РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЕКТОРА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE MAGADAN REGION UNDER THE UNCERTAINTY OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT
Чапкина Надежда Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, доцент, доцент кафедры экономики, Институт цифровых технологий и экономики, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», 685000, РФ, г. Магадан, ул. Коммуны, д. 4.
Акулич Оксана Владимировна, док. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики, Институт цифровых технологий и экономики, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», 685000, РФ, г. Магадан, ул. Коммуны, д. 4.
Chapkina Nadezhda Anatolyevna, Ph.D. econ. in Economics, Associate Professor, Chair of Economics, Associate Professor, Associate Professor, Chair of Economics, Institute of Digital Technologies and Economics, Northeastern State University, 685000, Russian Federation, Magadan, ul. Commune, d. 4.
Akulich Oksana Vladimirovna, doc. econ. sciences, associate professor Department of Economics, Institute of Digital Technologies and Economics, North-Eastern State University, 685000, Russian Federation, Magadan, ul. Commune, d. 4.
Аннотация. Объектом исследования является малый и средний бизнес сельскохозяйственного сектора Магаданской области. Предмет исследования перспективы развития агропромышленного сектора Магаданской области. В статье предпринята попытка оценить развитие субъектов МСП сельскохозяйственного сектора Магаданской области в условиях неопределенности внешней среды.
УДК 338.43
DOI:10.24411/2588-0209-2020-10199
Авторами проанализировано состояние МСП Магаданской области, а также малых предприятий сельскохозяйственного сектора экономики, за период 2015-2019 гг. Выявлены проблемы в развитии сельского хозяйства региона. Отдельное внимание уделено социально-экономическим особенностям Магаданской области, что по некоторым позициям отрицательно влияет на некоторые показатели производства сельскохозяйственной продукции.
Методология исследования включает применение методов системного и статистического анализа. Также авторами использованы эмпирические методы, в частности, сравнение. Авторами представлены перспективные мероприятия в развитии сельского хозяйства Магаданской области, в частности в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2024 годы».
Summary. The object of the research is small and medium-sized businesses in the agricultural sector of the Magadan region. The subject of the study is the prospects for the development of the agro-industrial sector of the Magadan region. The article attempts to assess the development of SMEs in the agricultural sector of the Magadan region in the context of uncertainty in the external environment.
The authors analyzed the state of SMEs in the Magadan region, as well as small enterprises in the agricultural sector of the economy, for the period 2015-2019. Identified problems in the development of agriculture in the region. Special attention is paid to the socio-economic characteristics of the Magadan region, which in some areas negatively affects some indicators of agricultural production.
The research methodology includes the use of methods of systemic and statistical analysis. Also, the authors used empirical methods, in particular, comparison. The authors present promising measures in the development of agriculture in the Magadan region, in particular within the framework of the state program "Development of agriculture in the Magadan region for 2014-2024".
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малые предприятия, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, неопределенность, риск, государственная программа.
Key words: small and medium-sized businesses, small businesses, agriculture, agro-industrial complex, uncertainty, risk, state program.
Среда функционирования современных коммерческих предприятий отличается высокой подвижностью. Действуя в условиях жесткой конкуренции, быстроменяющейся ситуации, они должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел на предприятии (организации), но и разрабатывать стратегию долгосрочного выживания, что позволит следить за происходящими изменениями в их бизнес-окружении.
Раньше множество фирм могли достаточно успешно существовать, в основном обращая внимание на ежедневную работу, внутренние проблемы, которые связаны с ростом
эффективности использования ресурсов в своей деятельности. Сейчас необходимым становится осуществление управления, перспективно обеспечивающее привыкание фирмы к изменениям окружающей среды, что создает для бизнеса неопределенность и связанные с ней риски.
Такие возможности обеспечивает предприятиям система планирования, учитывающая возможные изменения факиров бизнес-среды и позволяющая выработать меры, снижающие влияние рисков на результаты предпринимательской деятельности.
Развитие агропромышленного комплекса, как правило, ориентировано на обеспечение населения качественным продовольствием, промышленности - сырьем, а также содействие занятости сельского и городского населения. Но к сожалению, влияние внешних факторов негативно сказывается на развитии сельского хозяйства как в целом, так и деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП) в данной отрасли.
