Научная статья на тему 'Развитие лизинговых отношений в ЕврАзЭС'

Развитие лизинговых отношений в ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / LEASING / INVESTMENTS / FINANCIAL CRISIS / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозерова Светлана Викторовна, Белозеров Иван Иванович

В статье освещаются вопросы развития лизинговых отношений на пространстве ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the leasing relations in EurAsEC

In article questions of development of leasing relations on space of EvrAzES are taken up.

Текст научной работы на тему «Развитие лизинговых отношений в ЕврАзЭС»

DEVELOPMENT OF THE LEASING RELATIONS IN EurAsEC Belozerovа Svetlana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected] Belozerov Ivan Ivanovich, Senior Professor,

Chair of Economics and Management, North-Caucasian State Technical University, Stavropol In the article questions of development of leasing relations on space of EvrAzES are taken up. Keywords: leasing; investments; financial crisis; development prospects.

УДК 339.187.62:332.1

© Белозерова С.В., 2012 © Белозеров И.И., 2012

БЕЛОЗЕРОВА

Светлана

Викторовна,

кандидат

экономических наук, доцент

[email protected]

БЕЛОЗЕРОВ Иван Иванович,

ст. преподаватель,

кафедра Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

государственный

технический

университет,

Ставрополь

РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИИ В ЕврАзЭС

В статье освещаются вопросы развития лизинговых отношений на пространстве ЕврАзЭС.

Ключевые слова: лизинг; инвестиции; финансовый кризис; перспективы развития.

Лизинг - это комплекс экономико-правовых отношений, в основе которых лежит инвестиционные операции. Суть данных отношений состоит в приобретении в собственность лизинговой компанией указанного лизингополучателем имущества и последующей передаче его лизингополучателю во временное владение и пользование на определенный срок за определенную плату с использованием в коммерческой деятельности.

Лизинговые операции в последние годы стали существенным фактором стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы роста объема лизинга в них значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции, как на внутренних, так и на внешних рынках.

В современныхусловияххозяйствования лизинг становится важной формой капитализации экономических процессов и реализации стратегии модернизации национальных экономик посредством обновления основных фондов и модификации оборудования хозяйствующих субъектов.

Данные рейтингового агентства "Эксперт РА" свидетельствуют об активизации рынка лизинговых услуг. Так, в III квартале 2011 года лизингодатели заключили новых сделок на сумму 920 млрд рублей - на 119% больше, чем в III квартале 2010 года. При этом по итогам 1 полугодия темпы прироста составляли 107%. Наблюдаемая динамика объема новых сделок аналогична предыдущему году - за 9 месяцев 2010 темпы прироста объема контрактов достигали 127%. Совокупный лизинговый портфель на 01.10.2011 составил 1,6 трлн рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Ьеаэеигоре) достигла примерно 540 млрд рублей (13,3 млрд евро).

В 2011 году рынок лизинга замедлился, но сумма новых сделок стала максимальной за всю историю. По итогам прошлого года лизингодатели заключили новых сделок на сумму 1,3 трлн рублей - на 79% больше, чем в 2010 году (прирост рынка в 2010 году составил 130%). С учетом только рыночных сегментов темпы прироста более скромные.

По мнению руководителей ведущих лизинговых компаний страны, на фоне значительного роста спроса на лизинг (как одного из инструментов инвестиций) главным фактором, сдерживающим развитие рынка, стала нехватка объема предоставляемыхлизингодателям заемных средств. При этом фактор отсутствия достаточного числа "качественных" клиентов, занимавший первое место в 2010 и 2009 годах, сместился на пятое место, а фактор нехватки спроса на лизинговые услуги, соответственно, опустился с 4 на 8 место.

В последние годы в российской экономике, как и в странах ЕврАзЭС, находит применение международный лизинг как эффективный способ обновления производственных фондов. Это связано с тем, что мировой финансовый кризис существенно повлиял на инвестиционные процессы во всех государствах-участниках ЕврАзЭС. Сокращение объемов промышленного производства и резкое снижение импорта привели к падению объемов инвестиций, что напрямую отразилось на реализации международных лизинговых операций.

