Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ РУЧНОГО ТРУДА'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ РУЧНОГО ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / MENTALLY RETARDED CHILDREN / УРОКИ ТРУДА / МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК / ЭЛЕМЕНТЫ РУЧНОГО ТРУДА / ELEMENTS OF MANUAL SKILLS / MANUAL TRAINING / SMALL MOTILITY OF HANDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбекова Александра Аркадьевна

Обсуждается роль уроков труда в школе. Особое внимание уделено развитию мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью, что имеет определенное значение для формирования других учебных навыков, а также навыков социально-бытовой и трудовой направленности, необходимых в условиях быта семьи и школы. Приводятся конкретные дидактические приемы, реализуемые на уроках труда, а также разработаны рекомендации для родителей и педагогов по закреплению сформированных навыков у школьников с умственной отсталостью в иных условиях учебной и внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанбекова Александра Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A SMALL MOTILITY OF HANDS IN MENTALLY RETARDED SCHOOL STUDENTS THROUGH ELEMENTS OF MANUAL SKILLS

The role of manual training at school is discussed. The special attention is paid to development of a small motility of hands in mentally retarded children that has a certain value for formation of other educational skills, and also skills of a social and labor orientation necessary in the conditions of life of a family and school. The concrete didactic receptions realized at manual training are given and also recommendations for parents and teachers on fixing of the created skills at mentally retarded school students in other conditions of educational and extracurricular activities are developed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ РУЧНОГО ТРУДА»

Коррекционно-педагогическое образование. 2018. № 1 УДК 376.4+372.862

A.A. Султанбекова

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ РУЧНОГО ТРУДА

Введение. Моторно-сенсорная сфера является первоисточником наших представлений об окружающем мире. В онтогенетическом аспекте именно в раннем детстве эта сфера развивается наиболее интенсивно и позволяет ребёнку совершать первые манипулятив-ные действия, оказывающие своё влияние на развитие головного мозга и всей центральной нервной системы человека в целом. Сенсорное развитие в период первого года жизни может свидетельствовать о нормальном или отклоняющемся психическом развитии [1—2]. Одним из факторов отклонения развивающейся психической сферы является патогенез, то есть биологические факторы конституционально-генетической обусловленности или органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза, что может способствовать возникновению различных форм непрогредиентной олигофрении — умственной отсталости. В последующем у таких детей наблюдаются трудности в обучении, вызванные замедлением усвоении опыта взаимодействия с предметным миром, особенностями ана-литико-синтетической деятельно-

сти и эмоционально-волевого регулирования [3—6].

Постановка проблемы. Учитывая то, что мозг ребёнка развивается во время двигательной активности, нами была спроектирована модель двигательных упражнений, которые бы закрепляли моторно-сенсорную и апперцепционную активность обучающихся с нечетко выраженными интеллектуальными нарушениями. Поскольку движения детей автоматизируются при постоянном повторе, а нередко они даже не задумываются о выполняемых действиях, то нами были продуманы некоторые этапные операции, связанные с мелкой моторикой рук, при выполнении которых ребёнок, как бы обязан (вынужден был) обратить внимание на операционную сторону деятельности и поведения в целом. Тем самым, мы добивались не только автоматизации действий, но и их сознательной регуляции.

Изначально и внешне поведение учащегося выглядело так:

.. .ребёнок не задумывается над тем, какие действия он выполняет, например, прыгает и наговаривает считалочку. Для того что бы мозг ребенка активизировался, нужно скоординировать

движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Потому что именно от них идут тончайшие «нити», которые дают толчок развитию творческой мысли.

Все педагоги знают о необходимости внимательно относиться к развитию мелкой моторики рук, особенно у умственно отсталых детей и использовать для этого как можно больше разнообразных средств: гимнастику, массаж, ручной труд. Уроки ручного труда, а также элементы ручного труда на остальных уроках развивают интеллектуальные способности, стимулирует работу мозга. Умственно отсталые дети начинают интересоваться не только процессом, но и результатом своего труда, что приводит к более качественному их развитию в целом.