Материалы и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют работы отечественных авторов по вопросам стратегического и оперативного планирования коммерческой деятельности предприятия в условиях неопределенности бизнес-среды и динамичного изменения ее факторов: Виханского О.С., Панова А.И., Ларионовой И.К., Уткина Э.А., Синецкого Б.И., Панкратова Ф.Г., Серегина Т.К.
Особое внимание необходимости учета рисков при планировании предпринимательской деятельности уделено в работах Васина С.М., Грабового П.Г., Чалого Н.А., Прилуцкого В.А. Особенности влияния рисков на предпринимательскую и производственную деятельность предприятий сельскохозяйственного сектора рассматривались в работах Краснова В.С. и Ревой А.Ф.
Развитие МСП в области сельского хозяйства Магаданской области отражено в научных трудах таких авторов как Феоктистова Н.А. и Сыромолотова Н.В.
Согласно опыта экономического и социального развития развитых стран развитие малого бизнеса (МБ) может стать действительным фактором стабилизации экономики РФ. Малое предпринимательство (МП) способствует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой диверсификации производства, быстрому росту инновационных процессов, созданию социальной направленности рыночных отношений, а также росту занятости. МБ влияет на экономические процессы страны, способствует созданию экономических условий, без наличия которых невозможна высокая эффективность рынка.
Отметим, что в России в 2018-2020 гг. в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» (далее - Проект) увеличилось финансирование соответствующих мероприятий господдержки МСП. Однако в 2019 г. наблюдается снижение количества МСП по сравнению с 2018 г. на 118 тыс. ед., а количество занятых в секторе сократилось до 18,8 млн, т. е. снижение составило почти на 500 тыс. чел. (цель Проекта на 2024 г. - 25 млн чел.). Доля сектора МСП в ВВП в 2018 г. снизилась до 20 % (цель Проекта на 2024 г. - 32,5 %) [5].
МСП Магаданской области влияет на состояние экономики региона в целом, насыщение рынка товарами и услугами, развитие конкуренции, формирование налоговой базы и поступлений налогов как в местные, так и в областной бюджет, также способствует созданию новых рабочих мест и развитию производств.
Для выявления особенностей развития МСП в Магаданской области был проведен мониторинг ключевых индикаторов за период 2015-2019 гг. (см. табл. 1) [7].
Таблица 1 - Основные показатели деятельности МП (включая микропредприятия) Магаданской области
Показали 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Число малых предприятий (на конец года), всего 2 539 2 876 2 417 2 359 2 257
в т. ч. сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 4 104 95 96 95
Оборот малых предприятий, млн. руб. 49 187,2 53 317,2 53 237,8 60 364,5 62 893,2
Средняя численность работников (без внешних совместителей), чел. 10 768 10 523 10 359 10 404 10 385
Количество малых предприятий за анализируемый период сократилось на 282 ед. или на 11 % (в 2015 г. по виду экономической деятельности не учтены микропредприятия). Оборот товаров (работ, услуг), которые производятся (предоставляются, оказываются) МП, в т. ч. микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями (ИП), за анализируемой период вырос с 49 187,2 млн. руб. в 2015 г. до 62 893,2 млн. руб. [4, с. 62]. Следует отметить, что эта положительная тенденция была достигнута, не смотря на некоторое сокращение численности МП.
По состоянию на 10.01.2020 г. количество субъектов МСП в Магаданской области составляет 6 821, из них: 22 - средние предприятия, 272 - МП, 6 527 - микропредприятия, кроме этого зарегистрировано 4 526 ИП, среднесписочная численность работников - 17 972 человека. Доля среднесписочной численности работников, занятых в сфере МСП, в общей численности занятого населения региона, составляет 21,9 % [9].
Численность работников МП за 2019 г. составила 10 385 человек, в т. ч. микропредприятия - 3 938 человек. Большая доля рабочих мест по видам экономической деятельности создается на малых предприятиях оптовой и розничной торговли (24,4 %), добычи полезных ископаемых (16,1 %), оказания транспортных услуг (15,7 %), а также строительства (8,4 %) [4, с. 60].
