Научная статья на тему 'Развитие механизмов раскрытия информации'

Развитие механизмов раскрытия информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / СМИ / РЕГУЛЯРНОСТЬ И НЕРЕГУЛЯРНОСТЬ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдкина Анна Васильевна

В статье рассматривается вопрос раскрытия информации как элемента эффективного управления. Автор приводит различные принципы и способы раскрытия информации, отмечает, что законодательство и правоприменительная практика в этой области в большей степени направлены на обеспечение контроля со стороны государственных органов, нежели институтов корпоративного управления и рынка ценных бумаг, рассматривает вопрос регулярности раскрытия информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие механизмов раскрытия информации»

Развитие механизмов раскрытия информации

Information disclosure mechanisms development

УДК 347.78

Давыдкина Анна Васильевна

заместитель начальника отдела допуска ценных бумаг к размещению и торгам Московской Межбанковской валютной биржи

125009, Москва, Большой Кисловский пер.,

д. 13

Davydkina Anna Vasilievna

125009, Moscow, Bolshoi Kislovsky per., 13

В статье рассматривается вопрос раскрытия информации как элемента эффективного управления. Автор приводит различные принципы и способы раскрытия информации, отмечает, что законодательство и правоприменительная практика в этой области в большей степени направлены на обеспечение контроля со стороны государственных органов, нежели институтов корпоративного управления и рынка ценных бумаг, рассматривает вопрос регулярности раскрытия информации.

The article reviews issue of information disclosure as an efficient management element. The author provides different principles and ways of information disclosure, notes that legislation and legal practices in this field to a greater extent are targeted on control provision by the government bodies, rather than by corporate management institutions and stock market; reviews issue of regular information disclosure.

Ключевые слова: информация, законодательство, эффективность управления, СМИ, регулярность и нерегулярность раскрытия информации

Keywords: information, legislation, management efficiency, mass media, regular and irregular information disclosure

Эффективность корпоративного управления зависит от наличия благоприятной законодательной среды для практической реализации основных принципов такого управления, в том числе и для основного принципа — качества раскрытия информации. При построении отечественной модели инфраструктуры рынка ценных бумаг были заимствованы многие решения и принципы зарубежного законодательства, в первую очередь законодательства США. По мнению Н. Г. Семилютиной [1, с. 7], к числу основополагающих принципов относятся:

• наличие органа государственной власти, напрямую подчиненного Президенту страны, обладающего фактически надведомственными, экстраординарными, по сравнению с другими ведомствами, полномочиями;

• подчиненность всего массива правовых норм и всего регулирования одной цели — защите прав инвестора.

Раскрытие информации может осуществляться различными способами и в разных условиях в зависимости от тех или иных обстоятельств [2, p. 31]. Так, по принципу дискреции все раскрываемые данные акционерного общества могут быть разделены на две группы:

• сведения, подлежащие предоставлению в обязательном порядке (mandatory/obligatory disclosure). К такой информации относятся строго установленные законодательством отчетные формы и сведения;

• информация, раскрываемая по усмотрению общества (voluntary disclosure). Это имеет место в первую очередь при раскрытии информации теми компаниями, чьи акции котируются на бирже, и преследуют своей целью еще большее информационное обеспечение инвесторов о деятельности общества.

Следовательно, различие в научных подходах к природе и значению раскрытия информации основывается на критериях определения конечного «выгодоприобретателя» — фондового рынка или системы корпоративного управления. Представляется, что обе концепции заслуживают внимания и, в конечном счете, высокий уровень раскрытия информации приводит к достижению результатов, так как они находятся в органической взаимосвязи. Наличие же таких полюсов в науке обусловлено высокой степенью влияния механизмов рынка на происходящие процессы развития социальных отношений.

Рассматривая вопросы раскрытия информации в России, следует отметить, что законодательство и правоприменительная практика в этой области в большей степени направлены на обеспечение контроля со стороны государственных органов, нежели институтов корпоративного управления и рынка ценных бумаг Об этом свидетельствует, в том числе, и предусмотренная административная ответственность эмитентов за непредставление, нарушение сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятые в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации [3].

По мнению Й. Пихлера [4], постиндустриальное общество находится на пути к информационному, а рыночная экономика все больше дополняется, если вообще не вытесняется «сетевой Интернет-экономикой». Сами понятия «информационное общество» или «Интернет-экономика» говорят о произошедших кардинальных изменениях, в основе которых лежат технические инновации, которые коренным образом меняют экономическую и социальную жизнь общества.

Практика развитых стран в области информационного обеспечения корпоративных отношений свидетельствует о высоком уровне эффективности обеспечения доступности информации посредством электронных баз данных.

