Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебник / современный учебник иностранного языка / метакогнитивные навыки / самообразование / лично-ориентированные технологии / textbook / modern foreign-language textbook / metacognitive skills / self-education / student-centered technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Югова Мария Анатольевна, Павлова Светлана Викторовна

В статье обоснована актуальность обозначенной темы исходя из современной действительности и понимания образования как процесса, в котором обучающийся выступает субъектом своей образовательной деятельности. Также принимается во внимание глубокий развивающий потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык». Авторы раскрывают ее возможности по развитию метакогнитивных навыков. Цель статьи продемонстрировать дидактические возможности учебника в подготовке студентов к самостоятельной познавательной деятельности. Авторы анализируют основные характеристики учебника иностранного языка для неязыкового вуза. Далее в статье раскрывается понятие «метакогнитивные навыки». В этом контексте уделяется внимание личностно-ориентированным заданиям, включенным в учебники иностранного языка. К таким заданиям относятся мини-проекты, круглые столы, конференции, дискуссии, ролевые игры, проблемные ситуации и др. На примерах конкретных заданий показаны перспективы применения учебника для развития метакогнитивных навыков студентов, лежащих в основе самообразования. Авторы делают вывод об актуальности и необходимости применения личностно-ориентированных технологий в учебном процессе для развития метакогнитивных навыков студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Югова Мария Анатольевна, Павлова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the relevance of the topic from the point of view of modern reality and understanding of education as a process in which the student acts as the subject of their educational activity. The substantial developing potential of the academic discipline “Foreign Language” is also taken into account. The authors reveal its possibilities for the development of metacognitive skills. The purpose of the article is to demonstrate didactic possibilities of a textbook in preparing students for independent cognitive activity. The authors analyze the main characteristics of a foreign-language textbook for a non-linguistic higher school. Further, the article discusses the concept of “metacognitive skills”. In this context, attention is paid to student-oriented tasks included in foreign-language textbooks such as mini-projects, round-table discussions, conferences, debates, role-playing games, problem situations, etc. The potential of using the textbook with the purpose of developing students’ metacognitive skills necessary for self-education is illustrated by examples of specific tasks. The authors conclude that using student-centered technologies in educational process is fundamental for the development of students’ metacognitive skills.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 378:372.881

кандидат педагогических наук, доцент Югова Мария Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Павлова Светлана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева» (г. Екатеринбург)

РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье обоснована актуальность обозначенной темы исходя из современной действительности и понимания образования как процесса, в котором обучающийся выступает субъектом своей образовательной деятельности. Также принимается во внимание глубокий развивающий потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык». Авторы раскрывают ее возможности по развитию метакогнитивных навыков. Цель статьи - продемонстрировать дидактические возможности учебника в подготовке студентов к самостоятельной познавательной деятельности. Авторы анализируют основные характеристики учебника иностранного языка для неязыкового вуза. Далее в статье раскрывается понятие «метакогнитивные навыки». В этом контексте уделяется внимание личностно-ориентированным заданиям, включенным в учебники иностранного языка. К таким заданиям относятся мини-проекты, круглые столы, конференции, дискуссии, ролевые игры, проблемные ситуации и др. На примерах конкретных заданий показаны перспективы применения учебника для развития метакогнитивных навыков студентов, лежащих в основе самообразования. Авторы делают вывод об актуальности и необходимости применения личностно-ориентированных технологий в учебном процессе для развития метакогнитивных навыков студентов.

Ключевые слова: учебник, современный учебник иностранного языка, метакогнитивные навыки, самообразование, лично-ориентированные технологии.

Annotation. The article proves the relevance of the topic from the point of view of modern reality and understanding of education as a process in which the student acts as the subject of their educational activity. The substantial developing potential of the academic discipline "Foreign Language" is also taken into account. The authors reveal its possibilities for the development of metacognitive skills. The purpose of the article is to demonstrate didactic possibilities of a textbook in preparing students for independent cognitive activity. The authors analyze the main characteristics of a foreign-language textbook for a non-linguistic higher school. Further, the article discusses the concept of "metacognitive skills". In this context, attention is paid to student-oriented tasks included in foreign-language textbooks such as mini-projects, round-table discussions, conferences, debates, role-playing games, problem situations, etc. The potential of using the textbook with the purpose of developing students' metacognitive skills necessary for self-education is illustrated by examples of specific tasks. The authors conclude that using student-centered technologies in educational process is fundamental for the development of students' metacognitive skills.

