Научная статья на тему 'Личность аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций'

Личность аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
962
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тулеубаева Самал Абаевна

Статья посвящена рассмотрению личности известного мыслителя и философа средневековья аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций. Анализируется языковая личность ученого и его вклад в развитие философии языка и логико-грамматических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций»

Lingua mobilis №1 (20), 2010

ЛИЧНОСТЬ АЛЬ-ФАРАБИ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКА И ДИАЛОГА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С. А. Тулеубаева

Статья посвящена рассмотрению личности известного мыслителя и философа средневековья аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций. Анализируется языковая личность ученого и его вклад в развитие философии языка и логико-грамматических исследований.

Ключевые слова: язык и диалог цивилизаций, средневековая арабо-мусульманская культура, арабский язык, философия языка.

Средневековая арабо-мусульманская культура являет собой важное звено мировой цивилизации. Более того, как отмечают ученые, «до второй половины XI в. наука на арабском языке шла в авангарде мировой культуры» [5. С. 6]. Ее достижения стали результатом взаимного обмена информацией по различным областям знания благодаря приобщению к иным культурам, их принятию, а самое главное - в результате обработки, синтеза и обогащения всего имеющегося опыта человеческой цивилизации, начиная с эпохи эллинизма.

Видится закономерным, что эпоха, в которой, с одной стороны, царил дух толерантности, взаимопонимания и взаимопринятия, а с другой стороны, активно развивалась наука по всем имеющимся направлениям, породила таких ярких личностей мирового масштаба, оставивших заметный след как в истории науки и мысли, так и общечеловеческом духовном и культурном наследии, как Абу Наср аль-Фараби (известный в России, начиная с XV в. через еврейские переводы, как «Авиасаф» и «Авийеше», а в Европе - под именем «Авеннасар» и «Фараби»). Отрекшись от земных благ и всецело посвятив себя поиску знаний и служению науке, он постиг таинства почти всех наук своего времени - философии, логики, музыки, медицины и т.д., составил одну из гениальных классификаций наук, предпринял попытку создать модель идеального государства. Его духовное наследие носит энциклопедический характер и отражает дух и стиль эпохи, в которую он жил.

116

Языкознание

В истории человечества есть выдающиеся имена, которые внесли значительный вклад в развитие различных отраслей знания, более того, явились основателями ряда наук и рассматриваются не только на уровне отдельной культуры, а в глобальном масштабе. К их числу относится и аль-Фараби. Жизнь и творчество этого гениального мыслителя средневековья представляет собой тот редкий пример, когда отдельная личность играет ключевую роль в разработке целой культурной традиции. Как отмечают казахстанские фарабиеведы, «непреходящее значение наследия аль-Фараби определяется и тем, что многие его положения в области философии, социологии, логики, этики, эстетики, естественно-научные идеи оказали большое влияние на последующее развитие общественно-философской мысли народов не только Востока, но и Европы в период средневековья и в эпоху Возрождения» [7. С. 16].

Имя аль-Фараби одинаково близко и дорого многим народам современного мусульманского Востока - в Центральной Азии, откуда он был родом, в Иране, Турции, Индии, Афганистане, Пакистане и во всем арабском мире, в которых хранится большое количество рукописей сочинений ученого (в частности, в различных фондах и библиотеках гг.Алматы, Астаны, Стамбула, Анкары, Тегерана, Каира, Дамаска, Бейрута, Хайдарабада, Бомбея, Ташкента и др.), разносторонне исследуется его богатое наследие, комментируются, издаются и переводятся на различные языки мира трактаты, проводятся международные форумы и конференции.

Рассматривая личность аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций, можно заметить следующее. «Второй учитель» (как именовали аль-Фараби на Востоке, признавая первым Аристотеля) избрал в качестве орудия своего творчества арабский язык, который в период расцвета Арабского халифата в IX-XI вв. стал не только государственным языком, языком науки, единственно литературным языком, но и языком эпохи, мировым языком. Это можно утверждать на том основании, что, во-первых, границы империи, созданной арабами, простирались на обширной территории от Атлантического океана до Индокитайского полуострова, во-вторых, именно арабский язык выступил хранителем всей собранной информации, именно на арабский язык осуществлялись переводы с греческого, индийского и персидского. Таким образом, аль-Фараби обращался к миру на языке цивилизации в арабо-мусульманской интерпретации, на том языке, который обеспечивал «взаимопонимание всех

117

Lingua mobilis №1 (20), 2010

образованных людей и накопление общего культурного фонда» [5. С. 6]. В течение всей своей жизни и творчества ученый вращался в пространстве, открытом для диалога языков, культур и религий. Именно этим и объясняется то обстоятельство, что философ, будучи выходцем из тюркских земель, прославился как философ, представляющий арабо-мусульманскую культуру, который глубоко постиг и популяризовал греческую философию.

В эпоху, на которую приходится расцвет таланта аль-Фараби, на арабо-мусульманском Востоке складывается единое пространство мысли и науки. Именно в этой атмосфере грандиозного культурного и научного подъема Абу Наср смог проявить свои выдающиеся способности. Говоря о его достижениях, казахстанские ученые указывают, что «аль-Фараби был выдающимся представителем перипатетизма, одним из основоположников прогрессивно-направленной арабоязычной общественно-философской мысли» [7. С. 5-6], что «благодаря своим глубоким и универсальным познаниям он весьма подробно проанализировал сущность наук в разных аспектах» [7. С. 11]. Труд аль-Фараби «О классификации наук» называют «своеобразной энциклопедией средневековья». Идеи ученого оказывают заметное влияние на творчество таких крупных мыслителей Востока, как Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Ибн Рушд (Аверроэс), и получают у них свое дальнейшее развитие.

