РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СЕЛЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE RURAL AS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
Т.М. Эльдиева, д.э.н., профессор кафедры экономики, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (173003, Россия, г. Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41), ORCID: http//orcid.org/0000-0002-1861 -3732, [email protected]
Tatiana M. Eldieva, doctor of economic science, professor of department of economics, Yaroslav-the-Wise Novgorod state university (41, B. St. Petersburgskaya st., Veliky Novgorod, 173003, Russia), ORCID: http//orcid.org/0000-0002-1861 -3732, [email protected]
Аннотация: Последние десятилетия аграрное и научное сообщество беспокоит состояние российского села, его «исчезновение» с карты России. Развитие сельских территорий обозначено приоритетным направлением экономической политики государства, а развитие малых форм хозяйствования становиться точкой опоры сельских территорий. Крестьянские (фермерские) хозяйства играют значительную роль в развитие современного агробизнеса, они выходят на лидирующие позиции по производству зерна, картофеля и овощей. Для обеспечения их деятельности государством создаются отдельные системы поддержки в виде грантов, субсидий и выделения земельных участков. Новгородская область не исключение, региональные программы поддержки позволяют фермерским хозяйствам осваивать новые технологии, развивать семейные животноводческие фермы, повышать поголовье крупного рогатого скота, осваивать последующую переработку сельскохозяйственной продукции. Действия региональных властей в первую очередь направлены на снижение миграционных процессов, улучшение инфраструктурных объектов, повышение уровня занятости сельского населения и увеличениях их реальных
УДК 631.1.017:338.246.027 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10194
доходов. Сегодня мы видим высокую значимость фермерства для развития сельских территорий и аграрной отрасли региона. Положительный опыт еще раз подтверждает необходимость и дальше поддерживать инициативы сельского населения в увеличении сельскохозяйственных угодий, создании производственной инфраструктуры, развитие кооперации, формировании государственного заказа. Для этого, в первую очередь, необходима государственная поддержка, внедрение инновационных преобразований, вливание частных инвестиции и конкретные действия региональных властей.
Abstract: Over the past decades, the agrarian and scientific community has been worried about the state of the Russian countryside, its "disappearance" from the map of Russia. The development of rural areas is designated as a priority direction of the state's economic policy, and the development of small forms of business is becoming the fulcrum of rural areas. Peasant (farm) farms play a significant role in the development of modern agribusiness, they are taking the leading positions in the production of grain, potatoes and vegetables. To ensure their activities, the state creates separate support systems in the form of grants, subsidies and land allocation. The Novgorod region is no exception, regional support programs allow farms to master new technologies, develop family livestock farms, increase the number of cattle, and master the subsequent processing of agricultural products. The actions of the regional authorities are primarily aimed at reducing migration processes, improving infrastructure facilities, increasing the employment level of the rural population and increasing their real incomes. Today we see the high importance of farming for the development of rural areas and the agricultural sector of the region. Positive experience once again confirms the need to further support the initiatives of the rural population in increasing agricultural land, creating industrial infrastructure, developing cooperation, and forming government orders. For this, first of all, state support is needed, the introduction of innovative transformations, the infusion of private investments and concrete actions of the regional authorities.
Ключевые слова: сельские территории, крестьянские (фермерские) хозяйства, грантовая поддержка, Новгородская область.
Keywords: rural areas, peasant (farm) households, grant support, Novgorod region
Введение
Россия является крупнейшей в мире странной по территориальной принадлежности - это более 17 млн кв. км., 24% которых принадлежат сельским территориям. Жители сельской местности составляют около 38 млн человек, из них 23,6 млн человек трудоспособное население. Природный и экономический потенциал российского села, при рациональном и эффективном его использовании может обеспечить устойчивое
многоотраслевое развитие, предоставить возможность населению обеспечить себя работой и повысить уровень качества жизни. Чтобы в полном объеме реализовать существующий потенциал, в первую очередь, необходимо решить проблемы, связанные с возрождением сельских территорий, а именно вопросы демографии, инфраструктурной оснащенности и социальной поддержки [5].
За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства (далее КФХ и ЛПХ), а также обслуживающие их сельскохозяйственные потребительские кооперативы стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом.