Key words: textbook, modern foreign-language textbook, metacognitive skills, self-education, student-centered technologies.

Введение. Современная действительность, реагируя на глобальные изменения, характеризуемые динамичностью, масштабностью, скоростью и вариативностью, определяет необходимость включения индивидов в процесс постоянного совершенствования их практического опыта. Концепция "Образование 4.0" для Индустрии 4.0, разработанная в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, рассматривает в качестве основной характеристики образования инклюзивность и сосредотачивается на развитии ряда навыков, которые превращают студентов в субъект обучения и необходимы для полноценного участия в реализации концепции Четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0). Речь идет о трех навыках: умение находить решение проблем, сотрудничество (взаимодействие), адаптивность. Эти навыки позволяют определять проблему, критично ее осмысливать, творчески и эффективно ее решать индивидуально или в совместной деятельности, предоставляя адекватную обратную связь и выполняя определённую роль в рабочей группе (от ведомого до ведущего). В контексте концепции «Образование 4.0» актуализируется необходимость развития метакогнитивных навыков. Такое положение вещей ведет к пониманию образования как субъект-субъектного процесса, где студент непосредственно включается в обучение и готов самостоятельно оценивать уровень своих знаний в определенной сфере, устанавливать цели обучения, приобретать опыт и развивать навыки, повторно оценивать знания, определять изменения (прогрессивные или регрессивные), необходимые для последующего совершенствования, и так далее. Поскольку образовательная система достаточно статична, а мир, в котором мы живем динамичен, то понимание образования как системы воспроизводства знания не актуально, оно становится развивающимся, развивающим, непрерывным, то есть образование должно стать средством для достижения безопасного и комфортного существования личности в современном динамичном мире и способствовать ее саморазвитию [9].

Ориентация на инструментальный аспект образования, который выражает только формальные стороны организации обучающей среды и коммуникации в процессе обучении, приводит к тому, что суть этого процесса остается в стороне и упускается из вида «конструирующая, познавательная и творческая активность ученика в отношении его когнитивных инструментов и учебного содержания» и, соответственно, понимание личности как саморазвивающейся системы [7, С. 10-12]. Здесь, уместно отметить позицию Смирнова С.Д., подчеркивающего, что учебно-воспитательный процесс есть "текучая реальность", он растворен в "повседневности", вырастает из "локальных контекстов", регулируется "изменениями социокультурной среды на микроотрезках времени" и в этом смысле "ситуативен" [12]. Обучающийся умеет учиться, если он/ она готовы встраиваться в эти изменения и достойно реагировать на возникающие ситуации, то есть готовы осознавать себя субъектом своей образовательной деятельности, признать возможность самоутверждения и самореализации, развития своих личностных качеств и проявления собственной индивидуальности в ней и свою способность управлять этой деятельностью. Речь идет о наличии у обучающегося знаний о своей когнитивной системе, мыслительном процессе и способности планировать, мониторить, оценивать и регулировать этот процесс, то есть о метакогниции («знаниях о познании») [13]. Согласно данным современных исследователей, ключевым фактором успеха в учении (наряду с мотивированностью, наличием способностей и т.п.) является именно метакогнитивная включенность в деятельность. Наличие метакогнитивных умений является залогом продуктивной познавательной деятельности на протяжении всей жизни [5; 6; 11].

Изложение основного материала статьи. Метакогнитивные умения выступают основой самообразования. Результативность процесса формирования метакогнитивных навыков и навыков рефлексии студентов зависит от педагогических условий: вовлечение обучающихся в самостоятельный поиск новых знаний; организация возможности обоснованно и корректно выбрать эффективные способы их приобретения, принимать взвешенные решения, делать

осознанный выбор и нести за него ответственность. Приоритетной задачей становится обучение студентов умению учиться, используя различные учебные стратегии, через осмысление собственных целей и постановку конкретных задач [3].

Уже аксиоматичной стала идея о том, что иностранный язык как учебная дисциплина обладает глубоким образовательным, то есть воспитывающим и обучающим потенциалом. Действительно, педагогические возможности, порождаемые этой учебной дисциплиной, позволяют организовать «конструирующую, познавательную и творческую активность» обучающихся, стремящихся к саморазвитию.

