Научная статья на тему 'Развитие массового уровня социологической культуры в регионе'

Развитие массового уровня социологической культуры в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SUPERFICIAL LEVEL OF SOCIOLOGICAL CULTURE / МАССОВЫЙ УРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SOCIAL CULTURE MASS LEVEL / ПОВЕРХНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SOCIAL CULTURE / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна

В статье рассматривается массовый уровень развития социологической культуры в Орловской области, оцениваемый как «поверхностный». Предложена классификация «поверхностного» уровня социологической культуры, на основе результатов социологического исследования выявлены социальные группы, поддерживающие в регионе различные типы социологической культуры: «позитивной заинтересованности», «безразличия», «сомнения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Social Culture Mass Level in the Region

Social culture mass level development in the Orel Region which is treated as «superficial» is considered in the article. The classification of «the superficial» level of sociological culture is offered. On the basis of the results of sociological research social groups supporting different types of sociological culture such as «positive interest», «indifference», «doubt» are determined.

Текст научной работы на тему «Развитие массового уровня социологической культуры в регионе»

178

СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНА

Н. В. ПРОК АЗ ИН А

РАЗВИТИЕ МАССОВОГО УРОВНЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: социологическая культура, массовый уровень социологической культуры, поверхностный уровень социологической культуры, регион

Key words: social culture, social culture mass level, superficial level of sociological culture, region

Одна из основных внутренних потребностей общества состоит в знании о самом себе, характере социальных изменений, переживаемых этим обществом1. Реализация этой потребности связана с уровнем развития социологической культуры.

Можно выделить индивидуальный, групповой и массовый уровни социологической культуры. Особую роль в реализации потребностей общества в знании о самом себе играет массовый уровень социологической культуры. Для его изучения в регионе нами были проведены два исследования «Представления о социологических исследованиях в общественном мнении» (январь 2010 в г. Орле, n = 1 152) и «Общественное мнение об общественном мнении» (январь 2010 в г. Орле, n = 1 229).

Массовый уровень социологической культуры можно охарактеризовать как поверхностный. Это обусловлено тем, что его анализ может быть осуществлен с учетом отношения к социологии как науке о деятельности социологов и значимости / незначимости социологических исследований. Анализ интереса, уровня доверия и оценки целесообразности проведения социологических исследований респондентов позволил построить модель поверхностного уровня социологической культуры. В модели отчетливо прослеживаются три

ПРОКАЗИНА Наталья Васильевна, доцент кафедры социологии и психологии управления Орловской региональной академии государственной службы, кандидат социологических наук.

типа культуры: культура «позитивной заинтересованности», культура «отрицания», культура «сомнения».

Культура «позитивной заинтересованности» характеризуется наличием интереса к социологическим исследованиям (56,2 %). Женщины проявляют большую заинтересованность, чем мужчины (57,8 и 42,2 % соответственно). Оценка заинтересованности с позиции уровня образования показывает, что чем выше уровень образования, тем больше заинтересованность (11,7 % — с общим средним образованием, 10,7 % — с начальным профессиональным, 32,7 % — со средним профессиональным, 44,9 % — с высшим). Наибольшая заинтересованность в социологических исследованиях прослеживается у лиц старшего возраста (32,2 %), а заинтересованность молодежи можно охарактеризовать как низкую (18,3 %). В возрастной группе от 30 до 60 лет у каждого четвертого сформирован интерес к социологическим исследованиям. Из числа респондентов, у которых информация о социологических исследованиях вызывает интерес, большинство убеждено, что результаты исследований отражают реальные мнения граждан (47,8 % — частично отражают, 37,1 % — отражают).

Убежденность в целесообразности проведения социологических исследований доминирует у тех, кто ими интересуется. Следует отметить, что при наличии заинтересованности в социологических исследованиях и признании целесообразности их проведения у 50 % опрошенных лишь четвертая часть убеждена в том, что результаты исследования отражают реальные мнения граждан, и почти половина убеждена в том, что результаты их отражают лишь частично.

Можно выделить две причины этой ситуации. Первая связана с отрывочными, поверхностными знаниями, а также суждениями о социологических исследованиях. Социология ассоциируется как определенный фон других событий и явлений. В результате население воспринимает социологию однобоко: как инициатора и организатора массовых опросов общественного мнения (в основном в отношении электоральных предпочтений). Прослеживается позитивное отношение к социологическим исследованиям в целом со стороны населения, с одной стороны, и упрощенное отношение к социологии — с другой.

Вторая причина обусловлена тем, что при недостаточном уровне социологического знания индивиду сложно выйти за рамки восприятия действительности с точки зрения личного опыта. Поэтому может возникнуть ситуация неуверенности в достоверности результатов социологического исследования.