В России существуют школы, в которых обучаются дети с умеренной умственной отсталостью. Здесь обеспечивают более полноценное развитие таких детей и помогают им подготовиться к взрослой жизни. Комплекс мер по воспитательной и коррекционной работе направлен на развитие когнитивных и эмоционально-личностных характеристик учащихся. Организовывая произвольный характер учебной деятельности, мы добиваемся проявления позитивных потребностей и формирующегося интереса к учёбе, прогнозируем потенциальные возможности в овладении учебно-предметными навыками.

Важное место в развитии учащихся приобретает совместная коммуникативная деятельность, в том числе и в процессе выполнения ими элементарных трудовых действий. Во время совместной деятельности у них появляется не только словесное, но и эмоциональное общение. Благодаря этому речь становится необходимой и неотъемлемой частью в совместном труде и в играх, она начинает выполнять функцию общения. Однако эффективность деятельности во многом определяется навыками моторно-сенсорной, когнитивной и коммуникативной деятельности, реализующимися не обособленно, а в единстве.

Проектирование и ход проведения исследования. С этой целью было проведено исследование, предметом которого стало изучение особенностей формирования навыков мелкой моторики рук у умственно отсталых школьников в процессе выполнения ими различных трудовых действий. Необходимость такой работы обусловлена начальным этапом школьного образования, когда дети постепенно переходят от навыков игровой деятельности к учебной. А, учитывая то, что для детей с интеллектуальными нарушениями данный переход протекает с существенным замедлением, становится важным своевременное проектирование предметно-действенной образовательной среды, в том числе и на уроках труда.

Базой исследования являлась ГБОУ школа № 657 Приморского района Санкт-Петербурга. В пролонгированном наблюдении участвовало 9 школьников начальной школы в возрасте от 8 до 10 лет. Среди них 3 девочки и 6 мальчиков, у которых психолого-медико-педагогическая комиссия констатировала умственную отсталость в легкой и умеренной степени.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап — подготовительный. На этом этапе подбирались необходимые методы, проектировались учебные задачи и пути их реализации с учетом индивидуальных психолого-педагогических характеристик учащихся.

Второй этап — коррекционно-развивающий. С данным этапом связана апробация педагогических приемов по развитию и корригированию мелкой моторики рук у детей в процессе констатирующего диагностического обследования. Также на уроках труда осуществляется проверка сформированных навыков мелкой моторики рук при выполнении конкретных заданий.

Третий этап — закрепляющий. Данный этап связан с применением разработанного комплекса упражнений по формированию навыков мелкой моторики рук на уроках труда и выявления эффективности использованного комплекса упражнений.

Для проведения диагностики мы использовали методику «Изу-

чение особенностей мелкой моторики рук» [7]. Ее цель — эффективная проверка и обследование развития мелкой моторики рук у умственно отсталых учащихся.

Ребята получили задачи, которые направлены на определение конкретных функций и обнаружение результата действия мелкой моторики рук:

1. Нарисовать по образцу. Ученику дают два одинаковых рисунка, один из которых не дорисован до конца и просят завершить его.

2. Для наиболее полной оценки того, насколько хорошо ученики используют руку необходимо провести обследование в таких играх как:

— раскручивание волчка,

— умение пользоваться ножницами.

При выполнении этих задач необходимо обращать внимание на то, какая рука является у ребёнка рабочей, насколько долго он работает без поощрения, отличает ли он части рисунка от целого, насколько правильно держит ручку и ножницы, перекладывает ли их из рук в руки, проявляет ли старание при работе.

3. Задача для проверки на взаимодействия руки и глаз. Для этого даём учащемуся мягкий простой карандаш, и просим его провести прямую линию, не отрывая руки от листа бумаги и не выходя за очертания нужного рисунка. При оценке (по пятибалльной системе) выполненного задания необходи-

мо отметить, в какой степени внимательно, сосредоточенно, точно, быстро или медленно ученик работает.

Задание 1. «Рыбка» (рис. 1). Инструкция: «возьми карандаш и покажи, по какому пути плыла рыб-

ка. Проведи дорожку карандашом, не отрывая его от листа».

Задание 2. «Автомобиль» (рис. 2). Инструкция: «возьми карандаш, покажи каким путем машина приедет к дому. Для этого проведи ли-

Рис. 1. Как плавают рыбки?

Коррекционно-педагогическое образование. 2018. № 1

С5

\ в в ^ о \ 1 • о • \ I

О О V

Рис. 3. Как зверята пройдут к своей еде?

Поставь карандаш на точку и веди каждую линию не отрывая карандаша от бумаги.