Одним из основных элементов образовательного процесса является учебник; учебник иностранного языка - это многогранный продукт, реализующий обучающую, воспитательную и развивающие функции, оказывающий влияние на развитие языковой личности студентов. Такая позиция этого средства обучения обусловлена тем, что учебник, как правило, рассматривается в качестве «модели образовательного процесса, которая отражает цели, содержание обучения, методы и (или) технологию обучения» [15, С. 110]. Учебник, находясь в эпицентре взаимодействия преподавателя и студента, наряду с другими средствами обучения вносит свой вклад в организацию существующей системы обучения, однако настоящий педагогический процесс находится под влиянием не только учебника, но и большого количества других факторов, например, особенностей темперамента, характера, способностей, мотивов участников образовательного процесса, уровня базовой подготовки студентов, оснащения материально-техническими средствами, организации информационно-образовательной среды в университете, развития образовательной системы в целом и состояния системы подготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков [4].

Учитывая, что учебник является сложной системой и моделью учебно-воспитательного (образовательного) процесса, стоит обратить внимание на главные характеристики учебника иностранного языка (далее - учебник) [41. Во-первых, учебник транслирует существующий учебный процесс и реальность, которые в свою очередь также оказывают свое влияние на содержание и дидактическую организацию учебника; во-вторых, учебник иностранного языка направлен на развитие профессиональной языковой личности студента через формирование иноязычной коммуникативной компетенции; в-третьих, в учебнике отражено содержание обучения иностранному языку в вузе, включающее бытовую, социокультурную и профессиональную сферы общения, языковой и речевой материал, организационно-процессуальные аспекты и т.п.; в-четвертых, учебник должен отвечать нормативным требованиям, учитывать возрастные особенности и уровень образования, опираться на современную методическую концепцию, предлагать многообразие дидактических инструментов, направленных на развитие личности студентов и организующих деятельность преподавателя и студента в соответствии с требованиями времени, быть нацелен на взаимосвязанное овладение всеми видами речевой деятельности, создавать условия для самостоятельной работы и учебной автономности студентов [8; 16]. Специфика вузовского учебника иностранного языка определяется его профессиональной направленностью и учётом межпредметных связей.

Остановимся на такой важной характеристике учебника как инструмент развития метакогнитивных (метапознавательных) умений, лежащих в основе самообразования. Используя задания и упражнения, содержащиеся в учебнике, преподаватель организует условия, в которых происходит приращение метакогнитивных навыков, необходимых для самостоятельной работы и развития учебной автономности студентов. Метакогнитивные навыки - это «общеучебные, междисциплинарные познавательные умения и навыки. К ним относят навыки задавать вопросы; определять цели и задачи, связь данной задачи с предшествующей работой; планировать; выбирать тактики; разделять задачи или проблемы на компоненты; предвидеть последствия того или иного действия или события; осуществлять постоянный контроль за своей текущей деятельностью и анализ ее с точки зрения правильности; корректировать, осуществлять возможное перепланирование и включение пересмотренных целей; проводить самопроверку результатов собственных действий» [10, С. 290]. Эти навыки формируются через подготовку и участие в ролевых играх, проектных заданиях, учебных дискуссиях и других формах учебной деятельности, опирающихся на личностно-ориентированные и личностно-деятельностные технологии. Кроме этого, традиционные формы работы с устными и письменными текстами в ходе выполнения заданий на различные виды речевой деятельности на занятиях по иностранному языку в вузе направлены на выработку умений прогнозирования, планирования своих действий, учитывая цель и задачи, поставленные при выполнении упражнений, контроля за своими действиями и их анализа, а также самопроверки.

Кафедра русского, иностранных языков и культуры речи УрГЮУ подготовила ряд учебников по английскому языку для трех уровней обучения: среднего профессионального образования, бакалавриата и специалитета, магистратуры и аспирантуры, которые объединены одним названием «Английский язык для юристов» [1; 2; 14]. Несомненным достоинством данных учебников является богатый арсенал личностно-ориентированных учебных заданий: мини-проекты, круглые столы, конференции, дискуссии, ролевые игры, проблемные ситуации и др.

