Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / КИСТИ РУК / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Жанна Ивановна, Валетов Максим Рамильевич, Шляпникова Виктория Викторовна

Целью статьи является подбор и апробация средств для развития мелкой моторики рук у студентов первых курсов Оренбургского государственного университета, имеющих нарушения в состоянии здоровья стойкого характера. Развитие мелкой моторики рук должно быть непрерывным, с рождения и до глубокой старости. Мелкая моторика рук связана с нервной системой, познавательными процессами, речью и зрением. Если наблюдаются хотя бы незначительные отклонения в перечисленных связях, то развитие мелкой моторики рук затрудняется. А от её развития зависит готовность ребёнка к школе, успешность обучения на всех уровнях образования, возможность получения дополнительного образования, успех освоения профессии и жизнедеятельность в целом. Развитие мелкой моторики с рождения индивида идёт постепенно, этот ход следует стимулировать и поддерживать на протяжении всей жизни. У лиц с нарушениями в развитии с одной стороны наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики рук, а с другой стороны необходимость её развития в связи с предстоящей профессиональной деятельностью. Подобранные упражнения в эксперименте, согласно проведённому тестированию, соответствуют заявленной теме. Их систематическое применение, сделает движения рук плавными, снимет излишнее напряжение в кистях. Дальнейшее изучение темы предполагает: развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья других курсов; разработку программы на весь курс обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Жанна Ивановна, Валетов Максим Рамильевич, Шляпникова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF HANDS IN STUDENTS WITH DISABILITIES

The purpose of the article is to select and test the means for the development of fine motor skills of the hands of first-year students of Orenburg State University who have persistent health disorders. The development of fine motor skills of the hands should be continuous, from birth to old age. Fine motor skills of the hands are associated with the nervous system, cognitive processes, speech and vision. If there are at least minor deviations in the listed connections, then the development of fine motor skills of the hands is difficult. And the child's readiness for school, the success of education at all levels of education, the possibility of obtaining additional education, the success of mastering the profession and life in general depend on its development. The development of fine motor skills from birth of an individual is gradual, this course should be stimulated and maintained throughout life. Persons with developmental disabilities, on the one hand, have insufficient development of fine motor skills of the hands, and on the other hand, the need for its development in connection with the upcoming professional activity. The selected exercises in the experiment, according to the conducted testing, correspond to the stated topic. Their systematic application will make the movements of the hands smooth, relieve excessive tension in the hands. Further study of the topic involves: the development of fine motor skills of the hands of students with disabilities of other courses; the development of a program for the entire course of study at the university. The selected exercises in the experiment, according to the conducted testing, correspond to the stated topic. Their systematic application will make the movements of the hands smooth, relieve excessive tension in the hands. Further study of the topic involves: the development of fine motor skills of the hands of students with disabilities of other courses; the development of a program for the entire course of study at the university.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2022. Т. 11. № 3(40) e-ISSN: 2712-8474

КИСЕЛЕВА Жанна Ивановна и другие РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ...

VJTK" 94 I -—V /¡\ 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' O.Z-+ |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. |() 57 145/27 1 28474 2022 11 03 03 Ifcae2e!^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© Автор(ы) 2022

КИСЕЛЕВА Жанна Ивановна, старший преподаватель кафедры физического воспитания

Оренбургский государственный университет 460018, Россия, Оренбург, zhanna.kiss@inbox.ru

AuthorlD - 670930

SPIN - 8404-1648

ORCID - 0000-0001-8657-0538

ВАЛЕТОВ Максим Рамильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

физического воспитания Оренбургский государственный университет 460018, Россия, Оренбург, vmtt@mail.ru

AuthorlD - 671126

SPIN - 2123-2605

ORCID - 0000-0002-5413-4384

ШЛЯПНИКОВА Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук, учитель, тренер-преподаватель Оренбургской областной детско-юношеской спортивной школы Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 460050, Россия, Оренбург, shlyapnikovav@mail.ru

