Научная статья на тему 'Специфика социологической культуры на микроуровне социальной структуры'

Специфика социологической культуры на микроуровне социальной структуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
541
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РЕСПОНДЕНТ / СОЦИОЛОГ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОПРОС / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаева Е. Ю., Ключникова Т. Н.

В статье рассматриваются аспекты современного состояния социологической культуры населения города, а также восприятие образа социолога. Прописывается значимость и необходимость воспитания в личности социологической культуры. Большое внимание уделяется анализу и получению информации о состоянии общественных настроений россиян в отношении массовых опросов общественного мнения, социологических и маркетинговых исследований, а также организаций, проводящих в России подобные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика социологической культуры на микроуровне социальной структуры»

УДК [316.7:316.1](470.319)

Исаева Е.Ю., Специфика социологической

Ключникова Т.Н. культуры на микроуровне

социальной структуры

В статье рассматриваются аспекты современного состояния социологической культуры населения города, а также восприятие образа социолога. Прописывается значимость и необходимость воспитания в личности социологической культуры. Большое внимание уделяется анализу и получению информации о состоянии общественных настроений россиян в отношении массовых опросов общественного мнения, социологических и маркетинговых исследований, а также организаций, проводящих в России подобные исследования.

Ключевые слова: личность, респондент, социолог, социологическая культура, опрос, социологическое исследование.

Социологическая культура является важным источником общественной активности. Именно представление о причинах и следствиях происходящих изменений в стране и мире толкает людей на поиск виновных или формирует оценку правильности политического курса. Поэтому так важен интерес граждан к современным исследованиям социальных изменений, позволяющим выделять закономерности и интерпретировать результаты в соответствии с доступными современному знанию средствами.

В определении Н.В. Проказиной понятие «социологическая культура общества» целостно охватывает уровень развития общественного сознания; степень профессионализма лиц, принимающих решения о социальных объектах, а также тождественность инструментов измерения общественных явлений уровню развития научного знания1.

Сегодня почти ежедневно информационные порталы размещают оценку происходящего в зеркале общественного мнения. Гражданское неравнодушие - пусковой механизм современного государственного строительства. Электронные ресурсы дают возможность легкого доступа к самым последним сведениям о происходящем в

мире. Видится важным объективное представление о миропорядке и интересе к нему жителей отдельного города. В настоящем исследовании была сделана попытка выяснения степени включенности горожан в осмысление социальных изменений.

Социологическая культура представляет собой сложнейший феномен духовной жизни социума, без которого современное общество не может эффективно существовать и функционировать. Данный факт отмечали еще античные мыслители, стремившиеся открыть тайные пружины, управляющие одновременно глобальными социальными процессами и движением основ человеческой души. Перефразируем слова древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля, сказанное о древней философии и в каком-то смысле соотносимое с современной социологией: «Все науки лучше социологии, но прекраснее нет ни одной». Действительно, в большинстве случаев социология не приносит своим служителям ни славы, ни почета, ни благополучия, но она дарит им нечто иное - веру в себя. Общество - это мир, в котором мы живем, который раскрывает свою неоднозначность и вместе с тем известную внутреннюю предопределенность, в первую очередь именно перед социологами.

№ 4 (34) 2014 г.

Именно такая культура становится условием действительно правильно построенной системы управления, поскольку, согласно известному закону П. Эшби, управление, чтобы быть эффективным, должно усложняться быстрее, чем производство. Это, как следствие, требует и наличия соответствующего типа личности, обладающего такой культурой, так как все более ощущается потребность в ее опережающем развитии.

Умение изучать, интуитивно чувствовать причины и перспективы происходящих в общественной жизнедеятельности процессов - важнейший элемент социологической культуры личности. Причем такая культура зависит и от уровня организации общества, что ставит важные задачи и социологического исследования специфики социологической культуры на микро- и макроуровнях социальной структуры.

За последние несколько десятилетий в период бурного развития и постоянного усложнения современного общества в Российском государстве проводились самые различные политические, экономические, социальные реформы, которые кардинально меняли мировоззренческие и ценностные установки, что прямо отразилось и в самой постановке вопроса о субъекте современного социального прогресса. Объективные требования к повышению социологической культуры человека при этом очевидны.

Все это подразумевает поиск эффективных методов изучения социологической культуры на всех возможных уровнях ее существования: уровень социологической культуры отдельной личности, социологов, профессиональных элит, институциональный уровень, интегральный уровень (макроуровень) развития социологической культуры.

Сейчас становится все более важным вопрос о мере духовности как черте идеала личности, при этом стоит отметить, что в периоды недавнего нестабильного социального развития Российского государства проблемы выработки и освоения идеала личности были просто неактуальны. Социологическая культура вполне может быть принята одним из критериев такой духовности.

