобрительными комментариями на 400 страницах. В даль-

нейшем, двигаясь с войсками Наполеона, Корвизар и его многочисленные ученики стали пропагандировать и внедрять метод перкуссии по всей Европе, а затем и в России. Справедливости ради следует отметить, что впервые метод перкуссии в России был применен в конце XVIII века в Петербургском военном госпитале врачом Я. А. Саполовичем, который использовал его для обнаружения жидкости в плевральной полости.

В дальнейшем исследователи неоднократно усовершенствовали метод перкуссии. Так, в 1839 г. Йозеф Шкода (1805—1881) совместно с известным патологоанатомом Карлом Рокитанским (1804—1878) объяснили феномен перкуссии, исходя из законов акустики. С этого времени эффективность использования перкуссии уже не вызывала сомнения, а инструментарий врача пополнялся новыми приспособлениями. Одним из наиболее удачных стал плессиметр конструкции Пьера Пьорри (1794—1879), изготовленный из слоновой кости. В 1841 г. немецкий терапевт Антон Винтрих (1812—1882) предложил использовать особый перкуссионный молоточек. Известный киевский клиницист Ф. Г. Яновский (1860—1928) видоизменил осуществление перкуссии [4] путем нанесения перкуторного удара мякотью концевой фаланги среднего или указательного пальца (палец-плессиметр) по средней или концевой фаланге тех же пальцев противоположной руки (палец-молоточек). Этот прием в настоящее время используют большинство врачей. В 1910 г. основатель украинской терапевтической школы В. П. Образцов (1849—1920) предложил проводить выстукивание одним пальцем путем соскальзывания указательного пальца со среднего. Он ввел перкуссию для исследования не только органов грудной клетки, но и брюшной полости [5]. Большое значение имеет определение перкуторных размеров печени [6], предложенное томским проф. М. Г. Курловым (1859—1932).

Таким образом, благодаря открытию Леопольда Ауэнбруггера, усилиям Жана Корвизара и других исследователей, а также в какой-то степени движению армии Наполеона метод перкуссии получил всеобщее признание и до настоящего времени является ведущим в арсенале первого контакта пациента с врачом.

Контактная информация:

Шапошник Игорь Иосифович — д-р мед. наук, проф., зав. каф. пропедевтики внутренних болезней; е-шаД: shaposhnik@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппократ. Афоризмы. М.; 2008.

2. Auenbrugger L. Inventum novum ex percussione thoracis ut signo abstrusos interni pectoris morbos detegendi. Wien; 1761.

3. Nouvelle methode pour reconnaitre les maladies internes de la poi-

trine par la percussion de cette cavite. Ouvrage traduit du latin et commente par J. N. Corvisart. Paris; 1808.

4. Яновский Ф. Г. Туберкулез легких. М.; Л.; 1931.

5. Образцов В. П. Болезни желудка, кишок и брюшины. Киев; 1924.

6. Курлов М. Г. Клинические лекции по внутренним болезням. Томск; 1927. Поступила 03.09.12.

76

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА, № 5, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.