AuthorlD - 1104718

SPIN - 3515-8026

ORCID - 0000-0002-4584-8342

Аннотация. Целью статьи является подбор и апробация средств для развития мелкой моторики рук у студентов первых курсов Оренбургского государственного университета, имеющих нарушения в состоянии здоровья стойкого характера. Развитие мелкой моторики рук должно быть непрерывным, с рождения и до глубокой старости. Мелкая моторика рук связана с нервной системой, познавательными процессами, речью и зрением. Если наблюдаются хотя бы незначительные отклонения в перечисленных связях, то развитие мелкой моторики рук затрудняется. А от её развития зависит готовность ребёнка к школе, успешность обучения на всех уровнях образования, возможность получения дополнительного образования, успех освоения профессии и жизнедеятельность в целом. Развитие мелкой моторики с рождения индивида идёт постепенно, этот ход следует стимулировать и поддерживать на протяжении всей жизни. У лиц с нарушениями в развитии с одной стороны наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики рук, а с другой стороны необходимость её развития в связи с предстоящей профессиональной деятельностью. Подобранные упражнения в эксперименте, согласно проведённому тестированию, соответствуют заявленной теме. Их систематическое применение сделает движения рук плавными, снимет излишнее напряжение в кистях. Дальнейшее изучение темы предполагает: развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья других курсов; разработку программы на весь курс обучения в вузе.

Ключевые слова: мелкая моторика, кисти рук, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, физические упражнения, развитие.

DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF HANDS IN STUDENTS WITH DISABILITIES

© The Author(s) 2022

KISELEVA Zhanna Ivanovna, senior teacher of the Department of physical education

Orenburg State University 460018, Russia, Orenburg, zhanna.kiss@inbox.ru VALETOV Maxim Ramilevich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of physical education

Orenburg State University 460018, Russia, Orenburg, vmtt@mail.ru SHLYAPNIKOVA Victoria Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, teacher, trainer-teacher Orenburg Regional Children's and Youth sports School Special (correctional) boarding school №. 2 460050, Russia, Orenburg, shlyapnikovav@mail.ru Abstract. The purpose of the article is to select and test the means for the development of fine motor skills of the hands of first-year students of Orenburg State University who have persistent health disorders. The development of fine motor skills of the hands should be continuous, from birth to old age. Fine motor skills of the hands are associated with the nervous system, cognitive processes, speech and vision. If there are at least minor deviations in the listed connections, then the development of fine motor skills of the hands is difficult. And the child's readiness for school, the success of education at all levels of education, the possibility of obtaining additional education, the success of mastering the profession and life in general depend on its development. The development of fine motor skills from birth of an individual is gradual, this course should be stimulated and maintained throughout life. Persons with developmental disabilities, on the one hand, have insufficient development of fine motor skills of the hands, and on the other hand, the need for its development in connection with the upcoming professional activity. The selected exercises in the experiment, according to the conducted testing, correspond to the stated topic. Their systematic application will make the movements of the hands smooth, relieve excessive tension in the hands. Further study of the topic involves: the development of fine motor skills of the hands of students with disabilities of other courses; the development of a program for the entire course of study at the university. The selected exercises in the experiment, according to the conducted testing, correspond to the stated topic. Their systematic application will make the movements of the hands smooth, relieve excessive tension in the hands. Further study of the topic involves: the development of fine motor skills of the hands of students with disabilities of other courses; the development of a program for the entire course of study at the university.

Keywords: fine motor skills, hands, students with disabilities, physical exercises, development._

KISELEVA Zhanna Ivanovna and others DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF HANDS ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2022. T. 11. № 3(40) e-ISSN: 2712-8474

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должно быть непрерывным, с рождения и до глубокой старости. Именно от работы кистей рук зависит успех в разных видах деятельности. Существует взаимозависимость развитости мелкой моторики рук с речью и познавательными способностями личности. Зарубежные авторы изучают взаимосвязь между «системой ручных способностей» (использование обоих рук в повседневной жизни) и показателями работоспособности и производительностью в целом. [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Многие исследователи прежних лет уделяли внимание развитию мелкой моторики рук. За последние годы значительно увеличилось количество работ по заявленной теме, в которых представлены исследования состояния мелкой моторики рук у лиц с ОВЗ (А.В. Сазанова [2], С.И. Алексеева и Д.А. Модонова [3], Е.Н. Грибовская и М.Б. Кузнецова [4], Е.А. Вихрова, Н.П. Чистякова и Л.Ю. Шапошник [5] и др.), преимущественно дошкольного и младшего школьного возрастов. Зарубежные авторы также исследовали данную проблематику у детей с ОВЗ [6]: с детским церебральным параличом [7], тугоухостью [8], рассеянным склерозом [9], трудотерапию детей с разными заболеваниями [10], влияние мелкой моторики рук на развитие подростков [11], на развитие когнитивных функций [12], осуществляют поиск средств для развития мелкой моторики рук и оценки уровня её развития [13; 14]. Хотя всё актуальнее становится проблема развития мелкой моторики рук у обучающихся более старших возрастов, в том числе у студентов, при этом студентам с ОВЗ следует уделять особое внимание.