Кроме того, распространение массовой культуры и, как следствие этого, зарождение

нового типа личности - «массового человека» - прямо подразумевает развитие социологической культуры как способа оценки его жизнеспособности и перспектив. Тем не менее в настоящее время социологическую культуру вполне можно рассматривать как фактор развития личности, как необходимую предпосылку и условие ее эффективного становления и развития в обществе.

Слабость социологической культуры сегодня очевидна, ей нередко противостоит своеобразное и достаточно упрощенное отношение к социологии. Подчас полагают, что для получения эффективного результата достаточно лишь прагматично использовать известные методики, якобы приносящие функциональный результат. Это глубокое заблуждение, ведущее к дискредитации социологии.

Логика самого научного знания ставит вопрос об изучении не только общества в целом, но и отдельного человека в частности. Это позволит лучше понять действия, поступки людей и мотивы их деятельности и в этом смысле вопросы о социологической культуре - это вопросы о духовных основах (рациональных или иррациональных) компромиссов между цивилизациями. Все выше изложено, показывает противоречие между актуальностью проблематики и фактическим уровнем ее разработанности.

Эмпирические исследование Н.И. Че-тыриной, проведенное в 2005-2009 гг подразумевало изучение мнений студентов младших курсов (1-3 курсы) 8 специальностей ТГУ им. Г.Р. Державина: социологии, культурологии, журналистики, психологии, физической культуры и спорта, математики, физики и информатики, дизайна. Объем выборочной совокупности в данном исследовании составил 510 человек.

В социологическом опросе также принимали участие 2 группы экспертов, в качестве которых выступали студенты старших курсов (4-5 курсы) - 96 человек и преподаватели названных подразделений университета (24 человека). Социологическая культура как особый феномен социального знания была предметом рассмотрения социологического исследования, проведенного автором в ноябре 2005 - феврале 2006 года. Объем выборочной совокупности в данном

исследовании составил 100 человек. Исследование было проведено с использованием метода анкетирования на основе инструментария, разработанного с целью получения как можно более точной информации. В данном исследовании специфичной была и сама выборка исследования. В нее входили менеджеры, предприниматели, бизнесмены и руководители предприятий. Исследование проводилось на таких известных фирмах и предприятиях г Тамбова, как ООО «Золотая корона»; строительные компании ООО «Стройтехмонтаж», ООО «Элитстрой»; предприятие энергетики и связи ОАО «Там-бовэнерго», и многие другие.

По данным Н.И. Четыриной: уровень социологической культуры в нашей стране был отмечен респондентами в основном как средний - 43% и даже низкий - 49%. Затруднились ответить на данный вопрос 7% от числа всех опрошенных. Необходимо обратить внимание на то, что высоким уровень социологической культуры не отметил никто.

На развитие социологической культуры в обществе, по мнению респондентов, в большей степени влияет развитие социологии как научной дисциплины - 40 %, проведение социологических исследований - 27%); рост числа социологической литературы

- 16%; открытие социологических факультетов, институтов и университетов - 40%, рост числа профессиональных социологов

- 29%; открытие социологических центров

- 36%; использование результатов социологических исследований в СМИ 33%. Вариант «другое» в этом вопросе выбрали 3% опрошенных. По их мнению, на развитие социологической культуры влияет доверие к проводимым социологическим исследованиям, прозрачность исследования и традиции, язык и ценности развития социологии2.

В феврале 2014 года на кафедре социологии и психологии управления ОФ РАНХиГС проводилось социологическое исследование на тему «Изучение уровня социологической культуры жителей города Орла». Объем выборки составил 398 человек (все жители г Орёл), репрезентативна по полу и возрасту.

Опросы общественного мнения, другие социологические и маркетинговые исследования вызывают со стороны орловчан в целом весьма позитивное отношение: население выражает к ним интерес, считает их необходимыми и отражающими действительное мнение народа. Большинство граждан не согласны с тем, что опросы проводятся с целью «выпытывания» у людей информации в корыстных целях (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Оцените степень своего согласия/несогласия в отношении следующего суждения: «Большинство опросов проводится для того, чтобы выпытывать у людей информацию об их личной жизни и имуществе, чтобы потом использовать эту информацию в корыстных целях»

№ 4 (34) 2014 г.

В то же время, к сожалению, еще 16,6% сомневаются в деятельности социологов и утверждают, что проводимые ими опросы проводятся с преследованием корыстных целей, и еще 9,5% респондентов затруднились с ответом.

Суждения о том, что результаты социологических исследований часто являются сфабрикованными и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определённому поведению, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Результаты соц. исследований часто являются сфабрикованными и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей

Ответы респондентов по данному суждению говорят о положительной динамике восприятия социологов и проводимых ими социологических исследований. Можно предположить, что позитивное отношение к опросам является следствием (или отражением) сохраняющегося в обществе уважения к научной деятельности и ученым, а социологи рассматриваются скорее как ученые, чем как коммерсанты. Это подтвержде-

но полученными данными, которые говорят о том, что 45,5% жителей г Орла скорее не согласны с предложенным суждением, 37,2% - скорее согласны и 17,3% - затруднились ответить.

