Научная статья на тему 'История изучения лидерских качеств у зарубежных и отечественных авторов'

История изучения лидерских качеств у зарубежных и отечественных авторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4169
520
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / КАЧЕСТВО / QUALITY / СПОСОБНОСТЬ / ABILITY / УМЕНИЕ / НАВЫК / SKILLS / ДЕЙСТВИЕ / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ACQUIREMENT / ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вавилкин В. Н., Ануфриенко Л. В.

Проанализированы научные работы зарубежных, российских и белорусских авторов по теме лидерства и лидерских качеств, сделан анализ качеств лидера, упомянутых в работах у различных исследователей. В статье также затрагивается вопрос основных умений и навыков лидера, дан перечень базовых лидерских способностей. Кроме того, в работе описаны действия лидера, которые были выявлены зарубежными учеными, а также приводится пример типологии лидеров, разработанный зарубежными исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF SCIENTIFIC RESEARCH ON THE TOPIC OF LEADRSHIP CHARACTERISTICS IN FOREIGN AND NATIVE LITERATURE

The purpose of this study is to analyze leader’s main qualities. This article deals with the scientific works of foreign, Russian and Belarusian authors on the topic of leadership and leadership qualities, it also represents the comparative analysis of the leader’s characteristics, and compiles a list of similar qualities of a leader. The article also addresses the issue of basic leader’s skills. In addition, the paper describes the actions of the leader, which have been identified by foreign scientists, as well as it gives an example of the leader’s typology, developed by foreign researchers in the sphere of leadership.

Текст научной работы на тему «История изучения лидерских качеств у зарубежных и отечественных авторов»

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРОВ

В.Н. Вавилкин, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Л.В. Ануфриенко.

Полоцкий государственный университет

Проанализированы научные работы зарубежных, российских и белорусских авторов по теме лидерства и лидерских качеств, сделан анализ качеств лидера, упомянутых в работах у различных исследователей. В статье также затрагивается вопрос основных умений и навыков лидера, дан перечень базовых лидерских способностей. Кроме того, в работе описаны действия лидера, которые были выявлены зарубежными учеными, а также приводится пример типологии лидеров, разработанный зарубежными исследователями.

Ключевые слова: лидерство, качество, способность, умение, навык, действие, типология

HISTORY OF SCIENTIFIC RESEARCH ON THE TOPIC OF LEADRSHIP CHARACTERISTICS IN FOREIGN AND NATIVE LITERATURE

V.N. Vavilkin. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. L.V. Anufryenko. Polotsk state university

The purpose of this study is to analyze leader's main qualities. This article deals with the scientific works of foreign, Russian and Belarusian authors on the topic of leadership and leadership qualities, it also represents the comparative analysis of the leader's characteristics, and compiles a list of similar qualities of a leader. The article also addresses the issue of basic leader's skills. In addition, the paper describes the actions of the leader, which have been identified by foreign scientists, as well as it gives an example of the leader's typology, developed by foreign researchers in the sphere of leadership.

Keywords: leadership, quality, ability, skills, acquirement, actions, typology

Тема лидерства играет важную роль в динамике групповых процессов, она имеет конкретно исторический характер и отображает существующие в обществе социально-экономические отношения. В своем общем значении, лидерство - это способность человека воздействовать на других, побуждая их тем самым достигать поставленных целей способами, которые необходимы лидеру.

Актуальность исследования заключается в том, что вопросами лидерских качеств занимались и занимаются многие российские, белорусские и зарубежные ученые и исследователи. Однако анализ педагогической, социологической, философской и психологической литературы по проблеме показывает, что, все же, до сих пор не существует единого мнения относительно этого явления, его компонентов и составляющих.

Так, в теории лидерских качеств Ф. Вудсза утверждалось, что лидер одарен особым талантом, который и отличает его от последователей, а сами качества, определяющие лидера, можно систематизировать. Схожее мнение высказывал М. Вебер, который утверждал, что для эффективного лидера главным является наличие харизмы, которая и выявит основные качества, необходимые лидеру при управлении коллективом.

Иную точку зрения имел Р. Кетелл, утверждающий, что на личность лидера в первую очередь влияют наследственность и окружающая среда, другими словами, одни качества, необходимые для лидера, закладываются еще в раннем возрасте (например, любознательность), остальные - формируются в последующие годы (например, честолюбие, такт). В целом же комплекс качеств, актуальных для личности лидера, варьируется в зависимости от сферы жизнедеятельности общества, а с усложнением задач, стоящих перед лидером, расширяется и спектр навыков, которыми он должен обладать [1].