Оборот субъектов МСП (без учета микропредприятий и ИП) за 9 мес. 2019 г. составил 48,2 млрд. руб., из них: средние - 17,6 млрд. руб., малые - 30,6 млрд. руб. Отгружено товаров, работ услуг субъектами МСП на сумму 24,6 млрд. руб., из них: средние - 15,2 млрд. руб., малые - 9,4 млрд. руб.
Большая часть оборота МП в 2019 г. приходилась на торговлю - 29,9 %, на услуги по транспортировке и хранению - 24,3 %, строительство - 3,9 %, обрабатывающие производства - 3,4 % [9].
По итогам 2019 г. субъектами МП Магаданской области добывается 32 % золота, 21 % угля, производится 15 % рыбной продукции, 85 % колбасных изделий, 78 % хлеба, 87 % кондитерских изделий, 100 % яиц, осуществляется 31 % областного объема грузоперевозок и 38 % от объема строительных работ.
Земельный фонд региона относится к холодному тундрово-таежному поясу оленеводства, пушного, рыбного и морского зверобойного промыслов, лесного хозяйства, животноводства, очагового и выборочного земледелия [8].
Доля продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте (ВРП) - 1,8 %, и безусловно устойчивое функционирование и развитие данной отрасли имеет главное значение для социально-экономического развития Магаданской области.
Основными факторами, которые определяют размещение сельскохозяйственных производств по территории региона, следующие: природно-климатические (наличие соответствующих почв, сумма активных температур, длительность безморозного периода, сумма осадков за период вегетации), близость к рынкам сбыта и морскому торговому порту.
Проанализируем основные показатели производства сельскохозяйственной продукции региона за период 2015-2019 гг. [2, с. 165].
Таблица 2 - Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; млн. руб.)
Вид продукции 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменение (+, -) Прирост к 2015 г., %
Хозяйства всех категорий
Продукция сельского хозяйства 1 981,2 2 259,3 2 520,5 2 723,0 2 743,8 762,6 38,49
в т. ч.:
растениеводства 902,9 997,5 1 287,8 1 398,3 1 203,2 300,3 33,26
животноводства 1 078,3 1 261,8 1 232,8 1 324,7 1 540,7 462,4 42,88
Сельскохозяйственные организации
Продукция сельского хозяйства 416,3 487,4 399,5 475,3 539,2 122,9 29,52
в т. ч.:
растениеводства 86,4 77,9 97,3 104,1 81,3 -5,1 5,90
животноводства 329,9 409,5 302,2 371,2 457,9 128,0 38,80
Хозяйства населения
Продукция сельского хозяйства 583,0 644,4 850,9 918,3 900,5 317,5 54,46
в т. ч.:
растениеводства 450,8 454,2 608,9 721,3 687,4 236,6 52,48
животноводства 132,3 190,2 242,0 197,0 213,0 80,8 60,70
Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ)*
Продукция сельского хозяйства 981,9 1 127,5 1 270,1 1 329,4 1 304,2 322,3 32,82
в т. ч.:
растениеводства 365,7 465,4 581,6 572,9 434,5 68,8 18,81
животноводства 616,2 662,1 688,5 756,6 869,7 253,5 41,14
*Включая ИП
По данным таблицы 2 наблюдается рост производства продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств, что вызвано в большей степени ростом продукции хозяйства населения и КФХ. Как видно, по категориям хозяйств тенденция роста преобладает в растениеводстве.
Тенденцией последних лет является рост удельного веса хозяйства населения (с 29,4 % в 2015 г. до 32,8 % в 2019 г.) и незначительное снижение КФХ (с 49,6 % в 2015 г. до 47,5 % в 2019 г.) и при сокращении доли организаций (с 29,4 % в 2015 г. до 19,7 % в 2019 г.).
По сельскохозяйственной технике наблюдается незначительное снижение в 2019 г. (см. табл. 3) [3; 4].
Таблица 3 - Парк основных видов техники и их обеспеченность в сельскохозяйственных организациях
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Основные виды техники (на конец года, шт.)