Обосновывается актуальность исследования.

Много профессий требуют от специалистов постоянной манипуляции руками, как правило, кисти двигаются больше других частей тела. Есть профессии, где от мелкой работы рук зависит результат труда: электромонтажники, хирурги, художники, музыканты, ювелиры, кондитеры, сурдопереводчики, флористы, архитекторы, иллюзионисты и многие другие. Эффективность развития мелкой моторики рук обучающихся во многом определяется используемыми средствами. Большое количество обучающихся с ОВЗ требует подбора особых средств по развитию мелкой моторики рук, с учётом их психофизических возможностей.

У обучающихся с ОВЗ, как правило, наблюдаются отклонения в психофизическом развитии от возрастной нормы, в зависимости от основного и сопутствующего заболеваний [15]. Так же обучающиеся с ОВЗ зачастую проводят время за компьютерами больше, чем их сверстники без отклонений в состоянии здоровья. Объяснено это тем, что лица с разными заболеваниями в первую очередь общаются с другими людьми с помощью компьютера, ищут необходимую информацию, готовятся к занятиям, смотрят обучающие видео и прочее. Длительная работа за компьютером приводит к физическому недостатку (одному из многих) - это синдром кар-пального (запястного) канала (туннельное поражение нервных стволов запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц) [16, с. 12]. Ежедневное выполнение предложенных ниже упражнений позволит развить мелкую моторику рук и избежать синдрома карпального канала.

Учитывая отставание в общем физическом развитии, более низкую работоспособность и частоту заболеваний (основных, сопутствующих, сезонных), лица с ОВЗ чаще выбирают профессиональную деятельность предполагающую нахождение в закрытых помещениях (му-

зыканты, учителя, психологи, программисты, сборщики и другие), связанную с работой мелких мышц рук. При этом наблюдается отсутствие преемственности в работе по развитию мелкой моторики рук у студентов вуза с обучающимися специальных общеобразовательных учреждений. Таким образом, новизна нашего исследования заключается в изучении процесса выполнения студентами вуза, имеющими нарушения в состоянии здоровья предложенных упражнений для развития мелкой моторики рук.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование цели статьи.

Необходимость непрерывного развития мелкой моторики рук, определило цель статьи - подбор и апробация средств для развития мелкой моторики рук у студентов с ОВЗ.

Используемые в исследовании методы.

Методы исследования: изучение разных источников информации, анализ полученных сведений, анкетирование, тестирование, статистические.

Этапы и даты эксперимента:

- констатирующий и поисковый, август 2021 г. (отбор методической литературы и средств, апробация на коллегах, не имеющих значительных отклонений в состоянии здоровья и с нарушениями здоровья);

- формирующий, сентябрь-май 2021-2022 учебного года (создание экспериментальной группы (линейный эксперимент), входная диагностика, собственно эксперимент, промежуточное тестирование, корректировка по необходимости);

- контролирующий, май 2022 г. (итоговое тестирование, анализ, оформление хода эксперимента).

В эксперименте приняли участие студенты первых курсов Оренбургского государственного университета, юноши и девушки, имеющие нарушения в состоянии здоровья стойкого характера. Всего 28 обучающихся -18 с ОВЗ и 10 с инвалидностью. Из них с ПОДА (поражение опорно-двигательного аппарата) - 9 человек, с нарушением зрения - 14, с нарушением слуха - 4, с нарушением речи - 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Советский психолог и педагог Д.Б. Эльконин определял мелкую моторику как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, нередко в сочетании со зрительной системой в осуществлении мелких и точных движений кистями и пальцами рук, пальцами ног и стопами [17].

В рамках исследуемой темы следует отметить, что мелкая моторика рук включает в себя большое количество разнообразных движений: простые хватательные движения у младенцев; сложно-координируемые движения кисти в написании, рисовании, лепке, ручном труде; движения специалистов профессий, требующих значительных движений кистями и пальцами. Путь развития двигательных действий непрост, одни движения даются легко, другие сложно, кому-то быстро, кому-то долго. При этом едино мнение и результаты исследователей в том, что для лиц с нарушениями в состоянии здоровья контролируемые движения кистями даются трудно, требуется специальная организация процесса и работа разных специалистов (дефектологов, преподавателей физической культуры и адаптивной физической культуры, инструкторов лечебной физической культуры, массажистов).

