Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мурманская область / инвестиции / логистическая инфраструктура / логистический кластер / пропускная способность / транспортные магистрали / «Северный морской путь» / Murmansk region / investments / logistics infrastructure / logistics cluster / capacity / transport highways / "Northern Sea Route"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еременко Дарья Евгеньевна, Мищенко Полина Владимировна, Суворова Светлана Дмитриевна

Неотъемлемой частью развития торговли является формирование логистической инфраструктуры и увеличение ее структурных элементов, которые позволяют обеспечивать бесперебойность, надежность и высокую скорость товародвижения. Именно поэтому в статье рассматривается состояние и основные направления развития логистики в Мурманской области и ее взаимосвязь с Юго-Восточной Азией. В результате проведенного исследования, затрагивающего социально-экономическое развитие региона, было выявлено положительное влияние формирования логистического кластера в Мурманской области на все сферы жизнедеятельности населения. Авторы отмечают, что рассматриваемый регион, как один из наиболее перспективных маршрутов для импорта и экспорта товаров, является значимой частью «Северного морского пути», что для создания логистического кластера будет способствовать привлечению иностранных инвестиций и квалифицированных специалистов, а также увеличению всестороннего финансового потока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE LOGISTICS CLUSTER IN THE MURMANSK REGION

An integral part of the development of trade is the formation of logistics infrastructure and the increase of its structural elements, which make it possible to ensure continuity, reliability, and high speed of goods movement. That is why the article examines the state and main directions of logistics development in the Murmansk region and its relationship with Southeast Asia. As a result of the conducted research affecting the socio-economic development of the region, the positive impact of the formation of a logistics cluster in the Murmansk region on all spheres of life of the population was revealed. The authors note that the region in question, as one of the most promising routes for the import and export of goods, is an important part of the ";Northern Sea Route", which will help attract foreign investment and qualified specialists to create a logistics cluster, as well as increase the comprehensive financial flow.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Dudar Victoria Evgenievna, student (e-mail: dydar.vika@gmail.com)

Sukhina Nadezhda Yurievna, Candidate of Economics, Associate Professor (e-mail: nysukhina@gmail.com)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia IMPORT SUBSTITUTION IN THE RUSSIAN FOOD INDUSTRY UNDER SANCTIONS

Annotation. Providing the population with a sufficient amount of high-quality and environmentally friendly food is one of the main tasks of the food industry. The purpose of this study is to develop the food industry in the context of economic sanctions imposed by the European Union and the United States in response to the situation in Ukraine. The main problem with the provision of food is that human needs in the quality and quantity of food are increasing due to population growth and the improvement of the economic situation of the planet. The food and processing industry is inherently key to the country's food security. That is why it is so important to ensure the country's food security at this stage. Key words: import substitution, food production, food industry, import, food, agriculture, sanctions, food security.

УДК 164; 656

Еременко Дарья Евгеньевна, студент (e-mail: dasha_eremenko@list.ru) Мищенко Полина Владимировна, студент (e-mail: mishchenko1510@gmail.com) Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент (e-mail: suvorova_sd@mail.ru)

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого г.Санкт-Петербург, Россия

РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ВМУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Неотъемлемой частью развития торговли является формирование логистической инфраструктуры и увеличение ее структурных элементов, которые позволяют обеспечивать бесперебойность, надежность и высокую скорость товародвижения. Именно поэтому в статье рассматривается состояние и основные направления развития логистики в Мурманской области и ее взаимосвязь с Юго-Восточной Азией. В результате проведенного исследования, затрагивающего социально-экономическое развитие региона, было выявлено положительное влияние формирования логистического кластера в Мурманской области на все сферы жизнедеятельности населения. Авторы отмечают, что рассматриваемый регион, как один из наиболее перспективных маршрутов для импорта и экспорта товаров, является значимой частью «Северного мор-

ского пути», что для создания логистического кластера будет способствовать привлечению иностранных инвестиций и квалифицированных специалистов, а также увеличению всестороннего финансового потока.

Ключевые слова: Мурманская область, инвестиции, логистическая инфраструктура, логистический кластер, пропускная способность, транспортные магистрали, «Северный морской путь».

