ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА Сухонина Н.С.1, Эннанова М.М.2
1Сухонина Наталья Сергеевна - доцент, кандидат педагогических наук;
2Эннанова Мавиле Мететовна - студент, кафедра специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматриваются особенности включения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс специальной (коррекционной) школы. Ключевые слова: дидактическая игра, умственно отсталые младшие школьники, пространственная ориентация.
УДК 376
Обучение в специальной (коррекционной школе) с детьми младшего школьного возраста должно носить характер игрового и занимательного обучения и строится по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях.
Цель статьи: рассмотреть особенности использования дидактической игры на уроках ручного труда и ее влияние на развитие пространственной ориентации умственно отсталых учащихся
Одним из эффективных средств, пробуждающих живой интерес к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра.
Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Игры с образовательным уклоном дают возможность постепенного включения учащегося в успешное обучение.
Дидактические игры дают возможность решать большой спектр педагогических задач в игровой форме при обучении школьников с умственной отсталостью. Незаменимость дидактической игры в процессе обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках ручного труда заключается в том, что игры специально создаются с обучающими и коррекционно-развивающими целями, они способствуют развитию учащихся и более осознанному, практичному и интересному способу овладением знаниями, умениями и навыками [1].
Воспитание качеств, таких как целенаправленность действий, деятельность по инструкции, настойчивость и достижение цели, необходимые ребенку для обучения, мы можем дать, научив его играть, играя рисовать, лепить, конструировать.
Дидактические игры на уроках ручного труда помогают учащимся в живой, непосредственной и интересной форме уточнять и закреплять представления о предмете и его свойствах и признаках (цвете, форме, величине, деталях, пространственных отношениях в предмете); развивать умение выделять сходство и различие между предметами; развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.
Также игра помогает совершенствовать восприятие, внимание, память, наблюдательность. Предусматривается использование различных формы игр, которые могут применяться в педагогической практике школы на уроках ручного труда.
Так, при решении конкретных задач, используются разнообразные группы игр, направленных на развитие анализа, наблюдательности и зрительной памяти, чувства
формы цвета, пропорции и величины, глазомера; формирование способности ориентироваться в пространстве; на выработку технологических умений и навыков и др.
Используя игровые ситуации на уроках ручного труда в процессе ознакомления с различными поделочными материалами, можно повлиять на развитие слуховой чувствительности у детей. Например, при изучении бумаги, не видя ее, по шуму, при ее сминании или встряхивании дети на слух определяют и называют тот или иной ее сорт. При осязании тех или иных поделочных материалов у детей развиваются тактильные ощущения.
У умственно отсталых младших школьников в силу характерных особенностей их психофизического развития отмечается низкая готовность к обучению. У них нет стойкого интереса к занятиям, не сформировано умение преодолевать возникающие трудности, они не всегда правильно реагируют на оценку взрослого. Многим свойственны робость и неуверенность в себе [2].
Использование на уроках ручного труда дидактических игр и упражнений помогает пробудить у учащихся 1 -2 классов интерес к выполняемой работе, повысить уверенность в своих силах и подготовить основу для формирования ориентировочных действий, необходимых для выполнения трудового задания.
При отборе игр к урокам необходимо руководствоваться следующими принципами:
• доступность игры или упражнения для понимания детей;
• игра должна быть интересна детям;
• тесная связь игры с программным материалом и темой урока;
• продолжительность игры должна составлять не более 5-7 минут;
• постепенное возрастание сложности игры.
Дидактические игры и упражнения используются на различных этапах урока ручного труда.
В коррекционно-педагогической практике использую три группы игр и игровых упражнений.
К первой группе относятся игры на дифференцирование основных геометрических фигур. Эти фигуры представляют собой обобщение огромного разнообразия форм. Обучение детей начинается с простых геометрических фигур, предлагается запомнить контур и условное обозначение. Включаются также задания, предлагающие выбрать ту или иную геометрическую форму среди других, показать предмет, похожий по форме на какую-либо геометрическую фигуру.
Приведем в качестве примера задания, относящие к этой группе игр.
Ставя целью развитие представлений учащихся о геометрических формах, предлагается детям отобрать фигуры по образцу, по названию, на ощупь, по словесному описанию, узнать в окружающих предметах, указать на их пространственное расположение относительно собственного местонахождения (слева, справа, сверху, внизу и т.д.).
Упражнение «Положи такую же фигуру». Каждый ученик имеет конверт с набором геометрических фигур, разных по цвету и размеру. Учитель показывает детям круг или другую фигуру и говорит: «Положите такие же фигуры». Другой вариант упражнения: показывает фигуру 20-30 секунд, затем убирает ее и просит положить такие же фигуры. Более сложный вариант: называет фигуру, но не показывает ее. Дети должны найти названную фигуру среди других.
Игра «Угадай, это фигура?» развивает тактильного восприятия. Дети на ощупь определяют форму фигуры.
К этой группе игр и упражнений относятся: «Домино фигур», «Геометрическое лото», «На какую фигуру похож предмет», «Назови форму предмета», «Чудесный мешочек» и другие.
Попутно ведется работа по формированию у учащихся опыта пространственной ориентировки по основным направлениям хотя игры такого вида составляют вторую группу.