Состояние мелкой моторики рук связано с нервной системой, познавательными процессами, речью и зрением. Если наблюдаются хотя бы незначительные отклонения в перечисленных связях, то развитие мелкой моторики рук затрудняется. Проявляется это в состоянии почерка, ловкости рук, скорости реакции. От мелкой моторики зависит готовность ребёнка к школе, успешность обучения на всех уровнях образования, возможность ос-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11. № 3(40) e-ISSN: 2712-8474

КИСЕЛЕВА Жанна Ивановна и другие РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ...

воить дополнительное образование [18]. От развитости мелкой моторики рук зависит успех освоения профессий [19] и жизнедеятельность в целом.

Процесс развития мелкой моторики с рождения индивида идёт постепенно, этот ход следует стимулировать и поддерживать на протяжении всей жизни.

Существует много упражнений для развития мелкой моторики рук. В нашем случае предпочтительна следующая классификация:

- массаж и самомассаж;

- без предметов (движения пальцами и кистями);

- с предметами (бумага, книги, бисер, мячи).

Рассмотрим более подробно каждое упражнение и

определим из них контрольные, которые будут включены в промежуточное и итоговое тестирование.

Массаж и самомассаж рук. С древних времён известно благоприятное действие массажа на тело человека (часть тела). Массаж и самомассаж - процедура, позволяющая телу (части тела) расслабиться, путём воздействия на уставшие мышцы, усилить движение крови и лимфы [20]. Более удобно осуществлять самомассаж именно рук; можно делать без предметов и с предметами, дома и в перерывах между занятиями. Самомассаж с использованием игольчатого мяча, является одним из доступных и эффективных. Движения: круговые по ладонной и тыльной стороне кисти; сжимать и разжимать ладонь с мячом; пальцами одной руки прокатывать мяч между пальцами другой руки; круговые подушечками большого и указательного пальцев, затем большим и среднем и т.д., на одной руке, на другой, одновременно двумя руками и прочее. Наименование пальцев, нумерация фаланг и стороны ладони представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Наименование пальцев, нумерация фаланг и стороны ладони

Движения пальцами и кистями (без предметов) развивает мелкую моторику, плавность и синхронность движений обеих рук. Упражнения: второй фаланг большого пальца соединить с третьим фалангом указательного пальца и т.д. до мизинца, после - второй фаланг большого пальца соединить со вторым фалангом указательного пальца и т.д. до мизинца, аналогично второй фаланг большого пальца соединить с первым фалангом указательного пальца и т.д. до мизинца, выполнять двумя руками одновременно. Можно выполнять как от указательного пальца до мизинца, так и от мизинца до указательного. Постепенно исключать зрительный контроль.

Разрывание бумаги укрепляет мышцы кистей, согласовывает работу обоих рук, улучшает зрительно-моторную координацию. Варианты разрывания: произвольно; на фигуры; использование разной по плотности бумаги; левая держит, правая рвёт и наоборот.

Перелистывание страниц позволяет развить мелкую моторику рук, сделать движения плавными, добиться синхронности в обеих руках (при перелистывании страниц правой и левой руками одновременно). Выполняя данное упражнение следует: задействовать все пальцы (например, начинать перелистывание с большого и указательного, далее большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец и обратно либо заново в

этой же последовательности); перелистывать страницы как с нижнего правого (левого) угла книги, так и с верхнего правого (левого) угла книги.

Нанизывание бисера на нить (проволоку) развивает мелкую моторику рук, точность движений и зрительное восприятие (исключение, лица тотально слепые). В упражнении задействовать все пальцы: одну бисеринку взять большим пальцем и указательным и нанизать на нить; следующую - большим пальцем и средним; далее - большим пальцем и безымянным; после - большим пальцем и мизинцем; начинать сначала, либо выполнять в обратном порядке. Нанизывать как правой рукой, так и левой.

Упражнения с мячом, в большинстве случаев, вызывают положительные эмоции и являются эффективным средством развития в соответствии с поставленной целью, а правильное выполнение упражнения - удовлетворение от проделанной работы.

