Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА ПРИ ТЕМУРИДАХ'

РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА ПРИ ТЕМУРИДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Раишев Т.Т.

В период правления Темуридской династии в Центральной Азии характеризуется широким подъемом научных знаний и культурным возрождением региона после столетия упадка, в результате нашествия монгольских полчищ. Рассматриваемая эпоха, получившая в научном сообществе название «Темуридский ренессанс» стала вторым возрождением в регионе и апогей ее пришелся на годы правления внука великого завоевателя и полководца Амира Темура –Улугбеке. Темуриды уделяли большое внимание развитию медицинских знаний, а также строительству учреждений лечебного и санитарно-профилактического назначения. К примеру, согласно источникам того времени («Зафар-наме» Шараф ад Дина Али Йазди, «Аджаиб ал-макдур фи наваиб ат Темур» Ибн Арабшаха, «Муджмл-и Фасихи» Фасихса Хавафи, «Макарим ал-ахлак» Хондамира) в различных лечебных заведениях работало множество табибовлекарей – выпускников медресе и прочих лечебных заведений [2, c. 245].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА ПРИ ТЕМУРИДАХ»

РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА ПРИ ТЕМУРИДАХ

Раишев Т.Т.

докторант PhD, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека. https://doi.org/10.5281/zenodo.11147992 В период правления Темуридской династии в Центральной Азии характеризуется широким подъемом научных знаний и культурным возрождением региона после столетия упадка, в результате нашествия монгольских полчищ. Рассматриваемая эпоха, получившая в научном сообществе название «Темуридский ренессанс» стала вторым возрождением в регионе и апогей ее пришелся на годы правления внука великого завоевателя и полководца Амира Темура -Улугбеке.

Темуриды уделяли большое внимание развитию медицинских знаний, а также строительству учреждений лечебного и санитарно-профилактического назначения. К примеру, согласно источникам того времени («Зафар-наме» Шараф ад Дина Али Йазди, «Аджаиб ал-макдур фи наваиб ат Темур» Ибн Арабшаха, «Муджмл-и Фасихи» Фасихса Хавафи, «Макарим ал-ахлак» Хондамира) в различных лечебных заведениях работало множество табибов-лекарей - выпускников медресе и прочих лечебных заведений [2, с. 245].

Во времена правления Темура и его потомков по всей стране возобновляется строительство монументальных архитектурных ансамблей, медресе, мечетей, переживает расцвет садово-парковое искусство. Такая же тенденция была и сфере медицины, идет строительство новых лечебных учреждений и их развитие. В частности, в XIV в. в Самарканде в составе зданий цитадели Амира Темура был учрежден медицинский центр «Доруш шифо» («Дом исцеления»), где опытные табибы, помимо непосредственно практики занимались научно-педагогической деятельностью, т.е. преподаванием медицины. Так, в качестве одного из мударрисов этой больницы Темур назначил известного в то время ученого табиба Мир Сайид Шарифа, с которым работал и другой видный табиб Мансур ибн Мухаммад ибн Ильёс [6, с. 66].

Обычно больницы-бимаристаны, как и на Ближнем Востоке состояли из нескольких замкнутых внутренних двориков, что помогало создать для больных изолированную среду и различные специализированные лечебные отделения с учетом их особенностей. Дворовое пространство больниц оформлялось фонтанами, скамейками, цветниками, декоративными деревьями и кустарниками.

Больницы включали в себя отдельные палаты (худжр), помещения для табибов (ординаторская), аудитории, амбулаторию, аптеку, кухню, вспомогательные помещений и двор с зеленым и насаждениями, с водоем посредине. В бимаристанах были отделения с учетом заболеваний (глазные, хирургические, внутренние болезни), а в Мервской даже было отдельное здание для душевнобольных людей [6, с. 68].

За период Х1У-ХУ1 вв. среди населения Маверанахра и Хорасана были распространены такие заболевания, как: инсульт (сакта), различные виды дизентерии (исхал), расстройства желудка (суъ ал куня), желтуха, чума, холера и прочие эпидемии [2, с. 250].

В большинстве своем Мирзо Улугбек известен как, выдающийся математик, астроном, историк. В свое время он тщательно изучил труды прошлого поколения гениев: Ал-Фергани, Муса аль Хорезми, Абу Райхана Беруни, Абу Насра Фараби. Кроме этого, Улугбек всегда интересовался и покровительствовал медицине. Он изучил знаменитый труд Авиценны «Канон врачебной науки» [3, с. 100].

Ф. Старр, определяет Улугбека, как первого и единственного правителя, который после долгого упадка своей страны из-за монгольского нашествия стал приближать к трону ученых, философов и в то же время непосредственно занимался наукой сам [5, с. 454].