Неординарность аль-Фараби проявляется и в его особо трепетном отношении к языку и вопросам языка вообще и, в частности, к арабскому, в разработку научного терминологического аппарата которого он внес неоценимый вклад. Несмотря на то обстоятельство, что проблемы грамматики, логики и философии очень тесно переплетаются в средневековой арабо-мусульманской науке, аль-Фараби считается одним из первых философов, который обратил внимание на тесную связь между развитием наук и языком как средством выражения научных достижений и всего происходящего в обществе. Более того, как гениальная личность он являет собой исторический пример воздействия на язык, который носит надындивидуальный характер, т.е. «чрезвычайно устойчив по отношению к индивидуально -му вмешательству, к попыткам сознательно «улучшить» и отрегулировать его» [4. С. 97], и что «не следует забывать, что возможность регулирования языка, воздействия на него весьма ограниченны», как заключают современные лингвисты [4. С. 100].

По утверждению арабских исследователей, дарование аль-

118

Языкознание

Фараби проявляется в его методах поиска, так как он не ограничился анализом движения мысли, а показал ее связь с грамматикой, и именно прекрасное владение арабской грамматикой позволило ему свободно оперировать арабским языком для выражения сложных философских категорий и подчинения его научным задачам [2. С. 13-14]. Подобного мнения придерживается и российский ученый А.В.Смирнов, когда подчеркивает, что «классическое арабское языкознание представляло собой развитую теорию, в которой арабский язык был описан во всех деталях. Для нас важно, что это описание оперировало инструментарием, который применялся и в других областях теоретической деятельности, в частности, таких, как фикх или философия» [6. С. 214-215]. Известно, что аль-Фараби в разработке логики многое почерпнул из арабской грамматики. Таким образом, еще в средние века он выдвинул идею, которую развили последующие поколения ученых, о том, что грамматика ведет за собой мысль и развивает ее.

В связи с проникновением в средневековую арабо-мусульманскую культуру нового научного материала в виде греческих трудов по логике, арабские логики, философы и лингвисты осознали необходимость изучения наук о языке как первостепенное условие для понимания логических терминов и философских законов и проблем. И это было арабским дополнением в древнегреческое наследие, которое основывалось на идее неоспоримого первенства логики перед другими науками. Тем самым арабы утверждали необходимость изучения языка в процессе философского поиска. Объясняя те или иные философские термины, они исходили, прежде всего, из их использования в языке (в частности, в арабском). Это было новшеством в занятии философией и заложило основы для развития идей о создании философии языка, которые получат свое дальнейшее оформление в трудах западных лингвистов. По признанию арабских ученых, пальма первенства в этом вопросе принадлежит Абу Насру аль-Фараби, которому позже последовали и другие, в том числе «му-такаллимы» (ученые-специалисты по догматическому богословию) [1. С. 182-183]. Более того, аль-Фараби, по общему признанию, считается первым философом, который осознал тесную связь логики и грамматики в средневековой арабской мысли, и представил ее в таком полном и детальном виде, что не удалось никому из его предшественников и преемников [3. С. 46]. Его знаменитая «Книга букв» («^^l_i IJ^jj^») стала первой реакцией сторонников аристотелев-

119

Lingua mobilis №1 (20), 2010

ской логики на спор, развернувшийся между логиками и грамматиками относительно важности каждой из этих наук [8. С. 523].

Список литературы

1. Зайдан, М. Ф. О философии языка. Бейрут, 1971. 233 с.

2. Мааруф, Н. Аль-Фараби ара-бийй аль-маутын уа ас-сакафа // Аль-Фараби и человеческая цивилизация. Багдад, 1975. С. 5-21.

3. Махди, М. Аль-Фараби и Ибн ас-Саррадж / Аль-Фараби. Книга букв. Бейрут, 1990. С. 44-47.

4. Норманн, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. 220 с.

5. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. 440 с.

6. Смирнов, А. В. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М., 2001. 504 с.

7. Аль-Фараби. Избранные трактаты. Алматы, 1994. 448 с.

8. Халифат С. Метод лингвисти-ческо-логического анализа в арабо-мусульманской мысли: теория и практика. Амман. 720 с.

List of literature

1. Zaydan, M. F. O filosofii yazyka. Beyrut, 1971. 233 s.

2. Maaruf, N. Al'-Farabi arabiyy al'-mautyn ua as-sakafa // Al'-Farabi i chelovecheskaya tsivilizatsiya. Bagdad, 1975. S. 5-21.

3. Mahdi, M. Al'-Farabi i Ibn as-Sarradzh / Al'-Farabi. Kniga bukv. Beyrut, 1990. S. 44-47.

4. Normann, B. Yu. Teoriya yazyka. Vvodnyj kurs. M., 2004. 220 s.

5. Ocherki istorii arabskoy kul'tury V-XV vv. M., 1982. 440 s.

6. Smirnov, A. V. Logika smysla: Teoriya i ee prilozhenie k analizu klassicheskoy arabskoy filosofii i kul'tury. M., 2001. 504 s.

7. Al'-Farabi. Izbrannye traktaty. Almaty, 1994. 448 s.

8. Halifat S. Metod lingvistichesko-logicheskogo analiza v arabo-musul'manskoy mysli: teoriya i praktika. Amman. 720 s.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.