Так, в частности, в США в целях информирования корпоративного сообщества Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам использует специализированную систему EDGAR [5] (Electronic Data Gathering, Analysis, and Retrieval), созданную в 1988 г., представляющую собой электронную систему сбора,

0

1

О ^

0 о;

s ^

с со s с; с

1 о

s

о

Рис. 2. Регулярности раскрытия информации

анализа, хранения и отображения информации и содержащую практически все сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с законодательством США. Информационные системы, используемые в США, послужили аналогом для разработки соответствующих информационных систем зарубежных стран, в том числе и России.

Россия, являясь полноправным членом мирового сообщества, не стоит в стороне от общемировых тенденций. В целях обеспечения Российской Федерации достойного места среди лидеров глобального экономического сообщества были утверждены Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»1 и Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации,2 определившие основные направления информатизации российского общества. Развитие информационного общества в России вносит серьезные изменения в механизмы раскрытия информации акционерными обществами, а также в нормативные материалы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг.

Нормативной базой для создания инфраструктуры рынка ценных бумаг в Российской Федерации являются федеральные законы «О рынке ценных бумаг» [6], «О защите прав и законных интересов инвесторов» [7], «Об акционерных обществах» [8], «О бухгалтерском учете» [9], Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» [10], Приказ ФСФР России «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» [11].

Анализ норм российского законодательства в части требований к раскрытию информации в настоящей работе послужил основой для классификации как субъектов раскрытия информации, так форм, каналов и регулярности ее раскрытия.

Под субъектом раскрытия информации понимается акционерное общество, на которое возложена обязанность по раскрытию определенного объема

1 Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531 (с послед. изм.).

2 Утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г № Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февр.

информации в сроки, определенные действующим законодательством, а также требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Классификация субъектов раскрытия информация приведена на рис. 1, материалы которого показывают, что по субъектам раскрытия информации выделяют:

• акционерные общества, на которые распространяются требования о раскрытии ежеквартального отчета (далее — публичные общества);

• акционерные общества, на которые не распространяются требования по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета (далее — непубличные общества).

Основания отнесения акционерного общества к тому или иному субъекту раскрытия информации содержатся в Приказе ФСФР России [11], основными критериями отнесения субъектов раскрытия к публичным обществам являются способ создания акционерного общества в форме приватизация государственных и/или муниципальных предприятий, а также факт государственной регистрации проспекта ценных бумаг.

Под регулярностью раскрытия информации понимается систематичность раскрытия информации субъектами раскрытия в сроки, определяемые действующим законодательством, а также требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (рис. 2).

Информация, раскрываемая на регулярной основе, как правило, приурочена к дате окончания отчетного периода. Так, ежеквартальный отчет эмитента, списки аффилированных лиц раскрываются не позднее 45 дней с даты окончания квартала, годовой отчет раскрывается не позднее 2 дней с даты составления протокола общего собрания, на котором принято решение о его утверждении.

Информация, раскрываемая на нерегулярной основе, зависит от наступления того или иного факта, события или изменения содержания определенных сведений.

Определенные ограничения связаны с формой раскрытия информации, массивом информации, объединенным формальными признаками, где объем и полнота устанавливается действующим законодательством, а также требованиями федерального органа

Рис. 4. Каналы раскрытия информации

исполнительной власти по рынку ценных бумаг Формы раскрытия информации, которые обязаны составлять и предоставлять субъекты раскрытии, унифицированы и приведены на рис. 3. К ним относятся:

• отчеты;

• сведения и сообщения;

• внутренние документы общества.

К отчетам относятся ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг, годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность. Состав и содержание ежеквартального и годового отчета регулируются Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными актами ФСФР России; состав годовой бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

К сведениям и сообщениям относятся:

• существенные факты;

• сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг (далее — существенные сведения);

• сообщения о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете;

• сообщения о раскрытии информации в форме списка аффилированных лиц;

• сведения об аффилированных лицах.

Состав информации, содержащейся в сведениях и сообщениях, регулируется требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

К внутренним документам общества относятся:

• устав;

• внутренние положения, регулирующие деятельность его органов;

• изменения и дополнения к уставу и внутренним положениям.

Состав информации, содержащейся во внутренних документах обществ, регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Под каналом раскрытия информации понимается тот или иной способ доведения информации до заинтересованного пользователя, устанавливаемый действующим законодательством, а также требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (рис. 4).