Первое упражнение с мячом: мяч зажать рёбрами ладоней, рёбра ладоней параллельны полу, одна рука со стороны указательного пальца, другая со стороны мизинца. Правая рука двигается вниз, левая вверх, при этом прокручивая мяч так, что руки меняются местами и мяч чётко стоит на рёбрах ладоней. Продолжая движение, прейти в исходное положение. Упражнение выполнять непрерывно, не менее 2 минут.

Второе упражнение с мячом: второй фаланг большого пальца с третьим фалангам указательного пальца держат мяч диаметром 3-3,5 см (силиконовый, резиновый или поролоновый). Перекатывая мяч по третьему фалангу указательного пальца, прийти в положение мяч между третьими фалангами указательного и среднего пальцев и далее перекатывать мяч до положения мяч между третьими фалангами безымянного пальца и мизинцем. Перекатывая мяч в обратном направлении, прийти в исходное положение. Упражнение выполнять непрерывно, не менее 2 минут.

Для поддержания организма в тонусе и дееспособности тела в целом выполнять упражнения для мелкой моторики рук следует каждый день. Когда движения станут плавными и скоординированными, можно начинать жонглировать.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

При проведении первичной диагностики, промежуточном и итоговом тестировании, студенты выполняли упражнения с мячом. Владение мячом оценивалось по уровням (высокий, средний, низкий) путём экспертной оценки, за каждое упражнение.

Высокий уровень - обучающийся первое упражнение не менее 90 секунд выполняет координированно и уверенно, техника правильная, мяч не падает, сразу же переходит на второе упражнение, где не менее 60 секунд сильной (удобной) рукой и не менее 60 секунд другой рукой выполняет упражнение.

Средний уровень - испытуемый от 61 до 89 секунд выполняет упражнение, слегка некоординированно и неуверенно, с незначительным нарушением техники, мяч не падает, затем переходит на второе упражнение, где от 40 до 59 секунд сильной (удобной) рукой и от 40 до 59 секунд другой рукой выполняет упражнение.

Низкий уровень - студент 60 и менее секунд выполняет упражнение, не координированно и не уверенно, со значительным нарушением техники, мяч падает, второе упражнение выполняет до 39 секунд.

Входная диагностика показала следующие результаты:

- высокий: 0 человек, 0 %;

- средний: 3 человека, 11 %;

- низкий; 25 человек, 89 %.

Промежуточное тестирование, проводимое в декабре месяце, показало следующее:

- высокий: 3 человека, 11 %;

KISELEVA Zhanna Ivanovna and others DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF HANDS ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2022. T. 11. № 3(40) e-ISSN: 2712-8474

- средний: 13 человек, 46 %;

- низкий; 12 человек, 43 %.

По результатам промежуточного тестирования, было принято решение не вносить коррективы в ход эксперимента, так как наблюдается улучшения в выполнении упражнений с мячом.

Итоговое тестирование, проводимое в мае месяце, показало результат нашего эксперимента:

- высокий: 11 человек, 39 %;

- средний: 17 человек, 61 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- низкий; 0 человек, 0 %.

Таким образом, анализируя результаты исследования, можно сказать, что применение предложенных упражнений для развития мелкой моторики рук у обучающихся принесло положительный результат. Систематическое их применение будет способствовать закреплению положительного навыка, сделает движения рук плавными, снимет излишнее напряжение в кистях рук.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Узконаправленные упражнения: массаж и самомассаж; без предметов (движения пальцами и кистями); с предметами (бумага, книги, бисер, мячи) способствуют развитию мелкой моторики рук у студентов с ОВЗ. Улучшения в выполнении тестовых упражнений повышают личную заинтересованность у испытуемых. Большинство студентов с ОВЗ желают добиться успехов в предстоящей профессиональной деятельности, в связи с чем проявили заметную активность в исследовании: помимо контрольных упражнений, они выполняли все вышеперечисленные. Упражнения выполняли в течение 2021-2022 учебного года в виде физкультурных минуток, самостоятельных и учебно-тренировочных занятий по физической культуре с обучающимися специальной медицинской группы.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Дальнейшее изучение темы предполагает: разработку программы на весь период обучения студентов в вузе; реализацию практических упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; анализ и систематизацию полученных результатов СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ohrvall A-M., Krumlinde-Sundholm L., Eliasson A.-C. Exploration of the relationship between the Manual Ability Classification System and hand-function measures of capacity and performance // Disability and Rehabilitation. 2013. Vol. 35(11). P. 913-918.

