Трибуна педагога
УДК 37 +16 ББК 87.4 + 74.58 С 34
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОТ ШКОлЫ К ВУЗУ
и от вуза к школе)
(Рецензирована)
Сидоренко Наталия Сергеевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (903) 447 12 66, е-mail: [email protected]
Гнатышак Алевтина Сергеевна,
учитель начальных классов высшей категории СОШ № 96, г. Краснодар. Тел.: (918) 277 16 92.
Аннотация. Логическое мышление представляет собой необходимое условие освоения всякого рационального знания.В данной статье формирование навыков и умений логического мышления рассматривается как непрерывный процесс, охватывающий и связывающий воединошкольное и вузовское образование.
Ключевые слова: логическое мышление, логические упражнения, последовательность, непрерывность, познавательный процесс.
development of logical thinking within continuous education
Sidorenko Natalia Sergeevna,
candidate of Philosophical Sciences, associate professor of Department of Philosophy and Histore of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (903) 447 12 66, е-mail: [email protected]
GnatyshakAlevtinaSergeevna,
elementary school teacher of the highest category Sch No. 96, Krasnodar. Ph.: (918) 277 16 92.
Summary. The logical thinking represents a necessary condition of development of any rational knowledge. In this article authors consider formation of skills and abilities of logical thinking as the continuous process covering and connecting together school and high school education.
Keywords: logical thinking, logical exercises, sequence, continuity, process of knowledge.
Логическое знание как основа нашего мыслительного процесса определяет не только внутренний порядок нашего сознания, но и его отношение с окружающим миром. Развитие навыков и умений логического мышления в школе имеет особое значение. Оно в дальнейшем определяет способность к непротиворечивости мышления у студента. Но на этом все не заканчивается. Бывший студент возвращается в школу в качестве учителя и формирует сам логические образы своих учеников. Успех образовательного процесса всецело зависит от успешного становления навыков и учений логического мышления.
Следует внести некоторые предварительные
замечания относительно особенностей логического знания в школе и вузе. Все учащиеся школ должны развивать в себе навыки логического мышления. Что касается высших учебных заведений, то ситуация здесь несколько иная. В вузах логические умения совершенствуют студенты далеко не всех специальностей (только историки, философы, юристы и отчасти экономисты). И здесь процесс обучения представляет собой овладение конкретными приемами и операциями. На примерах как это происходит в школе и в вузе мы увидим ниже.
Обучение навыкам логического мышления в школе имеет свои особенности. Логические упражнения, которые проводятся,основаны преимуще-
74
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Трибуна педагога
ственнона материале бытовой и природоведческой лексики.Они являются одним из способов развития мышления ребёнка и решают задачу - обучить школьника логическим приёмам. В этом процессе происходит совершенствование их практического применения. Это тем самым способствует, с одной стороны, систематизации знаний, а с другой - накоплению своего рода фонда умственных приёмов, что и будет являться основным показателем возросшего уровня мышления ребёнка и является необходимой основой для продолжения обучения в высших заведениях.
При проведении логических упражнений важно учитывать тенденции, характеризующие развитие мышления младшего школьника. Прежде всего, это совершенствование самих приёмов мышления. Поэтому нужно соблюдать постепенность перехода от грубого анализа к более тонкому, от сравнения по таким внешним признакам, как цвет, размер, форма, к сравнению по признакам более существенным - происхождение предмета, его назначение, отношение к другим предметам; от недифференцированных обобщений - к дифференцированным; от менее сформировавшегося понятия - к более сформировавшемуся.
Поясним это на примере: как можно усложнить упражнение на обобщение с исключением «лишнего».
Ласточка. Ворона. Сова. Лиса.
Ласточка. Курица. Сова. Белка.
Ласточка. Гусь. Синица. Оса.
В первом случае легко отграничит лису от птиц и установить сходство между ласточкой, вороной, совой (анализ грубый). Во втором варианте отграничит белку от птиц сложнее (влияют признаки: «живёт на дереве», «перепрыгивает с ветки на ветку»), объединит ласточку, сову и курицу в одну группу «птицы» также труднее (тормозящее влияние оказывает признак - «плохо летает»); в третьем варианте как для отграничения «лишнего» (оса), так и для включения гуся в число птиц необходим более тонкий анализ признаков.
Показателем развития мышления ребёнка является также происходящее качественное изменение - переход от образного мышления к понятийному. В процессе логических упражнений поэтому необходимо обеспечить взаимодействие жизненного и речевого опыта ребёнка, конкретного и абстрактного, наглядного и вербального. По мере того как учащиеся будут успешно справляться с заданиями на материале предметных картинок, необходимо переходить к логическим упражнениям на материале карточек со словами.
Очень важным моментом является выбор педагогически целесообразных видов логических
упражнений (как в школе, так и в вузе). Каждое из них должно давать совершенно определённый результат: в одном случае будет отрабатываться приём группировки, в другом - дети будут учиться находить черты сходства, в третьем - правильно подбирать родовое слово - понятие к данному перечислению видовых понятий, в четвёртых - делать двойное обобщение. В то же время все упражнения, вместе взятые, должны представлять собой обоснованную дидактическую систему, обеспечивающую развитие логического мышления учащихся.
Логические упражнения необходимо проводить с первых дней обучения ребёнка в школе.