Лента новостей — информационный ресурс, обновляемый в режиме реального времени и предоставляемый информационным агентством и/или иной организацией, имеющей статус средства массовой

информации, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на публичное предоставление информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг

Комиссией по отбору организаций, осуществляющих распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, было отобрано пять уполномоченных агентств, с которыми 16 февраля 2007 г. ФСФР России заключила Соглашение о распространении информации (далее — Соглашение): ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ», ЗАО «Интерфакс», ЗАО «Прайм-ТАСС» и ЗАО «СКРИН» (далее — агентства). В своей деятельности агентства руководствуются действующим законодательством и Соглашением и оказывают достаточно большой спектр услуг на рынке ценных бумаг (табл. 1).

Наиболее популярным среди эмитентов является Агентство «Интерфакс», проводившее анализ динамики опубликованных сообщений в период с 2004 по 2009 гг. (рис. 5). За анализируемый период количество ежегодно раскрываемых сообщений от эмитентов увеличилось более чем в 5 раз [12].

Лента новостей как канал раскрытия информации является одним из информационных ресурсов сети Интернет.

Основными преимуществами Ленты новостей являются:

• таргетинг (точный охват целевой аудитории);

• доступность;

• оперативность распространения и получения информации;

• сравнительно низкая стоимость.

Между тем для Ленты новостей, как и для сети Интернет в целом, характерны определенные риски.

По мнению исполнительного директора Группы «Интерфакс» Владимира Герасимова и директора службы раскрытия информации «Интерфакс» Дмитрия Олень-кова [12], экономический кризис не вызвал серьезных потрясений на рынке раскрытия информации, но, как и во всех других сферах, здесь тоже произошли определенные перемены: главным факторами прогресса теперь являются не IPO, а ужесточение по всем фронтам требований регулирующих органов.

Созданная агентствами система дала возможность получать важнейшие корпоративные новости через Интернет в режиме реального времени, без всяких ограничений для инвесторов и заинтересованного круга лиц, что значительно снижает в том числе и риск инсайдерских действий.

Таблица 1

Услуги, предоставляемые Агентствами

Наименование агентства, адрес в сети Интернет Наименование услуги

Раскрытие в ленте новостей Раскрытие в сети Интернет Иные услуги

ЗАО «Интерфакс» interfax.ru 1. Регистрация и публикация сообщений в течение 60 мин. 2. Информирование биржи. 3. Индивидуальные консультации. 4. Бесплатная телефонная линия. 5.Бесплатные информационные бюллетени 1. Организация и поддержание раздела на сайте И^р^/шшш. e-disclosure.ru 1. Распространение информации за рубежом. 2. Investor Relations. 3. Консалтинговые услуги

ЗАО «АК&М» И^р^/шшш. akm.ru Пакет № 1 1. Регистрация и публикация сообщений в течение 60 мин. 2. Информирование биржи. 3. Выдача справок о публикации. 4. Техническая и информационная поддержка. 5. Предоставление отчетных бухгалтерских документов 1. Формирование страницы эмитента. 2. Размещение сообщений. 3. Предварительный контроль. 4. Техническая и информационная и поддержка 1. Информационно-поисковая система «ДатаКапитал». 2. Информационные ресурсы: • обзоры отраслей; • «Фондовый вестник»; • «База данных AKM&List»; • «AKM —Антикризис»

Пакет № 2 1. Услуги 2-5 Пакета № 1. 2. Регистрация и публикация сообщений в течение 15 мин. 3. Предоставление официальных справок. 4. Индивидуальные консультации

АНО «АЗИ-ПИ» И^р^/шшш. azipi.ru 1. Регистрация и публикация сообщений. 2. Информирование биржи. 3. Консультационные услуги 1. Создание и поддержание персональной страницы 1. Подготовка ежеквартальных отчетов. 2. Составление списка аффилированных лиц. 3. Формирование сушфактов. 4. Консалтинговые услуги. 5. Передача ежеквартальных отчетов в ФСФР

ЗАО «Прайм-ТАСС» И^р^/шшш. prime-tass.ru 1. Регистрация и публикация сообщений. 1. Информирование биржи 1. Создание и поддержание персональной страницы 1. Раскрытие в СМИ («Финансовые новости»). 2. Раскрытие за рубежом («PR-Newswire»). 3. Перевод на английский язык. 4. Выборка по определенному эмитенту

ЗАО «СКРИН» И^р^/шшш. skrin.ru; И^р^/шшш. skrin.com Пакет «Максимальный+»: 1. Регистрация и публикация сообщений (русская и английская версии). 2. Информирование биржи. 3. Консультационные услуги. 4. Размещение баннеров (в ротации). 5. Предоставление «напоминаний» 1. Создание и поддержание персональной страницы на сайте 1. Информационно-консультационные услуги

Пакет «Универсальный»: 1. Регистрация и публикация сообщений. 2. Информирование биржи. 3. Предоставление справок

Пакет «Открытый +» (для публичных компаний, выходящих на биржевые размещения): 1. Регистрация и публикация сообщений. 2. Информирование биржи. 3. Предоставление справок

Пакет «Открытый»: 1. Регистрация и публикация сообщений. 2. Информирование биржи. 3. Предоставление справок

Ен

в

6 180

3

* 160

»к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н 140

си

В 120

ю о о и о я Ен и

Ф С N

4 О

К

171,258

110,431

100 80 60 40

91,686

58,456

34,481

44,365

20 -

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Год

со к

<

>

Рис. 5. Количество опубликованных сообщений за период 2004-2009 гг.

