= У л--: О":" ,
где Цн - цена нового товара; Кз - коэффициент допустимых затрат, Ц/ - цена /-го конструктивного элемента товара; п - число конструктивных элементов товара.
В случае вывода на рынок модифицированного товара, как правило, агрегатный метод используется в модифицированной форме - к базовой цене устанавливаются надбавки (скидки) за наличие (отсутствие) отдельных конструктивных элементов товара - компонентов состава:
Цн = Цб + ^Кз1 ХЩ,
где Цб - базовая цена; Ц/ - цена (надбавка, скидка) /-го элемента.
Подобная модификация агрегатного метода может применятся при установлении цен на товары, которые имеют общую базовую основу (общий элемент, базовый состав рецептуры, блок, агрегат), и различаются между собой наличием или отсутствием дополнительных элементов, определяющих дополнительные потребительские параметры. В качестве базовой цены принимается цена основного элемента, характеризующего важнейшие потребительские параметры продукции, общие для всех изделий данной группы. Цены дополнительных элементов и являются надбавками (скидками за
отсутствие элемента по сравнению с базой). Базовая цена и цены дополнительных элементов, в свою очередь, могут определяться методом затрат.
Предложенный в работе подход к формированию и коррекции цены на товар может использоваться как производителями, таки продавцами продукции. Производители могут использовать весь комплекс матриц, начиная от взаимосвязи между требованиями потребителей и характеристиками продукции до взаимосвязи между характеристиками продукции и техническими параметрами, возможностями производства, маркетинговой составляющей товара. Продавцы могут использовать упрощенный вариант данного подхода, выявляя с помощью матрицы взаимосвязь между требованиями потребителей и компонентами состава товара или техническими элементами, обеспечивающими выполнение различных функций, определяя в дальнейшем коэффициент допустимых затрат на каждый компонент состава или технический элемент товара.
1. Вилкова С.А. Исследование рынка бытовых гигиенических средств и региональных потребительских предпочтений // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3.
2. Ерчак А.И. О взаимосвязи цены и качества товаров в розничной торговле и обоснованности ее учета со стороны потребителей // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 5.
3. Салимова Т.А. Управление качеством: учеб. по специальности «Менеджмент организации». М.: Омега - Л, 2007.
УДК334.7 Е.Н. Белкина
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ
Автором освещены вопросы развития сельскохозяйственной кредитной кооперации, специфики деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, процессы формирования механизма функционирования сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации. Рассматривается схема взаимосвязей организаций, содействующих развитию кредитной кооперации на региональном уровне, и Саратовского областного кредитного сельскохозяйственного потребительского кооператива «Гарант».
Ключевые слова: заемно-сберегательная политика, потребительский кредитный кооператив, точка безубыточности, концепция развития, источник финансирования.
E.N. Belkina
MECHANISM OF AGRICULTURAL CONSUMER CREDIT COOPERATIVES DEVELOPMENT
The author deals with agricultural credit cooperatives development, specific character of agricultural consumer credit cooperatives and the process of agricultural consumer credit cooperatives formation. The scheme of interaction between agencies promoting credit cooperatives development at the regional level and the Saratov regional credit agricultural consumer cooperative «Garant» is considered in the article.
The key words: loan and savings policy, consumer credit cooperativey, break-even point, concept of development, source of financing.
Личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают острую нужду в денежных средствах. Однако действующие банковские организации не имеют в сельской местности достаточно
развитой сети филиалов. Кроме того, процедура оформления банковских кредитов весьма громоздка, сложна, длительна и требует наличия залогового имущества, которого сельские заемщики чаще всего не имеют Ука-
занные недостатки способна устранить сельскохозяйственная кредитная кооперация.
Специфика деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов накладывает свой отпечаток на методику расчета его оптимального размера. Так, объем услуг кооператива измеряется объемом предоставленных займов и сбережений.
Доход кооператива зависит от дохода на один заем и количества предоставляемых займов членам кооператива и у членов кооператива (сберегательные займы). Стоимость предоставляемых займов будет зависеть от количества предоставляемых займов, размера одного займа и срока их представления. Маржа по займам обычно составляет 2 - 3% (до 5%) и направляется на покрытие затрат на содержание кооператива. Затраты кооператива состоят из переменных и постоянных расходов. Расходы кооператива обычно рассчитываются на один рубль займов или на один заем, что составляет себестоимость одного займа. Оптимальный объем займов при условии безубыточной деятельности кооператива рассчитывается исходя из формулы точки безубыточности или критического объема продаж услуг
Точка безубыточности показывает объем оказываемых услуг, при котором доходы кооператива равны расходам и минимизации переменных затрат на единицу продаж. Удельный вес постоянных затрат в маржинальном доходе - показатель, определяющий точку безубыточности. Чем меньше это соотношение, тем ниже критический объем продаж, при котором доходы кооператива равны его расходам.
Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации происходит в соответствии с разработанной Министерством сельского хозяйства РФ Концепцией развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и разработанными им региональными программами при участии соответствующих министерств и ведомств, региональных органов власти, региональных представительств Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации, а также при участии ОАО «Россельхозбанк».
В 2009 г в Саратовской области зарегистрировано 37 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, 25 из которых являются членами СОКСПК «Гарант». СПК «Гарант» образовался в 1997 г., и в первый год он смог выдать только 20 тыс. руб. кредитов. В 1997 г. был создан Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), когда между США и Россией было подписано межправительственное соглашение. Сейчас ФРСК является одним из источников финансирования сельских кредитных кооперативов. В 2002 г. с развитием сельской кредитной кооперации в регионе СОКСПК «Гарант» был преобразован в кооператив 2-го уровня, членами которого были только районные сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы.
В 2006 г в Саратове было подписано соглашение о сотрудничестве Министерства сельского хозяйства Саратовской области, Саратовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», Межрайонного сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Гарант» (в настоящее время СОКСПК «Гарант»), НП «Союз сельскохозяйственных товаропроизводителей и кооперативов Сельскохозяйственная палата».
Предметом соглашения являлось создание и развитие на территории Саратовской области сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».
ФРСКК через сельские кредитные кооперативы осуществляет финансирование частных сельских товаропроизводителей - пайщиков кредитных кооперативов, обеспечивая их необходимыми средствами для развития производства, покупки кормов, семян, горючего, удобрений, пестицидов, техники, скота и оборудования. Средства, полученные от ФРСКК, отражаются в балансе кооператива как привлеченные.
Саратовскому областному кредитному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Гарант» оказывает содействие в развитии кредитной кооперации Союз сельских кредитных кооперативов. Это негосударственная некоммерческая организация создана 27 августа 1997 г по инициативе Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и Фонда развития сельской кредитной кооперации.
Основная цель Союза СКК - содействие развитию сельской кредитной кооперации как важному направлению в реформировании финансово-кредитного механизма сельского хозяйства. В настоящее время он координирует деятельность 220 кредитных кооперативов и кредитных союзов из 50 регионов России.
В 2005 г. у кооператива появились еще два источника денежных средств: межрайонный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» и Некоммерческий фонд содействия развитию малого предпринимательства «Германский фонд поддержки малого предпринимательства». С 2006 г. кооператив начинает осваивать для себя новые источники - банковские кредиты. Так, в период с 2006 г. по ноябрь 2007 г. получено более 30 млн руб. из ОАО АКБ «Россельхозбанк», РосЕвробанк, Московский Банк Реконструкции и Развития.
В 2004 г. зарегистрирован кооператив 3-го уровня -межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит». Создание данного кооператива полностью соответствует основным положениям концепции формирования в России многоуровневой системы сельской кредитной кооперации. Основные направления его деятельности:
- привлечение финансовых ресурсов в систему сельской кредитной кооперации;
- перераспределение свободных денежных средств в системе сельской кредитной кооперации;
- снижение финансовых рисков в деятельности региональных систем кредитной кооперации путем создания фондов гарантирования, страхования, резервирования;
- организация консультационной и информационно -методической поддержки членов межрегионального сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Народный кредит».
С 2008 г. действует Российская само регулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз «Агроконтроль» (РСО «Агроконтроль»). Кроме того, существует система учебно-информационных центров, которые обучают навыкам кредитной кооперации и помогают создавать кредитные кооперативы.
Помимо успешного кредитования в фондах и банках СОКСПК «Гарант» оказывает информационно-консультационные и обучающие услуги. Для развития сельской кредитной кооперации в области кооператив проводит обучающие семинары для инициативных групп, желающих создать кооператив, и для специалистов кредитных кооперативов.
На основе бухгалтерской программы «1С - Бухгалтерия» специалистами кооператива разработан программный модуль «Учет в микрофинансовых организациях», который получил признание и используется кредитными кооперативами не только Саратовской области, но и ряда других регионов.
Учитывая важность развития инфраструктуры поддержки сельской кредитной кооперации, обучения и повышения профессионального уровня специалистов, разработки и внедрения финансовых нормативов и единой системы бухгалтерского учета, единой системы информационного обеспечения управления и мониторинга сельских кредитных кооперативов, предусматривается более тесное сотрудничество с компанией АОО!/УООА.
1 октября 2007 г. Саратовский областной кредитный сельскохозяйственный потребительский коопера-
тив «Гарант» и Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов всех районов Саратовской области «Ревизия Агро» подписали соглашение в целях осуществления ревизий финансово-хозяйственной деятельности СОКСПК «Гарант», координации этой деятель -ности, представления и защиты имущественных интересов кооператива и оказания сопутствующих ревизиям услуг.