Тракторы* 23 25 25 27
Картофелеуброчные комбайны 6 8 8 8
Косилки 3 6 6 5
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами (на
конец года)
Приходится тракторов на 1000 га 4 5 5 5
пашни, шт
Приходится пашни на один трактор, га 240 220 220 193
Приходится картофелеуборочных 68 91 94 89
комбайнов на 1000 га посевов
(посадки) картофеля, шт
Приходится посевов (посадки) 15 11 11 11
картофеля на один
картофелеуборочный комбайн, га
*Без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины
Хозяйства региона активно инвестировали в свое развитие. Так, в 2019 г. было приобретено основных средств на 75,7 млн. рублей, в т. ч. 6 тракторов, 1 специализированный автомобиль, 21 единица сельскохозяйственной техники, оборудование на общую сумму 18,5 млн. руб. для цехов молочно-товарных ферм. Благодаря реализуемым производственным программам в 2020 г. планируется закупить сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму не менее чем на 64,3 млн. руб. [1].
Магаданская область располагает значительными площадями земель сельскохозяйственного назначения, которые не задействованы в сельскохозяйственном производстве. В регионе имеется 302,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, из них 82,9 тыс. га - сельскохозяйственные угодья. Пашня и пастбища занимают по 30 % сельскохозяйственных угодий и 41 % - сенокосы. Посевная площадь всех категорий хозяйств составляет не более 7 тыс. га (см. табл. 4).
Таблица 4 - Посевные площади сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств* (тыс. га)
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Хозяйства всех категорий
Вся посевная площадь, всего 6,7 7,6 6,8 6,9
в т. ч.:
кормовые культуры 5,2 6,1 6,0 6,1
картофель 1,3 1,3 0,7 0,7
овощные культуры 0,2 0,2 0,1 0,1
КФХ**
Вся посевная площадь, всего 5,6 6,4 6,1 6,4
в т. ч.:
кормовые культуры 5,1 5,9 5,7 6,0
картофель 0,4 0,4 0,3 0,3
овощные культуры 0,1 0,1 0,1 0,1
*Данные по сельскохозяйственным организациям и хозяйствам населения не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (п. 5, ст. 4; п. 1, ст. 9).
**Включая ИП
По предварительным данным, посевные площади под урожай 2020 г. в хозяйствах всех категорий увеличились по сравнению с посевами под урожай 2019 г. на 313 га (4,8 %) [6]. Посевные площади под картофелем уменьшились на 20,5 га и составили 614,5 га. Посевы овощей увеличились незначительно на 7,8 га (6,4 %) и составили 130,1 га. Под кормовые культуры засеяно 6,1 тыс. га, что на 5,6 % больше уровня 2019 г.
В структуре посевов вырос удельный вес кормовых культур, однако снизилась доля картофеля. В сельскохозяйственных организациях сев яровых культур под урожай 2020 г. составил 136,6 га, что на 16,7 % меньше, чем в 2019 г. Посевные площади в хозяйствах населения снизились на 3,2 % и составили 284,0 га, что составляет 4,1 % всей посевной площади. Наибольшую часть посевов в хозяйствах населения традиционно занимает картофель - 77,5 %.
Площадь под посевами у КФХ и у индивидуальных предпринимателей увеличилась на 5,7 %. Посевы картофеля, кормовых культур и овощей возросли соответственно на 1,6 %, 5,8 %, и 22,7 %.
В регионе за 2015-2019 гг. отмечается значительное снижение валового сбора продуктов растениеводства в хозяйствах всех категорий (см. табл. 5) [3; 4].
Таблица 5 - Валовой сбор и урожайность основных сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий)
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Валовой сбор, тыс. т
Картофель 12,1 14,5 8,3 5,8
Овощи 5,6 5,4 4,6 3,6
Урожайность ц/га убранной площади
Картофель 94,5 115,0 129,9 92,7
Овощи* 240,5 248,5 303,4 262,0
*Включая овощи закрытого грунта в хозяйствах населения
В целом за анализируемый период валовой сбор картофеля снизился на 52,1 %, овощей открытого и защищенного грунта - на 35,7 %. В 2019 г. в хозяйствах всех категорий валовой сбор картофеля составил 5,8 тыс. т (на 30,1 % меньше, чем в 2018 г.), овощей открытого и защищенного грунта - 3,6 т (на 21,7 % меньше, чем 2018 г.). По урожайности овощей отмечается рост показателя за период 2015-2019 гг. на 8,9 %.
