Научная статья на тему 'Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентации умственно отсталых детей младшего школьного возраста на уроках ручного труда'

Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентации умственно отсталых детей младшего школьного возраста на уроках ручного труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1302
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна, Эннанова Мавиле Мететовна

В статье рассматриваются особенности включения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс специальной (коррекционной) школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна, Эннанова Мавиле Мететовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентации умственно отсталых детей младшего школьного возраста на уроках ручного труда»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА Сухонина Н.С.1, Эннанова М.М.2

1Сухонина Наталья Сергеевна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Эннанова Мавиле Мететовна - студент, кафедра специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматриваются особенности включения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс специальной (коррекционной) школы. Ключевые слова: дидактическая игра, умственно отсталые младшие школьники, пространственная ориентация.

УДК 376

Обучение в специальной (коррекционной школе) с детьми младшего школьного возраста должно носить характер игрового и занимательного обучения и строится по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях.

Цель статьи: рассмотреть особенности использования дидактической игры на уроках ручного труда и ее влияние на развитие пространственной ориентации умственно отсталых учащихся

Одним из эффективных средств, пробуждающих живой интерес к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра.

Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Игры с образовательным уклоном дают возможность постепенного включения учащегося в успешное обучение.

Дидактические игры дают возможность решать большой спектр педагогических задач в игровой форме при обучении школьников с умственной отсталостью. Незаменимость дидактической игры в процессе обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках ручного труда заключается в том, что игры специально создаются с обучающими и коррекционно-развивающими целями, они способствуют развитию учащихся и более осознанному, практичному и интересному способу овладением знаниями, умениями и навыками [1].

Воспитание качеств, таких как целенаправленность действий, деятельность по инструкции, настойчивость и достижение цели, необходимые ребенку для обучения, мы можем дать, научив его играть, играя рисовать, лепить, конструировать.

Дидактические игры на уроках ручного труда помогают учащимся в живой, непосредственной и интересной форме уточнять и закреплять представления о предмете и его свойствах и признаках (цвете, форме, величине, деталях, пространственных отношениях в предмете); развивать умение выделять сходство и различие между предметами; развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Также игра помогает совершенствовать восприятие, внимание, память, наблюдательность. Предусматривается использование различных формы игр, которые могут применяться в педагогической практике школы на уроках ручного труда.

Так, при решении конкретных задач, используются разнообразные группы игр, направленных на развитие анализа, наблюдательности и зрительной памяти, чувства

формы цвета, пропорции и величины, глазомера; формирование способности ориентироваться в пространстве; на выработку технологических умений и навыков и др.

Используя игровые ситуации на уроках ручного труда в процессе ознакомления с различными поделочными материалами, можно повлиять на развитие слуховой чувствительности у детей. Например, при изучении бумаги, не видя ее, по шуму, при ее сминании или встряхивании дети на слух определяют и называют тот или иной ее сорт. При осязании тех или иных поделочных материалов у детей развиваются тактильные ощущения.

У умственно отсталых младших школьников в силу характерных особенностей их психофизического развития отмечается низкая готовность к обучению. У них нет стойкого интереса к занятиям, не сформировано умение преодолевать возникающие трудности, они не всегда правильно реагируют на оценку взрослого. Многим свойственны робость и неуверенность в себе [2].

Использование на уроках ручного труда дидактических игр и упражнений помогает пробудить у учащихся 1 -2 классов интерес к выполняемой работе, повысить уверенность в своих силах и подготовить основу для формирования ориентировочных действий, необходимых для выполнения трудового задания.

При отборе игр к урокам необходимо руководствоваться следующими принципами:

• доступность игры или упражнения для понимания детей;

• игра должна быть интересна детям;

• тесная связь игры с программным материалом и темой урока;

• продолжительность игры должна составлять не более 5-7 минут;

• постепенное возрастание сложности игры.

Дидактические игры и упражнения используются на различных этапах урока ручного труда.

В коррекционно-педагогической практике использую три группы игр и игровых упражнений.

К первой группе относятся игры на дифференцирование основных геометрических фигур. Эти фигуры представляют собой обобщение огромного разнообразия форм. Обучение детей начинается с простых геометрических фигур, предлагается запомнить контур и условное обозначение. Включаются также задания, предлагающие выбрать ту или иную геометрическую форму среди других, показать предмет, похожий по форме на какую-либо геометрическую фигуру.

Приведем в качестве примера задания, относящие к этой группе игр.

Ставя целью развитие представлений учащихся о геометрических формах, предлагается детям отобрать фигуры по образцу, по названию, на ощупь, по словесному описанию, узнать в окружающих предметах, указать на их пространственное расположение относительно собственного местонахождения (слева, справа, сверху, внизу и т.д.).

Упражнение «Положи такую же фигуру». Каждый ученик имеет конверт с набором геометрических фигур, разных по цвету и размеру. Учитель показывает детям круг или другую фигуру и говорит: «Положите такие же фигуры». Другой вариант упражнения: показывает фигуру 20-30 секунд, затем убирает ее и просит положить такие же фигуры. Более сложный вариант: называет фигуру, но не показывает ее. Дети должны найти названную фигуру среди других.

Игра «Угадай, это фигура?» развивает тактильного восприятия. Дети на ощупь определяют форму фигуры.

К этой группе игр и упражнений относятся: «Домино фигур», «Геометрическое лото», «На какую фигуру похож предмет», «Назови форму предмета», «Чудесный мешочек» и другие.

