Научная статья на тему 'Развитие медиадидактики в современном образовании'

Развитие медиадидактики в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1127
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДИДАКТИКА / ИНФОГРАФИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA DIDACTICS / INFOGRAPHICS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION / VISUALIZATION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пархоменко Денис Николаевич

Информационные технологии в настоящее время получили достаточно широкое распространение в осуществлении образовательной деятельности. Они являются удобными инструментами для решения возникающих задач, а также различных учебных ситуаций. Не только современные информационные технологии проникают в систему образования. По причине достаточно высокой своей инертности в системе образования только сейчас постепенно начинается использование методов и приёмов работы с информацией, которые уже активно использовались в бизнес-сфере около 10 лет назад. Инфографика является одним из таких приёмов. Основная цель инфографики заключается в совершенствовании процесса восприятия информации, объяснении сложной информации в простых образах, её передаче в компактном и визуально привлекательном сообщении. В статье раскрыто понятие медиадидактики, рассмотрены условия использования медиатехнологий в образовательном процессе. Автором обоснована необходимость модернизации определённых приёмов педагогической техники, в т. ч. с использованием мультимедийных технологий. В статье раскрыты сущностные характеристики инфографики, область её применения в различных областях человеческой деятельности, в т. ч. и в образовании. Автором обоснована концепция о возможности использования инфографики как педагогической технологии в современном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Media Didactics in Modern Education

Nowadays information technologies are widely spread in the implementation of educational activities. They are helpful tools to solve emerging challenges and different educational situations. Modern IT technologies enter not only the educational system. Because of its rather high inertia educational system only nowadays is starting using methods and techniques of working with information, which have been actively used in business area for about 10 years. Infographics is one of such techniques. The main purpose of infographics is to improve the process of information perception, explaining complex information in simple images, its transmission in a compact and visually attractive message. In the article, the concept of media didactics has been examined, the conditions of using media technologies in the educational process have been considered. The necessity of certain modernization of methods of pedagogical techniques including using of multimedia technologies was proved by the author. The publication reveals the essential characteristics of infographics, the scope of its application in various fields of human activity including education. The author substantiates the concept of use of infographics as a pedagogical technology in the modern educational process.

Текст научной работы на тему «Развитие медиадидактики в современном образовании»

УДК 37

DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-45-49

Денис Николаевич Пархоменко,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: Par-denis@yandex.ru

Развитие медиадидактики в современном образовании

Информационные технологии в настоящее время получили достаточно широкое распространение в осуществлении образовательной деятельности. Они являются удобными инструментами для решения возникающих задач, а также различных учебных ситуаций. Не только современные информационные технологии проникают в систему образования. По причине достаточно высокой своей инертности в системе образования только сейчас постепенно начинается использование методов и приёмов работы с информацией, которые уже активно использовались в бизнес-сфере около 10 лет назад. Инфографика является одним из таких приёмов. Основная цель инфографики заключается в совершенствовании процесса восприятия информации, объяснении сложной информации в простых образах, её передаче в компактном и визуально привлекательном сообщении. В статье раскрыто понятие медиадидактики, рассмотрены условия использования медиатехнологий в образовательном процессе. Автором обоснована необходимость модернизации определённых приёмов педагогической техники, в т. ч. с использованием мультимедийных технологий. В статье раскрыты сущностные характеристики инфографики, область её применения в различных областях человеческой деятельности, в т. ч. и в образовании. Автором обоснована концепция о возможности использования инфографики как педагогической технологии в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: медиадидактика, инфографика, педагогическая технология, учебный процесс, образование, визуализация информации

Denis N. Parkhomenko,

Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: Par-denis@yandex.ru

Development of Media Didactics in Modern Education

Nowadays information technologies are widely spread in the implementation of educational activities. They are helpful tools to solve emerging challenges and different educational situations. Modern IT technologies enter not only the educational system. Because of its rather high inertia educational system only nowadays is starting using methods and techniques of working with information, which have been actively used in business area for about 10 years. Infographics is one of such techniques. The main purpose of infographics is to improve the process of information perception, explaining complex information in simple images, its transmission in a compact and visually attractive message. In the article, the concept of media didactics has been examined, the conditions of using media technologies in the educational process have been considered. The necessity of certain modernization of methods of pedagogical techniques including using of multimedia technologies was proved by the author. The publication reveals the essential characteristics of infographics, the scope of its application in various fields of human activity including education. The author substantiates the concept of use of infographics as a pedagogical technology in the modern educational process.