В рамках национального проекта «Развитие АПК» кооператив «Гарант» участвовал в ряде областных программ:
- по программе «Развитие АПК Саратовской области» были получены субвенции на пополнение Фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных кредитных кооперативов области;
- по программе Министерства экономического развития и торговли области «Поддержка малого предпринимательства» кооператив получил субсидии по кредитам, полученным в коммерческих банках.
Схема взаимосвязей организаций, содействующих развитию кредитной кооперации на региональном уровне, представлена на рисунке. Она отражает интересы каждого из выделенных выше уровней участников кооперации.
Схема взаимосвязей СОКСПК «Гарант» с содействующими организациями
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы являются особой формой сельскохозяйственной кредитной кооперации, связанной с оказанием услуг сельхозтоваропроизводителям в финансовой сфере. Потребительские кредитные кооперативы действуют на рынке финансовых услуг для села. Этот рынок должен удовлетворять потребности всех сельских форм хозяйствования и других предприятий АПК в данных видах услуг. Таким образом, от развития механизма функционирования сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации зависит финансовая сторона сельского хозяйства населения.
1. Анализ современного состояния системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации / под ред. В.М. Пахомова, А.Н. Рассказова, Н.А. Медведевой. М.: Столичная типография, 2008.
2. Бородин А., Одиноков В. Трансформация принципов сельскохозяйственной кредитной кооперации // Сельский кредит 2009. № 3/4 (137).
3. Кузнецова Н.А. Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Саратов: СГСЭУ, 2006.
4. Рассказов А.Н. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств. М.: Росинформагротех, 2003.
УДК 338.24(470.44) Э.Е. Воронин
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ САРАТОВСКОГО РЕГИОНА
В статье приведены результаты исследования, проведенного автором на промышленных предприятиях Саратова и Саратовской области и посвященного практике применения аутсорсинга бизнес-процессов. Вскрыты направления реализации аутсорсинга, выявлены факторы, препятствующие, с точки зрения руководителей, активному его применению в стратегии предприятий. Представлена оценка руководителями возможностей, условий и перспектив применения аутсорсинга в деятельности возглавляемых ими предприятий.
Ключевые слова: аутсорсинг, предприятие, промышленность, бизнес-процесс.
Е.Е. Voronin
FEASIBILITY ASSESSMENT OF OUTSOURSING IN THE SARATOV REGION
The article contains findings of a survey conducted by the author at industrial enterprises in Saratov and the Saratov region. The survey focuses on outsourcing practices of business-processes. The main areas of outsourcing and factors that inhibit outsourcing practices in an enterprise strategy are described in the article. The top manager's assessment of opportunities, conditions and prospects of outsourcing practices in the activities of their enterprises is shown in the article.
The key words: outsourcing, enterprise, industry, business process.
Одним из наиболее важных и ответственных направлений современного бизнеса сегодня является управление предприятием. Руководители предприятия должны полностью использовать опыт и знания, накопленные наукой и практикой ведения бизнеса, для обеспечения успеха в своей деятельности. Для этого следует разработать простые и понятные методы управления предприятием. К подобным методам можно отнести хорошо зарекомендовавшую себя в развитых рыночных странах теорию и практику делегирования полномочий.
Появление и активное развитие информационных технологий в 90-х гг XX в. обусловило формирование такого явления, как аутсорсинг. Произошел качественный скачок в сотрудничестве и кооперировании между предприятиями. Практика показала, что делегирование некоторых функций внешним исполнителям объективно предпочтительно для предприятия, желающего быть эффективным и конкурентоспособным.
Современный «Биржевой словарь» [3] определяет аутсорсинг как использование внешней организации (поставщика) для обработки банковских и других фи -нансовых данных при осуществлении коммерческих
операций. Аналитики, занимающиеся вопросами аутсорсинга, дают различные его толкования. Так, С.О. Ка-ленджян определяет его как современную модель предпринимательства, обеспечивающую дополнительные конкурентные преимущества предприятию [2]. В свою очередь, Б.А. Аникин и И.Л. Рудая рассматривают аутсорсинг как современную методологию создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции [1]. Д.М. Михайлов подразумевает под аутсорсингом передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании [4]. При этом автор исходит из того, что «подрядчик адаптирует свои универсальные средства и знания под потребности бизнеса конкретного заказчика и использует их в интересах заказчика за плату, определяемую сложившейся стоимостью услуг, а не долей в прибыли». А.Г. Ивлев дает следующее определение: «Аутсорсинг - это организационное решение, передача стороннему подрядчику неко -торых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия. Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом: "оставляю себе только то, что могу делать