Приведем примеры заданий на развитие метакогнитивных умений, которые размещены в данных учебниках.

Учебное задание, связанное с проведением ролевой игры в формате конференции, сформулировано следующим образом: Role-play. Organize a conference on "Government and politics". Задание идет под названием «ролевая игра», а не «конференция», поскольку в данном случае участникам предстоит играть роли представителей политических институтов различных стран. Далее в тексте задания предлагается алгоритм подготовки к конференции:

1. «Formulate the theme of the conference (for example, the theme ofthe conference "Political systems of the world").

2. Elect the Chair.

3. Choose speakers and participants in the discussion.

4. Choose topics for your reports (The report topics may include "Political system of Canada", "Electoral system in Russia", "Political parties in Great Britain" etc. You may choose a character name. If you present Great Britain, choose to be a presenter with the British name and a position in politics. (Dr Brown, MP, for example).

5. Make a plan for your conference, make an introductory speech and learn useful phrases from the above exercises (it is a task for the chairperson).

6. Revise the expressions you have studied from previous units: "How to make a presentation", "Round table discussion"; "Presenting an argument"; "Phrases to agree"; "Phrases to disagree"; "Phrases to ask your partner to repeat", "Phrases to say you do not know"; "Phrases to give yourself time to think" etc.

7. Hold a conference» [2, C. 2101.

При подготовке студентам необходимо взять на себя роль активных участников, не просто пассивных исполнителей чьей-то воли. Необходимо определить тему конференции, спрогнозировать возможный ход событий, спланировать пошагово проведение мероприятия, распределить роли между участниками, выбрать модератора, подготовить речи: определить цель и задачи, опять же спланировать содержание, сформулировать грамотно свои мысли на иностранном языке, продумать возможные вопросы для других участников и те, которые могут быть потенциально заданы непосредственно им как выступающим. По окончании конференции принципиально важным является этап рефлексии и саморефлексии, своего рода подведение итогов относительно того, что удалось и не удалось, как можно скорректировать свои неудачи. Обращаем внимание, что роль преподавателя сводится к фасилитации, то есть облегчению и стимулированию

учебного процесса через оказание психологической и педагогической поддержки. При подготовке выступлений на учебную конференцию студенты вовлекаются в самостоятельный поиск новой необходимой информации, у них появляется возможность опробовать разные способы ее приобретения и критичного осмысления и определить для себя наиболее эффективный, который можно будет применять в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. При определении темы своего выступления на конференции обучающийся учится делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Для подготовки к выступлению с докладом можно воспользоваться упражнением, где предлагается алгоритм составления доклада, который позволяет научиться грамотно выстраивать работу по написанию сообщений или доклада: обозначить цель, конкретные задачи и ключевые моменты доклада/сообщения, найти основную и дополнительную информацию на валидных сайтах, определить базовый категориально-понятийный аппарат по теме выступления, составить план, написать доклад, подготовиться к ответам на вопросы, проанализировав те аспекты сообщения, которые вызывают трудности. В упражнении дается рекомендация делать записи во время слушания других докладов, выполнение этой рекомендации позволит научиться выделять основные мысли устных текстов и акцентировать свое внимание на деталях.

«STEPS OF MAKING A REPORT:

1. Define a topic of your report and the aim of your report.

2. Identify the key points.

3. Search the Internet for additional information on your topic: www.parliament.gov.uk; www.gov.uk; www.royal.gov.uk; http://www.lbc.co.uk/political-parties---what-they-all-stand-for-21202

4. Write out all the necessary terms and their definitions.

5. Structure your report.

6. Get ready to ask questions.

7. While listening to the other students' reports, take notes. It will help you to remember the necessary information» Г2, C. 1721.

Проектная работа позволяет повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка за счет возможности реализовать свой творческий потенциал и той самостоятельности и свободы, которые предоставляются студентам для решения той или иной проблемы. Такой формат заданий учит студентов самостоятельно и критично мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; устанавливать причинно-следственные связи; убедительно, качественно и эффективно излагать свои мысли, представляя результаты своей работы; позволяет научиться сотрудничать и примерить на себя разные роли в команде.