Сегодня в РФ насчитывается 176,3 тыс. фермерских хозяйств, удельный вес малого бизнеса в общем объеме производимой сельскохозяйственной продукции составляет более 50%. Ключевые позиции фермерские хозяйства занимают в сфере растениеводства, в частности в производстве зерна, картофеля и овощей. В сфере животноводства малые предприятия обеспечили положительную динамику по росту поголовью крупного рогатого скота [4].
Помимо важной роли в производстве сельскохозяйственной продукции, необходимо выделить целый ряд народнохозяйственных функций, которые выполняют крестьянские хозяйства. Сегодня фермер на селе, это прежде всего решение социальных вопросов по строительству дорог, водоснабжения, газификации, обеспечения занятости населения. Значителен их вклад в воспитание современной сельской молодежи, сохранение народных традиций и передачи передового опыта.
Результаты и обсуждение
Недавно проводимая сельскохозяйственная перепись позволила увидеть текущее состояние отрасли за последние 10 лет и произошедшие в ней структурные изменения. Итоги переписи показали, что агропромышленный комплекс страны включает в себя 36 тысяч сельхозорганизаций (СХО), 174,8 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей, 23,4 млн. личных (подсобных) хозяйств и других индивидуальных хозяйств. Удельный вес СХО, осуществляющих деятельность в сфере АПК, увеличился с 69% до 76%, а КФХ - с 50% до 66%.
Государственной поддержкой воспользовались 75% крупных сельскохозяйственных организаций, удельный вес крестьянских хозяйств составил 34,5%. Доступность кредитных ресурсов оказалась намного ниже, для малых форм хозяйствования 10,7%, СХО - 37,4%. При этом темпы роста сельхозпроизводства в малых формах хозяйствования выше, чем в крупных. Число работающих в СХО за 10 лет снизилось в два раза, в фермерских хозяйства - на одну треть.
Во избежание глобального спада экономики сельского хозяйства федеральные и региональные власти принимают дополнительные меры по поиску и стимулированию новых точек роста малых форм хозяйствования на селе.
Во-первых, как мы знаем, добиться рекордных результатов в АПК невозможно без создания комфортных условий жизнедеятельности на селе. Оглядываясь назад, мы видим, что за последние 15 лет (с 2003 по 2017 годы) в развитие села было вложено 483 млрд рублей. Благодаря выделенным средствам построено более 21 млн кв. метров жилья для сельских граждан. За счет федеральных ресурсов более 300 тыс. семей улучшили свои жилищные условия, в их числе 110 тыс. семей молодых специалистов. Кроме этого, возведены инфраструктурные объекты: появилось 116,5 тыс. школьных мест, на 31,3 тыс.
мест стало больше в домах культуры, введено в эксплуатацию 533 спортивных сооружения, открыто 1302 фельдшерско-акушерских пункта. Налажено газо - и водоснабжение в более 8 тыс. сел. И это составляет лишь 10% от общего числа сельских населенных пунктов по всей стране, это не тот эффект, которого все ждали.
Во-вторых, уже сегодня созданы дополнительные условия для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли. Одним из таких направлений является создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее проект) [6].
В рамках проекта созданы центры компетенций в большинстве субъектов Российской Федерации, реализуется комплексная система консультирования малых форм хозяйствования в сфере АПК. На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, включая оказание грантовой поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам, предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам регионам предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 37,368 млрд рублей. Период реализация проекта 6 лет.
В результате выполнения проектных задач прогнозируется увеличение количества фермерских хозяйств на территории России. Основанием для выполнения задуманного являются аналитические данные опросов, проводимые среди сельских жителей, 37% из которых имея статус безработного или не занятого в аграрном производстве, готовы им заняться, при льготных условиях приобретения земельного участка и получения стартовой помощи от государства.
В-третьих, политика развития и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы в сфере сельского хозяйства реализуется и через принятие региональных программ (разработанных с учетом существующих федеральных проектов), которые утверждаются главами регионов.
Развитие сельских территорий и развитие малых форм хозяйствования — это единый взаимосвязанный механизм. Эффективность работы такого механизма невозможна без создания условий для удовлетворения потребностей сельского населения в обеспечении занятости, поддержке доходов и решения социальных проблем. Фермерский уклад - это особый социально-экономический тип хозяйствования, который дает возможность значительному числу сельчан свой жизненный и хозяйственный опыт перевести в семейный бизнес, который в дальнейшем становится социальной опорой для возрождения российского села.