Сегодня приоритетной задачей России является развитие сферы товарного обращения на всех уровнях управления. Данная задача достигается посредством организации хозяйственных связей с внутренними производителями и с партнерами из дружественных стран. Одной из таких стран является Китай, что подтверждается значительным увеличением товарооборота за последний год.

В контексте рассмотрения приоритетной задачи важно отслеживать не только количество товаров, перемещаемых через государственные границы (в т. ч. грузооборот в ассортиментном разрезе), но и состояние логистики, благодаря которой осуществляется внутреннее и международное товародвижение. Именно поэтому реорганизации логистической системы России и созданию кластеров в регионах следует уделить особое внимание.

Логистическая инфраструктура является достаточно сложной, комплексной и системной составляющей экономического сектора страны и состоит из нескольких подсистем, представленных на рисунке 1.

Производственная:

• энергосети; • водо-, тепло- и газоснабжение; • складское хозяйство

Транспортная:

• авто - и ж/д магистрали;

• морские и речные порты;

• аэропорты;

• транспортные терминалы

Социальная:

• здравоохранение; • образование;

• ЖКХ;

• сервис, торговля; • культура, спорт

Информационная:

• связь, телекоммуникации; • 1Т-технологии; • глобальные сети; • спутниковая навигация

Рисунок 1 - Основные подсистемы логистической инфраструктуры

Производственная инфраструктура подразумевает наличие энергосетей и систем жизнеобеспечения (вода, газ, теплоэнергия), а также складское хозяйство (логистические центры).

Транспортная инфраструктура включает в себя автомобильные и железнодорожные магистрали, морские (речные) и воздушные порты.

Социальная инфраструктура — это здравоохранение, образование, ЖКХ, торговля и сервис.

Информационная инфраструктура, является достаточно сложной, поскольку не в полной мере освоена, включает связь, телекоммуникации, 1Т-технологии (в т. ч. цифровые платформы), глобальные сети, спутниковую навигацию. Логистическая инфраструктура представляет собой основу для развития региональных логистических кластеров.

Логистический кластер - инфраструктура, обеспечивающая комплекс услуг, связанных с доставкой, обработкой, хранением, перевалкой и транспортировкой грузов при условии широкого географического охвата территорий [1].

Для оценки перспективы развития логистического кластера в Мурманской области следует рассмотреть действующую логистическую систему на данной территории, выявить преимущества, возможные проблемы обустройства кластера и обозначить пути решения. Поскольку основой любого логистического кластера является транспортная доступность и пропускная способность охватываемой территории, поэтому данному вопросу следует уделить особое внимание [2].

Транспортная инфраструктура Мурманской области достаточно развита, но используется не на полную мощность [3] (рис.2).

Транспортная инфраструктура г-► Воздушная гавань (аэропорт)

Автомагистрали

—► Железнодорожные пути сообщения

—► Водное сообщение (морской порт)

Рисунок 2 - Структурные элементы транспортного ектора Мурманской области

Мурманский порт входит в структуру северного морского пути, который связывает регионы Юго-Восточной Азии с северо-западной частью России. При этом акватория порта не замерзает, что позволяет сохранять постоянный товаропоток вне зависимости от сезона. Морской порт и товарная сортировочная станция Мурманска расположены достаточно близко. Они соединены железнодорожными магистралями, что позволяет сократить затраты, связанные с хранением, и единовременно затаривать контейнеры на железнодорожных платформах.

Морской торговый порт Мурманска, благодаря достаточной глубине фарватера может принимать крупнотоннажные суда. Это позволяет увеличить объем товаропотока за один рейс и уменьшить логистические издержки компаний, использующих данный регион как промежуточный хаб. Проблема увеличения мощности порта вызвана необходимостью в допол-

нительных складских помещениях и сортировочных станциях, соединенных железнодорожными и автомагистралями. Решение уже запланировано правительством и утверждено указом президента РФ, что и является началом логистического кластера, который принесет региону и стране экономическую выгоду.

Планируемая модернизация аэропорта Мурманской области позволит обеспечить увеличение количества маршрутов в другие регионы России. Если какой-то коммерческой компании потребуется доставка товаров авиатранспортом, то Мурманская воздушная гавань сможет принять, обработать и отправить необходимые грузы.

