Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ В РАБОТАХ УЧЕНЫХ ШКОЛЫ ВОСТОЧНОГО ПЕРИПАТЕТИЗМА'

РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ В РАБОТАХ УЧЕНЫХ ШКОЛЫ ВОСТОЧНОГО ПЕРИПАТЕТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ / КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК / ПЕРИПАТЕТИКИ / УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ЛОГИКА / НАУКА / EASTERN PERIPATETISM / CLASSIFICATION OF SCIENCES / PERIPATETICS / INFERENCES / PROOFS / LOGIC / SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанова Ольга Ивановна

В статье характеризуются логические учения философов школы восточного перипатетизма: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сино, Ибн-Рушда. Проанализированы новые подходы к пониманию предмета логики и ее значения для науки и практики, новые открытия в теории логики. Показано, что логическое учение Аристотеля претерпело определенную трансформацию в учениях восточных перипатетиков. Так, Аристотель нередко не разграничивал грамматические и логические категории. Аль-Фараби четко различает грамматические структуры речи и логические структуры мышления; заслугой Аль-Фараби является также введение им соединительной частицы как самостоятельной структурной единицы суждения. Введя в структуру суждения соединительную частицу, Фараби тем самым создает более совершенную и современную классификацию суждений по количеству и качеству. Тем самым упрощается понимание классификации суждений и, как следствие, понимание теории силлогизмов, ее фигур и модусов. Аль-Фараби внес новизну в учение о разделительно-категорических и условно-категорических силлогизмах. Заслуга Ибн-Сино в применении логической теории в практике лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LOGIC IN THE WORKS OF SCHOOL OF EASTERN PERIPATHETISM

The article describes the logical teachings of the philosophers of the school of Eastern Peripateticism: Al-Kindi, Al-Farabi, Ibn-Sino, Ibn-Rushd. New approaches to understanding the subject of logic and its significance for science and practice, new discoveries in the theory of logic are analyzed. It is shown that the logical teaching of Aristotle has undergone a certain transformation in the teachings of the Eastern peripatetics. So, Aristotle often did not distinguish between grammatical and logical categories. Al-Farabi clearly distinguishes between grammatical structures of speech and logical structures of thinking; Al-Farabi's merit is also the introduction of a connecting particle as an independent structural unit of judgment. By introducing a connecting particle into the structure of the judgment, Farabi thereby creates a more perfect and modern classification of judgments in terms of quantity and quality. This simplifies the understanding of the classification of judgments and, as a consequence, the understanding of the theory of syllogisms, its figures and modes. Al-Farabi introduced novelty to the doctrine of separating-categorical and conditionally-categorical syllogisms. The merit of Ibn-Sino in the application of logical theory in the practice of treatment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ В РАБОТАХ УЧЕНЫХ ШКОЛЫ ВОСТОЧНОГО ПЕРИПАТЕТИЗМА»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ В РАБОТАХ УЧЕНЫХ ШКОЛЫ ВОСТОЧНОГО ПЕРИПАТЕТИЗМА Степанова О.И. Email: Stepanova6102@scientifictext.ru

Степанова Ольга Ивановна - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и логики, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье характеризуются логические учения философов школы восточного перипатетизма: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сино, Ибн-Рушда. Проанализированы новые подходы к пониманию предмета логики и ее значения для науки и практики, новые открытия в теории логики. Показано, что логическое учение Аристотеля претерпело определенную трансформацию в учениях восточных перипатетиков. Так, Аристотель нередко не разграничивал грамматические и логические категории. Аль-Фараби четко различает грамматические структуры речи и логические структуры мышления; заслугой Аль-Фараби является также введение им соединительной частицы как самостоятельной структурной единицы суждения. Введя в структуру суждения соединительную частицу, Фараби тем самым создает более совершенную и современную классификацию суждений по количеству и качеству. Тем самым упрощается понимание классификации суждений и, как следствие, понимание теории силлогизмов, ее фигур и модусов. Аль-Фараби внес новизну в учение о разделительно-категорических и условно-категорических силлогизмах. Заслуга Ибн-Сино в применении логической теории в практике лечения. Ключевые слова: восточный перипатетизм, классификация наук, перипатетики, умозаключения, доказательства, логика, наука.

DEVELOPMENT OF LOGIC IN THE WORKS OF SCHOOL OF EASTERN PERIPATHETISM Stepanova O.I.