Keywords: media didactics, infographics, pedagogical technology, educational process, education, visualization of information

На сегодняшний день требования Федеральных государственных образовательных стандартов предполагают использование новых технологических приёмов с использованием современного инстру-

ментария педагогического воздействия. В этой связи изменилась функция педагогических работников в системе образования, которая предполагает использование новых учебных приёмов, в т. ч. с использо-

© Д. Н. Пархоменко, 2016

45

ванием мультимедийных технологий. Мультимедиа, являясь формой представления различных видов информации, обладает способностью к более эффективной организации учебного процесса. Ресурсы мультимедиа за счёт визуализации дают новые возможности педагогу в изложении учебного материала, а также возможность дистанционного общения с учащимися.

Изменения, происходящие в системе образования, требуют также пересмотра организации образовательного процесса. Становится актуальным применение научно-обоснованного подхода не только при отборе и оценке содержания в системе образования, но и к способам измерения учебно-воспитательного процесса [8, с. 35-42].

Для более качественной организации образовательного процесса необходимо обладать высоким уровнем профессионализма. При этом учебно-воспитательный процесс в большой степени зависит от межличностных отношений участников данного процесса. Необходим творческий подход при поиске приёмов педагогической техники мультимедийной дидактики, использование в обучении современных информационных технологий, что позволит значительно повысить качество образования [9, с. 46-47].

Существуют разнообразные подходы к определению понятия «медиадидактика».

В словаре А. В. Федорова медиадидактика рассматривается как теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиа-грамотности/медиакомпетентности [12].

В. В. Протопопова определяет медиа-дидактику как часть общей дидактики, которая рассматривает использование различных медиасредств в учебно-воспитательном процессе. При этом они служат техническими средствами помощи, которые способствуют повышению качества образовательного процесса. Медиасредства могут быть как традиционными, так и электронными техническими устройствами, но качество организации и реализации деятельности преподавателя и обучающегося должно быть новым [5, с. 258-288].

Медиадидактика определяется также как область дидактики, которая изучает возможности применения медиа как вспомогательного средства для эффективности

занятия, и, соответственно, роль, которую они играют в конструировании процессов учения и обучения [10].

В рамках медиадидактики существуют следующие концепции:

- классические, рассматривающие аспекты применения медиа как учебных инструментов, вспомогательных средств обучения, инструментов организации нового учебного окружения;

- концепция web-дидактики (предполагает обучение с помощью сетевых ресурсов и продуктов);

- концепция проектно-ориентирован-ной медиадидактики (создание учениками собственного медиапродукта);

- концепция кооперационного обучения.

При этом педагог должен обладать

медиакомпетенцией, в которую входят: медиакритика, медиаисследование, меди-апользование, медиапродуцирование. Все составляющие медиакомпетенции имеют соответствующие измерения [6, с. 344-345].

Необходимо в условиях применения мультимедийных технологий придерживаться общедидактических принципов научности, систематичности и последовательности, системности, межпредметных связей, связи теории и практики обучения с жизнью, наглядности, доступности, дифференцированного и индивидуального подходов и др.

Общедидактические принципы обучения и реализации основных требований к использованию в образовательном процессе информационных технологий способствуют повышению качества обучения в новых, информационных условиях.

При определении дидактической задачи педагог должен отчётливо понимать, что получит ученик в результате изучения данного предмета, и найти оптимальные пути решения образовательных задач. Це-леполагание, отбор и структурирование содержания изучаемого предмета, определение внутрипредметных и межпредметных связей, указание роли и места изучаемого материала для достижения учебных целей позволят ответить на вопрос «Какие технические устройства и для чего будут использоваться обучающимися в процессе обучения?». При этом важное место отводится психолого-педагогической обработке содержания обучения, для его преобразования в информационные образовательные технологии, которые будут

способствовать развитию познавательного интереса за счёт новизны, занимательности, эмоциональности, проблемной подачи [2, с. 33-34].

При организации обучения с применением мультимедийных технологий педагог должен решать следующие задачи: анализ группы учащихся; создание и реализация учебного сценария; учебное сопровождение; учебное консультирование.