Публичные общества используют Ленту новостей для раскрытия информации, сроки раскрытия строго регламентированы и составляют не позднее одного дня с момента появления того или иного факта или события.

Непубличные общества также используют Ленту новостей в качестве канала раскрытия информации при подтверждении факта раскрытии информации на регулярной основе (раскрытие на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности), а также при нерегулярном раскрытии информации (при приобретении более 20% голосующих акций другого акционерного общества, проведении общего собрания акционеров, изменений адреса страницы в сети Интернет). Срок раскрытия для непубличных обществ при раскрытии информации в Ленте новостей также составляет один день с момента наступления соответствующего события.

Сегодня для компании сайт в Интернете является отличной возможностью заявить о себе, развить бизнес, увеличить приток клиентов, продажи и, что самое главное, получить ощутимые результаты при сравнительно небольших затратах. К тому же наличие сайта в Интернете позволяет выполнять требования законодательства в части раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Раскрытие информации на сайте эмитента либо на ином сайте осуществляется путем опубликования в Интернете соответствующего отчета, сведения и сообщения внутреннего документа общества и обеспечения доступности любого документа в предусмотренные нормативными документами сроки. В зависимости от принадлежности к тому или иному субъекту раскрытия информации сроки раскрываемой информации на сайте в сети Интернет различны. Публичные общества раскрывают:

• ежеквартальный отчет (в срок не более 45 дней от даты окончания отчетного квартала);

• годовой отчет (в срок не более 2 дней от даты составления протокола общего собрания акционеров, на котором был утвержден годовой отчет);

• сообщения о существенных фактах и существенные сведения (не позднее двух дней от даты наступления факта или события);

• списки аффилированных лиц и изменения, вносимые в эти списки (не позднее двух рабочих дней от даты окончания отчетного квартала либо внесения изменений в список);

• тексты уставов и внутренних документов общества, регулирующих деятельность его органов.

Непубличные общества используют сайт в сети Интернет при размещении следующей информации:

• годовой отчет (не позднее двух дней от даты составления протокола общего собрания акционеров, на котором был утвержден годовой отчет);

• годовая бухгалтерская отчетность (не позднее 45 дней от даты истечения установленного законодательством срока предоставления годовой бухгалтерской отчетности);

• тексты устава.

Обязанность по предоставлению информации регистрирующему органу в настоящее время распространяется на публичные общества, которые направляют ежеквартальный отчет на адрес ФСФР России (его региональных отделений), ранее размещенный в сети Интернет. На взгляд автора, этот канал является отголоском того времени, когда Интернет еще прочно не занял своих лидирующих позиций в информационном обеспечении рынка, и является мерилом выполнения дисциплинарных функций, возложенных на эмитента. Тем не менее информационные технологии затронули и этот канал распространения информации. Так, в настоящее время предусмотрена возможность подписания текста документа электронно-цифровой подписью [13], наличие которой существенно сократит сроки и расходы по доставке документов адресату.

Российским законодательством под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации [14] (далее — СМИ). Раскрытие информации через СМИ осуществляется путем опубликования годовой бухгалтерской отчетности для всех субъектов раскрытия, существующих в организационно-правовой форме открытого акционерного общества, в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также Приказа Минфина РФ [15].

Публикация осуществляется в отношении бухгалтерской отчетности, прошедшей аудит и утвержденной общим собранием акционеров в срок не позднее 1 июня следующего за отчетным года, в одном периодическом печатном издании, который может быть определен уставом общества или решением общего собрания общества. Реализация этой обязанности является наиболее затратной для эмитента и, на взгляд автора, дублирует ранее раскрытую информацию применительно как к публичным, так и непубличным обществам: так, годовая отчетность первых входит в состав ежеквартального

^ отчета за I квартал, который раскрывается не позднее ^ 15 апреля года, следующего за отчетным; годовая ото четность вторых должна быть раскрыта в сети Интернет ^ в срок до 15 мая года, следующего за отчетным. ^ Информация, подлежащая раскрытию в соответ-к ствии с законодательством с учетом требований =Ц учредительных документов, реализуется способами,

< установленными уставом (направление заказным ^ письмом, вручением лично, опубликованием в пе-

< чатном издании, предусмотренном уставом), в том о числе возможностью ознакомления с информацией =Ц и получением на руки копий этой информации.