Stepanova Olga Ivanovna - PhD in Philosophy, Associate Professor, PHILOSOPHY AND LOGIC DEPARTMENT, UZBEKISTAN NATIONAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article describes the logical teachings of the philosophers of the school of Eastern Peripateticism: Al-Kindi, Al-Farabi, Ibn-Sino, Ibn-Rushd. New approaches to understanding the subject of logic and its significance for science and practice, new discoveries in the theory of logic are analyzed. It is shown that the logical teaching of Aristotle has undergone a certain transformation in the teachings of the Eastern peripatetics. So, Aristotle often did not distinguish between grammatical and logical categories. Al-Farabi clearly distinguishes between grammatical structures of speech and logical structures of thinking; Al-Farabi's merit is also the introduction of a connecting particle as an independent structural unit of judgment. By introducing a connecting particle into the structure of the judgment, Farabi thereby creates a more perfect and modern classification of judgments in terms of quantity and quality. This simplifies the understanding of the classification of judgments and, as a consequence, the understanding of the theory of syllogisms, its figures and modes. Al-Farabi introduced novelty to the doctrine of separating-categorical and conditionally-categorical syllogisms. The merit of Ibn-Sino in the application of logical theory in the practice of treatment. Keywords: eastern peripatetism, classification of sciences, peripatetics, inferences, proofs, logic, science.

УДК 162.2

Восточный перипатетизм - широко известное течение средневековой философии, получившее свое название ввиду опоры на наследие античных мыслителей, прежде всего Аристотеля. Не только перевод и комментирование работ Аристотеля, Платона, Эвклида, Птолемея и многих других древнегреческих философов, но и дальнейшее развитие натурфилософии, гносеологии и логики в 1Х-Х11 веках на территории арабского халифата становится главной движущей силой культурного процесса. Ядром философского течения восточного перипатетизма являются концепции ученых-энциклопедистов Якуба ибн-Исхака ал_Кинди, Абу Наср Мухаммада аль-Фараби, Абу Али ибн-Сино, Абу-аль-Валида Мухаммада ибн-Ахмеда Ибн-Рушда и других известных мыслителей. Аль-Кинди первым из арабоязычных философов занялся систематической работой по переводу и комментированию логического наследия Аристотеля. По мнению восточных перипатетиков, логика имеет огромное значение в жизни человека: она способствует обучению стройного, последовательного изложения своих мыслей; помогает выделить главное в изучаемом предмете, привести в систему накопленные знания. Логическое мышление позволяет обобщать, делать правильные выводы и прогнозировать различные ситуации. Логика формирует аппарат рационального осмысления и таким образом является наукой, дающей возможность глубокого и всестороннего изучения всех других наук - как естественных, так и общественно-гуманитарных. Именно поэтому великий ученый Востока Абу Наср аль-Фараби назвал ее «главой всех наук», Абу Али ибн-Сино «ключом ко всем наукам». За большой вклад в развитие логики Абу Наср аль-Фараби получил титул «мантикий» - логичный; он по праву считается самым выдающимся логиком этой эпохи. Логическое учение Аристотеля было продвинуто им на новый более высокий уровень. Аль-Фараби были досконально разработаны все разделы современной формальной логики: учение о понятиях, суждениях и его видах и, особенно, об умозаключениях как основе доказательного знания. Особое место в учениях центральноазиатских мыслителей занимала проблема языка как единственного выразителя процессов мышления. Абу Наср аль-Фараби считает самой важной для человеческого рода дисциплины - язык, об этом он говорит в своем трактате «Классификация наук». Логическая последовательность в рассмотрении «явления речи» анализируется им следующим образом: сначала он берет в качестве объекта анализа простые слова, затем переходит к сложным словам и словосочетаниям. Фараби простые слова подразделяет, как и все арабские филологи средневековья, на имя, глагол и частицы. Но эта традиция деления простых слов на имя, глагол и восходит к античной традиции и, в частности, к Аристотелю. Однако нужно отметить, что греческий мыслитель зачастую не разграничивал категорий языка и категорий мышления, грамматические категории были рассмотрены им как логические. Что же касается аль-Фараби, то он язык рассматривает как предмет языкознания и как предмет логики, четко фиксируя понятийный аппарат языка и логики и термины, обозначающие категории грамматики и категории логики. Заслугой Аль-Фараби является также введение им соединительной частицы как самостоятельной структурной единицы суждения (как известно, Аристотель соединительную частицу в качестве самостоятельной единицы не выделял, а считал ее составляющей предикабилии). Таким образом, введя в структуру суждения соединительную частицу, Фараби тем самым создает более совершенную и современную классификацию суждений по количеству и качеству, которой мы пользуемся по сей день. Тем самым упрощается понимание классификации суждений и как следствие понимание теории силлогизмов, его фигур и модусов. Почти во всех логических трактатах аль-Фараби утверждает, что научное знание не может основываться только на формальных дедуктивных рассуждениях. Он различает доказательные, диалектические, софистические, риторические и поэтические

умозаключения. Наука и научное знание должны исходить из достоверных истин. В диалектике опираются на знание, носящее вероятностный характер. Однако, наука не может исходить из вероятностных начал, поэтому она должны опираться на силлогистику. Доказательные силлогизмы применяются «при рассуждении друг с другом», то есть в качестве приема убеждения, или «при выведении кем-либо чего-либо в уме». Конечной целью доказательных рассуждений является постижение истины, и только на них основывается достоверное знание.