В учебнике «Английский язык для юристов» для бакалавриата и специалитета можно найти упражнение, обучающее организовать подготовку и проведение проектной деятельности студентов. Приведем его основное содержание:

«Project work. "Legal profession in Russia and abroad". The main steps to follow when you do the project:

1. Selecting and briefing: decide on a topic. Bring your own ideas and let a whole class discuss and allot topics to each group.

2. Planning and language generation: Work together to decide upon how to proceed.

3. Collection of date /information / details. Gather required data / information from a number of sources.

4. Planning, writing the draft and editing.

5. The result and presentation of the final product (a written report, a video clip, a guidebook, a brochure, a wall newspaper, etc.)

6. Assessing/Evaluating project work. Each student in the group should take an active part in the work and contribute for the successful completion of the task» [2, C. 382-3831.

Выполняя пошагово это задание, студенты вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность. Для того, чтобы определиться с темой проекта, необходимо внести свои собственные идеи, обсудить их со всей группой и затем распределить темы для каждой команды-подгруппы. В совместной работе принимаются решения, как действовать дальше. Преподаватель не принимает решение за всю студенческую группу, он оказывает руководство и поддержку. Сбор информации происходит из нескольких источников: энциклопедий, книг, соответствующих сайтов. Можно брать интервью у людей, собирать фотографии и иллюстрации, записывать аудио / видео и т.д. Необходимо делать записи, фиксировать полученную информацию, чтобы в дальнейшем ее систематизировать. Собрав необходимые данные / информацию и идеи, необходимо спланировать и структурировать данные, затем интерпретировать их для написания черновика проекта. Важно проконтролировать, чтобы не был упущен этап редактирования. Конечным продуктом может быть письменный отчет, видеоклип, путеводитель, брошюра, стенгазета, конференция, плакаты и т.д. Намеченная цель осуществляется, когда, каждый студент принимает активное участие в работе и вносит свой вклад в успешное выполнение задания. В упражнении дается рекомендация вести записи того, что происходило (кто что и как делает) во время проекта: каждый студент в группе должен вести дневник с описанием своего рабочего плана, того, как информация/данные были собраны и интерпретированы, с какими проблемами столкнулись и как был подготовлен отчет/ конечный продукт и т.д. Эта информация будет востребована на этапе саморефлексии. Для оценивания работы используются оценочные листы с критериями, которые отражают требования к выполнению проекта.

Выводы. Применение учебных заданий, в основе которых лежат личностно-ориентированные технологии, не теряет своей актуальности уже на протяжении нескольких десятилетий, поскольку они погружают обучающихся в контекст реальных или квазиреальных ситуаций, в том числе профессиональных. На занятиях по иностранному языку системное и последовательное применение такого рода заданий возможно на основе учебника, который как «ядро» образовательного процесса планомерно и методично создает условия для самореализации обучающихся. Современные средства обучения отражают актуальные потребности государства и общества в подготовке специалистов, умеющих управлять своей познавательной деятельности и готовых к саморазвитию в динамичном мире. Учебник иностранного языка для вуза представляет из себя реальный рабочий инструмент организации учебного процесса в соответствии с концептуальными положениями отечественной и зарубежной лингводидактики и методики обучения иностранных языков и, сочетая системность и функциональность, обучающие, развивающие и воспитательные функции, способствует развитию навыков самосовершенствования, в основе которых лежат метакогнитивные стратегии.

Литература:

1. Английский язык для юристов: Учебник / К.М. Левитан, С.В. Павлова, М.С. Пестова [и др.]; Под ред. К.М. Левитана. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. - 552 с.

2. Английский язык для юристов: Учебник / М.А. Югова, Е.В. Тросклер, Н.В. Садыкова, С.В. Павлова. - 1-е изд. -Москва: Издательство Юрайт, 2020. -471 с.

3. Беленкова, Ю.С. Самостоятельная познавательная деятельность на основе развития метакогнитивных навыков / Ю.С. Беленкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 37-40

4. Бим, И.Л. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка / И.Л. Бим, О.В. Афанасьева, O.A. Радченко // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 6. - С. 13-17

5. Евдокимова, М.Г. Способы формирования метакогнитивных умений студентов при обучении иностранному языку / М.Г. Евдокимова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2018. - № 2(796). - С. 111-125

6. Кислякова, М.А. Развитие метакогнитивных умений студентов-гуманитариев на занятиях по математике / М.А. Кислякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2011. - № 4,- С. 79-89

7. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога: монография / С.Ф. Сергеев, М.Е. Бершадский, О.М. Чоросова [и др.]; СВФУ им. М.К. Аммосова, Ин-т непрерывного проф. образования. -Якутск, 2016.-337 с.