Культура «отрицания» характеризуется полным отсутствием интереса к социологическим исследованиям (36,4 %). Имеет место убежденность в том, что результаты опросов не отражают реальные мнения граждан (20,6 %), а опросы общественного мнения не нужны (19 %). У представителей этого типа культуры преобладает отсутствие интереса к информации о социологических исследованиях. Во всех возрастных группах опрошенных около четверти населения не заинтересовано в информации о них.

Необходимо отметить, что в группе незаинтересованных в социологических исследованиях признают их частичное отражение реальных мнений граждан 42,2 %, а 10,1 % указывают на полное совпадение. Таким образом, даже в группе с низким уровнем заинтересованности в социологических исследованиях преобладает уверенность в отражении результатами опросов реальных мнений граждан. В группе респондентов, убежденных, что результаты не отражают действительные мнения граждан, 40,5 %, несмотря на это, признают необходимость проведения социологических исследований. Но большинство (50,2 %) считает, что опросы не нужны. Следует подчеркнуть, что мнение относительно целесообразности проведения социологических исследований преобладает и у тех, у кого низкий уровень заинтересованности в социологической информации: 46,8 % признают необходимость проведения социологических исследований, 39,7 % ее отрицают.

Таким образом, для носителей культуры «отрицания» характерна некоторая открытость к социологическим исследованиям, частичное признание их достоверности и целесообразности.

Культура «сомнения» характеризуется отсутствием интереса к социологической информации. Преобладающим фактором в этом типе культуры выступает затруднение при оценке достоверности результатов социологических исследований. Этот тип культуры характерен для очень незначительной группы регионального населения.

Развитие массового уровня социологической культуры в регионе 181

Анализ массового уровня социологической культуры в регионе показывает, что преобладает культура «позитивной заинтересованности». Значительная часть населения не только убеждена в необходимости проведения опросов общественного мнения, но и интересуется их результатами и доверяет им.

Анализ ответов на вопрос о целях проведения социологических исследований показывает, что треть респондентов убеждена в том, что их цель — узнать мнение простых людей для его использования при решении наболевших проблем (30,7 %). Примечательно, что вторая группа видит цель в получении данных об общественном мнении по какой-либо проблеме (27 %). Из этого следует, что население заинтересовано в том, чтобы его мнение учитывалось при решении наболевших проблем, а социологические исследования являются одним из инструментов их разрешения. Однако лишь незначительная часть убеждена в том, что целью социологических исследований является предоставление информации представителям органов государственной власти, предпринимателям для повышения эффективности их деятельности (12,1 %).

Таким образом, социологические исследования оцениваются населением как инструмент изучения общественного мнения, но не осознаются и не воспринимаются как составляющая управленческой и предпринимательской деятельности. Следует отметить, что надежда у респондентов на то, что благодаря социологическим исследованиям можно будет найти способ решения сложившихся в обществе проблем, существует.

Третье место в иерархии целей социологических исследований опрошенные отвели теоретической составляющей: изучить особенности, структуру и проблемы общества с целью научного познания (13,8 %). Незначительное число опрошенных выделяет такие цели, как выполнение определенного заказа с целью заработка (6,5 %), использование информации для оказания влияния на людей (5,8 %), получение информации о личной жизни и имуществе для использования в корыстных целях (2,8 %). Это свидетельствует о том, что социология в глазах населения на региональном уровне себя не дискредитировала. Анализ ответов на вопрос о деятельности социологов свидетельствует о том, что

социологи занимаются преимущественно изучением общества (34 %), общественного мнения (22,2 %), проведением социологических исследований по актуальным проблемам общества (16,2 %).

Профессиональная деятельность социологов в массовом сознании не связывается с властными структурами. Деятельность социологов по сбору информации для органов государственной власти отметили 10,8 % опрошенных. Несмотря на то, что всплеск интереса к социологическим исследованиям приходится на электоральный период, только 6,9 % опрошенных считают, что социологи занимаются проведением исследований по изучению электорального поведения. Деятельность социологов в массовом сознании слабо ассоциируется с преподавательской деятельностью (5,2 %), коммерческими исследованиями (1,7 %).

Таким образом, можно отметить достаточно благожелательное отношение населения к социологам и их исследованиям. Полученные результаты свидетельствуют о том, что для массового уровня социологической культуры на региональном уровне характерны доверие к социологическим исследованиям, надежда на влияние результатов опросов общественного мнения на повышение качества жизни. Следовательно, основными задачами социологов, связанными с развитием массового уровня социологической культуры, являются расширение информационной поддержки, активизация их деятельности по взаимодействию с властными структурами для включения результатов исследования в процессы принятия управленческих решений.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Здравомыслов А.Г. К вопросу о культуре социологического мышления // Социс. 2008. № 5. С. 7.

Поступила 22.03.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.