Попутно ведется работа по формированию у учащихся опыта пространственной ориентировки по основным направлениям хотя игры такого вида составляют вторую группу.

Ко второй группе относятся задания на развитие умения ориентироваться как в окружающем пространстве, так и на ограниченной плоскости. Пространственный анализ включал в себя определение формы, величины, расположения предмета относительно другого, анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов.

Игра «Куда пойдешь и что найдешь?». Заранее раскладываются фигуры в разных местах класса.

Обращаются к детям: «Вперед пойдешь - круг найдешь, вправо пойдешь -прямоугольник найдешь» и так далее. Когда предмет найден, учащийся еще раз говорит, как он двигался.

Методика обучения предусматривает ориентировку на листе бумаги. Другой вариант этой игры: дети под диктовку учителя проводят линии на бумаге в клетку. Если ребенок точно следовал указанию учителя, то у него получался узор или рисунок.

К данной группе относятся игры: «Сложи правильно», «Что изменилось?». Первоклассники выкладывают несколько фигур по образцу, затем по памяти на листе бумаги.

Из игр и упражнений, требующих дифференцирования основных пространственных направлений, можно назвать такие: « Где шарик?», « Где звенит колокольчик?», «Найди флажок».

Игра «Где шарик?»: на столе у учителя лежат два шарика разных по цвету и величине. Один из шариков учитель берет в руку и поднимает вверх, спрашивая: «Где находится шарик, в какой руке?» При этом учитель стоит лицом к классу. Затем тоже проделывает со вторым шариком ученик, держа его в другой руке.

С целью развития пространственных представлений используют упражнения: « Назови стороны парты, листа», «Разложи фигуры (узор), как на образце», «Найди одинаковые узоры», «Сделай так, как я скажу».

Большой интерес вызывают игры по сюжету сказок. Приведем в качестве примера игру «Помоги Красной Шапочке найти дорогу к бабушке», во время которой ученики по словесной инструкции учителя перемещают фигуру Красной Шапочки на листе бумаги. На зеленом листе бумаги ученик располагает домик, в котором живет бабушка. Учитель начинает пересказ сказки и предлагает ученику прикрепить фигуру Красной Шапочки, например, посередине нижней стороны листа. Затем по инструкции учителя школьник двигает фигуру девочки (в центр - на середину листа, затем влево, далее - в верхний правый угол и затем к домику бабушки).

Использование подобных игр помогает учащимся ориентироваться в расположении деталей при составлении макетов на темы сказок.

Третья группа дидактических игр направлена на анализ композиции, состоящей из нескольких элементов и на воссоздание ее. Выполнение заданий этой группы возможно на основе накопления у учащихся некоторых знаний о геометрических фигурах, о пространственных отношениях на основе определенных практических умений. Для этого проводится тщательный анализ в определенной последовательности:

1. целостное восприятие образца;

2. вычленение его частей;

3. определение свойств выделенных частей (форма, величина, цвет, материал и др.);

4. установление пространственных взаимоотношений частей;

5. определение условий выполнения изделий по образцу.

В эту группу входят контрольно-обобщающие упражнения, предназначенные для закрепления всех изученных понятий. При проведении игр третьей группы включают разнообразные виды продуктивной деятельности: аппликация, лепка, мозаика.

92

Сначала ученики самостоятельно по наглядному образцу выкладывают уже знакомые им геометрические фигуры, соблюдая определенные пространственные отношения. Такие упражнения, как «Сложи пирамидку», «Построй двухэтажный домик» и другие, выполняются из имеющихся у них геометрических фигур или отдельных деталей.

Например, игра «Слепи медвежонка» проходит так: на столе у учителя разложены все детали, необходимые для изготовления мишки из пластилина. Показывается образец изделия. Надо сделать такого же медвежонка. Класс разбиваются на две группы и выбирают по одному представителю от каждой из них.

Один из учеников составляет поделку, в случае затруднения ему помогают ребята из его группы. Другой ученик проверяет правильность сделанной работы. Возможно составление фигуры по памяти. На завершающем этапе упражнения включаются и самостоятельные задания (изображение детьми различных предметов средствами аппликации, составление фигур из природного материала пластилина). Цель этих заданий - закрепление в практической деятельности полученных детьми знаний и умений, необходимых для выполнения изделий.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений на уроках ручного труда при работе с детьми с умственной отсталости позволяет повысить познавательный интерес и подготовить основу для развития пространственной ориентации, необходимой для выполнения трудового задания.

Список литературы

1. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.

2. Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения (в сб. коррекционно-развивающее обучение) / Г.И. Жаренков. М.: Дрофа, 2009. 150 с.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дягилева Н.М.

Дягилева Наталия Максимовна - преподаватель иностранного языка, кафедра иностранных языков, Московский политехнический университет, г. Москва

Аннотация: в статье обосновывается проблемно-ориентиованный метод как основа обучения продуктивным видам речевой деятельности в соответствии с современной потребностью в формировании способности учащихся к общению с представителями другой культуры на английском языке в рамках конкретной речевой ситуации.

Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, говорение, письмо, проблема.

Развитие современного образования в рамках антропоцентрической парадигмы обращается к развитию личности в целом, ее компетенций, способностей решать проблемы, не бояться и принимать ответственность за результаты своих действий. Таким образом, процесс овладения иностранной культурой и языком подразумевает психологические и социокультурные изменения. Это является важным, так как вектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.