Рассмотрим реализацию ряда мероприятий по развитию территорий и результаты шагов по стимулированию малых форм хозяйствования на селе на примере Новгородской области.
В настоящее время устойчивое развитие территорий провозглашено одним из наиболее приоритетных направлений экономической и социальной политики государства [5]. Из-за низкого уровня рождаемости, старения населения, происходит естественная его убыль. Сельские территории оказались еще в большей опасности, так как помимо естественной убыли населения происходят миграционные процессы. Новгородская область
не исключение, на фоне отрицательного естественного прироста населения происходит отток населения внутри региона именно из малых сел (таблица 1).
Главной «преградой» для развития сельских территорий является отсутствие возможностей для ведения предпринимательской деятельности - отсталая инфраструктура и бытовая неустроенность - главный фактор оттока молодежи из села.
Таблица 1
Численность сельского населения Новгородской области [8]
Год Численность населения на 1 января Изменения за год
Общий прирост, убыль (-) Естественный прирост Миграционный прирост, убыль (-)
2014 183791 -3513 -1498 -2015
2015 180278 -640 -1884 1244
2016 179638 -876 -1987 1111
2017 178762 -2772 -2097 -675
2018 175990 -3928 -2019 -1909
2019 172062 -2136 -1937 -199
Для снижения миграционных процессов и увеличения инвестиционной привлекательности сельских территорий с 2014 года в Новгородской области идет реализация одноименной программы, которая включает в себя мероприятия по созданию комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, формированию позитивного отношения к сельскому образу жизни по средством обеспечения необходимых инфраструктурных условий в сельской местности [2].
За шесть лет реализации программы было введено в эксплуатацию более 30 тысяч квадратных метров жилья, построено 16,7 км газовых сетей, реконструировано более 31 км автомобильных дорог межмуниципального пользования. Более 1180 тысяч рублей предоставлено сельским жителям в виде социальных выплат на компенсацию расходов по уплате процентов за пользование кредитом (таблица 2).
Таблица 2
Показатели реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий в
Новгородской области на 2014-2021 годы» [3]
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Годовой объем ввода жилья гражданами, проживающими в сельской местности, тыс.кв.м. 8,3 8,3 4,7 3,3 3,0 2,6
- в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами, тыс.кв.м. 3,4 3,4 3,3 1,5 2,3 1,9
Построено распределительных газовых сетей, км 3,8 6,1 6,8 - - -
Построено локальных водопроводов, км 2,5 2,2 - 1,5 4,4 3,6
Реализовано проектов местных инициатив граждан, шт. 3 11 7 16 19 32
Реконструировано автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, км 8,5 9,5 7,9 5,8
Предоставлено социальных выплат на компенсацию расходов граждан по уплате процентов за пользование кредитом, тыс. рублей 80,7 235,1 295,4 292,6 277,0
Реализация принятых мер позволила снизить миграционные процессы и сломить негативное отношение к труженикам села.
Второй приоритетной задачей стоит развитие малого и среднего бизнеса на селе, что позволит обеспечить снижение сельской безработицы, повысить жизненный уровень и закрепить молодежь на селе.
На сегодняшний день, в Новгородской области сельскохозяйственной деятельностью занимаются более 750 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Они вносят весомый вклад в увеличение производства продовольственной продукции - картофеля и овощей, а также позитивно влияют на развитие сельских территорий.
Одним из эффективных направлений развития Новгородского агропромышленного комплекса является грантовая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств: на создание новых и развитие существующих КФХ, на развитие семейных животноводческих ферм, гранта «Агростартап»; предоставление в безвозмездное пользование земельных участков (программа «Новгородский гектар») [7].
По программе грантовой поддержки за время ее реализации более 130 хозяйств получили денежную поддержку в размере от 1 до 5 млн рублей, в зависимости от рода деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и нужд грантополучателей. (таблица 3). В среднем сумма грантовой поддержки на одно хозяйство составляет от 1,4 до 4 млн рублей.
