Научная статья на тему 'Исследование пространственных представлений школьников с интеллектуальными нарушениями'

Исследование пространственных представлений школьников с интеллектуальными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2074
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Ирина Николаевна, Коняева Марина Петровна

В статье рассматриваются особенности формирование пространственных представлений школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики в пропедевтический период на основе использования дидактических игр, приведён качественный и количественный анализ данных экспериментального курсового исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева Ирина Николаевна, Коняева Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование пространственных представлений школьников с интеллектуальными нарушениями»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

Дальневосточный юрид. ин-т МВД России. - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. - С. 158-161.

3. Лигута В.Ф., Серебрянников В.А. Особенности организации и проведения физической подготовки сотрудников полиции, осуществляющих силовое задержание / Научно-теоретический журнал «Вестник Дальневосточного юридического института МВД России», № 4 (29) - 2014. - С. 53-60.

4. Лигута В.Ф., Сергоян А.С., Гвоздков П.Ю. Физическая подготовленность сотрудников полиции вневедомственной охраны / Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVII Междунар. науч.-практич. конф. - Иркутск : ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. - С. 116-119.

5. Лигута В.Ф., Рукавишников А.С., Горин К.Ю. Особенности процесса физической подготовки сотрудников полиции уголовного розыска / Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVII Междунар. науч.-практич. конф. - Иркутск : ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. - С. 145-148.

6. Лигута В.Ф. Оценка уровня физической подготовленности сотрудников полиции, осуществляющих силовое задержание / Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов III Междунар. научно-практической конференции (Хабаровск, 22-24 октября 2015 г.) / Дальневосточный юрид. ин-т МВД России. - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015. - С. 14-22.

7. Лигута В.Ф. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности сотрудников полиции различных подразделений и медико-возрастных групп. / Международный научный журнал «Инновационная наука», №1. - Ч. 2. - 2016. - С. 182-186.

© Горин К.Ю., Рукавишников А.С., Нетбай С.Г., 2016

УДК 376.42

Гусева Ирина Николаевна

канд.пед. наук, доцент КГУ,

Коняева Марина Петровна

студентка 4 курса, бакалавриат, НП Специальное (дефектологическое)образование, г. Курск, РФ

E-mail: gin200706@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирование пространственных представлений школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики в пропедевтический период на основе использования дидактических игр, приведён качественный и количественный анализ данных экспериментального курсового исследования.

Ключевые слова Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, коррекционное обучение, коррекционное обучение математике.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с нарушением интеллекта в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

В настоящее время определены основные пути и направления работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит формированию пространственных представлений на уроках математики.

Развитие пространственных представлений и пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако у детей с нарушениями интеллектуального развития своевременно не развиваются предпосылки к формированию пространственных представлений и пространственной ориентировки, какими являются чувственное восприятие пространства и его речевое отражение. Специфика психофизического развития этих детей проявляется в бедности чувственного опыта, связанного с узостью, малодифференцированностью, замедленностью восприятия, с недоразвитием моторики и моторной координации, с недоразвитием предметных действий и речи. Это приводит к затруднениям в ориентировке ребёнка в пространстве и в установлении им пространственных отношений и направлений.

Затруднения, испытываемые учащимися специальных коррекционных школ в процессе учебной деятельности, во многом могут быть преодолены при целенаправленной работе по формированию и совершенствованию пространственной ориентировки.

Использование дидактических игр в пропедевтический период обучения младших школьников активизирует интерес к учению, у детей появляется умение правильно распределять внимание. В процессе занятий дидактической игрой формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера, существенный признак дидактической игры - устойчивая структура: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; подведение итогов.

По характеру познавательной деятельности игровые занимательные задания можно отнести к следующим группам:

- игры, требующие от детей исполнительской деятельности;

- игры, требующие воспроизведения действия;

- игры, включающие элементы поиска и творчества;

- игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними [1].

Экспериментальное изучение проблемы использования дидактических игр в пропедевтический период

обучения математике с целью формирования пространственных представлений учащихся в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), проходило в три этапа.

На первом этапе нами были отобраны соответствующие исследовательской задаче методики обследования уровня сформированности пространственных представлений, учитывающие особенности интеллектуального развития детей, обучающихся в 1 классе образовательной организации, реализующей АООП.; разработаны критерии оценки результатов диагностического обследования; проведено диагностическое обследование и определен уровень сформированности элементарных пространственных представлений детей.

Экспериментальное исследование состояло из IV серий заданий, каждая из которых преследовала свою цель:

Задания I серии были направлены на выявление умения ориентироваться в схеме собственного

тела.

Задания II серии были направлены на выявление способности ориентироваться в направлениях пространства (слева, справа, вверху, внизу, впереди, позади) с точкой отсчёта «от себя».

Задания III серии были направлены на выявление умения определять пространственное расположение предметов и отношения между ними, понимать и использовать в своей речи предлоги и наречия, отражающие эти отношения: вверху, внизу, выше, ниже, справа, слева, на, под, за и т.д.

Задание IV серии эксперимента было направлено на выявление способности ребёнка ориентироваться на листе бумаги.

Все задания предлагались детям в игровой форме. В каждом случае экспериментатор добивался

МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

понимания ситуации, и только после этого предлагал перейти к выполнению. При затруднениях использовались различные виды помощи.

В результате выполнения заданий фиксировалось, принимает ли ребёнок задания, понимает ли инструкции, показывает ли по словесной инструкции и называет ли плоскостные фигуры и геометрические тела. Ответы ребёнка записывались в соответствии с предъявляемым материалом.