В контексте данного исследования следует рассмотреть и автодорожную обеспеченность региона [4]. Немаловажным элементом в цепочке поставок товаров из Юго-Восточной Азии в северные регионы России является транспортная магистраль Мурманск — Санкт-Петербург, которая выполняет задачу взаимодействия Мурманской области с территориально удаленными экономическими партнерами. Именно поэтому данная автомагистраль имеет большое значение в транспортной инфраструктуре СевероЗападного региона страны.

Трасса М-18 предназначена как для доставки товаров, так и для взаимодействия различных отраслей экономики, например сельского хозяйства и лесной промышленности. Протяженность автомагистрали составляет 1402 км, а безостановочное время в пути 15 часов 30 минут. Поскольку актуальным является не только товароснабжение регионов севера, но обеспечение промышленного сектора, то развитию и реконструкции автотранспортных артерий, способных пропускать средне и крупнотоннажные грузы следует уделять повышенное внимание.

Безусловно, на трассе Мурманск - Санкт-Петербург есть обустроенные транспортные узлы, заправки, отели и прочие инфраструктурные объекты, которые могут понадобиться в пути, но этого недостаточно для создания логистического кластера на рассматриваемой территории. В этой связи необходимо увеличить количество площадок, предназначенных для кратковременной остановки крупногабаритного транспорта и обустроить их надлежащим образом. Следует отметить, что главным перевалочным пунктом на трассе М-18 является Петрозаводск, где, в первую очередь, необходимо увеличить количество перевалочных пунктов, и особое внимание уделить качеству дорожного покрытия автомагистрали.

Информационная, социальная и производственная инфраструктура региона, в настоящее время, обеспечивается за счет уже действующих и развивающихся хозяйственных объектов. При строительстве логистического кластера в Мурманской области потребуется большее количество квалифицированных кадров в сфере логистики, страхования международных грузов, информационной безопасности и т. д. Специалистов таких профилей в Мурманской области недостаточно, поэтому необходимо разработать

соответствующие социальные программы, направленные на привлечение сотрудников из других регионов.

Мурманская область обладает логистической инфраструктурой, но ее развитость и состояние являются недостаточными для создания логистического кластера [5]. В качестве основных проблем можно выделить небольшую мощность транспортной инфраструктуры (низкую пропускную способность) и недостаток специалистов, в сфере логистики. Тем не менее регион обладает необходимыми, но недостаточными ресурсами, которые следует расширять для создания логистического кластера. Развитие инфраструктуры и привлечение профессионалов потребует значительных дополнительных денежных средств. По официальным данным, представленным на сайте Мурманской областной думы, бюджеты за 2022 г. и 2023 г. дефицитные. Следовательно, у региона нет достаточных средств для развития логистического кластера.

Региону для экономического роста необходима поддержка на федеральном уровне, поскольку создание логистического кластера поможет увеличить собственный бюджет и бюджет страны за счет развития внутренней и внешней торговли, привлечения инвестиций в транспортный сектор, страхования грузов, в т. ч. транспортных средств и таможенных сборов.

Отметим, что в Мурманской области логистический кластер уже создается. Его финансирование осуществляется из нескольких источников (рис. 3). Использование средств финансирования, в среднесрочной перспективе, поможет Мурманской области достичь положительных результатов в развитии логистической инфраструктуры, при частичном перераспределении региональных средств на социальные нужды, такие как сокращение оттока населения, увеличение квалифицированных кадров, появление новых программ обучения в высших учебных заведениях.

Федеральный бюджет

Внебюджетные источники РФ

(частные инвестиции)

Консолидированный бюджет субъекта РФ

Программа «Развитие транспортной системы РФ» *

Рисунок 3 - Источники финансирования логистического кластера Мурманской области Примечание. * Программа «Развитие транспортной системы РФ до 2021 г.» утверждена в декабре 2017 г. и продлена до 2030 г.

В результате проведенного исследования, затрагивающего социально-экономическое развитие региона, было выявлено положительное влияние формирования и развития логистического кластера в Мурманской области на все сферы жизнедеятельности. Отмечено, что кластер поспособствует

привлечению иностранных инвестиций, увеличению внутреннего и внешнего финансового потока и привлечению новых специалистов, поскольку «Северный морской путь» является приоритетным направлением развития транспортных коридоров для внутреннего транзита, а также для импорта и экспорта товаров.