Таблица 3
Грантовая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств Новгородской области
[3]
Год Начинающи й фермер Семейна я ферма «Агростарта п» Сельскохозяйст венный потребительски й кооператив Всего грантополучател ей
2015 15 4 - - 19
2016 14 4 - - 18
2017 19 6 - - 25
2018 16 5 - 3 24
2019 27 3 14 2 46
Итого 91 22 14 5 132
В конкурсе участвуют самые разные проекты, это и развитие хозяйств молочного и мясного животноводства, разведение овец, кроликов. С помощью гранта начинающие предприниматели рассчитывают нарастить поголовье дойных коров, приобрести молодняк
крупного рогатого скота мясных пород. Многие хозяйства планируют повысить уровень механизации производства, обновить фермы, организовать последующую переработку сельхозпродукции. Есть проекты по развитию производства сыров, закладке плантации клюквы и выращиванию садовой малины.
С 2018 года грантополучателями также стали сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые хотят развивать свою деятельность.
Общая сумма государственной грантовой поддержки малых форм хозяйствования области составила более 240 млн рублей. На сегодняшний день, все вновь созданные хозяйства, за исключением одного, успешно занимаются сельскохозяйственной деятельностью.
Большое внимание в программе развития сельских территорий уделяется освоению неиспользованных (заброшенных) сельхозугодий.
Последние два года, руководство Новгородской области, не безуспешно проводило мониторинг просторов региона с помощью беспилотных летательных аппаратов «Геоскан», что позволило выявить значительное количество сельхозземель, используемых не по назначению или просто заброшенных (в сельхозобороте находиться всего 34% пашни).
В 2018 году выявленное «не соответствие» дало толчок к развитию и дальнейшей реализации программы «Региональный гектар». Параметры программы «Новгородский гектар» разрабатывались по аналогии с другими регионами России, где она уже внедрена и успешно работает. В 2019 году из 19 городских и 101 сельского поселений, «свободные» земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование гражданам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в 59 сельских поселения, включая 1 городское. В соответствии с законодательством фермеры и граждане, которые решили заняться фермерским бизнесом на селе могут получить в безвозмездное пользование от 1 до 50 га на срок до шесть лет земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Данная инициатива не осталась без внимания, с момента ее реализации, а именно с марта 2019 года, поступила 21 заявка от жителей сельских поселений, из них семеро -получатели фермерских грантов.
Помимо этого, осуществляется программная поддержка аграриев в виде субсидий:
- на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам. Это те кредиты, которые были получены сельхозпроизводителями до введения в действие программы льготного кредитования (до 31 декабря 2016 года);
- на компенсацию части затрат на приобретение новой техники и оборудования (25% от общей стоимости);
- на приобретения племенного молодняка;
- на проведение культуртехнических работ;
- на приобретение элитных семян.
Заключение
В целом фермерство, как организационная форма сельскохозяйственной деятельности, нашло свою социально-экономическую нишу и позволило приостановить процессы разрушения сельского уклада жизни. Сегодня аграрная политика создает все условия для развития фермерства в России, предлагает различные меры поддержки и стимулирования развития малого бизнеса на селе.
Однако созданных условий недостаточно для дальнейшего эффективного развития как крестьянских хозяйств, так и сельских территорий в целом. До сих пор остаются не решенными важнейшие проблемы малого бизнеса, такие как:
- достижение рациональных размеров земельных участков;
- создание оптимальной производственной структуры;
- низкая техническая оснащенность процессов производства;
- отсталое развитие межфермерской и кредитной кооперации;
- отсутствие четкого определения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств;
- вопросы ценой политики;
-отсутствие государственного заказа на фермерскую продукцию [10].
Для развития сельских территорий и сохранения структуры аграрного общества необходимо поддерживать инициативу сельского населения в развитие как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных (альтернативных) видов деятельности:
- производство новых видов культур или скота;
- глубокая переработка сельскохозяйственного сырья;
- развитие производства экологически чистой или органической продукции;
- агро-, эко-, этнотуризм;
- развитие ремесел и промыслов;
- строительство жилья и других объектов сельской инфраструктуры [5].
При выборе направлений деятельности необходимо не забывать о региональных особенностях сельских территорий, культурно-историческом развитие той или иной местности. Для того чтобы это стало возможным, необходима в первую очередь государственная поддержка, инициатива региональных властей и частные инвестиции.
Литература
1. Бондаренко Л.В. Социальное развитие сельских территорий России: проблемы и перспектив // Агропродовольственная политика России. 2017. №4. С13-18.
