Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформационный лидер / лидер / структурный подход / организационное лидерство / transformational leader / leader / structural approach / organizational leadership.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Звягин А. В.

как лидерство влияет на эффективность управления операционными задачами в учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF THE HEAD OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFICIENCY OF PERSONNEL MANAGEMENT

how leadership affects the efficiency of managing operational tasks in educational institutions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

Звягин А.В.

студент магистратуры 2 курса группы ZMT-МвО-3-1 «Менеджмент в образовании» ФГБОУ ВО «АГПУ» Терсакова А.А., к.п.н., доцент кафедры ТИПИОП ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация: как лидерство влияет на эффективность управления операционными задачами в учебных заведениях.

Ключевые слова: трансформационный лидер, лидер, структурный подход, организационное лидерство

Zvyagin A. V.

2nd year Master's student of the ZMT-MVO-3-1 group ""Management in Education "" FGBOU VO "ASPU"

Tersakova A.A.

PhD, Associate Professor of the Department of TYPIOP FGBOU VO ""Armavir State Pedagogical University ""

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF THE HEAD OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFICIENCY OF PERSONNEL MANAGEMENT

Abstract: how leadership affects the efficiency of managing operational tasks in educational institutions.

Keywords: transformational leader, leader, structural approach, organizational leadership.

Современная жизнь выдвигает новые требования к профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения. Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечивать условия для максимального развития внутреннего потенциала личности и эффективной социализации школьников. Совершенствование лидерских навыков важно, поскольку руководитель с ярко выраженными лидерскими качествами, способен обеспечить быструю адаптацию организации к быстрым изменениям среды для эффективного управления персоналом.

Организационное лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство и организационная культура тесно взаимосвязаны. Лидеры создают, внедряют, развивают и иногда умышленно пытаются изменить культурные представления.

Лидерство — это установки и мотивация, побуждающие человека изучать культуру и управлять ею.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.

Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

Актуальность работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития организации. Команда эффективна тогда, когда у неё есть руководитель, который обладает лидерскими качествами.

В результате теоретического анализа литературы, социологического исследования лидерских качеств руководителя и их влияние на эффективность управления персоналом пришли к выводу, что:

Лидер - творческий человек, находящийся в поиске инноваций, но его значение максимально возрастает, как только лидер обретает свою команду.

Для того чтобы руководитель мог эффективно управлять персоналом он должен обладать лидерскими качествами: находится в постоянном поиске новых идей;быть коммуникабельным;уметь убеждать и вселять веру в своих подчинённых;обладать сформированным целеполаганием;быть разносторонним;быть трудолюбивым и настойчивым; находится в постоянном поиске новых решений, быть сосредоточенным на идеях; быть любознательным.

Кроме того у лидера должны быть: интеллектуальная развитость, некоторая жесткость в отношении дела, большая степень дипломатичности, расчетливости, открытости, эмоциональной

устойчивости. Лидерам свойственно доминирование, самоконтроль, независимость, склонность к новому.

3. Для того чтобы руководитель школы мог легко ориентироваться в современных условиях и мог эффективно руководить персоналом, он в первую очередь должен быть менеджером. Для этого необходимо пройти соответствующее обучение и получить соответствующие знания в этой области.

В современных условиях выпускник вуза должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и определенным набором лидерских качеств, которые позволят ему, молодому специалисту, успешно реализовать свои лидерские задатки в практической деятельности. В связи с этим необходима такая подготовка в высшей школе, где бы в полной мере использовались социальные и образовательные условия образовательного процесса, способствующие формированию лидерских качеств в профессиональной деятельности студентов. В данной статье освещается понятие «лидерство», приводится мнение авторов, дающих определение данному явлению, описываются подходы к толкованию термина, отмечается национальный аспект, социально-демографические характеристики, этические вопросы деятельности лидера. Рассматривая проблему лидерства, необходимо акцентировать внимание на мотивации, типологии, способах выявления лидеров и их основных характеристиках. Важно прояснить способы раскрытия лидерского потенциала, как его можно использовать в организационных целях. Лидерство является важнейшей составляющей эффективного управления. Лидеры встречаются везде, где есть власть или устойчивое объединение людей. Лидерство не имеет конкретного определения, оно многогранно, кроме того, существуют различные подходы к анализу этого явления, а также ряд проблем, которые находятся в области изучения существующего явления. Основная часть. Исходным условием при рассмотрении лидерства является утверждение, что человек не может ни управлять, ни общаться, ни обмениваться информацией с другими людьми. Подобно строению человеческого мозга, имеющего два полушария — левое (сознание-мышление) и правое (чувства-интуиция), природа лидерства также двойственна: в ней выделяют сферу бизнеса (формальное лидерство) и сферу отношений (неформальное лидерство). Иными словами, в первом случае речь идет о разработке и достижении целей, а во втором — о согласии между людьми, их взаимоотношениях [1]. С другой стороны, лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребности в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы с целью обеспечения ее жизнеспособности и функциональной дееспособности. Такая упорядоченность достигается за счет вертикального (управление-подчинение) и горизонтального

(соотносительные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределения функций и ролей [2]. Несмотря на то, что само понятие «лидерство» может показаться достаточно простым и в современной науке существуют общие исходные позиции у различных авторов, это явление характеризуется неоднозначно. Важным аспектом изучения лидерства является определение, описание и характеристика самого понятия «лидер».

Каждый человек может определить свою и чужую пригодность для лидерства, используя следующие восемь критериев: 1) самокритика и, что самое главное, постоянное самосовершенствование; 2) нацеленность на служение другим; 3) излучение позитивной энергии, доброжелательность и избегание восприятия негативной энергии и конфликтов; 4) вера в других и внушение этого им; 5) рациональное распределение времени и усилий; 6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие жизни как приключения; 7) толерантность, поощрение и использование многообразия мнений и подходов, признание заслуг других и их равного права на самовыражение; 8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.

В целом лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на мотивацию людей к достижению общих целей. В целом полноценное лидерство позволяет управлять людьми без их сопротивления и недовольства, формального контроля, страха и наказания. По мнению многих ученых, лидерами «рождаются», но в еще большей степени они становятся ими в результате обучения, упорной индивидуальной работы, просвещенного знаниями практического опыта и приобретенных в ней навыков. Исходя из вышесказанного, практически каждый грамотный руководитель может стать деловым, а во многом и эмоциональным лидером.

Использованные источники:

1. Беляцкий, Н.П. Менеджмент. Основы лидерства / Н.П. Беляцкий. -Минск: Новое знание, 2002. - 250 с.

2. Пугачев, В.П. Руководство персоналом: учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 416 с.

3. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. - 320 с.

4. Тадани, Р. Качества Лидера / Р. Тадани // Бухгалтерия [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://www.buhter.ru/article1723.html. -Дата доступа: 26.01.2001.

5. Молчанов, И. Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность. Корпоративное лидерство и руководство. Гендер и лидерство / И. Молчанов // Основы лидерства [Электронный ресурс]. -

2004. - Режим доступа: http://psyfactor. о^/НЬ/Нёег2.Ыт#3а. - Дата доступа: 26.01.2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.