Критерии оценки результатов обследования по данным заданиям: 2 балла- справился полностью и комментировал свои действия, 1 балл - справился с помощью (наводящие вопросы, показ образца выполнения задания и т.д.) или справился частично, 0 баллов - не справился или отказался от выполнения задания.

Таблица 1

Развитие элементарных пространственных представлений

Участники эксперимента Пространственные представления Итого

Умение ориентироваться в схеме собственного тела Способность ориентироваться в направлениях пространства с точкой отсчёта «от себя». определять пространственное расположение предметов и отношения между ними Умение ориентироваться на листе бумаги

Зад. 1 Зад. 2 Зад. 3 Зад. 4 Зад. 5 Зад. 6 Зад. 7 Зад. 8 Зад. 9

1 2 1 0 1 1 1 1 1 1 9 (С)

2 2 1 0 1 1 2 2 1 1 11 (С)

3 2 2 1 2 2 2 2 1 1 15 (В)

4 1 0 0 1 1 1 1 0 0 5 (С/Н)

5 1 0 0 0 1 1 0 0 0 3 (Н)

6 1 1 0 1 1 1 0 0 0 5 (С/Н)

Высокий уровень (%) 33.3 16.7 33.3 0 21.4

Средний уровень (%) 50 66.7 33.3 50 47.6

Низкий уровень (%) 16.7 16.7 33.3 50 31

Выявленное значительное недоразвитие пространственных представлений может существенно затруднить процесс овладения учебными знаниями по математике, чтению, письму, что убеждает в необходимости осуществления специальной коррекционной работы по данному направлению в пропедевтический период обучения математике.

Диаграмма 1

31%

Развитие элементарных пространственных представлений (констатирующий эксперимент)

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

21,4%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений проводилась по следующим основным принципам, выделенным на основании анализа литературы по данной проблеме:

• Обучение должно вестись в занимательной, игровой форме, эмоционально, используя различные приёмы стимулирования детей (похвала, одобрение и др.).

• Широкое использование предметно-практической, двигательной деятельности учащихся, на всех этапах формирования способов ориентировки в пространстве, включение самих детей в процесс преобразования пространственных отношений.

• Предлагаемый в процессе обучения наглядный материал должен быть свободен от лишних, не использованных непосредственно на данном занятии деталей.

• Демонстрация наглядного материала должна сопровождаться не только подробными словесными комментариями, но и различными жестами (например, указательный жест), что способствует лучшему пониманию детьми инструкции.

• Учитывая сниженную работоспособность детей, время от времени переключать их на выполнение другого вида учебной деятельности [1, 2, 3].

В ходе формирующего эксперимента были использованы различные методы обучения: работа по подражанию, работа по образцу, работа по словесной инструкции, дидактические и подвижные игры и т.д. [2].

Основным методом обучения была дидактическая игра, так как она является одним из эффективных методов обучения детей с нарушениями интеллекта пространственным представлениям. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения мотивации и отработки необходимых умений и навыков. Дидактическая игра позволяет обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении положительного отношения к заданию.

На заключительном этапе исследования для проверки эффективности использования дидактических игр с целью формирования пространственных представлений в пропедевтический период обучения математике, был сделан контрольный срез. Он проводился с использованием тех же методик обследования учащихся, что и при выявлении степени готовности детей к изучению курса математики.

Оценка и анализ полученных результатов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Развитие элементарных пространственных представлений

Участники Пространственные представления Итого

Умение ориентироваться в схеме собственного тела Способность ориентироваться в направлениях пространства с точкой отсчёта «от себя». определять пространственное расположение предметов и отношения между ними Умение ориентироваться на листе бумаги

Зад. 1 Зад. 2 Зад. 3 Зад. 4 Зад. 5 Зад. 6 Зад. 7 Зад. 8 Зад. 9

1 2 1 1 1 2 2 1 2 1 13(В/С)

2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 15(В/С)

3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 (В)

4 2 1 1 2 2 1 1 0 1 11 (С)

5 1 1 1 1 1 1 1 0 1 8 (С/Н)

6 1 1 1 1 2 1 1 1 1 10 (С)

Высокий уровень (%) 66.7 50 50 16.7 47.6

Средний уровень (%) 33.3 50 33.3 83.3 45.3

Низкий уровень (%) 0 0 16.7 0 7.1

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Контрольный срез показал эффективность использования дидактических игр в пропедевтический период обучения математике с целью развития пространственных представлений детей с нарушениями интеллекта, что наглядно видно из диаграммы 2.

Диаграмма 2

Сравнительные результаты эксперимента (%)

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

_ Высокий уровень

21,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47,6

s Средний уровень

47,6

45,3

| Низкий уровень

31

7,1

1

2

На основании полученных данных можно сделать вывод, что в целом уровень оперирования пространственными образами и представлениями у детей стал выше. Результаты выполнения заданий показали, что выявленное в ходе констатирующего эксперимента неумение младших школьников с нарушениями интеллекта пользоваться чувственными ориентирами было преодолено у большинства детей класса. Постоянная опора на схему тела при осуществлении различных видов пространственной ориентировки обеспечило успешное выполнение заданий.

Мы считаем, что целесообразно дальнейшее применение предложенной нами системы работы, основанной на использовании дидактических игр и упражнений, по преодолению трудностей ориентировки в пространстве и на плоскости у детей с нарушениями интеллекта. Список использованной литературы:

1. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.

2. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой - М.: Просвещение,1990.

3. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

© Гусева И.Н., Коняева М.П., 2016

УДК 371.3:51

Далингер Виктор Алексеевич

доктор педагогических наук, профессор ОмГПУ, г. Омск, РФ

E-mail: dalinger@omgpu.ru

ОСОБЕННОСТИ КОМПРЕССИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности компрессивного обучения учащихся математике, описаны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.