Главная отличительная черта такого знания - непротиворечивость. Достоверное знание отличается от опытного, от мнений, которые могут быть вероятными или ложными. «Подлинное знание - это такое, которое истинно. Достоверно всегда, а не иногда: это не то, что существует в определенное время и может не существовать после, ибо если мы будем знать только то, что существует сейчас, но с течением времени может перестать существовать. То, что мы не будем знать. Существует оно или нет, и наша уверенность обратится в сомнение и ложность» [1]. Аль-Фараби разграничивает такие понятия как убеждение и доказывание. Доказывать - это значит устанавливать истинность тезиса. Убеждать - это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий. Аль-Фараби четко осознает, что полемика нередко выходит за рамки аргументации, что наряду с чисто логическими приемами нередко используются околологические. В реальных ситуациях спора иногда четко доказанный по всем правилам тезис не убеждает оппонентов в силу различных причин (недостаточной образованности, предвзятости и т.д.). В других случаях за доказательство принимают убеждения, основанные на общепринятом мнении, на предрассудках, на неосведомленности оппонентов и т.д. Он также указывает на то, что большое влияние на аудиторию могут оказать должность выступающего, его авторитет, голос и манеры. Доказательное же знание безразлично к этим внешним факторам. Оно опирается на внутреннюю структуру:

1) посылки должны быть необходимо истинными;

2) доказываемое положение должно с необходимостью следовать из принятых положений.

Всякое доказательство составляет силлогизм, но не всякий силлогизм является доказательством. Аль-Фараби вслед за Аристотелем разграничивает силлогические умозаключения и доказательство, так как доказательство может достигаться и другими способами. Что касается его учение о силлогизме, то здесь он является верным учеником и последователем Аристотеля. Силлогизм (киес) состоит из посылок и заключения (содержит три термина), имеет непреложные правила построения, при соблюдении которых мы получаем гарантированно истинное заключение. Своеобразной чертой теории аргументации аль-Фараби было то особое место, которое он уделяет авторитету. Макбулот - знание, согласованное с авторитетом, одобренное и установленное им. «Авторитетное мнение «установление» в разработке научных вопросов в эпоху средневековья имело особое значение» [2]. Дело в том, что труды Платона, Аристотеля и других античных философов пользовались на средневековом Востоке непререкаемым авторитетом и их мнение в научных дискуссиях принималось за критерий истинности. Все ценное, что было написано аль-Фараби по проблеме первоначального знания, было широко использовано его последователями, прежде всего Абу Али ибн-Сино, который расширил перечень первоначальных знаний (силлогистических посылок) и довел их до тринадцати, добавив «опыт» и др. Силлогистическое искусство делится на пять видов: «достоверные, предположительные, ошибочные, убедительные, воображаемые. Каждое из пяти искусств имеет как характерные для него вещи, так и вещи, общие для всех» [2]. Логическое учение аль-Фараби и Ибн-Сино интересно как самый ценный опыт средневековой мысли и как типичное логическое учение, характерное для исламского Востока. Его теория аргументации сыграла огромную

прогрессивную роль, ибо было направлено, в противоположность религиозной догматике, на разработку рационального метода познания, средств научного познания. Логическое учение Фараби содействовало возвышению разума, демонстрации его мощи, силы, служило для выработки самостоятельных методов философского познания, или, как говорил Фараби, «доказательной науки».