Одним из известных ученых-медиков того времени был Муиддин Джувейни, автор книги «Нигорстон» («Красавица»), в которой описал вопросы этики, нравоучения и медицины, даются советы, как сохранить здоровье. В 1431 г. Джувейни завершил ее и подарил Улугбеку. После прочтения правитель поместил ее в свою библиотеку в числе лучших и часто используемых книг [3, с. 100].

В знаменитой самаркандской академии наук Улугбека работали кроме представителей точных наук (математиков и астрономов и др.) работали также медики. Например, знаменитый Бурхан ад-Дин Нафис ибн Иваз ибн Хаким ал-Керманани, которого Улугбек пригласил в столицу и сделал его своим личным табибом [2, с. 247]. Ал-Кирманани родился в семье табибов, с детства получил хорошее домашнее образование, а затем в медресе персидского Кирмана.

Ал-Кирманани написал несколько трактатов по медицине. В 1424 г. он составил комментарий на арабском к труду Наджибуддина Самаркандий «Причины и признаки заболеваний» («Шарх ал-асбоб ва-л-аломот», который он посвятил и подарил Улугбеку. В «Комментариях» он подробно излагает основное содержание книги Наджибуддина Самаркандий, посвященную частной патологии организма, поясняет некоторые места книги. Ал-

Кирманани пишет, что при составлении «Комментариев» в качестве справочного источника он использовал труды Галена, ар-Разий, Абу Сахла Масихий, Ибн Сины и других своих предшественников. Благодаря комментариям Ал-Кирманани работа Наджибуддина Самаркандий приобрела общенаучную известность. В последующем в 1438 г. он написал комментарий к трактату еще одного знаменитого табиба своего времени Абдулхарама ал-Карши «Шарх ал-муджаз» «Коментарий к «Сокращению [«Канона»]» [2, с. 247].

Во времена Темура и Темуридов в городах Хорасана и Мавераннахра, помимо больничных учреждений, создавались многочисленные хаммам и целебницы на естественных термальных источниках Интересное сообщение дает нам испанский посол Клавихо, приехавший в 1404 г. в Самарканд ко двору Темура. Он пишет, что войска Темура «везут за собой всюду, куда идет войско, бани и банщиков, ставящих свои шатры и устраивающих помещения для железных бань, то есть горячих и с котлами внутри, в которых держат и греют воду и все, что нужно для этого» [4, с. 115]. Как видно, Темур не только установил железную дисциплин в своем войске, но и заботился о состоянии здоровья воинов.

В период правления Темуридов только в Самарканде, в районе Регистанских базаров и вокруг них, было построено около десяти хаммам. Среди них — хаммам в цитадели Темура, хаммам царевича Мухаммад Султана (внука Темура) рядом сего медресе, хаммам шейха Абдулайса и хаммам Мирзы Улугбека на Регистане. З.М. Бабур в своем Бабур-наме описывал бани Улугбека «Недалеко от медресе и ханаки он построил хорошую баню «Баню Мирзы» полы в ней выстланы камнем всех цветов. Неизвестно есть ли в Хорасане или Самарканде другая такая баня» [1, с. 61].

В целом подводя итог, мы можем констатировать, то, что «Темуридский ренессанс» явился новым взлетом не только в развитии науки и культуры на территории Центральной Азии, но и на всем мусульманском Востоке. Также на ряду с астрономией, математикой, географией, историей и другими науками достигла медицина. Изученные факты позволили сделать нам выводы о том, что представители темуридской династии были осведомлены о наличии различных видов заболеваний на территории их государства и предпринимали мероприятия в области здравоохранения по открытию бимаристанов, деятельности Доруш Шифо, строительству хаммамов и водолечебниц. Особое место здесь принадлежит Улугбеку, поддерживавшего медицину и приближавшего к трону выдающихся табибов-ученых. В целом можно сказать, проводимая Темуридами подобная политика в области медицины,

говорит о высокой заботе правителями этой династии о здоровье своего народа и армии.

Литература

1. Бабур-наме. Записки Бабура. - Ташкент: Фан, 1958. - 531 с.

2. История Узбекистана. Эпоха Амира Темура и Темуридов.- Ташкент.: Фан, 2017. - 535 с.

3. Кадыров А.А. История медицины Узбекистана. - Т.: Издательско-полиграфическое объединение имени Ибн Сины, 1994. - 233 с.

4. Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403—1406). Пер. со староиспанского, предисл. и коммент. И.С. Мироковой. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 211 с.

5. Стар Ф. Утраченное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана / Стивен Фредерик Старр. - Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 574 с.

6. Уралов А.С. Из истории медицинских учреждении Средней Азии эпохи Темуридов. // Общественные науки в Узбекистане. № 1-2. - Ташкент.: Фан, 1999. - С. 65-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.