Применение новых принципов организации образовательного процесса предполагает: самостоятельность, сотрудничество, интерактивность, креативность. Для эффективного построения учебного процесса необходимо применять новые формы обучения, создавать новые роли преподавателя, активно включать новые технические средства в обучающий процесс, обеспечивать свободный доступ к медиаресурсам [6, с. 344-345].

Медиатехнологии, являясь «инструментом познания», дают возможность использовать разнообразное учебное окружение (письменный язык, звучащая речь, музыкальные фрагменты, шумы, изображения и видео, которые можно найти здесь в различных комбинациях). Вся информация находится во взаимодействии друг с другом, при этом данные соединения носят нелинейный характер. Учащиеся имеют возможность находить и структурировать информацию в соответствии с собственными критериями.

С точки зрения дидактики педагогическая технология рассматривается как разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по её отдельным элементам [4].

В настоящее время деятельностный подход в обучении даёт возможность преподавателю применять в своей работе различные способы организации образовательного процесса, включая педагогическую технологию, в основе которой находятся особые методы преподнесения учебного материала - средства информационной графики (инфографика).

В Оксфордском словаре инфографика описана как способ передачи информации с помощью графики и текста. Инфографика может использоваться для схематизации материала [11].

О. В. Акулова трактует инфографику как визуальное представление информа-

ции, часто используемой в технической документации, сфере образования, при составлении статистики для облегчения восприятия сложной информации. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, различные графические элементы и т. д. [1, с. 7-11].

С точки зрения Е. Ю. Игнатьевой, под инфографикой понимается инструмент преподнесения информации читателю и пользователю в более лаконичной, ёмкой форме. Это один из видов альтернативного изложения определённой информации посредством создания художественных зарисовок, графиков, диаграмм прочих графических объектов на бумаге и в электронном варианте [3].

Инфографика может успешно применяться на лекционных, лабораторных и практических занятиях для формирования проблемных ситуаций и развития эффективной поисковой деятельности. При этом необходимо организовывать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не только использовали готовую инфографику, но и принимали участие в создании собственной [7, с. 327].

В процессе работы над инфографикой учащийся должен самостоятельно осуществлять поиск, обработку, систематизацию необходимых данных, а также наглядное их представление.

Используя инфрографику в качестве медиатехнологии, необходимо соблюдать определённый процессуальный подход. Следует точно определять цель применения данной технологии, при этом инфографика должна быть согласована с содержанием материала. Инфографика, являясь педагогической технологией, способствует полному и активному использованию возможностей обучаемых за счёт интеллектуальной доступности подачи учебного материала. В данной технологии сочетается визуальный образ, текст, устное пояснение преподавателя. Всё это делает восприятие обучающегося стереоскопичным, при котором он находится в наиболее благоприятной, органичной для него системе.

Рассматривая инфографику как пример педагогической технологии, необходимо отметить, что для эффективного восприятия учебной информации учащимися у них должна возникнуть необходимость её воспринимать. Для успешной организации

образовательного процесса необходимо правильно подбирать методы предоставления учебной информации, которые будут способствовать формированию мотивов восприятия и интереса обучаемых. Инфографика является действенным способом подачи учебного материала, она способствует достижению желаемого уровня эффективности образовательного процесса.

Рассмотренные аспекты позволяют сделать вывод о том, что использование медиатехнологий будет успешным, если придерживаться следующих условий: чётко определять цели и задачи использования того или иного средства на конкретном

этапе обучения, тщательно планировать соответствующих цели и задачам форм и методов работы, учитывать психолого-педагогические аспекты применения электронных медиа в образовании, проводить при необходимости дидактизацию используемых информационных ресурсов и т. п.

Таким образом, и у преподавателей, и у обучающихся важно формировать понимание того, что работа с медиасредствами, действительно, требует ещё большей концентрации их усилий, профессиональных знаний, умений и навыков, творческих способностей и, конечно, высокой мотивации, по сравнению с использованием традиционных средств обучения.

Список литературы

1. Акулова О. В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. 2011. № 3. С. 7-11.

2. Борисов С. В. Дидактические аспекты применения информационных технологий в высшей школе // Информационные технологии в гуманитарном образовании: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 20-22 апреля 2011 г. Пятигорск: ПГЛУ, 2010. С. 33-40.