Рис. 4. Рисование линий

нию посредине дорожки от машины к дому».

Задание 3. «Накорми зверят» (рис. 3). Инструкция: «возьми карандаш и покажи, каким путём зверята придут к еде. Для этого проведи линию посредине дорожки».

Задание 4. «Кривая» (рис. 4). Инструкция: «проведи линию посредине дорожки».

Задание 5. «Дождь» (рис. 5). Инструкция: «возьми карандаш, проведи линию от тучи к цветку».

Задание 6. «Бабочка и цветок» (рис. 6). Инструкция: «проведи бабочку к цветку. Проведи линию посредине дорожки».

Задание 7. «Жучки и цветок» (рис. 7). Инструкция: «покажи дорогу к цветочкам, проведя по пунктирной линии карандашом».

Рис. 5. Рисование линий по образцу

Рис. 6. Движения руки и росование линий

Задание 8. «Дым» (рис. 8). Инструкция: «обведи дом и нарисуй больше дыма идущего из трубы».

Задание 9. «Телефон» (рис. 9). Инструкция: «возьми карандаш и

нарисуй остальные петли телефонного шнура.

Задание 10. «Кораблик» (рис.10) Инструкция: «кораблик хочет выбраться в море. Помоги ему с по-

Рис. 8. Рисование по заготвке

Рис. 9. Рисование по заданому образцу

мощью карандаша, пройди лабиринт, не отрывая карандаша от бумаги».

Кроме того, в урочное и во внеурочное время ежедневно велось

наблюдение за тем, как выполнялись детьми некоторые другие упражнения, такие как:

• надевание бусинок на шнур,

• вырезание по линии,

• метание,

• кидание мяча,

• одевание - раздевание,

• застегивание - расстегивание,

• завязывание - развязывание,

• переписывание печатными буками своего имени по образцу.

Мы определили критерии, по которым исследовали развитие мелкой моторики рук относительно качества выполнения рисунков:

1) ученик определяет те части рисунка, которые отсутствуют,

2) при раскрашивании не выходит за контур рисунка,

3) однородный нажим на карандаш,

4) сила нажима на карандаш,

5) безотрывность перехода,

6) эффективность использования ведущей руки.

Обсуждение результатов исследования и проведение коррекционной работы. Сводные результаты эксперимента выявили, в основном, низкий уровень развития мелкой моторики у школьников с умственной отсталостью (табл. 1).

Таблица 1 Оценка уровня развития мелкой моторики у школьников с умственной отсталостью

Уровень Кол-во учеников %

Высокий 1 20

Средний 3 20

Низкий 5 60

Проанализировав результат исследования, приходим к выводу:

1. Один ученик с интеллектуальной недостаточностью (15%) выявил высокий уровень развития мелкой моторики рук: у Юлии Б. в 5 показателях из 6, высокий уровень с помощью взрослого.

2. Для 25% учеников имеет место средний уровень развития мелкой моторики. При выполнении заданий учащиеся не всегда принимали помощь учителя, а так же не в полной мере выполняли задания.

3. У 60% учащихся выявился низкий уровень мелкой моторики. Например, Даниил П. выполняя задания, показала 2 раза средний уровень развития мелкой моторики из 6 заданий. У школьников наблюдается невнимательность, повышенная отвлекаемость, что способствует плохому восприятию задания.

По результатам исследования можно сделать вывод, что у учащихся с умственной отсталостью имеются заметные нарушения в развитии мелкой моторики рук. Большинство детей участвующих в исследовании показали низкий уровень развития.

После обработки данных мы разработали коррекционную и развивающую программу по развитию мелкой моторики рук. Занятия по ручному труду в коррекционной школе включают в себя раскрашивание, штриховку и аппликацию. На наш взгляд, необхо-

димо разнообразить работу детей на уроке. Нужно включать плетение из ниток, конструирование (в том числе из Лего). Также чрезвычайно важна лепка из разнообразных пластичных материалов (полимерная глина, обычная глина, пластилин, соленое тесто), поскольку именно в лепке идеальным образом совмещаются и движения каждого пальчика и тактильные и цветовые ощущения ребёнка. В начале урока целесообразно ввести не только минутку пальчиковой гимнастики, но и массаж кистей рук, поскольку он корректирует работу всех внутренних органов.