На вопрос «Когда Вам встречается информация в СМИ о результатах опросов общественного мнения, насколько она Вам интересна?» респонденты высказались следующим образом (см. рисунок 3).

■ вызывает интерес I не вызывает интерес ■ затрудняюсь ответить ■

0%

Рисунок 3 - «Когда Вам встречается информация в СМИ о результатах опросов общественного мнения, насколько она Вам интересна?»

У 54% респондентов информация в СМИ о результатах опросов общественного мнения вызывает интерес, 36% респондентов в подобной информации не нуждаются, и 10%

из числа опрошенных затруднились ответить.

На вопрос «Отражают ли, на Ваш взгляд, результаты опросов действительные (реальные) мнения граждан?» (см. рисунок 4).

Рисунок 4 - «Отражают ли, на Ваш взгляд, результаты опросов действительные (реальные) мнения граждан?»

37% жителей г Орла считают, что результаты опросов отражают действительные (реальные) мнения граждан, 42% утверждает, что частично отражает, 16% придерживаются отрицательной точки зрения и говорят о том, что это результаты, которые не отра-

жают мнения граждан, и 5% затруднились ответить.

На вопрос «Как Вы считаете, нужны ли опросы общественного мнения (социологические исследования)?» были получены следующие результаты (см. рисунок 5).

Рисунок 5 - «Как Вы считаете, нужны ли опросы общественного мнения (социологические исследования)?»

№ 4 (34) 2014 г.

22

Подавляющее большинство респондентов высказали мнение о том, что, несомненно, необходимо изучать общественное мнение населения и таких мнений оказалось 68%, 18% считают их ненужными, и 14% затруднились ответить.

Представленные результаты отражают специфику современной социологической культуры горожан, которая, несмотря на потребность общества в объективном представлении о сути происходящих процессов, не всегда использует современные научные инструменты.

Заметен нарастающий интерес к деятельности социологов. Однако каждый третий респондент полагает, что исследования проводятся в целях использования информации для манипулирования или других интересов. Очевидна необходимость воспитания социологической культуры населения городов в современных условиях, поскольку нарастающая сложность и высокая неопределенность социальных процессов не может быть осмыслена обыденным сознанием. Правильность оценок происходящих явлений под силу лишь профессионалам, использующим научные методы анализа закономерностей. Важно формировать культуру социологического мышления как проявление научного мировоззрения, состоящего в способности личности к критическому восприятию действительности, к собственному строю мысли, привычке повседневно закрепляемой в профессиональной деятельности и обыденном общении.

Выявленные тенденции позволяют сделать следующие выводы.

Существуют проблемы низкой социальной активности значительной части общества. По результатам настоящего исследования не проявляют интереса к информации о социальных процессах более 30% жителей. Это каждый третий. В условиях нарастающей сложности внешнеполитической ситуации такая слабая гражданская позиция является источником рисков.

Невысокий уровень доверия результатам социологических исследований требует согласованности и ответственности сообщества социологов. Зачастую результаты не отражают насущных проблем и реальных практик жителей города. Для таких исследований не всегда есть источники финансирования.

Случается, что ведущие российские социологические центры противоречат друг другу в оценках и прогнозах, критикуют друг друга.

Уровень развития социологической культуры общества, являясь важнейшим индикатором гражданского потенциала, нуждается в системном формировании с использованием ресурсов СМИ, системы образования и особенно профессиональной подготовки.

Видится важным системное исследование трансформации гражданских ценностей молодежи, что позволило бы осуществлять управление процессом нравственного воспитания по целям с учетом культурной специфики жизни города. Это приоритетное направление, поскольку трансформация ценностей в общественном сознании -крайне медленный процесс, не менее 10-15 лет. И для формирования граждански зрелой молодежи необходимо безотлагательное системное решение.

Выявленное представление о целях социологических исследований показало у 30% искаженное представление. Возможным решением привлечения интереса и информированности может стать развитие сотрудничества местных телекоммуникационных ресурсов с профессиональным сообществом социологов.

В рамках реализации молодежной политики видится важным шире использовать участие студентов и старших школьников при формировании гражданских инициатив по развитию территорий и исследованиях актуальных проблем городского управления.

Высшим учебным заведениям как источнику и важнейшему субъекту развития гражданского самосознания необходимо повышать качество подготовки профессиональных социологов и содействовать развитию общественного сознания через просветительскую функцию в медийном пространстве.

1 Проказина Н.В. Массовый уровень развития социологической культуры// Регионология. № 3. 2010. С.189.

2 Четырина Наталья Викторовна. Социологическая культура как атрибут развития личности: диссертация... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Четырина Наталья Викторовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. ГР. Державина].- Тамбов, 2009.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.