Ко второй группе относятся задания на развитие умения ориентироваться как в окружающем пространстве, так и на ограниченной плоскости. Пространственный анализ включал в себя определение формы, величины, расположения предмета относительно другого, анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов.
Игра «Куда пойдешь и что найдешь?». Заранее раскладываются фигуры в разных местах класса.
Обращаются к детям: «Вперед пойдешь - круг найдешь, вправо пойдешь -прямоугольник найдешь» и так далее. Когда предмет найден, учащийся еще раз говорит, как он двигался.
Методика обучения предусматривает ориентировку на листе бумаги. Другой вариант этой игры: дети под диктовку учителя проводят линии на бумаге в клетку. Если ребенок точно следовал указанию учителя, то у него получался узор или рисунок.
К данной группе относятся игры: «Сложи правильно», «Что изменилось?». Первоклассники выкладывают несколько фигур по образцу, затем по памяти на листе бумаги.
Из игр и упражнений, требующих дифференцирования основных пространственных направлений, можно назвать такие: « Где шарик?», « Где звенит колокольчик?», «Найди флажок».
Игра «Где шарик?»: на столе у учителя лежат два шарика разных по цвету и величине. Один из шариков учитель берет в руку и поднимает вверх, спрашивая: «Где находится шарик, в какой руке?» При этом учитель стоит лицом к классу. Затем тоже проделывает со вторым шариком ученик, держа его в другой руке.
С целью развития пространственных представлений используют упражнения: « Назови стороны парты, листа», «Разложи фигуры (узор), как на образце», «Найди одинаковые узоры», «Сделай так, как я скажу».
Большой интерес вызывают игры по сюжету сказок. Приведем в качестве примера игру «Помоги Красной Шапочке найти дорогу к бабушке», во время которой ученики по словесной инструкции учителя перемещают фигуру Красной Шапочки на листе бумаги. На зеленом листе бумаги ученик располагает домик, в котором живет бабушка. Учитель начинает пересказ сказки и предлагает ученику прикрепить фигуру Красной Шапочки, например, посередине нижней стороны листа. Затем по инструкции учителя школьник двигает фигуру девочки (в центр - на середину листа, затем влево, далее - в верхний правый угол и затем к домику бабушки).
Использование подобных игр помогает учащимся ориентироваться в расположении деталей при составлении макетов на темы сказок.
Третья группа дидактических игр направлена на анализ композиции, состоящей из нескольких элементов и на воссоздание ее. Выполнение заданий этой группы возможно на основе накопления у учащихся некоторых знаний о геометрических фигурах, о пространственных отношениях на основе определенных практических умений. Для этого проводится тщательный анализ в определенной последовательности:
1. целостное восприятие образца;
2. вычленение его частей;
3. определение свойств выделенных частей (форма, величина, цвет, материал и др.);
4. установление пространственных взаимоотношений частей;
5. определение условий выполнения изделий по образцу.
В эту группу входят контрольно-обобщающие упражнения, предназначенные для закрепления всех изученных понятий. При проведении игр третьей группы включают разнообразные виды продуктивной деятельности: аппликация, лепка, мозаика.
92
Сначала ученики самостоятельно по наглядному образцу выкладывают уже знакомые им геометрические фигуры, соблюдая определенные пространственные отношения. Такие упражнения, как «Сложи пирамидку», «Построй двухэтажный домик» и другие, выполняются из имеющихся у них геометрических фигур или отдельных деталей.
Например, игра «Слепи медвежонка» проходит так: на столе у учителя разложены все детали, необходимые для изготовления мишки из пластилина. Показывается образец изделия. Надо сделать такого же медвежонка. Класс разбиваются на две группы и выбирают по одному представителю от каждой из них.
Один из учеников составляет поделку, в случае затруднения ему помогают ребята из его группы. Другой ученик проверяет правильность сделанной работы. Возможно составление фигуры по памяти. На завершающем этапе упражнения включаются и самостоятельные задания (изображение детьми различных предметов средствами аппликации, составление фигур из природного материала пластилина). Цель этих заданий - закрепление в практической деятельности полученных детьми знаний и умений, необходимых для выполнения изделий.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений на уроках ручного труда при работе с детьми с умственной отсталости позволяет повысить познавательный интерес и подготовить основу для развития пространственной ориентации, необходимой для выполнения трудового задания.
Список литературы
1. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.
2. Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения (в сб. коррекционно-развивающее обучение) / Г.И. Жаренков. М.: Дрофа, 2009. 150 с.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дягилева Н.М.
Дягилева Наталия Максимовна - преподаватель иностранного языка, кафедра иностранных языков, Московский политехнический университет, г. Москва
Аннотация: в статье обосновывается проблемно-ориентиованный метод как основа обучения продуктивным видам речевой деятельности в соответствии с современной потребностью в формировании способности учащихся к общению с представителями другой культуры на английском языке в рамках конкретной речевой ситуации.
Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, говорение, письмо, проблема.
Развитие современного образования в рамках антропоцентрической парадигмы обращается к развитию личности в целом, ее компетенций, способностей решать проблемы, не бояться и принимать ответственность за результаты своих действий. Таким образом, процесс овладения иностранной культурой и языком подразумевает психологические и социокультурные изменения. Это является важным, так как вектор