Следует отметить, что 2019 г. и для растениеводства был тяжелым, что подтверждается следующими фактами: с 23 на 24 июля 2019 г. по всей территории региона отмечались заморозки, температура воздуха достигала - 60С, температура почвы - 130С; в период 06-09 августа 2019 г. на территории регина наблюдалось неблагоприятное метеорологическое явление в виде сильного дождя, что привело к затоплению сельскохозяйственных угодий в Ягоднинском и Среднеканском городских округах, а также гибели части посевов сельскохозяйственных культур. Под водой находились отдельные участки в течение 8 дней.
С учетом вышеуказанных причин, из-за неблагоприятных погодных условий не удалось достичь показателей 2018 г. по производству картофеля и овощей. Однако, заготовка корма для сельскохозяйственных животных осуществлялась по плану.
Магаданская область - это регион, который зависит от поставок продовольственных товаров. Максимальная зависимость, по сельскохозяйственной продукции, производство которой возможно на территории области, отмечается по мясу и мясопродуктам и овощам. Доля импортной продукции в поставках мяса составляет 84 %. Отметим, что в среднем жители региона потребляют почти 40 % от рекомендованных НИИ питания РАМН норм потребления огурцов, томатов и зеленных культур. Доля собственного производства в балансе потребления - 32,5 %.
В таблице 6 представлены данные поголовья скота и птицы в хозяйствах всех категорий [3; 4].
Таблица 6 - Поголовье скота и птицы (в хозяйствах всех категорий; на конец года; тыс. голов)
Наименование поголовья 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Крупный рогатый скот, всего 3,1 3,3 3,4 3,8 3,8
в том числе коровы 1,5 1,5 1,8 1,5 1,7
Свиньи 1,8 1,8 2,5 3,2 3,0
Олени 14,4 15,2 10,3 7,7 7,2
Птицы 139,7 122,2 102,2 137,0 111,7
За 2019 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 3,8 тыс. голов (на уровне 2018 г.), из него коров - 1,7 тыс. (на 19,6 % больше 2018 г.), поголовье свиней - 3,0 тыс. (на 6,9 % меньше 2018 г.), овец и коз - 0,6 тыс. (на 13,7 % больше 2018 г.), птицы - 111,7 тыс. голов (на 18,4 % меньше 2018 г.). В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 11,7 % поголовья крупного рогатого скота, 47,5 % свиней, 67,7 % овец и коз (на 01.01.2019 г. - соответственно 11,7 %, 44,2 % и 76,9 %) [10].
В 2019 г. в хозяйствах всех категорий было произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 848,6 т, молока - 6 123,5 т, яиц - 32 000,2 тыс. штук (см. табл. 7). Таблица 7 - Производство основных продуктов животноводства (в хозяйствах всех категорий, т)
Наименование продукта 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Скот и птица на убой (в убойном весе) 515 599 618 653 552
Молоко 5 950 5 740 5 890 6 053 6 124
Яйца, млн. шт 25,4 26,4 27,8 27,1 32,0
Индекс производства продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств к 2018 г. в сопоставимых ценах составил 90,3 %, в т. ч. продукция животноводства - 101,6 % и растениеводства - 80,3 %.
В структуре производства скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличился удельный вес производства свиней с 32,4 % до 36,2 %, оленей - с 5,1 % до 6,1 %; удельный вес птицы уменьшился
с 40,0 % до 39,2 %, крупного рогатого скота - с 22,0 % до 17,8 % [10].
В КФХ в 2019 г. по сравнению с 2018 г. наблюдается рост производства молока на 0,5 %, при этом производства яиц снизился на 55,1 %, скота и птицы на убой (в живом весе) - на 21,3 %. В хозяйствах населения объем производства яиц вырос на 23,4 %, молока - на 6,7 %, при этом объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) снизился на 3,1 %.