Учителю начальных классов необходимо обратить внимание на развитие мелкой моторики своих учеников не только во время уроков ручного труда, изобразительной деятельности, но и во время всех остальных уроков, а также во внеурочное время — на прогулках, в игровых и трудовых действия учащихся.

Например, при изучении букв, во время первого урока ознакомления с буквой, даются задания нарисовать, раскрасить изучаемую букву или вылепить ее из пластилина. Во время уроков математики ученики рисуют и раскрашивают простые фигуры (прямоугольники, квадраты, треугольники по клеточкам), прежде чем изучить состав числа и производить элементарные расчеты. Во время уро-

ков «Мир природы и человека» школьники рисуют и раскрашивают элементы природы. В рабочих тетрадях, где имеются задания на раскрашивание или соединение предметов по признакам, навыки моторно-сенсорной деятельности закрепляются.

На музыкальных занятиях дети усваивают ритмику, пальчиковую гимнастику и обучаются соотносить свои движения со словами песен, их эмоциональным настроем.

Работа всегда проводится с активной помощью учителя и наглядными пособиями. Необходимо просить ребят раскрашивать цветными карандашами (не фломастерами), поскольку только цветными карандашами можно добиться разного нажима, и, соответственно интенсивности цвета рисунка, а также научить детей смешивать цвета, что дает еще и эстетическое восприятие работы.

Очень хорошо развивает мелкую моторику лепка. Можно прекрасно использовать пластилин разной плотности, который дает не только тактильные ощущения, но и эстетическое восприятие благодаря смешиванию цветов. Также с пластилином великолепно чередовать соленое тесто. У соленого теста плотность и вязкость не похожа на пластилин, что дает еще один толчок к развитию мелкой моторики. Чтобы получить разные цвета используют пищевой краситель или гуашь, которые необходи-

мо вмешивать в тесто. От качества перемешивания зависит и качество окрашивания, что еще раз подстегивает ребенка делать работу более качественно. Второй вариант работы с соленым тестом — это раскрашивание. Готовую и засушенную (запеченную) поделку нужно раскрасить, например, гуашью.

Все эти приемы помогают умственно отсталым школьникам развивать зрительно-моторную координацию, мышечный аппарат, чувствительность, внимание и регуляцию поведения в целом. Благодаря совместной деятельности ребёнок приобретает уверенность в своих силах и умениях, у него воспитывается уважение к партнерам по труду и игре, а также

Проектирование этапов работы по ф< моторики рук

заинтересованность в общении с педагогом как с помощником, учителем и единомышленником.

Приводим пример урока, на котором развиваем мелкую моторику рук посредством лепки.

Задачи урока: образовательная (обучить школьников с умственной отсталостью основным движениям в лепке), коррекционно-развивающая (формирование физиологических составляющих процесса) и воспитательная (воспитать интерес к ручному труду и совместной деятельности).

План работы предполагает реализацию программы в два этапа. Считается, что ученик освоил конкретные знания, умения и навыки, а также обнаружил сформированность тех или иных навыков по окончании каждого этапа работы (табл. 2).

Таблица 2 мированию умений и навыков мелкой I уроках труда

Этапы работы Количество уроков Приобретенные умения и навыки (ожидаемые)

1 этап, цель: развивать моторные навыки. 4 урока Свеча из пластилина: - разминание, - скатывание прямыми и круговыми движениями, - сплющивание между ладонями, пальцами, - прижимание частей друг к другу, - вытягивание верхней части, - украшение.

2 этап, цель: совершенствовать моторные навыки; обучать навыкам планирования собственной деятельности. 3 урока Котик: - лепка и из целого куска, - вытягивание, оттягивание верхней части, - вдавливание. - обучение передачи настроение движением частей, - украшение налепами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагог должен предоставлять детям право вылепить то, что они захотят, поддержать ребёнка в желании проявить свои чувства, обрести устойчивое душевное состояние, подавать пример детям в развитии своих способностей вылепливать более совершенные поделки.

В своей повседневной работе мы активно пользуемся методами обучения школьников на практике совокупно с игровыми методами, используя речевые приемы мотивирования: пояснение, уговор, похвала, беседа, рассказ учителя и ученика, педагогическую оценку.