^ Такой способ раскрытия информации, как направ-¡Е ление заказным письмом, является достаточно рас-^ пространенным среди крупных эмитентов и, как пра-^ вило, используется при информировании о проведении общих собраний акционеров, однако является и достаточно временным, материально затратным, выполняемым в основном компаниями-аутсорсерами.

Вручение лично практикуется небольшими обществами, причем этот способ предоставляет возможность манипулировать сроками при раскрытии информации и, на взгляд автора, со временем должен быть более конкретен. Об опубликовании информации в печатном издании речь шла выше в рамках характеристик СМИ.

К информации, подлежащей раскрытию в соответствии законодательством, с учетом требований учредительных документов, относится информация о созыве общего собрания акционеров, о решениях, принятых собранием акционеров, об определенных корпоративных действиях.

Ознакомление с информацией и предоставление ее копий должно осуществляться путем помещения информации по адресу постоянно действующего исполнительного органа эмитента, в том числе выдаче копий за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней от даты предъявления соответствующего требования.

Анализ каналов раскрытия информации, представленных на российском фондовом рынке, показал, что Интернет, в том числе Лента новостей, являющаяся одним из информационных ресурсов Интернет, являются наиболее эффективными в части доступности, оперативности и целевого охвата аудитории. Иные каналы раскрытия информации в большинстве своем не отвечают реалиям современного информационного сообщества, а носят скорее архаичный характер и, на наш взгляд, в скором времени уйдут с рынка или же, претерпев количественные ограничения, останутся на нем, нося диспозитивный характер.

Формы раскрытия информации на рынке ценных бумаг унифицированы и стандартизированы, количество их в период с 1996 г. по настоящее время существенно не менялось, однако последние изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» существенно затронули количество таких форм раскрытия, как сообщения о существенных фактах, расширив их перечень до 50, тогда как ранее их количество составляло 18.

В свете принятия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»[16], на организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, возложена дополнительная обязанность представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2015 г.

По мнению исполнительного директора Группы «Интерфакс» Владимира Герасимова [12], принципы

раскрытия информации в России приближаются к европейским стандартам. Внедряемые сейчас в России новые принципы информационного взаимодействия компаний с внешним миром повышают шансы на успешное решение задачи обеспечения равного и справедливого доступа к информации. Федеральная служба по финансовым рынкам России сделала реальные шаги — создана и постоянно совершенствуется нормативная база, регламентирующая раскрытие информации, существует единая система раскрытия информации с привлечением Агентств («Интерфакс», «АК&М», «Прайм-ТАСС», «СКРИН», «АЗИПИ»), что способствует в целом повышению эффективности корпоративного управления.

Анализ инфраструктуры российского рынка ценных бумаг показал, что в стране созданы условия, способствующие повышению эффективности корпоративного управления: существует законодательная и нормативная база в части регулирования раскрытия информации, определен орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР России), к компетенции которого отнесено определение форм, каналов, а также сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Между тем развитие информационных технологий приводит к интенсивному устареванию традиционных (неэлектронных) средств раскрытия информации, которые подлежат самой серьезной модернизации.

Литература

1. Семилютина Н. Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). Волтерс Клувер, 2005.

2. La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. What Works in Securities Laws? // Harvard University, Yale University. 2001.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

4. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Под ред. Й. Х. Пихлера, Х. Й. Пляйтера, К. Х.-Х. Шмидта; Пер. с нем. И. Алексеевой и Г. Токаревой. М.: Международные отношения, 2002.

5. U.S. Secruties and Exchange Commission // http://www. sec.gov/edgarhp.htm.

6. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996. № 39-Ф3.

7. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 05 марта 1999. № 46-ФЗ.

8. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995. № 208-ФЗ.

9. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996. № 129-ФЗ.

10. Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров: Постановление ФКЦБ РФ от 31 мая 2002. № 17/пс.

11. Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: Приказ ФСФР России от 10 октября 2006. № 06-117/пз-н.

12. U.S. Secruties and Exchange Commission // http://www.e-disclosure.ru/information.aspx (дата обращения: 20.03.11).

13. Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной цифровой подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 марта 2010 г. № 10-21/пз-н.

14. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I.

15. О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами: Приказ Минфина РФ от 28 ноября 1996 г. № 101.

16. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.