3. Д'Эфилиппо В., Джеймс Болл. История мира в инфографике. М.: Спутник+, 2014. 224 с.

4. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. Самара: СИУ 1998. 266 с.

5. Протопопова В. В. Медиакомпетентность современного педагога // Высш. гуманитарное образование XXI в.: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. 20 мая 2009 г.: в 2-х т. Т. 1: Педагогика. Психология. Самара: ПГСГА, 2009. С. 285-288.

6. Протопопова В. В. Создание новых дидактических концепций в контексте информатизации образования // Реализация инноваций в высшем профессиональном образовании: материалы и доклады междунар. науч.-метод. конф. (Самара, 19 февраля 2010 г.). Самара: Самар. университет, 2010. С. 344-345.

7. Смикиклас Марк. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб.: Питер, 2013. С. 327.

8. Уткина О. Н. Оценивание результатов измерений педагогической техники учителя // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 12. С. 35-42.

9. Уткина О. Н. Мотивация в процессе самокоррекции педагогической техники // Междунар. науч.-исслед. журн. 2015. № 3-4 (33). С. 46-47.

10. Astrid Blumstengel. Entwicklunghypermedialer Lernsysteme. 1998.

Источники

11. Оксфордский иллюстрированный словарь английского языка. М.: Астрель, АСТ, 2002. 920 с.

12. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотно-сти, медиакомпетентности. Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2010. 64 с.

References

1. Akulova O. V. Problema postroenija nelinejnogo processa obuchenija v informacionnoj srede // Che-lovek i obrazovanie. 2011. № 3. S. 7-11.

2. Borisov S. V. Didakticheskie aspekty primenenija informacionnyh tehnologij v vysshej shkole // In-formacionnye tehnologii v gumanitarnom obrazovanii: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 20-22 aprelja 2011 g. Pjatigorsk: PGLU, 2010. S. 33-40.

3. D'Jefilippo V., Dzhejms Boll. Istorija mira v infografike. M.: Sputnik+, 2014. 224 s.

4. Lihachev B. T. Metodologicheskie osnovy pedagogiki. Samara: SIU, 1998. 266 s.

5. Protopopova V. V. Mediakompetentnost' sovremennogo pedagoga // Vyssh. gumanitarnoe obrazovanie XXI v.: problemy i perspektivy: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 20 maja 2009 g.: v 2-h t. T. 1: Pedagogika. Psihologija. Samara: PGSGA, 2009. S. 285-288.

6. Protopopova V. V. Sozdanie novyh didakticheskih koncepcij v kontekste informatizacii obrazovanija // Realizacija innovacij v vysshem professionalem obrazovanii: materialy i doklady mezhdunar. nauch.-metod. konf. (Samara, 19 fevralja 2010 g.). Samara: Samar. universitet, 2010. S. 344-345.

7. Smikiklas Mark. Infografika. Kommunikacija i vlijanie pri pomoshhi izobrazhenij. SPb.: Piter, 2013. S. 327.

8. Utkina O. N. Ocenivanie rezul'tatov izmerenij pedagogicheskoj tehniki uchitelja // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2014. № 12. S. 35-42.

9. Utkina O. N. Motivacija v processe samokorrekcii pedagogicheskoj tehniki // Mezhdunar. nauch.-issled. zhurn. 2015. № 3-4 (33). S. 46-47.

10. Astrid Blumstengel. Entwicklunghypermedialer Lernsysteme. 1998.

Istochniki

11. Oksfordskij illjustrirovannyj slovar' anglijskogo jazyka. M.: Astrel', AST, 2002. 920 s.

12. Fedorov A. V. Slovar' terminov po mediaobrazovaniju, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti. Taganrog: Taganrog. gos. ped. in-t, 2010. 64 c.

Библиографическое описание статьи

Пархоменко Д. Н. Развитие медиадидактики в современном образовании // Ученые записки ЗабГУ Сер. Педагогика. Психология. 2016. Т. 11, № 2. С. 45-49. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-45-49.

Reference to the article

Parkhomenko D. N. Development of Media Didactics in Modern Education // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogy. Psychology. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 45-49. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-45-49.

Статья поступила в редакцию 20.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.