В отличие от Ф. Вудсза, М. Вебера и Р. Кетелла, некоторые исследователи утверждали, что не существует конкретных качеств, которые имеются у лидера, есть ситуации, заставляющие человека проявлять себя как лидер. Например, в 1928 г. Г. Персон выдвинул гипотезу о том, что каждая ситуация определяет те качества, которые необходимы лидеру для эффективных действий в новых условиях, а сами характеристики личности, которые в особом случае могут быть определены как лидерские, являются продуктом опыта индивида в предшествующих ситуациях [2]. Данную точку зрения разделял также Дж. Хемфилл.

Типологией лидеров занимался психолог Кларк, который выделил три типа лидеров:

1) популярные лидеры, которые обладают влиянием благодаря своему уникальному сочетанию качеств личности или своих уникальных способностей;

2) групповой лидер достигает намеченную цель через взаимопонимание членов своей группы;

3) локальный лидер появляется в конкретной ситуации, когда коллектив нуждается в поддержке и руководстве.

Однако выявление типов лидера и их описание все же не дает полного и однозначного ответа, что же делает личность лидером, поэтому необходимо также затронуть вопрос о навыках, способностях или умениях, которые и помогают человеку стать лидером. Например, О. Тид выделил 11 навыков и способностей лидера:

1) способность управлять собой;

2) разумные личные ценности;

3) четкие личные цели;

4) навык решения проблемы;

5) способность к инновациям;

6) способность влиять на окружающих;

7) знание управленческих подходов;

8) способность руководить;

9) умение обучать и развивать подчиненных;

10) ориентация на личный рост;

11) способность формировать эффективные рабочие группы [3].

Ученый Б. Нанус, считал, что лидер обладает семью основными способностями: прозорливостью; искусством осуществления перемен; способностью к построению организаций; способностью к опережающему обучению; инициативностью; способностью понимать взаимозависимости; высокой честностью и цельностью характера [4].

Известный американский исследователь в области лидерства П. Друкер к основным лидерским умениям относит: умение ценить свое время; умение принимать решения; умение формировать и развивать эффективные рабочие группы; умение ориентироваться на результат.

Как показал анализ, проведенный по данному вопросу, в позициях отдельных авторов наблюдаются заметные различия, касающиеся как перечня основных способностей и умений лидера, так и их сущностных характеристик.

В 1989 г. Лэй Крингер предложил рассматривать лидера не с позиции его качеств, ситуаций, умений и навыков, а с позиции его действий. То есть, на первом этапе эффективный лидер оценивает окружающих, адаптируется и формирует задачи, которые должны реализоваться. На второй стадии ему необходимо согласовать свои представления

с ведомыми, используя все необходимые средства. Третий этап - выработка доверия. На четвертом этапе лидер сам служит ролевой моделью и мотиватором для действий окружающих.

В исследованиях Дж. Ховелла можно найти сведения о том, что эффективный лидер: использует власть на благо других; соотносит цели с потребностями и взглядами последователей; учится, основываясь на критике в свой адрес; поощряет независимое мышление последователей и их сомнения в правильности его мнения; является сторонником открытого двухстороннего общения; учит и поддерживает последователей, делит признание с другими; полагается на внутренние мотивы для определения моральных поступков; является ролевой моделью [5].

В работе «Психология современного лидера: Американские исследования» (Дж.П. Канджеми, К.Дж. Ковальски) можно найти следующую информацию о действиях лидера: он понимает принцип работы организации и осознает, как его поведение отражается на персонале; лидер имеет гуманный склад характера; получает удовлетворение не только от собственных успехов, но и от успехов других; чувствует эмоции своих подчиненных; создает у последователей интеллектуальную и эмоциональную преданность своей организации; ведет себя вежливо, толерантно и открыто; придерживается консультативного стиля руководства; общается с подчиненными; участвует в жизни организации [6].

Сравнивая перечень действий лидера, выделяемых разными авторами, нетрудно убедится в том, что у каждого исследователя есть свое, отдельное видение того, что должен делать лидер и как он должен себя вести. А значит, невозможно выделить общих действий, способностей или умений лидера и описать их, что дает возможность другим ученым раскрывать вопрос лидерства дальше, находя новые реалии для исследования.