2. Сазанова А. В. Роль развития мелкой моторики пальцев рук в процессе социализации дошкольников с ОВЗ // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования : Материалы VI региональной научно-практической (очно-заочной) конференции, Волгоград - Котово, 15 февраля 2019 года. Волгоград - Котово: Волгоградский государственный технический университет, 2019. С. 54-56.

3. Алексеева С.И., Модонова ДА. Развитие мелкой моторики рук средствами арт-терапии у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом //Педиатрический вестник Южного Урала. 2021. № 2. С. 68-76.

4. Грибовская Е.Н., Кузнецова М.Б. Развитие мелкой моторики рук в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дошкольная педагогика. 2022. № 5(180). С. 47-48.

5. Вихрова Е.А., Чистякова Н. П., Шапошник Л. Ю. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Актуальные исследования. 2022. № 12(91). С. 77-79.

6. Varsamis P., Agaliotis I. Relationships between gross- and fine motor functions, cognitive abilities, and self-regulatory aspects of students with physical disabilities // Research in Developmental Disabilities. 2015. Vol. 47. P. 430-440.

7. BlankR., R. von Kries, Hesse S., H. von Voss. Conductive Education for Children With Cerebral Palsy: Effects on Hand Motor Functions Relevant to Activities of Daily Living // Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 2008. Vol. 89, Iss. 2. P. 251-259.

8. Mehrem E.S., Fergany L.A., Mohamed S.A., Fares H.M., Kamel R.M. Efficacy of fine motor and balance exercises on fine motor skills in children with sensorineural hearing loss // Restorative Neurology and Neuroscience. 2022. Vol. 40, Iss. 1. P. 43-52.

9. Squillace M., Ray S., Milazzo M. Changes in gross grasp strength and fine motor skills in adolescents with pediatric multiple sclerosis // Occupational Therapy in Health Care. 2015. Vol. 29, Iss. 1, P. 77-85.

10. Training programs for children: literature review / P. Edouard, V. Gautheron, M.-C. D'Anjou, L. Pupier, X. Devillard // Annales de Readaptation et de Medecine Physique. — 2007. — Vol. 50, Iss. 6. — P. 510519.

11. Knatauskaite J., Pukenas K., Trinku.niene L., Budde H. Effects of different types of exercise training on fine motor skills and testosterone concentration in adolescents: A cluster randomized controlled trial // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, Iss. 162. P. 8243.

12. Brandwayn N., Restrepo D., Marcela Martinez-Martinez A., Acevedo-Triana C. Effect of fine and gross motor training or motor imagery, delivered via novel or routine modes, on cognitive function // Applied NeuropsychologyAdult. 2020. Vol. 27, Iss. 5. P. 450-467.

13. Chang M.-L., Shih Ch.-H. Improving fine motor activities ofpeople with disabilities by using the response-stimulation strategy with a standard keyboard // Research in Developmental Disabilities. 2014. Vol. 35, Iss. 8. P 1863-1867.

14. Kruger A., Strauss M., Visser M. In-hand manipulation assessment instruments for children: A scoping review // British Journal of Occupational Therapy. 2022. Vol. 85, Iss. 2. P. 83-98.

15. Шляпникова В.В., Киселева Ж.И., Валетов М.Р. Особенности подготовки обучающихся с нарушением зрения к сдаче комплекса ГТО // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 8 (198) 2021 год. С. 460. Стр. 132-136.

16. Рипа М.Д., Кулькова И.В. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании: учеб. пособие для академического бакалавриата // 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 158 с.

17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,1989. 560 с.

18. Сазанова, А. В. Роль развития мелкой моторики пальцев рук в процессе социализации дошкольников с ОВЗ // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: Материалы VIрегиональной научно-практической (очно-заочной) конференции, Волгоград - Котово, 15 февраля 2019 года. Волгоград - Котово: Волгоградский государственный технический университет, 2019. С. 54-56.

19. Буров А.Э., Лакейкина И.А., Бегметова М.Х., Небратенко С.В. Физическая культура и спорт в современных профессиях : Учебное пособие // Саратов : Вузовское образование, 2022. 261 с.

20. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник //Под ред. Барчуков И.С. М.: КноРус, 2018. 288 c.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 28.10.2022 Revised date: 22.11.2022 Accepted date: 10.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.