Цель самых первых логических упражнений - выявить и уточнить, как соотносятся представления и понятия учащихся с содержанием картинок, предложений и текстов букваря, выявить уровень обобщений, которым уже владеют учащиеся, некоторые особенности их умственного и речевого развития. Учитель должен постараться устранить ряд логических ошибок, характерных для большинства детей, пришедших в первый класс, а после этого переходить к целевым логическим упражнениям на основе учащихся тех или иных логических приёмов.
Первые упражнения по карточкам с предметными рисунками необходимо провести фронтально, чтобы обеспечить вовлечение в работу всех учащихся класса. Учитель организует коллективную беседу на материале определённым образом подобранных предметных картинок, связывая логические упражнения с основной темой урока. Важно не ограничиваться лишь рассматриванием изображенных предметов и их названием. Надо предлагать детям подробнее высказываться об изображённых предметах, характеризовать их. Непосредственное восприятие должно пробуждать имеющийся жизненный опыт детей, стимулировать их к словесному выражению своих мыслей. Полезно также, кроме картинок, использовать и некоторые знакомые детям натуральные предметы: например, игрушки, инструменты, предметы одежды. На начальном этапе учитель выясняет, как узнают и называют изображённые предметы учащиеся, какие ошибки допускают, как и какие выделяют признаки предметов при их сравнении, как справляются с обобщением, какие при этом испытывают трудности и чем они вызваны. Допущенные ошибки коллективно исправляются. Особое внимание обращается на правильное выполнение всеми учениками первых упражнений, не требующих применения тонкого анализа.
Это упражнения в узнавании и правильном названии предметов, в результате которых выявляются возможности детей характеризовать предметы по определённому плану, перечислять некоторые
75
Трибуна педагога
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
внешние признаки этих предметов. Основная цель первых упражнений в узнавании - выявить и отчасти устранить имеющиеся в речевой практике детей ошибки на смешение сходных по некоторым признакам предметов одной и той же родовой группы.
Упражнения в узнавании и названии предметов сочетаются с упражнениями в сравнении предметов. Каждый раз учитель направляет внимание учащихся либо на признаки сходства, либо на признаки различия, чем с самого начала показывает, как нужно сравнивать предметы. Вопросы учителя стимулируют детей быть как можно более наблюдательными, не ограничиваться указанием какого - либо одного признака. Перечисление отдельно только признаков сходства или только признаков различия помогает учащимся сделать правильно и первые обобщения.
Упражнения на обобщение и группировку проводятся одновременно. После перечисления четырёх - пяти предметов, изображённых на картинках, детям предлагается назвать их все вместе одним словом. Среди предметов, которые относятся к одной родовой группе, помещается предмет другой родовой группы, которая детьми недостаточно отграничивается от первой. Подбираются такие картинки, по которым для устранения «лишнего» не требуется глубокого анализа.Эти упражнения в обобщении и группировке выявляют возможности детей при проведении грубого анализа (утка среди рыб лиса среди птиц, лопата среди посуды и. т. д.), а также наличие или отсутствие в их словаре родовых терминов (посуда, одежда, инструмент, мебель, машина и т. д.) и степень их осознанного употребления в речи.
Названные упражнения могут быть приурочены к подготовительному периоду и начальному этапу обучения грамоте. В дальнейшем они, усложняясь, реализуются в полной мере в обучение логическому знанию в вузе.
Что должен знать студент, знакомящийся с логикой. Прежде всего, он должен иметь представление о специфике логического знания и логических законах. Далее, овладение материалом по основным разделам логики (понятие, суждение и умозаключение) предполагает формирование умения совершать с ними операции и, в конце концов, реализацию непротиворечивости мыслительной деятельности, выражающейся в речи. Каждый раздел логики должен закрепляться упражнениями. Особое значение имеют задания, стимулирующие
творческий потенциал мыслительного процесса. Например, «что произойдет, если всесокрушающее пушечное ядро попадет в несокрушимый столб?» или «определите, опираясь на закон исключенного третьего, может ли быть одновременно ложными следующая пара суждений: всякая ложь заслуживает порицания и все виды лжи не заслуживают порицания».
Закрепление и в тоже время углубление материала, полученного в школе, происходит при разборе тем «понятие» и «суждение».
Анализ понятийной структуры сознания занимает главное место в обучении логики. Без успешного его усвоения все дальнейшие логические исследования могут оказаться бесперспективными. Ряд упражнений на логическую характеристику понятий, определения отношений между понятиями помогают качественнее усвоить материал. Например, логическая характеристика понятия «неряха». Это понятие по объему: непустое (обозначает реально существующий предмет), общее (существует больше, чем одно лицо к которому это понятие применимо), нерегистрирующее (все количество нерях не поддается учету). По содержанию: несобирательное (можно отнести к отдельному лицу), конкретное (указывает на самостоятельно существующий предмет мысли), положительное (указывает на наличие свойства (хотя и отрицательного - неряшливости) у предмета мысли), безотносительное (не требует соотнесения с другим понятием).
Разделы логики, посвященные умозаключению как форме мышления и логическим основам теории аргументации, являются самыми сложными и необходимыми для завершения формирования абстрактного мышления и навыка устной речи. Их успешное усвоение во многом определяется тем, каким образом навыки логического мышления были реализованы учащимся еще на уровне обучения в школе.
Главным требованием здесь и на всех этапах становления и развития мыслительной деятельности является требование сохранения последовательности и непрерывности в анализе мыслительного процесса. Это требование сопровождает логическое знание на всех уровнях его реализации - от школы к вузу и без него невозможен возврат обратно в школу из вуза с тем, чтобы традиция передачи логического знания не прерывалась, а только совершенствовалась.
76