Переходя к вопросу о качествах, которыми должен обладать лидер, а также к их описанию, необходимо отметить, что до настоящего времени универсальных лидерских качеств так и не выявили, поэтому исследователи в области лидерства и лидерских качеств иногда имеют абсолютно различную точку зрения о том, какие же все-таки качества являются лидерскими, а кроме того, некоторые исследования таких качеств противоречивы.

В 1948 г. Р. Стогдилл провел анализ 124 исследований, изучающих личностные качества лидера, а также выделил ряд приоритетных. Ими оказались: интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, а также социальная компетентность.

Не менее актуальна была задача психолога Р. Манна, который в результате анализа разнообразных работ по личностным качествам лидера выделил те, которые в значительной степени характеризуют лидера: наличие интеллекта; умение приспосабливаться; коммуникабельность; умение влиять на окружающих; толерантность и отсутствие консерватизма; восприимчивость и эмпатия.

Исследователи в области лидерства и лидерских качеств - А. Лоутон и Э. Роуз в 1987 г. по итогам семинара руководителей, состоявшегося в г. Лондоне, предложили следующие качества и умения лидера: дальновидность, решительность и твердость, наличие политического чутья, владение искусством межличностного общения, стойкость, обаяние, гибкость.

Ученые Т.Дж. Нэфф и Дж.М. Ситрин выделили такие личностные качества лидера, как: неравнодушное отношение к своему делу; наличие интеллекта; общительность; активность; самоконтроль и дисциплинированность; сдержанность; нормальная и адекватная оценка окружения; хорошие отношения в семье; положительные установки; желание осуществлять то, что необходимо в данный момент.

В свою очередь, С. Росс и Л. Офферман считают, что лидер ассоциируется со следующими личностными качествами: прагматизм, воспитанность, уверенность в себе, низкий уровень критичности и агрессии.

В трудах С. Коссена можно найти такие качества, как: творческий подход к делу; ясность в выражении мыслей; общительность; толлерантность; целеустремленность; разносторонность; порядочность и честность, прямота, конструктивность; чувство

собственного достоинства, уверенность в себе; энтузиазм, дисциплинированность; уравновешенность.

Проанализировав приведенные выше данные, можно выявить качества, являющиеся наиболее важными (по количеству их упоминания) для эффективного лидера. Ими оказались общительность, интеллект, энтузиазм, толерантность, целеустремленность, уверенность в себе, инициативность, стремление к знаниям, надежность, энергичность (активность), приспособляемость, твердость, рассудительность, зрелость, решительность, настойчивость, уравновешенность, интуитивность.

Однако необходимо отметить, что исследования в данной области все еще продолжаются, а в дополнение к лидерским умениям и к наличию определенных качеств ученые стали анализировать еще и предпочтения лидера, а также все больше уделять внимания его физиологическим характеристикам и манере общения с подчиненными.

Говоря о российских и белорусских исследованиях лидерских качеств, хотелось бы отметить следующие наработки в данной области. Так, Н.К. Михайловский подчеркивал такие качества лидера, как решительность и способность своим примером увлечь за собой. Иную точку зрения имел зоопсихолог В.А. Вагнер, как раз для него характерными качествами лидера являлись повышенная половая функция, эгоизм и честолюбие.

Свое мнение по вопросу лидерских качеств высказали кандидаты наук Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. В коллективной монографии авторы выделяют следующие качества лидера: амбициозность, активность, желание быть лидером и вести за собой других, честность и прямота, уверенность в своих силах.

Хотелось бы отметить и белорусских исследователей лидерских качеств. Например, Н.П. Беляцкий и А.А. Злотников полагали, что наиболее часто встречающиеся у лидеров качества можно объединить в четыре группы: интеллект (ум и логика, оригинальность, концептуальность), приобретенные способности или поведенческая компетентность (умение заручаться поддержкой, завоевывать популярность, дипломатичность, умение брать ответственность и риск), особенности личности (гибкость и решительность, созидательность и творчество, смелость и амбициозность, настойчивость и упорство), физиологические качества (рост, вес, внешний вид или представительность, энергичность движений, состояние здоровья).

Кроме того, анализ литературы, проведенный в рамках исследований по теме лидерских качеств (отечественные исследования), дал возможность выявить определенные способности и умения эффективного лидера (табл. 1), а также проанализировать качества, которыми он должен обладать (табл. 2).