8. Кравцова, O.A. Современный аутентичный учебник иностранного языка для вуза: проблемы и пути решения / O.A. Кравцова, Е.Б. Ястребова// Филологические науки в МГИМО. -2019. -№2(18). - С. 48-57

9. Перегудов, Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / Ф.И. Перегудов. - Москва: Знание, 1991.-61 с.

10. Позднякова, Е.П. Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике / Е.П. Позднякова // Молодой ученый. - 2009. - № 2. -С. 288-291

11. Самойличенко, А.К. Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля) / А.К. Самойличенко, Ю.А. Рожкова, A.A. Токмакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 4(17). - С. 393-395

12. Смирнов, С.Д. Методологические проблемы педагогической психологии в ракурсе постнеклассической рациональности / С.Д. Смирнов // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7, № 36. - С. 8.

13. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - Москва: Канон+, 2009. - 1248 с.

14. Югова, М.А. Английский язык для юристов: Учебник для специальности "Юриспруденция" / М.А. Югова, C.B. Павлова, Н.В. Садыкова. - Москва: Редакция "Юстиция", 2021. - 338 с.

15. Югова, М.А. Учебник по иностранному языку для неязыкового вуза как модель современного образовательного процесса / М.А. Югова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2. -С. 109-114

16. Ястребова, Е.Б. Инновационный учебник иностранного языка.каким он может быть? / Е.Б. Ястребова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. - № 1(830). -С. 166-185

Педагогика

УДК 372.8

преподаватель Яковенко Кирилл Сергеевич

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Камахина Рина Саматовна Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань)

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Аннотация. У человека способность легко находить общий язык с другими людьми формируется годами и успех данного процесса зависит не только от личных качеств человека, но и от среды, в которой происходит становление его личности. В связи с этим перед учителем, в том числе и учителем биологии, стоит задача формирования коммуникативных учебных действий, обеспечивающих способность обучающегося к адаптации во взрослой жизни; успеха в профессиональной карьере, за счёт способности к саморазвитию и самосовершенствованию; способности критически мыслить, работая с большими информационными потоками; навыков сетевой работы, работы в команде, в том числе и «распределённой», объединяющей людей разных национальностей, религиозной принадлежности и ценностных установок. Целью представленного в статье исследования является определение роли игры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии. В статье представлены результаты исследования, подтверждающие, что игра делает процесс формирования коммуникативных учебных действий на уроках биологии более результативным, если интеллектуальные групповые игры используются системно и являются неотъемлемым элементом урока.

Ключевые слова: коммуникация, общение, взаимодействие, урок биологии, образовательный процесс, интеллектуальные игры, цифровые сервисы.

Annotation. A person's ability to easily find a common language with other people is formed over the years and the success of this process depends not only on the personal qualities of a person, but also on the environment in which his personality is formed. Therefore, the teacher, including the biology teacher, is faced with the task of forming communicative educational actions that ensure the student's ability to adapt to adulthood; success in a professional career, due to the ability to self-development and self-improvement; the ability to think critically, working with large information flows; networking skills, teamwork, including "distributed", uniting people of different nationalities, religious affiliation and values. The purpose of the research which is presented in the article is to determine the role of the game in the formation of communicative universal educational actions in biology lessons. The article presents the results of a study confirming that the game makes the process of forming communicative educational actions in biology lessons more effective if intellectual group games are used systematically and are an integral element of the lesson.

Key words: communication, association, interaction, biology lesson, educational process, intellectual games, digital services.

Введение. Состояние, в котором в настоящее время находится современная школа, учителя определяют как турбулентность. Меняется мир, целевые ориентиры, пути и средства их достижения и как следствие данных процессов меняется и школа. Происходит тотальная цифровизация образовательного пространства, обновляются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональные стандарты учителя. Перед школой стоят новые задачи: подготовить ребёнка к будущему, обеспечивая тем самым его конкурентоспособность и успешность. Целевые ориентиры современной школы определены в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», теперь «современная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.