Создание полноценного логистического кластера в архитектуре территории Мурманской области и его интеграция в международную транспортную систему будет способствовать развитию внутренних и внешних хозяйственных связей в сфере торговли, что положительно повлияет на социальную и экономическую обеспеченность региона как на региональном, так и на федеральном уровнях (создание дополнительных рабочих мест, развитие инфраструктуры и пр.).

Список литературы

1. Пустохина, И. В. Проектирование логистических кластеров в рамках глобальных логистических цепей поставок // Вестник университета. 2015. № 4. С. 123-129. EDN UCWPEL. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23893840_32709786.pdf (дата обращения: 01.11.2023)

2. ФКУ «РосТрансМодернизация». URL: https://ppp-transport.ru/o-retu/proekty-retu/kompleksnoe-razvitie-murmanskogo-transportnogo-uzla/ (дата обращения: 01.11.2023)

3. ЦКР Логистический кластер северо-запада России. URL: https://spbcluster.ru/logistic_nw/ (дата обращения: 01.11.2023)

4. Карта автодорог России. URL: https://map.rosavtodor.gov.ru/ (дата обращения: 03.11.2023)

5. Сайт Мурманской областной думы. URL: https://clck.ru/34UYv3 (дата обращения: 03.11.2023)

Eremenko D., student

Mishchenko P., student

Suvorova S., Ph.D. Econ., associate professor

St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great

DEVELOPMENT OF THE LOGISTICS CLUSTER IN THE

MURMANSK REGION

Abstract. An integral part of the development of trade is the formation of logistics infrastructure and the increase of its structural elements, which make it possible to ensure continuity, reliability, and high speed of goods movement. That is why the article examines the state and main directions of logistics development in the Murmansk region and its relationship with Southeast Asia. As a result of the conducted research affecting the socio-economic development of the region, the positive impact of the formation of a logistics cluster in the Murmansk region on all spheres of life of the population was revealed. The authors note that the region in question, as one of the most promising routes for the import and

export of goods, is an important part of the "Northern Sea Route", which will help attract foreign investment and qualified specialists to create a logistics cluster, as well as increase the comprehensive financial flow. Keywords: Murmansk region, investments, logistics infrastructure, logistics cluster, capacity, transport highways, "Northern Sea Route".

УДК 338

Иванова Ирина Константиновна, старший преподаватель (e-mail: jon_kor_24@mail.ru)

Сибирский государственный университет путей сообщения г.Новосибирск, Россия

РЫНОКТРУДА В НОВОСИБИРСКЕ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает рынок труда Новосибирска и Новосибирской области. Новосибирск, третий по численности населения город Российской Федерации, крупнейший научно - производственный, логистический, образовательный центр России, поэтому ситуация на рынке труда для Новосибирска является ключевой.

Ключевые слова: рынок труда, промышленное производство, малый и средний бизнес, образование.

Рынок труда, это специфический рынок, на котором, спросом и предложением регулируется покупка и продажа услуг труда, спрос на услуги труда формируется исходя из потребностей экономики страны и регионов. В отличие от спроса на товары (материальные и нематериальные) спрос фирмы на ресурсы, в том числе на труд, имеет так называемый производный характер, он формируется исходя из спроса на конечные товары фирмы.

После пандемии началось оживление экономики во всех отраслях народного хозяйства России и на уровне региональных экономик. После начала специальной военной операции на Украине наши западные не коллеги ввели огромное количество санкций, Россия является лидером в этом отношении, обойдя по количеству санкций КНДР.

Санкции коснулись всех сфер и отраслей экономики России, «цивилизованный запад» рассчитывал, что экономика России рухнет, но как всегда просчитался. В 2023г. уровень экономического развития Российской Федерации восстановился до пандемийного уровня и даже наметился экономический рост в отличие от Запада.

ВВП РФ во втором квартале 2023г. вырос на 4,8% в годовом выражении после снижения на 1,8% в первом квартале, сообщается в докладе Банка России о денежно-кредитной политике. По оценке ЦБ, в третьем квартале ВВП вырастет на 3,6%, в четвертом - на 1,5%.[1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.