Таблица 1. Способности и умения лидера (взгляд отечественных исследователей)

Способности Автор Умения Автор

Способность понять другого Л. И. Уманский О. В. Евтихов Умение брать на себя ответственность Л. И. Уманский А.И. Давлетова А.А.Злотников

Способность к активному психологическому воздействию Л. И. Уманский А.И. Давлетова Умение работать в группе А.А.Злотников Н.П. Пучков А.В. Авдеева

Умение управлять людьми Е.М. Бабосов А.А. Злотников

Способность управлять собой А.А. Брасс Умение решать проблемы А.А.Злотников

Умение оценивать варианты Н.П. Пучков А.В. Авдеева

Умение создавать условия для саморазвития подчиненных О.В. Евтихов А.А. Злотников

Таблица 2. Качества эффективного лидера (отечественные исследования)

Качество Автор

Компетентность А.И. Давлетова, О.В. Евтихов, М.И. Рожков, Е.М. Бабосов, Н.П. Беляцкий

Активность А.И. Давлетова, О.В. Евтихов, Л.В. Карташова, А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

Общительность Н.П. Пучков, А.В. Авдеева, А.И. Давлетова, О.В. Евтихов, В.Е. Глушаков

Изобретательность Л.И. Уманский, А.И. Давлетова, А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

Целеустремленность Е.М. Бабосов, Н.П. Беляцкий

Творческий подход к делу Н.П. Беляцкий, В.Е. Глушаков

Готовность к новому В.Е. Глушаков, А.А. Злотников

Инициативность А.И. Давлетова, А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

Уверенность в себе О.В. Евтихов, Л.В. Карташова, А.А. Злотников

Упорство В.Е. Глушаков, А.И. Давлетова, Н.П. Беляцкий

Лидерская позиция Л.В. Карташова, О.В. Евтихов

Проницательность А.И. Давлетова, О.В. Евтихов

Решительность Н.К. Михайловский, Н.П. Беляцкий

Честолюбие В. А. Вагнер, Л.В. Карташова

Ответственность Н.П. Пучков, А.В. Авдеева

Работоспособность А.И. Давлетова, А.А. Злотников

Честность и прямота Л.В. Карташова, А.А. Злотников

Ум и логика А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

Принципиальность А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

Образованность А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

Гибкость А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

Созидательность А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

Независимость А.А. Злотников, В.Е. Глушаков

Властность А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

Амбициозность А.А. Злотников, Н.П. Беляцкий

В целом сопоставив подходы зарубежных и отечественных авторов, можно выделить комплексный подход у российских и белорусских ученых, а наличие различных компонентов в исследовании качеств лидера, рассмотрение их как определенных компетенций, а также разделение качеств на подгруппы отличает российских и белорусских исследователей от зарубежных. Но все равно и в иностранной, и в русскоязычной литературе у различных ученых, занимающихся проблемой лидерских качества, есть схожие характеристики, которыми должен обладать эффективный лидер (рис.).

Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, можно сделать вывод о том, что лидер - это личность, которая выделяется из группы людей и занимает данную позицию, благодаря наличию определенных личностных качеств, умений и навыков, а, кроме того, его действия соответствуют прототипу лидера (по мнению окружающих), такой человек имеет свой собственный стиль лидерства, который, зачастую, зависит от типа организации, задачи, которую надо решить и самих последователей. Кроме того, сама совокупность лидерских качеств обусловлена как и наследственными факторами, условиями воспитания и образования, так и социальной средой и ситуационными аспектами.

активность, инициативность, общительность, гибкость; творческий подход, интуитивность, проницаемость

настойчивость, упорство, целеустремленность; уверенность в себе, интеллектуальность

дисциплинированность, организованность, самоконтроль; надежность ответственность

честность, порядочность, чувства собственного достоинства; уравновешенность, р ассудительность

Рис. Качества эффективного лидера, упомянутые как зарубежными, так и отечественными авторами

Литература

1. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. СПб.: Речь,

2010.

2. Бабосов Е.М. Социальное управление: учеб. пособие. М.: ТетраСистемс, 2008.

3. Злотников А.А. Основы лидерства. Структурно-логические схемы: пособие для студентов спец. 1-26 02 02. Гомель: ГГТУ им. П О. Сухого, 2009.

4. Лесина Л. А. Лидерство в образовании: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2002.

5. Канджеми Дж.П., Ковальски К.Дж. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пугачев В.П. Руководство персоналом: учеб. М.: Аспект Пресс, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.