Великий мыслитель и врач средневековья Абу али ибн-Сино продолжал развивать учение Фараби о доказательстве как дедуктивной формально-логической системе. Он полагал, что характер истинности выводов зависит от характера истинности заложенных основоположений, принятых в качестве посылок, и от правильности формально-логического следствия. Таким образом, он различает материю и форму вывода. По словам Ибн-Сино, в большинстве случаев вывод бывает правильный, но вот по материи - не всегда. «Выводы по форме бывают одинаковыми, однако по своим посылкам они не всегда бывают правильными. Бывает множество выводов, у которых посылки сомнительны и неистинны» [3]. Если посылки истинны, то и выводы буду истинны, а если ложны - и выводы будут ложными. И наоборот, если при правильных посылках будет нарушены правила логического следования, то вывод получится ложным. Таким образом, ученый твердо стоял на научной позиции, выступая за истинность и логическую правильность в их единстве. Исходными принципами любой научной теории являются положения четырех видов: определения основных понятий данной науки (так. Например, геометрия Евклида исходит из таких понятий как «точка», «линия», «фигура» и т.д.); известные положения, в истинности которых нет сомнения; научные предположения, которые вследствие полной недоказанности принимаются за истину как допущения; постулаты сходные с научными и допускающиеся в качестве посылок со снисходительностью. Как и Фараби, Ибн-Сино учение о силлогистике ставит в центр теории аргументации. По степени достоверности делит их на аподиктику (бурхан) - полная уверенность; топику (джедал) - предположение; риторику (балагат) - воображение; поэтику (шэръ) - интуиция; софистику (сафсат) - заблуждение. Причем, «Степень достоверности заключения прямо пропорциональна достоверности его основания, то есть посылок» [4]. Ибн-Сино развивает теорию о прямом и косвенном виде доказательств. Если истинный вывод следует из истинных посылок, или же истинность какого-либо положения подтверждается путем приведения других истинных положений. Из которых с необходимостью вытекало бы первое положение, такой вывод называется прямым выводом и доказательством.

В косвенном доказательстве устанавливается истинность признанного положения путем доказательства ложности, противоречащего ему положения посредством приведения его к абсурду. Ибн-Сино выясняет, что оно состоит из двух умозаключений - соединяющего и исключающего. Причем соединяющее умозаключение - не обычный вид умозаключений, а необыкновенное соединяющее и «его открыл я» («ман берун овардаам»). По словам Ибн-Сино, Аристотель не исследовал указанный вид вывода. А лишь отмечал, что вывод «от противного является условным выводом» [5]. В «Донишномэ» им подчеркивается, что из всех форм вывода нас интересуют только два: истинные (достоверные), чтобы им следовать и вероятные, чтобы на них опираться при исследовании; а софистические и эристические надо учитывать, чтобы их избегать. Следуя Аристотелю и Фараби, ибн-Сино анализирует ошибки силлогизма, классифицирует их и показывает путь, как их не совершать. Ибн-Сино отдает должное диалогу как методу ведения диспутов.

Выдающимся достижением ибн-Сино можно считать его достижения не только как теоретика логической науки, но и как гениального практика-врача. Именно он одним из первых стал применять логические метода доказательства при лечении больных. Он показывал, как должны подбираться посылки-аргументы, подтверждающие диагнозы; уточнил примнение традуктивных умозаключений во врачебной практике, проиллюстрировал, что человеческий организм есть

существование причинно-следственных зависимостей и т.д. Тем самым он продвинул теорию аргументации на новый уровень практического использования.

Учение Абу-аль-Валида Мухаммада ибн-Ахмеда Ибн-Рушда (известного в Европе под именем Аввероэс) считается завершающей фазой в учении восточного перипатетизма. Им было окончательно оформлена доктрина «двойственности истины», высказанная Аль-Фараби. Так, в религиозном мировоззрении он вычленяет два уровня: рациональный и образно-чувственный; первый доступен лишь подготовленным, образованным людям, второй - народным массам. Кроме того, можно различать два вида знания - религиозный и научно-философский. Вечные истины священной книги мусульман Корана истинны на все времена и не подлежат ревизии. Но ежедневные нужды человека в производстве материальных благ, в торговле, в путешествиях и прочее делают насущно необходимыми естественнонаучные знания, которые могут меняться, но которые не противоречат вечным истинам ислама. Тенденция отделения философского знания от религиозного была очень прогрессивной в условиях средневекового мировоззрения и способствовала развитию научного знания, его популяризации, становлению рационального метода познания, последовательному развитию логического учения.

В дальнейшем логику развивали такие известные философы как Мир Саид Шариф Джурджани, Фахраддин Рози, Насриддин Туси и многие другие. В целом можно отметить этот период как чрезвычайно плодотворный, в основном ориентированный на развитие светского знания; где развитие логики ориентировалось на практическое применение в научных диспутах, в ремеслах, в учебном процессе, в медицине и других областях человеческой деятельности.

Список литературы /References

1. Аль-Фараби. Философские трактаты. О классификации наук. Алма-Ата Наука, 1985. С. 131.

2. ХайруллаевМ. Фараби. Т. Узбекистан, 1973. С. 290.

3. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-ата, 1990. С. 137.

4. Болтаев М.Н. Абу Али ибн-Сина - великий мыслитель, ученый-энциклопедист средневекового Востока. М. Душанбе 1958. С. 228.

5. Абу Али ибн-Сина. Донишнамэ. Сталинабад. 1957. С. 125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.