Из-за снижения объема субсидий из бюджета Магаданской области в 2019 г. на производство мяса бройлеров (на 56,2 % по отношению к 2018 г.), для обеспечения безубыточности производства, необходимо было увеличить стоимость продажи мяса, в связи с чем упал спрос на данную продукцию. Поэтому нужно было привести в соответствие объемы производства к фактическому спросу продукции по более высокой цене [1].
Работа, которая была проведена в регионе в 2019 г. по реализации государственной программы агропромышленного комплекса, способствовала улучшению показателей по развитию сельского хозяйства. В рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Магаданской области на 2014-2024 годы» (далее - Государственная программа) [1] осуществляется комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса региона и реализация регионального проекта «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках национального проекта ««Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы».
В 2019 г. Государственная программа включала 4 подпрограммы по поддержке сельскохозяйственного производства; в ее составе была реализация 10 мероприятий по 24 направлениям.
На наш взгляд, следует отметить степень реализации подпрограмм Государственной программы, реализуемым в 2019 г.:
1) «Обеспечение реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2024 годы» признана высокоэффективной;
2) «Развитие отраслей агропромышленного комплекса на 2019-2024 годы» признана высокоэффективной;
3) «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации на 2019-2024 годы» признана высокоэффективной;
International agricultural journal 4/2020
4) «Развитие торговли на территории Магаданской области на 20192024 годы» признана высокоэффективной.
Таким образом, с точки зрения эффективности использования бюджетных средств Государственная программа признана высокоэффективной (см. табл. 8) [1]. Таблица 8 - Степень эффективности Государственной программы
Наименование государственной программы Источник финансирования Расходы, тыс. руб. Степень эффективности государственной программы
План Факт
«Развитие сельского всего, в т. ч. 320 021,0 317 966,2 0,99
хозяйства в областной
Магаданской бюджет 261 465,0 254 410,2 0,99
области на 2014- федеральный
2024 годы» бюджет 58 556,0 58 556,0 1
Средства, предусмотренные на поддержку сельского хозяйства, были доведены до сельскохозяйственных товаропроизводителей в 100 % объеме, что безусловно следует отметить, как положительный факт. Как мы знаем, торговля является функциональным сектором экономики Магаданской области, тесно взаимоувязанным с другими отраслями и обеспечивающим продвижение товаров и услуг к потребителям. Состояние потребительского рынка в регионе в 2019 г. характеризуется как постоянное, с стабильными темпами развития, надлежащим уровнем насыщенности товарами и услугами, а также довольно развитой сетью предприятий торговли.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности региона постоянно расширяют ассортимент выпускаемой продукции, проводят модернизацию производства, что проявляется в обновлении оборудования, вводе в эксплуатацию новых производственных линий.
В 2019 г. ООО «ГМЗ «Магаданский» запустил новую линию по производству сыров мягких. Хлебокомбинат «Магаданский» закупил оборудование для производства бездрожжевого хлеба, выпуск продукции планируется в 2020 г. В 2019 г. было проведено 77 ярмарок выходного дня (49 ярмарок в областном центре и 28 в городских округах области) [1].
Несмотря на трудности, которые имеются в развитии МСП сельскохозяйственного сектора региона (были отмечены выше), а также отрицательное влияние внешних факторов, оказывается поддержка со стороны Правительства Магаданской области и Фонда развития предпринимательства, что положительно сказывается на развитии сельскохозяйственной отрасли Магаданской области, что подтверждается ростом основных показателей.
В рамках Государственной программы (бюджет на 2020 г. составляет 227,0 млн. руб. (областной бюджет - 220,2 млн. руб., федеральный бюджет - 46,8 млн. руб.)) планируется в 2020 г. достичь следующих показателей: 1) произвести хозяйствами всех категорий: молока 6 100 т; скота и птицы на убой в живом весе 1 060 т; яиц 26,39 млн. шт.; картофеля 8 900 т; овощей открытого и закрытого грунта 4 600 т.; увеличить производство: скота и птицы на убой в живом весе на 24,9 %; молока на уровне 2019 г.
В 2020 г. планируется оказать поддержку на развитие двух фермерских хозяйств, двух Агростартапов 1 семейной ферме.
Таким образом, перспективы развития агропромышленного комплекса региона связаны с обеспечением продовольственной безопасности региона, развитием импортозамещения, расширением ассортимента производимой продукции и др.