Как показывают результаты хозяйственной деятельности стран ЕврАзЭС, объем инвестиций в основной капитал в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом в некоторых странах увеличился: в Белоруссии - на 108,6%, в Казахстане - на 102,1%, в Кыргызстане - на 119,7%. Снижение объема капиталовложений в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом произошло в России - 83% и в Таджикистане - 84,5%. В среднем по странам ЕврАзЭС объем инвестиций в основной капитал в 2009 г. составил 87% [1].

В условиях мирового финансового кризиса возрастает роль усилий государств по регулированию интеграционных процессов. В последние годы по мере вовлечения национальных хозяйственных субъектов в мировую экономику внешнее воздействие становится все более важным условием выбора экономической стратегии интеграционного сотрудничества. Создание единого экономического и таможенного пространства в рамках Союзного государства, Таможенного союза и ЕврАзЭС становится приоритетным направлением экономического сотрудничества и оказывает существенное влияние на характер развития лизинговой деятельности на территории общего экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии [2].

В рамках Содружества Независимых Государств неоднократно были попытки формирования единого экономического пространства. Данная хронология выглядит следующим образом. В 1993 г. была провозглашена идея создания экономического союза в рамках СНГ. В 1994 г. сформировано Центрально-азиатское экономическое сообщество. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2000-2005 гг.

Почти 96% общего объема внешнеторговых операций стран-членов СНГ приходилось на Белоруссию, Казахстан, Россию и Украину. При этом основными торговыми партнерами во взаимной торговле стран СНГ в 2007 г. выступали: Россия - 42,9% общего объема экспортно-им-

портных операций между государствами Содружества, Украина -23,1 %, Белоруссия -15,7% и Казахстан - 11,8%. При этом новые условия для формирования Единого экономического пространства были заложены в рамках ЕврАзЭС, которое было создано для эффективного про- О движения процесса формирования государства- ^ ми участниками Таможенного союза и Единого п

экономического пространства, координации их ^

подходов при интеграции в мировую экономи- £1_

ку и международную торговую систему. И

16 августа 2006 г. главами государств-чле- ^

нов ЕврАзЭС было принято решение о перено- —) се работы по формированию Таможенного со- -3^ юза в рамки ЕврАзЭС. 1

27 ноября 2009 г. Межгосударственный со- ^ вет ЕврАзЭС принял решение по важнейшим

вопросам функционирования Таможенного со- |----------

юза и по созданию Единого экономического про- ^ ^ странства.

С созданием Таможенного союза с 1 января 2010 г. существенно изменился подход к оценке международных лизинговых операций, так как появилась возможность к свободному пе- \

ремещению оборудования в рамках внутреннего пространства России, Белоруссии и Казахстана и создались предпосылки регулирования лизинга на общих правилах, выработанных Та-

63

моженным союзом.

При этом видится необходимым обратить внимание на опыт западныхлизинговыхкомпа-ний по условиям финансирования лизинговых сделок. За рубежом услуги по предоставлению имущества в лизинг, как правило, оказывают лизинговые компании, которые при этом предоставляют 100-процентное финансирование инвестиционного проекта и не требуют немедленного начала платежей, дополнительного залога или прочихограничений на деятельность лизингополучателя, а также предусматривают в договоре лизинга возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизингу. Лизинговые платежи обычно начинаются после поставки имущества лизингополучателю. Ктому же лизингополучатель имеет возможность постоянного обновления своего парка оборудования, поэтому в большинстве случаев риск устаревания оборудования ложится на лизингодателя.

Внедрение подобной практики позволит, по-нашему мнению, активизировать лизинговые процессы на пространстве ЕврАзЭС, что будет способствовать экономическому росту в данных государствах.

Литература:

1. Белоусова 0. М. Влияние кризисов на формирование инвестици-он-ной модели государства // Фин. бизнес. - 2009. - № 3. - С. 15-23.

2. Филькевич Х. А. Особенности международного лизинга в условиях формирования технических регламентов ЕврАзЭс и Таможенного союза // Лизинг. - 2011. - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.