Применяются наглядные методы и приёмы: наблюдение, выполнение задания по образцу, демонстрация способов выполнения задания, рассматривание и оценивание готового изделия и др. Все методы и приёмы используются в совокупности, меняются местами и дополняют друг друга, что помогает точнее и быстрее преподнести школьникам не только знания, но и дать специфические умения и навыки, выработать внимание, развить мышление и фантазию в творчестве.

Заключение. Освоение орудий-но-предметной деятельности на уроках труда непосредственно связано с формированием представлений у школьников о предметах и явлениях окружающего мира. Восприятие изображений предметов

наиболее эффективно при переносе представлений в предметную область деятельности, когда дети с помощью моторики рук обучаются изготавливать поделки, рисунки и другие объекты, а также формируют словесно-ассоциативные, мыслительные операции по сопровождению данной деятельности в процессе общения на уроках и во внеурочное время.

В школах с коррекционной направленностью VIII вида уроки ручного труда являются неотъемлемой частью общего когнитивно-личностного развития, что позволяет подготовить обучающихся к их дальнейшей положительной социализации в обществе, формированию навыков самообслуживания и выбора интереса к будущей трудовой деятельности.

Диагностическая и коррекци-онная работа выявили недостаточность развития всех свойств мелкой моторики, но не у всех учащихся в одинаковой мере. У некоторых младших школьников наблюдалась относительно высокая фиксированность и концентрация уровня активного внимания. У других же — выявлена слабая пе-реключаемость внимания, вследствие чего отмечалась низкая эффективность деятельности.

Важным условием оптимизации продуктивности деятельности выступали совместные виды работ — учителя и учащихся, когда действия по заданному образцу

сопровождались толкованием, пояснениями и обсуждениями со стороны участников совместной деятельности. Специальные упражнения по развитию мелкой моторики рук, выполняемые в несколько этапов, закреплялись на уроках и в условиях выполнения домашних заданий.

Контрольные срезы выявили положительную динамику в овладении навыками моторно-сенсор-

ной сферы. Вследствие осуществления коррекционной деятельности умственно отсталые дети школьного возраста овладели основными формообразующими движениями, научились, в частности, определенным способам и методам лепки из пластилина, а также смогли сопровождать речью свои действия и достигать согласия друг с другом в процессе совместных видов деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М.: Изд-во МГУ, 1986. 92 с.

2. Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А. Б. Леоновой / под общ. ред. А. В. Запорожца, Б. М. Величковско-го. М.: Прогресс, 1979. 320 с.

3. Лубовский В. И., Соловьев И. М., ШифЖ. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф; Акад. пед. наук РСФСР. М.: Просвещение, 1965. 343 с.

4. Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изуче-

ние / Ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединская. М.: Педагогика, 1979. 232 с.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1970. 199 с.

6. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности: На материале исслед. детей и подростков / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 2000.298 с.

7. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Academia, 1997. 95 с.

REFERENCES

1. Bazhenova O. V. Diagnostics of mental development of children of the first year of life. M.: Izd-vo MGU, 1986. 92 p. (In USSR).

2. Bauer T. J. R. Mental development of the baby. The lane from English A. B. Leonova / Under a general edition of A. V. Zaporozhets, B. M. Velichkovsky. M.: Progress, 1979. 320 p. (In USSR).

3. Lubovsky V I., Solovyov I. M., Schiff Zh. I. Features of intellectual development of pupils of auxiliary school / Under the editorship of Zh. I. Schiff; Akad. ped. nauk RSFSR. M.:Prosveshenie, 1965. 343p. (InUSSR).

4. Pupils of auxiliary school: clinical-psychological studying / Edition M. S. Pevzner, K. S. Lebedinskaya. M.: Pedagogika, 1979. 232 p. (In USSR).

5. Rubenstein S. Ya. Psychology of the mentally retarded school student. Manual. M.: Prosveshenie, 1970. 199 p. (In USSR).

6. Kluidik V. A. Ontogenetic aspect of psychological diagnosis and correction of abnormal personality development: based on the research, children and adolescents / Herzen state pedagogical University of

Russia. SPb.: Obrazovanie, 2000. 298 p. (In Russ.).

7. Stepanov S. S. Diagnostics of intelligence by the method of drawing test. Moscow: Academia, 1997. 95 p. (In Russ.).

Hocmynujia e pedannuio 19.02.2018 e.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.