В сельском хозяйстве региона планируется проведение следующих важных мероприятий: проведение технической и технологической модернизации отрасли, строительство объектов сельскохозяйственного назначения, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка и др.
Благодаря реализации крупных инвестиционных проектов возможно значительно увеличить эффективность сельскохозяйственного производства, расширить ассортимент продуктов питания вырабатываемых из сельскохозяйственной продукции местного производства, а также повысить уровень обеспеченности региона основной сельскохозяйственной продукцией.
Список литературы
1. Годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Магаданской области «Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2024 годы» в 2019 году [Электронный ресурс]. - URL: https://minselhoz.49gov.ru/activities/reports/
2. Магаданская область: стат. ежегодник / Хабаровскстат. -Магадан, 2019. - 244 с.
3. Магаданская область в цифрах. 2018: крат. стат. сб. / Хабаровскстат. - Магадан, 2018. -138 с.
4. Магаданская область в цифрах. 2020: крат. стат. сб. / Хабаровскстат. -Магадан, 2020. -121 с.
5. Малое и среднее предпринимательство в России и регионах в 2019-2020 гг. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/340901999_Maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_v_R ossii_i_regionah_v_2019-2020_gg
6. О посевных площадях под урожай 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: habstat.gks.ru/storage/mediabank/PSg395Ce/ О посевных площадях под урожай 2020 года.Ыт
7. Об итогах деятельности министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области за 2019 год [Электронный ресурс]. -URL: https://economy.49gov.ru/activities/reports/activities_reports/
8. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года: проект постановления Правительства Магаданской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/048475eab9daba00ef377e62ae7c357a/magadan.pdf
9. Общие экономические сведения [Электронный ресурс]. - URL: https://www.49gov.ru/our_region/economy/economy_overview/
10. Социально-экономическое положение Магаданской области в 2019 г. Доклад. [Электронный ресурс]. - URL: https://habstat.gks.ru/folder/66943 https://habstat.gks.ru/folder/66943
Spisok literatury
1. Godovoi otchet o khode realizatsii i ob otsenke ehffektivnosti gosudarstvennoi programmy Magadanskoi oblasti «Razvitie sel'skogo khozyaistva Magadanskoi oblasti na 20142024 godY» v 2019 godu [Ehlektronnyi resurs]. - URL: https://minselhoz.49gov.ru/activities/reports/
2. Magadanskaya oblast': stat. ezhegodnik / Khabarovskstat. -
Magadan, 2019. - 244 s.
3. Magadanskaya oblast' v tsifrakh. 2018: krat. stat. sb. / Khabarovskstat. - Magadan, 2018. - 138 s.
4. Magadanskaya oblast' v tsifrakh. 2020: krat. stat. sb. / Khabarovskstat. -Magadan, 2020. - 121 s.
5. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii i regionakh v 2019-2020 gg. [Ehlektronnyi resurs]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/340901999_Maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_v_R ossii_i_regionah_v_2019-2020_gg
6. O posevnykh ploshchadyakh pod urozhai 2020 goda [Ehlektronnyi resurs]. - URL: habstat.gks.ru/storage/mediabank/PSg395Ce/ O posevnykh ploshchadyakh pod urozhai 2020 goda.htm
7. Ob itogakh deyatel'nosti ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya, investitsionnoi politiki i innovatsii Magadanskoi oblasti za 2019 god [Ehlektronnyi resurs]. - URL: https://economy.49gov.ru/activities/reports/activities_reports/
8. Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Magadanskoi oblasti na period do 2030 goda: proekt postanovleniya Pravitel'stva Magadanskoi oblasti [Ehlektronnyi resurs]. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/048475eab9daba00ef377e62ae7c357a/magadan.pdf
9. Obshchie ehkonomicheskie svedeniya [Ehlektronnyi resurs]. - URL: https://www.49gov.ru/our_region/economy/economy_overview/
10. Sotsial'no-ehkonomicheskoe polozhenie Magadanskoi oblasti v 2019 g. Doklad. [Ehlektronnyi resurs]. - URL: https://habstat.gks.ru/folder/66943 https://habstat.gks.ru/folder/66943