2. Государственная программа Новгородской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области на 2014-2021 годы» (Постановление Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 года № 272)
3. Министерство сельского хозяйства Новгородской области. Режим доступа: https://apk.novreg.ru/ (дата обращения 15.07.2020)
4. Минсельхоз решает вопросы развития о поддержке малых форм хозяйствования в АПК //Московские новости. 17 февраля 2011 года.
5. Папцов А.Г., Шеламова Н.А. Диверсификация сельской экономики: значение, выгоды и риски // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. №8. С 2-6.
6. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)
7. Постановление Правительства Новгородской области от 20.05.2020 № 212 «О Порядке предоставления грантовой поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам области в виде гранта «Агростартап»
8. Постановление Правительства Новгородской области от 17.05.2017 № 167 «О грантовой поддержке малых форм хозяйствования на территории Новгородской области»
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (Новгородстат). Режим доступа: https://novgorodstat.gks.ru/ (дата обращения 20.07.2020)
10. Трубилин А.И., Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Развитие фермерства в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. №3. С 4-7.
11. Uzun, V. Y., & Shagaida, N. I. (2019). Evaluation of the impact of institutional and structural changes on the development of the Russian agricultural sector. Voprosy Ekonomiki (4), 39-40. (In Russ.)
References:
1. Bondarenko L.V. (2017). Sotsial'noe razvitie sel'skikh territorii Rossii: problemy i perspektiv [Social development of rural areas of Russia: problems and prospects] Agroprodovol'stvennayapolitikaRossii, no 4, pp. 13-18.
2. Gosudarstvennaya programma Novgorodskoi oblasti «Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii v Novgorodskoi oblasti na 2014-2021 godY» (Postanovlenie Pravitel'stva Novgorodskoi oblasti ot 17 oktyabrya 2013 goda № 272) [State program of the Novgorod region "Sustainable development of rural areas in the Novgorod region for 2014-2021" (Decree of the Government of the Novgorod region of October 17, 2013 No. 272)].
3. Ministerstvo sel'skogo khozyaystva Novgorodskoy oblasti [Ministry of Agriculture of the Novgorod Region] Access mode: https://apk.novreg.ru/ (date of the address: 15.07.2020).
4. MN (2011). Minsel'khoz reshayet voprosy razvitiya o podderzhke malykh form khozyaystvovaniya v APK [The Ministry of Agriculture solves the development issues of supporting small businesses in the agro-industrial complex]. Moscow: Moscow news. February 17.
5. Paptsov A.G., Shelamova N.A. (2019) Diversifikatsiya sel'skoy ekonomiki: znacheniye, vygody i riski [Diversification of the rural economy: value, benefits and risks] Economy of agricultural and processing enterprises, no 8, pp. 2-6.
6. Pasport natsional'nogo proyekta «Maloye i sredneye predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noy predprinimatel'skoy initsiativy» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proyektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. N 16) [Passport of the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Minutes of December 24, 2018 N 16)].
7. Postanovleniye Pravitel'stva Novgorodskoy oblasti ot 20.05.2020 № 212 «O Poryadke predostavleniya grantovoy podderzhki krest'yanskim (fermerskim) khozyaystvam oblasti v vide granta «Agrostartap» [Decree of the Government of the Novgorod Region of 20.05.2020 No. 212 "On the Procedure for Providing Grant Support to Peasant (Farming) Farms of the Region in the Form of an Agrostartup Grant"].
8. Postanovleniye Pravitel'stva Novgorodskoy oblasti ot 17.05.2017 № 167 «O grantovoy podderzhke malykh form khozyaystvovaniya na territorii Novgorodskoy oblasti» [Decree of the Government of the Novgorod Region of 05/17/2017 No. 167 "On Grant Support of Small Businesses in the Territory of the Novgorod Region"]/
9. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Novgorodskoy oblasti (Novgorodstat) [Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Novgorod Region (Novgorodstat)] Access mode: https://novgorodstat.gks.ru/ (date of the address: 20.07.2020).
10. Trubilin A.I., Mel'nikov A.B., Sidorenko V.V., Mikhaylushkin P.V. (2018) Razvitiye fermerstva v Rossii [Farming development in Russia] International agricultural journal, no 3, pp. 4-7.
11. Uzun, V. Y., & Shagaida, N. I. (2019). Evaluation of the impact of institutional and structural changes on the development of the Russian agricultural sector. Voprosy Ekonomiki (4), 39-40. (In Russ.)